Неграмотность признак некультурного человека как пишется

Пожалуйста Помогите с заданием Если Вы хорошие люди…… любые из этих сделайте

danybaby

Отворить дверь, отварить картофель,зарядить ружье,полоскать бельё,поласкать собаку, далёкая страна,резкий дождь,было зябко, грязь,резкий ветер, лёд,мягкий снег



0



0

10 месяцев назад

Путешественники прибоизились к роднику…сложносочиненное предложения и сложноподчиненные предложения

Ликочка [1.1K]

Agfjtjnbhjgkf.hfgbnnnnnnnnnnnnррпорпнимиеммп



0



0

2 года назад

Какая буква -ожили -е пишется , как правило в корне слова после шипяших

Sate [356]

Правило гласит ЖИ ШИ пиШИ через И



0



0

2 года назад

В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать?Приведите примеры подобных глаголов?Каким термином они

Евгений Гримусь

Это-Антонимы
разозлить-задобрить
обелить, загрязнить



0



0

2 года назад

Сделайте синтаксический разбор предложения. 1) Я взял и выпустил его. 2) Шарик летел кверху плавно и спокойно.

Кукусичек [3]

1)повествовательное, нераспространённое, невосклицательное, простое.2)повествовательное, распространённое, невосклицательное, осложнено однородными определениями.



0



0

2 года назад

Домашняя работа Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Упражнения

1. Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите существительные с частицей не, объясните правописание.

Никакое
растение не производит такое впечатление,
как баобаб, хотя его 
нелепость
и
неуклюжесть
бросаются в глаза. Это дерево — символ
тропической Африки и источник 
небылиц
и сказок. Баобаб
невысок,
а вот рассказы о его толщине вызывают 
недоверие.
В Танзании растёт баобаб, окружность
которого более 40 метров. Покрытая 
неровностями
кора окрашена в розовато-серый цвет и
напоминает кожу слона. Вверху есть
углубление, 
не
ванна
,
а целый бассейн, заполняющийся водой
во время дождливого сезона. В октябре
на деревьях вместе с листьями появляются
прекрасные белые цветы.

Стиль
текста: публицистический, так как текст
напоминает некую статью о баобабе. Еще
я бы отнесла этот текст к художественному
стилю, так как в тексте присутствует
описание баобаба, и используются
оттеночные слова, метафора.

Тема:
баобаб.

  1. Выберите
    слова, которые без НЕ не употребляются
    .

А)
негодование

Б)
(не)внимательность

В)
невежа

Г)
(не)грамотность

Д)
невольник

Е)
незабудка

  1. Выберите
    примеры раздельного написания НЕ с
    существительными:

А)
Неграмотность
— признак некультурного человека.

Б)
Не
грамотность

помогла тебе сегодня, а упорство.

В)
Не
друг

ты мне, а всего лишь попутчик.

Г)
Недруг
не посочувствует.

Д)
Не
счастье

я испытал, а минутную слабость.

Е)
Несчастье
спутало все наши планы.

  1. Раскрыть
    скобки, графически обозначить орфограмму.

Небрежное
письмо,
нисколько
не

жаркий день,
не
папин

портфель, деревья невысокие
,
но

раскидистые,
не
внимательный, а

рассеянный ученик,
далеко
не

приятная процедура,
неглубокий
колодец,
совсем
не

строгий учитель, перстень
не
золотой
,
далеко
не

опасный трюк,
нежилая
квартира,
неяркое,
но

красивое платье,
не
бабушкин

платок,
нелестные
отзывы,
никому
не

нужная книга,
не
темная, а

лунная ночь
.

