Это полное причастие.
1. Они пишутся слитно с «не», если при них нет пояснительных слов.
Пример:
Он вспомнил про непоставленный товар.
2. Пишется раздельно, если при полном причастии есть пояснительные слова (отвечающие на вопросы «куда?», «когда?», «кем?», «как?» и др.):
Он вспомнил про не поставленный на склад товар.
Он увидел не поставленные на место лыжи.
3. Пишется раздельно при наличии в качестве пояснительных слов «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не» или отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни»):
Это отнюдь не поставленный товар.
Примечание. Пояснительное слово «совсем» может означать «абсолютно» или «отнюдь».
В первом случае будет писаться слитно, во втором — раздельно:
Совсем непоставленный товар. (Абсолютно непоставленный).
Совсем не поставленный товар. (Отнюдь не поставленный).
Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:
- «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
- «отнюдь»;
Сравните:
Это и вовсе непоставленный товар. (Совершенно непоставленный).
Это вовсе не поставленный товар. (Отнюдь не поставленный).
4. Пишется слитно при использовании в качестве пояснительных слов наречий меры и степени (весьма, крайне, очень, почти, совсем, вовсе и др.):
Совершенно непоставленный товар.
Но если, помимо таких наречий, при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то по общему правилу «не» с причастием пишется раздельно:
Совершенно непоставленный вовремя товар.
5. Пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:
Не поставленный, а отложенный до следующего месяца товар.
Примечание. Различается противопоставление, выраженное союзом «а», и противопоставление, выраженное союзом «но».
При использовании союза «а» противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается. Тогда пишется раздельно.
При использовании союза «но» противопоставляются не прямо противоположные понятия, а понятия совместимые, действию одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них. Тогда пишется слитно.
Непоставленный, но маловажный товар.
Доработка и модернизация сайтов
Всего найдено: 82
Здравствуйте. Скажите, есть ли разница в применении предлогов «до» и «по»? Если я на письме или в устной речи использую фразу: «с сегодняшнего дня по 1 сентября, я буду в отпуске», это значит что 1 сентября включается в срок отпуска, и дополнительно употребление слова «включительно» не обязательно? И по аналогии, если я говорю: «с сегодняшнего дня до 1 сентября, я буду в отпуске», это значит что 31 августа последний день отпуска? Прошу разъяснить данный вопрос. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
См. вопрос 285847.
Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания в следующем предложении: Провести инвентаризацию спортплощадок и, по ее результатам, в срок до 08.11.2016 обеспечить устранение выявленных недостатков. Заранее благодарна.
Ответ справочной службы русского языка
Запятые не нужны, но предложение желательно перестроить: Провести инвентаризацию спортплощадок и устранить выявленные недостатки до 08.11.2016.
Добрый день. Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые в следующем предложении: Прошу Вас в срок до 2 сентября 2016 года подготовить информацию по теме встречи для подготовки доклада главы управы? Не нужно ли выделить запятыми » в срок до 2 сентября 2016 года?»
Ответ справочной службы русского языка
Для постановки запятых нет оснований, пунктуация верна. Рекомендуем перестроить предложение так, чтобы в нем не встречались два однокоренных слова (подготовить и подготовка).
Здравствуйте! Как правильно написать фразу:» штраф за непоставленный в срок товар»? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: не поставленный в срок товар.
Добрый день! Надо ли выделять запятыми вводную конструкцию «по информации …», если она стоит после союза «что»? Вот предложение: «Сообщаю что по информации ГКУ «ИС Вяземского района» работы будут выполнены в срок до 30.08.2016″
Ответ справочной службы русского языка
Запятые нужны: Сообщаю, что, по информации ГКУ «ИС Вяземского района», работы будут выполнены в срок до 30.08.2016.
Как правильно пишется фраза: «от не выплаченной в срок суммы»?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно.
