Недоросль это рассказ или комедия

Недоросль — комедия в пяти действиях Дениса Ивановича Фонвизина.
Пьеса написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия. Вместе с тем в комедии можно увидеть проявления раннего реализма, так как автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».[1]

В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми.[2]

Сюжет

Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции,
грубые и глупые,
получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам
выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью.
Злонравные же родственники терпят крах.

Описание

Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.

Проблематика

Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных.
Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции.
В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности
это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.

Характер конфликта

Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.[3]

История создания

Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.

Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.

Действующие лица

  • Простаков — помещик, глава семейства Простоковых. Во всем старается угодить своей жене. Не умеет читать.
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофанушка — их шестнадцатилетний сын, которого они оберегают от чрезмерного учения и слабостям которого потакают.
  • Еремеевна — кормилица Митрофана и его няня, а также верная слуга Простаковой, служащая ей уже 40 лет.
  • Правдин — гость или постоялец Простаковых, который на самом деле является государственным чиновником, призванным разобраться в делах Простаковых. Высокоморальный человек, олицетворяющий в пьесе слово закона
  • Стародум — дядя и опекун Софьи, вернувшийся из Сибири с состоянием в 10 тысяч.
  • Софья — племянница Стародума и сирота. Приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, честный и образованный, возлюбленный Софьи.
  • Тарас Скотинин — брат Простаковой, который намерен жениться на Софье ради собственного завода свиней.
  • Кутейкин — учитель грамматики Митрофана, «уволенный» семинарист, «убоявшийся бездны премудрости».
  • Цыфиркин — учитель арифметики Митрофана, отставной сержант.
  • Адам Адамович Вральман — немец, нанятый для учения Митрофана премудростям светской жизни. На самом деле бывший кучер.
  • Тришка — портной-самоучка, слуга Госпожи Простоковой.
  • Слуга Простаковых
  • Камердинер Стародума

Судьба героев

Имя до пьесы во время пьесы в конце пьесы
Госпожа Простакова Родилась в многодетной семье скупого дворянина, однако все её братья и сестры, кроме Скотинина, умерли в детстве. Детей дома ничему не учили. Хоть и заставляет сына учиться, так как без грамоты больших чинов не получить, балует его и потакает его прихотям, так как безумно любит. Крестьянами помыкает. Перед ней трепещут все, даже собственный муж. Потеряла власть над своими крестьянами, почувствовала стыд и поняла что сын ценил в ней лишь её власть.
Митрофанушка С 12 лет занимается с учителями Отвергает мать и согласен идти «куда велят». Правдин намерен отправить его служить.
Правдин Берёт имение Простаковых под государственную опеку за жестокое обращение с крепостными.
Стародум После того как менее достойному в обход ему присвоили звание, в горячке оставил службу. Послк был взят ко Двору, но быстро отошёл от него так как захотел сохранить собственное достоинство. Пропадает в Сибири. Неожиданно возвращается с наследством в 10 000 и желанием женить племянницу на благонравном Забирает Софью у родственников в Москву
Софья Жила с матерью, дружила с Милоном, после смерти матери оказалось во власти своячьников Родственники пытаются насильно выдать её замуж. Получает благословение на брак с Милоном
Милон в разлуке с Софьей больше полугода. Ведёт войска в Москву, останавливается в деревне Протоковых. Получает благословение на брак с Софьей
Скотинин отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала
Кутейкин Учился в Симинарии, но оставил её, не справившись с учением. Обучает Митрофанушку чтению Потребовав расчёта несмотря на не сделанную работу будет вынужден рассчитываться с несговорчивой хозяйкой. Пристыжён.
Цыфиркин Гарнизонный в отставке. Подрабатывает в городе «счётными делами» на чиновников. На досуге обучает детей на дому математике. Отказавшись от оплаты за беспокойство, получает в благодарность за честность деньги от Стародума и Милона
Адам Адамович Вральман Кучер Стародума Притворяясь знатоком света человеком высокого образования живёт у Простоковых как наставник их сына. Но на деле только мешает его учителям, да льстит его матери. Вернулся на службу к Стародуму