  1. Раскройте
    скобки. Распространите причастия
    зависимыми словами. Запишите по образцу.
    Образец.
    Непрочитанная книга — не прочитанная
    мною книга

невыполненная
работа — не выполненная студентом
работа

невыспавшийся
ребёнок — не выспавшийся из-за шума
ребенок

неопубликованный
очерк — не опубликованный издательством
очерк

несостоявшееся
выступление — не состоявшееся по
какой-то причине выступление

негреющее
солнце — не греющее лучами солнце

незамерзающий
ручей — не замерзающий зимой ручей

невыполненное
задание — не выполненное учеником
задание

непостроенный
дом — не построенный строителями дом

непрочитанное
письмо — непрочитанное мною письмо

  1. Раскройте
    скобки, изменяя словосочетания по
    образцу.

Образец.
Непрочитанная книга — книга не прочитана.

не
скошенные травы — трава не скошена

ненаписанная
сказка — сказка не написана

нераспаханный
луг — луг не распахан

не
слыханная тишина — тишина не слыхана

несозданный
прибор — прибор не создан

неизученный
параграф — параграф не изучен

невырытая
яма — яма не вырыта

непосеянные
цветы — цветы не посеяны

необработанное
поле — поле не обработано

  1. Раскройте
    скобки, вставляя вместо звёздочек
    антонимы.

Образец.
(Не)спускающийся, а *** лифт. — Не
спускающийся, а поднимающийся лифт.

Не
расцветающие, а 
увядающие
растения.

Не
уменьшенный, а увеличенные
числа.

Не
собранные, а разбросанные игрушки.

Не
затемнённая, а осветленная
 сцена.

Не
удаляющийся, а приближающийся
поезд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    28.03.201644.16 Mб17Тюкавкин В.Г. — Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа — 2001.djvu

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Урок
русского языка в 5  классе по теме :

«Правописание
не с именами существительными»

Тип урока: «открытие» новых знаний 

Цели
урока:

Деятельностная:
формирование способности учащихся к новым способам действия: создание
алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная:
формирование знаний о правилах правописания не с
именами существительными.

Планируемые
результаты:

Личностные:
обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные
результаты
:

Регулятивные:
обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит
возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать
условия и средства их достижения.

Познавательные:
давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами
существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать
причинно-следственные связи.

Коммуникативные:
обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме;
работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на
себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные:
обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с
существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность
научиться находить не- с именами существительными в художественных
произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная
среда
: лист самооценки, учебник, комплект
мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Необходимое
оборудование:
Русский язык 5 класс. Е.А.Быстрова
2013г

Предметно-образовательная
среда:
лист самооценки, учебник, комплект
мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный
материал:
алгоритм проверки правописания не с
существительными, эталоны для самопроверки

Ход
урока:

I.
Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: Здравствуйте,
ребята.

Учитель: Прочитайте
пословицу и объясните ее значение.

                            
Ученье – красота, а неученье – слепота.

Ученик:  Умный, знающий
человек видит всю красоту мира, а глупому весь мир кажется серым, скучным.

Ученик: Знания
дают возможность быть красивым внутренне, невежды слепы душой.

А для этого надо много трудиться, работать.

Учитель.
Вы
готовы с трудиться, работать? Готовы начать урок?

Ученики.
Готовы.

II. Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель.
Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение 127, проверьте его, по
эталону, спроецированному на экран.

Эталон
№ 1 к упражнению № 127

                                
Распределите слова в колонки

Со значением лица  профессии

 С уменьшительно-ласкательным значением

Паркетчик, ракетчик.

Стаканчик,
карманчик, сарафанчик, чемоданчик, помидорчик.

Учитель.
Те, кто выполнил упражнение № 128, проверьте по эталону № 2, которые лежат у
вас на столах.

 Эталон
№ 2 к  упражнению  №128

    
Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Перец-
перчик, камень-камешек, заяц-зайчик, человек- человечек, ящик- ящичек, осёл-
ослик, нос-носик, носок- носочек, карандаш- карандашик, орех- орешек, конец-
кончик, дождь-дождик, овраг- овражек, луч- лучик.

