1. Венчание на царство Ивана IV состоялось
а) 16 января 1533г.
б) 16 января 1537г.
в) 16 января 1547г.
г) 16 января 1578г.
2. Современниками Ивана Грозного были
а) Елена Глинская, митрополит Макарий
б) Борис Годунов, патриарх Филарет
в) протопоп Аввакум, патриарх Никон
г) хан Батый, литовский князь Миндовг
3. После венчания Иван IV стал именоваться
а) «императором России»
б) «царём и великим князем всея Руси»
в) «самодержцем всея Руси»
г) «монархом всея Руси»
4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного
а) стрелецкое
б) рекрутское
в) драгунское
г) гусарское
5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков
а) коллегии
б) министерства
в) приказы
г) Синод
6. Опричнина была направлена против
а) дворянской оппозиции
б) взбунтовавшихся крестьян
в) жителей национальных окраин
г) строптивого боярства
7. Неудача в Ливонской войне была следствием
а) отставания экономики России
б) отсутствия у России союзников
в) численного превосходства сил противника
г) отсутствия талантливых полководцев
8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала
а) Алексею Адашеву
б) Александру Меньшикову
в) Андрею Курбскому
г) Борису Годунову
9. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата
А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской
Б) венчание Ивана IV на царство
В) «Собор примирения»
Г) принятие нового Судебника
Д) принятие Уложения о службе
Е) проведение опричнины
1) 16 января 1547г.
2) 1550г.
3) 1549г.
4) 1556г.
5) 1538г.
6) 1565-1572гг.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
5)
1)
3)
2)
4)
6)
10. Установите соответствие между термином и его определением
Термин
Определение
А) местничество
Б) бояре
В) дворяне
Г) опричнина
Д) террор
Е) кормление
Ж) кризис
З) деспотия
И) Боярская дума
1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)
2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.
3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.
4) затруднительное положение
5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю
6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.
служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.
9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
5
2
8
3
6
1
4
9
7
11. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата
А) неудачный поход на Крымское ханство
Б) Ливонская война
В) присоединение Астраханского ханства
Г) присоединение Казанского ханства
Д) Ям-Запольский мир с Польшей
Е) начало похода Ермака в Сибирь
1) 1581г.
2) 1556г.
3) 1558-1583гг.
4) 1559г.
5) 1582г.
6) 1552г.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
4
2
6
3
5
12. Расположите в хронологической последовательности время событий
А) принятие нового Судебника
Б) проведение опричнины
В) венчание Ивана IV на царство
Г) поход Ермака в Сибирь
Д) Ливонская война
Е) неудачный поход на Крымское ханство
1
2
3
4
5
6
1550 год
1565-1573 год
1547 год 16 января
1579 год
закончилась в 1583 году
1559 год
13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных
Иваном IV и «Избранной радой»
1) ограничение местничества
2) создание флота
3) создание коллегий
4) создание приказов
5) принятие Судебника
6) введение всеобщей воинской обязанности
7) создание стрелецкого войска
отмена кормлений
9) подчинение церкви государству
Ответ: 1) ограничение местничества
4) создание приказов
5) принятие Судебника
7) создание стрелецкого войска
отмена кормлений
14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины
1) установление неограниченной власти царя
2) повысить роль народного вече
3) усилить налоговый гнёт
4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)
5) ускорить социально-экономическое развитие страны
6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
7) подавление очагов народного недовольства
введение новых пошлин
Ответ: 1, 4.
15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины
1) захват новых территорий
2) централизация страны
3) тяжелый экономический кризис
4) усиление позиций боярства
5) способствовала утверждению крепостного права
6) становление деспотического самодержавия
7) ослабление власти самодержавия
Ответ: _________________
Читательский дневник по поэме «Мороз Красный нос» Николая Некрасова
Автор: Николай Некрасов
Название произведения: «Мороз Красный нос».
Число страниц: 48.
Жанр произведения: поэма.
Главные герои: крестьянка Дарья, муж Прокл, Мороз Красный нос, старик и старуха.
Второстепенные герои: дети Маша и Гриша, Пахом.
Характеристика главных героев:
Дарья — крестьянская женщина, работящая, усталая.
Не смогла справиться с горем и сама погибла.
Старик и старуха — крестьяне.
Родители Прокла.
Сильные духом, хоть и старые.
Крепкие и стойкие.
Мороз Красный нос — сильный, могучий и холодный.
Морозит всех подряд.
Прокл — работящий, простой мужик.
Сгорел на работе.
Любящий, заботливый муж.
Характеристика второстепенных героев:
Дети Прокла и Дарьи — Гриша и Маша.
Пахом — деревенский дурачок.
Краткое содержание поэмы «Мороз Красный нос»
В крестьянской семье произошло горе — умер хозяин дома.
Его мать поехала за гробом, отец идёт копать могилу в лютый мороз, а жена шьёт саван.
Тяжела доля крестьян: женщина должна выходить замуж только за раба, родить от него ребёнка и всю жизнь служить ему и своим хозяевам.
Всё могут и умеют обычные женщины.
У Дарьи было двое детей и женщина ждала третьего ребёнка.
Её муж скончался из-за тяжкого труда.
