Некрасов кому на руси жить хорошо аргументы для сочинения

«Кому на Руси жить хорошо» — аргументы для итогового сочинения по произведению Некрасова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов по произведению Некрасова — Кому на Руси жить хорошо. Используйте наш материал для написания сочинения по литературе на отлично!

Проблема счастья в поэме — аргумент

1. Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения. Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза – это все про Матрену. У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

2. К примеру, в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и нет, однако героям всё-таки удается сыскать того «счастливчика», которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова.

Глубокие чувства к родине — аргумент

1. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.

2. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны — это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.

Вопрос гражданина — аргументы

Общественное благо — это социальная инициатива, которая сулит благосостояние и процветание большинству людей. Таковой, без сомнения, была реформа 1861 года об отмене крепостного права. Народ давно был заинтересован в этом законе. О нем задумывался еще Александр Первый. Но, как и все грандиозные изменения, данная реформа слишком кардинально изменила жизнь России. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася: одним концом по барину, другим – по мужику» — говорит автор. Вместо облегчения подданые почувствовали новый гнет: дворяне не успели приспособиться и беднели, холопы были безграмотны и не могли организовать свой самостоятельный быт. Кроме того, никто не позаботился об оснащении простых людей хотя бы орудиями труда — все было барское. Никто не дал им землю — она принадлежала помещику. И новые условия лишь осложнили быт тех, кто не был готов к переменам. А таких было большинство. Тем не менее, в финале автор выразил надежду на то, что Россия оправится от шока и пойдет по справедливому пути к прогрессу. Песни Гриши Добросклонова заставляют нас поверить в то, что отмена крепостного права откроет птице-тройке дорогу вперед.

Все сочинения

Аргументы по направлению  «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Введение

Понятие счастья достаточно расплывчатое. Нельзя точно дать определение этому слову, ведь для каждого оно своё: кому-то для счастья нужно иметь много денег, кому-то Аргументы любящею жену и здоровых детей, а кому-то — верных приятелей, вместе с которыми он бы исследовал мир. В целом понятие счастье люди определяют для себя сами, исходя из своих жизненных целей и устремлений.

И.А. Гончаров  “Обломов”. Аргумент №1

Как говорят, везде хорошо, там где….. Я с этой фразой полностью согласна. Жалуются на жизнь все богатые и бедные. Многие считают, что если переедут в другой город, то они заживут хорошо. Но если подумать, то, что им мешает быть счастливым на своей родине, в своем городе? Есть категория людей, которые ищут виновных в своем несчастье. В произведении «Обломов» показаны два героя: Андрей и Илья. Один и другой живут на Руси. Но, у каждого жизнь сложилась по разному. Если Илья с детства любил только кушать, то Андрей учился обеспечивать себе жизнь самостоятельно. В итоге, Илья стал несчастным человеком, а Андрей преуспел в жизни, преумножил наследство переданное ему. Как видим, Русь не виновата в том, что у людей разный стиль жизни.

Что мешает человеку быть счастливым?

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №2

К примеру, в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и нет, однако героям всё-таки удается сыскать того «счастливчика», которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова.

Кто счастлив на Руси?

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №3

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза — это все про Матрену. У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Значение родины в жизни человека

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Аргумент №4

Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №5

Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №6

В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны — это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.

Жизнь в изгнании

А. Никитин «Хождение за три моря». Аргумент №7

Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.

Н. Тэффи «Русь». Аргумент №8

Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование — это лишь «жизнь над бездной».

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» . Аргумент №9

Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

Данное тематическое направление получило название в честь поэмы Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», о личной ответственности, о счастье и долге, о сложном выборе, о социальной несправедливости. Также можно поделиться собственным мнением относительно виденья причин общественных пороков, предложить способы борьбы с ними, отметить то, что необходимо помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы.

