Некрасов поэт и гражданин сочинение

Сочинение: Н. А. НЕКРАСОВ "Поэт и гражданин" Роль поэта и поэзии

Став поэтом крестьянской революции, Некрасов внес «новое слово» в русскую поэзию. Он не только продолжил, но и развил традиции гражданского служения поэзии, вос­кресил ее боевой, призывающий к активной борьбе дух. Определенным и четким выражением гражданской пози­ции Некрасова является его стихотворение «Поэт и граж­данин».

Читая первую часть стихотворения, мы видим, что она носит бытовой характер. Разговор происходит в доме По­эта и пока что состоит из коротких фраз и реплик. Из беседы видно, что Гражданин хорошо понимает ситуацию общественной жизни:

В ком чувство долга не остыло.

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…
[sms]

Он верит в Поэта, требует от него активных действий:

Проснись: громи пороки смело…

Однако Поэту не нужны неприятности и он уверен, что будь он «немного поумней», то вообще «пера бы не взял в руки!»

Спор между Поэтом и Гражданином — это идейный спор о жизненной позиции не только поэта, но и любого человека.

Совсем другой характер носит вторая часть стихотво­рения. Можно заметить, что длинные диалоги персонажей наполнены глубоким смыслом. Гражданин четко понима­ет роль поэзии в данное время, хорошо осознает смысл жизни и деятельности настоящего гражданина. Он срав­нивает современную жизнь общества с ночью,

…которую теперь

Мы доживаем боязливо,

Когда свободно рыщет зверь,

А человек бредет пугливо…

Это время затишья, когда все спрятались по углам, все бездействуют, даже «гроза молчит» и ветер «едва колеблет паруса».

Гражданин сожалеет, что слишком мало в стране «дос­тойных граждан»:

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Восстав против богатых, лживых, хитрых, себялюбивых людей с ленивой и пугливой душой, Гражданин призывает Поэта обратить сердце к «могучему идеалу»:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Решительно отвергая логику «богатых словом, делом бедных», Гражданин призывает Поэта:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви…

Даже гибель «за убежденье, за любовь» не страшна, по­скольку жизнь будет прожита «не даром».

Считая, что задача Поэта — осветить путь народа, а не «ленивцев уши услаждать и бури грохот заглушать», Граж­данин верит в его высокое предназначение:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Яркий образ Гражданина встает перед нами в этой час­ти стихотворения. Он — настоящий патриот, борец за сча­стье народа, революционер и мыслитель одновременно.

Третья часть — заключительный монолог Поэта, в ко­торой раскрывается весь драматизм его судьбы в услови­ях угнетения, отсутствия свободы. Поэт вспоминает время, когда он «честно ненавидел» и «честно любил», но его твор­чество назвали «черной клеветой», и ему

Пришлось сложить смиренно руки

Иль поплатиться головой…

И Поэт внутренне погибает, переставая быть граждани­ном, «сын больной больного века». Но он прекрасно пони­мает, что его Муза может вернуться, воскреснуть только тогда, когда он снова посвятит свое творчество служению отчизне. [/sms]

Произведение освещает две стороны одной проблемы: с одной стороны, это высокие чувства и мысли Гражданина, с другой,  раскрытие сущности человека, отступившего от долга, от служения отчизне и народу. Здесь отражена ду­ховная жизнь, идеи, чувства Поэта.

Я думаю, что назначение Поэта — обращать свое искусство к тем, кому оно может помочь и спасти, осве­щать путь ищущим. Именно тогда Поэт станет Гражда­нином, и его творчество будет не только актуальным, но и бессмертным.[/sms]

Для литературы второй половины XIX в. особенно характерно было обращение к актуальным проблемам общественной жизни, вызванным отменой крепостного права и развитием революционно-демократического движения в России. Великие русские писатели в своем творчестве отражали многообразные противоречия современной жизни, обращались к изображению судьбы русского народа. Истоки творчества Н. А. Некрасова следует искать в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, в прозе Н. В. Гоголя. Именно эти литераторы призывали «глаголом жечь сердца людей», призывали к действиям, порицали абстрактное отношение к действительности.
После отмены крепостного права, мало что изменившей в жизни крестьян, Некрасов,, сочувствуя^ своему народу, стал настоящим «народным заступником», защитником угнетенных. 

Каждый поэт в своем творчестве рано или поздно пытается разрешить вопрос о роли поэта в обществе. Своеобразным манифестом стало стихотворение Некрасова «Поэт и Гражданин».Служение Родине и народу Н. А. Некрасов считает главной задачей поэзии. 

Стихотворение это появилось в момент острой борьбы между поэтами-демократами и сторонниками теории «чистого искусства». Возможно, поэтому Некрасов избрал для своего стихотворения форму острого диалога. Оно построено на противопоставлении позиций двух людей: Поэта и Гражданина. Страстная гражданственность сталкивается с безучастным равнодушием поэта, прошедшего сложный творческий путь. Он объективно относился к действительности, не боялся показать ее «темные стороны»: Без отвращения, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил. Не повторю, что я там видел... Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил.

