Недоросль жанр произведения рассказ

Жанр «Недоросль»

Пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» является классицистической комедией. В произведении выдержаны основные нормы данного литературного направления – единство времени, места и действия, противопоставление положительных и отрицательных персонажей, ироничный подход к разоблачению человеческих и социальных пороков. При этом жанр произведения «Недоросль» – не просто комедия, а комедия воспитания. Фонвизин осмеивает глупого Митрофана, иронизирует над Простаковой, которая поверила в «ученость» Вральмана, и откровенно насмехается над Скотининым с его любовью к свиньям и рассказами о якобы великом роде. В то же время автор обнажает их негативные стороны – устаревшие идеалы и плохое воспитание всего крепостного дворянства. Дидактическая, поучительная линия в пьесе наибольшей силы получает в просветительских речах Стародума при беседах с Софьей, Правдиным, Милоном.

Однако, при подробном анализе пьесы и особенностей жанра «Недоросля», нельзя не отметить не вписывающийся в каноны классицистических комедии трагизм произведения. Даже самая смешная сцена, когда Митрофан придумывает свои правила грамматики, вызывает ужас – ведь этот юноша через какое-то время станет хозяином всей деревни. Трагична и жизнь крепостных, которых Простакова нещадно бьет и наказывает (вспомним Еремеевну, которой платят пощечинами). Именно поэтому многие современные исследователи определяют жанр пьесы «Недоросль» Фонвизина как трагикомедию.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

  • Даниэль Жестков

    16/18

  • Вадим Беккер

    17/18

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Жанр произведения Недоросль

Жанр произведения Недоросль Фонвизина

Много актуальных тем, затрагивают авторы в своих произведениях и эти темы остаются значимыми на века: отцы и дети, любви, преданности, верности и предательства, творчества, лицемерия, природы и т. д. Все описанные ситуации заставляют человека с раннего детства задумываться и рассуждать. Всё начинается со сказок, про добро и зло, а заканчивается серьёзными произведениями, написанными людьми с мировым именем причём в самых разных жанрах. Стоит лишь открыть книгу и окунуться в мир тайн, иллюзий, любви.

Произведение «Недоросль», написанное Денисом Ивановичем Фонвизиным давно завоевало расположенность читателей. Так же считается, что «Недоросль» относится к жанру комедийного классицизма, потому что в пьесе указанны самые распространённые ошибки того времени, причём указанны в саркастической манере. Автор даёт говорящие фамилии и прозвища главным героям, чтобы читатель лучше мог понять суть пьесы. Автор открыто смеётся над глупым Митрофаном, который выбрал женитьбу вместо учёбы, иронично отзывается о Простаковой, которая так же не блещет умом. Писатель не доволен тем старым воспитанием нового поколения. Прочитав эту книгу можно сразу сделать для себя не одно открытие и пересмотреть на многие вещи. Эта комедия способна научить людей самостоятельно без всякой помощи справится с собственными демонами, и преодолеть нелёгкий путь к самому себе, но с хорошей точки зрения. И именно это придаёт обычной комедии воспитательный подтекст.

В пьесе невооружённым взглядом можно увидеть не только человеческие, но и социальные отрицательные качества, которые давно пора заменить. Время идёт, и мир меняется. Он открыто без страха иронизирует над такими недалёкими людьми.

Таким образом, пьеса Дениса Фонвизина «Недоросль» — это классическая комедия, в которой автор открыто иронизирует над людьми, страдающими от недалёкого ума и искренне желает, чтобы читатель смог на ошибках главных персонажей исправить свои собственные ошибки: человеческие и социальные. Эта комедия ориентирована на воспитательную часть ведь читатель любой возрастной категории сможет найти кучу ошибок, которые сам когда-то совершал или же хочет совершить, а может сможет пересмотреть старые взгляды на жизнь и зажить с новыми принципами или же правилами и т.п.  Самое главное, что «Недоросль» учит и воспитывает в лучшую сторону, а так же даёт возможность человеку самому прийти к данному выводу.

2 вариант

Денис Фонвизин написал данную великолепную комедию, в которой он постарался отразить тенденциозные классицистические каноны произведения. Также, хочется добавить, что согласно правилам данного стиля и жанра, в произведении должны были быть сохранены пропорции времени, действия и места. В нем происходит прямое противопоставление положительных персонажей с отрицательными, а также при помощи иронии, автор старается показать свое весьма однозначное произведение, а также раскрыть социальные пороки. В данном жанре происходит высмеивание Митрофанушки, который не без доли иронии рассуждает о жизни Простаковой. Также, стоит сказать, что писатель не понимает образ жизни такого персонажа, как Скотинин, и старается обличить его самые порочные и бесчеловечные качества под своим углом.

