Неравнодушие это определение для сочинения

Понятие. Определение.
Душевная гармония.

Это состояние души человека, когда он чувствует спокойствие, радость, удовлетворение от всего, что происходит вокруг и в его душе; у него нет поводов для беспокойства, он всё держит под контролем, готов к любым поворотам судьбы. Человек с гармонией в душе спокоен и рассудителен, найдёт выход из любой сложной ситуации.

Малодушие. Это свойство характера человека, проявляющееся в его трусости, бесхарактерности, неумении постоять за себя и близких. Малодушие возникает из-за слабости характера, несформированности чётких положительных свойств личности, неумения быть твёрдым и решительным в любой ситуации. Часто в основе малодушного поступка стоит страх, причём за себя, за сою судьбу, а не за окружающих и близких.
Неравнодушие. Неравнодушие – это свойство характера человека, проявляющееся в его внимательном отношении к людям, ко всему живому на земле, в стремлении оказаться рядом в нужную минуту, не быть безразличным к судьбе другого. Неравнодушный человек не останется в стороне, когда кому-то плохо и нужна помощь.

Неравнодушие – это и сопричастность ко всему, что происходит вокруг, а в более широком смысле – в родной стране. Это желание стать частью народа, жить его судьбой, участвовать в важных мероприятиях, акциях, различного характера, это проявление активной жизненной и гражданской позиции, это понимание и своей ответственности за происходящее.

Сознательность. Это свойство личности, проявляющееся в ответственности за свои дела и поступки, в осознании возможных последствий. Сознательность проявляется в чувстве долга перед людьми, исполнении своих обязанностей.
Чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства – это осознание себя как личности, не позволяющей себя оскорблять, унижать; это самоуважение, восприятие самого себя как интересной личности, достигшей много в жизни, это осознание своей ценности.
Чувство юмора.

Чувство юмора проявляется с в умении понимать и воспринимать смешное в жизни, с иронией относиться не только к слабостям других, но и своим тоже. Это чувство помает человеку легко жить, не обижаясь на какие-то   мелкие неурядицы в отношениях, непонимание, умение прощать обиды. Это умение видеть отрицательное в окружающей жизни и в то же время смотреть на это с улыбкой.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Понятие

Тема

Определение

Комментарий

Жизненный опыт

Материнская любовь

Что такое материнская любовь?

Материнская любовь – это самая честная, чистая и большая любовь на свете, которую испытывает мать к ребёнку.

Эта любовь не требует отдачи, а чувство не пропадёт даже после самой большой ссоры. Мама всегда будет переживать за ребёнка и любить его. Женщина, владеющая настоящей материнской любовью, сделает всё для своих детей.

Приведу пример из зарубежной классики. Кати Нолан, героиня произведения «Дерево растёт в Бруклине», мама двоих детей. Живя в нищете, она постоянно пытается показать своим ребятам, что сдаваться нельзя, а нужно упрямо идти к своей цели. Её цель – обеспечить им благополучную жизнь и воспитать их примерными членами общества. Однажды она согласилась бесплатно убраться у преподавательницы фортепиано, чтобы привить детям любовь к музыке. Она отказывала себе во всём, ради сына и дочки. Кати Нолан – пример женщины, владеющей настоящей материнской любовью.

Героизм

Какого человека можно считать героем?

Героизм – это самопожертвование человека, ради общества, которое не требует ничего взамен.

Я считаю, что герои – это обычные люди, внешне ничем не отличающиеся от других. Но, в отличии от остальных, они способны побороть свои страхи и отбросить собственные дела ради всеобщего счастья.

Приведу пример из истории нашей страны. Пётр Кошка – герой обороны Севастополя, Крымской войны. Он участвовал в восемнадцати ночных атаках и почти каждую ночь совершал одинокие «вылазки» в штабы врагов.  Ему принадлежат, как подвиги спасения жизней, так и чести своих товарищей, а также мирных жителей. Он не давал тешится над телами своих павших соотечественников и добывал крайне ценную информацию для России в период той войны, рискуя собственной жизнью. Его подвиги были совершены во имя людей и во имя Родного отечества, не требуя ничего взамен. Пётр Кошка – пример настоящего героя.

Любовь

Что такое любовь?

Любовь – это высшее чувство человека, которое способно вдохновлять и делать добрее, любящие люди способны пожертвовать собой ради своего партнёра.

Именно это чувство развивает в человеке терпимость, добро, а также способно окрылить его. Оно приводит человека в одушевлённое состояние, при котором он способен «свернуть горы». Важно отметить, что настоящая любовь действует взаимно.