Ссылки

  • Текст произведения на lib.ru
  • Текст произведения на ilibrary.ru

Примечания

  1. Краткое содержание «Недоросль»// Образовака
  2. Добавьте источник цитирования
  3. Спектакль Недоросль. Анализ произвидения Д. И. Фонвизина.// В гостях у сказки
Недоросль
Жанр:

комедия

Автор:

Денис Иванович Фонвизин

Год написания:

1782

Wikisource-logo.svg Текст произведения в Викитеке

«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина.

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т.н. венечных памятей [1] — документов, разрешающих вступление в брак [2].

История создания

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

Действующие лица

  • Простаков — глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене «При твоих глазах мои ничего не видят» — говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына. «По крайне мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает об её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофан — сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»).
  • Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофана.
  • Правдин — государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства.
  • Стародум — дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
  • Софья — племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
  • Господин Скотинин — брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
  • Кутейкин — семинарист, учитель Митрофана.
  • Цыфиркин — отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Вральман — немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого. Нанят, что бы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям.
  • Тришка — портной-самоучка.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Постановки

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий[3], Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков»[4].

А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок[5].

В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам «Недоросля».

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:

  • «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
  • «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).

Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»[6].

Факты

  • Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
  • Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
  • Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.

Примечания

  1. Д.И.Фонвизин «Недоросль: избранные произведения», Спб, «Азбука Классика», 208; Комментарии А.Д.Степанова с. 300
  2. Венечная память (знаменная грамота) :: В :: Генеалогический словарь
  3. Отечественные певцы
  4. ТВ «Культура»
  5. Изучение комедии «Недоросль». Автор Марина Барабанова
  6. ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745—1792) на Funeral-SPB.ru

Анализ «Недоросль» Фонвизин

Анализ «Недоросль» Фонвизин

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 4792.

Обновлено 17 Ноября, 2021

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 4792.

Обновлено 17 Ноября, 2021

Бессмертная комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была и остаётся одним из актуальных произведений русской классики. Широта взглядов писателя, его глубокое убеждение в пользе образования и просвещения отразились в пьесе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом комедии по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 8 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Год написания – 1782 г.

История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из Франции, где он изучал юриспруденцию и философию, а также познакомился с театральными постановками комедий. Работа заняла около трёх лет, пьеса была окончена в 1782 году.

Тема – Основной темой «Недоросля» является необходимость просвещения и образования для молодых дворян, воспитание молодого поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.

Композиция – Комедия выстроена по всем законам жанра, в ней соблюдены три составляющих, необходимых для комедии классицизма: единства действия, места и времени. Состоит из пяти действий.

Жанр – Комедия, яркое и живое повествование с юмористическим сюжетом.

Направление – Пьеса является ярким примером основного литературного направления того времени – классицизма.

История создания

Анализ комедии «Недоросль» поможет нам глубже понять произведение, его основную мысль, проблематику и конфликт.

Сначала разберём смысл названия. В восемнадцатом веке слово «недоросль» обозначало молодого дворянина, не имеющего документа об образовании. Недорослей не брали на службу и не разрешали вступать в брак.

Фонвизин больше года прожил во Франции, глубоко вникая в её просветительские идеи. Его занимали все сферы социальной жизни страны, он изучал философию, юриспруденцию. Большое внимание писатель уделял театральным постановкам, в частности комедиям.

Когда писатель вернулся в Россию, у него возник замысел произведения «Недоросль», он дал своим героям говорящие фамилии и имена, чтобы зритель глубже проник в идею пьесы, благодаря чему понял, в чём заключается смысл комедии. Работа над произведением заняла у драматурга примерно три года, она продолжалась с 1778 по 1782 год.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Изначально главной темой комедии стали воспитание и образование нового поколения. Позже в пьесу «Недоросль» включены социально-политические темы, которые касались указа Петра Первого о запрете брать на службу недорослей и невозможности жениться необразованным дворянам.

