Негры в москве рассказ

Жизнь темнокожих в России. Три истории о быте и расизме

Вот уже две недели в США продолжаются протесты, вызванные гибелью Джорджа Флойда. Похоже, это убийство стало последней каплей для американцев, которые устали от предвзятого отношения к людям с другим цветом кожи. «360» пообщался с жителями России, имеющими африканские корни, и выяснил, как в стране обстоят дела с расизмом.

«Я сталкивалась с расизмом»

Рассказывает Елена Ханга, телеведущая

Я родилась в России, в Москве. И жила здесь лет до 25. Потом я уехала в США на стажировку и прожила больше 10 лет в Нью-Йорке. Потом вышла замуж и вернулась в Москву, где и живу последние 18 лет.

Да, я сталкивалась с расизмом в России. Но надо понимать, что есть большая разница между государственным расизмом в США и бытовым расизмом здесь. У стран разные истории

Елена Ханга.

В Штаты завозили из Африки рабов, темнокожие долгие годы были лишены гражданских прав. У нас же в принципе расизм как система сформироваться не мог, так как просто не было представителей черной расы. В США сегодня афроамериканцев 13%, а в России нет даже подобной статистики людей африканского происхождения.

Я родилась в 60-е годы. Афророссиян по всей Москве можно было сосчитать по пальцам. Практически все знали друг друга. Но после Всемирного фестиваля молодежи и студентов, после создания Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, после того, как стали приглашать представителей Африки учиться в СССР, естественно, между иностранцами и местными начались романы. Рождались дети. Чаще всего эти дети оставались в Союзе. Теперь молодым людям африканского происхождения никто не удивляется.

https://www.instagram.com/p/B-oewP0j9dw/

Но многие сталкиваются, например, с отказом в съеме квартиры, с оскорблениями. Парень с девушкой могут полюбить друг друга, но родители могут оказаться против их брака из-за цвета кожи.

При этом лично я с каким-то особым отношением со стороны полиции не сталкивалась. Но надо понимать, что все публичные люди в привилегированном положении. А если спросить африканских студентов, которые живут где-нибудь на отшибе, не удивлюсь, что у них проблемы были.

Так, лет 10 назад мне неожиданно позвонили ребята-африканцы. Они просили о помощи, забрать из какого-то обезьянника. Мне удалось их выручить. Я спросила, откуда у ребят мои контакты.

Оказалось, у многих африканских студентов на тот момент был мой номер. Они им обменивались с условием, что можно звонить, только если попадешь в очень тяжелую ситуацию

Елена Ханга.

Я тогда работала на телеканале НТВ. Это говорит о том, что молодые люди все-таки чувствовали себя неспокойно, если в кармане носили мой номер на всякий случай.

Сегодня, с одной стороны, страна стала гораздо образованнее, мы знаем больше об афроамериканской культуре. В России любят джаз, рэп есть спортивные кумиры, артисты… С другой стороны, по сравнению с советскими временами проявлений бытового расизма, публичных оскорбительных высказываний, драк, даже с летальным исходом, стало больше, потому что стало больше темнокожих россиян и приезжих.

«Четкое деление на черных, белых, азиатов»

Рассказывает Джина, модель

Я родилась в России. Когда была совсем маленькая, несколько лет с семьей жили в Мали — это Африка. Жили мы в столице, городе Бамако. Позже в России я сталкивалась с расизмом.

После достаточно большого перерыва, получив медицинское образование, решила вернуться в модельный бизнес. В первом же агентстве на кастинге девушка Наталья, как сейчас ее помню, посмотрев на меня, заявила: «Ну… Ты сможешь работать только там, где нужны будут девушки твоего типажа — исключительно мулаты и черные».

В принципе, на кастинге, если нет конкретного запроса, всех рассматривают по параметрам: рост, объемы. Но некоторые рассматривают исключительно по национальности. Я сталкивалась с этим много раз. Агенты часто даже не отправляют на жирные заказы, если у них не прописано, что нужна именно темнокожая модель.

https://www.instagram.com/p/B0z6r-LA9jg/

От агента Наташи я, конечно, ушла. Очень плодотворно работала после этого во всех направлениях. Зачастую, даже когда заказчик хотел видеть блондинку с голубыми глазами, в итоге с удовольствием брали меня, потому что не упирались в тему национальности и видели типаж.

Расизм в России есть. У людей в голове есть очень четкое деление на черных, белых, азиатов и так далее. При этом тебя могут назвать негром и даже не понять, что в этом такого

Джина.

Пришла к тому, что теперь очень долго и подробно рассказываю людям, что так делать нельзя. В процессе разговора многие понимают свои ошибки. С полицией у меня никаких проблем нет, повышенного внимания не чувствую. За всю жизнь, наверное, два раза проверили паспорт.

А вот от охраны в некоторых торговых центрах повышенное внимание чувствуется. Когда заходишь, за тобой присматривают чуть пристальнее. Наверное, им кажется, что, как в американском фильме, все темнокожие — воры.

Думаю, последнее время люди в России стали чуть толерантнее. Уже больше смотрят друг на друга как на людей, как на профессионалов, как на интересных личностей, не разделяя друг друга по внешним данным.

«В ответ на имя я просто услышал гудки»

Рассказывает Фарук, бариста, репетитор физики и математики, модель

С рождения живу в России. В 2010 году поступил в университет в Москве и переехал в столицу из Магнитогорска, Челябинская область. У меня русская мама, а отец родом из Нигерии. Он переехал в Магнитогорск в 90-е. Тяжелые годы, провинция — отец рассказывал суровые истории: и ловили, и избивали.

