Ненецкая сказка кукушка план пересказа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №85

Красногвардейского района

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе на тему по развитию речи:

«Пересказ ненецкой сказки Кукушка»

Составила воспитатель

высшей категории

Величко Р. И.

2015 год

г. Санкт — Петербург

Тема: Пересказ ненецкой сказки «Кукушка»

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, находить в них подтексты и узнавать новое, ранее неизвестное.

Обучающие задачи: расширять знания детей о народах Севера, об их нравах и обычаях.

Развивающие задачи: развивать внимание, связную речь, мышление, познавательную активность.

Воспитательные задачи: воспитывать положительные нравственные чувства: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желания помочь, утешить.

Предварительная работа: просматривание презентации «Условия жизни людей на крайнем Севере».

Оборудование: использование интернет-технологий – видео о птице кукушке, о народности ненцы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Слайд кукушка и загадка.

Глаз чужих я не люблю,

За собой всегда слежу,

Скрытно очень я живу,

Детками не дорожу,

Если яйца я снесу,

В дом чужой их отнесу,

Тут же быстро улечу.

О ком идет речь?

Читаю текст ненецкой сказки «Кукушка» (прилагается).

Дети, как можно озаглавить прочитанный текст? (дети предлагают).

Это – ненецкая сказка «Кукушка».

Все ли вам понятно в этой сказке?

  1. Что вы знаете о ненцах?
  2. Где живет этот народ?
  3. Как называется их жилище?
  4. Какую одежду они носят?
  5. Чем они занимаются и их одежда (чум, пимы, малица, наперсток).

А теперь давайте попробуем пересказать эту сказку:

  1. Каждый человек по очереди по предложению
  2. Попробовать от первого лица (мы жили в чуме..)

После пересказа ответы на вопросы:

  1. Почему женщина заболела?
  2. Как дети заботились о больной матери?
  3. Почему мать превратилась в кукушку?

Игра: «Угадай сколько?»
Читаю предложение – дети называют из скольки слов состоит предложение.

II. Даются картинки по сказке – дети составляют свое предложение.

Мы знаем любое предложение состоит из слов, а из чего состоит слово (слоги).

Игра: «Хлопни в ладоши» (сколько слогов, столько и хлопков).

Мать превратилась в кукушку, а как будут называться ее дети?

Кукушка – кукушонок (ед.ч.) – кукушата (мн.ч.)

Сова – совенок – совята

Журавль – журавленок – журавлята

Снегирь – снегиренок – снегирята

Прочитав сказку «Кукушка» и загадку о кукушке, что вы можете о ней сказать, какая она? (хитрая, вредная).

Краткий пересказ (три предложения) сказки.

Скажите, кого вам жаль в этой сказке?

Как вы думаете, справедливо наказаны дети?

Игра: «Цветы слова» (слова – антонимы)

Кукушка

Грусть

Лицо

мамы

Радость

Зло

Добро

Грубость

Нежность

Слезы

Улыбка

Ненависть

Любовь

Вокруг каждого листа выкладываются цветы слова и в конце открываются портреты.

А теперь мне хочется спросить у вас, чему вас научила сказка? Скажите, могли бы вы рассказать эту сказку от первого лица? Если да, то расскажите. Если нет, то объясните почему? (не все согласятся оказаться в роли неблагодарных детей).

Вывод: в жизни бывает по-разному. Среди хороших поступков могут быть и плохие, но мы с вами должны иногда и в плохом пытаться находить что-то хорошее. Оно всегда есть, пусть даже мало. В защиту кукушки мы можем сказать, что прежде чем подложить свои яйца в чужое гнездо, она смотрит, чтобы они не отличались от лежащих уже в гнезде яиц. И потом издали она наблюдает за судьбой своих яиц. А еще она поедает волосяных гусениц, от которых могли бы погибать деревья. Другие птицы их не трогают, так как боятся. Поэтому о кукушке сегодня в ее защиту можно сказать, что она заботливая и трудолюбивая.