Приведу пример из мировой истории культуры. Фернанде Оливье – первая большая любовь Пабло Пикассо. Именно благодаря ей появилась его самая известная картина «Девочка на шаре», а также более шестидесяти других работ художника. Сначала она стала его натурщицей, позже любовью, а следовательно – музой. Она вдохновляла Пабло и поддерживала его, проявляя настоящую любовь, жертвовала своими интересами. Художник, в свою очередь, – творил. Союз Пабло Пикассо и Фернанде Оливье – пример настоящей любви.

Дружба

Что такое дружба?

Дружба – это взаимодействие людей, основанное на взаимопонимании, привязанности и интересах.

Человек, владеющий настоящей дружбой, всегда способен прийти на помощь своему товарищу и поддержать его. Друзьям сложно находиться долгое время друг без друга, друзья хотят принести счастье своему товарищу.

В доказательство своего мнения приведу в пример дружбу между Александром Сергеевичем Пушкиным и Иваном Ивановичем Пущиным. Они подружились ещё в лицее и очень сильно отличались друг от друга. Дружба была долгой, но после выпуская из лицея общение сократилось. Когда Александра Сергеевича отправили в ссылку именно Пущин посетил его. Иван Иванович поддержал друга в очень сложной жизненной ситуации, что является примером настоящей дружбы.

Сила духа

Что такое СД?

Сила духа – одно из важнейших качеств, делающих человека сильным не физически, а морально.

Люди, владеющие сильным духом, являются примером для подражания, они заслуживают уважения и восхищения, ведь ничего не боятся и никогда не сдаются.

В пример своей точки зрения хочу привести историю одного из гениев науки – Стивена Хокинга. Несмотря на то, что его тело было почти полностью парализовано, он не пал духом и успел сделать множество открытий в сфере физики, в изучении космоса, а также успешно продвигал науку в массы, используя юмор. Его деятельность воодушевляет каждого, а сам он смог воплотить свои мечты в жизнь, являясь примером человека, владеющим огромной силой духа.

Неуверенность в себе

Что такое НВС?

Неуверенность в себе – это отсутствие веры в самого себя, в свои силы и возможности, зачастую неуверенность в себе проявляется в низкой самооценке.

Неуверенность в себе зачастую мешает человеку и угнетает его жизнедеятельность. Она мешает человеку чувствовать самодостаточность и отстаивать свою точку зрения.

Для доказательства своей точки зрения приведу в пример героя из литературы – Акакия Акакиевича «Шинель». Для того, чтобы почувствовать себя выше в обществе он, жертвуя и экономя на всём, заказывает себе новую, красивую шинель. Но её у героя крадут.  Акакий Акакиевич отправляется к вышестоящему лицу, чтобы рассказать о своей беде, но тот лишь ругается на него и прогоняет. Акакий Акакиевич испугался высказать свою точку зрения и поделиться настоящими переживаниями, что смогло бы привести к решению проблемы. Случилось это из-за его неуверенности в себе, которая угнетала как его внутренний мир, так и внешний.

Доброта

Что такое доброта?

Доброта – это душевное качество человека, выраженное в заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.

Доброта есть очень ценное качество, без которого мир был бы жесток и несправедлив, полным боли и страданий.

Для аргумента использую произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Главный герой новеллы уважает каждое живое существо и пытается подружиться с ним. Он не желает никому зла, а только пытается помочь. Маленький принц – настоящий гуманист и пример нужной этому миру доброты.

Смелость

Что такое смелость?

Смелость – это моральное качество, характеризующееся способностью человека преодолевать свои страхи, неуверенность и опасения перед трудностями.

Смелый человек действует быстро, несмотря на страхи и опасность. Он, забывая о риске, бросается на помощь каждому, в том числе и себе. Также смелость проявляется в пожертвованиях ради своей чести.

Примером смелой личности может стать Павел Степанович Нахимов. Именно этот адмирал во время обороны Севастополя, Крымская война, находился в самых опасных точках, трезво распоряжался и помогал солдатам, несмотря на проносящиеся мимо него пули. Его появление в бастионах вызывало радость и воодушевление, он был душой армии и города, благодаря своему неравнодушию и смелости. Он не боялся смерти и всегда был весел, тем самым помогал своей Родине. Павел Степанович Нахимов – пример настоящей смелости.

Справедливость

Что такое справедливость?

Справедливость – это понятие о должном и его беспристрастие. Справедливость следует правде, а не личным предвзятостям.

При справедливости труд соответствует вознаграждению, права обязанностям, требование соответствия между тем, что человек даёт и получает взамен.

Примером справедливости может стать концовка произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Когда имя Петра Гринёва было очищено, а его самого отпустили на свободу. Он заслужил подобные снисхождения своими прошлыми подвигами. Его труд соответствовал вознаграждению, а следовательно эта история имеет звание Справедливой.

Неравнодушие

Что такое неравнодушие?

Неравнодушие – это не безучастность, способность ко всему и ко всем относится с интересом и невольной симпатией, антисимпатией.