Я же попал в эпоху, когда отношение россиян к темнокожим стало нейтральным. Родился в конце 1993 года. Не могу сказать, что меня как-то притесняли. По меркам темнокожих я вообще достаточно светлый. В 90-е я был маленьким мальчиком, который не был кому-то интересен как объект для агрессии. Когда уже стал подростком, агрессия к темнокожим, на мой взгляд, переключилась на других — на выходцев с Ближнего Востока и с Кавказа. Я замечал, что по отношению к ним агрессии было больше.

https://www.instagram.com/p/B1G4b4hHFUe/

Моя знакомая мулатка, правда, из Магнитогорска рассказывала, что сталкивалась с расизмом. В школе ей было тяжеловато, но у меня такого опыта не было. Я с детства занимался спортом, баскетболом, был высоким, атлетической комплекции. Возможно, это было тем фактором, который позволил избежать неприятностей. Плюс, наверное, здесь действительно важен пол. У мальчиков все решалось фразой «пойдем выйдем».

Пару раз были забавные ситуации с поиском квартиры, когда находил какое-то объявление, звонил по нему, общался с человеком, а потом… Бывало, умышленно не представлялся, а человек забывал спросить мое имя, когда же узнавал, терялся. Один раз в ответ на представление я просто услышал гудки

Фарук.

Было и такое, когда знакомая пыталась найти жилье через риелтора, которого предупредили, что девушка будет не одна. И вот когда риелтор увидела меня… она опешила. «Вижу вас и понимаю, что в квартиру, которую мы идем смотреть, попросили заселить только славян», — сказала она. В итоге звонок в дверь, открывает взрослый мужчина, который смотрит на нашу троицу… С большим неодобрением смотрит на меня и начинает расспрашивать. Рассказываю, что родился в Магнитогорске, приехал учиться, учусь в Бауманке. Тогда у человека отношение поменялось.

На работе никаких инцидентов не было. Единственное, как у темнокожей модели, работы у меня меньше. Расизма здесь я не вижу. Россияне хотят на рекламных плакатах видеть подобных себе, в этом есть логика, но не расизм.

С полицией у меня никогда проблем не было. Остановили один раз, сильно удивились хорошему русскому языку и потеряли интерес. И то это было в Магнитогорске. В Москве меня не останавливали ни разу. При этом есть знакомый — русский с сирийскими корнями. Вот его останавливают.

Когда писали про протесты, вызванные убийством Джорджа Флойда в США, я задумался, а как это отразилось на мне как на темнокожем, живущем в Москве? Да никак! Да, в России есть расизм. Просто в США эта история накаляется давно. У нас — нет. Но призадуматься стоит. Думаю, на эту тему лучше даже поговорить с выходцами из Узбекистана или Таджикистана, с Кавказа. Можем оказаться в ситуации, схожей со Штатами, только в отношении других меньшинств.

США

Расизм

Россия

Негры в СССР

С удовольствием смотрю, когда удается, «Исторические хроники» Николая Сванидзе по РТР. После ухода (точнее, выдавливания) Леонида Парфенова с НТВ Сванидзе остался, пожалуй, единственным серьезным телевизионщиком, который осмеливается (и у кого остается возможность) снимать нормальные документальные фильмы о нашей истории. За ним уже — выжженная земля, на которой растет чертополох в виде всяких «отцов Тихонов».

Во вчерашней передаче о жизни Смоктуновского как бы мельком Сванидзе рассказал потрясающие факты. Оказывается, расизм в современной РФ — вовсе не новейшее «наслоение»; убийства чернокожих студентов имели место и в самом что ни на есть «интернациональном СССР» — причем они точно так же не расследовались. Более того: Сванидзе рассказал о том, что где-то в начале 70-х состоялась даже целая демонстрация негров, обучавшихся в Москве, на Красной площади! То есть буквально: собралось около 400 человек чернокожих из разных африканских стран, и они держали плакаты, что, мол, требуем к себе человеческого отношения, и что «Мы в Москве, как в Алабаме!»

Причем Сванидзе не только рассказал, но и показал какую-то раздобытую им хронику той демонстрации (наверно, снимало КГБ?)

Демонстрация (это в ТОМ «совке» — офигеть!) продолжалась час, потом Красная Площадь была оцеплена, а НИКАКОЙ, естественно, информации о ней в советскую прессу не просочилось… Я вот даже и не слышал об этом, признаться (2008).

Вот о таком моем посте напомнил ЖЖ. Русский BLM! Круто!

Поискал каких-нибудь еще подтверждений этой истории — естественно, их много.

Вот обширный материал:

«…у Москвы есть своя история расизма, и прошедшая 18 декабря 1963 года первая с 1920-х несанкционированная демонстрация об этом напоминает.

Семьсот чернокожих студентов прошагали по Красной площади с лозунгами «Хватит убивать африканцев!», «Москва — центр дискриминации!», «Москва — вторая Алабама!». Поводом стала смерть парня из Ганы, студента Калининского медицинского института Эдмунда Ассаре-Аддо, из-за бытового расизма, с которым сталкивались студенты из Африки в России.

