Тема занятия: Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка», обр. К. Шаврова
Образовательные области: речевое развитие (приоритетная область), социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: ознакомление детей с ненецкой народной сказкой «Кукушка», формирование эмоционального отношения к прочитанному.
Задачи занятия:
Образовательные: закреплять умение определять жанр литературного произведения; формировать умения понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту сказки.
Развивающие: развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов; развивать познавательную и речевую активность;
способствовать развитию произвольного внимания, слуховой памяти.
Воспитательные: воспитывать любовь и чуткое отношение к матери, ее просьбам.
Дополнительные задачи к интерактивной игре по содержанию сказки:
Дидактическая задача: закреплять через игру знание содержания литературного произведения.
Игровая задача: собрать как можно больше фишек, правильно ответив на вопросы.
Формы, методы и приемы: художественное слово, сюрпризный момент, вопросы к детям, беседа по содержанию сказки, дидактическая игра на интерактивной доске, зрительная гимнастика, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, рефлексия.
Словарная работа: чум, пимы, малица.
Планируемый результат занятия: дети ознакомились с содержанием сказки, понимают главную идею, правильно оценивают поступки героев.
Подготовительная работа: рассказ воспитателя о жизни народов Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере, словарная работа по разъяснению новых сложных слов (чум, пимы, малица, ненцы, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой).
Материалы и оборудование: книга, интерактивная доска, ноутбук, закладки, Словарик «новых слов».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационно-мотивационный этап.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Сказка новая начнётся.
— Ребята, проходите на стульчики, садитесь ровно, спинки держите прямо
Основной этап
Отгадайте, что за птица в лесу живет,
Звонких песен не поёт. А сидит лишь на суку,
И кукует за версту.
— Ребята, кто это?
— Да, это кукушка.
— И сегодня она прилетела, чтобы рассказать нам сказку, которая так и называется «Кукушка».
Садитесь поудобнее, и слушайте.
…Жила на свете бедная женщина. Было у неё четверо детей. Дети не слушались мать. Играли с утра до вечера. А мать работала без отдыха, ведь дети ей совсем не помогали. От тяжелой работы мама заболела. Дети не стали ухаживать за мамой, не откликались на её просьбы. Отказались принести ей даже воды, хотя мама очень просила. Дети вспомнили про маму, когда сами захотели есть.
— А что было дальше мы с вами прочтем в книге.
(пауза)
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
— Почему вы так решили?
— «Кукушка» — это ненецкая народная сказка. Сочинил её …ненецкий народ. Ненцы… (это жители Севера).
— Какое настроение у вас вызвала эта сказка?
— Почему?
— Да, печальная, грустная сказка.
Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их.
— В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.
— А как вели себя дети?
Да, дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.
— Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?
— Да. Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.
— Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
— Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?
— Как они ещё могли помочь своей маме?
— Ребята, в сказке нам встретились необычные слова
— Давайте мы заглянем в наш «Словарик интересных слов» и вспомним их значение.
(Находим в словаре иллюстрации)
— Посмотрите, какая новая картинка появилась в нашем СЛОВАРЕ
— Вспомните, что это?
Да. Это чум
Чум — это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш.
— Из такого чума и вылетела мать-кукушка.
— Что такое малица?
— Что такое пимы?
— Молодцы, ребята!
Этот СЛОВАРИК я положу в книжный уголок, и вы сможете еще раз вспомнить эти новые слова.
— А теперь, давайте встанем, и отдохнем
Птички прыгают, летают, «имитируют полёт»
Птички крошки собирают, «собирают»
Перышки почистили, «чистят»
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»
И с кукушкой рядом сели. «садятся».
— Кукушка приглашает нас поиграть.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА
(предложить детям разделиться на две команды. С помощью кубика определить, чья команда начинает игру первой.
Дети договариваются между собой, кто будет «нажимать» кнопки)
Послушайте правила:
1. Нажимаем по очереди на кнопку любого цвета.
2. Внимательно слушайте отрывок из сказки и находите подходящую иллюстрацию
3. Нажимаем на нее (иллюстрацию).
4. Слушаем вопрос и отвечаем.
5. За правильный ответ вы получаете фишку. И ставите её на «своё поле»
6. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
- — Почему дети не помогали маме?
- — Почему мама заболела?
- — О чем просила мама детей, когда заболела?
4. — Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом?
Молодцы! Справились со всеми заданиями.
Проходите, пожалуйста, на свои места. Сели ровно, спинки держим прямо.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Мы читали, и играли
Наши глазки так устали.
Мы дадим им отдохнуть
Их закроем на чуть- чуть.
А теперь их открываем,
И немножко поморгаем.
— Ребята, а какой отрывок из сказки вы бы хотели прочитать еще раз? Давайте ещё раз прочитаем отрывок из этой сказки о том, как мать-кукушка покинула детей.
— Слушайте внимательно.
— Вы внимательно слушали?
— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы продолжать
— Бегут дети за ….(матерью).
Зовут её, ковшик с водой… (протягивают)
— Мама, мама! Вернись … (домой)
Водички на! Попей, …(мама)
Отвечает мать издали …(Ку-ку!, ку-ку, ку-ку!)
Поздно, сынок…(не вернусь я)
— Молодцы, ребята, хорошо запомнили сказку.
Послушайте пословицу: «Без матери и солнце не греет».
— Как вы её понимаете?
— Эта пословица говорит о том, что мама – самый родной человек, и когда её нет рядом — ничего не радует.
Я думаю, именно такие чувства испытали дети, когда потеряли свою маму.
Заключительный этап
Какую интересную сказку принесла нам кукушка.
— Понравилась Вам сказка?
— Вы запомнили, как называется сказка?
— Чему учит эта сказка?
— Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!
— Кому бы Вам хотелось рассказать эту сказку?
— А вы расскажите её родителям, сестрам и братьям
— Что было самым интересным на занятии?
— Что было самое трудное?
— Кукушка на память хочет подарить Вам перышки, их можно использовать как закладку для книги.
Пусть они напоминают вам об этой сказке, и о том, что нужно заботиться о близких людях.
— Одну закладку я положу в книгу «Кукушка». Вы всегда сможете подойти и еще раз вспомнить эту сказку.
— Кукушке пора возвращаться в лес. Давайте попрощаемся.
(кукушка улетает)
— Будьте добрее, внимательнее к маме, помогайте ей, заботьтесь.
— Я думаю, у вас всё получится.
— Спасибо.
» Сказки народов России. Ненецкая сказка «Кукушка»
УМК «Перспектива»
Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ г. Мурманска СОШ № 21
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-исследование
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи урока:
— учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;
-формировать необходимый уровень читательской компетенции;
-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.
Оборудование:
-презентация;
— Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012г. или —текст сказки ;
— рабочий лист ;
—музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»;
—музыкальный фрагмент ;
-таблички -опоры для формулирования целей урока ;
-аудио-запись сказки ;
-таблички со словами ;
— Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2010.- 874с.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Звучит музыкальный фрагмент.
— Именно с этой мелодии начиналась детская передача, которая называлась «В гостях у сказки».
— Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?
— Поднимите руку, кто любит сказки? А за что?
— Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают лучше и добрее. Неслучайно, многие сказки заканчиваются словами, давайте прочитаем хором :
«Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». К этой фразе мы ещё вернёмся.
— Посмотрите на слайд, что объединяет эти сказки? ( народные)
— У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей.
III. Формулирование темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.
— Какие народы Севера вы знаете?
— Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к заданию №1 на рабочем листе. Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.
Задание 1.
чукчинанайцыненцысаамыэскимосыякутыкорякихантыэвенки
Проверим вашу работу.
— С творчеством какого именно северного народа мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук.(ненцы)
— Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров.
— Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2 на рабочем листе.
Задание 2.
К Ш К У
А У К
-Сформулируем тему урока.
—Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?
— Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?
— Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице и расскажите ребятам.
Обратимся к заданию №3 на рабочем листе.
На рабочем листе тексты: (6 вариантов)
1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.
2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.
3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.
4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.
5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.
6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
Проверка
-Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик)
Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)
Мотивация к исследованию.
— Рассмотрите главный рисунок к сказке
— Кого вы видите на рисунке?
— Где происходят события?
-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?
-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?
-Соединим иллюстрацию с названием.
Определение темы, цели исследования и составление плана.
-Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?
-Сколько интересных предположений вы высказали! Но как определить, какое из них справедливое? Предлагаю провести исследование. Сформулируйте его цель.
— Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (в ходе высказываний детей составляется план исследования)
IV. Открытие нового знания. Исследование.
— Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев.
— Основное занятие ненцев — оленеводство, рыболовство. В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.
— Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум). Уточним значение этого слова в словаре Ожегова.
Русское название переносного жилища северных народов — конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.
— Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .
— На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?
— Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу. Женщины украшают её узорами – орнаментами.
— Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.
— На слайде много различных вещей, давайте отберём только то, что относится к ненцам. Назовите номера фотографий.
— Вот так выглядят ненцы в своей одежде.
— Какие новые слова узнали? Что они обозначают? (на доске таблички со словами)
Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.
— А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения. (звучит отрывок в записи)
-Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки .
Проверка первичного восприятия текста учащимися.
— Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило , а , может быть, понравилось в сказке?
-Назовите главных героев.
— Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?
-Это первые рабочие версии нашего исследования, наши мнения разделились, давайте искать ответы.
-Впереди у нас серьёзная работа, необходимо набраться сил.
Физминутка
Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.
Дышим ровно, глубоко.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.
Руки в сторону и вверх.
Каждый сядет тише всех.
Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.
— Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.
— Первую часть начнём читать «по цепочке».
— Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова «Почему?»
-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.
-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.
— Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)
-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.
Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала — таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)
— Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.