Его похоронили всей деревней.
Дарья вернулась домой и увидела, что кончились дрова.
Она отправилась в лес.
Там женщина нарубила дров и вспоминала мужа.
Она сильно замёрзла и к ней явился старик Мороз.
Дарья увидела мужа и детей, ей казалось, что настало лето.
Она застыла в заколдованном сне.
План поэмы:
- Гроб для сына.
- Саван для мужа.
- Русские женщины.
- Могила для сына.
- Дурачок.
- Прощание с Проклом.
- Похороны.
- Кончились дрова.
- В лесу.
- Воспоминания о Прокле.
- Мороз.
- Лето во сне.
Основная мысль поэмы «Мороз Красный нос»
Главная мысль поэмы в том, что нет на свете никого более мужественного, преданного, любящего, чем русские женщины.
Основная идея произведения в том, что русская женщина может перенести любые тяготы, страдания.
Но при этом покорно следует судьбе.
Чему учит произведение
Поэма учит уважительно относиться к женщине и её труду.
Учит милосердию и состраданию.
Она показывает тяжёлую жизнь крестьян и стремиться вызвать к их доле сочувствие.
Поэма учит отзывчивости к чужому горю.
Краткий отзыв о поэме «Мороз Красный нос» для читательского дневника
Прочитав эту поэму, я была очень тронута судьбой обычной крестьянской семьи.
Сперва умирает муж Прокл.
Дети остаются сиротами и неизвестно, как теперь сложится их судьба.
Несчастная Дарья полна решимости бороться за своих детей, но очень тоскует по мужу.
Она отправляется в лес в страшный мороз, потому что без дров дети замёрзнут.
И замерзает сама.
Но умирая Дарья видит счастливое лето, когда вся семья была в сборе.
Это очень трогательное, печальное произведение, заставляющее задуматься о тяжести крестьянской жизни в те далёкие времена.
Автору удалось показать реальную жизнь простых людей.
Описать их надежды и переживания.
Он так ярко показал их горе, словно сам присутствовал при этом погребении.
Поэт воспевает в произведении силу духа русской женщины, для которой нет ничего невозможного.
Он утверждает, что именно на женщинах всё держится.
Мне очень жаль главную героиню, которая замёрзла в лесу.
Теперь её детей ждёт ещё более страшная судьба.
Ведь позаботиться о них будет некому.
Это настоящая трагедия обычной семьи.
Я всем советую прочитать эту поэму и подумать о том, что и сейчас многие люди живут за чертой бедности.
И каждый из нас может хоть чем-то помочь им.
Давайте будем более милосердными и сострадательными к тем, кто нуждается в нашей помощи.
Пословицы к произведению:
- У горькой беды нет сладкой еды.
- Время придёт, и час пробьёт.
- Покорись беде и беда покориться.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным — шапку снимает.
Словарь неизвестных слов:
- Понукать — заставлять что-то делать.
- Дровни — сани без кузова.
- Подклети — избы из старых брёвен.
- Истома — расслабленность.
- Холст — льняная ткань.
- Вериги — железные цепи.
- Холщовая — грубая материя.
- Брага — домашнее пиво.
- Извоз — перевозка на лошадях.
- Веретено — прибор для пряжи.
- Насест — перекладина в курятнике.
- Вожжи — ремни.
- Гогочет — шумно смеётся.
- Плашка — инструмент.
- Схимница — монахиня.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублём подарит!»
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Некрасова:
- «Дедушка Мазай и зайцы»
Библиотека произведений автора пополняется.
Урок
Тема: Лирика Н. Некрасова. Поэма «Мороз, Красный нос». 5кл
Цели: познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.
- Организационный момент.
- Сообщение темы, целей.
- Основная часть.
1. Беседа. Представьте образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.
— Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины).
— Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)
— Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.
2. Чтение отрывка, анализ.
Чтение отрывка из поэмы «Мороз, красный нос» со слов «Есть женщины в русских селениях». Ответы на вопросы:
- Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
- Какими качествами характера обладает Дарья?
- Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
- Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде…»)
3. Повторение.
А) Определение рифмы.
Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)
Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)
Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)
Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.
По будням не любит безделья,
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать. (1 – 3, 2 – 4) перекрестная рифма
В) Найдите в тексте сравнения, эпитеты:
Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит! (сравнение)
Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (эпитеты)
(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)
— Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.
(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)
С) Составление кластера. Создайте образ идеальной русской женщины-крестьянки. (кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины)
Д) Беседа.
Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)
Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья – это часть общего мира.
— Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи.
(Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)
— Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй «Мороза» держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию.
К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.
— Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька)
Вывод: образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный. Образ русской женщины – прекрасен.
Е) Самостоятельная работа с текстом.
Найдите в тексте описание:
• внешней красоты женщины;
• внутреннего мира;
• женщина в работе;
• женщина на отдыхе;
• женщина как хранительница домашнего очага;
• женщина – мать.
Выпишите в тетрадь.
Ж) Создание синквейна:
Пример:
Женщина
Красивая, терпеливая
Любить, восхищаться, любоваться
Достойна уважения
Гордость.
IV. Итог урока:
— Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?
— Какие фразы стали крылатыми?
(В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет, спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет).
V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» наизусть.