Горох-горошек,
птенец- птенчик, квадрат- квадратик, кружок- кружочек, кувшин-кувшинчик,
мешок-мешочек, костюм- костюмчик, порог-порожек, корабль-кораблик,
телефон-телефончик, парашют- парашютик, огурец-огурчик, шалаш-шалашик,
вагон-вагончик, мяч-мячик, молоток- молоточек, графин-графинчик, чулок-
чулочек, цветок- цветочек

Учитель.
Те, кто выполнил творческое задание, подойдите ко мне. Ребята, посоветуйтесь
между собой и решите, кто из вас будет читать свой рассказ. Вы должны выбрать
самый лучший.

Учитель.
Те, кто выполнил упражнение № 127 без ошибок, поднимите руки. У кого-нибудь возникли
затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик.
Я допустил ошибку в слове «помидорчик». Исправить ошибку помог сосед по парте.
Он объяснил, что слово помидор- словарное слово и пишется с и в корне.

Учитель.
Какие
трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 128?

Ученик.
Я
допустила ошибку в слове «горошек», написал с одной буквой и, исправил ошибку,
проверив по эталону. Р.п.-нет горошка- выпадает гласный, значит пишем суффикс
–ик-

Учитель.
Ребята,
а теперь давайте послушаем Машу.
 Оценим ее работу.

                                
Эталон к заданию “Сочинение”.

Структура сочинения — рассуждения

1. Введение. (Здесь выдвигаете
какой-то тезис — основную мысль сочинения,

которую в дальнейшем будут
раскрывать, доказывать.)

2. Основная часть. (Доказательства
тезиса и примеры.)

3. Заключение. (Здесь делается
вывод всего сочинения, основываясь на

предложенном в первой части
сочинения тезисе.)

Помните, что в любом сочинении
должно быть не менее трёх абзацев!

Ученик
:
  Осень наступила. Все вокруг стало ярким и
разноцветным. Деревья из зеленых превратились в желтые, оранжевые, бордовые.
Кажется, будто невидимый художник одним взмахом кисти раскрасил наши улицы.
Постепенно и на земле появляется цветной ковер. Это начался листопад.

Дни становятся
короче, холоднее, пасмурнее. Со временем осень из яркой красавицы превращается
в серую и унылую старушку. На улицах часто идут дожди. Окутывают воздух седые
туманы. Осень — очень разнообразная и необычная пора.

Ученик. Моя
одноклассница справилась с заданием не полностью.
Это
не сочинение-рассуждение, потому что нет тезиса. Тезис должен быть таким:
“Осень в городе отличается от осени в лесу”.

Ученик. У
него должно быть 2 аргумента. Например, такие: “В городе нет полян, на которых
осенью растут разные грибы”; “В лесу можно встретить животных, которые собирают
запасы на зиму” А их нет. Значит это сочинение-повествование.

Учитель.
У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист
самооценки

Ученика
(цы) 6 класса по теме «Правописание существительных с не »

ФИ______________

Домашнее
задание упражнение № 127 , упражнение № 128, сочинение-рассуждение

Составление
алгоритма

Упр.
134

Творческая
работа

Карточка

Словарная
работа

-задание выполнено
правильно, ставьте + (плюс);

-задание выполнено
не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель.
Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили
домашнее задание?

Ученик.
На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель.
Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную
деятельность. Продолжим наш урок.

III.
Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Каждый урок
открывает вам новые знания, а значит, вы, вспоминая пословицу, которую мы
разбирали вначале урока, становитесь лучше и красивее. Я предлагаю вам сейчас
взобраться на орфографический Олимп.
  

       На доске
записаны слова:

(не)приятель

..ень, …беды, (не)выполнил

гараж…, крюч…чек, для дочер…

ги…кий, ра…чет, чес…ный, про…ьба

учащиеся по-одному
выходят к доске и вставляют буквы на месте пропусков или раскрывают скобки,
объясняя орфограмму.

Учитель.
Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

                                  
                       Эталон

неприятель

лень, обеды, не выполнил

гаражи, крючочек, для дочери

гибкий, расчет, честный, просьба

Учитель. Какие
затруднения испытывали, выполняя это упражнение?    