Одновременно с этим, автор показывает их весьма устаревшие и застоявшиеся взгляды, и старается всяческим образом оказать влияние на читателей благодаря поучительным строкам своего произведения. Благодаря дидактической и поучительной линии, которая отслеживается в данном замечательном произведении, становится понятным тот факт, что автор хочет рассказать и о поучительных моментах в беседах со Стародумом, и другими персонажами, которые рассказывают о весьма поучительных и жизненных моментах и вещах. Стоит сказать, что автор заложил элементы трагедии в свое великолепное произведение, и благодаря этому, ему удалось создать столь уникальный и неповторимый жанр.

В истории присутствуют некоторые особенности, которые заставляют читателей взглянуть на ситуацию под совершенно другим углом. Например, когда Митрофаном придумываются свои индивидуальные нормы и принципы грамматики, становится понятным тот факт, что эта ситуация, хоть и выглядит весьма комичной, она наполнена трагизмом, так как этот человек будет через некоторое время управлять целой деревней. Это говорит о том, что люди, которые занимают власть, не всегда являются образованными и умными управляющими. Очень несчастными и обездоленными показаны простые крепостные, которые подвергаются физическому насилию со стороны Простаковой, и этот факт является решающим с точки зрения того, что их существование отягощается их социальным положением. Стоит добавить и то, что автор написал весьма удачную и яркую работу, выполненную в жанре трагикомедии. Отчего данная история получилась весьма насыщенной, откровенной и реалистичной. Она заставляет задуматься простых людей о большой проблеме, которая возникала у людей, живших в тот период времени.

Сочинение 3

Основная мысль произведения Фонвизина «Недоросль», прослеживается на протяжении всего повествования. Сатирическое написание данного произведения, лишний раз нам доказывает,  что Денис Иванович Фонвизин изображает пороки своего современного российского общества.   Избалованность и лень, главного героя Митрофанушки, видна невооруженным глазом.

Фонвизиным выбран этот образ неслучайно. Он максимально раскрывает всю суть воспитания детей в богатых семьях в то время. Митрофанушка является выраженным представителем тех детей, которые воспитываются в обстановке вседозволенности. Будучи окруженным опекой и заботой со стороны своей матери, он смелее может ей заявить: «Да отвяжись, матушка, коле навязалась..» Глядя на него можно увидеть, что сложившаяся вокруг него обстановка, полностью его устраивает.  Конкретной цели в жизни Митрофанушка не имел. Его забавлял, отдых, безделье и шатания из угла в угол.

Скверный характер Митрофан получил от своей матери госпожи Простаковой. Он является женщиной властной, грубой и невежливой. «Разве я не властна в своих людях?», «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится»,  даже по этим высказываниям можно с легкостью определить ее отношение к дворовым, к мужу, и к хозяйству в целом.

Автор в полной мере и в ярких красках передал слепую любовь этой женщины к своему сыну. Чрезмерная забота и опека, которую она проявляла к своему сыну, вела к полной деградации Митрофанушки. «Не трудись по пустому, сын мой!»- говорит мать Митрофанушке, и он, пользуясь ее советом, постоянно бездельничает.

Проявляя полное неуважение к своему окружению, Митрофан постоянно обзывает своих учителей, называя одного из них «гарнизонной крысой», а свою няню «старой хрычовкой».

Господин Простаков, будучи очень мягким и податливым человеком, не принимал участие в воспитании сына. Полностью подчиняясь воле своей супруги, он боялся сказать при ней лишнего слова. Настолько большое влияние оказывала на него госпожа Простакова.

Желая чтобы Митрофанушка как можно дольше оставался при ней, госпожа Простакова делает все возможное, что бы он не отправился на службу. По ее расчетам, сын будет в недорослях, его можно будет и женить, а там пройдет время, и когда-нибудь он отправится на службу.

Имея полную власть в доме, Митрофан не считал нужным с кем-либо разговаривать с уважением. По его взглядам на мир, все окружающие его люди, должны полностью ему подчиняться и во всем его слушаться.  Можно смело говорить о том, что Митрофанушка был круглым эгоистом.

Фонвизин, очень четко описал определенную прослойку молодежи в обществе. Окруженные заботой, имеющие власть над окружающими их людьми за счет своего положения, ленивые и очень грубые люди, часто встречаются и в наше время. 

9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Жанр произведения Недоросль

Жанр произведения Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Мое любимое место в городе

    В нашем городе достаточно мест, привлекающих внимание большого количества человек. Трудно пожаловаться, что некуда сходить, когда живёшь в гигантском мегаполисе. Роскошные рестораны, громоздкие торговые центры

  • Сочинение на тему Люби и охраняй природу

    Все, что нас окружает, птицы, насекомые, животные и растения, это и есть природа. Это звенья одной цепи, очень важной для жизни и существования человечества.