«жалобы африканцев на расистские выходки шли потоком — в посольства, вузы, организации, привозившие студентов в страну. Большое напряжение вызывали любовные связи между африканскими юношами и советскими девушками. Отчасти дело было в большом гендерном дисбалансе среди африканских студентов. Собирался жениться на русской подруге и погибший Ассаре-Аддо.

Жаловались африканцы также на постоянную проверку документов и обыски со стороны сотрудников милиции. Известен случай, когда студент из Сьерра-Леоне пришел в гости к русской подруге, и вызванная соседями милиция подвергла влюбленных долгому унизительному допросу. Милиция нередко игнорировала расистскую подоплеку конфликтов…»

и т.д.

Есть во всем этом, впрочем, и комический момент: получается, первую несанкционированную демонстрацию, да сразу на Красной площади, большевики разрешили… неграм! А для автохтонов — увы. Нельзя было тогда, нельзя и сейчас. И вот это уже — BLM в чистом виде, в самой что ни на есть прогрессивной манере.

UPD. Кстати, комменты подсказали крайне любопытную, даже парадоксальную трактовку касательно причин и истоков советского расизма. Вот один из комментариев:

«В Москве, действительно, недолюбливали негров и всяких вьетнамцев, и вина, в общем-то, на самих советских интернационалистах, устраивающих разнокультурные коммуналки в общагах и предоставляющих особые привилегии иностранным студентам, многие из которых были высокопоставленными отпрысками афро-азиатских семей и учились не бесплатно и вели себя высокомерно».

Другими словами, в СССР это был такой «расизм наоборот»: недовольство угнетаемого белого большинства в адрес привилегированного черного меньшинства! Или еще проще: в совке «неграми» себя ощущали как раз «большие белые» (русские) «братья» — и у наших «негров» был протест против приехавших «высокопоставленных отпрысков афро-азиатских семей» — типа «а чё это они живут и ведут себя как господа?!»

Африканцев в Люберцах никогда не было. Но год назад там вырос новый микрорайон – Красная горка. По мнению экспертов, его населяют нелегальные чернокожие мигранты.

— Мы здесь купили квартиру, потом огляделись: мама дорогая – поселились в африканском квартале! – возмущается местная жительница Тамара Ивановна. – Их тут масса. Снимают квартиру в этом доме, и в том, в том… О! Вон идут, полюбуйтесь!

С этими словами женщина, поджав губы, стрельнула глазами в сторону детской площадки. По направлению к качелям движутся две группы африканцев: пружинистая походка, мускулатура, в каждом ухе по сережке. При встрече исполняют колоритный ритуал, который, наверное можно перевести: «Здорово, брат! Как сам?».

— Гляди! – тычет меня в бок Тамара Ивановна. – Прямо как в кино показывают. Обнимашки-целовашки…

Еще минута, и Тамара Ивановна «переключается» на двух чернокожих девушек, что спешат к магазину.

— Батюшки, чего на голове-то завязали! – хватается на сердце пенсионерка, рассматривая тюрбаны на голове «соседок».

Короче, гулять с собакой Тамаре Ивановне не скучно. Ее бесконечное удивление понятно: в район переехала недавно. А вот остальные на африканцев реагируют сдержанно. Даже слишком.

— У нас с ними холодная война, – заявляет местная жительница Алена Кропоткина. – То есть сейчас холодная, а летом было прямо ух! До драк доходило. В июле досталось нашей консьержке со второго подъезда. Пришли ночью, ключи доставать лень – трезвонят. Консьержка вышла, возмущается: мол «ходють тут всякие». Негритянка (здоровая такая баба), недолго думая, врезала ей, потом еще – ухо разодрала. Скандал был страшный.

Консьержка уволилась, жильцы вызвали хозяина злополучной квартиры и заставили его выселить африканцев.

— Он оказался мужиком понятливым – дал им два часа на сборы, – продолжает Кропоткина. – Но один выставил – другой заселил. Их тут все больше. Люди уже боятся ходить по своему району.

Местные жалуются, что африканцы задевают девчонок и как-то недобро поглядывают на детишек.

— К тому же шумные ужасно! – говорит жительница Люберец Мария Охотченкова. – Дерутся между собой: стенка на стенку. Плюс бесконечные посиделки во дворе. Наберут пива и горланят под окнами до утра. А пьют похлеще наших! Чтобы сто раз не бегать, устраивают посиделки на ступеньках местных магазинчиков.

«ДЕВКИ – НА ПАНЕЛЬ, МУЖИКИ – НАРКОТОРГОВЦЫ»

Если кто и доволен засильем африканцев, так это владельцы ночных магазинчиков. Чернокожие покупатели делают им неплохую кассу.

— Пива много берут, презервативы не успеваем завозить – видимо, им наши белые девушки очень нравятся, – говорит продавщица Мария. – Еще неожиданно хорошо стала уходить манка – они ее любят. А также красный молотый перец и замороженный шпинат. Берем партиями! Так что мы двумя руками за африканцев. К слову, не замечала, чтобы они были какие-то агрессивные. Драка с местными жителями была всего раз, но они ее без конца вспоминают. Да и засилья никакого нет – в районе от силы 50-70 чернокожих. Максимум сто.

— Тогда чего местные так паникуют?

— Думаю, тут две причины. Во-первых, на них они отыгрываются  за кавказцев и гастарбайтеров, которых в районе гораздо больше, – рассуждает мудрая продавщица. – Но с ними ничего не поделаешь. А африканцы более уязвимы. Во-вторых, чернокожих хоть и мало, но местные их сильно боятся, потому как ничего о них не знают. Они загадка. Но, думаю, зря местные стараются от них избавиться, строчат в полицию и ФМС.

