Ненецкая сказка кукушка конспект урока и презентация 2 класс перспектива

Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс)

Конспект урока литературного чтения по теме:

Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с ненецкой сказкой «Кукушка», создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать виды сказок и их отличительные особенности;
  • знать названия сказок народов России, главных героев;
  • уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.

Личностные результаты:

         развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

         развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

         формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

         учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста;

         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

         находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

         развитие умения слушать и понимать речь других; 

         оформление своих мыслей в устной форме;

         умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД: 

         определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;

         учиться работать по предложенному учителем плану.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

     Прозвенел звонок веселый,

     Мы начать урок готовы.

     Будем слушать, рассуждать

     И друг другу помогать.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)

Блиц-опрос

Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)

– Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)

– Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)

– По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)

Игра «В гостях у сказки» (презентация)

– Сейчас мы  немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предожению из произведения.

  • «Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);

  • «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»

      («Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка);

  • «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»

 («Зимовье», русская народная сказка)

  • «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»

У страха глаза велики», русская народная сказка).

  •  «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»

       («Лиса и журавль», русская народная сказка)

  • «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»

      («Айога», нанайская народная сказка)

– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)

Какая сказка в викторине не является русской?  («Айога»)

– Какой народ ее сочинил? (нанайский)

Учитель.

– Наша страна – Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.

 – Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.

 3. Подготовка к восприятию. Целеполагание.

  Обращение к презентации

 Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

– Ребята, а какие народы живут в тундре?

– Коренные жители Севера – это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.

  Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России. 

 Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

– Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?

– Какова цель нашего урока?

Работа над иллюстрацией

Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.

– Кого вы видите на рисунке?

– Где происходят события?

– Как вы думаете, как называется сказка?

– А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

– Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…)

 – Кто из вас видел кукушку? Слышал?

– Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.

1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

 2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

 3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

 ФИЗМИНУТКА

 4. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

  • самостоятельное чтение сказки
  • первичное восприятие сказки

– О ком сказка, кто главные герои?

– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

– Почему так названа эта сказка?

  • словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)

чум, малица, напёрсток

  • чтение сказки по цепочке
  • работа по содержанию сказки (коллективная работа)

-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные варианты (на доске), докажите правильность   или неточность утверждений:

–  мать не любила своих детей;

–  мать хотела птицею долететь до воды;

– матери   было   тяжело   видеть, что   ее   дети   растут   черствыми   и   равнодушными;

–  Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

–  Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)

-Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

  (Сожаление, страх)

– Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться.)

 – Работа в парах «Собери пословицу»

– На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

У одних пар получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

У других пар получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл…

– Можно ли сказать, что сказка «Кукушка «является легендой о птице – кукушке?

 5. Рефлексия. Итог урока.

 Закончи предложения:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила….

Мне на уроке понравилось…

Я испытывал затруднения в…

 6. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки.

Урок   литературного чтения  Тема урока: Ненецкая народная сказка «КУКУШКА»

Урок литературного чтения Тема урока:

Ненецкая народная сказка «КУКУШКА»

  • Подготовила: Адайбаева М.Г.

Цель урока:  расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Цель урока: 

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

Задачи урока:

  • — учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем,  видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;
  • -формировать необходимый уровень читательской компетенции;
  • -способствовать  развитию    связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
  • -формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • — воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.  

Добрый день, начат день,  Первым делом гоним лень.  На уроке не молчать  Всем работать, отвечать.

Добрый день, начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не молчать Всем работать, отвечать.

«Сказка — ложь, да в ней намек:

добрым молодцам урок»

АЙОГА ЛИСА И МУРАВЕЙ

АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ АЙОГА ЛИСА И МУРАВЕЙ

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

АЙОГА

ЛИСА И МУРАВЕЙ

К      Ш      К      У       А      У       К

К      Ш      К      У      А      У       К

Что вы знаете о кукушке?

Что вы знаете о кукушке?

Кукушка.

Кукушка.

  • Ее кукуканье слышали, наверное, все, но очень мало кто видел эту осторожную птицу. Кукушка чуть больше голубя и имеет серое с поперечными полосами оперение, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки перелетные птицы, поэтому у нас их можно увидеть только со средины весны до конца лета.

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. 2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев. 3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит. 5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая,  поедающая  таких гусениц, которых кроме неё  не едят другие птицы.   6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей. 

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая,  поедающая  таких гусениц, которых кроме неё  не едят другие птицы.  

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей. 

Жизнь ненецкого народа

Жизнь ненецкого народа

Чум

Чум

Малица

Малица

Тундра - холодные северные безлесные пространства.

Тундра — холодные северные безлесные пространства.

