Неизбежен ли конфликт между поколениями горе от ума сочинение

(612 слов) На первый взгляд, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выделяются два явных конфликта – любовный и конфликт героя с обществом. Но если подробнее углубляться в суть второго, то можно заметить еще одно важное противоречие – столкновение взглядов различных поколений. Подобная тема не раз поднималась в произведениях, ведь она никогда не теряет своей актуальности.

Конфликт «отцов и детей» всегда заключается в разнице взглядов поколений на одну и ту же вещь, происшествие или явление. Время не стоит на месте, меняются взгляды, и молодое поколение стремится ко всему новому, непохожему, прогрессивному, а более взрослые люди зачастую противятся переменам и ищут правду в более привычных для них вещах. Они консервативны, ведь привязаны к тому, что нажили, и ограничены узкими рамками личного опыта. Именно такое разделение героев мы видим в пьесе «Горе от ума». Чацкий выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, блат и кумовство в распределении должностей, жизнь ради чинов и роскоши, подражание иностранной моде. Александр выступает за кардинальные перемены. А вот его главными оппонентами являются люди, годящиеся ему в отцы. Павел Фамусов — умудренный опытом вельможа, которому уже поздно менять свои взгляды. Он не может уронить свой авторитет, прислушиваясь к «мальчишке» и «якобинцу». Он, как и законодатели московского дворянства вроде Хлестовой, не хочет ничего менять, потому что его все устраивает: богатство и почет есть, а какой ценой — это уже детали, на которые можно и не глядеть из своего роскошно отделанного окна. Фамусов и его гости не замечают, что Россия не развивается, а народ страдает. Они отгородились от мира в башне из слоновой кости, откуда едва слышен крик Чацкого и ему подобных. Александра легко признали сумасшедшим и выставили посмешищем. Интересно, что судьба Чацкого всего спустя несколько лет после выхода пьесы постигла П.Я. Чаадаева, автора скандального произведения «Философические письма». Это подтверждает остроту и жизненность поставленного Грибоедовым конфликта.

Интересно заметить, что конфликт различных взглядов поколений в комедии «Горе от ума» выходит за рамки привычной темы отцов и детей. Так, например, герой Молчалин по возрасту относится к молодому поколению, но придерживается взглядов минувшего века, что проявляется в его поступках и в зависимости от мнения окружающих, чинопочитании и чрезмерном внимании к своему статусу. Даже в любви он предпочитает Софью (ради продвижения по службе), хотя сам увлечен служанкой Лизой. Молчалин – молодой герой, живущий по правилам минувшего поколения, и, как отмечал сам автор, такие люди «блаженствуют на свете». Это говорит о «перевесе» на стороне поколения отцов, ведь Молчалины всегда примыкают к сильной стороне. Посколько в России вся власть принадлежит ретроградам и консерваторам, конформистам и лицемерам, молодому поколению сложно пробиться и что-то изменить.

Нельзя оставить без внимания и семейные конфликты в комедии. Все мы знаем, что многие принципы и установки родителей не всегда находят отклик в сердцах детей, которые стремятся познать новое и стать лучшей версией себя. И влияние родителей не всегда идет во благо. Говоря о Фамусове и его дочери Софье, можно на примере героев увидеть, что отношение к жизни родителя не соответствует взглядам ребенка. Фамусов говорит: «Кто беден — тот тебе не пара!». А дочь в ответ рассказывает сон, с помощью которого иносказательно намекает отцу о своем выборе. Она полюбила Молчалина, несмотря на его бедность. Это означает, что даже сквозь влияние и давление «отцов» пробивается чистый и новый росток — мнение детей, не обремененное предрассудками. Понятие «Фамусовское общество» приобретает нарицательный характер и обозначает людей, готовых на все ради богатств и власти. В то же время герой Чацкий олицетворяет собой «нынешний век», он начитан и образован, имеет богатый внутренний мир. Такие взгляды чужды «фамусовскому обществу», поэтому они только и делают, что осмеивают непонятные им принципы и самого героя. Симпатии автора явно на стороне молодого поколения.

Таким образом, конфликт поколений раскрыт с разных сторон. Его причина – это непонимание между детьми и родителями, консерваторами и сторонниками прогресса, противоборство между старыми и новыми взглядами в обществе.

Автор: Майя Лаошвили

«…Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца…»

Проблема отношений между представителя различных поколений волновала человечество всегда и волнует и сейчас, оставаясь одним из самых актуальных вопросов современного общества. На тему о том, как выстроить взаимоотношения отцам с детьми или детям с отцами, написано множество книг. Существует и художественные литературные произведения, в основе сюжета которых лежит конфликт поколений. Одним из таких произведений является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

В комедии автор раскрывает проблему таким образом, что она выходит далеко за пределы семейного очага. В этом произведении конфликт «отцов и детей» строится не только между членами одной семьи и дома, но и вытекает в противоборство глобального масштаба. Таким образом, писатель рисует «век минувший» и «век нынешний», у каждого из которых есть свои представители, со своим уникальным образом мыслей и складом ума. Но для начала следует разобрать конфликт в рамках семьи.

Ни для кого не секрет, что установки и принципы жизни родителей напрямую зависят на жизнь и развитие их детей. И это не всегда идет им на благо. В комедии читатель знакомится с Фамусовым и его дочерью Софьей. Софья росла под опекой отца и в постоянном окружении его приближенных, условно называемых «Фамусовским обществом».

Фамусов – личность пустая, бездушная, корыстная. Он большой охотник за чинами и богатствами, как и все представители его поколения. Герой желает своей дочери богатого супруга, рассчитывая получать от этого собственную выгоду:

«…Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…».

Фамусов говорит дочери:

«Кто беден, тот тебе не пара».

Тем самым он учит Софью разглядывать в молодых людях не внутренний мир, а размер кошелька. Кроме того, горе-отцу не нравится увлечение Софьи книгами. Фамусов открыто заявляет свое отношение ко всякому просвещению:

«Забрать все книги бы да сжечь…».

Именно страсть и охота молодого поколения ко всякому виду просвещения явилась причиной для конфликта «отцов и детей», вышедшего за грани семьи. Молодой человек Чацкий представляет собой «век нынешний». Он образован, начитан, имеет богатый внутренний мир и совсем не мечтает о чинах и о праздном богатстве. Он говорит:

«Служить бы рад, да прислуживаться тошно!»

Такие взгляды далеки Фамусову и его обществу, а потому осмеяны. Осмеян и сам Чацкий, увы, побежденный в этом конфликте «отцов и детей».

В комедии Грибоедова автор раскрывает конфликт «отцов и детей» с различных сторон. С одной стороны это недопонимания в отношениях между детьми и их родителями, а с другой это противоборство, даже война между новыми и старыми взглядами на жизнь всего общества.

Введение

Конфликт поколений фигурирует во многих произведениях, как классических, так и современных, как русских, так и зарубежных. Проблема взаимоотношений отцов и детей часто заключается в возрастной разнице между поколениями. Меняется время – меняются моральные приоритеты, новое поколение стремится ко всему новому, а старое поколение зачастую не стремится к переменам. Разные взгляды на жизнь приводят к конфликту. Но не всегда направление «Отцы и дети» выглядит как противостояние. Ведь есть много произведений, в которых показано и полное взаимопонимание, и тесная связь поколений.