Неравнодушный человек всегда сможет помочь нуждающимся, улучшить место, где живёт он и его близкие, друзья. Неравнодушный человек не может пройти мимо проблемы, или же возможности получить новый опыт.

Совсем недавно в моём родном городе образовалась возможность постройки завода, который мог угрожать здоровью его граждан. Этот вопрос сказывался бы на каждом жителе, и на каждой сфере жизнедеятельности. Но горожане провели множество акций, остановивших стройку предприятия. Поступки моих сограждан являются примерами настоящего неравнодушия

Внимание к ближнему

Как появляется и что такое любовь к ближнему?

Внимание к ближнему – это заинтересованность в его жизни, и показание, что он – не один в нашем огромном мире. Ближний всегда может поделиться своими переживаниями, в чём и будет проявлено внимание.

Одинокому человеку трудно справляться с собственными проблемами без опоры и поддержки, ему тяжело справиться со своими эмоциями в одиночку, и именно поэтому каждый человек должен проявлять внимание к своему ближнему. Человек всегда будет нуждаться в нём.

В произведении Джорджа Оруэлла «1984» можно чётко увидеть потребность человека во внимании, и желательно во внимании ближнего. Главный герой, совместно со своей возлюбленной, нарушает правила партии, чтобы встретиться, обсудить волнующие их и общество вопросы, поделиться новостями из собственной жизни. Они испытывали нужду в этом, сами того не всегда до конца понимая, что спасало их от чувства одиночества и воодушевляло в работе, планах. У главных героев появились потребности, занимающие место выше бытовых. Одна из функций описания их взаимоотношений является показать очень важную вещь. Каждый человек всегда нуждается в поддержке и во внимании ближнего.

Счастье

Что такое счастье?

Счастье – это состояние души человека, его высшее удовлетворение жизнью, без моментов счастья человек не может существовать

Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Человек становится счастливым тогда, когда он отдаёт себя, свой труд, свою любовь другому человеку, любит его

Приведу пример из отечественной литературы.  В произведении Куприна «Гранатовый браслет» Желтков видит счастье в любви к Вере Шеиной. Он счастлив каждый миг, когда видит её, когда наблюдает за ней. Но не замечая в ней ответных чувств и реакции, он понимает, что обречён на жизнь без нот наслаждения, и совершает страшный поступок – заканчивает свою жизнь самоубийством. Желтков является примером утверждения, что без моментов счастья человек существовать не может, или же его жизнь автоматически становится отягощенной.

Настоящее искусство

Что такое настоящее искусство?

Настоящее искусство – это объекты культуры, которые смогли повлиять на потребителей с хорошей стороны

Если произведение искусства затронуло сердце или же мысли людей, увидевших, прочитавших его, со стороны добра, гражданственности или созидания – это произведение становится примером настоящего искусства

По моему мнению, примером настоящего искусства можно назвать повесть Альбера Камю «Посторонний», где автор показал проблему экзистенциализма и полного равнодушия человека к своему ближнему, в чём заключена большая проблема недопонимания общества к каждой отдельной личности. Повесть смогла перевернуть мировоззрение большого количества людей и заставила их пересмотреть своё мнение к поступкам окружающим, показала, как важно понимать ближних нам людей. Она благотворно повлияла на сознание читателей и затронула их мысли, сердца, вследствие чего заслужила звание предмета настоящего искусства.

Жизненные ценности

Как на человека влияют жизненные ценности?

Жизненные ценности – это прежде всего убеждения, принципы и ориентиры человека

Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши. А для других приоритетное место имею духовные ценности: долг, честь, патриотизм, творческое саморазвитие.
Ни одна личность не должна полностью прибегать лишь к одному виду ориентиров. Человек действует и выбирает исходя из собственных жизненных ценностей.

Приведу пример из русской литературы. Плюшкин, герой произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», имел убеждения в материальных ценностях. Он полностью отказался от духовных принципов ради целей, и радикально прибегнул лишь к материальным ориентирам. Из-за чего его личность достигла полного морального разложения, у него исчезли все человеческие чувства, а вещи стали дороже людей. Но и в экономическом плане тоже наступил упадок. Из-за собственной жадности, поместье Плюшкина было полностью разорено. Данный помещик является примером того, что человек действует исходя из собственных жизненных ценностей и не должен прибегать к радикальному выбору одной из их разновидности.

Драгоценные книги

Какие книги можно назвать драгоценными?

Драгоценные книги – это книги, которые переносят человека в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного и помогают разобраться в себе

Такие книги должны быть у каждого ребёнка и подростка, потому что острота восприятия в этих возрастах очень велика, а ранние впечатления могут позже повлиять на всю жизнь

Примером драгоценных книг и литературы можно назвать басни И.А. Крылова. Его произведения легко поддаются для чтения даже самым юным читателям, но смысл сатир писателя каждый применяет даже в сознательной жизни. Они способны заложить в ребёнка основы нравственности и правильную расстановку жизненных ценностей. Так, прочитав басню «Ворона и лисица» дети учатся, что лесть – далеко не положительный поступок, а доверять ей – очень невыгодно. Произведения баснописца должен прочитать каждый ребёнок, ведь из-за остроты восприятия информации он запомнит уроки данного публициста надолго. Басни Крылова – пример драгоценных книг.