Темы сочинений направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» ориентированы на широкий круг социально-философских вопросов, поэтому они позволяют соотнести историю и современность, опереться на личный читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», «Размышления у парадного подъезда»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «После бала»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Медный всадник», «Дубровский», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
  • А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «Детство»
  • И.А. Бунин «Деревня»
  • А.С. Грин «Алые паруса»
  • Стендаль «Красное и черное»

Структура итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Вступление итогового сочинения может иметь много вариантов. В нем можно определить авторскую позицию, аргументировав ее затем в основной части. Также можно обосновать свою позицию, подтвердив ее примерами из художественной, исторической или философской литературы. Уместно будет определить проблему или ряд проблем, которые поднимаются в названии сочинения. Для этого можно даже использовать заранее заготовленную цитату.

Таким образом, итоговое сочинение, тема которого будет относиться к направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», может начинаться с разъяснения вопроса, заданного в самом названии. Однако окончательный ответ на него следует представить в заключении, подведя итог всему вышесказанному.

К примеру, сочинение «Что такое общественная справедливость?» должно начинаться с разъяснения самого понятия справедливости, а затем можно соотнести его с понятием общества. Но давать прямой ответ на заданный в теме вопрос не стоит, рекомендуется это сделать в заключении.

Основная часть (200-250 слов).

В основной части требуется привести доказательства собственных мыслей. Выпускнику необходимо убедить читателя согласиться с его точкой зрения. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении сочинения необходимо подвести итог всего рассуждения, дать краткий и точный ответ на вопрос темы. Объем заключения должен составлять не более 15 % всей работы. Кроме вывода, в этой части сочинения можно выразить надежду на лучшее или призвать окружающих к каким-либо действиям. Однако следует избегать глаголов второго лица, так как написанное не должно относиться лично к учителю, который будет проверять сочинение.

В заключении итогового сочинения направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина», уместно будет предложить способы устранения социальных пороков или пути усовершенствования общественного и государственного устройства. В своих размышлениях необходимо помнить, что личность и общество взаимосвязаны, они не могут существовать друг без друга. В противном случае появляются «лишние люди», судьба которых, как правило, оказывается трагичной.

Аргументы для основной части итогового сочинения. Направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»

1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Для того чтобы понять социально-политическую проблематику комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», необходимо знать характерные особенности той временной эпохи. Победив в войне 1812 года, народ остался таким же закрепощенным и угнетенным. В обществе зреет недовольство государственной политикой. У многих сознательных граждан появляется желание отстаивать не только свои личные права, но и права представителей низшего сословия. Начинают появляться первые революционные тайные организации – будущие декабристы.

В комедии о «веке нынешнем» и его прогрессивных идеях говорит только главный герой Чацкий. Он – тот новый человек, который стремится изменить общество, сделать свой народ свободным. Его идейные убеждения рождены духом перемен. В образе Чацкого отразилось то новое, что появилось в социальной жизни России после победы над Наполеоном и стало залогом будущих преобразований. История Чацкого – это история о том, какая судьба ожидает истину, искренность и новую, свободную жизнь в мире фальши и лицемерия.

2. А.Н. Островский «Гроза»

А.Н. Островский поднимает в драме «Гроза» проблему взаимодействия общества и человека. Самой важной социальной группой, в которой находится человек, является его семья. Главная героиня драмы росла в атмосфере любви и заботы, но после замужества оказалась в доме Кабановых, где царит тирания. Глава семейства, зажиточная купчиха Марфа Игнатьева Кабанова, требует от домочадцев беспрекословного повиновения. И если ее дети привыкли к таким порядкам, то жизнь для Катерины становится в этом доме нестерпимой. Но ей некуда деваться, потому весь город Калинов проникнут той же атмосферой безволия и унижения. Здесь желания человека и его чувства не имеют никакого значения, все живут согласно давно изжившими себя устоям Домостроя.

Отчаяние и одиночество толкают Катерину на измену, она понимает, что совершает большой грех, но не может отказаться от возможности побыть, хоть немного счастливой. Она осознанно идет против моральных устоев целого общества, и не боится людской молвы. Именно эти люди довели ее до отчаяния, подтолкнули к тому, что привело ее к гибели.

3. И.А. Гончаров «Обломов»

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» яркий пример человека, отделившегося от общества. Причем изолировался он самостоятельно. Он предпочел лежать на диване и мечтать о желаемом, а не жить реальной жизнью и общаться с людьми. Обломов ушел в себя без остатка, выбрал бездействие, добровольно отказавшись от взаимодействия с обществом. Где-то в глубине души он понимал, что нужно стремиться к деятельности, но все заканчивалось лишь на построении планов, которым не суждено воплотиться в жизнь.

