Непреодолимого на свете нет ничего сочинение

Обновлено: 09.01.2023

Присоединюсь к А.В. Суворову: «Непреодолимого на свете нет ничего». Разве что добавлю: «С Божией помощью».
Удачи Вам, Анатолий!

Пока не упущено время, достижимо всё.
Спасибо, уважаемый Виорэль!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

— Александр Васильевич Суворов, 50 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Эрих Мария Ремарк (100+)

Доверие — вот самая ценная и самая хрупкая вещь на свете. Без него ничего не получается.

Неизвестный автор (1000+)

Нет ничего страшнее на свете, чем остаться наедине со своими мыслями когда тебе очень плохо.

Неизвестный автор (1000+)

Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!

Эдуард Аркадьевич Асадов (100+)

На свете нет ничего невозможного — дело только в том, хватит ли у тебя храбрости.

Гарри Поттер и Орден Феникса (Джоан Роулинг) (20+)

Уходить очень тяжело — до тех пор пока не уйдешь. А потом понимаешь, что легче нет ничего на всем белом свете.

Бумажные города (Джон Грин) (30+)

Мысль — тоже действие; нет ничего плодотворнее ее влияния на мир.

Эмиль Золя (30+)

Слепое преклонение перед чужим авторитетом сводит человека на нет; на свете и так слишком много идолопоклонства.

Бремя страстей человеческих (Уильям Сомерсет Моэм) (50+)

Нет ничего прекраснее на свете, чем брак, в котором всё общее: любовь, духовные интересы, победы и поражения — словом, и дела, и чувства.

Андре Моруа (100+)

Продолжение – в воспитанниках

Многие выпускники Журавской школы пошли по стопам С. В. Вилкова. Все они работают по своей специальности: учителями физической культуры или тренерами в образовательных организациях района и области.

— Я очень горжусь своими ребятами, когда вижу, как их воспитанники занимают призовые места в соревнованиях. Значит, не зря столько сил мною было в них вложено, — говорит С. В. Вилков.

Сергей Васильевич — отличный муж, папа и самый заботливый дедушка. Жена, Светлана Николаевна, тоже педагог – учитель начальных классов. В настоящее время — на заслуженном отдыхе. Они воспитали двух дочерей: Елену и Надежду. Три внучки – Варвара, Полина, Ульяна и внук Егор – достойное продолжение и гордость семьи. Сергей Васильевич с супругой уделяют им много времени и внимания. Старшая внучка Варвара активно занимается художественной гимнастикой и уже является победителем соревнований не только в Волгограде, но и в Анапе. Даже внуки впитали спортивный талант дедушки. Вот что значит – человек своего дела.

288 лет назад родился российский военачальник, чьи победы привели к объединению Приднестровья с Россией

Й. Крейцингер. Портрет А.В. Суворова

Сам Александр Васильевич о себе говорил так:

Символ Придестровья

В Приднестровье Суворова чтят не только как гениального полководца на службе России, но и как одного из отцов-основателей столицы республики. Его образ, олицетворенный в работе скульпторов Артамоновых и архитекторов Чистякова и Дружинина, верхом на коне с поднятой вверх рукой, является самым известным символом города Тирасполя и всего Приднестровья. Следует также знать, что Суворов не только основал цитадель на Днестре, но и способствовал своими победами присоединению Приднестровья к России.

Памятник Суворову в центре Тирасполя и удачное положение Солнца. Фото Артем Кулекин

Чем мощнее становилась военная харизма Александра Васильевича, тем сильнее было её миротворческое воздействие. Об этом свидетельствует депеша Суворову русского резидента в Стамбуле Александра Хвостова, в чьи задачи входило не допустить новой войны с Османской империей, которую пытались развязать европейские державы:

Остановить враждебные намерения – такой символизм, если приглядеться, можно увидеть и в памятнике Суворову, воздвигнутом в Тирасполе в 1979 году. Российский генерал, приподнявшись на стременах, жестом руки словно предупреждает тех, кто идет с той стороны Днестра – подвластной Турции территории в конце XVIII века.

Интервью со скульптором Владимиром Артамоновым в период работы над памятником Суворову, «Днестровская правда», 1976 год

Неслучайно Тираспольская крепость появилась именно здесь, недалеко от Бендерской, имевшей для Османской империи стратегическое значение. И ведь не просто так генерал, будучи командующим войсками юга России, организовал в Приднестровье также и базу контрразведки.

Как свидетельствуют источники, генерал бывал и в Дубоссарах, откуда отсылал различные инструкции и письма. В одном из местных урочищ есть даже старое дерево, которое местные жители называют дубом Суворова. По словам лесников, ему более 200 лет.

Но всего этого могло и не быть, если бы отец Суворова не последовал совету прапрадеда Пушкина и не записал бы сына в лейб-гвардии Семёновский полк. В самом деле, никто не мог тогда и помыслить, что слабый от природы Александр, который и ружья-то поднять не мог, пройдет путь от рядового до генералиссимуса.

Неизвестный художник. А.В. Суворов.

Свое первое звание он заслужил, удивив императрицу Елизавету Петровну верностью долгу: увидев на посту юного гвардейца, дочь Петра I протянула ему серебряный рубль, но тот отказался, заявив, что часовому запрещено брать в руки деньги. Монета так и осталась лежать на плацу.

Затем последовала война с Пруссией (1757 – 62 гг.), во время которой Суворов был среди тех, кто брал Берлин.

Когда невозможное возможно

Константин Кеппен. Спасение генерал-аншефа А.В. Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне 1 октября 1787 года

Очередная фантастическая победа – взятие в зимних условиях сильной крепости Измаил. Это был как раз тот случай, когда невозможное оказалось возможным.