Но поэт изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки». Его поэзия, его гражданские чувства померкли и растворились.

Гражданское звучание поэзии становится особенно очевидным в текущий исторический момент. А теперь обстановка только оставляет желать лучшего: жизнь соотносится с беспросветной ночью, в которой:
Мы доживаем боязливо, Когда свободно рыщет зверь, А человек бредет пугливо...

Гражданин бросает в адрес Поэта обвинение в том, что тот своей поэзией уводит человека от действительности, заставляет его сосредоточиться только на внутреннем мире, своих личных ощущениях. С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...

Он предостерегает Поэта от ухода в мир бездействия и праздности, от пустословия и безыдейности. Поэт должен встать выше «чистого искусства», посвятить свое творчество только созидающим, угнетенным народам. Поэзия, считает он, только тогда приобретает значимость, когда служит не узкому кругу, а миллионам людей, в сознании которых живо стремление к идеалам красоты и веры. Будь гражданин! служа искусству. Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви.

Беда современного общества в том, что в нем на самом деле очень мало «достойных граждан». Ах! будет с нас купцов, кадетов, Мещан, чиновников, дворян, Довольно даже нам поэтов, Но нужно, нужно нам граждан!

Поэт, по мнению Гражданина, — это человек, принимающий боль простого русскою народа за свою собственную:
Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей.




 



Со страниц стихотворения звучит его страстный призыв. Именно активная жизненная позиция и отличает Гражданина от Поэта, по мнению автора.
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, Меткость, сила, Тому теперь не должно спать...

В свое время Поэт был очень активным пропагандистом новых идей, просвещения народа, но его творчество вызывало раздражение у представителей помещичьего класса, его обвинили в клевете, и он сложил свое оружие. Интересно, что в данном контексте Н. А. Некрасов заставляет Поэта оправдываться перед Гражданином.
Пришлось сложить смиренно руки Иль поплатиться головой...

Стихотворение создавалось в годы общественного подъема, когда писатели и поэты-демократы призывали общество к борьбе за освобождение народа. Именно об этом и говорит второй герой стихотворения — Гражданин:
Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило...

Гражданин обращается к Поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам Н.А.Некрасова:	
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой... 

Главная проблема Поэта заключается в том, чтобы указать народным массам правильный путь развития и правду жизни. Гражданин считает роль Поэта в обществе высоконравственной и подвижнической:
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Главным же, определяющим смыслом жизни и творчества литератора является служение не единицам, а миллионам, посвящение своей жизни чаяниям народным. В этой связи даже гибель Поэта воспринимается как высокий нравственный подвиг, потому что «идти, в огонь за честь отчизны...» считается честью.	

Монологи Гражданина перекликаются с вольнолюбивыми стихами А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, с пафосом революционной поэзии декабристов: «избранник неба», «вещие струны», «животворные лучи», «тяжелый жребий». Поэт и Гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, проповедует высокие идеалы, а поэт говорит обычными словами. Возможно, призыв и слова Гражданина пробудили в душе Поэта умолкнувшие струны. Раскаяние и скорбь сменяют насмешку и безразличие. Меняется и лексика: «долг священный человека», «песен дар необычайный». Мы слышим здесь уже голос истинного поэта.

В стихотворении поднимается извечный вопрос о поэзии и гражданственности, на который Н. А. Некрасов ответил всеобъемлющими словами: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Смысл этой фразы заключается в обращении, призыве к гражданственности каждого, ко всем людям. Поэтому стихотворение «Поэт и Гражданин» явилось в свое время манифестом демократического искусства.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Стихотворение Н А Некрасова «Поэт и Гражданин» (восприятие трактовка оценка). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинение на тему: “Некрасов – настоящий гражданин.”

Творчество Н. А. Некрасова наполнено любовью к своей родине и искренними переживаниями за судьбу народа. Именно этот поэт показал действительность крестьянской жизни, все тяготы и невзгоды. Главной целью поэта являлось изменение страны в лучшую сторону.

Он призывал народ действовать, чтобы вернуть страну к справедливому мироустройству. Огромная сила воспламеняла сердца тех, на кого воздействовал Некрасов.
Даже, несмотря на тяжелую болезнь, поэт не переставал добиваться своего, он разжигал огонь любви и негодованья, создав цикл стихов о народе, пронизанный болью и горечью. Даже в описании природы у Некрасова отражается политическое настроение в стране. В каждом пейзаже видна бесконечная любовь к русской, родной природе и народу.