—Вторую часть прочитают ребята.
— Заботились ли дети о больной матери?
— Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.
— Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)
-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.
-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.
-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)
— Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?
— Прочитаем третью часть «по цепочке».
— В кого превратилась мама?
— Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).
—Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).
— Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?
— Что значит «лечу к вольным водам»?
— Прочитайте ответ матери младшему сыну.
— Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)
— Почему она превратилась именно в кукушку?
— У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?
— О чем сожалеют дети?
-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.
— Дочитайте сказку «про себя «до конца.
— Сколько времени бежали дети за мамой?
— Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?
— Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)
— Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова «навсегда».
Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.
-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу.
-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.
Таблица:
Кукушка |
Женщина |
не высиживает, не заботится, оставила, |
заботилась, ухаживала, оберегала, |
не кормит, не растит, не ухаживает, |
рассердилась, бросила |
подбросила |
-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)
-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.
— Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так…(продолжают дети)
— Вспомните своё предположение и сравните с выводом.
— Справедливо ли закончилась сказка?
— Эту сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный конец.
V.Подведение итога . Применение знаний.
— Могла бы сказка закончится по-другому?
-Вернёмся к фразе «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».Чему учит сказка?
— Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь — жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.
— Почему эту историю можно назвать сказкой?
— По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка?
— Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?
— Составим ещё несколько пословиц, выполнив задание 4 на рабочем листе.
Задание 4:
Составьте пословицы о матери, соединив части :
Нет на свете лучше дружка, солнца греет.
При солнышке светло, не заменишь.
Родную мать никем при матери добро.
Сердце матери лучше чем родная матушка.
Проверка.
VI.Рефлексия.
-Выразите своё мнение об уроке, используя рефлексивный экран.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
VII. Домашнее задание.
— Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
— Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
— нарисовать иллюстрацию к сказке;
— подготовить подробный пересказ.
Список литературы:
Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова , под ред. Н.Б. Шумаковой «Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. ФГОС » ( М.- Просвещение, 2014 г.)
Шумакова, Н. Б. «Развитие исследовательских умений младших школьников» (М.- Просвещение, 2011г.) с, в чум и не заглядывали. Но вот захотел старший есть — вошёл в чум, а мать встала и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.
Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска — хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат принесли! Отвечает им мать: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!»
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Меньшой сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я». Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. Л по тундре с той самой поры красный мох стелется.:;
10
«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший сын есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли!
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Воспитатель обращается к детям :«Понравилась вам ненецкая народная сказка?
Воспитатель: Почему заболела мама?
Дети: потому что дети не помогали своей маме
Воспитатель: Что увидел сын, когда заглянул в чум?
Дети: как мать превращается в птицу
Воспитатель: Почему мать бросила своих детей?
Дети: потому, что дети были не послушными
Воспитатель: Почему по тундре красный мох стелется?
Дети: это кровь от детских ног
Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется «Кукушка»?
Дети: потому что мать бросила своих детей, как кукушка
Воспитатель: Выходите на поляну и мы превратимся в птичек.
Физкультминутка «Птички»
Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек,
Птички-невелички, машут ручками и встают- приседают, «летают»)
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)
Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)
Там не тронет их никто. («Прячутся»- закрывают голову ручками)
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно было делать детям, чтобы мать не улетела птицей?
Дети: Помогать, любить, заботиться.
Воспитатель: Я думаю, что вы всегда будете поступать правильно.
Воспитатель: Мамам надо помогать, а чем можно ещё порадовать маму?
Дети: подарком, песенкой , стихами и т.д.
Воспитатель: Все вы старались потому что вы их действительно любите… Постарайтесь их не огорчать!
Цели:
- познакомить учащихся с ненецкой народной
сказкой, углубить представление о сказке, как о
жанре; - формировать навыки чтения, умений
самостоятельно работать с текстом; - обогатить словарный запас;
- воспитать доброту, внимательность и
отзывчивость к окружающим.
Технология: критическое мышление
ХОД УРОКА
I. Побуждение
1) Оргмомент
2) Опрос домашнего задания
– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со
сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации,
что вы на них видите? (Проявление любви
человека, птицы и зверю к своему дитя) (Слайд
1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим
птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время
в отношениях родителей и детей?
(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)
II. Осмысление
– Такая ситуация распространена почти во всем
мире, немало можно прочесть об этом и в
художественных произведениях, газетных
статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со
сказкой, где освещена эта проблема.
Словарная работа
ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица – верхняя одежда из оленьих шкур
с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)
Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды
5, 6)
– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала
кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми,
жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите
словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда
бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки
“Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?
- Родни много, а мать одна
- Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
- Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)
(Рассуждения детей)
III. Рефлексия
– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из
героев нашего урока. Напомню, письма бывают
благодарственные, письма-уведомления, просьбы,
претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам
посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд
Домашнее задание: Сравнить ненецкую
сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три
сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд
9)
Комментирование оценок