Франческо Джузеппе Казанова. Взятие Измаила

Однако вершиной его карьеры стал поход на старости лет (в 1799 году Суворову исполнилось 69) в Италию и Швейцарию, когда в течение шести месяцев он победил несколько французских армий в трёх крупных сражениях, совершив к тому же невероятный переход через Альпы.

Александр Коцебу . Переход войск Суворова через Сен-Готард 13 сентября 1799 года

Причем, даже находясь в окружении Суворов умудрялся побеждать.

Конкурентные преимущества

Эти принципы, доведенные до совершенства, собственно и сделали из Суворова легенду. В рейтинге российских полководцев конца XVIII — начала XIX веков, составленного генерал-майором Писаревым, Александр Васильевич естественно занимает первое место.

На тот момент в мире был только один военачальник, способный тягаться с Суворовым. Звали его Наполеон Бонапарт. Однако двум военным гениям не суждено было встретиться один на один, так что кто из них круче, мы так никогда не узнаем.

Читайте также:

      

  • Сообщение о смешанных лесах северной америки
  •   

  • Сообщение уральские самоцветы в сказах бажова
  •   

  • Сообщение песни булата окуджавы о великой отечественной войне
  •   

  • Сообщение rcs что это
  •   

  • Джорджия сообщение с картинками

Но
в последнее мгновение Мария слышит
сдавленный крик: «мама!»
Почему
именно это слово вложил автор в уста
раненого немца?
Конечно,
сделано это не случайно. Кричать так
может только на­
смерть
испуганный мальчишка. В то же время
Мария, услышав сло­
во
«мама», понимает, что перед ней беспомощный
человек, который
нуждается
в помощи.

3) Гуманистический выбор Марии.

И
героиня делает выбор. И этот выбор
совпадает с позицией ав­
тора:
у поверженного, а значит, уже неопасного
врага, есть право
на
гуманное отношение.

4) Моё
отношение
к
авторской
позиции.

Эта
позиция близка и мне ещё с той поры,
когда я прочитала
книгу
Л.Н. Толстого «Война и мир».

13. Рус. яз. ЕПЭ-2011

Русские
солдаты обогревают и кормят Рамбаля и
Мореля, а те,
обнявшись
с ними, поют песню. И кажется, что звёзды
радостно перешёптываются друг с другом.
Возможно, они восхищаются бла­
городством
русских солдат, выбравших вместо мести
сочувствие
к
поверженному врагу.

Такова
же и позиция писателя Гроссмана в
произведении «Жизнь
и
судьба». Да, война несёт смерть. Но даже
во время войны человек
может
побороть в себе желание отомстить
бывшему врагу, который
безоружен
и страдает.

Заключение 1)
Месть или отказ от мести — выбор,
перед
которым
может
оказаться каждый
из нас.

Однако
стоит заметить, что проблема мести
связана не только
с
военными событиями и существует не
только в мире взрослых.
Месть
или отказ от мести — это выбор, перед
которым может
оказаться
каждый из нас. В связи с этим вспоминается
мне рассказ
В.
Солоухина «Мститель». В душе
героя-рассказчика идёт борьба
между
желанием отомстить и нежеланием бить
доверчивого при­ятеля. В итоге ему
удаётся разорвать порочный круг, и на
душе ста­
новится
легко.

Так
мстить или отказаться от мести? Я думаю,
что повержен­
ного,
повинившегося врага стоит простить,
памятуя, что «высушить
одну
слезу — больше доблести, чем пролить
целое море крови».

IX.
Уберите из текста сочинения пункты
плана. Перечитайте со­чинение. Убедитесь
в том, что у вас получился логически
связанный текст сочинения и вам удалось
доказать свои идеи, сформулировать
вывод.
Проверьте грамотность написанного вами
текста. Перепишите сочинение набело.
Проверьте ещё раз написанное, обратите
внимание на соблюдение грамматических,
пунктуационных, лексических норм.

Занятие № 2.
Пишем сочинение вместе

I.
Прочитаем текст.

(1) Косовых дом
разодет, как невеста. (2) На верёвках
вокруг дома развешаны яркие шёлковые
платья, задорно переливающиеся на
солн­це, всевозможные шали, одежда
верхняя, обувь, меховые шапки.

(3)
По-старинному сказать — это сушка
нарядов, от моли, от
мышей,
но в то же время это и смотр благосостояния
семьи, прида­ного дочерей. (4) И надо
ли говорить, что Дарья Леонтьевна,
хозяйка
всего
этого великолепия, сияет с головы до
ног!

  1. Я
    от души радуюсь вместе с Дарьей
    Леонтьевной и с удоволь­
    ствием
    обхожу весь этот пёстрый, пахучий парад
    и вдруг на видном
    месте,
    возле самого крыльца, замечаю два
    старых, растоптанных, без
    подошв
    чёрных валенка.

  2. А эти молодцы
    как сюда попали ?

  3. Дарья Леонтьевна
    молодо смеётся.

(8)
А от этих молодцов я жить пошла.

(9)-Жить?

(10) — Жить. (11) Мне
эти валенки в лесу дали, первая премия
в
жизни. (12) И вот жалко, никак не могу
выбросить.

(13)

Ох,
как вспомнишь все свои стёжки-дорожки,
дак не зна­
ешь,
как и на сегодняшнюю дорогу вышла. (14)
Мне четырнадцать лет
было,
когда меня на заготовки выписали.

(15)
И вот раз прихожу в барак из лесу. (16)
«Новый год, говорят,
завтра
у людей». (17) Эх, думаю, и мне надо Новый
год отметить.
(18)
А как ?(19) Чем ?(20) У нас тогда, в войну, не
то что хлеба, карто­
шки-то
досыта не было. (21) Адавай, думаю, у меня
хоть валенки сухие
в
новом году будут. (22) Положила в печь,
легла на нары. (23) Думаю,
полежу
немножко, выну. (24) А проснулась утром —
в бочку железную
бригадир
колотит. (25) Я вскочила, к печи-то подбегаю,
заслонку от­
крываю,
а у меня от валенок-то одни голяшки…

(26) Я вся в слезах
к начальнику лесопункта. (27) Босиком.