М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

    Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Самым ярким примером в направлении «Отцы и дети» можно назвать произведение русского классика Ивана Тургенева «Отцы и дети». Здесь явно выражен конфликт поколений, который можно сравнить с противостоянием разных миров – старым и новым. Либеральность и консерватизм «отцов» противопоставляется нигилизму «детей». Главный герой – Евгений Базаров, молодой человек, который придерживается нигилистических взглядов, то есть, отрицает общепринятые нравственные нормы, предпочитает не прекрасное, а полезное. То, что герой не преклонятся ни перед какими авторитетами, отрицает старые истины, бескомпромиссен в спорах, понравилось молодым читателям. Так Евгений Базаров стал для многих кумиром.

Если главный герой представляется нам цельной, хоть и противоречивой личностью, что признает нигилизм, то в романе есть ряд персонажей, которые просто подражают Базарову или же подчинятся модному веянию отрицать все. Таким является его друг – Аркадий Кирсанов. Молодой человек примыкает к нигилистам по примеру товарища, по сути, он подчиняется чужому авторитету, что уже противоречит теории нигилизма. Но худшими примерами можно назвать Виктора Ситникова и Авдотью Кукшину. Эти молодые люди стали приверженцы нигилизма, желая выглядеть прогрессивными, модными, однако на деле их показательный нигилизм выглядел вульгарно. Поэтому главный герой презирал Ситникова.

Противостоят молодым нигилистам в романе зрелые персонажи, которые придерживаются либеральных или консервативных взглядов. Это отец Аркадия Николай Петрович Кирсанов и его брат Павел Петрович, а так же Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы, родители главного героя.

Аркадий приглашает погостить у него дома друга Евгения, однако тот не находит общего языка с его родными. Братья Кирсановы не понимают увлечения молодых людей нигилизмом, ведь сами они являются приверженцами общепринятых нравов. Конфликт между Евгением и Павлом заканчивается дуэлью.

Кто же прав в данном противостоянии? Финал подсказывает ответ: главный герой заканчивает свою жизнь трагически, а его друг Аркадий возвращается к общепринятой морали, вернувшись в дом своего отца.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В исторической повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» проблема отцов и детей заканчивается трагедией. Это показывает, насколько серьезен конфликт поколений, которые смотрят по-разному на мир.

Главный герой – преданный отчизне казак Тарас. В сыновьях он хочет видеть свое продолжение, поэтому воспитывает их строго, в соответствии с законами Запорожской Сечи. Семейная тема усугублена тем, что события разворачиваются во время сложного военного времени. Гоголь показал нам истинного патриота – Тараса Бульбу, который предан Родине и того же ждет от детей.

Однако младший сын Андрий отличается от отца и брата, у него другие нравственные ценности. Этого не может принять отец, для которого общие интересы товарищества важнее даже родственных отношений. Андрий был изначально другим – его душа тянулась к романтике, ему чужда была война. Но отец не хотел видеть особенность характера сына и старался «обтесать» его по своим убеждениям. Он называл «маменькиным мазунчиком» Андрия, но надеялся, что жизнь на Запорожской Сечи изменит его. Возможно, это и было ошибкой отца. Нежелание понять сына приводит к конфликту интересов. Андрий остается верным себе, и когда влюбляется в прекрасную полячку, то с головой отдается этому чувству. И с этого момента он становится для бывших товарищей врагом.

Тарас Бульба чувствует ответственность за поступки сына, ведь это он его «породил». И принимает страшное решение – погубить то, что сам породил. Так он пытается исправить свою «ошибку». Этот поступок Тараса очень противоречивый и вызывает споры у читателей уже не одно поколение. С одной стороны — главный герой поступает как настоящий патриот, который в военное время верен только Отчизне. А с другой стороны — он жестокий отец, который не нашел другого выхода, кроме, как убить собственное дитя.

Можно ли было избежать событий, которые привели к трагическому финалу повести? Идея автора, конечно же, понятна: он хотел показать, что в суровые времена важнее гражданские интересы, а не семейные. Главный герой в первую очередь не отец, а защитник своей страны. Но можно ли говорить о настоящей защите страны, когда человек не смог уберечь собственную маленькую ячейку этой же страны?

В их семье отчетливо виден конфликт поколений в различие мировоззрения. Тарас Бульба не хочет этого видеть, а просто хочет исправить «неправильного» сына. Как мы видим, строгость в воспитании и навязывание своего мнения не дало хорошего результата. Но если бы Тарас попытался увидеть Андрия настоящим, понять его, возможно, конец был бы другим.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Проблема отцов и детей раскрывается в литературе в большом разнообразии. Многие авторы показывают детей, как отображение родителей. И это правильно, ведь в семье ребенок растет и видит первые примеры поведения, усваивает ту мораль, которую имеют его родители. И не всегда пример родителей положительный – именно об этом идет речь в знаменитом произведении Дениса Фонвизина «Недоросль».

Главный герой пьесы – подросток по имени Митрофанушка. Он находится в переходном возрасте, когда человек уже должен становится личностью, но еще не в полной мере до этого дорос. В этот момент очень важно, чтобы у ребенка были правильные ориентиры. И как раз этого не было у главного героя, так как он рос в семье, где мать – деспот, а отец – слабовольный человек. Простакова (его мать) – образ своенравной, властной, но ограниченной женщины. Для нее все люди, ниже ее по социальному положению – это чернь, которую можно оскорблять и даже бить. Мальчик с раннего детства усвоил уроки матери – можно безнаказанно унижать слабых, но стоит быть аккуратным с тем, кто сильнее и богаче.

Митрофанушка не любит учиться, ведь он не видит поддержки матери. Наоборот, Простакова считает образование глупостью. А учителей нанимает для сына только потому, что так «положено» в обществе. Она чествует только тех учителей, которые хвалят мальчика и не перетруждают его. Такой подход принес ожидаемый результат – Митрофанушка становится абсолютной копией матери – ограниченным и жестоким. Герой оскорбляет слуг, не слушает учителей. Он не уважает отца, ведь он слабый. Но и мать он по-настоящему не любит, а просто признает ее авторитет. Но когда Простакова оказывается в затруднительном положении, он от нее с легкостью отворачивается. Как видим, отцы пожинают плоды своего воспитания.

Конфликт родителей и детей в пьесе Фонвизина – это следствие дурного воспитания, аморального примера родителей. Все это привело к тому, что сын стал отображением уродливой личности матери. Но и отец тоже виноват, ведь он даже не пытался что-то изменить. Поэтому Митрофанушка так и останется вечным недорослем, недоличностью, которая не смогла сформироваться в условиях дурного воспитания. Денис Фонвизин показывает читателям, насколько важна роль воспитания в семье и образования. Отцы должны показывать правильный путь своим детям, ведь они – их первый и важный пример.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель» — поучительная повесть Александра Пушкина, которая отличается печальным концом. Главная проблема произведения в разобщенности близких людей.