Обломов не видел в окружающем его мире достойной деятельности, а притворяться и лицемерить, как остальные он не хотел. Он не хотел опуститься до уровня тех, кто готов променять свое достоинство на деньги. Со временем общество тоже отказалось от Обломова. Никому не было до него дела, кроме нескольких знакомых, которые время от времени появлялись в доме главного героя. Но и им не удалось ничего изменить в его жизни. Только Агафья Пшеницина смогла позаботиться об Обломове, принимая его таким, какой он есть.

4. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В тот период, когда М.А. Булгаков писал повесть «Собачье сердце» зарождался социализм, поэтому он не смог остаться в стороне от проблем, возникших в это время в обществе. Автор сравнивал происходящее с неудачным экспериментом, во время которого разрушались старые идеалы, на которые держалась вся царская Россия. Подобные Шарикову люди – результат этого эксперимента.

Стремясь построить справедливое, коммунистическое общество «Шариковы» уничтожали материальные и духовные ценности. Интеллигенция понимала, чем это все закончится, но не могла ничего сделать. Писателям оставалось только мечтать, и свои надежды на будущее Булгаков выразил финалом повести, где профессор Преображенский решает исправить свою ошибку. Для этого он проводит еще одну операцию и спустя некоторое время в его квартире снова появляется добродушный, безобидный пес.

Таким образом, общество, представленное в повести, избавилось от Шарикова, но в реальности таких «Шариковых» может быть, сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от других людей, но имеют «собачье сердце».

5. А.И. Куприн «Олеся»

Главная героиня повести А.И. Куприна «Олеся» стала жертвой общественных предрассудков. Крестьяне прозвали ее ведьмой только за то, что она любила собирать в лесу разные травы, которые на самом деле помогали ей лечить людей. Люди ненавидели девушку за то, что она не была на них похожей. Олесе ничего другого не оставалось, кроме как добровольно изолироваться от общества. А попытка сблизиться с окружающими чуть не стоила ей жизни.

Таким образом, Куприн на примере Олеси и жителей ее деревни показал противостояние общества и отдельного человека. Этот конфликт невозможно разрешить, потому что люди всегда боятся того, что отличается от их собственного виденья мира. В таком обществе нет места для яркой, неординарно мыслящей личности.

6. Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поднимается вопрос истинного и ложного патриотизма. Для автора патриотизм – это естественное чувство, которое возникает у любого человека, любящего свою родину. Истинный патриот будет готов при необходимости встать на защиту своей земли, не думая о собственном благополучии.

Ярким примером такого человека является один из главных героев романа Пьер Безухов. Он ничего толком не смыслил в военном деле, но остался в захваченной врагом Москве, для того чтобы убить Наполеона. Он считает, что только так можно прекратить страдания его родной страны. Пьер самоотверженно защищает свое государство, и даже готов погибнуть ради его свободы.

Не отличающийся ранее особым мужеством, Пьер спасает в Москве девочку из горящего сада, набрасывается на французского солдата, посягнувшего на ожерелье беззащитной женщины, а затем оказывается в плену. Война сильно изменила Пьера Безухова. Страшные события заставили его смотреть на мир совсем по-другому, он почувствовал себя частью простого русского народа и проникся важностью своего долга перед Отечеством.

7. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – это социально-политическая сатира. В начале 70-х годов автор заявил о необходимости создания нового жанра. По его мнению, старый «любовный» роман исчерпал себя, и пришло время общественного романа. Ведь в современном ему обществе по-настоящему драматические конфликты образовывались не в любовной сфере, а в социальной.

Сюжет романа «История одного города» развивается в городе Глупове. Здесь постоянно меняются правители, но жизнь в городе лучше не становится. Ни один из них не думает, и не хочет ничего делать для своего народа. Всех беспокоит, прежде всего, свое собственное благополучие.