(28)
«Так и так, — говорю, — Василий Егорович,
у меня валенки
сгорели,
что мне делать ?» (29) — «А что хошь делай,
а чтоб к утру
завтра
была на работе, а не то под суд отдам».

(30)
Пошла домой

восемь
вёрст до дому. (31) Из шубы мами­
ной
два лоскута вырезала, ноги обернула да
так и иду зимой по лесу.
(32)
Пришла домой, а что возьмёшь дома? (33)
Катя, сестрёнка млад­
шая,
в детдоме, изба не топлена, на улице
теплее. (34) Вот я села на крыльцо, плачу.
(35) Идёт старичок, Евграф Иванович,
конюхом ро-бил. (36) «Чего, девка, ревёшь?»
(37)

Валенки
сожгла. (38) Началь­ник сутки дал, а где
я их возьму?» (39) — «Ничего, — говорит,
— не
плачь.
(40) Пойдём ко мне на конюшню, что-нибудь
придумаем».

(41)
Вот пришли на конюшню, тепло у дедушки,
да я только села на
пол
к печке, прижалась, как к родной мамушке,
и уснула. (42) А вече­
ром
меня дедушка Евграф будит. (43) Я гляжу и
глазам не верю: бурки
тёплые,
эдаки шони из войлока от хомутов старых
сшил.

(44)
Я надела бурки да до самого барака без
передышки бежала.
(45)
В лесу темно, разве звёздочка какая в
небе мигнёт, а я бегу да
песни
от радости пою. (46) Успела. (47) Не отдадут
под суд.

(48)
А через полгода, уж весна была, приезжает
к нам сам секре­тарь райкома. (49)
«Говорите, кто у вас ударник». (50) —
«Дарка,

говорят,
всех моложе девка, а хорошо работает».
(51) — «Чего хо­чешь?» — говорит этот
секретарь-то. (52) — Чем тебя
наградить-
премировать
за ударную работу на трудовом фронте
?» (53)

«А
дай­
те,
— говорю, — мне валенки». (54)

«Будут
тебе валенки». (55) И вот осенью-то мне
валенки чёрные привёз. (56) Опять сам.
(57) Вер­
ный
был человек.

(58)
Я долго их носила. (59) Бережливо. (60)
Первые-то пять лет
только
как выходные, а потом уж и каждый день.
(61) Вот какие
у
меня эти валенки.

(По Ф. Абрамову)

II. Определим,
о чём написан текст.

В этом тексте автор
поднимает разные проблемы:

  1. Роль случайного
    человека в судьбе героини.

  2. Доброта.

  3. Человек никогда
    не должен падать духом.

  4. Жизнь людей в
    военное время.

Выберем одну из
проблем, поднятых в тексте, например:
доброта.

III. Напишем
введение.

Доброта
— качество, редко встречаемое в
современном обществе.
Сейчас
престижно быть богатым, успешным,
красивым, но никак
не
добрым. Все реже мы встречаем людей,
готовых бескорыстно по­
мочь
другому человеку.

Обратите
внимание, во введении мы подняли, показали
актуаль­ность
проблемы и прокомментировали её.

IV. Далее
переходим к анализу текста. Подумаем
над вопросом:

Для
чего автор поднял названную проблему?
Ответим на постав­

ленный
вопрос: Для
того, чтобы показать, как добрый поступок

Евграфа
Ивановича спас жизнь героини.
Начнём
писать основную часть:

Поэтому
проблема доброты, поднятая Ф. Абрамовым
в прочитан­
ном
нами тексте, так актуальна в наши дни.
Писатель хочет донести
до
читателей мысль, что человеку иногда
бывает жизненно необхо­дима помощь
других людей. Ведь благодаря доброму
поступку Евгра­
фа
Ивановича Дарку не отдали под суд, так
как она успела во-время
выйти
на работу. А ещё конюх спас девушке
жизнь: не дал ей умереть
от
холода.

(Обратите
внимание:
нужно
подбирать синонимы, когда мы назы­ваем
автора или героев повествования.)

V. Определим
позицию автора. В данном тексте она не
заявлена

прямо, но по тому, как автор
описывает происходящее, мы может
оп­

ределить
его точку зрения.

Позиция
автора не заявлена прямо, но по тому, с
какой теплотой его героиня вспоминает
дедушку Евграфа, мы понимаем: Ф. Абрамов
восхищается
поступком конюха.

VI. Теперь
укажем свою позицию и аргументируем
её.

И
я согласна с автором. Нужно быть
внимательным к другим лю­
дям,
даже если ты не знаком с ними. Вот идёшь
по улице и видишь,
как
люди сторонятся лежащего на земле
человека, переступают че­
рез
него или обходят, при этом стараются не
смотреть на него. Ведь
все
прекрасно понимают, что нужно помочь,
хотя бы поднять чело­
века
или вызвать «скорую помощь». Но проще
пройти мимо, испытав
лёгкий
укол совести.

Замечательный
писатель Даниил Гранин однажды рассказал
о
том, как он упал на улице и разбил лицо
в кровь. Он еле шёл по улице,
теряя
сознание от боли, но никто не подошёл к
нему, не спросил, что с ним случилось. И
Гранин подумал, что если бы такое
равнодушие
люди
проявляли во время войны, то жертв было
бы намного больше. Ведь на поле боя
солдаты умирали, спасая жизнь незнакомых
им лю­
дей,
а девочки-санитарки, не страшась взрывов
и стрельбы, тащили
на
себе раненых.

