Ненаписанное сочинение маркуша краткое содержание рассказ

Анатолий Маркуша «Ненаписанное
сочинение». Взаимоотношения между учителем и учеником.

— Доброе утро ребята, меня
зовут Анастасия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок родной литературы,
садитесь. Сейчас открываем ваши тетради по литературе отступаем 4 клеточки или
две линии от прошлой работы и подписываем сегодняшнее число, классная работа.

— Подумайте и скажите, были ли
в вашей жизни такие моменты, когда вам казалось, что взрослые вас не понимают?
А сами всегда ли понимаете взрослых: учителей, родителей?
-Выходит, что существует проблема взаимопонимания, взаимоотношений между
учителем и учеником? Кто скажет, почему?

В различных
произведениях школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, ученика,
рисуется школьная жизнь. Какие произведения вы знаете? ( Валентин Распутин
«Уроки Французского», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла,
 В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет») и в произведении, которое
вы читали дома, «Ненаписанное сочинение» Анатолия Маркуши.

Попробуйте
определить тему урока (Проблема взаимоотношений учителя и ученика в
произведении А.Маркуши «Ненаписанное сочинение») Запишите в тетради.

Сначала
немного познакомимся с автором.

Настоящее
имя писателя — Арнольд Маркович Лурье. Псевдоним «Маркуша» означал «сын своего
папы Марка».

Считал
он себя прежде всего летчиком, а потом уже писателем. Мечта о небе появилась у
Маркуши в старших классах школы. Он занимался в аэроклубе, приходил туда с
чужим паспортом, потом что не исполнилось еще 16 лет. А после окончания
попробовал поступить в Военно-воздушную академию и с треском провалился. Чему
очень обрадовались родители.

Отец
не понимал любви сына к небу, он работал бухгалтером, хотел, чтобы сын стал
врачом, а про летчиков говорил, что это не солидно: «Кто такой летчик? Всего
лишь воздушный извозчик».

После
того, как сын провалился на экзаменах, отец поставил ему срок – полгода, за это
время нужно было найти себе работу, а дальше в содержании отказывалось.
Шестнадцатилетний Арнольд устроился репортером в «Вечернюю Москву». Первая его
статья называлась «Цены на арбузы снижены».

Опыт
работы в газете очень пригодился потом в жизни, но главным для него оставалось
небо, желание летать.

В 1941
году, за два дня до начала войны он закончил Борисоглебское летное училище. Всю
войну прошел летчиком-истребителем.

После
войны Маркуша работал летчиком-испытателем. В его летной книжке вписано 54 типа
самолетов. Почти все, существовавшие в то время.

Но в
1955 году из авиации пришлось уйти. После аварии на высоте 7000 метров начались
проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать.

Но
перестав летать, Маркуша не простился с небом. Наоборот, он стал служить
любимому делу, получая такую огромную отдачу, которой бы никогда не увидел,
просто работая испытателем. Он начал писать книги о небе и стал крестным отцом
в авиации для сотен мальчишек. Его книги «Вам взлет», «33 ступеньки в небо» и
многие другие открыли путь в небо огромному количеству людей.

Анатолий Маркович,
строго говоря, писатель детский. Написал 75 книг, которые переведены на 18
языков мира. Самая известная из них «Вам — взлёт».

 На
доске:

Анатолий
Маркуша (1921-2005)
Настоящее имя: Арнольд Маркович Лурье.
Родился 20.06.1921 в г. Днепропетровск.

В 1924 г. семья
переехала в Москву. До войны работал в газете «Вечерняя Москва».

В 1941 г. был
призван в армию, окончил Борисоглебскую школу истребителей, стал лётчиком.

За годы армейской и
испытательской службы освоил 54 типа самолётов. Демобилизовался в 1954 г.

Первую книгу
рассказов «Ученик орла» выпустил в 1957 г.

Написал 75 книг,
которые переведены на 18 языков мира.

Дома вы прочитали
рассказ А. Маркуши «Ненаписанное сочинение», которое входит в состав книги
«Вам-взлёт». Если ли что-либо общее между биографией автора и событиями,
происходящими в рассказе? (профессия героя, военные события…) Значит с каким
произведением мы будем иметь дело? Правильно, с автобиографичным.

От какого лица ведется
повествование? (от первого). Как вы думаете почему?

Давайте обратимся к
рассказу. Можем ли мы разделить его на части? (Рассказ можно разделить на две
части, два сочинения (можно попросить ребят назвать типы сочинений)

1.«Мой самый нелюбимый
учитель»! (рассуждение) 2. «Самое памятное боевое задание» (повествование). Что
связывает эти части? (главный герой и учитель). Меняется ли отношение главного
героя к Евгению Витальевичу?

Давайте попробуем
разобраться.

Работа с текстом. В
тетради составим таблицу: образ учителя. Воспользуемся планом, который даёт нам
сам автор в начале произведения.

«Мой самый нелюбимый
учитель»!

«Самое памятное
боевое событие»

Кто он для главного
героя?

«самый нелюбимый
учитель»

«важная птица», «командир
разведроты, а может быть, разведбатальона»

Как мы узнаем об
учителе?

Непосредственно от
главного героя

От третьих лиц

Его портрет,
характерные черты.

«лицо его кажется
птичьим, малоподвижным и недобрым», «таким видит кролик удава»

«землисто-серое лицо,
его выпачканную в тине гимнастерку, его разлохматившиеся грязные волосы и
совершенно черные руки.», «Промокший и ослабевший капитан весь сжался. Он
страшно дрожал.»

Его характеристика
как человека.

«жестокий и черствый
человек», «такая девчонка или такой мальчишка вообще ничто, насекомое»,

«И все-все ему
высказали: и про чуткость, и про заботу о человеке, и про то, что эта
дурацкая тройка с минусом портит успеваемость всего класса».