Ученик.
Я в слове неприятель написал  не  раздельно

Ученик.
Я неправильно написал слово неприятель.

Учитель.
Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик.
Нет, затрудняемся.

Учитель.
Какова проблема?

Ученик.
Мы
не знаем  правила правописания не с существительными.

IV.
Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель.
Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик.
1.Научиться определить в каких случаях   пишется  не  с существительными
слитно, а  в каких раздельно.

                
2.Научиться объяснять в каких случаях  пишется  не  с существительными слитно,
а  в каких раздельно.

                
3.Научиться находить эту орфограмму в словах, использовать это правило в своей
речи.

Учитель.
Как сформулируем тему нашего урока.

Ученик.
Правописание не с именами существительными

Учитель.
Какой метод вы предлагаете использовать?

Ученики.
Мы выбираем метод работы с учебником.

 V. Реализация
построения проекта.

Учитель.
Прочитайте параграф №51

Учитель.
Что вы узнали из прочитанного материала?

Ученик.
НЕ- с существительным пишется слитно, если оно не
употребляется без НЕ-.

Ученик.
НЕ-
с существительным пишется слитно, если оно может быть заменено синонимом без
НЕ- или близким по значению выражением.

Ученик.
НЕ-
с существительным пишется раздельно, если НЕ- является частицей. В таком
предложении есть противопоставление с союзом а.

Учитель – Теперь
объединитесь в группы и составьте алгоритм. 

Учитель
 Представьте свой алгоритм.

Ученик
Наша группа составила алгоритм, который назвала «Правописание
не с существительными

hello_html_54f6472d.png

                            Правописание имён
существительных с не

                  Слитно

               
Раздельно

если существительное с не может быть
заменено синонимом без не или близким по значению выражением.

если в предложении содержится
противопоставление
;

если существительное с
НЕ нельзя заменить синонимом

Учитель.
Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?

Ученики.
У 2 группы, потому что он краткий и понятный.

Учитель.
Запишем его в тетрадь и выделим.

Учитель.
Давайте закрепим алгоритм. Объясните правописание не-
в словах, спроецированных на доске, используя алгоритм.

Ученик.
Недотрога -пишется слитно, потому что не употребляется
без не-.

Ученик.
Небылица -пишется слитно, потому что не употребляется без не-.

Ученик.
Нензакомка -пишется слитно, потому что не употребляется без не-.

Ученик.
Невежа -пишется слитно, потому что не употребляется без не-.

Ученик.
Несчастье — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом без не-.

Ученик.
Небрежность — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом без не-.

Ученик.
Не снег, а дождь — пишется раздельно, потому что есть противопоставление.

Учитель.
Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили
в начале урока?

Ученики.
Можем!

Ученик.
Я допустил ошибку в слове неприятель – написал
раздельно, а надо слитно, потому что можно заменить синонимом без не-.

Учитель. Я в словах не
рыба, не мясо написала не- слитно, а надо раздельно, потому что нельзя заменить
синонимом.

 VI Этап
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель.
Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик.
Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на
практике.

Учитель.
Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Выполните
упражнение 134.

(Не)настье,
(не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода,
(не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай,
(не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочёт,
(не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример;
(не)решительность, (не)брежность; (не)слон; (не)лесть, а правда.

Учитель.
1 группа зачитайте только те слова, в которых не-
пишется слитно.

Ученик.
Ненастье, недоразумение, недруг, незнайка, непогода, недосол, невежливость,
неурожай, несчастье, неприятель, ненависть, недочет, неразвитость, недоумение,
неряха, нерушимость, нерешительность, небрежность, нелесть, а правда.

Учитель.
Все согласны?

Ученик.
Нет. Не лесть пишется раздельно, потому что есть противопоставление.

Учитель.
Продолжим. 2 группа зачитайте все слова, в которых не- пишется раздельно.

Ученик.
Не друг, а враг; а грубость; не задача, а пример; не слон; не лесть, а правда.

