Неелова и даль в сказке

31 год назад, 22 февраля 1989 г. ушла из жизни Надежда Кошеверова – советский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, создательница замечательных киносказок «Золушка», «Тень», «Царевич Проша», «Соловей», «Ослиная шкура» и др. Одной из самых известных ее работ стала «Старая, старая сказка» – фильм, который вышел на экраны 50 лет назад. Он стал одним из лучших в фильмографии Олега Даля и принес первую популярность Марине Нееловой. Правда, этого могло и не случиться, ведь актер был категорически против утверждения на роль принцессы молодой и, как ему казалось, очень слабой актрисы.

Режиссер Надежда Кошеверова | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер Надежда Кошеверова | Фото: kino-teatr.ru

Сценарий фильма, написанный Юлием Дунским и Валерием Фридом, был создан по мотивам сказок Андерсена. Режиссером стала Надежда Кошеверова, уже известная на тот момент по фильмам «Золушка» и «Укротительница тигров». С актером на главную мужскую роль она определилась очень быстро – еще в предыдущей своей работе Кошеверова хотела работать с Олегом Далем, но на тот момент он еще был студентом Щукинского училища, и его не отпустили на съемки. Спустя 5 лет она вспомнила о своем намерении и пригласила Даля на пробы.

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: vokrug.tv

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: vokrug.tv

Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Актер полностью оправдал ее ожидания. Кошеверова вспоминала: «Основываясь на том, что я уже видела на пробах, и на своем представлении, что может делать Олег, хотя я с ним еще и не была знакома, я пригласила его на роль. Несмотря на все мои предположения, я была удивлена. Передо мной был актер яркой индивидуальности. Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть. Необычайно живой, подвижный. Олег очень любил импровизировать. Все дубли, которые он делал, были совершенно разные. Ему не нравилось повторяться».

Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: diwis.ru

Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: diwis.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Олег Даль начал сниматься в кино еще в 1962 г., в 21-летнем возрасте, но всенародная популярность пришла к нему в конце 1960-х гг., когда на экраны вышли фильмы «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Женя, Женечка и «Катюша», а вслед за ними – «Старая, старая сказка». Когда начались съемки сказки Кошеверовой, актер был на пике популярности и мог себе позволить не соглашаться с режиссером и высказывать свое недовольство. Что он и сделал, узнав о выборе главной героини.

Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: vokrug.tv

Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: vokrug.tv

С исполнительницей главной женской роли Кошеверова долго не могла определиться. Из всех претенденток ей больше всех нравилась 21-летняя второкурсница ЛГИТМиКа Марина Неелова, но у нее совсем не было опыта съемок в кино, к тому же она от природы была очень застенчивой и терялась перед камерами. Ассистент режиссера заметил ее растерянность и посоветовал открыться и показать все, на что она способна. Позже Неелова вспоминала: «И я открылась… Да так, что утвержденный на главную роль Олег Даль, увидев мои пробы, сказал Надежде Николаевне: «Берите кого угодно, только не эту». От страха я почувствовала полную раскованность. Желая показать все, на что была способна, я кривлялась, как обезьяна! Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова – нежный, чуткий человек – нашла в этом что-то и утвердила на роль… Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты».

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: domkino.tv

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: domkino.tv

Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Против ее кандидатуры выступил не только Олег Даль, но и весь худсовет. Узнав об этом, актер сменил гнев на милость и встал на защиту дебютантки. Георгий Штиль, сыгравший телохранителя принцессы, рассказывал: «Худсовет был против Нееловой. Тогда мы втроем – я, Кошеверова и Даль – решили отстоять Мариночку. Пришли на очередное заседание, и Надежда Николаевна решительно заявила: «Либо играет Неелова, либо я эту картину ставить не буду». Старички почесали головы и решили уступить настойчивости Кошеверовой».