Таким образом, в романе описывается не только обстановка этого вымышленного города, но и проблемы всей России в целом. Многие люди, обладающие властью, преследуют только свои цели. «История одного города» – это попытка автора изменить будущее своей страны. В этом романе он задал вопросы, которые заставят людей задуматься о том, как они живут. Его целью было обличение общественных пороков того времени, изображение неправильного государственного устройства.

8. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Н.А. Некрасов постоянно задавался вопросом: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Ответом на этот вопрос стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», сюжет который построен именно на проблеме счастья.

Семеро мужиков из разных деревень отправляются на поиски счастья. В начале поэмы счастье представляется им в виде покоя, богатства и чести. В этом виденье отражается поверхностный взгляд странников. Крестьяне, прожившие много лет в нищете и голоде, не могут представить себе счастья без наличия материального достатка и всеобщего уважения. В соответствии со своими представлениями главные герои формируют и список предполагаемых счастливцев: поп, боярин, помещик, чиновник, министр, царь. Однако им хватило встреч только с двумя людьми из этого списка, для того чтобы понять, что счастье заключается в чем-то другом. Отказавшись от первоначального плана, они попадают на крестьянскую ярмарку, и продолжают свои поиски. Здесь им тоже не встречается счастливый человек, но формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных ценностей.

Именно в этом странствии мужиков и заключается основная проблема поэмы. Автор показывает, что народ еще не готов стать счастливым, люди не видят правильного пути. Сознание странников постепенно меняется, но для перемен во всем обществе, такой путь должен пройти каждый.

9. М. Горький «Старуха Изергиль»

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» представлены две легенды, в которых раскрывается проблема взаимоотношений общества и человека. Главный герой первой легенды Данко готов на все ради благополучия его племени. Он помогает им выбраться из леса, но эта помощь стоит ему жизни. Отчаявшись найти выход в непроглядной тьме, Данко вырвал из своей груди пылающее сердце и осветил им путь. Покинув лесную чащу, он погибает, зато его народ обретает надежду на лучшую жизнь. Никто не оценил его поступок по достоинству, но Данко пожертвовал собой не ради благодарности, он это сделал из любви к людям, ради себя самого.

Полной противоположностью Данко оказался герой второй легенды, рассказанной старухой Изергиль. Ларра пренебрежительно относился к окружающим, считал себя лучше всех остальных. Он не хотел принимать порядки того общества, в котором находился. Возможно, он унаследовал свою жестокость и непомерную гордыню от отца орла, но все же он был человеком, поэтому должен был соблюдать установленные людьми законы. В результате Ларру изгнали из племени, решив наказать его, таким образом, за убийство ни в чем не повинной девушки. И это наказание, действительно, оказалось самым страшным для него. Ведь одиночество хуже смерти, а умереть Ларра не мог.

Таким образом, автор показал, что только общество может помочь личности стать полноценной, а изоляция равносильна ее разрушению.

10. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

А.Т. Твардовскому пришлось лично столкнуться со всеми ужасами войны, поэтому ему удалось воссоздать реалистичный образ русского солдата в своей поэме «Василий Теркин». Для того чтобы поддержать дух русского народа, автор наделил главного героя самыми ценными качествами. Василий Теркин предстает перед читателями отважным солдатом, преданным другом, веселым товарищем, готовым всегда на подвиги, но не требующим за это наград.

Такой образ не может не понравится. Василий Теркин полюбился солдатам и простым читателям с первых глав. Каждый человек может узнать в нем знакомые черты. Глядя на Теркина, павший духом воин находил в себе силы идти дальше. Герой поэмы воспринимал все, выпавшее на его судьбу, как должное, и призывал к этому окружающих. Он относился ко всем тяготам и лишениям с юмором, показывая, что даже в несчастье можно найти что-то хорошее. Подобное отношение делало войну менее страшной, чем она была на самом деле.

Василий Теркин воплощает в себя лучшие черты не только солдата, но и человека. Его имя стало нарицательным. Автор считает, что в каждой роте должен быть свой Теркин, который сможет поддержать воинский дух боевых товарищей и найти выход из самой сложной ситуации.

