Анатолий Маркуша «Ненаписанное
сочинение». Взаимоотношения между учителем и учеником.
— Доброе утро ребята, меня
зовут Анастасия Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок родной литературы,
садитесь. Сейчас открываем ваши тетради по литературе отступаем 4 клеточки или
две линии от прошлой работы и подписываем сегодняшнее число, классная работа.
— Подумайте и скажите, были ли
в вашей жизни такие моменты, когда вам казалось, что взрослые вас не понимают?
А сами всегда ли понимаете взрослых: учителей, родителей?
-Выходит, что существует проблема взаимопонимания, взаимоотношений между
учителем и учеником? Кто скажет, почему?
В различных
произведениях школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, ученика,
рисуется школьная жизнь. Какие произведения вы знаете? ( Валентин Распутин
«Уроки Французского», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла,
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет») и в произведении, которое
вы читали дома, «Ненаписанное сочинение» Анатолия Маркуши.
Попробуйте
определить тему урока (Проблема взаимоотношений учителя и ученика в
произведении А.Маркуши «Ненаписанное сочинение») Запишите в тетради.
Сначала
немного познакомимся с автором.
Настоящее
имя писателя — Арнольд Маркович Лурье. Псевдоним «Маркуша» означал «сын своего
папы Марка».
Считал
он себя прежде всего летчиком, а потом уже писателем. Мечта о небе появилась у
Маркуши в старших классах школы. Он занимался в аэроклубе, приходил туда с
чужим паспортом, потом что не исполнилось еще 16 лет. А после окончания
попробовал поступить в Военно-воздушную академию и с треском провалился. Чему
очень обрадовались родители.
Отец
не понимал любви сына к небу, он работал бухгалтером, хотел, чтобы сын стал
врачом, а про летчиков говорил, что это не солидно: «Кто такой летчик? Всего
лишь воздушный извозчик».
После
того, как сын провалился на экзаменах, отец поставил ему срок – полгода, за это
время нужно было найти себе работу, а дальше в содержании отказывалось.
Шестнадцатилетний Арнольд устроился репортером в «Вечернюю Москву». Первая его
статья называлась «Цены на арбузы снижены».
Опыт
работы в газете очень пригодился потом в жизни, но главным для него оставалось
небо, желание летать.
В 1941
году, за два дня до начала войны он закончил Борисоглебское летное училище. Всю
войну прошел летчиком-истребителем.
После
войны Маркуша работал летчиком-испытателем. В его летной книжке вписано 54 типа
самолетов. Почти все, существовавшие в то время.
Но в
1955 году из авиации пришлось уйти. После аварии на высоте 7000 метров начались
проблемы со здоровьем. Врачи не рекомендовали летать.
Но
перестав летать, Маркуша не простился с небом. Наоборот, он стал служить
любимому делу, получая такую огромную отдачу, которой бы никогда не увидел,
просто работая испытателем. Он начал писать книги о небе и стал крестным отцом
в авиации для сотен мальчишек. Его книги «Вам взлет», «33 ступеньки в небо» и
многие другие открыли путь в небо огромному количеству людей.
Анатолий Маркович,
строго говоря, писатель детский. Написал 75 книг, которые переведены на 18
языков мира. Самая известная из них «Вам — взлёт».
На
доске:
Анатолий
Маркуша (1921-2005)
Настоящее имя: Арнольд Маркович Лурье.
Родился 20.06.1921 в г. Днепропетровск.
В 1924 г. семья
переехала в Москву. До войны работал в газете «Вечерняя Москва».
В 1941 г. был
призван в армию, окончил Борисоглебскую школу истребителей, стал лётчиком.
За годы армейской и
испытательской службы освоил 54 типа самолётов. Демобилизовался в 1954 г.
Первую книгу
рассказов «Ученик орла» выпустил в 1957 г.
Написал 75 книг,
которые переведены на 18 языков мира.
Дома вы прочитали
рассказ А. Маркуши «Ненаписанное сочинение», которое входит в состав книги
«Вам-взлёт». Если ли что-либо общее между биографией автора и событиями,
происходящими в рассказе? (профессия героя, военные события…) Значит с каким
произведением мы будем иметь дело? Правильно, с автобиографичным.
От какого лица ведется
повествование? (от первого). Как вы думаете почему?
Давайте обратимся к
рассказу. Можем ли мы разделить его на части? (Рассказ можно разделить на две
части, два сочинения (можно попросить ребят назвать типы сочинений)
1.«Мой самый нелюбимый
учитель»! (рассуждение) 2. «Самое памятное боевое задание» (повествование). Что
связывает эти части? (главный герой и учитель). Меняется ли отношение главного
героя к Евгению Витальевичу?
Давайте попробуем
разобраться.
Работа с текстом. В
тетради составим таблицу: образ учителя. Воспользуемся планом, который даёт нам
сам автор в начале произведения.