Кстати, подавляющее большинство африканцев не говорит по-русски, как следствие – никаких контактов с местным населением. Вакуум информации жители Люберец быстро заполнили небылицами.

— По-русски не понимают, значит, не студенты, так? – спрашивает местный житель Николай и сам же отвечает. – Да точно, не сомневайся. Чем занимаются? А я тебе скажу: девки ихние каждую ночь на панели, а мужики – наркоторговцы.

В этом местных жители не сомневаются.

ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ

Но и в самом деле – кто эти «замечательные соседи»? Пытаюсь заговорить в первым попавшимся африканцев – парень на удивление отлично шпарит по-русски.

— Я закончил РУДН, – говорит Джек. – По специальности инженер – могу строить машины, устроился работать в фирму.

— А почему не уезжаете домой?

— А меня жена русская, —  горделиво вскидывает подбородок африканец. – Мне тут нормально.

— А другие ваши земляки чем занимаются?

— Я из Ганы, а они почти все из Нигерии – мы не замляки. Чем занимаются – спросите у них.

С этими словами инженер распрощался, но в тот же момент из-за угла вынырнул другой статный чернокожий парень. Оказалось, футболист «Химок» Ричард Эромоигбе. Переехал в район недавно – поближе к своему брату. Еще один парень оказался работником посольства Нигерии в Москве. Поведал, что является соседом некогда популярного «шоколадного зайца» Пьера Нарциса – этот товарищ прикупил в новостройках квартиру. Приличные все люди! В смысле, определенная прослойка интеллигенции в африканском квартале все же есть. Но чем занимаются остальные – выяснить не удалось. Африканцы делают вид, что ничего не понимают и крайне спешат. Куда?

— Думаю, что не на пары. Большинство из них них не студенты, – говорит заместитель директора Института Африки ВАН Дмитрий Бондаренко. – По моим подсчетам в России обучается порядка 1000 студентов из стран Африки. А всего их в России около 10 тысяч чернокожих.

— И чем они все занимаются?

— Это классические трудовые  мигранты, которые уже достаточно много в Европе. Теперь они есть и у нас, думаю, часть находится нелегально – просрочены или отсутствуют документы…

Изначально чтобы попасть в Россию, им нужна виза. Но как поговаривают, земляки помогают оформлять для них приглашения от имени разных фирм-однодневок (к слову, по такой системе к нам попадают и китайцы – авт.).

— Но зачем чернокожие едут в Россию: они не знают языка, у нас холодно…

— Так они думают, что едут в Европу! На родине их так частенько дурят. Берут деньги на оформление документов и виз, уверяя,  что Россия – часть Европы и здесь действует шенген. Якобы достаточно попасть в Россию и в дальнейшем все границы цивилизованных стран для тебя открыты. Уверяю, что 90 процентов африканцев изначально вопринимало Москву как перевалочный, транзитный пункт. Никто их них оставаться тут не собирался, но остались. Почему? Потому что в Европу просто так не пускает. Мечта заработать хоть какие-то деньги пусть даже в России остается (в Африке их точно не заработать) – и они «застревают».

— Какие ниши освоили?

— Их можно увидеть на вещевых рынках. Часто создают свои артели: один договаривается, другой возит товар , третий принимает, четвертый продает – и все в доле. Товар из любых стран, африканский – редко. Вторая их ниша – это сфера развлечений (шоу, бары и так далее). И третья – раздача листовок. Замечали, листовки раздают пенсионеры, студенты и африканцы. Другие мигранты в эту нишу не идут.

— Потому что платят мало.

— Да, но ведь и африканцы из очень бедных стран. Что же касается наркомании и проституции… Да, были прецеденты и глупо думать, что все африканцы законопослушны, но зачислять всех скопом в преступники тоже глупо.

— А почему африканцы селятся в новых районах? До Люберец они обитали в новосторойках Кожухова, потом оттуда снялись…

— Точно не знаю почему снялись, возможно, дело в тамошних местных жителях. А новостройки выбирают по очевидной причине: много пустых квартир – есть возможность заселиться большому количеству земляков. Они стараются держатся вместе. К слову, заселяют африканцы и другие города Подмосковья.

Эксперты говорят, что с каждым годом количество таких «перелетных птиц» будет увеличиваться, но это не будут кошмарные цифры  – до 1000 человек в год (все-таки визы, плюс Москва – далеко не Париж). Короче. есть основания надеяться, что пока количество мигрантов из Африки достигнет критической массы, страны Африки перестанут считаться третьим миром.

ОФИЦИАЛЬНО

Официальный представитель УФМС России по Московской области Ксения КНЯЗЕВА:

— Сейчас нашей службой в Люберцах проводится проверка. Предстоит проверить 20 домов. Пока успели побывать в двух квартирах, поэтому не могу сказать, как много среди выходцев из Африки нарушителей миграционного законодательства и чем конкретно они занимаются. Все это будет ясно по итогам проверки.