Цитаты для направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»

  1. «Если тебе мешают люди, то жить тебе незачем». Л.Н. Толстой
  2. «Гражданственность – это страсть человеческого сердца». В.А. Сухомлинский
  3. «Как только кто-либо говорит о делах государства: «Что мне до этого?» – следует считать, что государство погибло». Жан-Жак Руссо
  4. «При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется». Аристотель
  5. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». Шарль Луи Монтескье
  6. «Правда и свобода – вот столпы общества». Генрик Ибсен
  7. «Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности». Альберт Эйнштейн
  8. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря». Дени Дидро
  9. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
  10. «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличиваются сила и деятельность всемирного ума». К.А. Гельвеций

Алёна Базан | Просмотров: 4.1k

Аргументы «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

26.09.2021

Список аргументов из литературы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

  • Темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
  • Список литературы «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
  • Примеры сочинений «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
  • Как раскрыть тему «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (в работе)

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов поднял сакраментальный для каждого русского человека вопрос. Это вопрос о том, счастливы ли русские люди на своей родной земле. В поэме семеро мужиков решают обойти страну, чтобы узнать, как живется простому народу на Руси-матушке. Мужики встречают огромное количество людей разных сословий – от нищих крестьян до зажиточных помещиков, но находят ли они хотя бы одного человека, который был бы доволен своей жизнью?

Счастье и несчастье русского человека

Действие в поэме происходит после отмены крепостного права, и вольные крестьяне должны быть довольны своей судьбой. Но довольны ли? Бедность, неграмотность, пьянство, произвол помещиков, тотальное беззаконие и несправедливость делают жизнь людей невыносимой. Но несчастливы не только простые люди – попы и помещики несчастны не менее. Кто терпит ненависть односельчан, кого разгульный образ жизни доводит до полного упадка.

А может, если несчастливы мужик, то хоть бабы то довольны? О доле женщин рассказывает Матрена Тимофеевна, уважаемая всеми мать семейства из села Наготина. Оказывается молодость ее прошла в родительском доме, где она почти, как сыр в масле каталась. Но после замужества, когда отдали ее в чужую семью, девушка испила чашу женской доли сполна. Испытав жестокое отношение со стороны родственников мужа, она надеялась, что хотя бы любовь супруга станет для нее светом в конце тоннеля. Но после свадьбы муж, ее ровесник и возлюбленный, превратился в самого обыкновенного русского мужика, который не считал зазорным колотить супругу. Работа от рассвета до полуночи, выматывающие беременности и воспитание многочисленных детей, неприязнь родственников, впрочем, только закалили характер женщины, что и помогло ей стать той, которую описывают: «доброумнее и глаже — бабы нет».

Отношение к счастью красноречиво показывают слова Матрены, когда она говорит, что некогда думать о таком, когда работа стоит. И действительно, удел русского человека – не размышлять о философских вопросах, а работать в поте лица, чтобы прокормить семью, состоящую порой из десятка ртов.

Только блаженный или сумасшедший может быть счастлив в таких условиях, что и обнаруживается в конце поэмы.

Зависит ли счастье от места рождения?

Что если русского человека переместить в другую страну, будет ли он там счастлив? В сборнике рассказов «Русь» и «Городок» Надежда Тэффи рассказывает о жизни русских эмигрантов. Всех их рано или поздно настигает ностальгия и невыносимая тоска по родной земле. Невозможность вернуться на родину делает жизнь тоскливой и одинокой, несмотря на все преимущества «заграницы».

Русский человек привязан к своей земле. Несмотря на все недостатки страны, родная сторона всегда кажется ближе, чем неприветливая чужбина. Вот почему эмигранты Тэффи называют свое существование не на родине – «жизнью над бездной».

И. А. Бунин, находясь вдали от родины, тосковал по своей земле, по краям, где прошло его детство и юность. В печальном стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» он воспроизводит воспоминания о своей жизни дома, что позволяет ему ненадолго вернуться в счастливое прошлое.
С. А. Есенин, путешествуя по Европе со своей возлюбленной Айседорой Дункан, жаловался, что не мог писать вдали от родины. Возможно, поэтому их брак не продлился долго, ведь спустя год совместной жизни поэт вернулся в Москву.