«Капитан человек
душевный»,

Его характеристика
как профессионала.

«Математику Евгений
Витальевич знает хорошо», «этот человек делается совершенно невозможным!»,

«Перехватил командира
егерской дивизии. Перепутал все их планы к чертям собачьим и ушел.»

Его отношение к
людям.

«Наверное, люди
представляются ему бездушными величинами какого-то колоссального уравнения,
именуемого жизнью».

«и, как говорится,
отец солдатам»

Отношение людей к
нему.

«по-разному», «Жечкой
и ползучим гадом называет», «Он человек сложный. С точки зрения
математической Евгений Витальевич величина положительная и стремящаяся к
бесконечности. А по-житейски это явление сомнительное».

«Для такого человека<…>не
жалко всю воздушную армию поднять.»

Лексика

Использует отрицательную
эмоциональную лексику: «черствый», «невозможный!», «сухой», «самовлюблённый»,
оценка «дурацкая».

Автор использует
множество восклицательных предложений, что также указывает на
экспрессивность.

Все
эти ярко окрашенные слова направлены на выражение субъективной и
поверхностной оценки шестнадцатилетнего героя-подростка, которая оказалась
полной противоположностью тому мнению, которое разделяли сослуживцы Евгения
Витальевича.

На
фронте товарищи Шаца говорили о нем совсем по-другому, используя восторженные
и похвальные выражения. «Для такого человека не жалко всю воздушную армию
поднять». Бывший ученик Евгения Витальевича, слушая его сослуживцев, делает
вывод: «Капитан, по-видимому, человек душевный, отец солдатам…».

.

Значит,
одного и того же человека персонажи оценили по-разному, почему? ( потому что
дети совсем не знали его, а вот те, кто воевал с ним плечом к плечу, могли
сказать о герое намного больше. Рассказчик раскаивается в том, что так ошибался
насчет своего учителя ).

Какой
еще жанр вам напоминает «Ненаписанное сочинение»?

Притча.
Признаки:


малый объем

— сказовая форма

— кольцевая композиция

— сюжет из обыденной жизни

— иносказание

— отвлеченное понятие

— нравоучение   

В
предисловии автор указывает на то, что не считает свои рассказы
нравоучительными. «
Ни
одной строкой повести я не собираюсь утверждать: поступай так или, напротив,
так не делай ни в коем случае. Просто, прожив уже порядочно на свете, я, ка к
мне кажется, не без оснований могу предположить : если так было с одним
человеком, то так может случиться и с другим. Вот я и решил предоставить в
распоряжение читателя свой жизненный опыт, предоставить для того, чтобы
читатель мог оценить, критически осмыслить, что называется, намотать на ус
факты и сделать собственные выводы».

Так какой смысл можно
вывести из этого рассказа?

Автор
считает, что неправильное восприятие человека происходит из-за незнания или
непонимания тех, кто его оценивает. Поэтому он устами своего героя сделал
вывод, что не стоит спешить с негативными отзывами о людях, которых вы в силу
возраста не можете понять.

Д.з. Написать
небольшое сочинение – рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?»

метки: Похвалиться, Повезти, Евгений, Виталий, Человек, Капитан, Тогда, Волос

Маркуша А. М.

«НЕНАПИСАННОЕ СОЧИНЕНИЕ»

Когда я учился в девятом классе, меня неотступно преследовала такая мысль: вот если б существовала тема школьного сочинения «Мой самый нелюбимый учитель»! Будьте уверены, написал бы на пятерку с плюсом. И дальше все представлялось очень ясно. Сначала план:

1. Его портрет.

2. Его характеристика как человека.

3. Его характеристика как учителя.

4. Его отношение к людям.

5. Отношение людей к нему.

6. Выводы.

Ну, а потом последовало бы вот что.

Евгений Витальевич Шац довольно высокий мужчина средних лет. У него крупный нос, тонкие длинные губы, глаза совершенно неопределенного цвета и густые рыже-каштановые волосы. Когда вы смотрите на Евгения Витальевича в профиль, лицо его кажется птичьим, малоподвижным и недобрым, ну, а если он поворачивается к вам анфас, тогда делается и вовсе неприятно, наверное, таким видит кролик удава, когда удав собирается его проглотить и предварительно гипнотизирует, парализуя волю своей жертвы.

Наверное, некоторые девчонки в нашем классе не согласятся со мной и будут утверждать, что Евгений Витальевич строен, что лицо его отмечено чертами мужества, а волосы вообще, ах не волосы, а червонное золото… Но тут уж я ничего не могу им возразить, может быть, девчонки более подготовлены к оценке внешности Евгения Витальевича, а я рисую его таким, каким вижу и чувствую. Не хочу спорить, и пусть у каждого останется своя точка зрения.

Перехожу к его характеристике как человека.

За три года нашего знакомства я лично только два раза видел его улыбку. Первый раз во время большой перемены, когда в коридоре третьего этажа шлепнулась толстая Зина Мельникова (падая, она схватилась за этажерку и покрыла себя цветами в горшках).

Признаю, это было действительно смешно. Но радоваться Зинкиному падению мог все же только жестокий и черствый человек. Второй раз Евгений Витальевич улыбнулся на уроке. Я уж е не помню, какую именно теорему он доказывал, да это и неважно, важно то, что вместо значка «параллельно» он нарисовал перевернутое печатное «Т», что, как известно всем, означает «перпендикулярно». И тут поднялся со своего места Нюма Гомберг все в школе зовут его Эйнштейном, он действительно выдающийся математик, и сказал:

Евгений Витальевич, вы ошиблись. Отрезок MN параллелен, а не перпендикулярен к основанию АВ…

5 стр., 2370 слов

Печорин и Вернер: сравнительная характеристика и отношения

… облика Печорина. Рядом с доктором Вернером Григорий так же чувствует себя одиноким, как и с другими персонажами данного произведения. Печорин и Вернер: сравнительная характеристика и отношения … Сочинение Печорин и доктор Вернер В главе «Княжна Мэри» Печорин знакомится с доктором и их общение позволяет Лермонтову раскрыть черты характера своего героя. Главный герой произведения и Вернер …

Благодарю вас, мой друг, ответил Евгений Витальевич и улыбнулся. Но как! Я лично наблюдал прежде такую улыбку только на столбах, поддерживающих провода высокого напряжения. Вы знаете эту веселенькую эмблемку череп и кости.