В каждом некрасовском стихотворении можно увидеть “настоящую” Россию: деревни, с бедными людьми, разграбленные помещиками избы, жизнь народа, смирившегося со своей долей, так как он бессилен перед лицом власти.
Некрасов любил свою родину и всячески призывал народ действовать, менять старые устои, совершать ее изменение в лучшую сторону. Поэт уважал и преклонялся перед людьми, которые не боялись и гибли за русский народ, которые готовы были пожертвовать своей жизнью за свободу других. Об этом автора пишет в поэме “Мороз Красный нос”.

Здесь описывается мощь и возможность русского народа. Декабристы-герои и их жены, восхищение смелостью и храбростью людей, вот основные образы некрасовской поэмы.
Рабочая тема также прослеживается в произведениях Некрасова, он воспевает трудолюбивых и работящих людей. Самое важное, что Некрасов пишет не о труде, как о непосильной работе, а о труде, как о занятии, которое в радость людям.
Поэт на себе испытал, каково это жить в бедноте, поэтому, яростно ненавидел тех, кто угнетает рабочий народ и эксплуатирует людей.
Федор Михайлович Достоевский сказал: “Он неудержимо примыкал, в иных великих стихотворениях своих, к самой сути народной. В этом смысле это был народный поэт”. Действительно, главной темой произведений Некрасова были раздумья о судьбе народа, переживания и надежды на лучшее.
Некрасов – поэт великий, он открыл Россию для читателя с другой стороны, показал истинную жизнь крепостного народа, все тяготы его жизни.

Loading…

Сочинение на тему: “Некрасов – настоящий гражданин.”

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (восприятие, истолкование, оценка)

    Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

    Конец 1850-1860 годов – время идейной и художественной зрелости Некрасова, когда он сблизился с революционной демократией. В 1856 году вышла книга его стихотворений, имевшая огромный успех. Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», которое стало поэтическим манифестом нового демократического, революционного направления в литературе. В «Поэте и гражданине» провозглашалась общественная, идейная направленность поэзии, утверждалось ее активное участие в общественной жизни. Таким образом, оно посвящено вечной теме назначении поэта и поэзии.

    Некрасов развил в своем стихотворении понимание политической направленности поэзии, которое разделяли декабристы. В известных словах Гражданина – «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» — повторялось декабристское понимание роли поэта, сжато и энергично выраженное стихом Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

    Стихотворение написано в форме диалога – спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать. Перифраз «избранник неба» приобретает в данном контексте символическое значение:

    А ты, поэт, избранник неба,

    Глашатай истин вековых,

    Не верь, что неимущий хлеба

    Не стоит вещих струн твоих.

    Таким образом, автор призывает творцов освещать жизнь всех людей, а не только властьимущих. Назначение поэзии — в обнажении пороков общества, их исправление:

    Будь гражданин! Служа искусству,

    Для блага ближнего живи,

    Свой гений подчиняя чувству

    Всеобнимающей Любви…

     Стихотворный размер, которым написан «Поэт и гражданин» — ямб, что приводит к жесткой интонации прочтения. Этого и добивался автор. Тема, заявленная в заглавии, требует серьёзного подхода.

    Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:

    Иди в огонь за честь отчизны.

    За убежденье, за любовь…

    Иди и гибни безупречно.

    Умрешь не даром: дело прочно.

    Когда под ним струится кровь…

    Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли горячий отклик в сердцах передовой молодежи России.

    Стихотворение — драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

    Произведение пропитано гражданским чувством. В нем Некрасов ставит знак равенства между двумя словами-понятиями (поэт, гражданин), призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа:

    С твоим талантом стыдно спать.

    Еще стыдней в годину горя

    Красу долин, небес и моря

    И ласки милой воспевать…

    Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

    Поэтом можешь ты не быть

    Но гражданином быть обязан.

    А что такое гражданин?

    Отечества достойный сын.

    Это человек, который ответственен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее «язвы», как свои собственные.

    Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений. Чувства лирического героя в стихотворении изменяются от иронии по отношению к гражданину, от чувства превосходства над ним к обиде на самого себя. Затем — к ощущению необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее, в последнем монологе, к угрюмому озлоблению. Движение чувства у гражданина происходит от требования «громить пороки смело», «обличать зло» к пониманию необходимой и активной борьбы. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по
разным произведениям Некрасова:

  • Критические статьи

Николай Алексеевич Некрасов вошел в ис­торию русской литературы как поэт-реа­лист, рисующий правдивые картины рус­ской действительности, и как выдающийся журналист. Ведь его имя ассоциируется с названиями популярнейших журналов про­шлого столетия: «Современник» и «Отечест­венные записки». Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина {«Несжатая полоса», поэма «Мороз, Красный нос», «Размышления у па­радного подъезда»), о трудовой и беспро­светной жизни городской бедноты (цикл «О погоде», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день, часу в ше­стом…»), стихи, посвященные А. Я. Панае­вой («Мы с тобой бестолковые люди», «Если мучимый страстью мятежной», «О, письма женщины нам милой») и многие другие про­изведения.