В «Хождении за три моря» А. Никитин рассказывает о русском путешественнике, который объездил весь мир от Кавказа до Индии. Он повидал немало чудес, обычаев и культур, но ничто из этого не затмило перед ним красот родной земли. Где бы ни находился герой, везде он ощущал стискивающую грудь ностальгию по родине.

С чего начинается Родина?

Из «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. Самолет Мересьева сбили над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгие недели он полз по лесу к ближайшему поселению, где его и выходили люди. Когда Алексей попал в городской госпиталь, то ему ампутировали ступни, так как спасти их надежды не было.

Но он не отчаялся, вдохновившись летчиком Карповичем времен Первой Мировой войны, который тоже пережил ампутацию ступни и все равно летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг. История становится еще более поразительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной судьбе человека. При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к родине дала ему силы не только выжить, но и послужить ей, показав себя достойным сыном своей земли.

Каждый человек – кузнец своего счастья

В романе И. А. Гончарова «Обломов» описана судьба И. И. Обломова, помещика, который действиям предпочитает размышления о них. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении, которые отбирают у него последние силы. Но здесь же мы наблюдаем судьбу другого человека – друга главного героя Андрея Штольца. Тот является полной противоположностью Обломова. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем.

Андрей считает, что «человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу», а потому всю жизнь трудится, не покладая рук, являясь лучшим примером подражания для каждого из нас. Даже главный герой называет своего единственного сына в честь единственного друга, понимая его правоту перед жизнью и, в глубине души осознавая свою малодушность и трусость.

Так можно ли сказать, что счастье зависит от места, где родился? Только для тех, кто верит, что хорошо там, где нас нет. Честный и трудолюбивый человек, который рассчитывает на себя и чтит традиции своих предков, найдет счастье, где бы ни находился. В то же время, слабый и безвольный человек, склонный к порокам и пеняющий на судьбу, будет несчастен даже в самом изобильном краю.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написал русский поэт Некрасов. Он раскрывает в нем последствия освобождения крестьян от власти помещиков. Сюжет поэмы заключается в распознании истинного счастья для русского народа в те времена. 

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

В заключение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» так и не дано однозначного понятия на главный вопрос. Счастливого человека отказывается найти сложно, потому что русский народ еще не осознал цену своей свободы. Суть счастья стала доступна лишь мужикам, прошедшим долгий путь к истине. 

2 вариант

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье — это что-то свое, для кого-то счастье — это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа.

Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза — это все про Матрену.

У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.

Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

Другими образами, показанными в произведении является другой – более зажиточный слой персонажей , такие как поп, помещик или князь. Они не заботятся о благополучии других. Первое, что их волнует, является собственное счастье, которые они оберегают и достигают различными способами, порой идущими в разрез с интересами главных персонажей. Помещик, к примеру, считал, что самой большой единицей счастья считается «власть над мужиком», а так как в современных реалиях данной власти стало меньше, то, соответственно, и счастья тоже, по его мнению, поубавилось.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

  • Примеры эгоизма из литературы для сочинения

    Эгоизм заключается в очень сильной любви к самому себе. Человек ставит себя на пьедестал, возвышает над другими. Эгоист жаждет, чтобы в жизни всё складывалось так, как он этого хочет. Этой болезнью заражены всё, однако, не каждый стремится к ее излечению.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Сочинение Комната моей подруги

    Я очень гостеприимный человек и в гости ходить тоже люблю. Мои подруги часто приходят ко мне и приглашают к себе в гости.

  • План рассказа Любовь к жизни Джека Лондона

    Рассказ начинается с истории двух золотодобытчиков на Аляске, которые направляются к тайнику уже много дней. У них не осталось ни еды, ни воды, ни патронов, они бессильны и вымотаны, но останавливаться нельзя.

  • Анализ рассказа Материнское сердце Шукшина 11 класс

    Наверное, больше любви не может быть ничего, но есть еще и любовь матери, которая помогает и в беде и в радости и в нужный момент она всегда поддержит и поможет. Именно об этом и написал Шукшин свое произведение «Материнское сердце».

  • Некого бояться как пишется
  • Некрасов в окопах сталинграда сочинение
  • Некогда скучать как пишется правильно
  • Некрасивый человек как пишется
  • Некогда верные друзья как пишется