С учениками Евгений Витальевич разговаривает только о математике. А если человек математикой не интересуется (например, я увлекаюсь географией и историей), то в его глазах такая девчонка или такой мальчишка вообще ничто, насекомое.

Не могу судить, как держится Евгений Витальевич в обществе других учителей, но с моей матерью (маму вызывали в школу, когда я подрался с Исой Акмуковым) он разговаривал весьма надменно.

Сударыня (это на двадцать-то втором году Советской власти!), у меня к вашему сыну претензии особые. Буйный темперамент, варварские замашки доказывать правоту силой меня не очень огорчают. Подрастет, поумнеет сам разберется, что к чему. А вот бесхарактерность его прискорбна. Берется за что-нибудь новое и, если дело идет легко, доводит до конца, я бы сказал даже с удовольствием, а вот если дело идет трудно, тут уж толка от вашего сына ждать не приходится. Через пять минут все бросит! Видно, не приучили его к трудностям, к тяжелой работе, к настойчивости…

Тут мама стала меня выгораживать (и кто только ее просил!), но Евгений Витальевич не дослушал и сказал:

Не будьте наседкой, сударыня. Вашему мальчику предстоит жить и драться. Неужели вы не понимаете, какое сейчас время? Не делайте из него беспомощного цыпленка. Он первый вам за это спасибо не скажет…

Мама обиделась, и, по-моему, правильно. Все-таки это возмутительноназывать советскую женщ ину сударыней и наседкой! Но, пожалуйста, не подумайте, что у меня с Евгением Витальевичем «личные счеты». Сейчас я приведу еще один пример, и вы сразу же убедитесь, что ничего «личного» в моем отношении нет.

В нашем классе учится Майя Глебова. Считается, что она очень хорошенькая. Я, правда, думаю, что Таня Трофименко в сто раз симпатичнее, но это в данном случае неважно. И вот Майя заболевает. Не ходит в школу шесть недель подряд. Но стоит ей появиться в классе, как Евгений Витальевич вызывает Глебову к доске, спрашивает и ставит отметку «три с минусом».

Все возмущены! Как можно спрашивать человека, если он проболел полтора месяца подряд? И еще на отметку?

Оставить этот случай просто так мы не могли. Во время перемены пошли объясняться. И все-все ему высказали: и про чуткость, и про заботу о человеке, и про то, что эта дурацкая тройка с минусом портит успеваемость всего класса. Что же мы услышали в ответ?

Советую спросить у Глебовой, считает ли она свою отметку справедливой и заслуженной, вот так он нам ответил, повернулся спиной к обществу и поплыл в учительскую.

Мы минуты три не могли просто в себя прийти. Между прочим, Майка нам сказала потом, что он правильно влепил ей трояк. Мы ушам своим не поверили, но Глебова стрельнула глазами и сообщила… В жизни не догадаетесь, что она нам сообщила! Оказывается, пока Майка болела, Евгений Витальевич шесть раз приходил к ней домой и в больницу. Видите ли, заниматься!

И все равно, пусть меня порежут на мелкие кусочки, не поверю, что это от чуткости. Он сухой, самовлюбленный и на весь окружающий мир смотрит свысока.

18 стр., 8562 слов

Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева …

… и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками. Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков. Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и … о том, что наконец-то герой получил умиротворение и покой. Сочинение Характеристика и образ Базарова Иван Сергеевич Тургенев – настоящий классик отечественной …

Ну, а каков он учитель?

Математику Евгений Витальевич знает хорошо. Только не подумайте, что я нескромный и берусь ставить отметки взрослому человеку, окончившему к тому же высшее учебное заведение. А «хорошо» я написал вот в каком смысле: все, что он объясняет, само укладывается в голову (даже в такую тупую к точным наукам, как моя).

Главные выводы и основные правила он всегда диктует. Диктует медленно и разборчиво, так что все успевают записать, не переспрашивая. И почерк у него четкий. Все, что он на доске изображает, всегда ясно видно и всегда понятно. Надеюсь, вы заметили, что я совершенно беспристрастен и вовсе не стремлюсь изображать Евгения Витальевича одной только черной краской. Но на опросах и контрольных работах этот человек делается совершенно невозможным!

Приведу факты.

Наш Эйнштейн Нюмка Гомберг решает на доске задачу. Решает быстро, правильно и, обращаю на это особое внимание, своим собственным оригинальным способом. Исчертив всю доску, Нюмка пишет, наконец, ответ 1247,5 и ставит точку.

Все верно. И придраться не к чему. Но Евгений Витальевич спрашивает ледяным голосом:

Чего?

Нюмка хлопает глазами, и мы все тоже хлопаем.

Чего 1247,5? повторяет Евгений Витальевич.

И тогда Нюмка спохватывается.

Квадратных метров, конечно. И поспешно приписывает размерность м 2 .

Садитесь, Гомберг. Вам следовало быть внимательнее. Ставлю «три».

Или вот другая история.

Мы пишем контрольную работу. Я проверяю каждую строчку по восемь раз. Потом на перемене спрашиваю у ребят, какой у них получился ответ. Ответ сходится. Я спокоен.

