Некрасов рассказ об охотнике который пожалел животных


11

Н.А.Некрасов написал новое стихотворение! Об охотнике ,который пожалел животных. Как называеться произведение? А)Записки охотни

Н.А.Некрасов написал новое стихотворение! Об охотнике ,который пожалел животных. Как называеться произведение?
А)Записки охотника
Б) маугли
В)дед Мазай и зайцы
Г)выстрел
Д)зайчьи лапы

1 ответ:



0



0

Ответ:

Стихотворение Дед Мазай и зайцы

Объяснение:

Интересное стихотворение про Дедушку Мазая, который проявил благородство и заботу, спасши зайцев, которые попали в трудную ситуацию из за подъема воды. Несмотря на то, что дед Мазай  был охотником, он пришел на выручку зайцам, посадил в свою лодку и довез до суши. А самых слабых и обессилевших зайцев он накормил, обогрел и тоже выпустил на волю. Но посоветовал им не попадаться ему в охотничий сезон.

Читайте также

Однажды вечером я возвращалась домой от подруги.Мы с ней болтали,учили уроки,сидели в интернете.Вот иду я по улице,темновато,прохожих почти нет.Я подумала,что лучше побежать,чем плестись кое-как,опасаясь не знаю чего.
 Бегу я так потихоньку,бегу… Как вдруг слышу сзади вроде бы кто-то или что-то тоже торопится. Оглядываться не стала,зачем время на это тратить,но скорость увеличила.
 Добежала до своего подъезда,набрала номер своей квартиры на домофоне,вся трясясь от страха.И тут не выдержав,оглянулась!
Смотрю,а рядом стоит такая огромная псина,еле дышит,язык свесив.
Так вот кто со мной соревнование устроил! Оказывается,я быстрее собаки могу бегать!
 А собака посмотрела на меня жалобными глазами и уселась у самых ног.
Потом мои родители отвезли эту собаку к бабушке а деревню.
Так вот и закончилась эта страшная история.

Все листья и трава желтеют, поэтому говорят, что осень — золотая.

Так вел себя Акимыч. Странное поведение)

Рэч добрая, калі новая, а сябар — калі стары. Разам і бяда лягчэй пераносіцца. Разам цесна, а паасобку сумна. Усе за аднаго, адзін за ўсіх. Всяк дом гаспадаром добры. Дзе дружба трывалая, там добра ідуць справы. Для мілага дружка і серёжка з вушка. Добрая жарт сяброўства не бурыць. Сардэчна страціш — ізноў наживёшь, сябра страціш — ужо не вернеш. Добрае братэрства мілей багацця. Сябар — каштоўны скарб, ворагаў ніхто не рады. Адзін неиспытанный, як арэх непасечаны. Сяброўства сяброўствам, а служба службай. Сябруй з тымі, хто лепш цябе самога. Дружна ня грузна, а паасобку хоць кінь. Сябры пазнаю…

Извини, а что делать то?)

  • Краткие содержания
  • Некрасов Н. А.
  • Дедушка Мазай и зайцы

Стихотворение классика русской литературы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», по праву считается одним из его лучших и знаменитых произведений.

Летом автор гостит в Малых Вежах у знакомого охотника. Знакомый его старый дедушка Мазай. Однажды, пережидая на охоте непогоду в старом сарае, старый охотник Мазай рассказывает об охотничьей жизни: как богаты здешние края разной дичью, как красива природа, и припоминает историю про зайцев.

Дедушка сетует на то, что живности тут водилось бы больше, но мужики круглый год её ловят, а весной, во время паводков так просто топят и убивают зайцев.

Однажды Мазай поплыл на лодке за дровами по разлившейся реке. По пути встретился ему островок, на котором сидели, сбившись в кучу мокрые, продрогшие зайцы. Вода быстро прибывала. Мазай пожалел зайцев, взял одного в лодку и остальные разом прыгнули следом. Тут уж паводок накрыл кочку. Поплыл дед с зайцами дальше. По пути встретили зайчишку на пне, взяли и его, попалась и толстая зайчиха, которую дед накрыл своим тулупчиком и тоже взял в лодку.

Пожалел охотник и зайцев, которые, кто сидел, кто стоял, кто лежал на бревне, которое проплывало мимо. Взять в лодку он их не мог, потопили бы. Тогда он зацепил багром бревно и поволок его за лодкой. Бабы и ребятишки завидев процессию, долго потешались над Мазаем, пока проплывал он с зайцами через деревню. Проплыв деревню, очутились они на реке. И тут зайцы словно взбесились – стали становиться на задние лапки, раскачивать лодку и мешать грести Мазаю. Зайцы учуяли землю.

Только причалил дед к берегу и зайцы бросились врассыпную. Мазай задорно их подгонял. Оставшихся четырёх зайцев, совсем промокших и обессиливших, дед положил в мешок и принёс домой. За ночь они высохли, отогрелись, поели. На утро охотник отнёс их в лес и выпустил, и напомнил. Что подстрелить может зимой, если ему попадутся. И в конце рассказа сказал, что в межсезонье зайцев не бьет, потому что они линяют, и толку от их шкурок нету.

Главная мысль стихотворения Дедушка Мазай и зайцы

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» автор показывает красоту русской природы, её богатую и яркую жизнь. И на примере старого охотника Мазая учит уважать и беречь её. Если разумно относиться к лесной фауне, то с годами она будет только прибавлять. А если бездумно уничтожать лесные богатства, то с каждым поколением живности в лесах будет становиться всё меньше. И в итоге деда Мазая с его зайцами мы будем воспринимать всего лишь как сказку, а не правдивый рассказ.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Как-то раз поэт отправился на охоту со старым Мазаем. Неожиданно они попали под дождь, который решили переждать в сарае. Мазай был прекрасным рассказчиком, и принялся развлекать поэта историями про родную деревню, местных охотников, собственные приключения.

Однажды Мазай плыл на лодке по реке – после сильных дождей вода затопила низменность, и лишь кое-где виднелись небольшие бугорки. На одном из таких островков охотник увидел множество зайцев, которые пытались укрыться от прибывающей воды.

Мазай подплыл к зайцам и стал по одному сажать их в лодку. Старик продолжил свой путь, и то тут, то там собирал спасающихся от половодья зайчишек. Ему даже повстречалось плывущее бревно, на котором сидело с десяток зайцев. В лодке уже не было места, и Мазай просто подцепил бревно и поплыл дальше.

Подплывая к деревне, Мазай со своими «пассажирами» вызвал настоящее веселье. Зайцы испугались и, как только лодка подошла к берегу, тут же бросились наутек. Охотник только улыбнулся и пригрозил, чтобы зайцы не попадались ему зимой под прицел.

Анализ стихотворения «Дед Мазай и зайцы» Некрасова Н.А.

У Н.А. Некрасова самым известным считается произведение «Дед Мазай и зайцы».

Автор приехал в гости в Малые Вежи к своему знакомому охотнику дедушке Мазаю.

Во время охоты их застал ливень. Укрываяьсь в сарае, охотники начали коротать время за разговорами. Махай рассказал о своем родном крае, какой он богатый, как красивы природные массивы. Также он рассказал историю, которая случилась с ним во время половодья.

Мазай сожалеет, что люди перестреляли животных. Даже во время половодья умудряются переловить бедных зайцев, потому что в такие наводнения животные не могут спастись от жадных охотников.

В одних из дней во время половодья Мазай отправился на лодки за дровами. Река сильно разлилась, оставив лишь местами небольшие сухие островки. На одном из таких островков и укрывались бедные зайчишки.

Они сбились в кучу, перемокшие и продрогшие от холода, зайцы даже не воспротивились, когда Мазай взял одного из них в лодку. Остальные сами попрыгали к нему. Еще бы минута-другая, и их островок накрыло водой, зайчики бы утонули. Вовремя дед спас длинноухих и поплыл дальше.

Потом он увидел еще одного зайчишку на пенечке, взял в лодку к остальным. Дальше была толстенькая зайчишка. И она была спасена дедом. Мазай ласково накрыл ее тулупом и положил в лодку.

Еще несколько зайцев плыли на бревне. Кто сидел, кто стоял, некоторые лежали. Но места в лодки уже не было, и дед привязал бревно багром.

Деревенские жители, увидев лодку Мазая, наполненную зайцами, долго потешались. Лишь почуяв сушу, зайцы начали вставать на задние ножки, вытягиваться в струнку, им не терпелось попасть на берег. От их волнения даже лодка начала раскачиваться. Деду Мазаю стало трудно грести. Так не терпелось зайцам попасть на землю.

Как только лодка подплыла, зайцы повыскакивали и со всех ног наутек. А Мазай похохатывал, да покрикивал, чтоб зимой не попадались к нему на мушку.

Только четыре зайца не смогли выскочить. Они сильно вымокли и промерзли. Поэтому Мазаю пришлось взять их в свой дом, чтобы отогреть. Он их накормил и утром отнес в лес. На прощанье и им сказал, чтобы зимой береглись. А в другое время года он на зайцев не охотится, шкура плохая.

Оцени уровень твоего интеллекта!

