Недоросль фонвизин сочинение на тему смешное и грустное

­Главная>Сочинения по произведению Недоросль

Смешное и печальное в Митрофане

35 предложений/ 407 слов

Центральным персонажем в комедии «Недоросль» является шестнадцатилетний сын помещицы Простаковой — Митрофан. Его имя переводится, как «подобный матери» или «похожий на мать». Так как Д. И. Фонвизин неслучайно давал своим героям такие имена, соответственно, и его имя было выбрано с целью показать, насколько герой был зависим от матери. В свои шестнадцать он не мог ни читать, ни писать, ни прибавлять простые числа, а просто гонял голубей, ел да спал.

При этом госпожа Простакова была уверена, что для своего Митрофанушки она найдет лучшую невесту с богатым приданым. Отсутствие должного воспитания привело к тому, что из мальчика вырос ленивый, избалованный и глупый человек, одним словом невежда. В конце произведения автор покажет, что все-таки госпожа Простакова будет пожинать плоды своего попустительства. Когда Митрофан узнает, что ее лишили деревни и всего хозяйства, он от нее отречется. Худшего наказания для матери трудно представить.

Отец для мальчика и вовсе пустое место, потому что он человек слабый, под пятой жены. От своей няни Еремеевны, которая его вырастила с самого детства, он требует полного подчинения и защиты. Она итак терпела от него постоянные оскорбления, но Митрофану некогда было это оценить. Он был занят собой и своими личными делами. О других людях или об их потребностях он вообще никогда не задумывается. К учителям относится с пренебрежением. По натуре он довольно беспечный и капризный.

На многие действия этого героя проливает свет Стародум. Он, как человек умудренный и проницательный, отмечает, что человек не может быть счастливым, не имея доброе сердце. Самое главное в людях это благонравие, а иначе даже самый образованный и умный человек превращается в монстра. В воспитании Митрофана он видит следы злонравия, которое может пагубно отразиться на характере любого человека. Фонвизин временами показывает в пьесе комичные моменты, связанные с Митрофаном.

К примеру, вслед Скотинину он кричит: «Убирайся, дядюшка, проваливай!» На все задачи у него одно решение: «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль». Некоторые из учителей Митрофана и сами не особо образованные. Например, Вральман, он же бывший кучер, а перед Простаковыми строит из себя великого ученого, способного за высокую плату обучить их сына-недоросля. Печальна финальная сцена комедии, когда Простакова от грубости сына падает в обморок.

Очнувшись, она понимает, что нет у нее сына, и никогда не было. От стыда она кричит: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя!» Почти все произведение пронизано такими драматичными и в то же время комичными высказываниями. Высмеивая недостатки дворянства, писатель пытался показать верный путь развития общества и искоренить разросшееся зло.

см. также:
Другие сочинения по произведению Недоросль, Фонвизин

Характеристики главных героев произведения Недоросль, Фонвизин

Краткое содержание Недоросль, Фонвизин

Краткая биография Дениса Фонвизина

Комедия

Д. И. Фонвизина

«Недоросль» — произведение 18 века. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое. В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, грубость, подлость, хамство, непорядочность. Положительные герои осуждают эти пороки, выражая мысли самого писателя.

К отрицательным персонажам «Недоросля» относятся госпожа Простакова, Тарас Скотинин и Митрофан Простаков.

Простакова — дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.

Эта героиня — жестокая крепостница. Она считает совершенно нормальным владеть человеческими душами, издеваться над подвластными ей людьми. Чего стоит обращение этой героини со старой няней Еремеевной, преданной Простаковым всей душой.

Матушка недоросля крайне необразованна. Она не знает самых простых вещей. Но, хуже того, Простакова считает, что образование совершенно не нужно, ведь в жизни помогает продвинуться совсем другое: деньги, связи. Как тут не вспомнить жизненные принципы Фамусова и всего московского общества из комедии

А. С. Грибоедова

«Горе от ума».

Простакова груба, невежественна, непорядочна. Но главная черта в характере Простаковой — безумная, какая-то животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Эта героиня может вцепляется в шею своему брату

и т. д.

Можно сказать, что ее нравственные и моральные понятия полностью искажены, их попросту нет.

П. А. Вяземский

так писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…»

Мне кажется,

Д. И. Фонвизин

видит две причины «злонравия» героини. Первая причина — невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая — указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.

В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение — это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века.