Составить план к сказке Кукушка

Вот что было.

Жила на земле бедная женщина.

Было у нее четверо детей.

Не слушались дети матери.

Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай.

Одежу промочат, а мать — суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке.

Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать.

Лежит она в чуме, детей зовет, просит : — Детки, воды мне дайте.

Пересохло у меня горло.

Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать.

Не идут дети за водой.

Старший говорит : — Я без пимов.

Другой говорит : — Я без шапки.

Третий говорит : — Я без одежи.

А четвертый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать : — Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить.

Пересохло у меня во рту.

Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали.

Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть — заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит.

Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась.

Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железный клювом ей стал.

Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын : — Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей : — Мама, мы тебе водички принесли.

Отвечает им мать : — Ку — ку, ку — ку!

Поздно, поздно.

Теперь озерные воды передо мной.

К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит : — Мама, мама!

Вернись домой!

Водички на!

Попей, мама!

Отвечает мать издали : — Ку — ку, ку — ку, ку — ку!

Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили.

Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать — кукушка.

И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

На этой странице сайта размещен вопрос Составить план к сказке КукушкаВот что было? из категории
Литература с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

Цели и задачи урока:

развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными
конкретным произведением, умение передавать их;
– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать
сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях,
характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях
кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.

Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I
часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс,
аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”,
презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

II. Речевая гимнастика. (Слайд 1,
Приложение1)

а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.

б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):

ре ра,
тре дра,
стре здра,
ветре вздра.

в) Работа с чистоговорками.


Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.

г) Работа над скороговоркой (прочитать “глазками”, прочитать быстро, с ?,
с!).

Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)

III. Повторение изученного.


Игра “Угадай”.

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с
вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название
и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
– русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а
человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками —
кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать –
тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо,
вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из
топора” – русская народная сказка.)

Инсценировка сказки “Каша из топора”.


– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.

(Участвуют 3 учащихся.)

Ведущий.

На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.

Солдат.

Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.

Старуха.

Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.

Солдат (заходя в комнату).

А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?

Старуха.

Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего

Ведущий.

Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.

Солдат.

Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.

Старуха. Разве сможешь?

Солдат.

Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.

(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)

Старуха. Вкусно?

Солдат.

Очень!
Только соли
Нет совсем…

Старуха.

Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.

Солдат (солит, пробует, хвалит).

Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.

Старуха.


Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком
пшена.)

Как считаешь, хватит столько?

Солдат.

Хватит! Будет в самый раз.

(Добавляет в котел пшено, пробует…)

Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!

Старуха.

Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.

Солдат (добавляет масло, помешивает).

Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.

(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть
кашу.)

Старуха.

Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.

IV. Сообщение темы урока.

– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке,
если отгадаете загадку

Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

(Слайд 3)Аудиозапись голоса птицы. (Приложение
2
)

– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.

Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.

(Слайд 4)

V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.


Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)

Южнее ледяной зоны вдоль берегов
северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на
восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое
и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют
кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные
условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад.
Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая
голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк,
волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут
чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются
оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В
середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть
северные сияния.



Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)

Чум – палатка, крытая шкурами.

Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.

Сообщения учащихся о кукушке.
(Слайды 21, 22, 23, 24)

– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных
детей.)

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она
кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!». Во многих странах название этой птицы звучит
очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у
немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.

2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная
особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на
землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь
гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из
него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.

3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше
голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие
лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в
конные лета.

4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца
в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка
до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят
своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так,
что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов
и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока
он не вырастет и не улетит.

5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц.
Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких
гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц
есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много
каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми:
они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек
спасают большие участки леса от опасных вредителей.

VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись.
(Приложение 3)

(Слайды 25, 26, 27, 28) Обмен впечатлениями.


VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.


Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,

Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
(Приложение
4)

VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
(Слайд 29)

– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
(Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?

IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)

– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”

Чему учит нас эта сказка?

– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?

Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.

XI. Оценивание.

XII. Домашнее задание. (Слайд 31)

Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело
играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были
сыты и веселы…”

» Сказки народов России. Ненецкая сказка «Кукушка»

УМК «Перспектива»

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока: расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.

Задачи урока:

— учить учащихся анализировать текст с точки зрения нравственных проблем, видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость, составлять монологические высказывания о героях произведения;

-формировать необходимый уровень читательской компетенции;

-способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

-формировать умение участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и пояснять свою точку зрения;

— воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Оборудование:

-презентация;

— Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2012г. или текст сказки ;

— рабочий лист ;

музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»;

музыкальный фрагмент ;

-таблички -опоры для формулирования целей урока ;

-аудио-запись сказки ;

-таблички со словами ;

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2010.- 874с.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Звучит музыкальный фрагмент.

Именно с этой мелодии начиналась детская передача, которая называлась «В гостях у сказки».

— Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой мелодии?

— Поднимите руку, кто любит сказки? А за что?

— Сказки любят читать и взрослые, и дети, они нас обязательно чему-то учат, делают лучше и добрее. Неслучайно, многие сказки заканчиваются словами, давайте прочитаем хором :

«Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». К этой фразе мы ещё вернёмся.

— Посмотрите на слайд, что объединяет эти сказки? ( народные)

— У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями многих национальностей. 

III. Формулирование темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной народной сказкой, которую сочинили отважные мужественные люди, живущие испокон веков на суровом Севере, где свирепствуют лютые морозы, дуют сильные ветра и царствует полярная ночь.

— Какие народы Севера вы знаете?

— Уточним и дополним ваши знания. Обратимся к заданию №1 на рабочем листе. Необходимо найти границы слов и назвать народы Севера. Выполните это задание в паре.

Задание 1.

чукчинанайцыненцысаамыэскимосыякутыкорякихантыэвенки

Проверим вашу работу.

— С творчеством какого именно северного народа мы познакомимся, вы узнаете, исключив слово из данной группы. Это слово начинается на букву, обозначающую согласный звонкий мягкий звук.(ненцы)

Ненцынарод, составляющий основное население северных районов России.

Расселены ненцы на весьма обширной территории — от восточного побережья Белого моря на западе до нижнего течения реки Енисей на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до границы лесов на юге. Эта территория, посмотрите на карту нашей страны, занимает несколько тысяч километров.

— Как называется сказка, вы узнаете, собрав слово из букв. Выполним задание № 2 на рабочем листе.

Задание 2.

К Ш К У

А У К

-Сформулируем тему урока.

Можно ли по названию определить, кто будет героем нашей сказки?

— Сначала я хочу узнать, что вы знаете о кукушке?

— Прочитайте про себя дополнительные сведения об этой птице и расскажите ребятам.

Обратимся к заданию №3 на рабочем листе.

На рабочем листе тексты: (6 вариантов)

1. Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

2. Отложив на земле яйцо, кукушка берёт его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает его туда в отсутствии хозяев.

3. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка.

4.Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не станет взрослым и не улетит.

5. Кукушки – одни из самых полезных птиц. Эта насекомоядная птица очень прожорливая, поедающая таких гусениц, которых кроме неё не едят другие птицы.

6.За лето несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Проверка

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение кукушки к своим птенцам. (слова- таблички заносятся на доску в 1 столбик)

Проверка (Кукушка: не высиживает, не заботится, оставила, не кормит, не растит, не ухаживает, подбросила)

Мотивация к исследованию.

Рассмотрите главный рисунок к сказке

— Кого вы видите на рисунке?

— Где происходят события?

-Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь?

-Можно ли по иллюстрации определить, что это сказка?

-Соединим иллюстрацию с названием.

Определение темы, цели исследования и составление плана.

-Кукушка и женщина, совсем непохожие существа, что же связывает их?