У Александра
Куприна есть рассказ о чудесном докторе
Пирогове, который спас абсолютно
незнакомую ему девочку. Во всех описанных
случаях доброта одного человека спасает
жизнь другому.

VII.
Делаем
вывод.

Текст
Ф. Абрамова очень важен для нас, современных
молодых лю­
дей,
вступающих во взрослую жизнь. Мы должны
понять, что равно­душие, жестокосердие
являются разрушающими факторами нашего
времени, и именно мы должны вернуть в
наше общество доброту, че­
ловеколюбие.
Иначе наше общество само себя обречёт
на гибель.

В
результате проделанной работы мы
получили сочинение (текст, выделенный
курсивом).

Занятие № 3.
Пишем сочинение самостоятельно

I.
Прочитайте текст.

(1)
Любители спорта хорошо знают Шаварша
Карапетяна, уста­
новившего
десять мировых рекордов по прыжкам в
воду. (2) Но глав­
ный
свой рекорд установил он на месте
чрезвычайного происшествия,
где
судьями были жизнь и смерть.

(3)
В один из сентябрьских вечеров с высокой
плотины Ереванского
водохранилища
сорвался троллейбус с пассажирами. (4)
Троллейбус пог­
ружался
в бурлящую воду. (5) Так началась эта
драма.

(6)
Шаварш Карапетян заканчивал ежедневную
двадцатикило­
метровую
пробежку и как раз в это время появился
на высокой пере­
мычке.
(7) Рядом был родной брат Камо и другие
спортсмены. (8) Чем­
пион
первым оценил обстановку и стал стягивать
с себя мокрую от
долгого
бега одежду. (9) Через несколько секунд
братья уже были в воде.

(10)
Первым доплыл до погружённого в воду
троллейбуса Шаварш.
(11)
Он сразу понял, что никто лучше него не
сможет сделать то, что
нужно
сделать: нырнуть на необходимую глубину
и что-то сделать для спасения людей.
(12) Видимость под водой была скверной,
не сразу
удалось
рассмотреть корпус троллейбуса.

(13)
Преодолевая плотное сопротивление
воды, ударил в заднее
стекло
ногами. (14) Стекло бесшумно раскололось.
(15) Шаварш
вплыл
в салон, где в тяжёлой мгле двигались
тёмные тени. (16) Воз­
дух
в лёгких подходил к концу. (17) Он ухватил
ближайшую тень,
развернулся
и выбрался из салона. (18) Оттолкнувшись
мощнейшим толчком от крыши, устремился
вверх. (19) Всплыв, увидел, что спас
женщину.

  1. На
    поверхности тем временем собирались
    лодки, некоторые
    гребцы
    и парни с лодок пытались нырять, ноу
    них ничего не получалось:
    они
    не умели ориентироваться под водой и
    удерживаться на глубине.

  2. Много
    раз нырял Шаварш, прижимая к себе
    незнакомых лю­
    дей,

    двадцать
    один раз проникал в салон троллейбуса.
    (22) Тем вре­
    менем
    на плотину прибыли два огромных крана.
    (23) Теперь надо было
    зацепить
    под водой тросы. (24) Это оказалось
    нелегко. (25) И всё оке
    он
    выбил два боковых стекла и продел трос
    прямо под крышей трол­
    лейбуса.
    (26) Троллейбус медленно двинулся вверх.

(27)
А в это время на отчаянные усилия Шаварша,
самоотвер­женные действия Камо,
который принимал спасённых, смотрел их
отец
— Владимир Самсонович Карапетян. (28)
Ему не позволили бро­
ситься
в воду на помощь сыновьям. (29) В сердце
и сознании отца про­
изошло
открытие: его сыновья

взрослые
люди, способные на высшее
благородство.

(30)
А Шаварша ожидала долгая, тяжёлая
болезнь, уход из спорта.
(31)
Лучшая награда герою не 130 завоёванных
медалей, а 20 спасён­ных им жизней. (32)
Спасая людей, он помогал всем понять,
что мо­
жет
человек, даже если он один. (33) А что
человек может, таков он
и
есть.

(По Г. Бочарову)

II. Выполните
задания 1—6.

1. Найдите
предложение, в котором, на ваш взгляд,
заключается ос­

новная
мысль текста. Запишите его номер.

2. Запишите
ответ на вопрос: Зачем
автор описал этот случай?

Не
забывайте, что проблема должна быть
актуальной.

  1. Найдите
    предложение(-ия), в котором(-ых) автор
    прямо или кос­венно
    высказывает свою позицию.

  2. Подумайте, согласны
    или не согласны вы с мнением автора.

  3. Продумайте,
    какие аргументы вы могли бы привести
    в доказа­тельство
    своей точки зрения. Вспомните, какие
    художественные про­изведения
    посвящены поднятой проблеме.

  4. Напишите небольшое
    сочинение (приблизительно 200 слов).

III. Сравните
свои ответы с предложенным образцом.

Ответы:

1. Предложение
номер 32.

  1. Автор
    описал данный случай, чтобы показать,
    что человек в экс­тренной
    ситуации способен на многое и что любой
    может в экстрен­ной
    ситуации вести себя как герой.

  2. Предложения 31—33.

4/5.
Ответы к этим пунктам могут варьироваться,
так как вы выска­зываете
своё мнение.

Образец
сочинения

Что
такое героизм ? Это слово чаще всего мы
слышим, когда за­
ходит
речь о войне. Но можно ли совершить
героический поступок
в
обычной жизни? Над этим вопросом я
задумалась после прочтения
текста
Г. Бочарова.