Чум – жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами. Малица - верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами. Пимы - высокие сапоги из оленьей шкуры.

Чум – жилище в форме конуса,

покрытое оленьими шкурами.

Малица — верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Пимы — высокие сапоги

из оленьей шкуры.

                          Физминутка «Хомка»   Хомка-хомка, хомячок,  Полосатенький бочок.  Хомка раненько встает,  Щеки моет, шейку трет.  Подметает хомка хату  И выходит на зарядку.  Раз, два, три, четыре, пять!  Хомка хочет сильным стать.

                          Физминутка «Хомка»

Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

Составьте пословицы о матери, соединив части :   Нет на свете лучше дружка, солнца греет. При солнышке светло,  не заменишь. Родную мать никем    при матери добро. Сердце матери лучше                                               чем родная матушка.                                          

Составьте пословицы о матери, соединив части :

Нет на свете лучше дружка,

солнца греет.

При солнышке светло,

не заменишь.

Родную мать никем  

при матери добро.

Сердце матери лучше                                              

чем родная матушка.

«Сказка — ложь, да в ней намек:

добрым молодцам урок»

Рефлексия «Дерево успеха» Розовый -мне было скучно Желтый -я понял, но есть вопрос Зеленый -мне было интересно

Рефлексия «Дерево успеха»

Розовый -мне было скучно

Желтый -я понял, но есть вопрос

Зеленый -мне было интересно

Благодарю вас за урок.  Вы хорошо поработали.

Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали.

Цели и задачи урока:

развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными
конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать
сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях,
характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях
кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I
часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс,
аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”,
презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

II. Речевая гимнастика. (Слайд 1,
Приложение1)

а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.

б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):

ре ра,
тре дра,
стре здра,
ветре вздра.

в) Работа с чистоговорками.


Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

г) Работа над скороговоркой (прочитать “глазками”, прочитать быстро, с ?,
с!).

Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)

III. Повторение изученного.


Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с
вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название
и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
– русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а
человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками —
кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать –
тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо,
вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из
топора” – русская народная сказка.)

Инсценировка сказки “Каша из топора”.


– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.

(Участвуют 3 учащихся.)

Ведущий.

На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.

Солдат.

Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.

Старуха.

Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.

Солдат (заходя в комнату).

А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?

Старуха.

Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего

Ведущий.

Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.

Солдат.

Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.

Старуха. Разве сможешь?

Солдат.

Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.

(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)

Старуха. Вкусно?

Солдат.

Очень!
Только соли
Нет совсем…

Старуха.

Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.

Солдат (солит, пробует, хвалит).

Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.

Старуха.


Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком
пшена.)

Как считаешь, хватит столько?

Солдат.

Хватит! Будет в самый раз.

(Добавляет в котел пшено, пробует…)

Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!

Старуха.

Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.

Солдат (добавляет масло, помешивает).

Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.

(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть
кашу.)

Старуха.

Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.

IV. Сообщение темы урока.

– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке,
если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

(Слайд 3)Аудиозапись голоса птицы. (Приложение
2
)

– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 4)

V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.


Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов
северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на
восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое
и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют
кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные
условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад.
Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая
голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк,
волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут
чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются
оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В
середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть
северные сияния.



Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке.
(Слайды 21, 22, 23, 24)

– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных
детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она
кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит
очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у
немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная
особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на
землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь
гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из
него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше
голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие
лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в
конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца
в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка
до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят
своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так,
что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов
и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока
он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц.
Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких
гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц
есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много
каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми:
они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек
спасают большие участки леса от опасных вредителей.

VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись.
(Приложение 3)

(Слайды 25, 26, 27, 28) Обмен впечатлениями.


VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.


Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,

Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
(Приложение
4)

VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
(Слайд 29)

– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
(Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)

– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание. (Слайд 31)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело
играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были
сыты и веселы…”

(Слайд 2)Аудиозапись голоса птицы.

Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 3)

IV. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.

Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 416)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи

километров с запада на востокхолодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето

очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре

господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые

природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад.

Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат

и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяцбеляк, волк, песец, северный олень.

Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и

другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре

долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно

увидеть северные сияния.

Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)

Чум палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке. (Слайды 20, 21, 22, 23)

Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: «Куку! Куку!». Во

многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она

кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не

выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему

лесу в поисках какогонибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое,

кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с

поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в

середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и

никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому

приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого

подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из

тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его

усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

  • Ненецкая сказка два брата
  • Ненецкая сказка голубика текст
  • Ненецкая народная сказка кукушка текст
  • Ненецкая народная сказка кукушка 2 класс презентация планета знаний
  • Ненецкая народная сказка айога