Начальник управления информации и общественных связей Главного управления внутренних дел Московской области Евгений ГИЛЬДЕЕВ:

— Про ситуацию в Люберцах нам известно: выезжали, разбирались. Скажу так: все документы у африканцев в порядке. А те, кто снимает квартиры, имеют официальные договора с хозяевами. Всплеска проституции и наркомании в районе не зафиксировано. В целом создается впечатление, что ажиотаж создается искусственно. В Люберцах приближаются выборы, и, возможно, нагнетая страсти вокруг африканцев, кто-то пытается дискредитировать местную власть. Но это лишь предположение.

kp.ru

В среду 18 декабря в час дня на Красной площади в Москве произошли серьезные расовые манифестации, в которых участвовало больше 400 студентов-африканцев. Манифестация была вызвана убийством, или, во всяком случае, таинственными обстоятельствами смерти одного черного студента уроженца Ганы.

Манифестанты утверждают, что их товарищ был найден с ножевой раной, нанесенной ему одним из столичных студентов. Манифестация началась около часу дня, когда на знаменитую площадь начали стекаться небольшими группами африканские студенты. Он несли самодельные плакаты, на которых по-русски было написано «Москва — вторая Алабама», «В Африке к русским относятся хорошо», «Мы хотим человеческого отношения» и т.д. Манифестанты выкрикивали враждебные нашей стране лозунги.

На Красную площадь были сразу же посланы наряды милиции, площадь оцепили, и через час порядок был восстановлен. Столкновений между неграми и милицией не произошло. Вечером делегация из десяти африканских студентов направилась в Кремль, где она была принята министром образования.

После этого делегация отбыла в Ганское посольство, где посланник Ганы, после того как он принял студентов, устроил конференцию СМИ, на которой объяснил причины манифестации и дал версию смерти студента. Из сказанного выходит, что студент Ганы двадцатидевятилетний Азое Аддо был найден мертвым в прошлую пятницу в окрестностях Москвы. Его сограждане были уверены, что он был убит ножом в спину студентом. Но, по словам посланника, это не так: «Я видел тело этого студента, и на нем не было никаких ран», — заявил посол.

Однако заявление ганского посланника не соответствует действительности, т.к. по свидетельству самих же властей черный студент упал из поезда, шедшего в из Москвы, где он присутствовал на торжествах по случаю провозглашения независимости Кении. Трудно представить, чтобы, убившись насмерть, при падении из поезда, студент не имел бы на теле никаких ссадин или ран.

Но дело конечно не только в том — был ли убит студент-негр нашим студентом, но и в том, что условия жизни африканских студентов в стране очень тяжелы и они действительно подвергаются настоящей расовой сегрегации. К ним относятся как к представителям нищей расы, как к бедным родственникам.

(«Русская Мысль» Париж 21 декабря 1963 года)

Об одной злонамеренной шумихе в буржуазной прессе

В последние дни многие буржуазные газеты Запада, как по команде, опубликовали клеветнические статьи о положении африканских студентов, обучающихся в Советском Союзе.

Реакционные круги Запада, стремящиеся помешать подготовке национальных кадров для молодых государств Африки и Азии, распространяют нелепые сообщения о якобы «недружественном отношении» со стороны советских людей к этим студентам. На этот раз поводом к клеветнической кампании эти круги пытаются использовать несчастный случай, произошедший на днях с одним студентом из Ганы. <…>

Эдмондо Ассаре-Аддо, обучавшийся в Калининском медицинском институте, замерз в нетрезвом состоянии. Его труп был обнаружен ранним утром у дороги, невдалеке от Москвы. <…>

Этот несчастный случай кое-кто пытается использовать в явно недобрых целях, рассчитывая путем подстрекательства вызвать возбуждение среди ганских студентов, в искаженном свете представить их учебы и жизнь в нашей стране. <…> («Правда» 21 декабря 1963 года)

Африканские студенты в СССР бичуют провокационное поведение ганских студентов

МОСКВА, 27 декабря. — На прошлой неделе около 500 студентов из африканского государства Гана, бесплатно обучающиеся в Советском Союзе в порядке братской помощи СССР слаборазвитым странам, устроили в Москве антисоветскую демонстрацию в знак протеста против смерти одного ганского студента, труп которого был найден пару недель тому назад у дороги близ Москвы. Провокаторы, организовавшие демонстрацию, утверждали, что студент был якобы убит «русскими расистами». В действительности судебно-медицинское расследование, произведенное в присутствии представителей ганского посольства и с участием двух ганских студентов-медиков, установило, что смерть студента наступила от замерзания, когда он находился в состоянии чрезвычайного алкогольного опьянения.

Посольство Ганы резко осудило поведение ганских студентов, поддавшихся подстрекательству иностранной агентуры. Советское правительство также предупредило, что те из 600 ганских студентов, обучающихся в СССР, которым не нравится советские порядки, могут в любой момент отказаться от бескорыстной помощи советского народа и покинуть Советский Союз. <…>

(«Вестник — Единственная в Канаде газета русской общественности» Торонто. 28 декабря 1963 года)

«Проведенная судебно-медицинская экспертиза, в которой приняли участие двое ганских студентов-медиков выпускных курсов 1-го Московского медицинского института, установила следующее: смерть Эдмондо Ассаре-Аддо наступила «от действия холода (замерзание) в состоянии алкогольного опьянения»

Да, событие произошло 18 декабря 1963 года в СССР. 47 лет назад.