  • Сочинение на тему Как стать взрослым?

    Всем детям очень хочется побыстрей стать взрослыми. Сам знаю! Когда тебя считают маленьким, то ничего интересного нельзя. Ни машину водить, ни зарплату получать… А взрослые считают, что интересное

  • Характеристика и образ Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Максим Максимыч – обычный рядовой солдат, всю жизнь отдавший этому благородному делу. Он является полной противоположностью главного героя произведения. Но вместе с тем, его образ по-настоящему важен для раскрытия души Печорина.

  • Сочинение на тему Мобильный телефон

    Сейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара

Хоть восемнадцатый век и не вошёл в историю, как «золотой век» русской литературы, мало кто будет отрицать его значимость для литературного искусства России. Восемнадцатый век стал тем основанием, на котором зародилась новая литература, точкой опоры, от которой отталкивались Пушкин, Грибоедов, Жуковский и прочие великие писатели. Самым знаменитым драматургом той далёкой эпохи является Денис Иванович Фонвизин. В его самом известном творении – пьесе «Недоросль» мы можем наблюдать идеи и посылы, которые будут актуальны в русской литературе вплоть до наших дней.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Конфликт
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит
  • 10 Критика

История создания

Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

Направление и жанр

«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.

Основные черты и признаки классицизма в пьесе:

  • В повествовании сохранено единство места и времени. 
  • Почти все персонажи носят говорящие фамилии. 
  • Освещённым порокам придаётся локальный характер, осуждаются лишь отдельные представители помещичьего дворянства, в то время как государство в целом представлено в позитивном ключе.

Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.

Конфликт

В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.

  1. Социально-политический конфликт заключается в изобличении крайностей, которые возникают при крепостном праве, в осуждении самодурства и невежества. По ходу сюжета нарастает противоречие между идеалами просвещённой монархии и помещичьей зашоренностью. Однако в финале разум и гуманизм одерживают вверх.
  2. Любовный конфликт играет второстепенную роль и лишь дополняет социально-политический. Через него Фонвизин доносит до нас идеи о недопустимости принуждения и всесильности истинной любви.

Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.

Суть

Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин. 

На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.

имя героя характеристика
митрофан простаков невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу.
госпожа простакова неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности.
софья образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона.
правдин чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом.
стародум старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата.
тарас скотинин брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично.

Темы

Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

  • Воспитание – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.
  • Образование – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.
  • Нравственность — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.
  • Любовь. Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных.

В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор. 

Проблемы

Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

  1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
  2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
  3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, отличаются благородством, человечностью и искренностью.
  4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.

Основная идея

Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Чему учит

Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.

С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

Критика

Вопреки ожиданиям Фонвизина, его пьеса была очень неоднозначно встречена современниками. Многие дворяне увидели в «Недоросле» не попытку указать на недостатки общества, а прямой навет и клевету.

Однако позже драматург был оценён в полной мере. Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.

«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…» (А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики») 

Значение пьесы «Недоросль» для русской литературы трудно переоценить. Его всячески подчеркивали такие авторитетные писатели, как Н.В. Гоголь.

Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… <…> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… » (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями») 

Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В.Г. Белинского.

«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…» (В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)

Но далеко не все рецензенты хвалебно воспевали произведение. Были и негативные отклики, связанные с искусственностью образов героев:

…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)

Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.

<…> Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…» (Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг, том 3) 

Уже в наши дни «Недоросль» считается образцом классической литературы, который лежит в основе всей русской литературы. Едва ли можно найти человека, который не читал бы этой пьесы или не знал о ней, а имя Митрофана для некоторых людей стало нарицательным.

Автор: Михаил Щепин

На чтение 5 мин. Опубликовано 03.06.2020

Денис Иванович Фонвизин написал своё сочинение в далёком XVIII веке, но заложенные в этом литературном труде мысли актуальны и сегодня. Интерес читателей проявляется не только к его содержанию, но и к другим филологическим тонкостям. В том числе напрашивается дополнительное осмысливание жанра произведения «Недоросль». При всей очевидной принадлежности его к театральному направлению некоторые нюансы требуют пояснения и уточнения.

Содержание

  1. Литературное определение
  2. Главные признаки жанра
  3. Идея пьесы
  4. Уточняющая трактовка

Литературное определение

Пьеса «Недоросль» является классической комедией. Истоки этого жанра исходят из Древнегреческой культуры. Театр той эпохи представлял собой место, где в игровой форме демонстрировался извечный процесс борьбы добра со злом. Чтобы зрители могли легко определить отрицательный или положительный персонаж на сцене, использовались специальные маски. Актёрам не требовалось играть лицом, достаточно было умело декламировать текст соответствующей роли.