Пожалуйста, очень нужен ваш ответ сегодня. Помогите разрешить спор филологов с юристами. Фраза: «Решение о назначении публичных слушаний должно приниматься не позднее чем за 30 дней до даты рассмотрения вопроса на публичных слушаниях». То есть мы, филологи, понимаем, что с момента назначения публичных слушаний до их проведения должно пройти НЕ БОЛЕЕ 30 дней (меньше можно, больше нельзя). Наши юристы утверждают, что с момента назначения до проведения должно пройти НЕ МЕНЕЕ 30 дней (то есть меньше нельзя, должно быть больше). Кто из нас прав? Более того, я считаю, что фраза построена не совсем корректно. Правильнее было бы писать: Публичные слушания должны быть проведены в срок не более 30 дней с момента принятия решения о рассмотрении вопроса на публичных слушаниях (то есть меньше можно, больше 30 нельзя).
Ответ справочной службы русского языка
Предложение Решение о назначении публичных слушаний должно приниматься не позднее чем за 30 дней до даты рассмотрения вопроса на публичных слушаниях построена корректно. Ее значение: от момента назначения публичных слушаний до их проведения должно пройти не менее 30 дней. Больше можно, меньше нельзя. Слова не позднее чем можно заменить на «самое позднее». Если бы нужно было выразить значение «должно пройти не более 30 дней», следовало бы написать решение… должно приниматься не ранее чем за 30 дней…
Как правильно — «В срок, не превышающий три дня» или «В срок, не превышающий трех дней»?
Ответ справочной службы русского языка
Верен второй вариант.
Здравствуйте, уважаемая «Грамота»!
Хочу повторно задать вопрос.
Скажите, пожалуйста, на каком основании в данном предложении неуплаченный пишется слитно?
С предпринимателя, утратившего право на ПСН, нельзя взыскать неуплаченный в срок налог.
Заранее огромное спасибо!!!!
Ответ справочной службы русского языка
Можно сказать, что причастие употребляется здесь в значении прилагательного. Это дает основания писать неуплаченный слитно.
Есть различия в сроках представления информации о производственной, финансовой и инвестиционной деятельностЯХ (или дяетельностИ?).
И еще
«в среднесрочной и долгосрочной перспективе» или «в среднесрочной и долгосрочной перспективах»?
И почему так?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Имя существительное, которому предшествует два или несколько определений, указывающих на разновидности предметов, ставится в форме единственного числа, если существительное не употребляется в форме множественного числа, а также если перечисляемые разновидности предметов или явлений внутренне связаны, например, в сочетаниях терминологического характера.
Таким образом, в обоих приведенных случаях следует выбрать форму единственного числа.
Правильно ли расставлены запятые? Гражданка, в интересах малолетнего Павла, обязана в срок до 01 сентября предоставить документы.
Ответ справочной службы русского языка
Такая пунктуация возможна (слова в интересах малолетнего Павла обособляются для смыслового выделения).
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно: «…в сроки и объемах, установленных(ые)»?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта «хуже». Нужно переформулировать.
Как правильно в договоре расшифровать:
в срок не более 5 (пять) рабочих дней
в срок не более 5 (пяти) рабочих дне?
Использование цифры и расшифровки обязательно.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения русского языка верно: в срок не более 5 (пяти) рабочих дней.
Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите как правильно выбрать форму согласования определения в предложении: Заявка о перечислении субсидии в срок и по форме, установленной (установленным, установленные) главным распорядителем бюджетных средств.
Ответ справочной службы русского языка
Нужно продублировать определение: заявка о перечислении субсидии в установленный главным распорядителем бюджетных средств срок и по установленной главным распорядителем бюджетных средств форме.
Здравствуйте!
Если организация обращается к другой организации «… прошу ответить до 5 апреля…».
Имеется ввиду до 5 апреля включительно? или до 4 апреля включительно?
И как правильно писать такие вещи? Может быть: «… в срок по 5 апреля» ?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответить до пятого апреля = Пятое апреля — это последний день, когда можно ответить.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
Как пишется «непоставленный товар»: слитно или раздельно?
как правильно пишется слово: «непоставленный товар» или «не поставленный товар»?
как правильно писать слово: «непоставленный товар» или «не поставленный товар»?
непоставленный товар как пишется слитно или раздельно?
4 ответа:
3
0
Непоставленный товар может быть и – не поставленный товар.
Поставленный – страдательное причастие, образованное от глагола совершенного вида «поставить«; отвечает на вопрос «какой? что сделанный?».