Учитель.
Все согласны?

Ученики.
Да!

Учитель.
Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в
группах?

Ученик.
Нет. Мы работали в команде, подсказывали друг другу.
Например,
мой одноклассник сделал ошибку при написании “не слон”, но мы ему напомнили
алгоритм правописания не- с именами существительными.

Учитель. Продолжаем
закрепление. Поработаем в парах.
Давайте познакомимся с шуточным стихотворением Б.
Заходера. (на столах у учащихся стихотворение) Надо исправить текст.

Побывал я однажды в
стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с
доумением,

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха

И на взрачной клумбе у
будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собачка счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазную лужу.

Мне навстречу без всякого
страха

Шёл умытый, причёсанный
ряха,

А за ряхой по травке
свежей

Шли суразный дотёпа и
вежа,

А из школы, взявшись под
ручки,

Чинным шагом вышли
доучки.

И навстречу всем утром
рано

Улыбалась царевна-смеяна,

Очень жаль, что только во
сне

Есть страна без частицы
НЕ.

Учитель.
Прочитайте, какие слова вы нашли.

Ученик.
«доумение» и «разбериха» таких слов нет, поэтому не
надо писать слитно.

Ученик.
«взрачной» и «забудки» таких слов нет, поэтому не надо
писать слитно.

  Ученик.
«доумение» и «разбериха» таких слов нет, поэтому не надо писать
слитно.

Ученик.
«счастная» и «настная » таких слов нет, поэтому не надо
писать слитно.

Ученик.
«уклюже» и «пролазная» таких слов нет, поэтому не надо
писать слитно.

 Учитель.
Достаточно. Оцените работу ваших одноклассников.

Ученики.
Все слова подобраны и объяснены верно.

Учитель.
Испытывали ли вы затруднения работая в парах?

Ученик.
Да. Но, мы уже увереннее выполняем задание.

VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по
эталону
.

Учитель:
Вы уверены в своих умениях?

Ученики.
Да!

Учитель.
Давайте проверим. Сможете ли вы теперь самостоятельно выполнить подобное
задание и проверить себя по эталону?

Ученик.
Постараемся. Мы уже немного потренировались.

Учитель.
Откройте карточку .
Выполняем письменно в
тетради.

А) (Не)грамотность — признак некультурного человека.

Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) (Не)друг не посочувствует.

Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован
на доске

                                                     
 Эталон

А) Неграмотность — признак некультурного
человека.

Б) Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) Не друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) Недруг не посочувствует.

Д) Не счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) Несчастье спутало все наши планы.

Учитель.
Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы
испытывали?

Ученик.
В основном справились с заданием, но одно слово написал не верно. Сейчас я
вижу, что в слове неграмотность из 1 предложения не пишется слитно.

Учитель.
Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик.
Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель.
Молодцы. Поставьте на листе самооценки знак «+», у кого нет ошибок.

VIIIэтап.
Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель.
Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик.
Нет. Мы еще мало работали.

Ученик.
Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель.
Тогда посмотрите на картину В.Д. Поленова «Золотая осень» Придумайте и запишите
предложения по этой картине на изученное нами правило. Прочитайте, какие
предложения вы составили по этой картине.

Ученик. Я
составил по картине такие предложения:

На картине «Золотая
осень» художник изобразил не лето, а осень. Так как Поленов написал пейзаж, то
мы видим не город, а картины природы. Погода стоит ненастная, вот-вот пойдёт
дождь.

 Учитель.
Оцените работу одноклассника.

Ученик.
Задание выполнено правильно. Во всех предложениях есть существительные с не-.

Учитель. Кто
может дополнить ответ?

Ученик.
Мой одноклассник правильно объяснил правописание не- с существительными.

Учитель.
Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?

Ученик.
Мне было сложно придумать предложения. И я сделал вывод, что нужно больше
читать литературных произведений.

Учитель.
Теперь выполним самостоятельно упражнение 135.