Главные признаки жанра

Недоросль автор

Фонвизин увлёкся комедией классической формы во время своего пребывания во Франции. Там театр завоевал достойное место в обществе, ещё не очень удалившись от канонов древнегреческого мира. Маски уже не использовались, но роли в любом драматургическом произведении чётко подразделялись. Правильные персонажи боролись по ходу представления с отрицательными оппонентами, обязательно побеждая их в финале.

Вернувшись на родину, Фонвизин создал свой вариант классической комедии, опираясь на почву уже российской действительности. Подобрать подходящий сюжет борьбы добра со злом не составило большого труда. Общество того времени было пропитано негативными явлениями, на которые так хотелось указать и высмеять, а лучше всего искоренить.

Маски древнегреческого театра у Фонвизина заменяют говорящие имена героев. Стоит назвать любой персонаж и сразу же становится ясно его сущность и роль в сюжете спектакля:

  • Правдин (борец за справедливость).
  • Стародум (мудрый советчик).
  • Милон (милый объект любви главной героини).
  • Простаковы (чета ограниченных малообразованных людей).
  • Скотинин (человек низменных потребностей).
  • Циферкин (учитель математики).
  • Вральман (прохвост и приспособленец).

Недоросль герои

Мало того, имена некоторых героев греческого происхождения и в переводе на русский язык отражают, поставленную перед ними драматургическую задачу, тем самым подтверждая связь с культурой древней цивилизации:

  • Софья (мудрость).
  • Митрофан (проявление матери).

Комедия в классическом виде выставляет на посмешище лишь отрицательных персонажей. Правильные герои вызывают у зрителей чувство сопереживания и уважения. В то же время они являются носителями и глашатаями идей самого автора. Для большего положительного воздействия на публику их речь насыщена короткими нравоучительными легко запоминающимися высказываниями:

Недоросль

  • Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — всё болван.
  • Льстец есть тварь, которая не только о других, о себе хорошего мнения не имеет.
  • …мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды.

Речь персонажей, являющихся объектами сатиры, тоже богата крылатыми выражениями, которые быстро ушли в народ. Некоторые из них употребляются до сих пор, как средство обличения нерадивых членов общества:

  • Не хочу учиться, хочу жениться.
  • При твоих глазах, мои очи ничего не видят.
  • …то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится…

Идея пьесы

Традиционная борьба добра со злом выражена в комедии Фонвизина в противостоянии передовых членов общества невежеству и консерватизму. Дело в основном касается образования подрастающего поколения дворянского сословия.

Проблемы в этом вопросе раскрываются в пьесе на примере воспитания недоросля Митрофанушки. Отсутствие чёткой системы преподавания и потакание со стороны безмерно любящих его родителей закономерно не даёт положительного результата от занятий наукой. С одной стороны недоросля пытаются просвещать учителя простолюдины, не имеющие на него серьёзного влияния. С другой стороны, модный заграничный педагог гувернёр, который и сам не собирается особо воздействовать на воспитуемого. Такая тенденция в те времена была повсеместной и, несомненно, являлась бичом общества.

Жанр произведения недоросль

Другой линией авторского порицания есть насильственное заключение брака с целью материальной выгоды, что тоже было делом обыденным в те времена. На примере Софьи бесправной бедной сироты автор пьесы демонстрирует, как изменяется отношение алчных людей к человеку, который неожиданно становится богатым. Желающие прибрать к рукам чужой достаток в мгновение ока меняют личину хамов и истязателей на льстецов и угодников.

Комедия Фонвизина не только высмеивает недостатки общества, но и благодаря действиям положительных героев утверждает, что зло можно и нужно побеждать. Вселяет оптимизм и веру в будущее.

Уточняющая трактовка

С течением времени многие критики стали считать, что пьеса Фонвизина не может всецело принадлежать развлекательной литературе. Тем более что комедийная драматургия с течением времени трансформировалась в несколько внутренних подвидов жанра:

  • Лирическая комедия.
  • Сатира.
  • Водевиль.
  • Фарс.
  • Балаган.

Недоросль жанр

Действительно, фонвизинское творение — это не комедия положений, где смех вызывает забавность какой-либо случайно сложившейся ситуации. Это серьёзная сатира. Скрытая в драме удручающая подоплёка пагубного развития общества в случае победы высмеянных в ней негативных элементов заставляет задуматься. Когда заканчивается смех в зале, в душе у зрителя закономерно остаётся горький осадок и невесёлые мысли. С учётом всего этого фонвизинскую пьесу «Недоросль» по жанру можно смело причислить к трагикомедии.

После выхода комедии в свет трагические изменения в жизни постигли и самого автора. Правящая государственная верхушка и лично царица Екатерина I запретили публикации трудов талантливого русского литератора.