«Мой самый нелюбимый |
«Самое памятное |
|
Кто он для главного |
«самый нелюбимый |
«важная птица», «командир |
Как мы узнаем об |
Непосредственно от |
От третьих лиц |
Его портрет, |
«лицо его кажется |
«землисто-серое лицо, |
Его характеристика |
«жестокий и черствый «И все-все ему |
«Капитан человек |
Его характеристика |
«Математику Евгений |
«Перехватил командира |
Его отношение к |
«Наверное, люди |
«и, как говорится, |
Отношение людей к |
«по-разному», «Жечкой |
«Для такого человека<…>не |
Лексика |
Использует отрицательную Автор использует Все |
На . |
Значит,
одного и того же человека персонажи оценили по-разному, почему? ( потому что
дети совсем не знали его, а вот те, кто воевал с ним плечом к плечу, могли
сказать о герое намного больше. Рассказчик раскаивается в том, что так ошибался
насчет своего учителя ).
Какой
еще жанр вам напоминает «Ненаписанное сочинение»?
Притча.
Признаки:
—
малый объем
— сказовая форма
— кольцевая композиция
— сюжет из обыденной жизни
— иносказание
— отвлеченное понятие
— нравоучение
В
предисловии автор указывает на то, что не считает свои рассказы
нравоучительными. «Ни
одной строкой повести я не собираюсь утверждать: поступай так или, напротив,
так не делай ни в коем случае. Просто, прожив уже порядочно на свете, я, ка к
мне кажется, не без оснований могу предположить : если так было с одним
человеком, то так может случиться и с другим. Вот я и решил предоставить в
распоряжение читателя свой жизненный опыт, предоставить для того, чтобы
читатель мог оценить, критически осмыслить, что называется, намотать на ус
факты и сделать собственные выводы».
Так какой смысл можно
вывести из этого рассказа?
Автор
считает, что неправильное восприятие человека происходит из-за незнания или
непонимания тех, кто его оценивает. Поэтому он устами своего героя сделал
вывод, что не стоит спешить с негативными отзывами о людях, которых вы в силу
возраста не можете понять.
Д.з. Написать
небольшое сочинение – рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий учитель?»
Правописание не с причастиями 30 слов
Слитное и раздельное написание не
с причастиями
I. По независящим причинам; нерешаемая задача; трава не скошена; неубранное поле; книга не прочитана; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; недоумевающий по поводу поведения одноклассника; не подоспевшие вовремя на помощь; неисправленная работа по математике; незаселенные на окраине дома; нерешенная задача по физике; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; тропинка не освещена; дорожки не расчищены; не взволнованное, а успокоившееся море; далеко не решенный вопрос; непрекращающийся ливень; задача не решенная, а только начатая; не встреченный никем.
II. Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; еще не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита; неисправимый дефект; портфель не кожаный; ненавидел фальшь; не был в школе; кофта не коричневая; неширокая, но глубокая речонка; костер не погашен; еще не засеянные поля; не знающий усталости; не громкий, а тихий разговор; бормочет что-то невнятное; невежда в музыке; не красивый, а просто симпатичный; поступил далеко не красиво; несбыточность помыслов.
«Не» с причастиями — слитно и раздельно
«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
- летящий самолет;
- заржавевший гвоздь;
- посеянная трава — трава посеяна;
- рассыпанные листья — листья рассыпаны.
Слитное написание «не» с причастиями в полной форме
Примеры:
- ненавидеть — ненавидящий ложь;
- недоумевать — недоумевающий пассажир;
- негодовать — негодовавший покупатель;
- невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.
С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:
- застроенный участок — незастроенный участок;
- заселенная квартира — незаселенная квартира;
- испорченный продукт — неиспорченный продукт.
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
- не до любливающий соседа;
- не до говоривший о чём-то;
- не до оценивший его старания.
Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:
- не доеденный мной ужин
- не доконченное вчера письмо
- не досказанные им слова
- не досмотренный до конца фильм
«Не» с причастиями пишется раздельно
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
- не прочитанная дедушкой газета;
- ещё не погасший костёр;
- не боящийся высоты ;
- не поднятый матросами флаг;
- давно не бритый подбородок.
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
- никем не замеченная публикация;
- нисколько не усвоенное правило;
- ничем не оправданный поступок;
- ничуть не замеченный жест.
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.
В-третьих, замечаем в предложении слова далеко , вовсе , отнюдь :
- далеко не предусмотренное обстоятельство;
- вовсе не исследованный район;
- отнюдь не решённая задача.
Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:
- совершенно неисследованный остров; совершенно не исследованный геологами остров;
- совсем непрошитая ткань; совсем не прошитая бабушкой ткань;
- чрезвычайно необдуманное решение; чрезвычайно не обдуманное нами решение;
- абсолютно неуставший спортсмен; абсолютно не уставший во время тренировки спортсмен;
- почти незасеянное поле; почти не засеянное с утра поле.
Правописание «не» с причастиями в краткой форме
Сравним:
- вещи не уложены, вещи ещё не уложены, вещи не уложены с вечера, вещи не уложены нами;
- рассказ не завершён, рассказ автором не завершён, рассказ мной не завершён;
- зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.
Отдельно поговорим о причастиях и отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -мый.
Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:
- невидимые слезы;
- не видимые мною слезы;
- никому не видимые слезы;
- вовсе не видимые слезы.
Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:
Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.