И да, я знаю про это:


Никита — афроамериканец, живет в Москве, и неправильно будет сказать, что он «считает себя русским», он — русский в абсолюте. По своему мышлению, по своим убеждениям, по образу жизни. Да, цвет кожи отличается, ну и что с того? Он более русский, чем многие из нас, и это здорово. У него приятный голос, поставленная речь, крутая самоирония. Сам себя он называет «афрорусский» и всегда представляется как «Никитос». Наш герой побывал на Северном Кавказе. Вот его рассказ о впечатлениях от поездки и от кавказских людей:

фото инстаграм Никиты

Я побывал на Кавказе. Но для начала — небольшое отступление: я черный, я негр, я представитель негроидной рассы. Но в то же время я россиянин, гражданин Российской Федерации. Россия — она у нас необъятная: чукчи, удмурты, кавказцы, буряты, украинцы, белорусы, русские! И из всего этого букета я, скорее всего, русский. Точно русский: я думаю по русски, я живу в российской столице, я живу по русским обычаям, по русским традициям, я русский. Я, конечно, могу говорить с кавказским акцентом, конечно, но я все-таки русский. И на Кавказ, и на кавказцев я смотрю как русский. Я, естественно, в курсе этих непростых межэтностных отношений. Я, как и все, видел этих неадекватных черных ребят, которых так не любят русские за их вызывающее поведение, но в то же самое время, в той же Москве, я видел адекватных, культурных, образованных, с которыми приятно иметь дело, кавказских братьев. Это было в Москве, но как-то я попал на Кавказ… Конечно, я не объездил весь Кавказ, я был только в одной республике — это Осетия. Я туда попал только потому что мы отправились туда в поход, в горы, по сему с кавказцами я общался в горах и в славном городе Беслане, о котором вы наверняка слышали, поскольку там случилась очень страшная трагедия.

фото инстаграм Никиты

Первое что хочу сказать — кавказцы, горные кавказцы — очень гостеприимный народ. Я это понял, как только мы с ними встретились, а встретились мы с ними при очень непростых обстоятельствах.
Мы пошли в поход, и проводниками у нас были ребята из Одессы. Я хорошо отношусь к украинцам, я люблю колорит одесситов, но у нас с ними не сложилось, и нам пришлось отказаться от их услуг. Неприятно, что нам пришлось расстаться в середине пути, в горах, мы были на высоте. То есть мы были оставлены в месте, в котором мы не знали, что надо делать. По счастливой случайности еще до похода в одной из забегаловок нам протянули номер телефона, на всякий случай. И нам ничего не оставалось, кроме как позвонить по этому номеру. Через час прибыла машина, через несколько часов мы приехали на базу и нас там встретили, приняли, угостили шашлыком. Шашлыком в горах! Вы представляете? В палатках ничего нет, и тут вдруг шашлык! Мы сели за стол, нас усадили покушать, предоставили душ, мы смогли прям там палатки поставить и прямо там спали. Вообще великолепно. Они нас окружили такой заботой (не сказал бы, что лаской). И что самое интересное, они нас первый раз видели, я их первый раз видел! Мы им вообще никто, мы им даже не родственники! Ну ладно я, может быть они хотели как-то уважить иностранца, и все такое. Но со мной была куча русских. Гостеприимнейший народ!

Очень тактичный народ. Я на самом деле диву даюсь. С новым осетинским проводником, которого нам дали, мы после этого ходили в горы еще три раза. Вот за все это время он ко мне ни разу не подошел и не спросил что-то вроде «а ты откуда вообще такой приехал к нам да?». Или так чтобы заорать «Негр! Обама!». Вот я правда диву даюсь — ни разу, любой, кто бы нам не встречался на пути, ни один. А вот когда я был в Абхазии, местные на меня реагировали иначе.

Они очень чтят традиции. Они этими традициями прям живут.


фото инстаграм Никиты

Очень самодостаточные, как народ. «Мы осетины!», но при этом никакой националистической идеи нет. То есть они не как… Гитлер.
По поводу женщин, кстати говоря. Вот у нас есть поговорка: «Бей жену молотом, будешь золотом». А у них женщина это… Особый человек. Традиционно к ним нужно относиться с пиететом! Я ни разу не видел чтобы кто-то там повысил голос на женщину, или ударил. Круто это.
Мы в своей России там — «Да мы русские, да все отстой, да ты в России чувак, что ты хотел, все через одно место делается». А там нет, там нет, Там — «Мы осетины, мы крутые». «О наши осетины выиграли там что-то в Олимпиаде, какие крутые наши осетины!», и за нас еще переживать успевают.

Очень любят свою землю. Наш проводник, например… Он все там тропы как линии руки знает! Это трогает. Я, конечно, не сентиментальный человек, но это правда трогает, когда человек вот прям любит не только свое дело, любит свою Родину, любит свой край, люби свой дом и любит свои традиции. А Мы? Я в Москве заблудиться могу, реально. Хотя это большой город… А там зато горы! И никаких указателей, никакой метрошки! А там еще волки, темнеет быстро… Я б там помер.


фото инстаграм Никиты

Отношение к алкоголю.
Вот тут я вообще офанарел, я нигде такого не видел. Ну вот если пошли мужики пить, взрослые люди… Вот фиг я туда пойду, потому что мне 20 лет — к школоте, морс пить. Нет, ну мне удалось разочек выпить немного в лечебных целях. Тайком. Вот если бы узнали, мне бы там наверное руку отрубили. Или это на Востоке?

И девушки. Какие там девушки! Я про осетинок. Вот вы думаете — я негр, мне вот только чернявых подавай. Нет, я же говорю — воспитан на русской культуре. Я вам говорю не как негр, я вам говорю как мужчина — девушки там — высший сорт, высший. Так что если ты, мужик, не можешь здесь найти спутницу жизни, езжай туда, езжай. Там очень большой выбор, очень хороший выбор!