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: 7days.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: 7days.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: 24smi.org

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: 24smi.org

Когда актеры были утверждены, режиссер приступила к съемкам, предупредив Неелову: «Только не влюбись в Олега, иначе картину загубим!» Сначала актриса не поняла, в чем Кошеверова видела опасность, но при первой же встрече с Далем ей стало ясно, почему сотни девушек теряли голову от этого ничем не примечательного, на первый взгляд, актера: «И наконец-то мы с ним встретились… Черные кудри, огромные синие глаза, прекрасная, длинная и талантливая фигура… Танцевал и пел прекрасно, играл потрясающе, рассказчик замечательный. Не влюбиться в него не-воз-мож-но!.. Олег Даль мне очень помогал на площадке, в нем была редкая открытость – он не давил, не менторствовал, не учил, а именно помогал. Работа с ним стала для меня школой… Олег был очень красивый… Когда он появлялся на сцене или в жизни, люди мгновенно замирали, и смотрели только на него. Он обладал магнетизмом, устоять против которого было невозможно». Отношение Даля к Нееловой изменилось с началом съемок. Впоследствии они не только снимались вместе, но и дружили.

Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: tvc.ru

Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: tvc.ru

Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Неелова в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Когда 2 марта 1970 г. состоялась премьера фильма, в кинотеатрах было не протолкнуться – желающих было столько, что контролерам пришлось устанавливать вдоль стен дополнительные стулья. А на Международном кинофестивале в Венеции «Старая, старая сказка» была отмечена дипломом.

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Неелова и Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Неелова и Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Кинодебют Марины Нееловой оказался очень успешным, но за это ей пришлось оправдываться в театральном институте – из-за съемок она пропустила почти целый год учебы. Чтобы ей позволили вернуться на ее курс, Неелова просила прощения и у педагогов, и у однокурсников – иначе все они могли бы решить, что она погналась за славой, что ею двигало тщеславие, хотя это было не так. Ее извинения приняли, на курс вернули, но в результате все же наказали – она единственная с курса получила по актерскому мастерству в дипломе «четверку», у всех остальных были «пятерки». К счастью, это не стало препятствием для ее дальнейшей кинокарьеры, а роль принцессы стала одной из самых любимых во всей ее фильмографии.

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: aif.ru

Марина Неелова и Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Неелова и Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

А вот ее партнер мог бы сыграть в кино намного больше ролей: Загубленный талант Олега Даля.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Когда Надежда Кошеверова приступила к созданию этого фильма, за ее плечами уже были годы актерской работы в разных театрах Ленинграда и главный ее шедевр как режиссера — «Золушку» 1947 года, поставленную в соавторстве с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца, — посмотрели в свое время 18 миллионов зрителей. Но «Старая, старая сказка» возникла на основе сюжетов не одной, а сразу трех сказок Андерсена: «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс».

У бродячего кукольника (Олег Даль) «в кармане ни гроша», поэтому за обед в трактире он расплачивается кукольным представлением. Очарованный дочерью трактирщика (дебют в кино актрисы Марины Нееловой, на тот момент студентки третьего курса актерского факультета ЛГИТМиКа), он хочет сбежать с ней куда глаза глядят, бросив своих тряпичных артистов. Чтобы переубедить хозяина, куклы сами разыгрывают для него еще одну сказку. Оказавшись в волшебном мире, кукольник становится солдатом, дочь трактирщика — избалованной и весьма капризной принцессой, а сам трактирщик — королем (Владимир Этуш). Чтобы жениться на принцессе, солдату придется преодолеть многочисленные препятствия, а поможет ему в этом добрый волшебник (Георгий Вицин), которого можно вызвать посредством чудесного огнива.

Эта первая работа Олега Даля в «сказочном» детском кино (ранее в послужном списке актера значились в основном драматические роли) обернулась его длительным творческим союзом с Мариной Нееловой и Игорем Дмитриевым (восточный принц). С обоими актерами Даль в общей сложности сыграет в девяти разных картинах — от фильма «Тени» все той же Кошеверовой до «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского.