Таблица с примерами
Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.
Написание | Правила | Примеры |
Раздельное | Полное причастие имеет зависимые слова (существительные или местоимения) и образует причастный оборот | переулок, не мощённый камнями; ёлка, не украшенная игрушками; сообщение, не дописанное до конца; |
У полного причастия имеется противопоставление с союзом «а» | участок не загороженный, а обозначенный столбами; рыба не запеченная, а провяленная; ворот не застёгнутый, а открытый нараспашку; |
|
Краткие причастия | миф не развеян; скорлупа ореха не расколота; ключ не потерян; тесто не замешено; |
|
Слитное | Причастия, не употребляющиеся без приставки не- | ненавидящий ложь; несдобровавший; невзлюбивший; недомогающий; |
У полного причастия нет зависимых слов | нетающие льдины; нескрываемое обстоятельство; незастегнутое пальто; несобранный виноград; |
|
Причастия со сложной приставкой не-до- | недоеденный обед; недосмотренный малыш; недовыполненное задание. |
Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»
Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
- С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
- С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
- С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
- С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
- Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
- Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
- Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
- Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
- Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
- В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
- После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
- НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
- НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
источники:
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/ne-s-prichastiyami.html
http://yourwriter.ru/articles/crib/neni/
1. Венчание на царство Ивана IV состоялось
а) 16 января 1533г.
б) 16 января 1537г.
в) 16 января 1547г.
г) 16 января 1578г.
2. Современниками Ивана Грозного были
а) Елена Глинская, митрополит Макарий
б) Борис Годунов, патриарх Филарет
в) протопоп Аввакум, патриарх Никон
г) хан Батый, литовский князь Миндовг
3. После венчания Иван IV стал именоваться
а) «императором России»
б) «царём и великим князем всея Руси»
в) «самодержцем всея Руси»
г) «монархом всея Руси»
4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного
а) стрелецкое
б) рекрутское
в) драгунское
г) гусарское
5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков
а) коллегии
б) министерства
в) приказы
г) Синод
6. Опричнина была направлена против
а) дворянской оппозиции
б) взбунтовавшихся крестьян
в) жителей национальных окраин
г) строптивого боярства
7. Неудача в Ливонской войне была следствием
а) отставания экономики России
б) отсутствия у России союзников
в) численного превосходства сил противника
г) отсутствия талантливых полководцев
8. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала
а) Алексею Адашеву
б) Александру Меньшикову
в) Андрею Курбскому
г) Борису Годунову
9. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата
А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской
Б) венчание Ивана IV на царство
В) «Собор примирения»
Г) принятие нового Судебника
Д) принятие Уложения о службе
Е) проведение опричнины
1) 16 января 1547г.
2) 1550г.
3) 1549г.
4) 1556г.
5) 1538г.
6) 1565-1572гг.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
5)
1)
3)
2)
4)
6)
10. Установите соответствие между термином и его определением
Термин
Определение
А) местничество
Б) бояре
В) дворяне
Г) опричнина
Д) террор
Е) кормление
Ж) кризис
З) деспотия
И) Боярская дума
1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)
2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.
3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.
4) затруднительное положение
5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю
6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.
служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.
9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
5
2
8
3
6
1
4
9
7
11. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата
А) неудачный поход на Крымское ханство
Б) Ливонская война
В) присоединение Астраханского ханства
Г) присоединение Казанского ханства
Д) Ям-Запольский мир с Польшей
Е) начало похода Ермака в Сибирь
1) 1581г.
2) 1556г.
3) 1558-1583гг.
4) 1559г.
5) 1582г.
6) 1552г.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
1
4
2
6
3
5
12. Расположите в хронологической последовательности время событий
А) принятие нового Судебника
Б) проведение опричнины
В) венчание Ивана IV на царство
Г) поход Ермака в Сибирь
Д) Ливонская война
Е) неудачный поход на Крымское ханство
1
2
3
4
5
6
1550 год
1565-1573 год
1547 год 16 января
1579 год
закончилась в 1583 году
1559 год
13. Назовите положения, являющиеся последствиями реформ, проведенных
Иваном IV и «Избранной радой»
1) ограничение местничества
2) создание флота
3) создание коллегий
4) создание приказов
5) принятие Судебника
6) введение всеобщей воинской обязанности
7) создание стрелецкого войска
отмена кормлений
9) подчинение церкви государству
Ответ: 1) ограничение местничества
4) создание приказов
5) принятие Судебника
7) создание стрелецкого войска
отмена кормлений
14. Назовите положения, являющиеся целями опричнины
1) установление неограниченной власти царя
2) повысить роль народного вече
3) усилить налоговый гнёт
4) борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью бояр)
5) ускорить социально-экономическое развитие страны
6) ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
7) подавление очагов народного недовольства
введение новых пошлин
Ответ: 1, 4.
15. Назовите черты, характеризующие последствия опричнины
1) захват новых территорий
2) централизация страны
3) тяжелый экономический кризис
4) усиление позиций боярства
5) способствовала утверждению крепостного права
6) становление деспотического самодержавия
7) ослабление власти самодержавия
Ответ: _________________