Но проходят три дня. Евгений Витальевич раздает контрольные, и я вижу «1». Да-да-да! Даже не двойка, а кол! За что? Это даже невозможно себе представить, за что. В объяснении к действию я написал: «Таким образом, точька А ложится на прямую ОР». И дернул меня черт всадить в слово «точка» мягкий знак! Евгений Витальевич обвел этот мягкий знак красным кружком и пометил на поле: «Достойно изумления. Вы учитесь в девятом, а не во втором классе. Точка! 1».

И таких примеров я бы мог привести сколько угодно. Но думаю, что и тех, которые уже изложены, вполне достаточно.

Признаюсь, меня постоянно занимает мысль: как же все-таки относится к людям наш математик Евгений Витальевич Ш ац? И ответ на этот вопрос приходится давать самый грустный. Наверное, люди представляются ему бездушными величинами какого-то колоссального уравнения, именуемого жизнью. И он, я думаю, все время старается приводить эти величины к нулю. Ведь чем больше будет нулей, тем проще станет уравнение! Иногда мне даже делается его жалко.

И последний вопрос: а как нули относятся к нему? Справедливость требует признать по-разному.

Толстая Зина Мельникова иначе, как Жечкой и ползучим гадом, вообще его не называет. Но Зинка круглая дура, и принимать ее мнение всерьез не стоит. Майя Глебова вздыхает, закатывает глазки и противно сюсюкает:

Ах, если б Евгений Витальевич преподавал химию!

По-моему, Майка просто влюблена в Евгения Витальевича, и нравится он ей не как учитель и человек, а как мужчина. Дальше не уточняю. В конце концов, это их личное дело…

Нюмка Гомберг (ему, между прочим, достается от Евгения Витальевича больше всех) философствует:

3 стр., 1075 слов

Тема любви в романе «Евгений Онегин»

… с результатом. Тема любви в романе «Евгений Онегин». Сочинение Во многих сюжетах А. С. Пушкина так называемые «вечные темы» раскрываются одновременно через призму восприятия нескольких героев. К таким относиться и тема любви в романе «Евгений Онегин». Проблема понимания …

Он человек сложный. С точки зрения математической Евгений Витальевич величина положительная и стремящаяся к бесконечности. А по-житейски это явление сомнительное. Во всяком случае, в разведку я бы не хотел с ним идти.

Вот, пожалуй, и все. Теперь мне осталось сделать выводы.

Учитель должен быть человеком, несущим другим людям знания, радость и вдохновение. Учитель должен быть таким, чтобы ученики изо всех сил старались походить на него. Тогда только он сможет завоевать любовь и признание.

Евгений Витальевич Шац дает нам знания. А все остальное нам приходится получать от других преподавателей. Вот почему я так уверенно заключаю: мой самый нелюбимый учитель математик Е. В. Ш ац.

* * *

Окончив среднюю школу, я поступил в училище военных летчиков и спустя два года был произведен в пилоты-истребители. Кое-кто считал меня в свое время бесхарактерным и не приспособленным к трудной работе. Ну что ж! Пусть все эти аттестации останутся на совести их автора. Повторяю пусть! А я ни на кого не в обиде.

Ж изнью я доволен, об одном только жалею: почему летчики не пишут сочинения? Было б здорово, если бы писали, особенно на свободную тему. Ну, например, на такую: «Самое памятное боевое задание». Пожалуй, я бы и плана не стал придумывать, а начал сразу.

Есть среди нашего брата публика, которая считает только истребитель машиной. А все прочие самолеты, по их мнению, так «морковный кофе». Я лично с такой точкой зрения решительно не согласен! Летчика что делает летчиком? Опыт. Выражаясь профессиональным языком налет, то есть активное пребывание в воздухе. И если ты хочешь прожить долго, а я всегда хотел прожить долго и до войны и особенно на войне, не брезгуй никакой возможностью полетать. На По-2 давай на По-2, на старой «шаврухе» давай на «шаврухе»! И пусть маршрутный полет из штаба полка в штаб корпуса не засчитывается за боевую работу, а записывается в графу учебно-тренировочные или там связные полеты, мне плевать! Я могу хоть на воротах слетать, если, конечно, на ворота поставят мотор.

Своих взглядов я ни от кого не скрываю. И может быть, поэтому меня чаще других пилотов посылают на всякие «липовые» задания. Я вожу мирного майора-интенданта в армейские тылы, где он улаживает какие-то сложные и безотлагательные проблемы горючего; я таскаюсь с пакетами но всем полевым площадкам нашей воздушной армии; а один раз мне довелось даже доставить в дежурную эскадрилью весьма известную опереточную примадонну она давала шефские концерты «крылатеньким мальчикам».

И вот что смешно: каждый такой полет оформляется штабом как спецзадание. Почему этого никто не знает. Просто уж так принято. Лейтенант Беленко прозвал меня спецлетчиком, но скажу совершенно откровенно плевать я хотел и на прозвище и на самого Беленко. Хочет корчить из себя аса, пусть корчит. Налет это серьезно. Все остальное чепуха.

То, что я написал сейчас, называлось в наших школьных сочинениях вступлением или вводной частью. Эта самая вводная часть должна была подготавливать читателя к пониманию основных мыслей и основных событий.

Надеюсь, что мое краткое вступление соответствует этой задаче, и перехожу к основному.

Мы вернулись с боевого задания. Мы благополучно сопроводили штурмовиков на цель и так же благополучно прикрыли их на обратном пути домой. День начался хорошо.

Стоило мне сесть, зарулить на стоянку и передать машину механику, как прибежал посыльный из штаба:

2 стр., 742 слов

Анализ романа Каверина «Два капитана»

… главного героя. 7. Система образов произведения. Центральным персонажем романа «Два капитана» стал Саня Григорьев. Это честный и смелый человек, который хочет добиться правды. Примером для героя … (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. В романе «Два капитана» две сюжетные линии, одна из которых повествует о судьбе капитана Татаринова, а другая – о жизни Сани Григорьева. …

Срочно! Начальник оперативного отдела вызывает!