Повествование идет от лица рассказчика, который знакомит читателей с одним станционным смотрителем – Самсоном Выриным. Это добрый, услужливый человек. Он всегда старается угодить приезжим гостям, но за свою заботу редко слышит добрые слова, а скорее наоборот его часто упрекают в недочетах в работе. Но герой не расстраивается и с любовью выполняет свои обязанности, ведь у него есть смысл жизни – его дочь Дуня. В начале повести ей 14 лет, но она уже вполне самостоятельная женщина и настоящая кокетка. Она позволяет даже рассказчику поцеловать себя. Такая вольность в поведении должна была вызывать волнение у отца, но он был слишком мягок к дочери, слишком ее баловал и все позволял.

Рассказчик был у станционного смотрителя несколько раз. В первый раз он увидел в нем доброго, полного сил человека. А во второй раз перед ним предстал совсем другой Вырин – слабый и спивающийся мужчина. Что же изменилось? Оказалось, что его единственная дочь сбежала из дому с офицером, который гостил у них. Он увлек ее красивой жизнью в городе, и девушка пошла за ним, забыв о своем отце. А для Самсона она была смыслом жизни, тем, что давало ему силы. Заметна ассоциация с библейским героем Самсоном, у которого сила была в волосах. Когда древнего героя Самсона лишили волос – он стал слабеть, и так же, когда пушкинский Самсон лишился дочери – он тоже потерял силу.

Проблема отцов и детей в этом случае основывается на неблагодарности детей и на неправильном воспитании отцов. Дочь и правда была неблагодарной, что позже она осознает. Но не только она виновата в ситуации.

Отец – добрый человек, и с одной стороны показывает дочери правильный пример. Но он слишком ее балует, а вседозволенность порождает своеволие и эгоизм. Он ей доверяет во всем, считая своей первой помощницей. Но делает это он очень рано, ведь в 14 лет человек еще должен чувствовать свою зависимость от родителей, видеть в них поддержку. А Дуня считала себя в свои годы самостоятельной, поэтому и приняла сама решение о том, как ей жить, не подумав о Самсоне.

Ошибкой отца было то, что он слабо контролировал дочь, слишком ей доверял. А как говорила героиня Марка Твена, цитируя Святое Писание: «Кто жалеет розг — тот портит ребёнка».

И.А. Гончаров «Обломов»

Судьбу детей в большинстве случаев определяют отцы, ведь именно их воспитание формирует личность детей. Поэтому воспитатели в ответе за своих отпрысков. В подтверждение этой мысли есть много замечательных произведений, в том числе и роман Ивана Гончарова «Обломов». Главный герой – ленивый и праздный человек без амбиций. Его жизнь сводится к тому, что он подолгу спит, вкусно ест, после чего снова ложится отдохнуть. Даже с кем-то общаться для него в тягость. Поэтому он редко выходит из дому, становится затворником по доброй воле.

Но почему главный герой именно такой? Проблема кроется в его детстве. Он был вначале любознательным мальчиком, но его активность не поощрялась в семье, где привычным было просто сытое и сонливое состояние. Вскоре герой стал таким же. У него не было другого примера для подражания. Судьба героя была предопределена родителями, которые не приучили ребенка ни к труду, ни к стремлениям добиваться своей цели, а просто баловали его — и в результате испортили, не дав сформироваться активной личности.

Таким образом, будущее ребенка находится в непосредственной зависимости от прошлого родителей, которые вложили в детей то, что хотели или смогли. В романе «Обломов» для контраста приведен и пример правильного воспитания. Андрей Штольц – друг и антипод Ильи Обломова. Он человек дела, умный, расчетливый, но добродетельный молодой мужчина. Андрей очень отличается от ленивого Ильи. Если Обломов был с рождения дворянином и не привык ничего добиваться, то Андрей сам заслужил право получить дворянский титул. И в личной жизни он достиг того, чего сам хотел – женился на любимой женщине. Иногда Андрей подталкивал к активным действиям и Обломова, но это было сложно.

Секрет того, что Андрей вырос деятельным человеком в том, что его отец дал ему правильное воспитание: не баловал, а приучал к труду и личной ответственности за действия. Старик не разрешал жене баловать сына и удерживать возле себя, а наоборот подталкивал его пробивать себе дорогу самому. Такое воспитание кажется суровым, но именно оно дало хороший результат. А вот отсутствие строгого воспитания в семье Обломовых породило такую несостоятельную личность как главный герой Обломов.

Мнение большинства

Проблемы «Горе от ума» — это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет «весело пожить» и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно «дойдет до степеней» в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Отрицательный пример отцов в основном пагубно влияет на детей. Герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов — пример такого отца. Он придерживается ложных ценностей и приучает к этому дочь. И так как проблема кроется в самом мировоззрении, то осознать ошибку центральным героям очень сложно. Тем более, что общество, в котором они живут, имеет в большинстве такие же взгляды. Для таких людей главная ценность – власть и богатство. «Фамусовское общество» не способно оценить идеи умного человека, такого как Чацкий.

Фамусов считает, что будущий муж дочери должен быть богатым и перспективным. И не важно, если при этом такой человек будет полным ничтожеством. Образование в их доме тоже не превозносилось, поэтому Софья довольствовалась чтением дамских романов. Поэтому не удивительно, что под впечатлением романтических историй и при отсутствии моральных преград девушка увлекалась недостойным, но «романтичным» человеком и без стыда скрывала эти отношения от отца. Ведь Фамусов не показывал ей на личном примере, что ложь – это плохо, поэтому дочь не смогла усвоить такой урок. Наоборот старик поощрял все способы, которые позволяют добиться успеха. Так его грехи унаследовала и его дочь. Она стала достойным его последователем.

Софья влюбляется в ничтожного человека Молчалина, ведь способна видеть только внешнюю оболочку. Он ей кажется загадочным героем романа. Но если бы девушка была образованной, способной на глубокие мысли и анализ, то, возможно, заметила бы, что перед нею человек-пустышка, заинтересованный только в положении ее отца. Так устаревшие взгляды отцов пагубно влияют на будущее их детей.

Чацкий – умный и достойный человек, любящий Софью. Однако он не вызывает в ней ответных чувств. Он для нее нечто инородное в их слаженном обществе без принципов. Чацкий пытался доказать правильность своих идей в «фамусовском обществе», но это было похоже на метание бисера перед свиньями. И это было и его ошибкой: нельзя так быстро изменить мировоззрение консервативных людей. Фамусов и ему подобные привыкли так жить: думать только о практической ценности вещей, и о том, что скажут люди с высоким социальным положением. Поэтому, когда в доме Фамусова разгорелся скандал, то его глава думает лишь о том, что обо все этом скажет княгиня Марья Алексеевна.

Устаревшие взгляды отцов не должны влиять на будущее из детей.

Софья Фамусова

Проблемы ума в «Горе от ума» рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем. Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, «блаженствуют на свете».