Автор
рассказывает о реальной ситуации,
произошедшей с Шавар-
шем
Карапетяном. Он спас из тонущего
троллейбуса 20 человек. Ав­
тор
поднимает очень важную проблему: даже
один человек способен
на
многое. И, прежде всего, он способен на
героический поступок. Ведь
Шаварш
нырял на глубину, спасая пассажиров
троллейбуса. Он пре­
красно
понимал, что лучше него никто не сделает
этого, понимал, что
именно
от него зависят жизни людей. Осознавал
ли он всю опасность
своего
поступка ?Конечно, да. Но чувство
ответственности за жизни
другихлюдей
было сильнее страха. За свой героизм
спортсмен заплатил
дорогую
цену: он потерял здоровье, ему пришлось
оставить любимое
дело
—уйти из спорта. Но автор считает, что
для Шаварша важнее
не
«130 завоёванных медалей, а 20 спасённых
им жизней».

Трудно
не согласиться с мнением автора в том,
что даже один че­
ловек
способен на многое. И хотя пословица
гласит: «Один в поле
не
воин», но поступок Шаварша Карапетяна
опровергает её.

В
художественных произведениях можно
найти немало примеров,
подтверждающих
позицию автора: «что человек может,
таков он и
есть».
Так, например, в произведении М. Горького
«Старуха Изергиль» Данко жертвует
собой, чтобы помочь остальным. А в романе
Бориса Васильева «Не стреляйте в белых
лебедей» Егор Полушкин не побоялся
пойти
против браконьеров, спасая прекрасных
птиц. Ведь они были
его
друзьями, он чувствовал свою ответственность
за них.

Место
подвигу есть и в повседневной жизни.
Несколько лет назад
я
читала заметку в газете о том, как в
обрушенном бассейне восьми-

летняя
девочка Саша Ершова не только выжила
сама, но и помогла
выжить
трёхлетней малышке, в течение полутора
часов держа её на
руках
в холодной воде. Таких людей, как Шаварш
и Саша, к сожале­
нию,
не много, но главное, что они есть.

Этот
текст очень полезен для нас, молодых
людей, вступающих
во
взрослую жизнь, потому что каждый может
попасть в ситуацию, где от его мужества
зависит чья-нибудь жизнь. Втакойответст-вен-
ный
момент мы должны не растеряться, проявить
смелость и прийти
на
помощь, помня, что «храбрость

это
до конца осознанная от­ветственность»,
ответственность за жизнь человека,
оказавшегося
в
трудной ситуации.

Сочинение,
написанное вами, конечно, будет отличаться
от при­ведённого
образца. Но главное, помните, что в вашем
сочинении должна
быть названа проблема, поднятая автором,
указана его пози­ция,
дано ваше аргументированное мнение по
этой позиции и сделан вывод.

IV.
Цитаты

Приведённые ниже
цитаты вполне можно использовать в
сочине­нии при написании введения и
заключения, а также для аргументации
своей собственной позиции. Однако мы
рекомендуем вам составить свой собственный
сборник «мудрых мыслей», то есть подобрать
те ци­таты, которые отражают ваше
собственное мнение и мироощущение.

Человек
и природа

О, Земля! На тебе
хозяйничают, приказывают, распоряжаются,
тебя портят и уничтожают; и никому-то в
голову не придёт, что эта планета со
всеми своими битвами и бедами парит в
небесном просторе…

К. Чапек

Природа — это
книга, которую надо прочитать и правильно
по­

нять.- М.
Налбандян

Твердит природы
голос: «В вашей власти, чтобы всё не
раскололось

на бессмысленные
части!» jj
Мартов

Сердце Земли
находится в сердце человека. Всё берёт
начало в этом

сеРДЦеМ.
Сарьян

Человека не может
не занимать природа, он связан с ней
ты-сячью

неразрывных нитей: он сын
её… г*
т
уогенев

Человек
и общество

Человек не должен
жаловаться на времена; из этого ничего
не вы­ходит. Время дурное: ну что ж, на
то и человек, чтобы улучшить его.

Т. Карлейль

…ограничен разум
человека, но зато безграничен разум
человечес­

кий, то есть разум
человечества. „
г

v
3 В.Г.
Белинский

Люди вместе могут
совершить то, что не в силах сделать в
одиноч­

ку
•■ Д.
Уэбстер

При соединении и
малое растёт, при раздоре и величайшее
распа­

дается. Саллюстий

Стараясь о счастье
других, мы находим своё собственное.

Платон

Были во все времена
люди, отдававшие жизнь за идеалы…

Р. Роман

…герой — это
человек, который в решительный момент
делает то,

что нужно делать
в интересах человеческого общества.

Ю. Фучик

Взаимоотношения
людей

Наиболее полно и
концентрированно выражаются воспитанность
и нравственная культура человека в том,
чтобы мерить одинаковой ме­рой и
равноценно ценить как собственное, так
и чужое достоинство…

Ф.
Бэкон

Поведение — это
зеркало, в котором каждый показывает
свой лик.

И. В. Гёте

Хорошие поступки
облагораживают нас, и мы есть плод наших

собственных
деяний. ,,

М. Сервантес

Чтобы изменить
людей, их надо любить. Влияние на них
пропор­

ционально любви к ним. „
п

И. иесталоцци

Мало в своих
суждениях опираться на правду, из них
ещё должны

взрасти
вера и надежда. „

К. Чапек

Чтобы поверить в
добро, люди должны начать делать его.

Л. Толстой

Ценить людей надо
по тем целям, которые они перед собой
ста-

вятН.Н.
Миклухо-Маклай

Лучший способ
сохранить друзей — не предавать их.

У. Мизнер

Береги,
щади неприкосновенность, уязвимость,
ранимость дру­гого
человека. Не причиняй людям зла, обиды,
боли, тревог и беспо­койства.

В. Сухомлинский

О нравственности

Нравственные
качества справедливого человека вполне
заменяют

законы. ,,
,

Менандр

Нет ничего выше и
прекраснее, чем давать счастье многим
лю-

Л. Бетховен

Самый счастливый
человек тот, кто дарит счастье наибольшему

числу
людей. _
-.