Произведения Некрасова впервые в рус­ской поэзии резко и прямо раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее пе­чалью и нищетой и «несжатую полосу» крес­тьянина, которому «моченьки нет». В произ­ведениях нашли отклик страдания простого человека.

Некрасов остро ставит вопрос о предназна­чении поэта и поэзии, их роли в жизни обще­ства. Кюхельбекер первым до Пушкина и Лер­монтова назвал поэта «пророком». Положение пророка обязывало поэта стоять над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и спра­ведливости, не обращая внимания на напад­ки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего «Пророка», сходного по духу с кюхель-бекеровсжим. Глас бога взывает к поэту: «Вос­стань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».

Некрасов — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тер­нист, потому что поэт проходит его с караю­щей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Но его позиция («Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной») — есть позиция поэта-гражданина. Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотворе­нии «Поэт и гражданин» (1856), написанном в форме диалога. В нем ведется полемика с широко распространенными в то время взглядами на искусство как на нечто возвы­шенное, чуждое земным страданиям:

Мы рождены для  вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Главная мысль, которая утверждается Не­красовым в этом споре, звучит как лозунг, как призыв: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эта тема зву­чит и в стихотворении «Элегия», которое прямо начинается строками:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна —

Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворения Некрасова имели огром­ный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах поэт выносил обличительный приго­вор самодержавию, высказывал любовь к народу и выражал светлую веру в прекрас­ное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века, В это «трудное и лихое» время его муза заговори­ла «бойким» языком. Н. Г. Чернышевский о нем писал: «Вы теперь лучшая — можно ска­зать, единственная прекрасная надежда на­шей литературы».

Родине и народу посвящены многие сти­хотворения поэта. Еще в ранний период творчества «родина», «земля» стали для Не­красова всепоглощающей темой. Трудно себе представить какое-нибудь стихотво­рение поэта, в котором не было бы русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» — воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься хотя бы на короткое время «от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Некрасов благоговел перед Родиной; он с любовью изображал деревню, крестьянские избы, русский пей­заж: «Опять она, родимая сторона, с ее зе­леным благодатным летом…» Из той пла­менной любви к Родине, к ее великому на­роду и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье. «Да, не робел за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ…» Некра­сов угадывал великую роль России: «Пока­жет Русь, что есть в ней люди, что есть гря­дущее у ней…» Поэт посылает проклятье угнетателям народа — «владельцам рос­кошных палат».

В стихотворении «Сеятелям» Некрасов призывает молодежь сеять «разумное, доб­рое, вечное», так как семена разума, про­свещения обязательно дадут всходы, за ко­торые «спасибо вам скажет сердечное рус­ский народ».

Идеал поэта, борца за свободу рисует Не­красов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Прототипом Гриши Добросклонова являет­ся, безусловно, Добролюбов, о котором Не­красов в стихотворении, посвященном тре­тьей годовщине его смерти, сказал:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасо­ва. Некрасов был певцом народа-пахаря и лю­бовно изображал крестьянина, идущего за со­хой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слы­шал, как стоном» стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тя­нет он свою лямку. Поэт сочувствует порабо­щенному народу: «Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал». Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности.

«Забытая деревня» — это название отно­сится не только к одной деревни, но и ко всей стране, в которой таким «забытым» де­ревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме «Кому на Руси жить хоро­шо», они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

В произведениях Некрасова часто встре­чаются размышления о Музе, которая вдох­новляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день, часу в шес­том…», «Угомонись, моя Муза задорная!», «О, Муза! Я у двери гроба» и другие). Причем перед нами возникает не образ прекрасной женщины, богини, а образ страдающей кре­стьянки:

Вчерашний день,  часу в шестом,

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку  молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гпяди!

Сестра твоя родная!»

Эта «кнутом иссеченная Муза», «Муза мес­ти и печали» проходит через все творчество поэта.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в ней также и размах русской натуры, зовущей на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь отчизны, за убежде­нья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Ум­решь недаром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»

Некрасов был действительно народным поэтом, поэтом-гражданином. Об этом сви­детельствует то, что многие его стихи поло­жены на музыку и стали песнями, романса­ми («Коробейники», романс о разбойнике Кудеяре).

В заключение хотелось бы сказать еще раз о поэтическом завещании поэта — об «Эле­гии», тема которой сопоставима, пожалуй, с «Памятником» А. С. Пушкина. Это тема по­смертной славы:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

И действительно, имя поэта прочно вошло в анналы русской поэзии и навсегда оста­нется в сердце и памяти народной.

Н.А. Некрасов как поэт — гражданин России

ИШИМБАЙСКИЙ НЕФТЯНОЙ КОЛЛЕДЖ

Бурение нефтяных и газовых скважин

Реферат по литературе.