Спишите,
вставляя пропущенные буквы в именах существительных и раскройте скобки.

(Не)груз…ик,
(не)танцов…ик, (не)смаз…ик, (не)спор…ик, (не)развед…ик, (не)рез…ик,
(не)перепис…ик,(не)извоз…ик.

Учитель.
Проверьте себя по эталону.

Эталон
к упражнению 135.

Негрузчик, нетанцовщик,
несмазчик, неспорщик, неразведчик, нерезчик, непереписчик, неизвозчик.

Учитель.
Поднимите руки те, кто все выполнил правильно.

Ученик.
Я правильно определил, что во всех словах не- пишется
слитно. Но в слове негрузчик, в суффиксе написал букву щ.

Ученик.
Я тоже не- во всех словах написала верно, но в слове
неспорщик в суффиксе написала ч.

Учитель.
Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, вставляя
пропущенные буквы?

Ученики.
Нет! Мы не знаем какую букву вставить в суффикс ч- или
щ-.

Учитель.
А значит какая будет тема следующего урока?

Ученики.
Правописание ч- и щ- в именах существительных.

  IXэтап. Этап
рефлексии
.

Учитель.
Скажите, какую задачу мы поставили в начале урока? Чему мы должны были
научиться? Что нового узнали?

Ученик.
Должны были научиться писать не- с именами
существительными. Узнали, когда не- с существительными пишется слитно, а когда
раздельно. Составили алгоритм написания не- с именами существительными.

Узнали,
что есть существительные, которые с не- всегда пишутся слитно.

В
начале урока я не смог правильно выполнить задание и допустил много ошибок,
потому что не знал правило написания не- с именами существительными. Теперь я
таких ошибок не совершу.

Учитель.
Какие затруднения вы испытывали во время урока?

Ученик.
На разных этапах урока иногда допускали ошибки. Но алгоритм, задания по
карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Учитель.
Ребята, пусть полученные сегодня знания будут с вами
при выполнении домашнего задания!

Учитель.
Запишите   домашнее задание:

1.     Параграф
№ 40 ,упражнение № 136 .

2.      Упражнение
№.137.

3.     Написать
сочинение миниатюру, употребив существительные с не, на тему: «Осенняя пора».

Учитель.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

 «Как
правильно?»

          
Он всегда жалуется на то, что с ним
случилось очередное (не)счастье
.

(Не)знание английского помешало ему разобраться в инструкции
к навигатору.

Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он (не)врач.

Он далеко (не) дурак. Этот закономерный результат вовсе (не)удача.

                                           Эталон

Он всегда жалуется на
то, что с ним случилось очередное несчастье
.

Незнание английского помешало ему разобраться в
инструкции к навигатору.

Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он
не врач
.

Он далеко не дурак. Этот закономерный результат вовсе не
удача.

Учитель.
Какой алгоритм выберем для работы?

 Ученик.
Мне больше понравился второй алгоритм.

Ученик.
Мне тоже больше нравится второй.

Учитель.
Выполним упражнение № 134.

Учитель.
Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Ученик
Надо выписать существительные, которые не употребляются без не.

Учитель.
Выполняем самостоятельно, проверим по алгоритму

                                               
  Эталон

         
Небрежность, неженка, недотрога, небылица, незнакомка, невеста, нелепость.

Ученик. Используя
алгоритм, я узнал, что эти слова пишутся слитно, т.к. не употребляются без не.

 VI Этап
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель.
Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик.
Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на
практике.

Учитель.
Тогда поработаем фронтально, над  упражнением № 132.
Прочитайте предложения и объясните правописание не с существительными.

Ученик. В слове неприятель  не
пишется слитно, потому что слово не употребляется без не.

Ученик. Во втором предложении не
приятель
пишется раздельно, т.к. подразумевается противопоставление.

Ученик. Во третьем 
предложении не приятель пишется раздельно, т.к. есть 
противопоставление.

Ученик. В слове невзгоды  не
пишется слитно, потому что слово не употребляется без не.