5.00(1голос)

Отзыв

Дед Мазай, несмотря на то, чтобы охотником, не воспользовался бедой, в которой оказались зайцы. Он спас всех, кто попадался на его пути, но потом напомнил, что все равно будет на них охотиться.

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы.

Дед Мазай и зайцы краткое содержание

Сказка «Дед Мазай и зайцы» Некрасова была написана в 1870 году. Это трогательный рассказ о том, как старый опытный охотник, всем сердцем любивший природу, спасал от верной смерти зайцев во время половодья. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дед Мазай и зайцы».

Главные герои Мазай – опытный, бывалый охотник, старик-вдовец, простой крестьянин, который очень любил природу и бережно к ней относился. Другие персонажи Рассказчик – барин, охотник, который часто останавливался у Мазая поохотиться. Краткое содержание

В августе автор гостил в Малых Вежах у знакомого охотника, старика Мазая. Вместе они охотились на дупелей. Однажды, в самый разгар охоты, появилась темная туча и «разразилась жестоким дождем». Рассказчик и Мазай укрылись в каком-то старом сарае, который попался им на глаза.

Автор гостил у Мазая каждое лето «по неделе». Ему нравилась эта деревушка, в которой выращивали хмель. Все дома в ней стояли на высоких столбах, потому что каждую весну здесь поднималась вода – «так что деревня весною всплывает, словно Венеция». Старик Мазай был вдовцом, без детей, и имел лишь внука. Он очень любил свой край, и ему было нипочем пройтись «за́ сорок верст в Кострому прямиком». Прогулки по родному лесу были ему в радость. Он охотился, собирал грибы, ягоды, наслаждался пением лесных птиц. Лишь по ночам ему было не по себе в лесу, в котором было «тихо как в церкви, когда отслужили службу и накрепко дверь затворили». Так и жил бы дед Мазай «славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять». Во время охоты он все чаще стал промахиваться, однако старик не огорчался. Увидев убегающего зайца, он лишь добродушно грозил ему пальцем, и велел больше не попадаться ему на глаза.

Дедушка Мазай знал «много рассказов забавных про деревенских охотников славных», над которыми от души хохотал рассказчик. Помимо «анекдотов крестьянских» старый охотник был мастером рассказывать разные истории из своей жизни. Пережидая непогоду в сарае, он разговорился, и поведал автору о наболевшем.

Старик с грустью сказал, что в их крае «впятеро больше бы дичи велось», если бы не ловили безбожно ее сетями, не давили многочисленными силками. Особенно жалко Мазаю было зайцев, которые страдали в весеннее половолье. Мало того, что в паводок они гибли сотнями, так и местные мужики ловили их, пользуясь их беззащитностью.

Как-то раз Мазай «за дровами в лодке поехал», и по пути подобрал несчастных зайцев, которых половодье согнало на небольшой островок. Вода подбиралась к ним все ближе, и под ними «осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину». Как только последний зайчишка оказался в лодке, островок скрылся под водой.

Дедушка Мазай продолжил свой путь, и то тут, то там подбирал зайцев, которые испуганно смотрели на воду. Мимо лодки проплыло суковатое бревно, на котором спасалось «зайцев с десяток». Старик уже не мог их взять к себе, опасаясь перевернуть лодку. Тогда он «зацепился багром за сучок и за собою бревно поволок».

Показавшись у деревни в лодке, наполненной зайцами, деде Мазай вызвал смех и веселье «у баб, ребятишек». Завидев берег, спасенные зайцы заволновались, и, едва коснувшись земли, со всего духу принялись бежать. В лодке лишь «две пары осталось — сильно измокли, ослабли». Мазай уложил их в мешок, и принес домой, где отогрел их и накормил. Утром он выпустил их на свободу, и предупредил, чтобы не попадались зимой, когда он выходил на охоту. Бывалый охотник, Мазай не трогал зайцев «ни весною, ни летом», потому что в это время они линяли, и их шкурка была плохой.

Заключение Произведение Николая Некрасова учит не только любить, но и ценить природу, беречь ее и никогда умышленно не наносить ей вред.

После ознакомления с кратким пересказом «Дед Мазай и зайцы» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Краткий анализ

Стихотворение входит в образовательную программу начальной школы. В 3 классе не нужно делать полный разбор произведения, достаточно краткого анализа для читательского дневника:

  • Год написания — 1870.
  • Полное название — «Дедушка Мазай и зайцы».
  • Автор — Николай Александрович Некрасов.
  • Жанр — стихотворение.
  • Тема — любовь к животным.
  • Основная мысль — доброта и взаимовыручка, важные качества для формирования личности человека.
  • Главный герой — дедушка Мазай.
  • Подходящие по смыслу пословицы — «Делай добро, и оно всегда к тебе вернётся» и «Жизнь дана на добрые дела».

Это произведение вошло во множество детских изданий с иллюстрациями и рисунками разных художников. По его мотивам снят мультипликационный фильм и даже написана картина с одноимённым названием под авторством Петра Соколова.

Можно смело утверждать, что стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» входит в список самых читаемых детских произведений. Несмотря на то что это не сказка, а вполне реальная история старого охотника, записанная автором с его слов, сюжет её не менее интересен юным читателям.

Стихотворение учит любить животных, относится к ним с теплотой и заботой. Всегда приходить на помощь беспомощным и слабым. Уметь ценить природу и наслаждаться её красотой и щедростью.

Анализ стихотворения

Н. А. Некрасов особое внимание в своем творчестве уделял малышам. Поэт с большим трепетом и болью в сердце относился к крестьянской детворе. В своих увлекательных произведениях он хотел не только показать красоту природы, но и научить искренней доброте. Таким произведением является сказка-стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», написал которое великий русский поэт. Автор рассказывает о своей охоте со старым другом — Мазаем, который был настоящим знатоком своего дела. Деревенский охотник знал о природе буквально все.

Некрасов никогда не считал, что дворянство лучше крестьянства. Автор уверял, что у простого люда также есть душа, увлечения и чувство юмора, поэтому и написал произведение «Дед Мазай и зайцы». Для городских жителей такая история кажется невозможной, а вот человеку, который посвятил свою жизнь лесу, — вполне реальной. Произведение многому учит маленьких читателей:

  • доброте;
  • взаимопомощи;
  • порядочному отношению к живой природе.

Человек создан для того, чтобы сохранять все, что его окружает. Опытный охотник спасает зайцев и отпускает их, хотя мог забрать как добычу. Мазай по-настоящему пожалел бедных животных и поступил правильно. Зайчики помогают друг другу:

  • собирают вместе корм;
  • строят себе укромные жилища;
  • охраняют друг друга.

Если даже животные так себя ведут, то человек просто обязан заботиться об окружающей природе и всех существах.

Образ дедушки как сторожа леса

В кратком содержании «Дед Мазай и зайцы» следует более подробно остановиться на основном действующем лице. Старый охотник Мазай — это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней. По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.

Дедушка Мазай любил край, в котором он жил. Его можно сравнить с «хранителем» леса и природы: для него все лесные жители — его друзья. Дед Мазай показан добрым и сердобольным человеком. В кратком содержании «Дед Мазай и зайцы» основное внимание будет уделено эпизоду с зайцами. Если вы решите ознакомиться с произведением в полном варианте, то прочитаете красивое описание природы.

Популярные сегодня пересказы

  • Мама куда-то ушла — краткое содержание Распутина
    Когда маленький малыш открыл глаза, то понял, что мамы нет. Только на потолке ползала муха. Он начал наблюдать за ней. Ему стало интересно. Может быть здесь есть секрет маршрута и появится новая муха.
  • Фелица — краткое содержание оды Державина
    Это торжественное, хвалебное стихотворение автор написал в XVIII веке. Состоит оно из 26 столбиков, по 10 строк в каждом. Фелица – так называет Державин императрицу Екатерину II, которой посвящено произведение
  • Люцерн — краткое содержание рассказа Толстого
    Рассказ «Люцерн» написан Львом Николаевичем Толстым. Его краткое содержание представлено в этой статье.
  • Дракон — краткое содержание сказки Шварца
    На кухне у очага вольготно расположился кот. Уставший с дороги путник, которого звали Ланцелот зашёл в дом. Он позвал хозяев, но в ответ никто не отозвался, и тогда он обратился к коту. Тот рассказал, что хозяин архивариус Шарлемань

Интересные факты

Некрасов был очень суеверным. Боялся плохих примет и старался избегать их. В Санкт-Петербурге Некрасову был установлен памятник в 1922 году, а уже в 1958 появился бюст в Ярославле, затем и в столице Российской Федерации (1960 год, Москва). В летней усадьбе автора, в Карабихе, также открыт музей.

Именем выдающегося писателя названы:

  • улицы многих городов России;
  • библиотеки;
  • образовательные учреждения.

В 1870 году Николай Алексеевич приехал со своей гражданской женой Зинаидой в Карабиху, где и написал культовое стихотворение «Дед Мазай и зайцы». Как только он закончил работать над ним, сразу же отправил его Салтыкову-Щедрину, который оценил работу очень высоко.

Эпизод с половодьем

Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев. Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку. По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.

Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.

Это было краткое содержание «Дед Мазай и зайцы» Некрасова. С помощью этой истории поэт хотел призвать людей бережно относиться к природе.

«Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание. Чему учит стихотворение

Произведение о том, как добрый охотник помог зайцам — это не просто стихотворение об охотнике, с которым произошел интересный случай. В этом произведении Н. Н. Некрасова чувствуется призыв к тому, что нужно беречь и уважать природу. О проявлении бережного отношения к окружающей среде можно прочитать в кратком содержании «Дед Мазай и зайцы».

Дед Мазай и зайцы краткое содержание

Особенности творчества Некрасова

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Дед Мазай и зайцы», нужно рассмотреть особенности творчества известного поэта. Чем его творчество отличается от других? Николай Некрасов близко к сердцу принимал трудности крестьянской жизни. И его забота о простом русском народе чувствуется практически во всех его творениях.

Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.

Образ дедушки как сторожа леса

В кратком содержании «Дед Мазай и зайцы» следует более подробно остановиться на основном действующем лице. Старый охотник Мазай — это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней. По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.

Дедушка Мазай любил край, в котором он жил. Его можно сравнить с «хранителем» леса и природы: для него все лесные жители — его друзья. Дед Мазай показан добрым и сердобольным человеком. В кратком содержании «Дед Мазай и зайцы» основное внимание будет уделено эпизоду с зайцами. Если вы решите ознакомиться с произведением в полном варианте, то прочитаете красивое описание природы.

Некрасов Дед Мазай и зайцы краткое содержание

Эпизод с половодьем

В кратком содержании «Дед Мазай и зайцы» не будет дано описание природы и животных — лучше прочитать, как это написано некрасовским языком.

Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев. Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку. По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.

Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.

Это было краткое содержание «Дед Мазай и зайцы» Некрасова. С помощью этой истории поэт хотел призвать людей бережно относиться к природе.

Похожие статьи

  • Как связать Тильду: описание зайца
  • А.Н. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: краткое содержание, герои, анализ
  • Поэма Некрасова «Дедушка»: анализ и характеристика произведения
  • Бриллиант русской литературы — Николай Некрасов. Краткая биография
  • Где живут зайцы и чем питаются? Виды зайцев
  • План-конспект по физической культуре: особенности и требования
  • Как легко слепить лошадь из пластилина?

История создания произведения

В июне 1870 г. Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное сообщение из Москвы было проложено в губернию в феврале 1870 года) и отправился в свое имение Карабиху. Вскоре после приезда он написал одно из самых известных стихотворений о чудесном спасении во время наводнения.

Текст стихотворения «Дед Мазай и зайцы» автор послал в подмосковную усадьбу Витнево, где проживал М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень быстро (17 июля 1870) ему пришел ответ, в котором русский писатель положительно отозвался о сочинении. Его первая публикация состоялась в январском номере журнала «Отечественные записки» в 1871 году.

кратчайшее содержание дед мазай и зайцы

Споры, откуда возникла идея произведения, идут до сих пор. Известно, что Некрасов познакомился с прототипом Мазая гораздо раньше, чем написал свое знаменитое стихотворение. От него он услышал рассказ о весеннем паводке, во время которого пожилому охотнику пришлось спасать зайцев.

Толчком к написанию в 1870 г. послужила идея Салтыкова-Щедрина выпустить книгу для детей, состоящую из рассказов Михаила Евграфовича и стихов Некрасова. Если бы не эти обстоятельства, возможно, занятый поэт так и не нашел бы времени для изложения рассказа приятеля Мазая на бумаге. В красочной форме автор передал историю об охотнике и зайцах, упомянул традиции и особенности крестьянского быта.

Легкое для восприятия произведение впоследствии вошло во множество детских изданий и было дополнено красочными иллюстрациями.

По мотивам стихотворения в 1980 г. снят мультипликационный фильм, информация о котором представлена в Википедии. Почти на век раньше, в 1894 г., художником Петром Соколовым была написана одноименная картина.

Описание сюжета

дед мазай и зайцы краткое содержание

Читая краткое содержание стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай», школьники воспринимают сюжет, пересказанный в прозе. В младших классах не всем дается понять стихотворную форму произведения, и некоторые моменты остаются неусвоенными. Проза облегчает восприятие материала.

Произведение можно условно поделить на две части. Первая из них посвящена воспоминаниям автора о совместной охоте на дупелей в районе деревни Малые Вежи (расположена недалеко от Костромы). За этими событиями героев застает непогода, и они прячутся в сарае от дождя.

Чтобы скоротать время, дедушка начинает вспоминать истории из своей охотничьей жизни. Он не мыслил своей жизни без леса, любил побродить по нему с лукошком, заботился об обитателях.

Рассказ Мазая

Хорошо ориентируясь в родных краях, Мазай мог заходить глубоко в чащу, проводить там несколько дней, питаясь дарами природы. Он был противником уничтожения зверья ради забавы, переживал из-за равнодушного отношения местных жителей к родному краю.

Дома в его деревне издавна строили на сваях, поскольку каждую весну в районе начиналось половодье. В это время погибало особенно много лесных жителей, которых было жалко старику. Окончив рассказ о своих нерадивых коллегах-охотниках, Мазай вспомнил случай, который произошел с ним однажды во время разлива реки. Автор запомнил его и записал для детей.

С этого момента начинается вторая часть, в которой пересказана история дедушки. Ему вспомнилось, как в обильное половодье пришлось отправиться на лодке за дровами. Широко разлившись, река выносила из чащи сухой валежник. Мазаю не нужно было прилагать усилий — он доставал бревна из воды, укладывал в лодку и отвозил к дому на просушку.

Спасение зайчат

некрасов дед мазай и зайцы краткое

Во время очередного перемещения по реке пожилой мужчина увидел небольшой островок, который был покрыт перепуганными зайцами. Вода прибывала, и несчастным зверькам грозила гибель. Пожалев лесных обитателей, Мазай подплыл к острову и пересадил одного зайца в лодку, взяв его за уши. Другие зверьки перепрыгнули сами. Попутно спаситель снял еще одного бедолагу с пня и подобрал мокрую беременную крольчиху, которая сидела на кочке.

Плывя к берегу, Мазай увидел большое бревно, на котором также плыли зайцы. Ему пришлось зацепить его багром и транспортировать ушастых пассажиров по воде. Вместе с лесными обитателями дедушка приплыл в деревню. Местные жители потешались над ним. Многие были жестоки и использовали половодье, чтобы убивать несчастных зверьков багром. Кто-то ради шкурки и мяса, а кто-то просто на потеху.

Под крики и возгласы односельчан старик проплыл мимо. Он отвез животных туда, где было безопасно и безлюдно. Увидев берег, зайчики тут же убежали в лес. Остались две пары ослабленных бедолаг, которых Мазай бережно завернул мешок и выхаживал дома. Отпустив впоследствии их в лес, он наказывал, чтобы зайцы не попадались ему зимой. В холода он может тоже пострелять в них ради красивой шкурки, но в теплое время года никогда не трогает.

Характеристика главного персонажа

Основное действующее лицо повествования — старый охотник. Он добрый человек, что становится понятно даже из краткого содержания «Дед Мазай и зайцы». Важные качества главного персонажа:

  • рассудительность;
  • дальновидность;
  • доброта;
  • любовь к природе и благодарность за ее дары.

дед мазай и зайцы краткий пересказ

Мазай понимал, что в половодье приходится туго не только людям из его деревни, которые остаются отрезанными от мира. Много обитателей леса голодает и погибает в это время. Именно поэтому старик осуждал всех, кто наживался на всеобщей беде. Свою боль он выражал в строках: «Только весенние воды нахлынут, И без того они (зайцы) сотнями гинут, — Нет! ещё мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми».

Старик осуждает действия людей из своей деревни, их бездушие и глупость. Легкая добыча всегда желанна. Однако такое поведение сокращает количество животных в лесу, приводит к нарушениям в природе. Старик понимает это и негодует: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили».

Мазай заслуживает положительной оценки. Он живет в гармонии с природой и старается помочь ближнему, если это нужно. Отдельно хочется отметить поведение зайцев. Лодка Мазая и бревно оказались для них спасением. Животные безропотно зашли в хлипкое суденышко, доверив человеку свою судьбу и понимая грозящую опасность. Зайцы оказались умными лесными жителями.

План пересказа

Правильно написать сочинение по произведению Некрасова или пересказать стихотворение поможет грамотно составленный план «Дедушка Мазай и зайцы». Он станет ориентиром во время написания творческой работы, напомнит ключевые моменты произведения. Авторский текст для этого удобно разбить на 6 частей:

  1. Внезапный ливень во время охоты.
  2. Воспоминания дедушки Мазая.
  3. Половодье весной.
  4. Погибающие на островке суши зайцы.
  5. Помощь, оказанная дедушкой.
  6. Напутствия старого охотника.

Придерживаясь плана, ученики смогут последовательно изложить свою литературную работу на бумаге или пересказать содержание произведение в понятной для учителя и одноклассников форме. В читательском дневнике также потребуется отобразить кратчайшее содержание. Его можно записать в нескольких предложениях:

дед мазай и зайцы некрасов краткое содержание

  1. Охота автора и старого Мазая на дупелей в конце лета.
  2. Непогода, от которой приятели спрятались в сарае.
  3. Воспоминания дедушки и рассказ о половодье.
  4. Спасение зайцев, застрявших на небольшом острове.
  5. Транспортировка бревна с зайцами багром.
  6. Доставка животных к берегу.
  7. Напутствия Мазая о том, чтобы косые не попадались ему зимой.