Брат Простаковой, Тарас Скотинин, под стать своей сестре. Это очень невежественный и глупый человек. Единственный интерес его жизни — свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег Скотинин хотел жениться на Софье, племяннице Стародума. Поэтому он соперничал со своим племянником Митрофаном и постоянно ругался с госпожой Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».

По-моему, этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такого падения Скотинина — в невежестве, отсутствии правильного воспитания. «Не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет», — заявляет он.

Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, — главный в своем семействе. Ему пытаются дать хорошее образование, ведь в новое время без него никуда. Но недоросль не испытывает никакого желания учиться. Он до такой степени «темный» человек, что становится и смешно и горько, когда читаешь его «экзаменационные» ответы учителям.

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Я считаю, что Митрофан остановился в своем развитии. Софья, воспитанница госпожи Простаковой, так говорит о нем: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить. «По мне, куды велят», — говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.

Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».

Таким образом, в комедии Фонвизина «Недоросль» есть как черты комедии, так и черты трагедии. Через смешное драматург показывает нам пороки дворянского общества 18 века, всю их страшную и разрушающую силу, пагубно влияющую на развитие общества в целом и отдельных личностей в частности.

Сочинение: Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

В литературе, как и в жизни, веселое, комическое тесно пере­плетается с грустным, трагическим. Читая произведение, мы вме­сте с автором смеемся или печалимся, радуемся или страдаем. Так и пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» по жанру комедия, вызы­вает смех, но только очень часто — это «смех сквозь слезы». Поче­му так? Казалось бы, эпоха правления Екатерины II, отображен­ная в произведении, не очень понятна и близка нам, читателям

XXI века, но главные проблемы комедии настолько актуальны и злободневны, что мы проникаемся идеями автора и понимаем, над чем смеется И о чем грустит драматург.

Вызывает смех и сцена примерки кафтана Митрофанушкой, и слова Еремеевны о том, что он «протосковал до самого утра», хотя «почти и вовсе не ужинал»: «солонины ломтика три, да подовых… пять… шесть», да «квасу целый кувшинец выкушать изволил». Смешна и изворотливость недоросля, когда ему «жаль стало» ма­тушку, которая «так устала, колотя батюшку». И в то же время, бран­ная речь госпожи Простаковой, ее самоуправство и жестокость вызывают недоумение и возмущение.
[sms]

Читая пьесу дальше и ближе знакомясь с героями, мы горько смеемся и над Скотининым, который только свиней любит, а женившись на Софье, «и своих поросят завести хочет», и над Митрофанушкой, «то-то умным», «то-то разумным» дитятею, чья глупость высмеивается писателем, особенно в сцене обучения недоросля.

Цыфиркин замечает: «Все зады, ваше благородие. Ведь с за­дами-то человек назади останется». Но это не волнует Митрофана, а Простакова глубоко уверена, что ее сын уже достаточно умен, и искренне восклицает: «С его умом, да залетать далеко, да и боже избави!» И далее мы имеем возможность воочию убедить­ся, каков же Митрофанушка в науках. Это действительно, по словам Кутейкина, «есмь скот, а не человек. Поношение человеков». 

Кроме того, что Митрофан глуп, необразован, он еще и невос­питан, он никого не любит и не жалеет, даже собственную мать. И это грустно. Последняя сцена, в которой сын грубо отталкивает матушку, поистине трагична. Что же может выйти из недоросля, для которого нет ничего святого в жизни?!

Это трагедия и для Фонвизина, который мечтал о просвещен­ном молодом поколении, исполненном благородства и желания приносить пользу отечеству, России. Смеясь над печальными яв­лениями действительности, драматург стремился вскрыть те не­достатки в воспитании и образовании дворян, которые приво­дили к появлению целой армии таких же Митрофанов — лентяев, невежд, маменькиных сынков. Он и сейчас заставляет нас заду­маться над тем, какие мы и не похожи ли в чем-то на недоросля, а в чем-то на его родню. Ведь невежество, лень, жестокость, не­воспитанность и другие человеческие пороки пустили глубокие корни и избавиться от них очень трудно, особенно, в нынешнее время.[/sms]

  • Недоросль сочинение рассуждение учителя митрофана
  • Недоросль сочинение про воспитание
  • Недоросль сочинение на тему образ митрофана в комедии фонвизина недоросль
  • Недоросль сочинение главная мысль
  • Недосягаемый как пишется правильно