Я помчался.

Начальник оперативного отдела сказал:

Бери Ш-2, лети в штаб стрелкового корпуса. Там найдешь подполковника Хорунжего. Ты и машина поступаете в его распоряжение. Срок сутки. Учти: командовать тобой будут наземники, так что сам соображай. На рожон не лезь. За машину отвечаешь ты. Ясно?

Через пять минут я вышел из штабной землянки с полетным листком в руках. Предстояло выполнить очередное спецзадание.

Через сорок минут докладывал подполковнику Хорунжему:

Товарищ гвардии подполковник, прибыл в ваше распоряжение…

Еще через сорок минут я знал, что мне предстоит делать. Надо было перелететь линию фронта, углубиться на двадцать с небольшим километров в тыл противника, разыскать среди леса крошечное озерко Ним, быстро на него сесть, забрать из камышей одного человека и как можно быстрее доставить домой, к нам.

Некоторое время мы уточняли маршрут. Потом подполковник Хорунжий спросил:

Может, тебе истребительное прикрытие нужно? Проси. Для такого человека, тут он махнул рукой в сторону фронта, не жалко всю воздушную армию поднять. Если нужно, проси, согласуем мигом.

Я подумал и сказал, что истребительное прикрытие мне не нужно.

Почему?

Полагаю, что сработать этот полет надо скрытно. Истребители привлекут внимание противника.

Может быть, не то согласился, не то не согласился подполковник. А что тебе вообще нужно?

Карта нужна, сказал я, самая подробная, самая хорошая карта, самого крупного масштаба. И еще, если можно, я бы хотел уточнить время вылета.

Карта будет. Сигналы опознавания будут. А со временем вылета пока придется обождать командующий лично назначит.

На этом мы расстались. Подполковник ушел, а я остался около самолета.

Делать мне было нечего, поэтому я лежал на крыле и думал. Проскакивать линию фронта надо севернее Нима. Над болотами. Там ни наших, ни чужих. Это ясно. Лететь придется бреющим чем ниже, тем лучше. Заходить на заданную точку буду с запада. В этих краях Ш-2 редкость, и вряд ли немецкие зенитчики с ним знакомы. Если даже меня обнаружат, особенно летящим с запада на восток, то, скорее всего, не сразу сообразят, чей я свой или чужой…

Потом я стал думать о том человеке, которого должен был забрать из камышей. Он разведчик, но какой? Если уж сам командующий назначает время вылета, если в прикрытие предлагают поднять всю воздушную армию значит, птица! Я не успел представить себе эту важную птицу, пришел усатый старшина, принес карты.

Карт было три: наша километровка, наша артиллерийская пятьсот метров в сантиметре, и трофейная, очень пестрая и очень подробная.

Старшина отдал карты, но уходить не спешил. Он как-то странно топтался на месте, сглатывал слюну, словно хотел что-то спросить и не решался.

Чего тебе? Расписку на карты дать? сказал я.

Что вы! Не надо мне никакой расписки. Вы капитана-то нашего знаете?

Капитана? Какого капитана?

За которым полетите. Дело, конечно, секретное, липшего болтать не положено, только мы в курсе. И все просим: постарайтесь уж получше, товарищ командир! Знаете, какой он у нас, капитан! Вот, гляньте. И старшина достал из кармана листок, вырванный из полевой книжки. Когда они на задание уходили, оставили. Поинтересуйтесь.

6 стр., 2718 слов

«Бороться и искать, найти и не сдаваться». Открытие …

… искать и нашел экспедицию капитана Татаринова? Его поиски были восстановлением правды в жизни и восстановлением чести честного человека. Почему роман назван “Два капитана”? Два капитана – это два “ведущих по жизни”– капитан Татаринов и капитан … в судьбе спектакля был не только триумф, но и трагедия: захват боевиками 23-26 октября 2002 года, погибло много людей. Минута … были сказаны Сане в лагере, …

Я взял листок и увидел: ровный четкий почерк это прежде всего аккуратные цифирки перед каждой строчкой. И вот что я прочел:

С Д Е Л А Т Ь

1. Получить теплые портянки на всех. Не будут давать пугни.

2. Амиткулова направить к врачу. Обязательно к глазнику!

3. Двадцать шестого день рождения сержанта Грая. Отметить.

4. Ш ершневу заменить автомат. Пристрелять. Проверить.

5. Письма Махарадзе собрать. Положить в мою сумку, в маленькое отделение.

6. Достать финско-русский словарь. Где хотите, но чтобы был.

7. Рогова без меня не воспитывать. Пусть придет в себя!!!

8. Выколотите на складе конфеты (за табак) для Казанцевой.

НЕ ЗАБЫТЬ

1. Проверить наградные листы. Ушли или нет. Через писарей штаба.

2. Узнать у фотографа, когда будут снимки Иванникова, Казанцевой, Грая (для родных).

3. Заменить книги. Напомнить замполиту.

4. Проверить, как откликнулся сельсовет на письмо по поводу семьиМахарадзе.

5. Составить списки табельного имущества. Списать утраченное.

О Т О Р В У Г О Л О В У , Е С Л И

1. Амиткулова не посмотрит врач. Глазник!

2. Кто-нибудь снова попытается обидеть Казанцеву.

3. Радисты не заменят аккумуляторы.

Я дочитал этот ни на что не похожий боевой приказ и взглянул на старшину.

Чувствуете, какой наш капитан? Вы уж, пожалуйста, постарайтесь.

Ладно, сказал я, уговорил, постараюсь.