Краткий анализ

Стихотворение включено в образовательную программу третьего класса. Школьником нужно не только подготовиться к его пересказу, но и составить небольшой анализ. Сделать это можно по плану:

  1. Автор. Николай Алексеевич Некрасов.
  2. Название произведения. «Дед Мазай и зайцы».
  3. Год написания. 1870.
  4. Жанр. Стихотворение.
  5. Главные герои. Старый охотник Мазай — заботливый и меткий охотник. Веселый и озорной, что видно по его рассказу.
  6. Пересказ кратко. Дедушка Мазай искренне переживает за природу. Зная ее законы, в половодье он отправляется за дровами и легко собирает их в большом количестве. Увидев погибающих на острове зайцев, спасает их и отвозит в безопасное место.
  7. Основная мысль. Любое живое существо заслуживает доброго отношения и поддержки.
  8. Пословицы. «Жизнь дана на добрые дела».
  9. Что понравилось. Отношение главного героя Мазая к природе.
  10. Вывод. В любой ситуации важно вести себя по-человечески. Даже охотник должен помогать животным, которые попали в беду.

Несмотря на то что стихотворение не относится к жанру сказки, его сюжет увлекает юных читателей. Он учит любви ко всему живому, готовности беречь природу и не проходить мимо чужих страданий. Важно учиться разумно расходовать дары природы и не брать от нее больше, чем полагается.

Отзывы читателей

Несколько лет выступаю защитником природы, поэтому стихотворение о дедушке Мазае особенно трогает душу и вызывает гордость за русских людей. Кто, как не мы, поможет животным в трудный момент наводнения, пожара, голода? Считаю, что каждый ребенок должен познакомиться с этим стихотворением и усвоить, что все живое нуждается во внимательном отношении человека.

Недавно мы писали сочинение о любимом стихотворении. Я выбрала про деда Мазая, поскольку оно нравится больше других и имеет счастливый конец. Перечитала произведение еще раз и поняла, что дедушка — настоящий герой. Без его помощи зайчики бы погибли.

Настя, 13 лет, г. Ялта

Я сам охотник, и когда вижу зайцев, вспоминаю о стихотворении Некрасова. Руки опускаются, но потом вспоминаю, что и Мазай-то был хорошим охотником. Выпуская зайцев, он предупредил, что все равно будет рассматривать их как добычу зимой. Это право сильного, но во всем должен быть разум.

Борис Аркадьевич, 54 года, г. Казань

  • Краткие содержания
  • Некрасов Н. А.
  • Дедушка Мазай и зайцы

Стихотворение классика русской литературы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», по праву считается одним из его лучших и знаменитых произведений.

Летом автор гостит в Малых Вежах у знакомого охотника. Знакомый его старый дедушка Мазай. Однажды, пережидая на охоте непогоду в старом сарае, старый охотник Мазай рассказывает об охотничьей жизни: как богаты здешние края разной дичью, как красива природа, и припоминает историю про зайцев.

Дедушка сетует на то, что живности тут водилось бы больше, но мужики круглый год её ловят, а весной, во время паводков так просто топят и убивают зайцев.

Однажды Мазай поплыл на лодке за дровами по разлившейся реке. По пути встретился ему островок, на котором сидели, сбившись в кучу мокрые, продрогшие зайцы. Вода быстро прибывала. Мазай пожалел зайцев, взял одного в лодку и остальные разом прыгнули следом. Тут уж паводок накрыл кочку. Поплыл дед с зайцами дальше. По пути встретили зайчишку на пне, взяли и его, попалась и толстая зайчиха, которую дед накрыл своим тулупчиком и тоже взял в лодку.

Пожалел охотник и зайцев, которые, кто сидел, кто стоял, кто лежал на бревне, которое проплывало мимо. Взять в лодку он их не мог, потопили бы. Тогда он зацепил багром бревно и поволок его за лодкой. Бабы и ребятишки завидев процессию, долго потешались над Мазаем, пока проплывал он с зайцами через деревню. Проплыв деревню, очутились они на реке. И тут зайцы словно взбесились – стали становиться на задние лапки, раскачивать лодку и мешать грести Мазаю. Зайцы учуяли землю.

Только причалил дед к берегу и зайцы бросились врассыпную. Мазай задорно их подгонял. Оставшихся четырёх зайцев, совсем промокших и обессиливших, дед положил в мешок и принёс домой. За ночь они высохли, отогрелись, поели. На утро охотник отнёс их в лес и выпустил, и напомнил. Что подстрелить может зимой, если ему попадутся. И в конце рассказа сказал, что в межсезонье зайцев не бьет, потому что они линяют, и толку от их шкурок нету.

Главная мысль стихотворения Дедушка Мазай и зайцы

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» автор показывает красоту русской природы, её богатую и яркую жизнь. И на примере старого охотника Мазая учит уважать и беречь её. Если разумно относиться к лесной фауне, то с годами она будет только прибавлять. А если бездумно уничтожать лесные богатства, то с каждым поколением живности в лесах будет становиться всё меньше. И в итоге деда Мазая с его зайцами мы будем воспринимать всего лишь как сказку, а не правдивый рассказ.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания произведения

В июне 1870 г. Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное сообщение из Москвы было проложено в губернию в феврале 1870 года) и отправился в свое имение Карабиху. Вскоре после приезда он написал одно из самых известных стихотворений о чудесном спасении во время наводнения.

Текст стихотворения «Дед Мазай и зайцы» автор послал в подмосковную усадьбу Витнево, где проживал М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень быстро (17 июля 1870) ему пришел ответ, в котором русский писатель положительно отозвался о сочинении. Его первая публикация состоялась в январском номере журнала «Отечественные записки» в 1871 году.

Некрасов познакомился с прототипом Мазая

Споры, откуда возникла идея произведения, идут до сих пор. Известно, что Некрасов познакомился с прототипом Мазая гораздо раньше, чем написал свое знаменитое стихотворение. От него он услышал рассказ о весеннем паводке, во время которого пожилому охотнику пришлось спасать зайцев.

Толчком к написанию в 1870 г. послужила идея Салтыкова-Щедрина выпустить книгу для детей, состоящую из рассказов Михаила Евграфовича и стихов Некрасова. Если бы не эти обстоятельства, возможно, занятый поэт так и не нашел бы времени для изложения рассказа приятеля Мазая на бумаге. В красочной форме автор передал историю об охотнике и зайцах, упомянул традиции и особенности крестьянского быта.

Легкое для восприятия произведение впоследствии вошло во множество детских изданий и было дополнено красочными иллюстрациями.

По мотивам стихотворения в 1980 г. снят мультипликационный фильм, информация о котором представлена в Википедии. Почти на век раньше, в 1894 г., художником Петром Соколовым была написана одноименная картина.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»

Костромская деревня Спас-вежи
В июне 1870 года Некрасов впервые прибыл в Ярославль на поезде (железнодорожное движение от Москвы до Ярославля открылось в феврале 1870 г.). В первый раз вместе с ним в Карабиху приехала его гражданская жена Зинаида Николаевна, с которой поэт сошелся недавно.

По мнению А. Ф. Тарасова, Некрасов приехал в Карабиху в середине июня384

, но, вероятнее, это случилось на рубеже второй и третьей декад месяца
***
.

Вскоре после приезда в Карабиху Некрасов написал едва ли не самое знаменитое своё стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», которое сразу послал М. Е. Салтыкову-Щедрину в его подмосковную усадьбу Витенево. Уже 17 июля 1870 года тот ответил: «Стихи ваши прелестны»385

. Следовательно, стихотворение
«Дедушка Мазай и зайцы»
написано примерно в период между 25 июня и 10 июля 1870 года (а опубликовано оно было в январском номере «Отечественных записок» за 1871 г.).

К сожалению, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» практически не изучалось с точки зрения истории его возникновения. А. Ф. Тарасов полагает, что летом 1870 года вместе с Зинаидой Николаевной Некрасов «через Грешнево (…) отправился в костромские места»386

. Подтверждением этого, по его мнению, служит то, что наброски стихотворения «Как празднуют трусу», где говорится о посещении поэтом Грешнева («Утром мы наше село посещали, где я родился и взрос»), «находятся на обороте листа с черновыми набросками “Дедушки Мазая…” (II, 732)»
387
. А. Ф. Тарасов предполагает, что в 1870 году Некрасов с Зиной посетил и Шоду. Выше уже писалось, что мы сомневаемся в приезде поэта в 1870 году в Шоду: сын Гаврилы Яковлевича, Иван Гаврилович, в своих рассказах, наверняка, упомянул бы, что однажды Некрасов посетил Шоду с женой. Сомнительным нам кажется и сама поездка Некрасова «в костромские места» летом 1870 г. Доказательств тому, что Некрасов с Зинаидой Николаевной тогда ездили дальше Грешнева, нет. По-видимому, толчком к написанию «Деда Мазая…» послужили другие обстоятельства (о них чуть ниже).