Отличается от прилагательного тем, что при наличии зависимых слов его невозможно заменить синонимом; помимо этого после причастия можно поставить вопрос: сделано кем? – поставленный/непоста<wbr />вленный (поставщиком, партнёром) товар.
<hr />
• При отсутствии зависимых слов «не» с полным причастием пишется слитно:
За непоставленный товар назначена неустойка.
Поставщику направлена претензия на возврат денежных средств за непоставленный товар.
<hr />
• При наличии противопоставления «не» с полным причастием пишется раздельно:
На складе находится не поставленный товар, а полученный с другого склада.
По розничной сети был распределён не поставленный товар, а товар партнёров.
<hr />
• При наличии при полном причастии зависимых слов «не» пишется раздельно:
За не поставленный по договору товар предусмотрен возврат денежных средств в полуторном размере.
Не поставленный в установленный срок товар был задержан на таможне по причине разнотипности товара и отсутствия сопровождающих документов на часть товара.
2
0
Правильно: непоставленный товар.
Поставить — многозначное слово, в данном случае это «снабдить чем-л. по договору, доставить на определённых условиях».
При отсутствии зависимых слов НЕ с причастиями пишется слитно, например: Как вернуть предоплату за непоставленный товар?
Если появляется зависимое слово, то НЕ должно писаться раздельно, например: Управление автомобилем, не поставленным на учет. Неустойка за не поставленный вовремя товар.
0
1
Пишется слитно!Не пишется слитно в следующих случаях:
- Если слово не употребляется без не.
неожиданный, непрерывный, ненастный
- Если слово начинается с приставки недо- со значением неполноты, недостаточности.
недописанная книга
Не пишется раздельно в следующих случаях:
- С краткими причастиями.
Рыбная ловля в этой реке не запрещена.
Счёт не оплачен.
- С краткими прилагательными, не употребляющимися в данном значении в полной форме и выступающими только в роли сказуемого.
не готов, не должен, не намерен, не обязан, не рад, не расположен, не согласен, не способен
- С прилагательными в сравнительной степени.
не умнее, не смелее, не хуже
В остальных случаях правила написания не с прилагательными и причастиями более тонкие.
1
0
Добрый день. Слово «(не)поставленный» не простое для написания, так как его можно писать двумя вариантами: слитно и раздельно. По этой причине и может возникнуть путаница, которая и приводит к ошибкам. Правильно писать данное слово с частицей «не» слитно: «непоставленный», когда в тексте предложения отсутствует зависимое слово. А когда оно есть, нужно писать раздельно с частицей «не»: «не поставленный».
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Содержание страницы
- Недопоставка или непоставка?
- Законодательное регулирование случаев недопоставки
- Как действовать покупателю, обнаружившему недопоставку
- Недопоставка партии товара
- Ответственность поставщика, допустившего нарушение
Неприятной неожиданностью для покупателя становится несоответствие количества товаров по документам и по факту. Налицо нарушение договора поставки, что же предпринять в этом случае? Как правильно оформить недостаточный объем полученного товара? Какая ответственность предусмотрена для нерадивого поставщика? Рассматриваем в этой статье.
Если агент-грузоотправитель не является стороной договора поставки, ему нельзя предъявить иск о взыскании задолженности за недопоставку товара, даже при условии, что указанное лицо ответственно за качество и количество поставляемого товара в силу договора агентирования и локального акта, обязательного для агента и сторон договора поставки.
Посмотреть мнение суда
Недопоставка или непоставка?
Гражданский кодекс Российской Федерации, рассматривая вопросы поставок по соответствующим договорам, не дает разъяснений, что именно считается недопоставкой. Тем не менее покупатели, к сожалению, нередко встречаются с этим явлением на практике. Суды накопили достаточно прецедентов, связанных с недопоставками, поэтому сложилось следующее ее определение.
Вопрос: Каковы особенности расчета неустойки при недопоставке или просрочке поставки партии товара?