А.Н. Островский «Гроза»

Конфликт отцов и детей в произведении Островского «Гроза» приводит к трагедии. Старшее поколение в образах Кабанихи и Дикого навязывают молодым свое видение мира, не считаются с их мнением. И в результате дети отчаянно ищут выход, но находят его в крайностях: Катерина лишает себя жизни, Варя уходит из дома, Тихон отворачивается от матери, считая ее преступницей, Борис обрекает себя на жизнь без любви, боясь остаться без денег. И это всего лишь история одной семьи. Но писатель говорит о том, что многие жители города Калинов живут так, увязнув в невежестве, ханжеских взглядах времен средневековья. В основном это касается людей старшего поколения – отцов, которые навязывают свои взгляды детям. Последствия таких нравов ужасны, ведь в результате ничто новое не способно проникнуть в этот город, а значит, он так и останется в застое.

Автор показывает, что «отцы» не всегда правы, заставляя жить молодое поколение только по своим законам, так как время меняется и вносит свои коррективы. Поэтому молодежь вправе жить по-новому.

В чем причина разобщенности отцов и детей? В том, что они росли в разное время и в разных условиях – поэтому им сложно понять друг друга в полной мере. Среда и время создают определенную систему ценностей. Сформировавшейся личности уже сложно принять что-то новое. Но это не значит, что это невозможно. Поэтому люди старшего поколения не должны переставать учиться, а стремиться познавать всегда что-то новое, и тогда они станут немного ближе к своим детям. Но это сложный путь, поэтому «отцы» в романе выбирают «легкий» — обороняют свой «домострой» и заставляют детей подчиниться. Они не хотят учиться новому, но и не хотят проиграть молодым, уступив им. Но время не стоит на месте, новые идеи проникают в умы молодых героев, но противодействие старших приводит к трагедиям. Катерина хотела просто любить, и заслуживала на свободу, о которой пылко говорила. Но обрести свободу в условиях их общества она смогла лишь страшным способом.

Герои не смогли победить, но это не значит, что не смогут другие. Роман призван заставить читателей задуматься о том, к чему приводит непонимание отцов и детей, понять, что новые веяния нельзя остановить, и надо меняться вместе со временем.

Какие «умы» нужны старому московскому дворянству?

Молчалин точно знает, как нужно действовать «с умом» для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но «счастлив в товарищах». Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами — он метит в генералы.

Именно такие «умы» и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека «с головой». Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения. Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Ошибки отцов печально отражаются на их детях. Ярким примером этому есть героиня романа Достоевского «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова.

Ее отец, потеряв работу, не смог больше исполнять роль главы семьи, в результате чего просто спился. Слабость этого «маленького человека» вынуждает дочь пожертвовать своим телом и честью ради семьи. Кроме него, «на шее» у героини находятся новая жена отца и ее дети. Мармеладов пытался помочь этой женщине и с жалости женился, но в результате не справился с грузом ответственности и запил. Что же может быть проще? Сложно его судить, но ведь дочь смогла найти другой, пусть и не самый лучший путь? Эта чистая от природы душа пожертвовала своими принципами ради выживания семьи. А что отец? Он продолжал пить, выливая незнакомцам свою печаль о том, как он несчастен. Мармеладов пил на деньги своей дочери, но продолжал считать себя жертвой.

Главный герой Раскольников, узнав историю семьи Мармеладовых, винит в этой и подобных ситуациях «кровопийц» на теле общества, которые приводят людей к нищете. И отчасти это верно, но не только в этом причина беды. Причина и в грехах отцов, отвечать за которые приходится их детям.

Во многих книгах авторы показывают, что дети – это подражатели своих родителей. Но не всегда это так. Например, Соня Мармеладова скорее антипод своему отцу. Она оказалась достаточно зрелой, чтобы понять, что отец показывает не лучший пример, поддавшись слабости. Девушка продает свое тело, чтобы прокормить семью, но сохраняет чистоту души. А ее родитель сломался, поддавшись душевной слабости. Это подтверждает то, что новое поколение способно осознать и исправить ошибки старого. Образ Сонечки, конечно, идеализированный, но служит хорошим примером. Опустившись на самое дно общества, она смогла выжить сама, еще и помочь другим спастись. Она помогает не только своей семье, но и Раскольникову, который запутался в своих сложных «великих» теориях. Ее взгляд на жизнь намного проще и правильнее: надо жить, помогая другим людям. Соня помогает герою осознать ошибку и стать на правильный путь.

А. Алексин «Раздел имущества»

  • Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Об отношениях отцов и детей говорит Александр Пушкин во многих произведениях, в том числе и книге «Дубровский».

Острый конфликт возникает в доме Троекуровых. Отец – властная и беспринципная личность. Для него люди – пешки в его игре, даже собственная дочь Маша, которую он хочет выдать замуж за богатого, но старого мужчину. Богач Верейский никак не привлекал юную девушку, поэтому она молила отца пощадить ее. Свое сердце героиня уже отдала другому человеку – Дубровскому. Но о замужестве с ним отец не хотел и слышать. А чтобы дочь не сбежала с возлюбленным, запер ее дома до свадьбы с Верейским. Маша делает еще одну попытку исправить положение – отправляет письмо жениху с просьбой отменить свадьбу, но становится только хуже. Отец и Верейский переносят дату свадьбы, о чем не знает Владимир Дубровский. Когда он прибыл к ним, Маша уже стала женой Верейского. И теперь моральные принципы не дают ей сбежать с возлюбленным. Она подчиняется отцу, но вряд ли когда-то сможет его простить. Противостояние отцов и детей часто приводит к сломанным жизням.

Однако не всегда между поколениями рождается острый конфликт, часто наоборот между ними тесная связь. Например, Владимир Дубровский и его отец хорошо понимали друг друга. Герои нравственно похожи: честные, благородные, не терпящие подхалимства люди. У Дубровского-старшего возникает конфликт интересов с Троекуровым. Однако он не пытается задобрить его, а наоборот держится с ним наравне, чего почти никто себе не позволял. Но оскорбления и нападки таки укоротили жизнь Дубровскому. Его сын Владимир вырос таким же, как он – смелым и справедливым. И поэтому он хочет отомстить за отца, но делает это своим способом. Все усложняется, когда Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марию. Он видит, что девушка не такая, как ее отец, что она – добрая и порядочная личность. Однако их любовь оборачивается трагедией из-за амбиций господина Троекурова. Как видим, отношения отцов и детей бывают очень разными. Все зависит от их способности понимать друг друга, от того, подают ли отцы хороший пример и умеют ли дети ценить его.

В произведении «Дубровский» мы видим две семьи с разными подходами к воспитанию. Троекуров воспитывал дочь в полном подчинении себе, не считал ее личность, а скорее вещью, которую можно выгодно «продать». Но, на удивление, она не стала копией отца, а выросла порядочным человеком. Возможно, иногда негативный пример оказывает обратное воздействие. А Дубровский воспитывал сына благонравно — и он вырос хорошим человеком, любящим своего отца и хотел стать похожим на него, в отличие от Маши, которая не могла равняться на отца.