В наши дни подобной цензуры нет, и любознательным потомкам с ответственной гражданской жизненной позицией было бы полезно относиться более внимательно к творчеству передовых людей прошлых веков и брать их опыт себе на вооружение.

Еще материалы по теме:

  • Краткая характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль»

  • Анализ пьесы Фонвизина «Недоросль»: жанр и композиция произведения

  • Сатира Д. И. Фонвизина против пороков общества в комедии «Недоросль»

  • Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина

  • Краткая характеристика главных героев пьесы Фонвизина «Недоросль»

  • Произведение Фонвизина «Недоросль» как комедия классицизма

  • Краткое содержание действий комедии Фонвизина «Недоросль»

  • Характеристика героя Кутейкина из комедии «Недоросль»

  • Сочинение для 7 класса на тему «Недоросль»

  • Краткая характеристика Вральмана из комедии Фонвизина «Недоросль»

  • Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»

Недоросль — комедия в пяти действиях Дениса Ивановича Фонвизина.
Пьеса написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия. Вместе с тем в комедии можно увидеть проявления раннего реализма, так как автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».[1]

В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми.[2]

Сюжет

Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции,
грубые и глупые,
получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам
выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью.
Злонравные же родственники терпят крах.

Описание

Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.

Проблематика

Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных.
Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции.
В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности
это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.

Характер конфликта

Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.[3]

История создания

Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.

Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.

Действующие лица

  • Простаков — помещик, глава семейства Простоковых. Во всем старается угодить своей жене. Не умеет читать.
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофанушка — их шестнадцатилетний сын, которого они оберегают от чрезмерного учения и слабостям которого потакают.
  • Еремеевна — кормилица Митрофана и его няня, а также верная слуга Простаковой, служащая ей уже 40 лет.
  • Правдин — гость или постоялец Простаковых, который на самом деле является государственным чиновником, призванным разобраться в делах Простаковых. Высокоморальный человек, олицетворяющий в пьесе слово закона
  • Стародум — дядя и опекун Софьи, вернувшийся из Сибири с состоянием в 10 тысяч.
  • Софья — племянница Стародума и сирота. Приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, честный и образованный, возлюбленный Софьи.
  • Тарас Скотинин — брат Простаковой, который намерен жениться на Софье ради собственного завода свиней.
  • Кутейкин — учитель грамматики Митрофана, «уволенный» семинарист, «убоявшийся бездны премудрости».
  • Цыфиркин — учитель арифметики Митрофана, отставной сержант.
  • Адам Адамович Вральман — немец, нанятый для учения Митрофана премудростям светской жизни. На самом деле бывший кучер.
  • Тришка — портной-самоучка, слуга Госпожи Простоковой.
  • Слуга Простаковых
  • Камердинер Стародума

Судьба героев

Имя до пьесы во время пьесы в конце пьесы
Госпожа Простакова Родилась в многодетной семье скупого дворянина, однако все её братья и сестры, кроме Скотинина, умерли в детстве. Детей дома ничему не учили. Хоть и заставляет сына учиться, так как без грамоты больших чинов не получить, балует его и потакает его прихотям, так как безумно любит. Крестьянами помыкает. Перед ней трепещут все, даже собственный муж. Потеряла власть над своими крестьянами, почувствовала стыд и поняла что сын ценил в ней лишь её власть.
Митрофанушка С 12 лет занимается с учителями Отвергает мать и согласен идти «куда велят». Правдин намерен отправить его служить.
Правдин Берёт имение Простаковых под государственную опеку за жестокое обращение с крепостными.
Стародум После того как менее достойному в обход ему присвоили звание, в горячке оставил службу. Послк был взят ко Двору, но быстро отошёл от него так как захотел сохранить собственное достоинство. Пропадает в Сибири. Неожиданно возвращается с наследством в 10 000 и желанием женить племянницу на благонравном Забирает Софью у родственников в Москву
Софья Жила с матерью, дружила с Милоном, после смерти матери оказалось во власти своячьников Родственники пытаются насильно выдать её замуж. Получает благословение на брак с Милоном
Милон в разлуке с Софьей больше полугода. Ведёт войска в Москву, останавливается в деревне Протоковых. Получает благословение на брак с Софьей
Скотинин отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала
Кутейкин Учился в Симинарии, но оставил её, не справившись с учением. Обучает Митрофанушку чтению Потребовав расчёта несмотря на не сделанную работу будет вынужден рассчитываться с несговорчивой хозяйкой. Пристыжён.
Цыфиркин Гарнизонный в отставке. Подрабатывает в городе «счётными делами» на чиновников. На досуге обучает детей на дому математике. Отказавшись от оплаты за беспокойство, получает в благодарность за честность деньги от Стародума и Милона
Адам Адамович Вральман Кучер Стародума Притворяясь знатоком света человеком высокого образования живёт у Простоковых как наставник их сына. Но на деле только мешает его учителям, да льстит его матери. Вернулся на службу к Стародуму