Посмотреть ответ
Недопоставка товаров – это нарушение поставщиком прописанных в договоре поставки или в других товаросопроводительных документах условий относительно объема фактически доставленного товара. Иными словами, на склад покупателя прибыло меньше товара, чем было указано:
- в договоре поставки;
- в счете-фактуре;
- в накладной и др.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! По имеющемуся судебному прецеденту к недопоставке относят также отсутствие возможности совершить выборку товара, если в этом виновен поставщик.
Не относится к недопоставке задержка с привозом всего товара или его очередной партии – такое нарушение называется непоставкой.
Каков порядок действий покупателя, если при приемке товара выявлена недопоставка (расхождение по количеству)?
Законодательное регулирование случаев недопоставки
ВАЖНО! Образец акта о расхождении по количеству и качеству товара от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Поскольку недопоставка – это нарушение условий договора, юридически она подпадает под требования к договорам купли-продажи, поскольку является их разновидностью. Эти договора проходят по ведомству гл. 30 ГК РФ (параграф 3 «Купля-продажа»).
П. 5 ст. 454 ГК РФ подтверждает, что договор поставки относится к купле-продаже по умолчанию, если в его тексте не предусмотрены другие особенности. В гл. 30 ГК РФ недопоставка регламентируется ст. 511 и 512.
Возмещение убытков вследствие недопоставки пострадавшая сторона может осуществить в соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ.
Если недополученный товар был оплачен заранее, кроме возврата денег, могут быть взысканы и проценты – эту норму предусматривает ст. 395 ГК РФ.
Односторонний отказ от договора поставки обосновывается в пп. 1, 2 ст. 523 ГК РФ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в договоре поставки не закреплены какие-либо специальные нюансы, на него автоматически распространяются общие требования к договорам (ст. 420-453 ГК РФ) и обязательствам (ст. 307-419 ГК РФ).
Как действовать покупателю, обнаружившему недопоставку
Проверяя накладные и считая груз, покупатель обнаружил расхождение. Налицо недопоставка. Как правильно оформить это нарушение?
- Фиксация недопоставки. Первый шаг – документальное закрепление обнаруженного несоответствия количества товаров и цифр в сопроводительных документах. Это делается с помощью специализированного акта, который составляется представителями покупателя и поставщика. Если поставщика привлечь невозможно (например, груз доставляется транспортной компанией), такую ситуацию лучше предвидеть заранее и прописать в договоре поставки возможность актировать недостачи с участием независимого лица. Формы актов стандартные:
- ТОРГ-2 – для приема отечественных товаров;
- ТОРГ-3 – применяется для товаров от импортных поставщиков;
- М-7 – приемка материалов.
- Отметка в накладной. В товаросопроводительном документе необходимо отметить факт недопоставки. Если в накладной несколько наименований, отметку надо поставить только в тех строках, где товаров недостает, а в конце приписать, что по остальным позициям расхождений нет. Также в накладной следует указать номер составленного акта о недопоставке.
- Составление письма-претензии. В более или менее свободной форме составляется документ-претензия, где указываются данные о недопоставке: наименование и количество товара по договору и по факту, номер составленного акта. Претензия направляется поставщику в срок, оговоренный в соглашении, либо как можно раньше по обнаружении недопоставки. В претензии нужно также указать одно из следующих требований или их приемлемую комбинацию:
- отказ от партии товара с обнаруженной недостачей с возвратом предоплаченных за нее денег;
- возмещение средств на покупку недостающего количества товара у другого поставщика;
- доставка недостающего количества в оговоренный срок;
- пересмотр количества товара в сопроводительных документах и договоре поставки (покупатель соглашается на сокращенную партию с перерасчетом стоимости).
- Ответное действие поставщика. Зависит от требования, высказанного покупателем:
- если покупатель отказался от сделки, необходимо вернуть деньги, уже уплаченные за товар;
- перечислить деньги придется и в случае требования о возмещении недопоставки;
- когда требуется восполнение или пересмотр размера партии в сторону уменьшения, поставщику надо будет изменить счета-фактуры, заверить их подписями руководства и отметить дату исправления (сами накладные исправлять не нужно, поскольку имеется акт о недопоставке, номер которого в них вписан при фиксации).