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

О связи поколений идет речь и в произведении Александра Пушкина «Барышня-крестьянка». Главный герой повести Алексей Берестов мечтает о военной карьере, но его отец не разделяет его намерений, поэтому он, будучи благодарным сыном, принимает решение не торопиться с исполнением своего желания. Он все же надеется, что со временем отец даст ему свое одобрение на осуществление мечты.

Главная героиня Лиза Муромская наоборот растет взбалмошной и капризной девочкой. И это только умиляет ее отца. Но когда речь заходит о замужестве, то приоритеты немного меняются.

Главы семейств Берестовых и Муромских издавна враждовали, но один случай во время охоты все изменяет: Григорий Муромский падает с лошади, а помогает ему сосед Берестов. Несчастный случай сближает бывших врагов. Свою дружбу они решают закрепить браком детей – Алексея и Лизы.

Однако Алексей не хочет жениться на незнакомой барышне, ведь он уже влюблен в крестьянку Акулину. И он готов защищать любовь, даже если придется воспротивиться своему отцу, на что раньше он никогда не решался. Так завязывается конфликт между поколениями: сын не подчиняется отцу, а отец старается его переубедить всеми способами, даже угрозами оставить без денег. Но это не острый конфликт, а скорее проблема, основанная на любви в разных ее проявлениях. Развязка оказалась счастливой и даже слегка сказочной. Когда Алексей поехал в дом Муромских, чтобы отказаться жениться на Лизе, то узнал в ней свою возлюбленную Акулину. Девушка выдавала себя за крестьянку, так как их отцы раньше были врагами. Отцы одобряют брак детей, а у детей теперь нет причин отказываться. И тем ни менее данная путаница послужила хорошим уроком и Алексею, и его отцу: первый научился отстаивать свои интересы, а второй понял, что не всего можно добиться авторитетом.

Автор показывает в повести «Барышня-крестьянка» прекрасные гармоничные отношения, в основе которых лежит исключительно любовь. Конфликт поколений в таких семьях если и возникает, то всегда заканчивается их примирением.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.

Джеймс Олдридж «Последний дюйм»

Проблема отцов и детей подымается часто и в зарубежной литературе. Джеймс Олдридж показывает в рассказе «Последний дюйм» то, насколько важно взаимопонимание в семье. В этом произведении мы видим конфликт между отцом и сыном, однако он еще не настолько острый, чтобы его нельзя было преодолеть.

Отец Бен был хорошим летчиком, однако в собственной семье не чувствовал себя уютно: истеричная жена и сын, которого он не понимает. Однако его ситуация изначально не безнадежна, потому что он осознает свою проблему и делает первый шаг к ее решению. Герой берет с собой сына Деви в полет. Они летят вместе к Акульей бухте, чтобы провести видеосъемку и заработать денег. Но не только это было целью, Бен хотел провести вместе с сыном время наедине и попытаться его лучше узнать. Однако первые часы полета показались ему ужасными, ведь мальчик не проявлял интереса к его делу и всего боялся. Бен сурово говорит с сыном, не умея скрыть свое раздражение. Он считает его слабаком, упрекает в плаксивости. Другими словами – Бен не видит в Деви самого себя, как ему кажется. Ведь Бен был смелым летчиком, а его сын растет плаксивым, а значит и слабым человеком.

В этой истории взаимоотношений отца и сына мы не наблюдаем открытого острого конфликта, проблема скорее основана на недопонимании, неумении наладить общение с родными людьми. Автор показывает, что в таком случае может помочь необычная ситуация, при которой придется действовать сообща, чтобы победить. В рассказе «Последний дюйм» такая ситуация еще и экстремальная, требующая объединения усилий для того, чтобы выжить. Бена атакует большая акула и повреждает ему конечности. Поэтому он не может вести самолет. Единственная их надежда выбраться с бухты – это Деви. Он еще слишком мал, чтобы стать пилотом, но другого выхода нет. Бен становится его учителем, говорит ему, как поднять и вести самолет. Поначалу Бен привычно кричит на мальчика, но позже понимает, что таким способом погубит их обоих и начинает говорить с сыном спокойно, постепенно налаживая с ним контакт. А Деви наоборот начинает вести себя более твердо, и в результате успешно смог долететь до места, откуда их повезли в клинику.

Сложная ситуация в отце и сыне раскрыла другие качества. Бессилие Бена заставило его полагаться на сына, а Деви проявил стойкость и решительность в действиях, ведь от этого зависели две жизни. Проблема отца и сына разрешилась в условиях экстремальной ситуации. Они увидели, что могут полагаться друг на друга, и теперь стали по-настоящему близкими людьми.

М. Цветаева «Бабушке»

    Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Говоря о конфликте поколений, нельзя не вспомнить трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Вот где непримиримость отцов приводит к настоящей трагедии детей. Семьи Монтекки и Капулетти были самыми влиятельными в Вероне, и между ними была давняя вражда, о причине которой никто уже и не помнил. Может быть так автор хотел нам показать, насколько незначительными были причины, которые привели в будущем к трагедии.

В то время, как семейства утопали в ненависти друг к другу, между их детьми зародилась любовь. Что достаточно символично – ненависти всегда противостоит именно любовь. Дети оказываются мудрее отцов, несмотря на юный возраст. Джульетта понимает, что не имя и не статус определяет человека, а только его личные человеческие черты. Для нее Ромео – всего лишь имя, и как не назови ее Ромео, он останется для нее возлюбленным: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».

Ромео тоже старается вести себя разумно и терпимо, но его вынуждают сражаться и не раз. Он закалывает Тибальта, брата Джульетты, чтобы отомстить за друга, и так же поступает с Парисом, пытаясь защититься. И каждый раз он не хотел боя, но вынужден был в него вступать. Это понимала Джульетта — и поэтому не перестала его любить. Они тайно венчаются благодаря поддержке брата Лоренцо. Он же хочет им помочь сбежать, когда Джульетту хотят выдать замуж за Париса. Но нелепый случай приводит к трагедии. Отец Лоренцо придумал план (дать зелье Джульетте, от которого все подумают, что она ушла из жизни) и написал о нем Ромео, но письмо опоздало. Когда Ромео вернулся в Верону, то подумал, что Джульетты не стало и добровольно выпивает яд. А когда просыпается после окончания действия зелья Джульетта, то тоже лишает себя жизни уже по-настоящему. Так заканчивается земная любовь Ромео и Джульетты, но о ней будут помнить всегда.

Когда Капулетти пришли в склеп к Джульетте, то увидели там двоих детей. Немного позже князь Эскал произносит строгую речь перед Монтекки и Капулетти, указав им на страшные ошибки по отношению к детям. Две семьи прекращают вражду, осознав, к чему она приводит. Так Ромео и Джульетта в сущности пожертвовали собой ради мира семей, любовью очистили их от страшной ненависти.

Конфликт между поколениями разрешился, но ценой крови молодых влюбленных. Шекспир часто писал трагедии, ведь в них конфликты выглядят особенно впечатляюще. На таком примере легче увидеть проблему, запомнить ее и стараться не повторять.