И кстати, о воспитанности. Она пока что не на всех распространяется. Мы приехали в Беслан,купили пирогов, и пошли их кушать в парк. Там ребятня игралась в фонтане, но как только они меня увидели, фонтан пропал. Они просто собрались вокруг нашей лавочки, встали, и ничего не говорили, ничего. Просто стояли и смотрели. Их было там человек 20. Если честно, мне пирог в рот не лез, мне было настолько неловко. Я перешел на другую лавку, ну и естественно, да, толпа двинулась за мной.

За весь Кавказ говорить не могу, но за Осетию и осетинов могу поручиться — мне там было по кайфу. Мне там было прямо-таки от души: там было красиво, там было весело и там было интересно.

«Событиев у людей, событиев», – как причитал старик Адамыч, герой фильма «Старый Новый год». Событиев в самом деле много. И как нам остаться в стороне? Тем более что и у нас есть что сказать по актуальной теме. Правда месседж был изложен ещё в далёком 2008 году. Однако многие его уже и не помнят, а кто-то и не читал вовсе. Так что повторяю. Ибо, как известно, повторение … – ну и всё в таком духе. Сами понимаете. Ибо дело сурьёзное.

Гражданину СССР полагалось быть интернационалистом. В Конституции СССР это прописано не было, но данная мысль доводилась до каждого жителя Страны Советов ещё с пелёнок. При этом трактовка интернационализма на разных этапах существования СССР была несколько разной.

В самом начале интернационализм был пролетарским. И это всегда подчёркивалось. Что это означало? Это означало, что расовое и национальное сознание людей признавалось коммунистами химерой. А единственным проявлением общественного у каждого человека было т.н. «классовое сознание» – шизофреническая выдумка коммунистов, помогающая им облапошивать пролетариат. У пролетариата, с этой коммунистической точки зрения, было одно классовое сознание. У буржуев – другое. С точки зрения творцов СССР, пролетарии всех стран должны были объединяться в борьбе с буржуями всех стран. То есть пролетарий любой страны был другом, товарищем и практически братом любому пролетарию любой другой страны. Вот это и называлось пролетарским интернационализмом.

Уже война с «белофиннам» показала явный дефект этой концепции, когда набранные из советских пролетариев красноармейцы воочию видели, что финские пролетарии, которые становились финскими солдатами, не только не бросались в пролетарские объятия советских пролетариев, а, напротив, уничтожали их с полной решимостью и в большом количестве. После этого советские пролетарии стали догадываться, что с концепцией пролетарского интернационализма творится что-то не совсем ладное. 1941 год только подтвердил их догадку.


На фото: красноармейцы в перерывах между боями с белофиннами пытаются понять сущность пролетарского интернационализма

После войны от концепции пролетарского интернационализма коммунистические вожди не то чтобы отказались, но мягко сделали ребрендинг, после чего слово «интернационализм» стало употребляться в основном само по себе и под ним стали сперва понимать дружбу между трудящимися всех стран вообще, а чуть позже и просто – «дружбу народов». Это означало, что советский человек, общаясь с любым человеком любой другой страны – кроме миллионеров, конечно – должен был показывать им, как он их любит и как готов отдать последнее с себя, только бы представителям других стран было хорошо.

Советский интернационализм в общем не делал разницы между иностранными представителями по расовому признаку. Однако, поскольку одна из составляющая ленинской идеологии представляла из себя постоянные плевки в мировую империалистическую систему колониализма, а оная была сформирована по чётким расовым канонам, то в СССР инорасовые народы – негроидные и монголоидные – по умолчанию предписывалось любить как-то более люто что ли, чем иностранных представителей белых народов. С какими-нибудь белыми пролетариями из Марселя советский человек был подчёркнуто радушен и тёпл, а вот если видел негра, то прямо должен был задушить его в своих горячих пролетарских объятиях, показывая, как он сочувствует страданиям негров, которые сидят под пятой белых эксплуататоров.


Кадр из советского фильма «Цирк», 1936 год (нергритёнок что-то куксится).

Не обходило эту тему и советское кино. В частности, ещё в 1936 году был снят комедийный фильм «Цирк» о том, как американская актриса, которая наебла себе где-то негритёнка, прибыла в СССР на гастроли. И как советским людям совершено безразлично, какого цвета у неё ребёнок. «Хоть буро-малиновый» – весело говорит в финале фильма один из героев. Советские люди – они такие.

Чуть позже был снят ещё один фильм на расовую тему – «Максимка».


Кадр из советского фильма «Максимка», 1953 год.

Этот фильм был уже более целомудрен. Про разных гулящих звёзд американского шоу-бизнеса в нём уже не было и речи, а действие разворачивалось в дореволюционную пору. И вот в ту пору моряки русского корабля где-то подобрали негритёнка, дав ему имя Максимка. К этому негритёнку очень привязался русский матрос Лучкин в исполнении Бориса Андреева. Весьма трогательный фильм. Многие советские дети смотрели и плакали, переживая о небывалых страданиях негритёнка Максимки. Фильм был весьма популярным.

Апофеозом советское интернационализма, в котором видную роль отводилась любви советских людей к неевропейским народам, стал VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, который состоялся в июле 1957 года в Москве.


На фото: Парад в честь открытия VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, 1957 год.