Семья Простаковых, в которой подрастает сын Митрофанушка, гордится своим знатным дворянским сословием. Но они не приемлют ничего нового и прогрессивного. Так как крепостное право ещё не отменили и есть кому на них работать, Простаковы не видят толку в образовании. Превыше всего для них материальное благополучие, чего они хотят добиться и для своего сына.
Основная их цель – сохранить власть и приумножить богатство.

Семья – это тот микромир, в котором растёт и воспитывается личность. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни своей деспотической матери. Он видит, кто в семье главный, и умело подстраивается под желания матушки. В финале, когда власть у Простаковой отбирают, он отмахивается от неё, чем вызывает у неё досаду и упрёки.

Раскрывая проблемы комедии, внутрисемейный конфликт Простаковых, приходим к выводу, что всё зависит от воспитания. Только от достойного воспитания в семье зависит отношение человека к окружающим людям, его порядочность и честность. Комедия учит, что самое важное – это образование, культура, что потом выразится в уважении к ближнему, проявит благоразумие, добропорядочность человека.

Композиция

Мастерское построение пьесы позволяет познакомиться с главными героями и обстановкой их жизни уже в самом начале. В конце первого действия происходит завязка сюжета. В комедии есть интрига – богатое приданое Софьи, о котором узнают из письма Стародума. Разгорается борьба претендентов на её руку. Особенности композиции подчеркивают основную идею произведения.

В следующих двух действиях события стремительно развиваются, появляются новые герои. Кульминация приходится на четвёртое действие, в котором Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.

В пятом действии комедия приходит к развязке. Становится известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в злых намерениях и угрожает наказанием.

Приходит бумага об аресте имущества Простаковых, Софья и Милон собираются уезжать, а Митрофанушка вынужден идти в солдаты. Злонравные герои наказаны, а добродетельные награждены.

Используя в своей комедии такой художественный приём, как говорящие фамилии и имена, автор даёт нравственную оценку персонажам, которая не вызывает никаких сомнений в её справедливости. Такова общая характеристика комедии.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Недоросля», а для основных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристика Митрофана
  • Характеристика Стародума
  • Характеристика Простаковой
  • Характеристика Софьи
  • Характеристика Милона
  • Характеристика Правдина
  • Характеристика Скотинина

Жанр

Это классическая классицистская комедия. События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения, он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и закладываются основы поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию «Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество «митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а образование не ценится.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

  • Даниэль Жестков

    16/18

  • Вадим Беккер

    17/18

Рейтинг анализа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 4792.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 5 мин. Опубликовано 03.06.2020

Денис Иванович Фонвизин написал своё сочинение в далёком XVIII веке, но заложенные в этом литературном труде мысли актуальны и сегодня. Интерес читателей проявляется не только к его содержанию, но и к другим филологическим тонкостям. В том числе напрашивается дополнительное осмысливание жанра произведения «Недоросль». При всей очевидной принадлежности его к театральному направлению некоторые нюансы требуют пояснения и уточнения.

Содержание

  1. Литературное определение
  2. Главные признаки жанра
  3. Идея пьесы
  4. Уточняющая трактовка

Литературное определение

Пьеса «Недоросль» является классической комедией. Истоки этого жанра исходят из Древнегреческой культуры. Театр той эпохи представлял собой место, где в игровой форме демонстрировался извечный процесс борьбы добра со злом. Чтобы зрители могли легко определить отрицательный или положительный персонаж на сцене, использовались специальные маски. Актёрам не требовалось играть лицом, достаточно было умело декламировать текст соответствующей роли.

Главные признаки жанра

Недоросль автор

Фонвизин увлёкся комедией классической формы во время своего пребывания во Франции. Там театр завоевал достойное место в обществе, ещё не очень удалившись от канонов древнегреческого мира. Маски уже не использовались, но роли в любом драматургическом произведении чётко подразделялись. Правильные персонажи боролись по ходу представления с отрицательными оппонентами, обязательно побеждая их в финале.