Старшина ушел, а я стал снова думать о капитане. Вероятно, он командир разведроты, а может быть, разведбатальона. Капитан человек душевный и, как говорится, отец солдатам. Но все равно это еще не основание, чтобы время вылета за ним назначал сам командующий, тем более не причина, чтобы поднимать на прикрытие одного малюсенького Ш-2 всю воздушную армию.

Сколько-нибудь правдоподобного объяснения поступкам окружающих мне так и не удалось придумать. Но тут ко мне подошел совсем молоденький худой и длинный лейтенант, лихо козырнул:

Лейтенант Бахмутов, комвзвод-один.

Очень приятно, сказал я и, в свою очередь, представился.

Слушай, тут такое дело, значит, получается: ты за нашим капитаном летишь? Ну-ну, не отвечай. Все ясно. Понимаем не дети. Так вот какое, значит, дело-то: ты имей в виду, он там такого наворохал сказка! Перехватил командира егерской дивизии. Перепутал все их планы к чертям собачьим и ушел. Но тут, значит, такое дело вышло: вывихнул ногу! Ребята его прикрыли, а он там остался. Ждет. Я тебе это дело для чего говорю? Чтобы понимал, за кем летишь.

Лейтенант ушел. Я посмотрел на часы и понял вылет мне назначат минут за сорок до наступления сумерек. Командующий прав. Лететь над пестрой, искрапленной озерками и протоками землей лучше всего под вечер. Длинные тени закамуфлируют местность, сгладят очертания сопок, и моя маленькая «шавруха» станет казаться еще меньше. Я поползу совсем низко над темно-зелеными маковками сосен, я буду прижиматься к серо-голубой поверхности водоемов, и никакой истребитель противника не засечет меня.

Проскочу. Уверен.

Л и ш ь бы не было под вечер тумана. Туман может все испортить.

19 стр., 9185 слов

Роль дружбы в жизни человека сочинение обломов

… Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий. … Значение и актуальность романа «Обломов» Роман «Обломов» является …

Ну вот я и написал ту часть сочинения, которую в школе именовали завязкой. Все герои названы, все ниточки протянуты, читатель почти все уже понял.

Можно переходить к кульминационному пункту.

Чтобы не затягивать рассказ, сообщу сразу: линию фронта я миновал без всяких происшествий, озеро Ним не без труда, но все-таки нашел, сел с ходу и к назначенной протоке подрулил без каких-либо осложнений.

Осмотрелся. Никого.

Мотор тарахтел на самых малых оборотах. «Шавруха» легонько подрагивала на спокойной воде. До берега было метров двадцать. Сокращать это расстояние я опасался как бы не сесть на мель.

Я ждал и уже начал нервничать. Наконец из зарослей бурого камыша показался человек. Он шел с трудом, опираясь на здоровенный березовый сук. Человек подал мне условный знак и продолжал потихонечку приближаться к воде. Как мне того ни хотелось, помочь капитану я был не в силах. Оставлять кабину рискованно: «шавруху» могло снести. Безобидное на карте озерко Ним оказалось проточным.

И тут события внезапно переломились.

Случилось самое страшное: следом за капитаном из тростников стал выползать туман.

Туман был низкий, густой и казался липким. На севере живут такие вредные туманы. За десять минут они могут наглухо закупорить аэродром, и тогда все ни взлететь, ни сесть. Закрывает иногда на час, а иногда и на трое суток.

Через минуту я понял: туман двигается чуточку быстрее человека. Капитану оставалось доковылять до моей «шаврухи» еще метров десять, туману метров пятнадцать.

Я ждал.

Капитан был уже совсем близко. Я видел его землисто-серое лицо, его выпачканную в тине гимнастерку, его разлохматившиеся грязные волосы и совершенно черные руки. Но и туман был рядом. Я видел егомолочно-белое, клубящееся, казалось, плотное тело.

Человек сделал маленький шаг вперед, туман сделал шаг капелькуподлиннее, человек шагнул еще, и туман шагнул тоже…

Я подумал: «Через три минуты мне уже не взлететь».

И тут черные руки капитана легли на борт «шаврухи».

Лететь домой оказалось куда сложнее, чем я мог ожидать. Из тумана нам удалось вырваться, но от темноты уйти было некуда.

Промокший и ослабевший капитан весь сжался. Он страшно дрожал. Но мне некогда было о нем думать. Надо было пилотировать машину, надо было выдерживать курс, надо было не врезаться в сопки. Много чего надо было еще сделать, чтобы вернуться домой и жить дальше.

Сегодня я могу сказать: было сделано все. И вы это видите, иначе вам не пришлось бы прочесть эти строчки.

А теперь развязка, так полагается в настоящем сочинении. На следующее утро меня представили выспавшемуся, побритому, медленно приходившему в себя капитану.

Капитан Ш ац Евгений Витальевич. Благодарю, сказал он.

А я подумал: «Как же это хорошо, что тогда, в школе, нам не предлагали сочинения на тему о самом нелюбимом учителе! Как хорошо!»

1961 г.

Рисунок 1Рисунок 4ђђЗаголовок 1ђђЗаголовок 2ђђЗаголовок 3ђђЗаголовок 4ђђЗаголовок 5ђђЗаголовок 6ђђЗаголовок 7ђђЗаголовок 8ђђЗаголовок 915

метки: Рассказ, Ненаписанный, Класс, Ребенок, Маркуша, Коррекция, Мурашов, Произведение

Учитель : Белоусова Вера Валерьевна

e-mail: [email protected]

Viber: 8-914-474-30-68

Выполненное задание сфотографировать и выслать на электронную почту учителя Белоусовой В.В. с указанием фамилии, имени и класса.

Можно переслать через Viber

Задания

10 НОЯБРЯ, Тема урока: Анатолий Маркуша «Ненаписанное сочинение»

Здравствуйте, ребята!