Нам неизвестно, когда и как Некрасов познакомился с прототипом своего Мазая. Однако кое-какие данные на этот счет есть. В Пушкинском доме сохранился листок с черновыми заметками Некрасова, на котором сделаны следующие записи: «Дедушка Мазай и зайцы» и «Заяц сер как онуча»388

. М. В. Теплинский предположил, что эти заметки относятся к периоду между 1866 и 1870 гг.
389
О записи «Дедушка Мазай и зайцы» исследователь заметил: «Название известного стихотворения Некрасова, написанного в 1870 году. Мысль о стихотворении и название его могли зародиться у Некрасова и раньше, что подтверждается следующими соображениями. Упоминаемая в стихотворении деревня Малые Вежи находится в той же Мисковской волости Костромской губернии, где Некрасов охотился с Гаврилой, которому посвятил “Коробейников” (1861). Поэт охотился в этих местах в начале 60-х годов, и именно тогда у него мог возникнуть замысел стихотворения (…)»
390
.

В. Н. Осокин предположил, что дедушка Мазай фигурирует у Некрасова не только в стихотворении о зайцах. По его предположению, рассказ Мазая положен и в основу стихотворения «Пчелы» (1867 г.), представляющего собой рассказ неназванного по имени старика-пасечника. По мнению В. Н. Осокина, старик-пасечник и дед Мазай – одно и то же лицо. «К этому выводу приходишь, – пишет он, – сличая язык деда Мазая с речью старика-пасечника из “Пчел”. Пасечник – это дед Мазай»391

. С данным предположением нельзя не согласиться (подробнее об этом чуть ниже). Стихотворение «Пчелы» датировано 15 марта 1867 года и, следовательно, мы можем предположить, что Некрасов познакомился с Мазаем не позднее лета 1866 г.

Помимо «Дедушки Мазая и зайцев», деревню Вёжи, в которой жил Мазай, Некрасов упомянул в черновиках поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где говорится:

В Вежах в базарный день (III, 560).

Название Вёжи слишком редкое, чтобы можно было усомниться, что имеется в виду именно та самая деревня, где жил Мазай. Однако это упоминание нам ничего не дает. Вёжи упомянуты в черновиках последней части поэмы «Пир на весь мир», над которой поэт работал в 1876-1877 гг., т. е. спустя 6-7 лет после написания стихотворения о Мазае. Таким образом, Некрасов, скорее всего, познакомился с прототипом дедушки Мазая в 1865 или 1866 году (в 1864 году Некрасов ездил за границу, и в Карабиху не приезжал) и тогда же услышал от него рассказ, как он спасал в весенний разлив зайцев. Почему же стихотворение о дедушке Мазае было написано только в 1870 году? Может быть, как полагает А. Ф. Тарасов, поэт посетил в этом году Вёжи, еще раз встретился с прототипом Мазая, и, вспомнив историю про зайцев, написал своё знаменитое стихотворение? Однако, скорее всего, дело обстояло иначе. Некрасов, судя по всему, давно собирался написать стихотворение о Мазае, но, по-видимому, решающим толчком к его написанию послужил замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина выпустить книжку для детей, состоящую из его рассказов и стихов Некрасова392

(почему оконченное стихотворение поэт сразу и послал ему). Судя по всему, именно этому оставшемуся неосуществлённым замыслу мы и обязаны появлением стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». Как знать, если бы не М. Е. Салтыков-Щедрин, в оставшиеся несколько лет жизни у Некрасова до «Дедушки Мазая…» руки, может быть, так и не дошли.

Если Гаврила Яковлевич Захаров жил на севере Мисковской волости, то благодаря стихотворению о дедушке Мазае в русскую литературу вошла южная часть этой волости, составляющая значительную часть Костромского Заречья. Заречьем (Зарецким краем, Зарецкой стороной) называлась западная часть Костромского уезда, лежащая за рекой Костромой, которую местные жители издавна (чтобы не путать с одноименным городом) чаще называли «просто Река»393

. Около 10 тысяч лет тому назад после отступления последнего ледника здесь, на низменных пространствах между будущими городами Костромой и Ярославлем, образовалось огромное озеро, послужившее одним из источников возникновения великой водной артерии, которую мы называем Волгой. Постепенно озеро исчезло, оставив после себя низменный край с множеством озер, рек и болот, о котором геолог А. А. Красюк писал в начале XX в.: «…оригинальная местность, выделяющаяся своим своеобразием не только в районе Костромского края, но и всего Верхнего Поволжья (…)»
394
.

Исторически Костромское Заречье делилось на две неравные части: большую – «монастырщину» и меньшую – «барщину», названия которых отражали историю края. С XV-XVI веков значительная часть Заречья принадлежала Ипатьевскому монастырю, находящемуся у впадения в Волгу реки Костромы, а с конца XVI века и московскому Чудову монастырю (последний находился в Московском Кремле). После секуляризационной реформы 1764 года местные крестьяне из монастырских стали государственными и не знали власти помещиков (кроме района с. Петрилова). Однако по традиции вплоть до начала XX века селения, принадлежавшие некогда Чудову и Ипатьевскому монастырям, назывались «монастырщиной»*

(в местном произношении – «монастыршиной»), а район Петрилова – «барщиной» («баршиной»)
397**
. Деревня Вёжи, где жил дед Мазай, относилась к «монастырщине».

Главная особенность низменного Зарецкого края состояла в том, что в весеннее половодье оно заливалось водами Волги и Костромы, и разлив держался месяц-полтора. Сохранился ряд описаний тех, кто видел эту по-настоящему величественную картину разлива. А. А. Красюк: «Пойма заливается верст на 30 в ширину и до 70 верст к северу от устья реки Костромы. В апреле всё это пространство представляет собою обширную водную поверхность, которая в бурную погоду представляет весьма внушительную картину. С возвышенного коренного берега на пойму открываются великолепные виды, особенно после спада воды, когда в конце мая все пойменное пространство покрывается ярко-зеленым ковром луговой растительности; среди лугов разбросаны пятна кустарниковых зарослей и дубовых рощ, выделяющихся своею темно-зеленой окраской»399

. А. В. Федосов: «Весной в половодье вся эта местность находится под водой. Волга и Костромка разливаются верст на тридцать пять, затопляя луга, и весело бывает бежать на маленьком пароходике, идущем из Костромы до города Буя, прямо лугами мимо сел Шунги, Самети, Мискова, глядеть, как торчат из воды верхушки полузатопленных лесов, как нехотя подымаются с нее целые косяки пролетных гусей, как звонко свистят крыльями быстрые табунки чирков и шилохвости, как сиротливо, тесною грудой столпились на сваях и оплетённых насыпных холмах потемневшие избы и бани редких деревень и как ярко и празднично светит солнце, блещет вода, голубеет молодое небо и дрожит вдали нагретый весенний воздух»
400
. Л. П. Пискунов: «Необыкновенно своеобразен был весенний разлив. Вся низина от Ипатьевского монастыря до с. Глазова на р. Соти в Ярославской области (с юга на север) и от с. Бухалова до п. Прибрежного (с запада на восток) с конца марта по середину мая затоплялась водой. Огромные лесные массивы погружались в воду, оставляя редкие островки суши. Кто бывал в это время в затопленном лесу в солнечный день на лодке, тот всю жизнь не забудет прелести природы, наполненной пением птиц, кряканьем уток, кваканьем лягушек, криками чаек, воркованьем тетёрки, ворочаньем огромных икряных щук в залитых водой кустах и валежнике. Лес чист и прозрачен, листа еще нет. Только на вербах и краснотале появились барашки»
401
.

Специфика Зарецкого края сказывалась в особенности планировки его селений и в неповторимом своеобразии местных построек*

.

В связи с тем, что местные селенья находились на небольших возвышенностях, где дома из-за тесноты строились впритык друг к другу, хозяйственные строения, в частности бани, ставились на заливаемых весной местах на высоких сваях. В Зарецком крае был и, кажется, единственный в России деревянный храм на сваях – церковь Преображения Господня в с. Спас-Вёжи (Спас).

Регулярные разливы удобряли почву, и на пойменных зареченских лугах заготовлялось огромное количество прекрасного сена**

.

Обилие озер, рек и болот способствовало охоте и рыболовству. Большую часть сена, рыбы и дичи местные жители сбывали в находящуюся рядом Кострому.

В самом центре Заречья находились три расположенные вблизи друг от друга селения – с. Спас (Спас-Вёжи), д. Вёжи и д. Ведёрки***

, образовывавшие один церковный приход.

В ходе археологических раскопок, ведшихся с 1995 года на небольшом островке, оставшемся от деревни Вёжи на Костромском водохранилище, выяснилось, что на месте Вёжей люди жили уже в эпоху неолита (V тыс. до н. э.), а постоянно они поселились здесь с XII в.406

О происхождении названия «Вёжи» существуют различные версии. Филолог С. Еремин в 20-е гг. века писал: «Название деревни Вежи народ ведет от рыбачьего шалаша (население здесь исстари рыбаки), хотя существует и другой вариант – “лет 800 тому назад поселился здесь по близости беглой и построил себе вежу для жилья (в окрестности находят разные черепки и кости), потом, когда образовался нанос, постройку перенесли на теперешнее место деревни”»
407
. В языке наших предков слово «вежа» имело ряд значений: легкая жилая постройка, крепостная башня, хозяйственная постройка, рыболовное угодье с постройками
408
. Учитывая, что, вплоть до затопления деревни в 50-е гг. XX в., рыболовство являлось одним из главных занятий её жителей, вероятнее всего, название селения произошло именно от последнего значения термина «вежа» – рыболовное угодье с постройками.