Вернувшись на родину, Фонвизин создал свой вариант классической комедии, опираясь на почву уже российской действительности. Подобрать подходящий сюжет борьбы добра со злом не составило большого труда. Общество того времени было пропитано негативными явлениями, на которые так хотелось указать и высмеять, а лучше всего искоренить.

Маски древнегреческого театра у Фонвизина заменяют говорящие имена героев. Стоит назвать любой персонаж и сразу же становится ясно его сущность и роль в сюжете спектакля:

  • Правдин (борец за справедливость).
  • Стародум (мудрый советчик).
  • Милон (милый объект любви главной героини).
  • Простаковы (чета ограниченных малообразованных людей).
  • Скотинин (человек низменных потребностей).
  • Циферкин (учитель математики).
  • Вральман (прохвост и приспособленец).

Недоросль герои

Мало того, имена некоторых героев греческого происхождения и в переводе на русский язык отражают, поставленную перед ними драматургическую задачу, тем самым подтверждая связь с культурой древней цивилизации:

  • Софья (мудрость).
  • Митрофан (проявление матери).

Комедия в классическом виде выставляет на посмешище лишь отрицательных персонажей. Правильные герои вызывают у зрителей чувство сопереживания и уважения. В то же время они являются носителями и глашатаями идей самого автора. Для большего положительного воздействия на публику их речь насыщена короткими нравоучительными легко запоминающимися высказываниями:

Недоросль

  • Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван.
  • Льстец есть тварь, которая не только о других, о себе хорошего мнения не имеет.
  • …мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды.

Речь персонажей, являющихся объектами сатиры, тоже богата крылатыми выражениями, которые быстро ушли в народ. Некоторые из них употребляются до сих пор, как средство обличения нерадивых членов общества:

  • Не хочу учиться, хочу жениться.
  • При твоих глазах, мои очи ничего не видят.
  • …то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится…

Идея пьесы

Традиционная борьба добра со злом выражена в комедии Фонвизина в противостоянии передовых членов общества невежеству и консерватизму. Дело в основном касается образования подрастающего поколения дворянского сословия.

Проблемы в этом вопросе раскрываются в пьесе на примере воспитания недоросля Митрофанушки. Отсутствие чёткой системы преподавания и потакание со стороны безмерно любящих его родителей закономерно не даёт положительного результата от занятий наукой. С одной стороны недоросля пытаются просвещать учителя простолюдины, не имеющие на него серьёзного влияния. С другой стороны, модный заграничный педагог гувернёр, который и сам не собирается особо воздействовать на воспитуемого. Такая тенденция в те времена была повсеместной и, несомненно, являлась бичом общества.

Жанр произведения недоросль

Другой линией авторского порицания есть насильственное заключение брака с целью материальной выгоды, что тоже было делом обыденным в те времена. На примере Софьи бесправной бедной сироты автор пьесы демонстрирует, как изменяется отношение алчных людей к человеку, который неожиданно становится богатым. Желающие прибрать к рукам чужой достаток в мгновение ока меняют личину хамов и истязателей на льстецов и угодников.

Комедия Фонвизина не только высмеивает недостатки общества, но и благодаря действиям положительных героев утверждает, что зло можно и нужно побеждать. Вселяет оптимизм и веру в будущее.

Уточняющая трактовка

С течением времени многие критики стали считать, что пьеса Фонвизина не может всецело принадлежать развлекательной литературе. Тем более что комедийная драматургия с течением времени трансформировалась в несколько внутренних подвидов жанра:

  • Лирическая комедия.
  • Сатира.
  • Водевиль.
  • Фарс.
  • Балаган.