Ссылки

  • Текст произведения на lib.ru
  • Текст произведения на ilibrary.ru

Примечания

  1. Краткое содержание «Недоросль»// Образовака
  2. Добавьте источник цитирования
  3. Спектакль Недоросль. Анализ произвидения Д. И. Фонвизина.// В гостях у сказки

Жанр пьесы «Недоросль» Фонвизина, особенности, своеобразие произведения

zhanr-nedorosl-fonvizin

Пьеса «Недоросль» Фонвизина представляет собой вершину творчества Фонвизина и выдающее произведение русской классики XVIII века.

В этой статьей представлены материалы о жанре пьесы «Недоросль» Фонвизина, анализ особенностей и жанрового своеобразия произведения.

Жанр пьесы «Недоросль» Фонвизина: особенности и своеобразие произведения

Д. Д. Благой о жанре пьесы «Недоросль»:

«Воспитание, вернее — отсутствие сколько-нибудь нормального воспитания Митрофанушки, составляет тему … окончательной редакции «Недоросля». Это подчеркивается самым названием пьесы. <…> Пьеса о воспитании вырастает в пьесу о помещичьем, крепостническом злонравии, в первую у нас социальную комедию-сатиру. <…>

Самый смех комедии «Недоросль» — уже не … колючая и веселая насмешливость умного человека… <…>

Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, «потрясающая очевидность», с какой предстает в «Недоросле» крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.
(Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)

П. А. Вяземский о жанре пьесы «Недоросль»:

«В комедии «Недоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. <…> … в «Недоросле» он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады…

…в содержании комедии «Недоросль» и в лице Простаковой скрываются все пружины, все лютые страсти, нужные для соображений трагических; разумеется, что трагедия будет не по греческой или по французской классической выкройке, но не менее того развязка может быть трагическая. Как Тартюф Мольера стоит на меже трагедии и комедии, так и Простакова. <…>

Автор в начертании картины дал лицам смешное направление; но смешное, хотя у него и на первом плане, не мешает разглядеть гнусное, ненавистное в перспективе.

< …> Между тем и комическая сторона «Недоросля» не менее удачна. В сей драме замечен один недостаток… : недостаток изобретения и неподвижность события. Из сорока явлений … едва ли найдется во всей драме треть …, входящих в состав самого действия и развивающихся из него, как из драматического клубка.»
(П. А. Вяземский «Фон-Визин», 1830 г.)

С. С. Дудышкин о жанре «Недоросля»:

«Недоросль», по одному своему лицу, Простаковой, и по идее, которая ее одушевляет, заключает в себе начатки комизма, поглощенного сатирическим направлением пьесы и остальных характеров. <…>

…Фонвизин первый показал резкие недостатки современников; под сатирой публика рассмотрела себя.»
(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина»)

Г. А. Гуковский о жанровом своеобразии «Недоросля»:

«В «Недоросле» … вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

«Недоросль» — полукомедия, полудрама. В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии…»
(Г. А. Гуковский, статья в книге «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)

Это были материалы о жанре пьесы «Недоросль» Фонвизина, анализ особенностей и своеобразия жанра и т.д. 

«Недоросль» (Д. Фонвизин)

Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Проблематика:

  • проблема нравственного разложения дворянства (Простаковы, Скотинин);
  • проблема воспитания (Митрофанушка).

Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».

Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: комедия.

Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:

  • чёткое деление персонажей на положительных (Стародум, Софья, Правдин) и отрицательных (Простаковы, Скотинин);
  • говорящие фамилии (Простаковы — от слова «простак», Скотинин — «скотина», Вральман — «врать», Милон — «милый», Стародум — «старый (давний, опытный)» + «дума (мысль)»).

Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.

История создания

Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».

Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.

По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии

Действующие лица

  • Простаков — муж госпожи Простаковой, отец Митрофана. Слабый человек, стремящийся во всём угодить жене и фактически не имеющий собственного мнения.
  • Госпожа Простакова — мать Митрофанушки. Властная, самовлюблённая, даже жестокая. Слепо любит Митрофана.
  • Митрофан — собственно недоросль. Избалованный и неискренний юноша, упивающийся вседозволенностью.
  • Скотинин — брат госпожи Простаковой. Грубый человек, который превыше всего ценит свиней.
  • Софья — порядочная и образованная девушка, сирота.
  • Стародум — дядя и опекун Софьи.
  • Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи.
  • Правдин — постоялец Простаковых, чиновник, который в результате вершит справедливость в делах Простаковых.
  • Кутейкин — учитель Митрофана, в прошлом семинарист.
  • Цыфиркин — учитель Митрофана, в прошлом военный.
  • Вральман — учитель Митрофана, в прошлом — обычный кучер.
  • Тришка — портной-самоучка.
  • Еремеевна — няня Митрофана.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Краткое содержание

Действие первое

Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.

Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).

Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.

Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.

Действие второе

Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.

Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.

Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.

Действие третье

Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также

Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.

Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.

Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.

Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.

Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.

Действие четвёртое

Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.

Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.

Действие пятое

Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.

Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.

Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».

Экранизация

«Недоросль» (СССР, 1987).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?

Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.

Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?

Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.

Кого обожал Тарас Скотинин?

Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка […]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «… Люблю свиней, сестрица.».

Поделиться ссылкой

Какой
жанр произведения «Недоросль»?

1. Прочитать комедию
«Недоросль».

2. Каков жанр произведения. Доказать.

Это классическая классицистская комедия.
События происходят в течение суток на одном месте. Комедийная направленность
пьесы отражена в острой сатире, беспощадно высмеивающей пороки общества. В
пьесе присутствуют смешные эпизоды (во время уроков видна глупость и
необразованность Митрофана и его маменьки), есть и печальные (помещица
высокомерно ведёт себя и издевается над своими крепостными крестьянами).

Писатель был ярым сторонником просвещения,
он понимал, что только всестороннее образование и правильное воспитание помогут
человеку вырасти в высоконравственную личность, стать достойным гражданином
своей родины. Огромную роль в этом должен играть институт семьи, где и
закладываются основы поведения личности.

Критика восторженно восприняла комедию
«Недоросль», назвав её вершиной русской драматургии 18 века. Все критики писали
о том, что Фонвизин с максимальной точностью описал типичные образы
современного ему дворянского общества. Выглядят они карикатурно и гротескно, а
на самом деле просто взяты из жизни, списаны с натуры. И в современном мире
комедия остается актуальной: сейчас в обществе также есть большое количество
«митрофанушек», для которых смысл жизни заключается в материальном богатстве, а
образование не ценится.

3.Конфликт.

Основной конфликт в комедии Недоросль

Уже в самом первом действии раскрывается
главная тема комедии, и если сам сюжет простой и комичный, то проблемы, что
поднял в своем произведении автор, жизненные и серьезные. Здесь мы видим разные
конфликты.

Основной конфликт это произвол помещиков,
что поддерживается высшей властью. Мы видим бесправие крепостных и мы
наблюдаем, как Фонвизин раскрывает очень важную тему прошлого. Это все ужасы
крепостного права, узаконенного рабства, где людей за скотов не считали.
Поэтому, создавая образ Правдина, автор показывает, насколько важно все менять
и пора начинать борьбу с произволом. Здесь же мы видим драматический конфликт
комедии Фонвизина, где показана борьба Правдина и Стародуба с Простаковыми и
Скотининым.

Знакомясь с сюжетом работы Фонвизина, мы
наблюдаем разорение крестьян. Мы видим издевательства над ними, слышим
оскорбления, и самое ужасное, крестьяне, такие как няня Митрофана, даже не
замечают этого. Они привыкли к такой жизни, к скотскому отношению, что даже не
замечают, как их унижают.

Почему Недоросль называется комедией, в то
время как автор вынес на суд общественности серьезные и душераздирающие
проблемы? Комедией пьесу назвали оттого, что здесь идет комичная борьба за руку
Софьи, и эта борьба является хоть и не главным конфликтом, но носит пародийный
характер, вызывающий улыбку и смех читателей. Да и рассуждения Митрофана о
науках, его образованность, экзамен и глупость Простаковых и Скотинина вызывают
смех. Поэтому такой жанр повествования наиболее удачный для произведения, что
мы с удовольствием изучаем, обсуждаем на уроке литературы и говорим об основном
конфликте Недоросля в своем сочинении.

4.Основные темы и проблемы (их три)
комедии, перечислить их.

Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль»
поднимает общественные проблемы. Некоторые из этих проблем были актуальны для
того времени, некоторые из них актуальны по сей день.

На протяжении всего повествования ярко
звучит проблема помещичьего произвола. Семейство Простаковых и
Скотинин пользуются своим дворянским положением и издеваются над крепостными
крестьянами. Отрицательные персонажи привыкли к жизни за счет деятельности
слуг. Они берут у них все, отбирают даже самое последнее. Простаковы и Скотинин
не уважают крестьян, считая, что им позволено оскорблять их и даже применять к
ним физическую силу. Крестьяне лишены каких-либо прав и свобод, их хозяева
убеждены, что им позволено все что угодно. Д.И. Фонвизин, отсылая своего героя
Правдина на защиту крестьян от помещичьего гнета, демонстрирует, что дворянам
не позволено притеснять крепостных.