1. Прочитайте рассказ «Ненаписанное сочинение»

2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься рассказ ,,Ненаписанное сочинение‘‘».

17 НОЯБРЯ, Тема урока: Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

Здравствуйте, ребята!

Задания на сегодня:

1. Познакомьтесь с буктрейлером книги Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»:

2. Прочитайте рассказ.

3. Составьте 10 вопросов по рассказу.

24 НОЯБРЯ, Тема урока: Екатерина Мурашова «Класс коррекции»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы начинаем работу над произведением Е. Мурашовой «Класс коррекции».

Биографическая справка. Екатерина Вадимовна Мурашова. Псевдоним – Наталья Домогатская. Дата рождения: 22 февраля 1962 . Место рождения: Ленинград, Россия. Род деятельности: прозаик. Направление: модернизм. Жанр: повесть.

Закончила биологический и психологический факультеты ЛГУ. Ее первой публикацией стала повесть «Талисман» в сборнике «Дружба» (1989).

В 2006 году она так же выпустила книгу по детской психологии «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. Мурашова Е.В. — писатель, биолог, психолог. Автор подростковых драматических книг.

Аннотация к книге «Класс коррекции « . Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы. Тема детей — отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

2 стр., 712 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Мои любимые страницы повести (по …

… вызывает огромную симпатию и уважение. Но больше всего в повести «Капитанская дочка» мне нравятся последние страницы повести, которые рассказывают о встрече Маши Мироновой с государыней. Девушка … свою единственную любовь. Этого молодого дворянина можно назвать по-настоящему счастливым человеком. Повесть Пушкина является прекрасным доказательством того, что справедливость рано или поздно …

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» была отмечена несколькими наградами, в том числе: в 2005 году — Второй премией Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н.Толстого

В 2006 г. Е.В. Мурашова стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» за повесть «Класс коррекции», а в сезоне 2007/08 получила Большую премию (Третье место) за повесть «Гвардия тревоги».

Несмотря на полуфантастический сюжет, повесть Мурашовой — не фэнтези, а честная, даже жестковатая реалистическая проза, напоминающая фильмы Динары Асановой. Так же, как Асанова, Мурашова никого не утешает. Но показанное ею также не вызывает чувства безысходности.

Краткий пересказ. В одной престижной гимназии Санкт-Петербурга есть так называемый класс коррекции. В этом классе собраны неблагополучные, «неформатные» дети — больные, из неблагополучных семей, с умственными отклонениями… Детей этих никто не любит и все побаиваются, что и неудивительно — они как зверята, ни от кого не ждут ничего хорошего, зато друг за друга стоят горой. Только новый молодой учитель географии пытается что-то сделать и помочь детям.

И вот однажды в класс приходит новый ученик — приветливый умный мальчик, больной ДЦП. Есть в нем что-то необычное, какая-то внутренняя сила и уверенность, будто что-то есть в его жизни такое, особенное. Это что-то — некая волшебная страна, параллельная реальность, место, в котором сбываются мечты, где больной ДЦП мальчик может свободно двигаться, бегать и кататься на лошади, а почти слепой и плохо слышащий — прекрасно видеть и слышать. Мир, в котором есть заботливые мама и папа, в котором можно есть клубнику и пить молоко сколько влезет, и куда можно привести друзей.

Другие книги «Талисман» (1989) * «Обратно он не придет!» («Полоса отчуждения»)(1991) * «Барабашка — это я» (1991) * «Изюмка» (1992) * «Дверь, открытая всегда» (2004) * «Одно чудо на всю жизнь» (2004) * «Класс коррекции» (2004) * «Гвардия тревоги» (2008) Трилогия «Анжелика и Кай» * «Забывший имя Луны» (2008) * «Земля королевы Мод» (2008) * «Детдом» (2008)

Задание: читать повесть Е.Мурашовой «Класс коррекции»

Здравствуйте, ребята!

Задание:

Дочитать повесть Е.Мурашовой «Класс коррекции»

8 ДЕКАБРЯ, Тема урока: Проблема милосердия в произведении Е.Мурашовой «Класс коррекции»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы заканчиваем знакомство с повестью Е.Мурашовой «Класс коррекции»

Цели урока:

  • прояснить мотивы поведения героев произведения;
  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои повести Е.Мурашовой;
  • показать, какую роль в произведении играет милосердие и что означает это понятие.

1. Что такое милосердие?

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

10 стр., 4601 слов

Проявление милосердия в жизни. что такое милосердие? (Пример …

… поддержку. Завершить свое сочинение на тему милосердия в нашем мире хочу призывом. Давайте будем милосерднее, ведь чем больше в жизни милосердия, тем меньше станет страданий и горя, тем лучше станет наш … мир и наша жизнь в целом. Определение милосердия Не так просто ответить на вопрос: «Милосердие — это …

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни, было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Именно о милосердии идет речь в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции».

Повесть Е.Мурашовой входит в рекомендательный список литературы для библиотек под названием « Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели тяжкий недуг или научились достойно жить с неизлечимой болезнью.

Может ли книга чем-то помочь в жизни?, Как вы понимаете значение слова «коррекция»?

КОРРЕ́КЦИЯ

КОРРЕ́КЦИЯ

КОРРЕ́КЦИЯ – (

Коррекция социальная, Коррекция психологическая —, Что вы знаете о классах коррекции? Как относитесь к тем детям, которые в них учатся?, Как, вы думаете, по какому принципу отбираются в них ученики? (, Как описывается класс «Е» в произведении? (, Что вы узнали о жизни детей, которые учатся в 7Е классе?, Как к этим детям относятся взрослые?, От чьего имени ведется повествование?, Что мы знаем об Антоне? Как он попал в класс коррекции?