Вывод

Направление «Отцы и дети» нашло свое отображение во многих произведениях. Русские и зарубежные классики мастерски показали во всей многогранности как связь между поколениями, так и конфликт между ними. Проблема часто возникает из-за разницы в возрасте, другой среды формирования личности. Отцы хотят видеть в детях свое продолжение, и поэтому навязывают им свои взгляды, однако дети – это уже новое поколение, которое живет в новое время — и поэтому уже имеет свою систему ценностей, отличительную от старой. Только стремление понять друг друга может помочь справиться с данной проблемой. Как видим с вышеизложенных произведений, деспотизм, амбиции – плохие спутники воспитания, а вот любовь и внимание – хорошие. Отцы должны дать хорошее воспитание, вложить свою душу в детей, чтобы пожинать положительные плоды труда.

Популярные сегодня темы

«Моцарт и Сальери» входят в сборник маленьких трагедий А.С. Пушкина. Маленькими они являются из-за того, что читатель видит только кульминацию событий. Автор намеренно отодвигает на второй план предысторию

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.

«Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль

Человеку свойственно наполнять свою жизнь тем, что приносит ему радость. Счастье личности во многом сформировано взаимоотношениями — любовью, дружбой.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки Французского» был написан в 1973 году. Автор описывает послевоенное время, когда люди еще не понимали, как жить.

Аргументы на тему: Отцы и дети в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Проблема взаимоотношения отцов и детей волновала писателей разных эпох. Каждый по-своему раскрывает эту тему, приходит к определенному выводу. Одним из авторов, размышляющих об этом, стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» он отразил преемственность поколений, отношение между веком «нынешним» и веком «минувшим».

  1. (Негативное влияние отцов на своих детей). Родители сильно влияют на мировоззрение своих детей. Нравственные принципы ребенка складываются на основе того мировоззренческих парадигм общества, которым он окружен. К сожалению, иногда это приводит к возникновению отрицательных черт характера. Так, Софья росла в окружении фамусовского общества. Его образуют пустые, безнравственные люди, чья жизнь сводится к «обедам, ужинам и танцам». Они оценивают человека по его состоянию, сам Фамусов говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Безусловно, нельзя сказать, что Софья полностью следует всем «законам» фамусовского общества: вопреки наставлениям отца она влюбляется в бедного слугу Молчалина, считая его романтическим идеалом. Однако в героине отразились черты характера её отца. Вспомним, что фамилия Фамусова – говорящая. Она происходит от латинского слова, означающего «молву». Именно Софья распустила слух о сумасшествии Чацкого. Именно в этом проявилось её сходство с отцом – бездумная молва, сплетни. Таким образом, поведение личности, её взгляды на жизнь во многом зависят от воспитания, полученного в детстве. К сожалению, у безнравственных, пустословных отцов вырастают дети, подобные им.
  2. (Причина конфликта отцов и детей) Часто между разными поколениями возникает непонимание. В комедии Грибоедова «Горе от ума» консерватизм отцов противопоставляется принципам молодых энтузиастов. В пьесе происходит конфликт века нынешнего и века минувшего. Фамусов (главный представитель века минувшего) живёт по старым традициям своих предков. Для него примером поведения является дядя Максим Петрович, который ради продвижения по службе «сгибался вперегиб». В обществе Фамусова «процветает» карьеризм, правит бал солдафонство. Люди, которые его составляют, пренебрежительно относятся к образованию, даже считают, что науки опасны и вредны. Против общества обывателей выступает молодое поколение, которое представляет Чацкий. Герой распространяет идеи нового века, не приемлет традиции прошлой эпохи. Он не стремится к высокому чину, заявляя, что «чины людьми даются, а люди могут обмануться», не боится высказывать своё мнение, свободно мыслить. Из-за этого происходит неразрешимый конфликт: уходящее поколение не способно изменить свои взгляды на жизнь, придерживается устаревших правил. Однако представители века нынешнего бунтуют против традиций своих предков. Значит, причиной возникновения конфликта между отцами и детьми является столкновение разных жизненных позиций.
  3. (В чём выражается преемственность поколений? Стоит ли во всем следовать родительским наставлениям?) Для многих детей слова родителей стали законом. Они бездумно следуют заветам отцов, не размышляя о правильности их наставлений. Так, герой пьесы «Горе от ума» Молчалин беспрекословно соблюдает отцовские правила: «угождать всем людям без изъятья», не сметь своего «сужденья произнесть». Это тихий, услужливый человек, который всегда готов подстраиваться под вышестоящих господ. Он врет, терпит жестокое с собой отношение ради получения чина. Так, Молчалин обманывает Софью, встречаясь с ней «по должности». А во время гнева Фамусова он хранит смиренное молчание, не смеет произнести ни слова. Наставления отца определили мировоззрение молодого человека: он не способен свободно выражать своё мнение, считает необходимым унижаться перед людьми высшего сословия. Таким образом, преемственность поколений выражается в соблюдении детьми отцовских заветов. Но слепое подражание может негативно повлиять на будущее представителей новой эпохи. Необходимо уметь различать гуманные наставления и безнравственные советы, уничтожающие человеческую личность.

Автор: Анастасия Сметанова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Безумен ли главный герой?

Проблемы ума в «Горе от ума» раскрываются в противопоставлении главного героя всему московскому дворянскому обществу. Бросившим вызов традициям и общественным нормам героем в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он — тот единственный здравомыслящий, который противостоит «двадцати пяти глупцам». Но в произведении отношение к этому персонажу других лиц совсем не такое. Окружающим не виден ум Чацкого, скорее наоборот — молодого человека они называют безумцем.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровны о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Горе от ума проблема взаимоотношения поколений

20.05.2018ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

«Евгений Онегин» — А.С. Пушкин

Несмотря на то что роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был написан еще в первой половине XIX века, он остается актуальным и в наше время.

Центральный персонаж Евгений Онегин сначала является типичным представителем дворянства: посещает различные светские мероприятия, ухаживает за дамами, всячески подчеркивает свое положение в обществе. Однако такая жизнь Евгению Онегину быстро наскучила. То, что раньше приносило ему удовольствие, стало вызывать внутреннее отторжение. Поняв бессмысленность существования светского общества, Евгений Онегин отказался от него. Он пытается найти себя и свое предназначение, однако и жизнь в деревне, и попытки найти себя в творчестве не приносят главному герою никакого результата. Такая апатия ко всему, которая наблюдалась у Евгения Онегина, наблюдается у многих современных людей. «Русская хандра», овладевшая Евгений Онегиным, на современный язык переводится как «синдром хронической усталости» – довольно известный диагноз. Как и Евгений Онегин, многие современные люди пытаются найти себя в чем-то новом, но быстро устают от этого. Они приходят к тому, что им больше ничего не интересно, у них отсутствуют какие-либо планы и жизненные цели. Такие люди не могут обрести смысла собственной жизни, как это не удалось сделать и Евгению Онегину. «Лишних людей», подобных Евгению Онегину, можно найти и в современной жизни.