Д.Дидро

Главное
— делать людям добро, пусть маленькое,
но добро, каж­дый
день, каждый час. Чтобы своим существованием
облегчить людям

жизнь. .

А. Лихоносов

Никто
из нас не имеет права пройти мимо
страданий, за которые мы, собственно,
не несём ответственности, и не предотвратить
их.

А. Швейцер

Один из величайших
принципов истинной нравственности
заклю­чается в уважении к человеческому
достоинству во всяком человеке, без
различия лица, прежде всего за то, что
он — человек, а потом уже

за
его личные достоинства. „
r
r

В.1. Ьелинскии

Об
отношении к жизни

Жизнь
даётся один раз, и хочется прожить её
бодро, осмысленно,

красиво.
Хочется играть видную, самостоятельную,
благородную роль,

хочется делать
историю… л
П Ч

Жизнь
прекрасна, жизнь — величественное,
неукротимое движе­ние
к всеобщему счастью и радости.

М. Горький

Как басня, так и
жизнь ценится не за длину, а за содержание.

Сенека

Без жертв, без
усилий и лишений нельзя жить на свете:
жизнь — не

сад,
в котором растут только одни цветы. „
. „

И.А. юнчаров

Жить
— значит действовать. ^
франс

Многое нужно
сделать на земле, делай это скорее.

К. Цеткин

Непреодолимого
на свете нет ничего.

А. В. Суворов

Во всех случаях
лучше надеяться, чем отчаиваться.

И. Гёте

Без труда не может
быть чистой и радостной жизнь.

А. П. Чехов

Смотри
на каждую утреннюю зарю как на начало
твоей жизни и на каждый
закат солнца как на конец её. Пусть
каждая из этих кратких жизней
будет отмечена каким-нибудь добрым
поступком, какой-ни­будь
победой над собой или приобретённым
знанием.

Д. Резкин

О
воспитании

Воспитание —
великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Благоразумие отца
есть наиболее действенное наставление
для де-

т
и» Демокрит

Воспитывать
— значит говорить людям правду об их
жизни и о жиз-

ни
всего мира. Э.Казакевич

Правдивость везде,
а особенно в воспитании, есть главное
условие.

Л.И. Толстой

Для
того чтобы воспитание было успешным,
надо чтобы воспиты­вающие
его люди, не переставая, воспитывали
себя.

Л.Н. Толстой

О
родителях и детях

Материнские
руки — воплощение нежности; детям хорошо
спится на
этих руках.

В. Гюго

Нет ничего святее
и бескорыстнее любви матери…

В. Г. Белинский

Восславим
женщину-Мать, чья любовь не знает преград,
чьей грудью
вскормлен весь мир! Всё прекрасное в
человеке от лучей сол­нца
и от молока Матери, вот что насыщает нас
любовью к жизни!

М. Горький

Мы будем вечно
прославлять ту женщину, чьё имя — Мать.

М. Джалиль

Ребёнок,
который переносит меньше оскорблений,
вырастает че­ловеком,
более сознающим своё достоинство.

Н.Г. Чернышевский

Прекрасный и
благородный юноша не предпочтёт родному
отцу

чужого человека…

Лукиан

Человек
и история

Мы стремимся взять
из прошлого пламя, а не пепел.

Жан Жоре

Так
или иначе, человек живёт как бы на
перекрёстке времени — прошлого и
настоящего. Смерть памяти — смерть
духа, ибо она, па­мять,
— познание накопленным опытом самого
себя, истоков и на­правления
бытия.

Ю. Бондарев

Знание прошлого
отечества делает человека богаче духом,
твёрже

характером и
сильнее разумом…

В. Пикуль

Разрушая прошлое,
мы утрачиваем нечто невосполнимое,
изменяем

самим себе, истокам
души своей, подтачивая и охлаждая самое
высокое

человеческое
чувство — любовь к отечеству, к родине.

Ю. Бондарев

Человек
и родина

Всякая
благородная личность глубоко осознаёт
своё кровное род­

ство,
свои кровные связи с отечеством. _
_ _

В. Г. Белинский

Нет выше идеи, как
пожертвовать собственной жизнью,
отстаивая

своих
братьев и своё отечество… _
_ ,,

Ф.Д. Михаилович

Историческое
значение каждого русского великого
человека изме­

ряется его заслугами
родине, его человеческое достоинство
— силою

его патриотизма… Hf
Чершшевский

Нет
слова ближе и дороже, чем слово «Отчизна»,
как нет для нас

ничего
дороже отца. Лутт

Человек
и культура

Культуру
нельзя ни приобрести, ни купить; тут
необходимо соучас­

тие,
сотворчество. к
Чапек

Человечество,
если оно не хочет бессмысленно топтаться
во тьме, на
своём историческом пути должно нести
перед собой свет. И, пожа­луй, не только
свет разума, но и свет нравственности;
к этому необхо­димо
стремиться и всем наукам и искусствам.

К. Чапек

Да, память и культура
— это совесть многих поколений, всех
тех, кто жил, строил, любил, страдал,
боролся за нас, и тех, кто живёт сей-

часЮ.
Бондарев

По
отношению каждого человека к своему
языку можно совершен­

но
точно судить не только о его культурном
уровне, но и о его граждан­

ской
ценности. [,г
п

К. Г. Паустовский

Употреблять
иностранное слово, когда есть равносильное
ему рус­ское
слово, значит оскорблять и здравый
смысл, и здравый вкус.

В.Г. Белинский

Слово
имеет силу так действовать на состояние
души, как состав

лекарств
действует на тело. г

О
знании и науке

Земля ограничена,
а знаниям границ не предвидится.

