Цели:
- познакомить учащихся с ненецкой народной
сказкой, углубить представление о сказке, как о
жанре; - формировать навыки чтения, умений
самостоятельно работать с текстом; - обогатить словарный запас;
- воспитать доброту, внимательность и
отзывчивость к окружающим.
Технология: критическое мышление
ХОД УРОКА
I. Побуждение
1) Оргмомент
2) Опрос домашнего задания
– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со
сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации,
что вы на них видите? (Проявление любви
человека, птицы и зверю к своему дитя) (Слайд
1)
– Как звери и птицы проявляют любовь к своим
птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время
в отношениях родителей и детей?
(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)
II. Осмысление
– Такая ситуация распространена почти во всем
мире, немало можно прочесть об этом и в
художественных произведениях, газетных
статьях. И сегодня мы с вами познакомимся со
сказкой, где освещена эта проблема.
Словарная работа
ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица – верхняя одежда из оленьих шкур
с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)
Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды
5, 6)
– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала
кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми,
жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите
словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда
бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки
“Кукушка”?
– Какому виду относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?
- Родни много, а мать одна
- Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
- Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)
(Рассуждения детей)
III. Рефлексия
– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из
героев нашего урока. Напомню, письма бывают
благодарственные, письма-уведомления, просьбы,
претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам
посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд
Домашнее задание: Сравнить ненецкую
сказку «Кукушка» с татарской сказкой «Три
сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд
9)
Комментирование оценок
Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс)
Конспект урока литературного чтения по теме:
Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с ненецкой сказкой «Кукушка», создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать виды сказок и их отличительные особенности;
- знать названия сказок народов России, главных героев;
- уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.
Личностные результаты:
∙ развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
∙ развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
∙ формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
∙ учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.
Коммуникативные УУД:
∙ развитие умения слушать и понимать речь других;
∙ оформление своих мыслей в устной форме;
∙ умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)
Блиц-опрос
–Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)
– Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)
– Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)
– По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)
Игра «В гостях у сказки» (презентация)
– Сейчас мы немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предожению из произведения.
- «Сестрица Аленушка, я пить хочу!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);
- «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»
(«Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка);
- «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»
(«Зимовье», русская народная сказка)
- «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»
(«У страха глаза велики», русская народная сказка).
- «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»
(«Лиса и журавль», русская народная сказка)
- «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»
(«Айога», нанайская народная сказка)
– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)
– Какая сказка в викторине не является русской? («Айога»)
– Какой народ ее сочинил? (нанайский)
Учитель.
– Наша страна – Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.
– Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.
3. Подготовка к восприятию. Целеполагание.
Обращение к презентации
Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
– Ребята, а какие народы живут в тундре?
– Коренные жители Севера – это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
– Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?
– Какова цель нашего урока?
Работа над иллюстрацией
– Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.
– Кого вы видите на рисунке?
– Где происходят события?
– Как вы думаете, как называется сказка?
– А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)
– Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…)
– Кто из вас видел кукушку? Слышал?
– Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.
1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.
2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.
3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
ФИЗМИНУТКА
4. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
- самостоятельное чтение сказки
- первичное восприятие сказки
– О ком сказка, кто главные герои?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– Почему так названа эта сказка?
- словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)
чум, малица, напёрсток
- чтение сказки по цепочке
- работа по содержанию сказки (коллективная работа)
-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные варианты (на доске), докажите правильность или неточность утверждений:
– мать не любила своих детей;
– мать хотела птицею долететь до воды;
– матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;
– Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);
– Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)
-Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
(Сожаление, страх)
– Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться.)
– Работа в парах «Собери пословицу»
– На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.
У одних пар получается такая пословица:
Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.
У других пар получается такая пословица:
При солнышке светло, при матери добро.
– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл…
– Можно ли сказать, что сказка «Кукушка «является легендой о птице – кукушке?
5. Рефлексия. Итог урока.
Закончи предложения:
На сегодняшнем уроке я узнал…
Она заставила меня задуматься о (об)….
Сказка меня научила….
Мне на уроке понравилось…
Я испытывал затруднения в…
6. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки.
Кукушка (ненецкая)
- Подробности
- Категория: Сказка народов России
Кукушка (ненецкая сказка)
Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.
— КОНЕЦ —
Народная ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации Гусаров