Н.А. Некрасов как поэт – гражданин России.

Выполнил: Каримов

Ринат Бариевич

Проверил:

Ишимбай

2001 г.

ПЛАН

1. Детские годы. Гимназия. (1821-1838г.)

2. Петербург. Начало литературной деятельности.

3. Содружество с Белинским. Начало «Современника»

4. Творчество Некрасова в 1850-е годы.

5. «Ты и убогая,

Ты и обильная

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

– Матушка Русь!»

По поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

6. Болезнь и смерть.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Якушин Н.И. Жизнь и творчество Н.А. Некрасова – М, 1981 г.

2. Луговая И.В. Некрасов . Лирика – М., 2000 г.

3. Жданов В Некрасов – М., 1971 г

4. Некрасов Н.А. «Комму на Руси жить хорошо. Поэма – М., 1968 г.

5. Скатов Н.Н. Некрасов –М., 1994 г.

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как
великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной
жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант
отдавший служению народу. С полным основание поэт в конце своей жизни
мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему «.

Своеобразием поэзии Некрасова было то, что она всегда теснейшим
образом связывалась с освободительным движением и с развитием революционно-
демократической идеологии в России. Великий поэт постоянно находился в
центре общественного и литературного движения своего времени и вместе со
своими друзьями и соратниками В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским и Н.А.
Добролюбовым последовательно выступал против самодержавия и
крепостничества.

Долгое время родиной Некрасова Называли село Грешнево Ярославского
уезда, хотя сам поэт в своих «Автобиографических записях» писал, что
родился он «в каком-то…. местечке Подольской губернии». Действительно
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в
местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где
был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло
детство будущего поэта. детские годы оставили глубокий след в сознании
Некрасова. здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни
народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества:
бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства. И поэтому
позднее, когда Некрасов снова и снова возвращался в Грешнево, его каждый
раз охватывали противоречивые чувства. С одной стороны, чувство
беспредельной любви к родному краю («Спасибо, сторона родная, за твой
врачующий простор»), а с другой стороны — его постоянно преследовали
воспоминания о подневольной жизни крепостных крестьян, о мрачном
помещичьем доме, в котором беспредельно господствовал отец-самодур и
подвергалась унижениям и оскорблениям его горячо любимая мать.

Вот почему много лет спустя, поэт с такой горечью писал о своем
детстве:

Нет! в юности моей мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что, жизнь молю опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

(«Родина»)

Невдалеке от Грешнева протекала река Волга. Вместе со своими
деревенскими друзьями Некрасов часто бывал на волжском берегу. Целые дни
проводил он здесь, помогал рыбакам, бродил с ружьем по островам и часами
любовался вольными просторами великой реки:

О Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Но однажды мальчик был потрясен открывшейся перед его глазами
картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа
изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу). А
над нею как будто повисла тоскливая, похожая на стон песня:

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик –

И сердце дрогнуло во мне.

(«На Волге»)

Зрелище горя и неимоверных страданий народа заставили Некрасова по-
иному взглянуть вокруг, навело на мысль о социальной несправедливости, об
ужасах подневольного рабского труда:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

Н а берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

(«На Волге»)

Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам
говорил, «писать стихи начал с семи лет». Но до поступления в гимназию
писал стихи от случая к случаю. И конечно же это были слабые, наивные
попытки срифмовать несколько строк

Четыре года обучения в гимназии мало что дали, а в последний , 1837
год, Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под
предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии.

В 1838 году Некрасов принимает решение поступить в Петербургский
университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на
поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он
твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием».

В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к
жандармскому генералу Д.П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы
юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой
оставить без материальной поддержки, которая была и выполнена.

Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский
писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через
который прошел молодой Некрасов в свои первые Петербургские годы;
пожалуй, даже Горький не побывал на таком «дне». Он оказался без единой
точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.

Некрасов сошелся с преподавателем Инженерного училища Н.Ф.
Фермором, а тот познакомил начинающего поэта с Н. Полевым, редактором
журнала «Сын отечества»; в результате в октябрьском номере журнала за 1838
год было напечатано стихотворение «Мысль». Всего в концет1838 – начале 1839
г. в различных журналах было напечатано шесть стихотворений Некрасова.
которые вошли в его первый стихотворный сборник «Мечты и звуки». В 1840
г. он издается под инициалами «Н.Н.» по совету В.А. Жуковского,
предупреждавшего молодого поэта: «Впоследствии вы напишете лучше и вам
будет стыдно за эти стихи».