Хоть дворянства как класса в современном обществе давно уже нет, но до сих пор есть люди, которые за внешней красотой, пышностью и величием жизни скрывают пустое, бессмысленное и безнравственное существование. Часто люди нашего времени уверены в том, что они живут прекрасной жизнью, полной смысла, однако они не живут, а просто существуют, удовлетворяя все самые низменные человеческие потребности.

В романе в стихах А.С. Пушкина показано огромное значение общественного мнения. Общество то принимает Евгения Онегина, то отвергает его. В современном мире общественное мнение также занимает важное место, хоть и многие пытаются это отрицать. Если человек похож на окружающих, он легко принимается обществом, если же человек чем-то непохож на окружающих, то общество может его не принять. Современное общество, как и во времена Евгения Онегина, оказывает огромное воздействие на отдельную личность, заставляет мыслить шаблонно и стереотипно.

Тезисы по направлению «Отцы и дети»

  • Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
  • Советы родителей очень много значат для детей
  • По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
  • Не заботиться о своих родителях – значит предать их
  • Не всегда родители несут добро своим детям
  • Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
  • Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
  • Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

Софья Фамусова

Проблемы ума в «Горе от ума» рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем. Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, «блаженствуют на свете».

Мнение большинства

Проблемы «Горе от ума» — это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет «весело пожить» и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно «дойдет до степеней» в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим.

Какие «умы» нужны старому московскому дворянству?

Молчалин точно знает, как нужно действовать «с умом» для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но «счастлив в товарищах». Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами — он метит в генералы.

Именно такие «умы» и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека «с головой». Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения. Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

На первый взгляд, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выделяются два явных конфликта – любовный и конфликт героя с обществом. Но если подробнее углубляться в суть второго, то можно заметить еще одно важное противоречие – столкновение взглядов различных поколений. Подобная тема не раз поднималась в произведениях, ведь она никогда не теряет своей актуальности.

Конфликт «отцов и детей» всегда заключается в разнице взглядов поколений на одну и ту же вещь, происшествие или явление. Время не стоит на месте, меняются взгляды, и молодое поколение стремится ко всему новому, непохожему, прогрессивному, а более взрослые люди зачастую противятся переменам и ищут правду в более привычных для них вещах. Они консервативны, ведь привязаны к тому, что нажили, и ограничены узкими рамками личного опыта. Именно такое разделение героев мы видим в пьесе «Горе от ума». Чацкий выступает против основных проявлений и ценностей фамусовского общества, отвергая крепостное право, блат и кумовство в распределении должностей, жизнь ради чинов и роскоши, подражание иностранной моде. Александр выступает за кардинальные перемены. А вот его главными оппонентами являются люди, годящиеся ему в отцы. Павел Фамусов — умудренный опытом вельможа, которому уже поздно менять свои взгляды. Он не может уронить свой авторитет, прислушиваясь к «мальчишке» и «якобинцу». Он, как и законодатели московского дворянства вроде Хлестовой, не хочет ничего менять, потому что его все устраивает: богатство и почет есть, а какой ценой — это уже детали, на которые можно и не глядеть из своего роскошно отделанного окна. Фамусов и его гости не замечают, что Россия не развивается, а народ страдает. Они отгородились от мира в башне из слоновой кости, откуда едва слышен крик Чацкого и ему подобных. Александра легко признали сумасшедшим и выставили посмешищем. Интересно, что судьба Чацкого всего спустя несколько лет после выхода пьесы постигла П.Я. Чаадаева, автора скандального произведения «Философические письма». Это подтверждает остроту и жизненность поставленного Грибоедовым конфликта.

Интересно заметить, что конфликт различных взглядов поколений в комедии «Горе от ума» выходит за рамки привычной темы отцов и детей. Так, например, герой Молчалин по возрасту относится к молодому поколению, но придерживается взглядов минувшего века, что проявляется в его поступках и в зависимости от мнения окружающих, чинопочитании и чрезмерном внимании к своему статусу. Даже в любви он предпочитает Софью (ради продвижения по службе), хотя сам увлечен служанкой Лизой. Молчалин – молодой герой, живущий по правилам минувшего поколения, и, как отмечал сам автор, такие люди «блаженствуют на свете». Это говорит о «перевесе» на стороне поколения отцов, ведь Молчалины всегда примыкают к сильной стороне. Посколько в России вся власть принадлежит ретроградам и консерваторам, конформистам и лицемерам, молодому поколению сложно пробиться и что-то изменить.

Нельзя оставить без внимания и семейные конфликты в комедии. Все мы знаем, что многие принципы и установки родителей не всегда находят отклик в сердцах детей, которые стремятся познать новое и стать лучшей версией себя. И влияние родителей не всегда идет во благо. Говоря о Фамусове и его дочери Софье, можно на примере героев увидеть, что отношение к жизни родителя не соответствует взглядам ребенка. Фамусов говорит: «Кто беден — тот тебе не пара!». А дочь в ответ рассказывает сон, с помощью которого иносказательно намекает отцу о своем выборе. Она полюбила Молчалина, несмотря на его бедность. Это означает, что даже сквозь влияние и давление «отцов» пробивается чистый и новый росток — мнение детей, не обремененное предрассудками. Понятие «Фамусовское общество» приобретает нарицательный характер и обозначает людей, готовых на все ради богатств и власти. В то же время герой Чацкий олицетворяет собой «нынешний век», он начитан и образован, имеет богатый внутренний мир. Такие взгляды чужды «фамусовскому обществу», поэтому они только и делают, что осмеивают непонятные им принципы и самого героя. Симпатии автора явно на стороне молодого поколения.

Таким образом, конфликт поколений раскрыт с разных сторон. Его причина – это непонимание между детьми и родителями, консерваторами и сторонниками прогресса, противоборство между старыми и новыми взглядами в обществе.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Что значит быть «счастливым человеком»?

Следующая

СочиненияСочинение: Проблематика произведения «Дядя Ваня» (А.П. Чехов)

«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума».

Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».

Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».

Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».

Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»

То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лия Рябова

    15/15

  • Даня Яскин

    10/15

  • Варвара Перфильева

    15/15

  • Асхаб Тамаев

    10/15

  • Манэбу Юичиро

    15/15

  • Иван Таныгин

    15/15

  • Елена Сергеевна

    12/15

  • Рина Тангриев

    14/15

  • Ольга Богданова

    14/15

  • Диана Ильицкая

    9/15

       

   

Запомни!