Д. И. Менделеев

Всё
исследуй, давая разуму первое место. „
,

Пифагор

Великая
поэзия нашего века — это наука с
удивительным рассветом

своих
открытий. э
Зтя

Наука
не является и никогда не будет являться
законченной кни-

ГОИ- А.
Энштейн

Учитесь,
читайте, размышляйте и извлекайте из
всего самое полез­

ное. н.И.
Пирогов

Считай несчастным
тот день или тот час, в который ты не
усвоил ничего нового и ничего не прибавил
к своему образованию.

Я. Коменский

Ключом ко всякой
науке является вопросительный знак.

О. Бальзак

Весь
смысл жизни заключается в бесконечном
завоевании неиз­

вестного,
в вечном усилии познать больше. о
j0M

У людей нет силы
более мощной и победоносной, чем наука.

М. Горький

Где мысль сильна,
там дело полно силы.

В. Шекспир

Счастье
даётся только знающим, чем больше знает
человек, тем резче, тем сильнее он видит
поэзию земли там, где её никогда не
най­дёт
человек, обладающий скудными знаниями.

К. Паустовский

V.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ И ИХ
ФОРМ

Слова
и формы слов, при произношении которых
часто делают
неправильное
ударение

ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ ФОРМЫ

А бухгалтер
(бухгалтеров)

агент бюрократия

агентство R

алкоголь

вероисповедание

алфавит ,
,

, верба

аналог ,
, ,

видение
(призрак)

анапест , _

видение(способность
видеть)

анатом , , ,
,

волк
(мн.ч. волки, волков)

апартаменты
и апартаменты ,,
, ,,_ ,

выборы
(выборов) апокалипсис

арбуз
(р.п. арбуза, мн.ч. арбузы) Г

аргумент генезис

арест главенство

аристократия гражданин
(мн.ч.граждане,

асбе’ст гражданам)

асимметрия гражданство

атлас
(ткань) гусеница

атлас
(географический) гусляр

атлет
(мн.ч. атлеты, атлетов) д

аФе‘Ра дактиль

аэропорт
(мн.ч. аэропорты) демократия

Б деньги
(денег, деньгами)

баклажан
(мн.ч. баклажаны) деятельность

бант
(р.п. банта, мн.ч. банты) диагноз

безвременье диалог

библиография дизентерия

благовест диспансер

борода
(мн.ч. бороды, бород) добыча

борозди
(мн.ч. борозды, борозд) догмат

броня
(закрепление за кем-либо) договор
(мн.ч. договоры)

броня
(защита) документ

Слайд 1

Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ (часть C) Аргументация

Слайд 2

Рассуждение Рассуждение — это тип речи, в котором автор даёт объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей. Текст-рассуждение отвечает на вопрос почему? зачем?

Слайд 3

Языковые особенности типов речи Для описания характерно употребление номинативных и безличных предложений, однородных членов, опорных обстоятельств, эпитетов, метафор: мглистый осенний день, кружащая падающая листва, в дрожащей дымке, поздней осенью, тень осенних дней, неувядающая грусть, вуаль тени…

Слайд 4

В повествовании, отражающем динамику действий, употребляются глаголы-сказуемые со значением последовательности действий ( пришел, увидел, победил ), сопровождающиеся соответствующими обстоятельствами места времени, обстоятельства образа действия ( вечером, в саду, легко ).

Слайд 5

Для рассуждения характерны те языковые средства, которые выражают причинно-следственные отношения: обстоятельства причины, цели, условия, следствия; СПП с такими же придаточными; слова со значением оценки, утверждения или отрицания чего-либо, сопоставления, противопоставления, обоснования и т.п. ( горе человеку, если он один, ведь…; поэтому; а это очень важно, так как…).

Слайд 6

Задание Прочитайте опорные слова. Можно ли по ним определить тему текста и тип речи? Используя опорные слова, создайте свое высказывание. 1) Н астоящие друзья — старые; друзья молодости; время сближений; горе человеку, если он один; подлинные друзья приобретаются в молодости, поэтому… 2) Усеянное веснушками лицо; широко распахнутые глаза; пухлые губы; неизъяснимая прелесть; надолго запоминалось…

Слайд 7

Структура рассуждения В рассуждении три части: тезис (основная мысль) — доказательства (аргументы) — вывод. Вывод должен быть кратким и четким (лучше, если он будет оформлен одним предложением) и непременно связанным с тезисом, подтверждая или опровергая его.

Слайд 8

План сочинения-рассуждения Композиционные элементы Примеры 1. Тезис Друзья молодости оказались самыми верными… Настоящие друзья – старые … 2. Доказательства Подлинные друзья приобретаются в молодости, ведь молодость – это время сближений… 3. Вывод Береги честь смолоду

Слайд 9

Виды рассуждений 1. Рассуждение-доказательство имеет структуру: подведение к вопросу – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса (аргументы) – выводы. Цель аргументации – убедить в правильности тезиса или опровергнуть его, поэтому он может вводиться словами например, чтобы убедиться, почему же; предположение о … неверно, поэтому (следовательно); действительно, если бы…

Слайд 10

2. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить факты, выявить причинно-следственные отношения, обобщить подходы к явлению и т.д. Рассуждение строится в вопросно-ответной форме, независимо от того, получают ли вопросы отражение в тексте или нет: Человек должен быть интеллигентом. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет?.. (Д.С. Лихачев)

Слайд 11

Модель сочинения-размышления: подведение к проблемному вопросу – система проблемных вопросов – ответы на них (выводы). Языковые средства: Я думаю (считаю, уверен, надеюсь, полагаю, знаю…); остановлюсь на…; Я никогда не сомневался (всегда сомневался) в том, что…; каждому очевидно (понятно), что…; на мой взгляд…; вот почему, например, …; об этом свидетельствуют следующие факты …; как выяснилось…; во-первых…; значит в этом заключается суть…; однако, по-видимому…

Слайд 12

Задание: Напишите сочинение рассуждение на одну из предложенных тем. Темы: Книга – источник знаний о мире, о людях, о прошлом…; Совесть – верный руководитель жизни людей; Спешите делать добрые дела; Быть милосердным – значит… Алгоритм-подсказка Прежде чем писать, продумайте ответы на вопросы: 1) О чем вы расскажете в тексте? 2) С чего вы начнете? 3) Что будете утверждать? 4) Какие аргументы (примеры) приведете? 6) Какой вывод сделаете?