Деревня Вёжи стояла на левом берегу речки Иледомки*

(притоке реки Соть). Эта речка была невелика: она вытекала из Иледомского (Идоломского) озера и через четыре версты впадала в реку Соть. По воспоминаниям местных старожилов, в узких местах ширина Иледомки составляла около 30 метров, в широких – около 70. Иледомка связывала между собой все три стоящие вблизи друг от друга селения: Вёжи стояли на левом её берегу, Ведёрки – на правом, Спас – на левом.

Как и большинство селений в Зарецком крае, деревня Вёжи представляла собой высившийся среди лугов небольшой бугор (или – «гриву», как говорят местные старожилы), плотно застроенный жилыми строениями. В 1858 году в Вежах проживало 56 семей или 368 человек410

. В центре деревни стояла деревянная часовня
411
. Нам не удалось найти документальных данных о том, какому святому или празднику она была посвящена. Однако, учитывая, что престольным праздником Вежей являлся Ильин день (20 августа ст. ст.), когда в деревне проходил торжок
412
, можно совершенно уверенно сказать, что часовня в Вежах была построена и освящена во имя святого пророка Ильи.

Примечательно, что вплоть до революции Вёжи официально именовались не деревней, а погостом. В списке населенных мест, вышедшем в 1877 г., значится: «Вежи (погост Вежи), д. при рч. Ильдомке»413

– т. е. д. Вёжи (погост Вёжи). В аналогичном издании, опубликованном в 1907 г., сказано: «Вежи пог.»
414
, т. е. погост Вежи. В метрических книгах Преображенской церкви села Спас (Спас-Вёжи), которые дошли до нас, начиная с 1879 г., Вёжи ни разу не названы деревней, но всегда – погостом. Л. П. Пискунов свидетельствует: «Наши деревни: Вёжи, Ведёрки и Спас – называли Погостье. Говорили: “Приехали из Погостья”, или: “Пошли в гости в Погостье”»
415
. То, что деревня Вёжи вплоть до начала XX века официально числилась как погост, разумеется, не случайно. В Вёжах издавна существовало предание о том, что первоначально церковь хотели строить не в Спасе, а в Вёжах. Л. П. Пискунов пишет: «…существует легенда о месте её строительства. Первоначально её хотели устроить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-бревен к месту строительства, а через неделю-две этот лес исчезает в одну ночь. И не оставалось никаких следов от его исчезновения, говорили: как по воздуху улетал. И оказывался в Спасе – на месте, где позднее стояла церковь; лес увозили снова в Вёжи. Привозили из леса еще нового, и опять через неделю-две всё исчезало и опять оказывалось на том месте, где была потом построена церковь. Так было раза три, и вежане отступились, сказали: “Это Божье веленье, пусть будет так”»
416
. На пустом месте такие легенды, конечно, не рождаются. Возможно, что первоначально в старину храм действительно стоял в Вёжах, а уже потом был перенесен в Спас. По-видимому, в прошлом центр Вежского погоста, собственно погост, находился в будущей деревне Вёжи, а потом, скорее всего, в связи с весенними разливами, храм перенесли в будущее село Спас.

Деревня Вёжи со всех сторон была окружена реками, озерами и болотами. Помимо Идоломки вблизи от деревни протекали реки Соть и Узокса. Соть протекала по Любимскому и Даниловскому уездам Ярославской и Костромскому уезду Костромской губерний, неподалеку от Вёжей, приняв в себя Идоломку, она впадала в Великое озеро*

.

Река Узокса вытекала из Великого озера и впадала в реку Кострому немного повыше её устья. Летом жители Вёжей обычно добирались до г. Костромы на лодках по водному пути: Идоломка, Соть, Великое озеро, Узокса, р. Кострома.

В радиусе одной-трех верст вокруг деревни находились озера: Вёжское (Вёжевское), Иледомское, Першино, Семёновское, и Великое, лежавшее на границе Костромской и Ярославской губерний. Все эти озера имели по 1-2 версте в длину и по 0,5 версты в ширину; самым крупным было Великое (более двух с половиной верст в длину, и более версты в ширину)418

.

На таком же расстоянии Вёжи окружали болота: Вежевское, Ечеинское и Остряково. В 6-7 верстах – за Сотью, уже на территории Ярославской губернии, простиралось огромное Засотское болото.

В версте к востоку от Вёжей лежало село Спас-Вёжи (Спас). В документах XVI – XX вв. оно называлось по-разному – Спас под Вёжами**

, Спас что в Вёжах, Спас-Вёжи, Спас. К концу XIX века у села было два названия: более старое – Спас-Вёжи и новое – Спас. К началу 70-х гг. XIX века в Спасе было 43 двора
420
. Село являлось центром местного прихода, здесь высился стоявший на сваях деревянный Преображенский храм. Когда здесь появился первый храм, неизвестно. Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г.
421
, когда царь Иван Грозный в числе других селений Зарецкой стороны пожаловал погост Чудову монастырю
*
. Следует напомнить, что слово «погост» в XVI-XVII вв. еще сохраняло своё древнее значение – центр сельского округа (и одновременно – название этого округа). В документах XVI-XVII вв. Вежинский (Вежский) погост часто упоминается как название сельского округа
422
. Приходская церковь на погосте Вёжи впервые упоминается в писцовой книге 1629-1630 гг., когда здесь стояли два деревянных храма – шатровый в честь Преображения Господня (летний) и клетский «с трапезою» во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зимний). В начале XVIII века шатровый Преображенский храм сгорел. Вскоре «на старом погорелом церковном месте» был построен новый деревянный Преображенский храм, который осенью 1713 года освятил настоятель Ипатьевского монастыря архимандрит Тихон
423
. Как, вероятнее всего, и его предшественник, новый Преображенский храм стоял на высоких дубовых сваях (по-местному – «тупиках»). Судя по всему, теплый Зосимо-Савватиевский храм не пострадал от пожара и простоял рядом с Преображенским до второй половины XVIII столетия, когда и он, по-видимому, сгорел. Его не стали восстанавливать: вероятно, он сгорел после 1764 г., когда у Чудова монастыря были отобраны все вотчины, в том числе и погост Вёжи, а у самих прихожан, из монастырских крестьян ставших государственными, сил на строительство нового зимнего храма, видимо, не хватило. Судя по всему, тогда же, т. е. во второй половине в., возле Преображенской церкви построили отдельно стоявшую на дубовых сваях высокую шатровую колокольню (по-видимому, раньше колокольня была пристроена к Зосимо-Савватиевской церкви и сгорела вместе с ней). «О сооружении церкви и ее строителях, – пишет И. В. Маковецкий, – существует много преданий и легенд. В одном предании о постройке церкви упоминаются строившие ее мастера, братья Мулиевы – два знаменитых в Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбрали лес, сами вели его заготовку, а рубили лес они в шести километрах от села Спас-Вежи, вверх по реке Костроме. До сих пор в этом заповедном лесу дорога, что идет от д. Овинцы к реке, называется «тропой Мулиевых». Братья были велики ростом и обладали необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали бревно и закатывали его на сруб церкви. В память о работе они вырубили свои фамилии на верхнем венце сруба, под самым коньком церкви. Надпись эту видел плотник Василий Андреевич Новожилов из д. Ведерки 95 лет от роду, обшивавший церковь после пожара в 1876 г. (кроме него никто не решился подняться на такую высоту)»
424
.

Преображенский храм относился к так называемым клетским церквям (от слова «клеть», т. е. сруб). Он состоял из центрального четверика с высокой двускатной кровлей, к которой были прирублены еще два сруба: трапезная (с запада) и пятигранный алтарь (с востока). Крутую кровлю четверика венчала обитая осиновым лемехом главка на небольшом четырехгранном срубе, врезанном в середину конька кровли. С трех сторон церковь окружали висячие галереи. Храм стоял на дубовых сваях трехметровой высоты. Рядом с ним находилась отдельно стоявшая монументальная шатровая колокольня традиционного типа «восьмерик на четверике», увенчанная высоким восьмигранным шатром. Колокольня, как и храм, была поднята над землей на восьми дубовых кряжах-тупиках. Окружали церковь бугорки приходского кладбища с деревянными крестами.

То, что храм стоял в заливаемой в весеннее половодье местности, придавало богослужению в нём неповторимое своеобразие. Как правило, на время разлива приходился праздник Пасхи. В пасхальную ночь люди приезжали в храм на лодках. На лодках же – под звон колоколов, с пением праздничного тропаря, с теплящимися огоньками свечей в руках богомольцев – свершался и традиционный крестный ход в полночь вокруг церкви.