- Крайняя мера. Если ответного действия поставщика не последовало в течение месяца (или другого оговоренного срока) после направления претензии, нужно подавать судебный иск о недопоставке – его должны рассмотреть в срок до 3 месяцев. Возможно, потребуется дальнейшее обращение в исполнительные службы.
Если недопоставка обнаружилась не сразу, форма акта может быть свободной (например, пересчитано общее количество упаковок, а при их вскрытии выяснилось, что некоторые упаковки неполные). В этом случае необходимо доказать, что при приемке не было возможности проверить реальное количество товара.
К СВЕДЕНИЮ! Для дополнительной фиксации факта недопоставки рекомендуется сфотографировать накладные, а также товар, если это покажет недопоставку (неполная тара, груз, который можно пересчитать на фото и др.).
Недопоставка партии товара
Не всегда заказ от поставщика должен прибыть к покупателю одномоментно. Ст. 508 ГК РФ разрешает разбивать доставку на партии, оговаривая размеры и сроки доставки каждой из них. Если сроки специально не оговорены, по умолчанию за период принимается месяц. Как в таких ситуациях быть с недопоставкой, обнаруженной в одной из партий? Закон рекомендует правила (ст. 511 ГК РФ), но стороны в договоре могут их изменить и установить свою процедуру:
- Если одна из первых партий поставки оказалась с недостачей, поставщик должен восполнить ее в одной или нескольких следующих партиях.
- Если не предусмотрено иного, недостачу нужно восполнить до истечения действия договора поставки, иначе к недопоставке добавится срыв сроков.
- Если поставщик восполнил недопоставку после окончания установленного срока, он не вправе требовать за это оплату и даже обязан вернуть покупателю предоплату, если таковая была вручена.
- Если товар доставлялся сразу нескольким получателям и в одной из партий обнаружилась недопоставка, она не перекрывается «лишним» товаром, отгруженным другому покупателю – восполнять недопоставку придется тому адресату, с кем был заключен договор и кому именно товар «недовезли» (п. 2 ст. 511 ГК РФ).
Ответственность поставщика, допустившего нарушение
Если выявлена и зафиксирована недопоставка, поставщик оказывается виновным в ненадлежащем исполнении договора и к нему может быть применена одна из форм имущественной ответственности:
- возмещение покупателю нанесенных убытков;
- выплата предусмотренной договором неустойки;
- при оплате товара авансом – взыскание процентов.
Претензия за непоставку товара: как правильно составить
Итак, аванс внесен, а поставки как не было, так и нет. Пора четко сформулировать требование, т. е. в письменной форме составить претензию. Обратите внимание на моменты, которые помогут подвигнуть нерадивого поставщика принять правильное решение – или же отстоять вашу правоту в суде, если до него дойдет.
В какой форме предъявлять претензию
Удивительно, как много предпринимателей до сих пор полагаются на «честное купеческое» слово. Между тем для соблюдения досудебного порядка необходимо подтверждение отправки именно письменной претензии. И тем более она необходима, когда:
- от поставщика требуют вернуть оплату за товар (или уплатить санкции);
- досудебный порядок обязателен в силу договора или закона.
Формально суды по указанию ВС должны принимать в качестве доказательств распечатки и скриншоты (п. 13 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18), что делает возможным отправку претензии хотя бы на мессенджер. Однако куда безопаснее отправить претензию по почте – традиционной и (или) электронной, если данный порядок установлен законом, договором или устоявшейся деловой практикой между партнерами.
Внимание: подпись под текстом претензии должна принадлежать законному представителю. Если ее подписывает иное уполномоченное лицо, в тексте претензии и в числе приложений к ним должна быть доверенность.
Структура претензии, как правило, ничем не отличается от большинства документов: шапка, наименование, описательная часть, изложение требований, список приложений и подписи с реквизитами.
Что указываем в шапке
Во вводной части (шапке) указываем:
- адресата, т. е. поставщика – само юридическое лицо или его руководитель, указанный в договоре;
- его реквизиты и адреса: организационно-правовая форма, ОГРН и (или) ИНН, адрес (по ЕГРЮЛ), почтовый адрес (если указан в договоре), номер телефона;
- ваши данные, реквизиты и адреса;
- дата и реквизиты претензии.
