Ненецкая сказка кукушка вид сказки

Цели:

  • познакомить учащихся с ненецкой народной
    сказкой, углубить представление о сказке, как о
    жанре;
  • формировать навыки чтения, умений
    самостоятельно работать с текстом;
  • обогатить словарный запас;
  • воспитать доброту, внимательность и
    отзывчивость к окружающим.

Технология: критическое мышление

ХОД УРОКА

I. Побуждение

1) Оргмомент

2) Опрос домашнего задания

– Ребята сегодня мы продолжим знакомство со
сказками. Обратите внимание на эти иллюстрации,
что вы на них видите? (Проявление любви 
человека, птицы и зверю к своему дитя)
(Слайд
1)

– Как звери и птицы проявляют любовь к своим
птенцам и детенышам?
– Как вы и ваши родители проявляют свою любовь?
– А какие проблемы существуют в настоящее время
в отношениях родителей и детей?

(Просмотр видеоролика) (Слайд 2)

II. Осмысление

– Такая ситуация распространена почти во всем
мире, немало можно прочесть об этом и в
художественных произведениях, газетных 
статьях. И сегодня мы с вами познакомимся  со
сказкой, где освещена эта проблема.

Словарная работа

ненцы – жители севера;
чум – жилище ненцев, покрытое шкурами;
пимы – обувь
малица – верхняя одежда из оленьих шкур
с капюшоном и рукавицами (Слайды 3, 4)

Чтение сказки учителем, показ иллюстраций (Слайды
5, 6)

– Почему мать превратилась в кукушку?
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала
кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми,
жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите
словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда
бежали за кукушкой?
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
– Какой урок мы должны извлечь из сказки
“Кукушка”?
– Какому виду  относится сказка?
– Какая из пословиц соответствует сказке?

  • Родни много, а мать одна
  • Отец – гора, мать – у подножия горы родник.
  • Детки – радость, детки и горе (Слайд 7)

(Рассуждения детей)

III. Рефлексия

– Ребята, а сейчас напишите письмо любому из
героев нашего урока. Напомню, письма бывают
благодарственные, письма-уведомления, просьбы,
претензии.
– И в заключение нашего урока предлагаю вам
посмотреть отрывок из кинофильма «Мамы» (Слайд
8)

Домашнее задание: Сравнить ненецкую
сказку «Кукушка» с татарской  сказкой  «Три
сестры» и В.Сухомлинского «Семь дочерей» (Слайд
9)

Комментирование оценок

Урок литературного чтения по теме: “Ненецкая сказка “Кукушка”, УМК “Перспектива” (2 класс)

Конспект урока литературного чтения по теме:

Ненецкая народная сказка «Кукушка», 2 класс

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с ненецкой сказкой «Кукушка», создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать виды сказок и их отличительные особенности;
  • знать названия сказок народов России, главных героев;
  • уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.

Личностные результаты:

         развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

         развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

         формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

         учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки из текста;

         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

         находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.

Коммуникативные УУД:

         развитие умения слушать и понимать речь других; 

         оформление своих мыслей в устной форме;

         умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД: 

         определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;

         учиться работать по предложенному учителем плану.

1.Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.

     Прозвенел звонок веселый,

     Мы начать урок готовы.

     Будем слушать, рассуждать

     И друг другу помогать.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение пройденного материала)

Блиц-опрос

Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)

– Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)

– Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)

– По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)

Игра «В гостях у сказки» (презентация)

– Сейчас мы  немного поиграем и вспомним героев сказок и их названия по одному предожению из произведения.

  • «Сестрица Аленушка, я пить хочу!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);

  • «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»

      («Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка);

  • «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»

 («Зимовье», русская народная сказка)

  • «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»

У страха глаза велики», русская народная сказка).

  •  «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»

       («Лиса и журавль», русская народная сказка)

  • «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»

      («Айога», нанайская народная сказка)

– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)

Какая сказка в викторине не является русской?  («Айога»)

– Какой народ ее сочинил? (нанайский)

Учитель.

– Наша страна – Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.

 – Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.

 3. Подготовка к восприятию. Целеполагание.

  Обращение к презентации

 Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

– Ребята, а какие народы живут в тундре?

– Коренные жители Севера – это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты.

  Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России. 

 Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.

– Как вы думаете, о чём или о ком на уроке мы сегодня узнаем?

– Какова цель нашего урока?

Работа над иллюстрацией

Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.

– Кого вы видите на рисунке?

– Где происходят события?

– Как вы думаете, как называется сказка?

– А почему вы так решили? (на переднем плане изображена кукушка, она больше, чем дети)

– Что вы хотите узнать, прочитав эту сказку? (почему дети бегут за кукушкой, кто такие ненцы, почему сказка называется кукушкой…)

 – Кто из вас видел кукушку? Слышал?

– Ребята нам приготовили сообщения о кукушке.

1. Кукушка получила свое название за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Но есть у нее и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает птенцов. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

 2. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша-кукушонка.

 3. Но все- таки кукушки – одни из самых полезных наших птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

 ФИЗМИНУТКА

 4. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

  • самостоятельное чтение сказки
  • первичное восприятие сказки

– О ком сказка, кто главные герои?

– Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

– Почему так названа эта сказка?

  • словарная работа (обращение к толковому словарю в учебнике)

чум, малица, напёрсток

  • чтение сказки по цепочке
  • работа по содержанию сказки (коллективная работа)

-Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей? Предложенные варианты (на доске), докажите правильность   или неточность утверждений:

–  мать не любила своих детей;

–  мать хотела птицею долететь до воды;

– матери   было   тяжело   видеть, что   ее   дети   растут   черствыми   и   равнодушными;

–  Как вы думаете, отчего заболела мама? (от тяжелой работы);

–  Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой? (выборочное чтение)

-Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными)

– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

  (Сожаление, страх)

– Почему? Что поняли дети? (маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели – извиниться.)

 – Работа в парах «Собери пословицу»

– На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать пословицу из этих слов. Приступайте.

У одних пар получается такая пословица:

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

У других пар получается такая пословица:

При солнышке светло, при матери добро.

– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл…

– Можно ли сказать, что сказка «Кукушка «является легендой о птице – кукушке?

 5. Рефлексия. Итог урока.

 Закончи предложения:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Она заставила меня задуматься о (об)….

Сказка меня научила….

Мне на уроке понравилось…

Я испытывал затруднения в…

 6. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки.

Кукушка (ненецкая)

Подробности
Категория: Сказка народов России

Кукушка (ненецкая сказка)


дети играют  в снежки возле чумаЖила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум [жилище в форме конуса, покрытое шкурами оленей], целые сугробы снега на пимах [высокие меховые сапоги из оленьих или нерпичьих шкур] натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички.
Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит:
— Я без пимов. Другой говорит:
— Я без шапки. Третий говорит:
— Я без одежды.
А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать:
— Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!
А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу [верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами] надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли.
Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума.
Закричал тогда старший брат:
— Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей!
Побежали дети за матерью, кричат ей:
— Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я!
Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают.
Младший сынок кричит:
— Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей!
Отвечает мать издалека:
— Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!

мать птица улетает

Так бежали дети за матерью много дней и ночей — по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется.

дети бегут за матерью


— КОНЕЦ —

Народная ненецкая сказка с картинками. Иллюстрации Гусаров

  • Ненецкая сказка два брата
  • Ненецкая сказка голубика текст
  • Ненецкая народная сказка кукушка текст
  • Ненецкая народная сказка кукушка 2 класс презентация планета знаний
  • Ненецкая народная сказка айога