Недоросль жанр

Действительно, фонвизинское творение — это не комедия положений, где смех вызывает забавность какой-либо случайно сложившейся ситуации. Это серьёзная сатира. Скрытая в драме удручающая подоплёка пагубного развития общества в случае победы высмеянных в ней негативных элементов заставляет задуматься. Когда заканчивается смех в зале, в душе у зрителя закономерно остаётся горький осадок и невесёлые мысли. С учётом всего этого фонвизинскую пьесу «Недоросль» по жанру можно смело причислить к трагикомедии.

После выхода комедии в свет трагические изменения в жизни постигли и самого автора. Правящая государственная верхушка и лично царица Екатерина I запретили публикации трудов талантливого русского литератора.

В наши дни подобной цензуры нет, и любознательным потомкам с ответственной гражданской жизненной позицией было бы полезно относиться более внимательно к творчеству передовых людей прошлых веков и брать их опыт себе на вооружение.

Еще материалы по теме:

  • Краткая характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль»

  • Анализ пьесы Фонвизина «Недоросль»: жанр и композиция произведения

  • Сатира Д. И. Фонвизина против пороков общества в комедии «Недоросль»

  • Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина

  • Краткая характеристика главных героев пьесы Фонвизина «Недоросль»

  • Произведение Фонвизина «Недоросль» как комедия классицизма

  • Краткое содержание действий комедии Фонвизина «Недоросль»

  • Характеристика героя Кутейкина из комедии «Недоросль»

  • Сочинение для 7 класса на тему «Недоросль»

  • Краткая характеристика Вральмана из комедии Фонвизина «Недоросль»

  • Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»

На чтение 9 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано 17.03.2022

«Недоросль» – это пьеса, написанная Фонвизиным. Само слово, которое легло в название пьесы, в восемнадцатом веке обозначало молодого дворянина, который не получил от учителя письменную бумагу о выучке. Недорослей не брали на службу и не давали им так называемых венечных памятей – бумаг, которые разрешали вступать в брак. История создания пьесы «Недоросль» весьма интересна. Ее знание помогает лучше понимать суть.

История создания комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина

Многие интересуются, когда написана эта пьеса. Комедия Дениса Фонвизина создана в 1781 году. В ней показаны представители разных слоев – слуги, крепостные, дворяне, чиновники. В те времена «недорослями» называли людей, которые по определенным причинам не получили свидетельства об образовании. Такие лица не могли служить в армии, венчаться и создавать семьи.

Понятие о комедии было получено Фонвизиным во Франции. Там он учился экономике, философии и юриспруденции. К тому же писателя интересовала культурная жизнь этой страны. Он часто посещал театры и там познакомился с жанром комедии.

После возвращения в Россию Фонвизин попробовал написать произведение, которое понравится читателям. В комедиях, как правило, высмеиваются пороки людей, несовершенства государственных органов, необразованность и низкий интеллектуальный уровень обычных людей.

Фонвизин писал пьесу 3 года. Однако литературные критики отмечают, что была и ранняя версия текста. В ней присутствуют другие герои и иной сюжет. Есть сведения, что ранняя версия отличается от известного для всех сочинения. Оно имеет совершенно иную композицию. Это же касается образов и идейного наполнения.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина

В пьесе Фонвизина осуждаются особенности воспитания дворян, которые становились не образованными, а наоборот, превращались в глупых и злых людей. Это отражалось даже на фамилиях. Они свидетельствовали об определенных недостатках людей, которые сравнительно недавно получили так называемое образование или титул.

Краткая биография Дениса Ивановича

Денис Иванович Фонвизин появился на свет в апреле 1745 года в семье дворян. Вначале будущий писатель учился дома. В семействе Дениса господствовал патриархат.