Приехали делегаты из 131 страны и, конечно, очень много было негров и вообще представителей небелых народов.

После того, как фестиваль закончился, немало советских молодых интернационалисток принесли своим родителям в подоле «Максимок» – так в СССР стали называть «детей Фестиваля», которые визуально сильно отличались от окружающих советских людей (и детей) своим цветом кожи. После этого в СССР уже ни разу не проводили молодежного расового перемешивания такого масштаба. Даже Олимпиада-80 проходила под бдительным оком огромного количества милиции (и сотрудников госбезопасности в штатском) и никакого массового неформального общения советской молодёжи с иностранной уже не было. Нет, понятно – что-то было, но уже не в таких масштабах.

Затем идея интернационализма и большой любви к неграм и азиатам стала как-то выветриваться. То есть вполне возможно, что интернационализм советской молодёжи в 50-х годах мог быть таким, как он описан выше и как его формировали коммунистические идеологи. Но к 70-м годам уже весь официоз достал советских любой до печёнок. В том числе и пресловутый интернационализм. А уж когда в 1979 года в Афганистан были введены советские войска под предлогом «выполнения интернационального долга», и когда в СССР стали приходить гробы погибших молодых ребят, слово «интернационализм» стало вызывать у людей чувства, близкие к ненависти. Хотя, безусловно, это всё было подспудно и неявно. Публично всё по прежнему было красиво. Особенно в телепередаче «Служу Советскому Союзу».

А что же расовая составляющая советского интернационализма?

Скажем, где можно было встретить иностранцев вообще и негров с азиатами в частности в советские 70-е года? Да большей частью в Москве – это были представители дипломатических миссий, каких-то торговых представительств и т.п. Ну и конечно студенты из «стран Третьего мира». Вот это были преимущественно негры. Были они не только в Москве, но и в институтах других крупных городов, преимущественно в столицах союзных республик. Но в Москве, конечно, иностранных студентов были больше, чем где-либо ещё. В Москве в 1961 году был даже открыт целый институт, который фактически был предназначен для иностранных студентов. Он так и назывался – Институт дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Он, впрочем, и сейчас существует, никуда не делся. Учились в нём в большинстве студенты из стран Африки и Азии.


Фотография студентов института им.Патриса Лумумбы, 1960-е (на растярзание им отдали узбчек или таджичек).

Как относились советские люди к неграм в 70-е? В целом индифферентно. Но, разумеется, былой любви 50-х – если она вообще когда-нибудь в самом деле была – не просматривалось. Разговоры о неграх время от времени всплывали. У многих по непонятным причинам отношение к неграм колебалось от лёгкой степени бытовой брезгливости до весьма ощутимой неприязни. И у взрослых, и у детей. В центре Москвы негры встречались не то чтобы часто, но время от времени. На Тверской, на Калининском или на Кутузовском проспекте в районе дипломатических домов. Не говоря уже про студенческие общаги некоторых ВУЗов.

Откуда неприязнь к неграм появилась в СССР? Скорее всего всё оттуда же – уже в конце 70-х простой народ испытывал изжогу ко всему, что рекомендовала любить и почитать официальная коммунистическая пропаганда. Если коммунисты очень любили представителей стран Азии и Африки, то простой народ испытывал к ним неприязнь. Ну или если не неприязнь, то, во всяком случае, холодное равнодушие. Также в народе существовала устойчивая неприязнь к «девушкам», забеременевшим от негра. Это резко осуждалось всем советским обществом.

И уж конечно простой народ был очень хорошо осведомлён о «братской помощи» всем этим африканским «развивающимся странам» и никакой радости от этого не испытывал. Уж больно в СССР негры ассоциировались с официальной коммунистической пропагандой. Поэтому многим советским людям были совершенно безразличны коммунистические завывания: «В Америке негров убивают». Ну, допустим, убивают. И что дальше? Зато в СССР простые люди были вторым сортом по отношению к неграм. Положим, это не совсем так. Вторым сортом советские граждане были по отношению ко всем иностранцам, но как-то в случае с неграми это людей особенно раздражало.

А если ещё учесть, что негры приезжали из за рубежа, имели импортные шмотки, могли ходить в валютные «Бёрёзки» и т.п., то вполне понятно раздражение советских людей, когда им предлагали жалеть этих несчастных детей Африки, а по факту советские люди видели, что живут-то они лучше советских людей. Ну какая тут любовь?

Помню как мы с другом смотрели какой-то японский фильм, сюжет которого заключался в следующем: незаконнорожденный сын японки – негр – прибывает в Японию, типа у него сыновние чувства взыграли. А родственники мамаши его украндопопили. И вот чуть ли не всю полицию Токио на ноги подняли, чтобы найти убийц. И мы с другом искренне недоумевали: «И чего это такой шум-гам из-за убийства какого-то негра?». Вот так мы воспринимали жизнь. Коммунисты нам рассказывали про тяжёлое положение негров в США, а мы, глядя как эти самые негры изредка проезжают по дорогам Москвы в дорогих иномарках, искренне радовались, что хотя бы в США им живётся плохо. Ах, как мы были наивны, как нас обманули коммунистические пропагандисты с этой самой «тяжёлой негритянской жизнью» в США.

  • Негромко спросить как пишется
  • Негромкий треск как пишется
  • Негромкий звук как пишется
  • Негромкий голос как пишется слитно или раздельно
  • Негромкая как пишется слитно или раздельно музыка