На лодках весной по приходу совершались и крестные ходы. Л. П. Пискунов пишет: «В конце прошлого-го, да и в более ранние времена (старики и родители рассказывали) во время больших подъёмов воды, когда начинало подтоплять некоторые дома, священники организовывали своеобразные крестные ходы – на больших лодках устанавливали иконы-хоругви, и, в руках держа иконы, целая флотилия из нескольких лодок объезжала с молебном вокруг деревень, прося милости Божией, чтоб не сотворилось пожара, бури, мора. Священник стоял в лодке и, размахивая кадилом, пел молитвы, а дьякон, и хористы, и все прихожане подпевали. Так объезжали на лодках вокруг три раза. Потом вылезали из лодок, шли к часовне, которая стояла посреди нашей деревни Вёжи, и там молебен продолжали. Так было и в Ведёрках, Спасе – там тоже стояли посреди деревни часовни. В это время, пока шёл молебен, псаломщик звонил в колокол на колокольне в селе Спасе. В тихую погоду по воде звон колокола был слышен за 10-12 километров»425

.

Не вызывает сомнения, что вся жизнь дедушки Мазая была связана с Преображенским храмом: в нём его крестили, в нём он венчался, здесь состоялось его отпевание, и тут же, на кладбище у стен храма, завершился его земной путь.

В 1855-1865 гг. настоятелем Преображенской церкви в Спас-Вёжах служил священник о. Евлампий Юницкий*

, которого дедушка Мазай, конечно, хорошо знал.

В одной версте к северо-востоку от Вёжей находилась д. Ведёрки. На месте Ведёрок люди жили уже в глубокой древности. В 2000 году в результате археологического обследования на острове, оставшемся от деревни, были найдены каменные орудия – наконечники стрел и дротиков, проколки и т. д.428

. Позднее на небольшом холме возникла деревня, которая первоначально называлась «Ведерница»
429
. Отчего произошло название деревни, сказать трудно. Ясно, что его корнем является слово «ведро», возможно, такое прозвище носил первопоселенец. Впервые деревня Ведерница упоминается в 1581 г., в жалованной грамоте Ивана Грозного. В начале 70-х гг. XIX века в Ведёрках было 47 дворов
430
.

Как известно, Некрасов пишет о деревне Мазая:

Домики в ней на высоких столбах (II, 321).

Исходя из этих слов, в иллюстрациях к стихотворению художники нередко рисуют дома в деревне Мазая на столбах. Однако это не совсем верно. Большинство жилых домов в Вёжах, как и везде, плотно стояли на земле. Правда, как пишет Л. П. Пискунов, к 30-м годам XX века в Спасе, Вёжах и Ведёрках было несколько жилых и общественных строений, находившихся с краю селений, которые стояли на столбах431

. Вполне возможно, что такие дома в Вежах были и в некрасовские времена. Но более всего вежевское «погостье» известно своими банями на сваях, которые, конечно, в первую очередь, и имел в виду Некрасов.

Бани на сваях окружали Спас, Вёжи, Ведёрки и ряд других селений Заречья. В. И. Смирнов, работавший в этих местах в 1926 г., писал: «Вблизи селений (200-250 метров) были раскиданы на лугу, там, где посуше, кучками свайные бани. Издали такая группа бань, раскиданная без всякого порядка и плана, на покривившихся, расставленных, как будто на шагающих ногах, сваях, представляет странную картину избушек на курьих ножках»432

. Архитектор И. В. Маковецкий, побывавший здесь в 1949 г., оставил яркое описание бань у Спаса. «Картина, которая открылась перед нашими глазами, – писал он, – когда мы подъехали к дер. Спас
*
, была действительно необычайная и на человека, впервые попавшего в эту местность, производила сильное впечатление. Среди плакучих ив причудливой формы и необыкновенных размеров, на уровне птичьих гнезд, на высоких четырехметровых столбах, напоминающих скорее сухие стволы деревьев, повисли в воздухе рубленые избушки с маленькими волоковыми окошками, со спускающимися на землю узкими и длинными лестницами, по которым быстро поднимались жители с ведрами воды, связками хвороста, а наверху, на помосте, сидели, болтая ногами, ребятишки и пробовали достать длинной веткой проходящее под ними шумное стадо. Это были бани, живописно раскинувшиеся большими группами вокруг деревни и оживавшие каждый субботний вечер, когда их начинали топить»
433
. В 1926 году в Вёжах было 30 свайных бань
434
.

Особенностью Костромского Заречья являлось то, что предприимчивые местные крестьяне занимались выращиванием хмеля, приносившего им немалый доход. Некрасов пишет о деревне Мазая:

Летом её убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво… (II, 321).

Из-за весенних разливов жители Заречья не могли заниматься хлебопашеством и поэтому были вынуждены искать другие средства для существования. «Условия почвы, – писал о. Иаков Нифонтов, – прежде всего заставили обратиться к хмелеводству, которое, будучи развито здесь до значительных размеров, служит не только средством к жизни, но и составляет источник состояния местных крестьян, так что те селения, где развито хмелеводство, отличаются особенным достатком, который не трудно заметить и по их внешней обстановке. Дома в этих селениях большие, просторные, не без претензии на щегольство; одежда жителей не только опрятна, но отчасти богата и роскошна»435

. Когда местные крестьяне стали заниматься хмелеводством, неизвестно. Как полагают, хмелеводство появилось здесь «со времени основания селений. Данными для этой догадки служат самые хмельники. Для ограждения их от бурь и до сих пор существуют еще громадные старые дубы, вязы, березы и осины, расположенные по окраинам хмельников рядами. В таком порядке они не могли вырасти сами, и, очевидно, были посажены; так как теперь, при разведении новых хмельников, их обсаживают всегда деревьями»
436
. Говоря о распространении хмеля в Заречье, о. Иаков Нифонтов в 1875 году писал: «В настоящее время хмелеводство распространено только в одной Мисковской волости, – в селах Мискове, Жарках, Куникове, Спас-Вёжи и в деревнях Вёжах, Ведёрках и Овинцах; но в последних хмелеводство не так значительно, как в первых»
437
. Во второй половине XIX века хмель из Заречья «большими партиями» отправляли на ярмарки в Рыбинск, Ростов Великий, Бежецк, Весьегонск, Вологду, Грязовец и др.
438

Описание сюжета

Читают стих «Дед Мазай и зайцы»

Читая краткое содержание стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай», школьники воспринимают сюжет, пересказанный в прозе. В младших классах не всем дается понять стихотворную форму произведения, и некоторые моменты остаются неусвоенными. Проза облегчает восприятие материала.

Произведение можно условно поделить на две части. Первая из них посвящена воспоминаниям автора о совместной охоте на дупелей в районе деревни Малые Вежи (расположена недалеко от Костромы). За этими событиями героев застает непогода, и они прячутся в сарае от дождя.

Чтобы скоротать время, дедушка начинает вспоминать истории из своей охотничьей жизни. Он не мыслил своей жизни без леса, любил побродить по нему с лукошком, заботился об обитателях.

Рассказ Мазая

Хорошо ориентируясь в родных краях, Мазай мог заходить глубоко в чащу, проводить там несколько дней, питаясь дарами природы. Он был противником уничтожения зверья ради забавы, переживал из-за равнодушного отношения местных жителей к родному краю.

Дома в его деревне издавна строили на сваях, поскольку каждую весну в районе начиналось половодье. В это время погибало особенно много лесных жителей, которых было жалко старику. Окончив рассказ о своих нерадивых коллегах-охотниках, Мазай вспомнил случай, который произошел с ним однажды во время разлива реки. Автор запомнил его и записал для детей.

С этого момента начинается вторая часть, в которой пересказана история дедушки. Ему вспомнилось, как в обильное половодье пришлось отправиться на лодке за дровами. Широко разлившись, река выносила из чащи сухой валежник. Мазаю не нужно было прилагать усилий — он доставал бревна из воды, укладывал в лодку и отвозил к дому на просушку.

Спасение зайчат

Спасение зайчат

Во время очередного перемещения по реке пожилой мужчина увидел небольшой островок, который был покрыт перепуганными зайцами. Вода прибывала, и несчастным зверькам грозила гибель. Пожалев лесных обитателей, Мазай подплыл к острову и пересадил одного зайца в лодку, взяв его за уши. Другие зверьки перепрыгнули сами. Попутно спаситель снял еще одного бедолагу с пня и подобрал мокрую беременную крольчиху, которая сидела на кочке.

Плывя к берегу, Мазай увидел большое бревно, на котором также плыли зайцы. Ему пришлось зацепить его багром и транспортировать ушастых пассажиров по воде. Вместе с лесными обитателями дедушка приплыл в деревню. Местные жители потешались над ним. Многие были жестоки и использовали половодье, чтобы убивать несчастных зверьков багром. Кто-то ради шкурки и мяса, а кто-то просто на потеху.

Под крики и возгласы односельчан старик проплыл мимо. Он отвез животных туда, где было безопасно и безлюдно. Увидев берег, зайчики тут же убежали в лес. Остались две пары ослабленных бедолаг, которых Мазай бережно завернул мешок и выхаживал дома. Отпустив впоследствии их в лес, он наказывал, чтобы зайцы не попадались ему зимой. В холода он может тоже пострелять в них ради красивой шкурки, но в теплое время года никогда не трогает.