И действительно первый сборник Некрасова не пользовался спросом.
Раздосадованный автор скупил и уничтожил большую часть тиража. В.Г.
Белинский в своей рецензии так отозвался о книге: Вы видите по его
(Некрасова) стихотворениям, что в нем есть Душа и есть чувство, но и в то
же время видите, что они остались в авторе, а в стихи перешли
только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость и… скука»

Между тем мечтам об окончании университета не суждено было сбыться.
На факультет восточных языков поступить не удается, на юридический также.
Дело ограничивается вольным слушанием лекций по философскому факультету.
Перебиваясь случайными литературными заработками, Некрасов буквально
нищенствует. «Ровно три года, — рассказывал он позднее, — я чувствовал себя
постоянно, каждый день голодным».

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни
Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому
времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и
его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер.
Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он
угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию
его таланта. Великий критик приобщал Некрасова к интересам, которыми жила в те годы лучшая часть русской интеллигенции, помог ему стать передовым
и просвещенным деятелем. «Белинский видел во мне, _ вспоминал Некрасов, _
богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот
около этого то и держались его беседы со мною… имевшие для меня
значение поучения.»

Некрасова многое роднило с великим критиком. В своих
многочисленных критических статьях и рецензиях, печатавшихся на страницах
газет и журналов того времени, Некрасов, как и Белинский, выступал против
литературы, стоявшей на страже существующих порядков, и приветствовал
появление произведений, героями которых становились «нередко люди, которых
привычки грубы, страдания обыкновенны до пошлости, страсти
неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного,
скорей много отталкивающего». Но теперь в результате постоянного общения с
Белинским, продолжительных бесед с ним по самым различным вопросам – от
литературных до общественно-политических – взгляды Некрасова приобрели
определенную стройность и цельность. Он окончательно переходит на позиции
реализма и становится убежденным демократом и страстным пропагандистом
идей «натуральной школы». Позднее Некрасов так говорил о благотворном
влиянии Белинского на формирование своих взглядов:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве , о свободе…

(«Медвежья охота»)

По словам Ф.М. Достоевского Некрасов «благоговел перед Белинским и ,
кажется, всех больше любил его за свою жизнь».

Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке
Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого
находили свое отражение важнейшие принципы «натуральной школы» : интерес
к жизни простого народа – и в первую очередь трудового крестьянства и
городских низов, — ненависть к крепостному праву, ко всякого рода
бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.

Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской
жизни: о судьбе «мужика- вахлака», который осмелился полюбить дворянскую
дочь («Огородник»), о бедняке которому уготована одна дорога – «К кабаку»
(«Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской
женщины («Тройка»). Одновременно поэт с гневом пишет и чиновнике, который
ради карьеры не гнушается никакими средствами и доползет ужом «до хорошего
местечка», купит дом и схватит нужный «крупный чин» («Колыбельная
песня»), об алчном и лицемерном буржуа-накопителе («Современная ода»).

В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова
как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал,
что прошло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов,
объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и
художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую
существенную помощь Белинский. В 1844 – 1845 годах Некрасов выпустил два
тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году «Петербургский
сборник».

Альманахи, подготовленные Некрасовым, открыли русскому читателю
неведомые ранее стороны российской действительности, познакомили с новыми,
почти не встречавшимися в литературе героями (дворники, прачки, шарманщики
и др.), обострили внимание к социальным вопросам. Кроме того, некрасовские
альманахи дали возможность представителям «натуральной школы», лучшим
писателям гоголевского направления выступить единым фронтом, заявить о себе
как о главной, ведущей силе в русской литературе.

Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» были
тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в
лице Белинского.

Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное
предприятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать,
по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной
мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с
крепостничеством, с основанием самодержавного строя и с реакционной
литературой. С помощью друзей поэт вместе мс писателем И.И. Панаевым в
конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А.С.
Пушкиным.

Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе
1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного
значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за
освобождение крестьян и возглавлявший борьбу лучших сил передовой русской интеллигенции против мерзостей «гнусной российской действительности»
(В.Г. Белинский). Направление «Современника» было охарактеризовано
Белинским в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года»,
опубликованной уже в первом номере некрасовского журнала . В ней
говорилось: «Если бы нас спросили, в чем состоит отличительный характер
современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном
сближении с жизнью, с действительностью…»

В 1850-е годы Некрасов поставил перед собой задачу сделать
«Современник» органом борьбы за социальные преобразования в России,
превратить его в трибуну революционного демократизма. Великой заслугой
Некрасова было то, что пригласил сотрудничать в «Современник» выдающихся
деятелей революционной демократии Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.
Их деятельность стала во многом определять общественно-политическое и
литературное лицо журнала и помогла Некрасову сделать «Современник» лучшим
печатным органом России..

Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с
каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого
изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что
ему пора подвести итоги своего творческого пути.. С этой целью он
предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие
произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год и наиболее полно
отобразившие характерные особенности его поэтической музы.