-Сколько интересных предположений вы высказали! Но как определить, какое из них справедливое? Предлагаю провести исследование. Сформулируйте его цель.

— Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (в ходе высказываний детей составляется план исследования)

IV. Открытие нового знания. Исследование.

— Перед чтением сказки познакомимся с некоторыми особенностями быта ненцев.

— Основное занятие ненцев — оленеводство, рыболовство. В поисках корма для своих оленей часто переходят — кочуют, с одного места на другое. Поэтому и дома у них особенные, их очень легко разобрать и перевезти на новое место.

— Как называется это жилище, может быть, кто-нибудь знает? (чум). Уточним значение этого слова в словаре Ожегова.

Русское название переносного жилища северных народов — конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком.

— Какую форму имеет чум? Чем покрыт ? Определите на слайде, как выглядит чум среди жилищ других народов .

— На Севере очень суровая зима. Но этим людям не страшны никакие морозы. Как вы думаете, почему?

— Правильно, замёрзнуть не даёт меховая одежда, сшитая из оленьего меха, она называется не шуба, а малица. Это нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень тёплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьётся и надевается мехом внутрь, к телу.  Женщины украшают её узорами – орнаментами.

— Обувь тоже из оленьего меха, она называется пимы. Обратите внимание, что вся одежда и обувь сшита руками женщин.

— На слайде много различных вещей, давайте отберём только то, что относится к ненцам. Назовите номера фотографий.

— Вот так выглядят ненцы в своей одежде.

— Какие новые слова узнали? Что они обозначают? (на доске таблички со словами)

Первичное восприятие. Работа с текстом во время чтения.

— А теперь познакомимся со сказкой и проверим ваши предположения. (звучит отрывок в записи)

-Послушайте чтение этого произведения в исполнении профессионального актёра и в ходе чтения обратите внимание, как чтец своим голосом создаёт образы героев сказки, их характеры. Придвиньте к себе текст сказки .

Проверка первичного восприятия текста учащимися.

— Подтвердились ли ваши предположения? Что вас удивило , а , может быть, понравилось в сказке?

-Назовите главных героев.

— Как вы думаете, почему народ так назвал своё произведение, что он подметил?

-Это первые рабочие версии нашего исследования, наши мнения разделились, давайте искать ответы.

-Впереди у нас серьёзная работа, необходимо набраться сил.

Физминутка

Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.

 Дышим ровно, глубоко.
Раз- присели, два- нагнулись
Три подпрыгнули легко.

Руки в сторону и вверх.

Каждый сядет тише всех.

Чтение произведения и его анализ. Обмен информацией.

— Перечитаем сказку и поработаем над содержанием. Придвиньте к себе текст сказки.

Первую часть начнём читать «по цепочке».

— Придумайте вопрос к первой части, начиная со слова «Почему?»

-Найдите и зачитайте ответ на этот вопрос.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

— Охарактеризуйте детей. (непослушные, беззаботные, легкомысленные, ленивые)

-Давайте отберём слова, которые показывают отношение матери к детям.

Проверка. (заботилась, ухаживала, оберегала — таблички -слова заносятся на доску во 2 столбик)

— Найдите в этой части предложение, которым можно подписать иллюстрацию.

Вторую часть прочитают ребята.

— Заботились ли дети о больной матери?

— Прочитайте просьбу матери, выберите правильную интонацию.

— Как мать обращается к детям? (ласково, нежно)

-Прочитайте, что отвечали дети на просьбу матери.

-Подчеркните в этой части слова-глаголы, которые показывают отношение детей к матери.

-Какими предстали дети в этой части? (злые, бесчувственные, неблагодарные)

— Рассмотрите иллюстрацию ко второй части. Правильно ли будет, если мы подпишем иллюстрацию данным предложением?

— Прочитаем третью часть «по цепочке».

В кого превратилась мама?

— Что почувствовали дети после того, как мать-кукушка вылетела из чума? (испугались, стало жалко маму, захотели её вернуть).