Демонстрируя жестокое отношение дворян к
крестьянам, драматург поднимает актуальную для того времени проблему – проблему
крепостного права
.
В комедии ярко показывано, что крепостное право
приводит к неблагоприятным результатам не только крестьян, которые оказываются
угнетены хозяевами, но и властьимущих, которые пользуются чужой деятельности и
не развиваются самостоятельно. Невежество, необразованность, корысть, скупость,
жестокость, свойственные дворянам, – все это следствия крепостного права. По
мнению драматурга, крепостное право делает рабами не только крестьян, но и их
хозяев.

Важное место занимает проблема
воспитания
и отсутствия надлежащего воспитания. Митрофанушка и Софья –
представители молодого поколения. Казалось бы, они должны иметь множество
сходств, однако это далеко не так. Различия между персонажами связаны с
родительским воспитанием. Если Софья воспитывалась в соответствии с честью,
достоинством, справедливостью и добротой, то родители Митрофанушки собственным
примером учили его грубости, жестокости и несправедливости. Д.И. Фонвизин
показывает, насколько велико значение воспитания в жизни каждого человека. От
того, как родители воспитывают свое дитя, зависит формирование его внутренних
качеств и его поведение. Автор показывает, что семейные ценности становятся
ценностями каждого члена семьи.

Особое место занимает проблема
образования
. Если Софья читает книги и каждый день саморазвивается, то
Митрофанушка отказывается учиться. Митрофанушка выражает свое отношение к
образованию фразой «Не хочу учиться, хочу жениться». Родители Митрофанушки
потворствуют его лени и нежеланию учиться. Д.И. Фонвизин показывает, что
положительные персонажи относятся к образованию положительно, так как понимают,
что образованность ведет общество к лучшему. Отрицательные же персонажи не
хотят получать образование и вообще не видят в нем никакого смысла и никакой
пользы.

Таким образом, в фонвизинской комедии
поднимаются следующие общественные проблемы: помещичий произвол,
крепостное право, воспитание и образование
.

5. Черты классицизма и реализма в комедии.

Несмотря на то что пьесу, написанную в
конце 18 века, относят к направлению классицизм, ей присущи и черты реализма,
становление которого происходило в первой половине 19 века в творчестве
Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, так что практически в ней осуществлен
сплав двух направлений.

Черты классицизма

1. Герои делятся на положительных и
отрицательных.

2. Автор в целом соблюдает единство
времени, места и действия.

3. В языке комедии можно выделить два
стиля – низкий в речи отрицательных героев и высокий в речи положительных.

4. Комедии свойствен дидактизм
(поучительность). Отрицательные герои наказаны, а положительные достигают
блага.

Черты реализма

1. Изображена эпоха и ее типичные герои,
произведение поднимает важнейшие проблемы, волновавшие общество того времени, –
проблему помещичьего произвола по отношению к крепостным крестьянам, нахождения
недостойных людей, не заботящихся об общественном благе, на военной службе и
при дворе, воспитания и обучения будущего поколения посредством примера
родителей, формирования личности человека. Так, по словам А. С. Пушкина,
«Недоросль» – «комедия народная», по словам Н. В. Гоголя – «истинно
общественная комедия».

2. Отрицательные герои произведения
выходят за рамки классицизма: это живые люди, показанные во всех своих
проявлениях, образы персонажей детально проработаны. Например, образ помещицы
госпожи Простаковой неоднозначен: при всех своих отрицательных качествах
Простакова – прежде всего мать, сильно, хотя и эгоистично, слепо, любящая свое
чадо.

В характерах отрицательных героев, по
сравнению с характерами героев классицизма, уже не доминирует одна
отрицательная черта. Прием говорящих фамилий персонажей появился в
произведениях классицизма, но черта, повлиявшая на возникновение фамилий
Простаковой и ее брата Скотинина, – их грубость, необразованность – не является
преобладающей в их характере. Всё это говорит о том, что в изображении
отрицательных персонажей автор использует психологизм — правдоподобно
раскрывает внутренний мир героев. Подобную мысль высказал критик В. Г.
Белинский: «Его [Фонвизина] дураки очень смешны и отвратительны, но это потому,
что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».

3. Отрицательным персонажам дана речевая
характеристика.

4. Показаны сниженные, бытовые подробности
повседневной жизни провинциальных помещиков. Уродливую правду жизни,
отразившуюся в «Недоросле», отметил Н. В. Гоголь: «Всё в этой комедии кажется
чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего карикатурного:
всё взято живьем с природы…»

  • Недостающие документы как пишется вместе или раздельно
  • Недоросль вывод произведения к сочинению
  • Недостающая информация как пишется
  • Недостача выявлена ревизией как пишется
  • Недостаточное количество как пишется правильно