Краткое содержание

В августе автор гостил в Малых Вежах у знакомого охотника, старика Мазая. Вместе они охотились на дупелей. Однажды, в самый разгар охоты, появилась темная туча и «разразилась жестоким дождем». Рассказчик и Мазай укрылись в каком-то старом сарае, который попался им на глаза.

Автор гостил у Мазая каждое лето «по неделе». Ему нравилась эта деревушка, в которой выращивали хмель. Все дома в ней стояли на высоких столбах, потому что каждую весну здесь поднималась вода – «так что деревня весною всплывает, словно Венеция». Старик Мазай был вдовцом, без детей, и имел лишь внука. Он очень любил свой край, и ему было нипочем пройтись «за́ сорок верст в Кострому прямиком». Прогулки по родному лесу были ему в радость. Он охотился, собирал грибы, ягоды, наслаждался пением лесных птиц. Лишь по ночам ему было не по себе в лесу, в котором было «тихо как в церкви, когда отслужили службу и накрепко дверь затворили».

Так и жил бы дед Мазай «славно, не знал бы заботы, кабы не стали глаза изменять». Во время охоты он все чаще стал промахиваться, однако старик не огорчался. Увидев убегающего зайца, он лишь добродушно грозил ему пальцем, и велел больше не попадаться ему на глаза.

Дедушка Мазай знал «много рассказов забавных про деревенских охотников славных», над которыми от души хохотал рассказчик. Помимо «анекдотов крестьянских» старый охотник был мастером рассказывать разные истории из своей жизни. Пережидая непогоду в сарае, он разговорился, и поведал автору о наболевшем.

Старик с грустью сказал, что в их крае «впятеро больше бы дичи велось», если бы не ловили безбожно ее сетями, не давили многочисленными силками. Особенно жалко Мазаю было зайцев, которые страдали в весеннее половолье. Мало того, что в паводок они гибли сотнями, так и местные мужики ловили их, пользуясь их беззащитностью.

Как-то раз Мазай «за дровами в лодке поехал», и по пути подобрал несчастных зайцев, которых половодье согнало на небольшой островок. Вода подбиралась к ним все ближе, и под ними «осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину». Как только последний зайчишка оказался в лодке, островок скрылся под водой.

Дедушка Мазай продолжил свой путь, и то тут, то там подбирал зайцев, которые испуганно смотрели на воду. Мимо лодки проплыло суковатое бревно, на котором спасалось «зайцев с десяток». Старик уже не мог их взять к себе, опасаясь перевернуть лодку. Тогда он «зацепился багром за сучок и за собою бревно поволок».

Показавшись у деревни в лодке, наполненной зайцами, деде Мазай вызвал смех и веселье «у баб, ребятишек». Завидев берег, спасенные зайцы заволновались, и, едва коснувшись земли, со всего духу принялись бежать. В лодке лишь «две пары осталось — сильно измокли, ослабли». Мазай уложил их в мешок, и принес домой, где отогрел их и накормил. Утром он выпустил их на свободу, и предупредил, чтобы не попадались зимой, когда он выходил на охоту. Бывалый охотник, Мазай не трогал зайцев «ни весною, ни летом», потому что в это время они линяли, и их шкурка была плохой.

Характеристика главного персонажа

Основное действующее лицо повествования — старый охотник. Он добрый человек, что становится понятно даже из краткого содержания «Дед Мазай и зайцы». Важные качества главного персонажа:

  • рассудительность;
  • дальновидность;
  • доброта;
  • любовь к природе и благодарность за ее дары.

Ученики рассуждают про деда Мазая

Мазай понимал, что в половодье приходится туго не только людям из его деревни, которые остаются отрезанными от мира. Много обитателей леса голодает и погибает в это время. Именно поэтому старик осуждал всех, кто наживался на всеобщей беде. Свою боль он выражал в строках: «Только весенние воды нахлынут, И без того они (зайцы) сотнями гинут, — Нет! ещё мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми».

Старик осуждает действия людей из своей деревни, их бездушие и глупость. Легкая добыча всегда желанна. Однако такое поведение сокращает количество животных в лесу, приводит к нарушениям в природе. Старик понимает это и негодует: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили».

Мазай заслуживает положительной оценки. Он живет в гармонии с природой и старается помочь ближнему, если это нужно. Отдельно хочется отметить поведение зайцев. Лодка Мазая и бревно оказались для них спасением. Животные безропотно зашли в хлипкое суденышко, доверив человеку свою судьбу и понимая грозящую опасность. Зайцы оказались умными лесными жителями.

Особенности творчества Некрасова

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Дед Мазай и зайцы», нужно рассмотреть особенности творчества известного поэта. Чем его творчество отличается от других? Николай Некрасов близко к сердцу принимал трудности крестьянской жизни. И его забота о простом русском народе чувствуется практически во всех его творениях.

Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.

План пересказа

Правильно написать сочинение по произведению Некрасова или пересказать стихотворение поможет грамотно составленный план «Дедушка Мазай и зайцы». Он станет ориентиром во время написания творческой работы, напомнит ключевые моменты произведения. Авторский текст для этого удобно разбить на 6 частей:

  1. Внезапный ливень во время охоты.
  2. Воспоминания дедушки Мазая.
  3. Половодье весной.
  4. Погибающие на островке суши зайцы.
  5. Помощь, оказанная дедушкой.
  6. Напутствия старого охотника.

Придерживаясь плана, ученики смогут последовательно изложить свою литературную работу на бумаге или пересказать содержание произведение в понятной для учителя и одноклассников форме. В читательском дневнике также потребуется отобразить кратчайшее содержание. Его можно записать в нескольких предложениях:

Пишут план пересказа

  1. Охота автора и старого Мазая на дупелей в конце лета.
  2. Непогода, от которой приятели спрятались в сарае.
  3. Воспоминания дедушки и рассказ о половодье.
  4. Спасение зайцев, застрявших на небольшом острове.
  5. Транспортировка бревна с зайцами багром.
  6. Доставка животных к берегу.
  7. Напутствия Мазая о том, чтобы косые не попадались ему зимой.

Краткий анализ

Стихотворение включено в образовательную программу третьего класса. Школьником нужно не только подготовиться к его пересказу, но и составить небольшой анализ. Сделать это можно по плану:

Пересказ произведения «Дед Мазай и зайцы»

  1. Автор. Николай Алексеевич Некрасов.
  2. Название произведения. «Дед Мазай и зайцы».
  3. Год написания. 1870.
  4. Жанр. Стихотворение.
  5. Главные герои. Старый охотник Мазай — заботливый и меткий охотник. Веселый и озорной, что видно по его рассказу.
  6. Пересказ кратко. Дедушка Мазай искренне переживает за природу. Зная ее законы, в половодье он отправляется за дровами и легко собирает их в большом количестве. Увидев погибающих на острове зайцев, спасает их и отвозит в безопасное место.
  7. Основная мысль. Любое живое существо заслуживает доброго отношения и поддержки.
  8. Пословицы. «Жизнь дана на добрые дела».
  9. Что понравилось. Отношение главного героя Мазая к природе.
  10. Вывод. В любой ситуации важно вести себя по-человечески. Даже охотник должен помогать животным, которые попали в беду.

Несмотря на то что стихотворение не относится к жанру сказки, его сюжет увлекает юных читателей. Он учит любви ко всему живому, готовности беречь природу и не проходить мимо чужих страданий. Важно учиться разумно расходовать дары природы и не брать от нее больше, чем полагается.

Отзыв

Дед Мазай, несмотря на то, чтобы охотником, не воспользовался бедой, в которой оказались зайцы. Он спас всех, кто попадался на его пути, но потом напомнил, что все равно будет на них охотиться.

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы

Рисунок-иллюстрация к сказке Дед Мазай и зайцы.

Отзывы читателей

Несколько лет выступаю защитником природы, поэтому стихотворение о дедушке Мазае особенно трогает душу и вызывает гордость за русских людей. Кто, как не мы, поможет животным в трудный момент наводнения, пожара, голода? Считаю, что каждый ребенок должен познакомиться с этим стихотворением и усвоить, что все живое нуждается во внимательном отношении человека.

Ирина, 41 год, г. Ижевск

Недавно мы писали сочинение о любимом стихотворении. Я выбрала про деда Мазая, поскольку оно нравится больше других и имеет счастливый конец. Перечитала произведение еще раз и поняла, что дедушка — настоящий герой. Без его помощи зайчики бы погибли.

Настя, 13 лет, г. Ялта

Я сам охотник, и когда вижу зайцев, вспоминаю о стихотворении Некрасова. Руки опускаются, но потом вспоминаю, что и Мазай-то был хорошим охотником. Выпуская зайцев, он предупредил, что все равно будет рассматривать их как добычу зимой. Это право сильного, но во всем должен быть разум.
Борис Аркадьевич, 54 года, г. Казань

  • Некрасов придавал большое значение рассказу про холопа якова почему
  • Некрасов поэт и гражданин сочинение
  • Некрасов певец печальной женской доли сочинение
  • Некрасов певец народа в поэме кому на руси жить хорошо сочинение
  • Некого любить как пишется