Слайд 13

Схема фрагмента рассуждения тезис (позиция автора) / [ согласие с автором ] [ несогласие с автором ] подтверждение тезиса опровержение тезиса / аргументы контраргументы

Слайд 14

Типы аргументов (по Ю.В. Щербининой) 1. По характеру направленности: а) рациональные и б) иррациональные Рациональные делятся на : а) факты (цифры, даты); б) ссылки на авторитеты (документы, законы, мнения экспертов, высказывания авторитетных личностей); в) примеры (жизненные и литературные); г) «заведомо истинные суждения» (аксиомы, традиционно принятые в данном обществе как безусловно верные).

Слайд 15

2. По силе воздействия: а) главные (основные); б) исчерпывающие (наиболее сильные); в) запасные (резервные); г) спорные («за» и «против»).

Слайд 16

Виды аргументов (по Н.А. Борисенко) 1. Логические: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные; примеры из жизни или художественной литературы.

Слайд 17

2. Психологические аргументы: эмоциональная убежденность пишущего; ссылки на авторитетные источники (пословицы, афоризмы, цитаты); примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг, патриотизм и т.д.). 3. Иллюстративные аргументы – это примеры, поддерживающие аргумент.

Слайд 18

Структура аргументации Тезис – аргумент 1 + иллюстрация – аргумент 2 + иллюстрация — вывод

Слайд 19

Тезис Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития. Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрация к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе отрицательный заряд. Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух? Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Иллюстрация к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иудушка вовсе не сквернословит, на каждом шагу сыплет уменьшительно-ласковыми словами (капустка, лампадка). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Вывод Таким образом, ничего не характеризует человека лучше, чем его речь

Слайд 20

Аргументация этических проблем будет заключаться в том, чтобы показать актуальность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость доказываемой этической аксиомы. В таком случае аргументация чаще всего выступает не как логическое обоснование, а как определенным образом выражение личностного отношения к выдвинутому утверждению. Так, нравственная ценность выражений «Любите детей (природу, родину, родителей…) не может быть оспорена; в этом случае для аргументации своей позиции нужно использовать иррациональные, психологические аргументы.

Слайд 21

Тренировочные задания Для накопления примеров из художественной, научной или публицистической литературы можно предложить еженедельные тренинги по аргументации тезисов, представляющих собой высказывания известных людей, афоризмы, пословицы ( потом их можно использовать в качестве аргументов) , например: Поэзия – источник самых высоких, прекрасных и чистых пожеланий (Н.А.Некрасов) Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле (Б. Брехт) Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит и думает (Д.С. Лихачев)

Слайд 22

Как часто неправильно употребленное слово порождает ошибочное мнение (Г. Спенсер) Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить другого (М. Твен) Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей (В.А. Сухомлинский) Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать (Л.Н. Толстой) Верный способ судить о характере и уме человека – по выбору им книг и друзей (К. Гельвеций) Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия – наши добродетели (Ф. Бэкон)

Слайд 23

Типичные ошибки в аргументации Подмена тезиса, когда ученик аргументирует один тезис, но делает вывод по другой проблеме. Приведенные примеры не являются аргументами для выдвинутого тезиса. В качестве аргумента приведены только примеры (часто наскоро выдуманные) без объяснения их связи с текстом. В части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы, отсутствуют переходы между ними. Отсутствует вывод.

Слайд 24

Речевые клише 1. Какие проблемы поднимает автор? … посвящен проблемам..; …задумывается над вопросом..; на первый план выдвигается мысль о..; в центре внимания автора находятся… 2. Комментарий проблемы. … эти слова хорошо объясняют позицию автора..; произведение призвано хотя бы в некоторой степени помочь читателю..; …текст многое объясняет..; автор приглашает к разговору о..; это интересное и нужное произведение..; может быть, особенно сильное впечатление связано с …

Слайд 25

3. Аргументация своей позиции. … знакомясь с.., вспомним еще раз..; приведу пример другого рода..; перефразируя слова писателя, можно сказать, что..; приведенные примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы..; мне запомнился случай..; возникает, однако, вопрос..; позволю себе сделать небольшое отступление..; представим себе, как..; чтобы пояснить свою мысль, приведу пример… и т. под.

Слайд 26

Композиция сочинения-рассуждения Вступление Формулирование проблемы (К1) Комментарий (К2) Авторская позиция (К3) Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме (согласие/несогласие с позицией автора): первый аргумент (+ иллюстрация), второй аргумент (+ иллюстрация) (К4) Выводы

Слайд 27

Последовательность работы с текстом (подготовка к выполнению части С по русскому языку ЕГЭ) Текст и его признаки. Определение темы и микротемы, основной мысли, идеи текста. Виды информации (содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, подтекстовая). Средства связи в тексте. Абзац и сложное синтаксическое целое. Стили и жанры речи. Типы речи. Описание, повествование и рассуждение, их отличительные признаки, языковые средства. Композиция рассуждения. Типы аргументов. Способы аргументации.

  • Непремиримый или непримиримый как пишется
  • Непременный участник как пишется
  • Непременный атрибут старухи в сказке пушкина
  • Непременное условие как пишется правильно
  • Непременно или неприменно как пишется и почему