Музыку к фильму написал выдающийся композитор Андрей Петров, который на тот момент уже написал музыку к фильму «Человек-амфибия» Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского, а также к нескольким ранним картинам Георгия Данелии и Эльдара Рязанова. Текст песен, включая знаменитую «Ать-два, левой, ать-два, правой», сочинил Александр Галич.

Картина получила диплом Венецианского кинофестиваля 1968 года.

Помните чудесный – трогательный и проникновенный фильм «Старая, старая сказка»? Оказывается, роль принцессы для Марины Неёловой в этой картине о вещах, которые нельзя купить за деньги, стала дебютной. Но её могло и не быть, если бы не Олег Даль.

Режиссером ленты выступила Надежда Кошеверова. Надежда Николаевна совершенно справедливо удостоилась звания «мама русской сказки», поскольку трудилась на Ленфильме с 1929 года. На момент съемок она уже была не молода – 67 лет. Поразительно, но после «Сказки» Кошеверова работала еще два десятилетия и поставила целых 7 картин.


Надежда Кошеверова

Олега Даля режиссер заметила давно, еще в бытность студенчества того. Когда начало проекту было положено, она не смогла задействовать Даля на съемках, поскольку существовал строжайший запрет для студентов. За роль в кино спокойно могли отчислить.

Но через несколько лет Олег Иванович уже был признанным известным актером. И главные роли – Солдата и Сказочника стали стопроцентным попаданием в образ. Позднее режиссер доверила ему главные роли и в других своих фильмах: «Тень» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».


Марина Неёлова в роли принцессы

А вот с актрисой – исполнительницей главной роли принцессы возникли сложности. Марина Неёлова на пробах была зажатой, вела себя скованно, ведь на тот момент у совсем еще зеленой второкурсницы не было никакого опыта работы в кино.
Она прислушалась к совету Надежды Николаевны вести себя смело и абстрагироваться от происходящего, не замечая окружающих ее именитых актеров. Девушка несколько перестаралась, и образ вышел излишне дерзким и смелым, даже нагловатым.

Даль, полагая, что к мнению исполнителя главной роли должны прислушаться, ведь речь о его партнерше по фильму, заявил: «Берите кого угодно, только не эту наглую выскочку!». А тут Марину еще и забраковал худсовет. Но Кошеверова не видела в качестве принцессы никого другого и продолжала настаивать.

Артисты – сам Даль и Георгий Штиль, игравший телохранителя принцессы, решили поддержать режиссера и встали на защиту дебютантки. К тому же Надежда Николаевна проявила упрямство и заявила, что в таком случае вообще отказывается от съемок. При таком напоре комиссии худсовета пришлось согласиться.


Георгий Вицин. Кадр из фильма «Старая, старая сказка»


Владимир Этуш и Олег Даль. Кадр из фильма «Старая, старая сказка»

В процессе работы Даль поменял отношение к молодой актрисе, старался помогать Марине и поддерживать ее. Неёлова впоследствии снималась и в других проектах с Далем. Они даже подружились. А о первом опыте в кино Марина Мстиславовна всегда отзывалась с большой теплотой. Таким образом, Олег Даль поспособствовал тому, чтобы в плеяде советских артистов появилась еще одна яркая звезда.
Перерыв в учебе все же сказался на успеваемости студентки. Хотя ее и не отчислили. Но Марина Мстиславовна ни о чем не жалела. Ведь роль стала пропуском в кино. К тому же ей посчастливилось поработать с такими мастерами как Владимир Этуш, Георгий Вицин и другими.


Марина Неёлова. Наши дни

Ходили даже слухи о внезапно вспыхнувшем между исполнителями главных ролей романе. Впрочем, ни Олег, ни Марина никак это не комментировали, а вот дружеские отношения, несмотря на сложный характер Даля, сохранили.