С 1755 года Фонвизин получал образование в гимназии. После чего он поступил в Московский университет, а именно – на философский факультет. В 1760 году Фонвизин попал в число избранных учащихся. Благодаря этому он оказался в Петербурге. Там состоялось знакомство будущего писателя с Сумароковым и Ломоносовым.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина презентация

С шестидесятых годов восемнадцатого века Фонвизин начал создавать первые литературные работы. Вначале его творчество характеризовалось острой сатирической направленностью. Таким образом появился ранний труд «Недоросль», который так и не был опубликован при жизни автора. Впервые это произведение появилось лишь в «Литературном наследстве», изданном в 1933 году. Одновременно писатель делал много переводов. В 1761 году Фонвизин опубликовал перевод басен Хольберга. Годом позже он перевел работы Овидия, Вольтера, Руссо.

В 1763 году Денис был секретарем кабинет-министра Елагина. Спустя несколько лет Фонвизин занял должность секретаря графа Панина. В 1768 году он создал сатирическую пьесу «Бригадир». Она стала весьма популярной. Благодаря этому писателя стали звать в Петергоф, чтобы тот зачитывал свои произведения самой императрице Екатерине II.

В 1777-1778 годах писатель жил в других странах. В частности, он долго находятся во Франции. В 1779 году Фонвизин возвратился в Россию и стал работать советником канцелярии. В тот период он перевел произведение «Та-Гио».

«Недоросль» Д. И. Фонвизина книги

С 1783 года Фонвизин стал много путешествовать по европейским странам. Спустя 2 года Фонвизин впервые столкнулся с апоплексическим ударом. В 1787 году писатель возвратился в Россию. В конце жизни литератор страдал от паралича. Однако он не прекращал писать свои произведения. Несмотря на запрет Екатерины II, Фонвизин издал несколько комедий и начал работать над автобиографией, но не закончил ее. В декабре 1792 года писатель умер.

Идея произведения

Главной темой комедии «Недоросль» Фонвизина считается духовный упадок дворян в эпоху крепостного строя. По мнению писателя, используемые педагогические методы оказывают значительное влияние на нравственность целого поколения.

В восемнадцатом веке детей помещиков воспитывали безграмотные няньки, иностранные граждане с непонятным образованием, дьячки-недоучки. Такие учителя могут обучать только юношей, напоминающих Митрофанушку – основного героя комедии.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина

В своем произведении Фонвизин стремился показать, что большинство дворян не помнит о чести или достоинстве. Они не выражают интересов государства и не выполняют его законы. Также эти люди не помнят о нравственности и морали.

Драматическое произведение Фонвизина получается более острым, поскольку в нем побеждают силы добра над злом. Но все это отличается случайным характером. Если бы Стародум не возвратился своевременно из Сибири, а Правдин не получил приказа отнять у Простаковой имущество, итог для Софьи был бы куда менее благополучным. Она бы не смогла уехать с молодым офицером Милоном, который имел прекрасное образование, а вышла бы замуж за глупого Митрофанушку.

Жанр пьесы

«Недоросль» Фонвизина представляет собой комедию. При этом момент основного конфликта в произведении имеет весьма специфическое разрешение. Для этого произведения характерны следующие признаки:

  • никто из враждующих сторон не умирает;
  • включает цели, которые ничего не несут;
  • повествование носит живой и яркий характер.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина иллюстрация

Произведение Фонвизина отличается выраженной сатирической направленностью. Это означает, что автор хотел высмеять проблемы социума. Он желал скрыть серьезные проблемы за юмором.

«Недоросль» – это пьеса Фонвизина, которая выстроена в соответствии с законами классицизма. Для этого литературного направления характерна единая сюжетная линия. При этом все события происходят одном месте. К тому же это уходят буквально сутки.

Стоит отметить, что этот принцип соответствует и реализму. Об этом говорят некоторые предметы и места. К тому же персонажи во многом похожи на реальных помещиков из глубинки, которых высмеивает и осуждает автор. При этом Фонвизин привнес в классицизм что-то новое, а именно – острый и безжалостный юмор.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина чб картинка

Действующие герои комедии

Стародум и Софья считаются представителями своего рода нового мнения. Это же можно сказать о Милоне и Правдине. Этих персонажей пьесы смело можно назвать представителями эпохи Просвещения. Они считаются воплощением добра и любви. Эти персонажи тянутся к знаниям и испытывают сострадание. Скотинин, Митрофанушка, Простаковы относятся к так называемым старым дворянам. Там царит культ материального успеха и низкой образованности.