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года. Его
появление стало важным общественным и литературным событием. Впервые
после многих лет поэт получил возможность открыто рассказать обществу о
тяжких страданиях народа, об эгоизме и жестокости представителей правящих
классов.

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все
издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по
словам Тургенева, «небывало со времени Пушкина».

К созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов приступил в
1863 году и работал над ней до конца своей жизни. Героем этой поэмы
является народ, все многомиллионное «мужицкое царство». Некрасов показал
убогость жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят об
этом:

Мы мужики степенные,

Из временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухино,

Неурожайка тож.

Некрасов показал двуликость народной России. Одно лицо – это
забитое, нищее, голодное привыкшее ко всем невзгодам, убогое лицо.
Некрасов не восхищается им, а наоборот, осуждает. Но другое лицо России
совсем иное. Народ внутренне и духовно богат. Его не убить н, не
закабалить. Он хозяин своей земли. Посмотрим, кого же Некрасов относит к
первому, а кого ко второму лицам.

Первое лицо России показывает, что Россия убогая и забитая, так же
как убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки. Это люди привыкшие жить
под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. И среди них были
и такие, в ком яд крепостничества убил даже саму мысль о возможности
иной, человеческой жизни. Вот с каким умилением вспоминает об
издевательствах своего хозяина лакей князя Утятина Ипат:

Приехал в отпуск князюшка,

И, погулявши, выкупал,

Меня раба последнего,

Зимою в проруби!

Да так чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе

В другую мигом вытянет –

И водки поднесет.

Он для себя просто не мыслит другой жизни:

Я князей Утятиных холоп –

-И весь тут сказ!

Совершенно убито человеческое достоинство и в лакее князя
Переметьева. Он считает себя счастливым , и с гордостью рассказывает о
своей былой «счастливой жизни»:

У князя Переметьева

Я был любимый раб….

За столом у светлейшего

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал

Напитки иностранные

Из рюмок допивал.

Он считал себя счастливым даже потому, что болен господской
болезнью:

Болезнью благородною,

Какая только водится

У первых лиц в империи,

Я болен , мужичье!

Па-да-грой именуется!

Меткую характеристику дал В. И. Ленин таким людям :»Раб, у
которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской
жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам».

Но не эти холопы составляют основную массу крестьянства, есть
истинно русские мужики, которые стремятся вырваться на волю,
освободиться от барского гнета. Не выдерживает издевательства барина
«холоп примерный – Яков верный». Он всю свою жизнь посвятил только тому,
что своего «барина холил, берег, ублажал». Но он терпел и холил барина до
поры до времени. Когда барин сдал в солдаты любимого племянника Якова,
позарившись на его невесту, Яков не выдерживает и мстит барину своей же
собственной смертью. Пусть эта месть пассивна, но в ней все же звучит
протест. Даже среди темных вахлаков, которые ради обещанных лугов
согласились продлить свое рабство, нашелся человек, не согласившийся
играть комедию. Это был Агап Петров. В нем пробудилось чувство
собственного достоинства, и это заставило бросить в лицо князю Утятину
гневные слова:

…..по милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка, и кончен бал!

В его словах слышится явный протест.

Пробуждающееся сознание крестьянских масс особенно ярко отражено в
образе Якима Нагого. Из его прошлого мы узнаем, что он бывал в
Петербурге, сидел в тюрьме за то, что не поладил с одним купцом. И поэтому
Яким и мыслит шире, и оценки его трезвее, решительнее, острее. Яким Нагой
произносит страстную речь в защиту мужика. Он говорит, что мужик – это
настоящий богатырь, кормящий и одевающий всю Россию и влачащий жалкое
существование в голоде, нищете, нужде. Он отлично понимает, что в душе
русского мужика накопилось достаточно ненависти и гнева, чтобы проявить
открытый протест и начать революционную бурю:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна, — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям…

Но Яким видит, что не понимают еще крестьяне, каким путем нужно
добиваться лучшей жизни, и с глубокой болью в сердце говорит, что
«..все вином кончается». Яким без боязни указывает на виновников
страданий народа это:

…три дольщика

Бог, царь и господин!

Яким Ногой поборол в себе страх, перед властью царизма. Все эти
люди характеризуют народную Россию с одной стороны. Но какие же люди
относятся к другой группе людей. Одним из них был Ермил Гирин. Он был
борцом за счастье народное. Ермил Гирин был очень справедливым и честным
человеком, за что его уважал и любил народ. Однажды произошел с ним такой
случай. Ермил Гирин арендовал мельницу, которую хотел прибрать к рукам
некий купец Алтынников. Идя навстречу купцу, суд решил продать мельницу
тому, кто больше даст за нее денег. Но когда Алтынников не устоял, суд
стал требовать, чтобы Гирин уплатил тысячу рублей. У него не было таких
денег, и тогда он пошел на базар и попросил крестьян помочь ему. Крестьяне
все до одного отдали ему деньги, которые они имели при себе. И это
говорит о том, что борьба за свое лучшее существование возможна лишь
в том случае, когда крестьянские массы объединятся и будут вести
совместную борьбу. Но Ермил попал в острог. Как же это случилось? Когда
бунтовала «испуганной губернии, уезда Недыханьева деревня Столбняки»,
усмотрители бунта, зная , что народ послушает Ермилу, послали его для
усмирения восставших крестьян. Но, видно, не о смирении говорил крестьянам
их заступник.