Что они стали делать, чтобы вернуть маму? (кричать, предлагать воды).

— Прочитайте, что ответила мама-кукушка первому сыну?

— Что значит «лечу к вольным водам»?

— Прочитайте ответ матери младшему сыну.

— Найдите в этом предложении главное, самое важное слово- причину отлёта матери. (поздно)

— Почему она превратилась именно в кукушку?

— У нас остались слова (рассердилась, бросила), в какой столбик их разместим?

О чем сожалеют дети?

-Выберите предложение, самое удачное для названия иллюстрации.

— Дочитайте сказку «про себя «до конца.

— Сколько времени бежали дети за мамой?

— Что чувствовали они, когда бежали за кукушкой?

— Можно ли сейчас утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет. Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)

— Найдите предложение для подписи иллюстрации, которое начинается со слова «навсегда».

Организация и связывание информации. Формулирование вывода исследования.

-Пришло время подвести итог нашего исследования. Вернёмся к нашему вопросу.

-Давайте внимательно посмотрим на таблицу, сравним действия двух главных персонажей нашего урока.

Таблица:

Кукушка

Женщина

не высиживает, не заботится, оставила,

заботилась, ухаживала, оберегала,

не кормит, не растит, не ухаживает,

рассердилась, бросила

подбросила

-Что же может связывать таких разных персонажей? (обе бросают своих детей)

-По какой причине бросает своих детей женщина? А кукушка? Причины разные , а поступок одинаков.

— Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так…(продолжают дети)

— Вспомните своё предположение и сравните с выводом.

— Справедливо ли закончилась сказка?

— Эту сказку сочинили суровые, сильные духом люди, поэтому и такой грустный конец.

V.Подведение итога . Применение знаний.

— Могла бы сказка закончится по-другому?

-Вернёмся к фразе «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».Чему учит сказка?

— Любой ребенок с малых лет должен усвоить для себя заповедь — жизнь на земле идет от матери, на ней же держатся домашний уют и тепло. Забота о матери, желание прийти ей на помощь в любую минуту, каждый человек должен считать своим первым долгом.

— Почему эту историю можно назвать сказкой?

— По каким словам и выражениям можно догадаться, что это не русская, а ненецкая сказка? 

— Урок я хотела бы закончить пословицей, конечно же , о матери. Может быть, вы вспомните?

— Составим ещё несколько пословиц, выполнив задание 4 на рабочем листе.

Задание 4:

Составьте пословицы о матери, соединив части :

Нет на свете лучше дружка, солнца греет.

При солнышке светло, не заменишь.

Родную мать никем при матери добро.

Сердце матери лучше чем родная матушка.

Проверка.

VI.Рефлексия.

-Выразите своё мнение об уроке, используя рефлексивный экран.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

VII. Домашнее задание.

— Благодарю вас за урок. Вы хорошо поработали. (Оценивание работы учеников.)
— Дома я вам предлагаю задание на выбор:
-перечитать сказку и придумать её продолжение;
— нарисовать иллюстрацию к сказке;
— подготовить подробный пересказ.

Список литературы:

Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова , под ред. Н.Б. Шумаковой «Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. ФГОС » ( М.- Просвещение, 2014 г.)

 Шумакова, Н. Б. «Развитие исследовательских умений младших школьников» (М.- Просвещение, 2011г.)   с, в чум и не заглядывали. Но вот захотел старший есть — вошёл в чум, а мать встала и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась.
Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска — хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Закричал старший сын:
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!
Тут побежали дети за матерью, кричат принесли! Отвечает им мать: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!»
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Меньшой сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!
Отвечает мать издали: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я». Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка.
И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. Л по тундре с той самой поры красный мох стелется.:;

10

  • Ненецкая сказка кукушка конспект урока и презентация 2 класс перспектива
  • Ненецкая сказка кукушка вид сказки
  • Ненецкая сказка два брата
  • Ненецкая сказка голубика текст
  • Ненецкая народная сказка кукушка текст