Ученик. В слове невезение,
не-приставка, поэтому пишется слитно.

Ученик. Во шестом 
предложении не везение
пишется
раздельно, т.к. есть  противопоставление.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик
Да, надо еще потренироваться.

Учитель
Тогда поработаем в группах. «Как правильно?»

          
Он всегда жалуется на то, что с ним
случилось очередное (не)счастье
.

(Не)знание английского помешало ему разобраться в инструкции
к навигатору.

Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он (не)врач.

Он далеко (не) дурак. Этот закономерный результат вовсе (не)удача.

                                           Эталон

Он всегда жалуется на
то, что с ним случилось очередное несчастье
.

Незнание английского помешало ему разобраться в
инструкции к навигатору.

Он рассуждает о медицине, но я уверен, что он
не врач
.

Он далеко не дурак. Этот закономерный результат вовсе не
удача.

 Учитель.
Испытывали ли вы затруднения?

Ученик.
Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой
одноклассник сделал ошибку в четвертом предложении, но мы ему напомнили
алгоритм правописания существительных с не.

 VIIэтап. Самоконтроль с самопроверкой по
эталону
.

Учитель.
Вы уверены в своих умениях?

Ученик.
Да.

Учитель.
Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик.
Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Ученик.
Постараемся, мы уже немного потренировались

Учитель.
Откройте карточку .
Выполняем письменно в
тетради.

А) (Не)грамотность — признак некультурного человека.

Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) (Не)друг не посочувствует.

Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован
на доске

                                                     
 Эталон

А) Неграмотность — признак некультурного
человека.

Б) Не грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) Не друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) Недруг не посочувствует.

Д) Не счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) Несчастье спутало все наши планы.

Учитель.
Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы
испытывали?

Ученик.
В основном справились с заданием, но одно слово написал не верно. Сейчас я
вижу, что в слове неграмотность из 1 предложения не пишется слитно.

Учитель.
Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик.
Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель.
Молодцы. Поставьте на листе самооценки знак «+», у кого нет ошибок.

VIIIэтап.
Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель.
Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик.
Нет, мы еще мало работали.

Ученик.
У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

Учитель.
Тогда работаем над следующим заданием. Выполним словарную работу на стр.92.
Вставьте пропущенные буквы.

Учитель
Проверьте свои работы по эталону.

Эталон
к словарной работе

Гонщик,
профессия, переводчик, зимовщик, танцовщица, человечек, дружочек, дождик, платочек,
бубенчик, ненавидеть, нелепость, незабудка, несуразный, невзгода, негодовать,
лесной, счастливый, карандашик, птенчик, приятель, товарищ.

Учитель
Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного
упражнения?

Ученик
Нет, мы с ним легко справились.

Учитель.
В чем особенность правописания существительных с не?

Ученик.  НЕ с
существительными пишется раздельно, если в

предложении содержится
противопоставление
.

Ученик.
Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может
быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.

Ученик.Если
существительное с НЕ нельзя заменить синонимом , значит слово с НЕ пишем
раздельно.

Учитель.
 Оцените
свою деятельность на данном этапе урока.

Учитель.
Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?

Ученик.
Выполнили.
Мы научились и запомнили в каких случаях не с существительными пишется слитно
или раздельно.

IXэтап. Этап рефлексии.

Учитель
Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик.
Мы узнали, что есть случаи, когда не с существительными пишется слитно, а есть
когда-раздельно.

Ученик.  НЕ с
существительными пишется раздельно, если в

предложении содержится
противопоставление
.

Ученик.
Не с существительным пишется слитно, если существительное
с не может быть заменено синонимом без не или близким по
значению выражением.

Ученик. Если
существительное с НЕ нельзя заменить синонимом , значит слово с НЕ пишем
раздельно.

Ученик.
В начале урока мы не смогли выполнить задание, но, с помощью наблюдений, нашли
правило написания существительных с не, составляли предложения с данными
словами, научились находить и исправлять ошибки.