Итак, к основным персонажам комедии Фонвизина относятся:

  1. Недоросль Митрофанушка – парень, который отличается глупостью и невежеством. Он не способен адекватно анализировать ситуацию, что не дает ему возможности стать разумным и активным представителем дворянства. Его девиз по жизни: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Это убеждение в полной мере отражает характер юноши, который ничего не воспринимает серьезно.
  2. Простакова – грубая и хитрая женщина, которая имеет много минусов. Она не любит и не уважает никого, за исключением своего сына Митрофана. Воспитание Простаковой только подтверждает устойчивость принципов консерватизма. Он препятствует полноценному развитию русского дворянства.
  3. Софья – хорошая девушка с добрым нравом и прекрасным образованием. Она резко выделяется на фоне алчных людей, которые всему завидуют.«Недоросль» Д. И. Фонвизина книга
  4. Стародум – дядюшка Софьи. Он воспринимает девушку не как маленького ребенка, а как сформированного члена общества. Он позволяет девушке выбирать и учит ее правильным принципам. Именно в Стародуме Фонвизин воплощает образ человека, который прошел через все подъемы и падения. При этом ему удалось стать хорошим родителем и настоящим примером для последующих поколений.
  5. Скотинин – еще один представитель так называемых говорящих фамилий. Внутренняя суть человека в большей степени напоминает грубое животное, чем нормального воспитанного человека.

Описание сюжета

В комедии Дениса Фонвизина описывается семья помещиков, которая погрязла в самодурстве и безнравственности. Дети, подрастая, становятся все сильнее похожи на глупых и грубых родителей. Митрофанушка, которому всего шестнадцать лет, старается закончить учебу, но сталкивается с нехваткой способностей и желания. Его мать смотрит на это без особого интереса. Ее не волнует развитие собственного сына. Женщине больше хочется, чтобы все оставалось по-старому, поскольку ей чужд любой прогресс.

У Простаковых поселилась их родственница – девушка Софья, которая стала сиротой. Она отличается от остальных членов семьи взглядами и воспитанием. Софья унаследовала крупное поместье, которое интересует и дядю Митрофанушки – Скотинина. Единственным способом завладеть имением Софьи считается женитьба. Потому родственники стремятся склонить ее к выгодному браку.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина комедия

Стародум, дядя Софьи, посылает своей племяннице письмо, чем вызывает недовольство Простаковой. Дело в том, что дядю считали погибшим в Сибири. Простакова заподозрила обман в письме. Однако в скором времени безграмотные помещики узнают его суть. Им помогает в этом постоялец Правдин. Он раскрывает людям правду о сибирском наследстве девушке, которое дает хороший доход.

В результате у Простаковой зарождается идея – женить Митрофанушку на Софье. Она планирует сделать этого, чтобы заполучить наследство. Но ее планы рушит офицер Милон, который с солдатами идет через деревню. Он встречает своего приятеля Правдина. Выясняется, что тот входит в правление наместников. Он прибыл в деревню для того, чтобы контролировать помещиков, которые плохо обращаются с прислугой.

Милон рассказывает Правдину, что давно любит одну девушку, которую увезли в неизвестном направлении. Тут выясняется, что Софья – это она и есть. Героиня делится с Милоном сведениями о предстоящем браке с Митрофанушкой. Офицер моментально вспыхивает.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина картинка

Затем приезжает дядюшка Софьи, которого все считали погибшим. Он знакомится с Милоном и полностью принимает выбор племянницы. Одновременно с этим имение Простаковых передают под контроль государства из-за жесткого обращения с крестьянами. Мать пытается обнять Митрофанушку в поисках поддержки, но сын ей грубит. От этого женщина даже теряет сознание.