(Историю, которая произошла с 7 «Е», рассказывает Антон, один из учеников класса коррекции. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умен и образован для своих лет», но «неврологически нездоров», у него «бывают припадки неконтролируемых эмоций»)

Ребята, как вы понимаете слово «милосердие»?

Именно с этого слова начинается произведение. Им классный руководитель предваряет появление новенького? Как класс реагирует на произнесенное слово «милосердие»?

( «- Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!

В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась, было отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово, — «милосердие» — прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе. Почему?

Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.

А сегодня — с какой бы радости?»

Странно, что фраза о милосердии оказывается адресована детям, которые сами в нем нуждаются. Хотя… все как в жизни: посочувствовать и понять может только подобный тебе.

12 стр., 5810 слов

Нужны ли в жизни милосердие и сострадание ?» Подготовка к домашнему …

… вам накопить материал для сочинения , сделать вывод. У каждого из вас карточка с высказываниями о милосердии. При необходимости используйте афоризмы в своей работе. Карточка. * * Сострадание правит миром (Древнеиндийский … ют­ся в нашей жизни. 7.Анализ произведений. Храни, Господь, убогих, неимущих, Безвольных,сирых и калек, Дай им понять, Что в этот миг насущный Твоей защиты просит человек! Верни, …

Что изменилось в классе с приходом Юры Малькова? Что отличает Юру от сверстников? (, Что нового мы узнаем о ребятах из эпизода о вечеринке у Юры Малькова?, Какой вывод делает Антон? («, Для чего Юра решил устроить вечеринку? (

У этих детей не все благополучно в их детской жизни, их не пускают в приличные дома, они не слышат ласковых слов в свой адрес, к ним относятся как к второсортным. Задачки, которые реальная жизнь подкидывает «ешкам», тоже отнюдь не для седьмого класса. Например, одна из девочек посреди учебного года оказывается с шестимесячным ребенком на руках, потому что его мать куда-то пропала. А всего детей там то ли пятеро, то ли шестеро, просто остальные чуть постарше. И девочки седьмого «Е» устанавливают дежурство при малышке, чтобы их подруга могла учиться и спать хотя бы иногда.)

С какой целью автор вводит в произведение параллельный мир? (, Почему дети не остаются в нем?, Неужели эти дети одиноки и никто не хочет им помочь? (, Как проявили себя ребята в истории со Стешей? (

Эти неудобные обществу дети смогли постоять друг за друга и драться до крови. Хотя они и смеются над словом «милосердие», но своим поступком продемонстрировали его проявление.

Когда приходит беда, эти дети встают плечом к плечу и справляются сами, не ожидая помощи от окружающих взрослых. И как-то вдруг понимаешь, что в этих искалеченных телах живут удивительные души: чистые, верные, крепкие. А вот от образов «упакованных», сытых и здоровых «ашек» и «бэшек» явственно тянет гнильцой. Так что перед нами встает большой вопрос: кого корректировать нужно?)

Чем заканчивается произведение? (

В этих детей верит автор, поэтому оставляет своих героев в реальном мире, утверждая, что жизнь не может быть только розовой и безоблачной. За неё надо бороться. Лучше, когда вместе, дружно, как ребята из класса коррекции.

Основная мысль произведения выражена в словах Стеши: «Запах звёзд». По-другому, звезда-это символ надежды.

Мне бы хотелось, чтобы в ваших сердцах не нашлось места для равнодушия, пусть наполнятся ваши сердца добротой, состраданием, любовью, искренним желанием помогать людям.

Книга написана для детей, причем для детей скорее нормальных, чем аномальных. И для родителей, возможно, тоже. Для того чтобы все прочитавшие поняли, что и у таких детей существует свой мир. Они другие, да, они непонятные для нас, но они вынуждены как-то жить в этом нормальном (для нас) мире. А для них он… чужой. И надо пытаться, нет, надо уметь понять и таких детей. Книга о вечных ценностях: добре, справедливости, милосердии, сопротивлении злу. Подростки скорее, чем взрослые, понимают сложность и неоднозначность некоторых жизненных ситуаций. Практически с детства эти ребята знают, что такое социальная иерархия и какое место они в ней занимают, как к ним относятся, видят фальшь, показуху. А небольшой эпизод — подростки, причем неблагополучные, передают малыша из своей семьи родителям только что умершего их друга — прекрасного мальчика-инвалида. И мать принимает его. Ибо все они понимают — у малыша появляется надежда, а у матери смысл жизни, и всё сложится благополучно — дети это тоже понимают…

14 стр., 6589 слов

Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни

… ребенка третьего года жизни. 2. Исследовать влияние произведений “материнского” фольклора на развитие речи ребенка третьего года жизни. 3. Разработать систему занятий по использованию “материнского” фольклора как средства речевого развития детей третьего ода жизни. … века многие литераторы понимали уже педагогическую значимость фольклора. Произведения детского фольклора печатались в журналах …

Напишите небольшое сочинение «Нужно ли милосердие в нашей жизни?»

15 ДЕКАБРЯ, Тема урока: Борис Екимов «Ночь исцеления»

Здравствуйте, ребята!

Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления»., Письменно ответьте на вопросы:

1. Почему баба Дуня разговаривала во время сна?

2. Что нужно было сделать Грише, по мнению родителей, чтобы бабушка не мешала ему спать? Что может рассказать данный совет об отношении взрослых к бабе Дуне?

3. Какое решение принял внук, чтобы помочь бабушке? Как это характеризует героя?

4. Какое впечатление произвёл на вас рассказ Б.П. Екимова? Над чем заставил задуматься?

  • Ненаком не на ком как пишется
  • Ненавидевший как пишется и почему
  • Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев гримм
  • Немедля с ответом как пишется
  • Некрасов мороз красный нос план рассказа