Учитель.
Какие затруднения вы испытали в течение урока?

Ученик.
Не всегда правильно определяли правильность написания слов.

Учитель.
Что помогло нам их преодолеть?

Ученик.
На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и
эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Учитель.
Запишите   домашнее задание:

4.     Параграф
№ 40 ,упражнение № 135 .

5.      Упражнение
№.136.

6.     Написать
сочинение миниатюру, употребив существительные с не, на тему: «Осенняя пора».

Учитель.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

МИНИСТЕРТСВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ ГАОУ ДПО

«ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

                                                   
Зачетная работа

слушателя
курсов

переподготовки
по направлению

«Образование
и педагогика русский язык и литература»

урок
открытия новых знаний

по
теме « Не с именами существительными »

ВЫПОЛНИЛА:
Ишимбаева Инна Юрьевна,

учитель
начальных классов

                                                                               
МБОУ ООШ № 12 БМР

с
8 октября по 24 декабря 2018

Учитель: Ребята, Давайте
познакомимся с шуточным стихотворением Б. Заходера. (на столах у учащихся
стихотворение) Надо исправить текст.

Побывал я однажды в
стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с
доумением,

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха

И на взрачной клумбе у
будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собачка счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазную лужу.

Мне навстречу без всякого
страха

Шёл умытый, причёсанный
ряха,

А за ряхой по травке
свежей

Шли суразный дотёпа и
вежа,

А из школы, взявшись под
ручки,

Чинным шагом вышли
доучки.

И навстречу всем утром
рано

Улыбалась царевна-смеяна,

Очень жаль, что только во
сне

Есть страна без частицы
НЕ.

УчительПонятно ли
содержание этого стихотворения?

Вызывает ли у вас
что-нибудь удивление?

Есть ли в стихотворении
незнакомые слова?

Выпишем существительные,
которые не существуют в русском языке:

доумение                                  
вежа

разбериха                                 
забудки

ряха                                          
дотёпа

доучки                                      
смеяна

А теперь попробуем
присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:

Недоумение                            
неряха                                       неуклюже

недотёпа                                  
неразбериха

невежа                                     
несмеяна

недоучки                                 
незабудки

Учитель: Знакомы ли вам
эти слова? Какой мы можем сделать вывод?

 Ученик. Если
существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.

Учитель. А что же делать
со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?

              На доске : Вчера со мной
случилось несчастье.

 Учитель. Можем ли
мы об этом сказать по-другому?

 Ученик.  
Да. Вчера со мной случилось горе.

 Учитель.   Что мы
сделали? Мы заменили слово несчастье синонимом.

 Учитель. Давайте
побробуем заменить синонимами следующие слова

                          
неправда — ложь

                          
неприятель — противник

                          
несерьезность- легкомысленность

Учитель. Какой вывод можно
сделать?

Ученик: Не с
существительным пишется слитно, если существительное с не может быть
заменено синонимом без не или близким по значению выражением.

 Учитель. А как же
быть со словами: не собака, не дом, не город?

Такие слова заменить
синонимами без НЕ не получится. Делаем вывод.

Ученик. Если
существительное с НЕ нельзя заменить синонимом , значит слово с НЕ пишем
раздельно.

Учитель. Поработаем с
предложением:

Вчера со мной
случилось не счастье, а горе.

Каковы смысловые
отношения слов СЧАСТЬЕ –ГОРЕ?

Ученик. Они друг другу
противопоставлены.

Учитель. Какое слово это
противопоставление обозначает явно?

Ученик. Союз А.

Учитель. Какой вывод?

Ученик. НЕ с
существительными пишется раздельно, если в предложении содержится
противопоставление
.

Учитель. Обобщим всё вышесказанное, сформулируем
алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с
существительными

  • Неграмотная речь как пишется
  • Неготовый как пишется слитно или раздельно
  • Негостеприимный как пишется слитно или раздельно
  • Негорючий как пишется слитно или раздельно
  • Негоже как пишется что значит