Сценическая постановка

Постановка «Недоросля» Фонвизина связана со множеством сложностей. В Петербурге писатель получил отказ. В мае 1782 года он поехал в Москву. Однако и там его ожидала неудача. Цензор не пропустил комедию.

Спустя несколько месяцев Фонвизин все же сумел поставить свое произведение. В результате в 1782 году прошла премьера в Вольном Российском театре, расположенном в Петербурге. Пьеса была восторженно принята публикой. Спустя год ее поставили в Москве.

ы

Экранизация

В 1926 году Григорий Рошаль на основе пьесы Фонвизина снял фильм «Господа Скотинины». В 1987 году был снят фильм-спектакль «Недоросль».

Критика современников

Современникам Фонвизина пьеса показалась весьма интересной, но цензоры отмечали, что она включала слишком много смелых реплик. В 1782 году прошла премьера спектакля. Публика приняла комедию Фонвизина с ошеломительным успехом.

Значение в литературе

Комедия Фонвизина изучалась Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. При этом значение его рассказа сложно переоценить. Гоголь считал, что все в этой комедии Фонвизина кажется чудовищной карикатурой. Одновременно с этим он отмечал, что в пьесе нет ровным счетом ничего карикатурного – все взято с природы.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина чб иллюстрация

При этом Екатерина II негативно восприняла это произведение Фонвизина. Она посчитала его посягательством на социальные и государственные устои.

Итоги

«Недоросль» – это гениальное произведение Фонвизина, которое уже много лет не теряет своей актуальности. При этом пьеса имеет интересную историю, которую стоит изучить для лучшего понимания сути.

«Недоросль» (Д. Фонвизин)

Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Проблематика:

  • проблема нравственного разложения дворянства (Простаковы, Скотинин);
  • проблема воспитания (Митрофанушка).

Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».

Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:

  • чёткое деление персонажей на положительных (Стародум, Софья, Правдин) и отрицательных (Простаковы, Скотинин);
  • говорящие фамилии (Простаковы — от слова «простак», Скотинин — «скотина», Вральман — «врать», Милон — «милый», Стародум — «старый (давний, опытный)» + «дума (мысль)»).

Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.

История создания

Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».

Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.

По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии

Действующие лица

  • Простаков — муж госпожи Простаковой, отец Митрофана. Слабый человек, стремящийся во всём угодить жене и фактически не имеющий собственного мнения.
  • Госпожа Простакова — мать Митрофанушки. Властная, самовлюблённая, даже жестокая. Слепо любит Митрофана.
  • Митрофан — собственно недоросль. Избалованный и неискренний юноша, упивающийся вседозволенностью.
  • Скотинин — брат госпожи Простаковой. Грубый человек, который превыше всего ценит свиней.
  • Софья — порядочная и образованная девушка, сирота.
  • Стародум — дядя и опекун Софьи.
  • Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи.
  • Правдин — постоялец Простаковых, чиновник, который в результате вершит справедливость в делах Простаковых.
  • Кутейкин — учитель Митрофана, в прошлом семинарист.
  • Цыфиркин — учитель Митрофана, в прошлом военный.
  • Вральман — учитель Митрофана, в прошлом — обычный кучер.
  • Тришка — портной-самоучка.
  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Краткое содержание

Действие первое

Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.

Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).

Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.

Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.

Действие второе

Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.

Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.

Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.

Действие третье

Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также

Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.

Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.

Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.

Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.

Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.

Действие четвёртое

Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.

Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.

Действие пятое

Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.

Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.

Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Экранизация

«Недоросль» (СССР, 1987).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?

Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.

Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?

Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.

Кого обожал Тарас Скотинин?

Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка […]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «… Люблю свиней, сестрица.».

Поделиться ссылкой

  • Недоросль цитаты для сочинения
  • Недоросль фонвизин это повесть или рассказ
  • Недоросль фонвизин сочинение про митрофана
  • Недоросль фонвизин сочинение на тему смешное и грустное
  • Недоросль сочинение рассуждение учителя митрофана