Пиши с двумя НН:

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Тематическое направление: Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

02.11.2020 13:24:58

Автор: Aslan Uteshev


          Почему конфликт отцов и детей неизбежен? Конфликт между поколениями был всегда и будет, так как у старших и молодых разные взгляды на жизнь, другие цели в жизни, разные мировоззрения. Молодое поколение более прогрессивное, они хотят приносить пользу обществу, уделяют много внимания образованию, чтобы в будущем построить отличную карьеру, развивают свой духовный мир. Я считаю, что любой конфликт можно избежать. Этим вопросом уже давно задаются многие писатели в своих произведениях.
          Так, в произведении А.С. Грибоедова »Горе от ума» происходит конфликт между »веком нынешним» и »веком минувшим». Чацкий — представитель молодого поколения, образованный, умный человек, патриот своей родины, желает принести пользу стране. Он приезжает в Москву, чтобы навестить Софью, но попадает в фамусовское общество. В этом обществе почти все люди — это представители »века минувшего». Они слишком лицемерны, постоянно сплетничают, подражают Европе. Их интересует в человеке только его чин и положение в обществе. Чацкому не нравится это общество и считает, что человек должен приносить пользу стране, должен развиваться. Они считают Чацкого за ненормального и не хотят слушать его. Он понимает, что ему среди них не место и покидает город. Мне Чацкий напоминает молодёжь 21 века тем, что тоже хотят быть полезными, огорчаются на то, что к их мнению не прислушиваются. Если старшее поколение будет давать свободу молодым, а молодые слушать старших, то возможно конфликт можно будет избежать.
          Ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, это произведение И.С.Тургенева »Отцы и дети». Главный герой — Евгений Базаров — молодой мужчина, яркий представитель нигилизма, который отрицает почти всё: любовь, культуру, чувства и многое другое. Но любит науку и много трудится в этой области.Считает, что культура и тому подобное — это бесполезная вещь, так как она не приносит пользу. У него происходит разногласия с Павлом Кирсановым. Павел Кирсанов — человек из старшего поколения, который практически полностью противоположен Евгению. У них возникают множество спор на различные темы, и каждый упорно доказывает правоту своей точки зрения, считая что он прав. Однажды Базаров понимает, что любовь существует, но по-прежнему не изменяет своим принципам. Таких людей похожих на Евгения в упорстве, в стремлении оказать помощь обществу, в любви к науке много в нашем поколении. Старшим желательно слушать их, чтобы избежать или смягчить конфликт.
          Таким образом, можно сделать вывод, что можно избежать конфликт, если молодое и старшее поколения будут слушать друг друга.

Количество слов — 375


Здравствуйте, Aslan!

Вам удалось в своем сочинении ответить на вопрос с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на логику рассуждения и на речь.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Ответ на вопрос, заявленный в теме, присутствует.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

В сочинении видна попытка аналитического осмысления произведений.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

В сочинении допущена грубая логическая ошибка. Посудите сами. Во вступлении Вы предлагаете два тезиса.

Почему конфликт отцов и детей неизбежен? Конфликт между поколениями был всегда и будет, так как у старших и молодых разные взгляды на жизнь, другие цели в жизни, разные мировоззрения. Молодое поколение более прогрессивное, они хотят приносить пользу обществу, уделяют много внимания образованию, чтобы в будущем построить отличную карьеру, развивают свой духовный мир. Я считаю, что любой конфликт можно избежать.

Красным цветом я выделила первый тезис, лиловым — второй. Вас не спрашивают, можно ли избежать конфликта. Вас спрашивают о его причинах. В микровыводах же Вы снова апеллируете  ко второму тезису.

Если старшее поколение будет давать свободу молодым, а молодые слушать старших, то возможно конфликт можно будет избежать.

Старшим желательно слушать их, чтобы избежать или смягчить конфликт.

Логика рассуждения должна быть прозрачной: тезис (ответ на вопрос) + довод  + пример 1 + микровывод 1+ довод 2 + пример 2 + микровывод 2. В сочинении предмет речи должен быть один!

К 4 (речь)+ 1 балл

Этим вопросом уже давно задаются многие писатели в своих произведениях.

1) Плеоназм.

Чацкий — представитель молодого поколения, образованный, умный человек, патриот своей родины, желает принести пользу стране.

2) Плеоназм.

Чацкий — представитель молодого поколения, образованный, умный человек, патриот своей родины, желает принести пользу стране.

3) Эта фраза встретилась в работе три раза. Повтор.

Чацкому не нравится это общество и считает, что человек должен приносить пользу стране, должен развиваться. Они считают Чацкого за ненормального и не хотят слушать его

4) Повтор. Используйте синонимы
6) Убирайте водянистые фразы: «и тому подобное», «и многое другое».

Павел Кирсанов — человек из старшего поколения, который практически полностью противоположен Евгению.

7) Верно: представитель старшего поколения.

У них возникают множество спор на различные темы, и каждый упорно доказывает правоту своей точки зрения, считая что он прав.

8)  Тавтология. Попутно отмечаю опечатку. Не спор, а споров. Внимательно проверяйте собственный текст!

Таким образом, можно сделать вывод, что можно избежать конфликт, если молодое и старшее поколения будут слушать друг друга.

9) Верно: представители молодого и старшего поколений.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено 11 ошибок

Орфография

Пунктуация

Чацкий — представитель молодого поколения, образованный, умный человек, патриот своей родины, желает принести пользу стране.

1) Необходимо выделенную конструкцию оформить как приложении, выделив тире или запятыми.

Чацкий — представитель молодого поколения, образованный, умный человек, патриот своей родины — желает принести пользу стране.

Если старшее поколение будет давать свободу молодым, а молодые слушать старших, то возможно конфликт можно будет избежать.

2) Не обособлено вводное слово.

Ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, это произведение И.С.Тургенева »Отцы и дети».

3) Нужно тире перед ЭТО.

Таких людей похожих на Евгения в упорстве, в стремлении оказать помощь обществу, в любви к науке много в нашем поколении.

4) Не обособлено определение после определяемого слова.

Грамматика

Молодое поколение более прогрессивное, они хотят приносить пользу обществу, уделяют много внимания образованию, чтобы в будущем построить отличную карьеру, развивают свой духовный мир.

1) Верно: оно.

Чацкому не нравится это общество и считает, что человек должен приносить пользу стране, должен развиваться.

2) Здесь пропущено подлежащее ОН.

Они считают Чацкого за ненормального и не хотят слушать его

3) Считают ненормальным, но корректнее —  сумасшедшим.

Мне Чацкий напоминает молодёжь 21 века тем, что тоже хотят быть полезными, огорчаются на то, что к их мнению не прислушиваются.

4) Тем, что она тоже хочет быть полезной.
5) Огорчается из-за того, что к ЕЕ мнению. Слово «молодежь» не имеет формы мн.ч.

Главный герой — Евгений Базаров — молодой мужчина, яркий представитель нигилизма, который отрицает почти всё: любовь, культуру, чувства и многое другое. Но любит науку и много трудится в этой области.Считает, что культура и тому подобное — это бесполезная вещь, так как она не приносит пользу.

6) Неоправданная парцелляция.

Старшим желательно слушать их, чтобы избежать или смягчить конфликт.

7) Нарушение в построении предложения с однородными членами. Верно: избежать конфликта или смягчить его.

Общий вывод по работе

Итак, Aslan, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой рассуждения и речевым оформлением сочинения!

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Возврат к списку

  • Неизбалованный ребенок как пишется
  • Неидентифицированный как пишется слитно или раздельно
  • Неидеальный мужчина как пишется
  • Неидеальный или не идеальный как пишется
  • Неидеальная девушка как пишется