Смотрели эту экранизацию? Чем вам запомнилась «Старая, старая сказка»?

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Автор:

28 ноября 2022 15:08

Помните чудесный – трогательный и проникновенный фильм «Старая, старая сказка»? Оказывается, роль принцессы для Марины Неёловой в этой картине о вещах, которые нельзя купить за деньги, стала дебютной. Но её могло и не быть, если бы не Олег Даль.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Режиссером ленты выступила Надежда Кошеверова. Надежда Николаевна совершенно справедливо удостоилась звания «мама русской сказки», поскольку трудилась на Ленфильме с 1929 года. На момент съемок она уже была не молода – 67 лет. Поразительно, но после «Сказки» Кошеверова работала еще два десятилетия и поставила целых 7 картин.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Олега Даля режиссер заметила давно, еще в бытность студенчества того. Когда начало проекту было положено, она не смогла задействовать Даля на съемках, поскольку существовал строжайший запрет для студентов. За роль в кино спокойно могли отчислить.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Но через несколько лет Олег Иванович уже был признанным известным актером. И главные роли – Солдата и Сказочника стали стопроцентным попаданием в образ. Позднее режиссер доверила ему главные роли и в других своих фильмах: «Тень» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Марина Неёлова в роли принцессы

А вот с актрисой – исполнительницей главной роли принцессы возникли сложности. Марина Неёлова на пробах была зажатой, вела себя скованно, ведь на тот момент у совсем еще зеленой второкурсницы не было никакого опыта работы в кино.

Она прислушалась к совету Надежды Николаевны вести себя смело и абстрагироваться от происходящего, не замечая окружающих ее именитых актеров. Девушка несколько перестаралась, и образ вышел излишне дерзким и смелым, даже нагловатым.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Даль, полагая, что к мнению исполнителя главной роли должны прислушаться, ведь речь о его партнерше по фильму, заявил: «Берите кого угодно, только не эту наглую выскочку!». А тут Марину еще и забраковал худсовет. Но Кошеверова не видела в качестве принцессы никого другого и продолжала настаивать.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Артисты – сам Даль и Георгий Штиль, игравший телохранителя принцессы, решили поддержать режиссера и встали на защиту дебютантки. К тому же Надежда Николаевна проявила упрямство и заявила, что в таком случае вообще отказывается от съемок. При таком напоре комиссии худсовета пришлось согласиться.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Георгий Вицин. Кадр из фильма «Старая, старая сказка»

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Владимир Этуш и Олег Даль. Кадр из фильма «Старая, старая сказка»

В процессе работы Даль поменял отношение к молодой актрисе, старался помогать Марине и поддерживать ее. Неёлова впоследствии снималась и в других проектах с Далем. Они даже подружились. А о первом опыте в кино Марина Мстиславовна всегда отзывалась с большой теплотой. Таким образом, Олег Даль поспособствовал тому, чтобы в плеяде советских артистов появилась еще одна яркая звезда.

Перерыв в учебе все же сказался на успеваемости студентки. Хотя ее и не отчислили. Но Марина Мстиславовна ни о чем не жалела. Ведь роль стала пропуском в кино. К тому же ей посчастливилось поработать с такими мастерами как Владимир Этуш, Георгий Вицин и другими.

Как неприязнь мэтра открыла дорогу в кино молодой дебютантке и помогла ей стать звездой?

Источник:

Ходили даже слухи о внезапно вспыхнувшем между исполнителями главных ролей романе. Впрочем, ни Олег, ни Марина никак это не комментировали, а вот дружеские отношения, несмотря на сложный характер Даля, сохранили.

Смотрели эту экранизацию? Чем вам запомнилась «Старая, старая сказка»?

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

  • Недюжинный талант как пишется
  • Недюжинный как пишется правильно
  • Недюжинный как пишется и почему
  • Недюжинные способности как пишется
  • Недюжинная сила как пишется н или нн