В поэме также ярко показан образ женщины-крестьянки Матрены
Тимофеевны Корчагиной. Тяжела была судьба крестьянина, но еще тяжелее, еще
бесправней была судьба русской крестьянки. В семье она была самой
забитой, самой бесправной рабой своего мужа, своей свекрови. Сколько
человеческих страданий видим мы в жизни крестьянки Матрены!

Нет косточки не ломаной,

Нет жилочки не тянутой, —
говорит она сома о себе . жизнь ее составляла сплошные страдания. Тяжкий подневольный труд и несправедливое отношение, глухое равнодушие
окружающих, вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот
все что она видела в семье своего мужа. А ее зовут счастливой, но тогда
каково же другим? Но Матрена Тимофеевна сумела отстоять свое человеческое достоинство даже в условиях разнузданного произвола и рабства.
В центре поэмы Некрасов поставил Савелия – «богатыря святорусского»,
человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. Не
смирился со своей судьбой Савелий, не согласился терпеть издевательства
управителя Фогеля и вместе со своим товарищем «кончил» ненавистного
угнетателя. За это убийство Савелий провел двадцать лет на каторге,
двадцать на поселении, и все равно не смирился. По его убеждению миллионы
крестьян являются богатырями, но их богатырская мощь уходит в
бесконечное терпение. Савелий видит причины зла, но уже не верит в божью
помощь и доброго царя: » высоко бог, далеко царь» В нем пробудилось
сознание, что не смирением, а топором надо добывать волю. Многое испытал
на своем веку Савелий: плети Шалашникова и тюрьму, каторгу Фогеля и
каторгу в Сибирских рудниках, голод и нищету. Но не сломался н, не стал
рабом. «Клейменый, да не раб!» – с гордостью говорит он.

Ему судьба готовила

Путь славный , имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Но это его не останавливает, он верит в то, что после тяжелой
борьбы наступит час освобождения, счастливое время:

В минуты унынья , о родина – мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь , я знаю.

В своей песне «Русь» Гриша выражает веру, что весь народ
поднимется на борьбу за свое освобождение:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Гриша Добросклонов – это истинный счастливец, потому что он борется
за освобождение народа, и только в том видит смысл своей жизни. Вот
почему в конце поэмы говорится:

Быть бы нашим странником

Под родною крышею,

Если б знать могли они,

Что творилось с Гришею.

Значит, если появляются такие люди – бунтари среди крестьянства,
то скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

В середине 1870-х годов Некрасов заболел.

Сборник «Последние песни» – это поэтическое завещание, в котором
Некрасов как бы подводит итог своей жизни. Поэт понимал, что дни его
сочтены, что ему не удастся увидеть новую жизнь, о которой так страстно
мечтал.

Порой в стихах Некрасова звучат поистине трагические ноты:

Я настолько же чуждым народ4у

Умираю, как жить начинал.

Но жизнь показала, что Некрасов в данном случае ошибся. Поэт
никогда не был чуждым народу, а народ никогда не забывал о нем.

В начале февраля 1877 года на квартиру поэта пришли три студента
и от имени учащихся ряда учебных заведений вручили Некрасову адрес, под
которым стояло 395 подписей. В адресе выражалось глубокое уважение к
поэту- гражданину и преклонение перед его творчеством . Студенты писали:
«Из уст в уста, передовая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени
и вручим его исцеленному и прозревшему народу, чтобы знал он и того, чьих
много семян упало на почву народного счастья. Знай же, что ты не одинок,
что взлелеет и взрастит семена эти всей своей душой тебя любящая
учащаяся молодежь русская».

Вечером 27 декабря 1877 года ( 8 января 1878 года про новому стилю)
Некрасов скончался.

Над могилой поэта выступили с речами много знавший поэта В.А.
Панаев, писатели П.В. Засодимский, Ф.М. Достоевский. Все они говорили о
подвиг поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению
идеалам добра и счастья народа.

  • Некрасов певец печальной женской доли сочинение
  • Некрасов певец народа в поэме кому на руси жить хорошо сочинение
  • Некого любить как пишется
  • Некрасов краткое содержание рассказа железная дорога
  • Некого винить как пишется слитно или раздельно