Что должно быть в части описательной
Описательную часть надо формулировать так, чтобы было понятно, какое нарушение допущено и в рамках какого отношения. То есть как минимум надо привести:
- реквизиты договора, условия которого нарушены;
- в чем состоит нарушение обязательств поставщиком;
- пункты договора и нормы закона.
Если за товар внесена предоплата, обязательно укажите:
- сумму;
- дату и номер счета;
- реквизиты платежного поручения.
Помните о том, что даже если срок поставки не определен, его можно установить по правилам ст. 508 ГК (при партионной поставке) или по правилам ст. 314 ГК (при поставке целиком).
Контролировать поставки легко с сервисом МойСклад – все в одном окне: товарный учет, документооборот, расчеты с поставщиками и клиентами.
Попробовать бесплатно.
Например:
«Договором от 11.09.2022 № КГ-2341 не определен срок поставки предмета указанного договора – торгового оборудования, – момент заключения не совпадает с моментом исполнения, из других условий срок определить не представляется возможным. В этой связи и на основании п. 2 ст. 314 ГК РФ, вы обязаны были поставить товар в течение семи дней с момента предъявления нашей организацией требования о поставке. Наше требование предъявлено 11.10.2022, но до настоящего дня товар не поставлен».
Формируем требования
Главная идея в том, чтобы четко донести до поставщика, что вы хотите в связи с тем, что он нарушил свои договорные обязательства.
Например, вы не получили товар в срок, при этом внесена предоплата. Можете потребовать ее возврата плюс уплаты процентов по ст. 395 ГК. Проценты эти можно потребовать за период со дня, когда поставщик должен был передать вам товар, до дня возврата предоплаты (п. 4 ст. 487 ГК).
Например:
«На основании изложенного и в соответствии со ст. 395, п. п. 3, 4 ст. 487 ГК РФ прошу в срок до (указать точную дату) включительно вернуть сумму предоплаты за непереданный товар в размере 100 000 руб., а также уплатить проценты на сумму предоплаты за период с (указать срок поставки согласно Договора) до дня фактического возврата суммы предоплаты».
Или можете потребовать передать вам оплаченный товар и уплатить неустойку за просрочку, установленную законом или договором.
Например:
«На основании изложенного и в соответствии с п. 3 ст. 487, п. 1 ст. 330, ст. 521 ГК РФ прошу в срок до 15 ноября 2022 г. передать оплаченное торговое оборудование и уплатить неустойку за просрочку поставки товара согласно п. 8 Договора в размере 2 689,59 (две тысячи шестьсот восемьдесят девять) руб. 59 коп. Расчет прилагается».
Четкие требования полезны и нарушителю, и, тем более, вам: при отсутствии конкретного требования суд может решить, что претензионный порядок не соблюден. Есть смысл:
- соблюдать формулировки договора и (или) закона со ссылкой на статьи и пункты;
- при требовании возврата денег указывать точную сумму.
Укажите срок для исполнения требования и подчеркните, что в случае неисполнения вы обратитесь в суд.
К слову, с этим не надо затягивать, но и торопиться не стоит: заявление будет возвращено, если на день подачи не истек срок досудебного урегулирования, отсутствует ответ на претензию и документ, подтверждающий ее отправку, см. п. 22 постановления Пленума ВС от 22.06.2021 № 18).
Что приложить?
Четкого перечня нет, но, как правило, прилагаются в копиях:
- договор, по которому предполагалась поставка;
- документы, подтверждающие нарушение;
- документы, обосновывающие требования (копии платежек, накладные, расчет неустойки и процентов по ст. 395 ГК и т. п.);
- документы, свидетельствующие о предварительной переписке (при наличии).
Обязательно проверьте, нет ли в законе или в договоре перечня документов, необходимых для отправки наряду с претензией. Если такой список есть, и вы его не соблюли, то и досудебный порядок суд может счесть несоблюденным. В принципе, доказать суду обратное возможно (учитывая позицию ВС, п. 17 постановления Пленума от 22.06.2021 № 18), но потребует лишних усилий.
МойСклад позволяет управлять продажами, закупками и финансами в одном месте. Розница, опт, онлайн-торговля – выберите возможности для себя. Это бесплатно.