Ответственность

Что такое ответственность?

Ответственность – это готовность человека отвечать за свои слова и поступки

Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на уважении, внимании и заботе. Ответственность является очень важным качеством, и каждый человек должен его в себе развивать.

Примером ответственного человека может стать Михаил Илларионович Кутузов. Имея ответственность за свои поступки не только на поле боя, но и в жизни, полководец имел большой авторитет и репутацию, как среди подчинённых, так и среди высокого круга лиц. Михаил Илларионович уважал и его уважали все, кто слышал о нём, а сам он относился к жителям своей страны с большой бережностью, даже когда ему пришлось совершить ответственный выбор, оставить Москву и сохранить сотни жизней, или же наоборот, он выбрал первое. Михаил Кутузов – пример человека, вледеющего чувством ответственности.

Нравственный выбор

Что такое нравственный выбор?

Нравственный выбор – это осознанное принятое человеком решения, которые отвечают на важные вопросы по типу: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.

Совершая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью и собственными представлениями о жизни. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.

Приведу пример из истории. Перед жёнами декабристов, после суда над их мужьями, стоял выбор, пожертвовать собственным жизненным путём, поддержав мужей в сложной ситуации, или же забыть о них и начать жизнь новую, жизнь полную радости. Большинство из них выбрали первый вариант. Так Екатерина Трубецкая последовала за своим мужем в Сибирь, пожертвовав собственными интересами и амбициями. Она поддержала мужа, родив ему в ссылке большое количество детей, не бросив его одного перед таким сложным испытанием. Она сделала свой нравственный выбор, по которому мы можем судить о ней, как о человеке, имеющем устойчивые моральные качества. Екатерина Трубецкая, вместе с другими последовавшими за мужьями жёнами декабристов, является примером человека, сделавшего сложный нравственный выбор.

Внутренний мир человека

Что такое внутренний мир человека?

Внутренний мир человека – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, переживаний, представлений об окружающей действительности

Внутренний мир каждого человека уникален. У кого-то внутренний мир яркий, насыщенный, богатый, а у кого-то скудный, ограниченный, примитивный и бледный. Люди с богатым внутренним миром живут в гармонии с собой и внешним миром: окружающими людьми, природой. Для людей с бледным внутренним миром важны только собственные потребности.

Приведу пример из отечественной литературы. В произведении Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» мы можем наблюдать за двумя персонажами, обладающими разными уровнями внутреннего мира. Осип Дымов всегда хочет сделать приятно своей жене, у него чистая душа и большая нравственная сила, он – человек владеющий качеством самопожертвования (когда отец сильно болел, Дымов дежурил около его постели), даже профессия героя – врач – говорит о многом. Осип Степанович является примером человека с богатым внутренним миром. Но его жена, Ольга Дымова, является капризным эгоистом, способным на наивную измену. Она не могла поддержать и порадоваться с мужем во время большого и волнительного события в его жизни – защиты диссертации. Отчасти, Ольга Дымова виновна в смерти мужа, из-за своего безразличия и невежества к нему, что характеризует её, как человека, который владеет бедным внутренним миром.

Благодарность

Что такое благодарность?

Благодарность – это чувство уважения и любви к другому человек за оказанное им благодеяния

Люди обычное говорят слова благодарности, желают в ответ сделать что-то подобное, поэтому благодарность – очень важное и нужное качество

Приведу пример из русской литературы. В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв с добротой относится к неизвестному и даже дарит ему заячий тулуп в ужасную зимнюю погоду. Чуть позже оказалось, что тем самым неизвестным являлся Емельян Пугачёв. Позже, предводитель бунта в благодарность за прошлый поступок, спасает жизнь молодому офицеру и его воспитателю. Оба случая спасения жизни Пугачёвым являются примером благодарности.

Высокомерие

Кто такой высокомерный человек?

Высокомерие — это отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств.

Высокомерный человек никогда не признаёт своих ошибок и не просит прощения. Даже если он осознаёт, что был не прав, то не извиниться. Извинения и признание ошибок ниже его достоинства. И это губительно для человека.

Приведу пример из русской литературы. Печорин, главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», является очень надменным и эгоистичным человеком, которого не волнуют чувства окружающих и он любит демонстрировать своё превосходство над ними. Григорий часто выделяет себя в толпе и очень возвышенно относится к остальным. Когда Печорина, после долгой разлуки с нетерпением и объятьями встречает его старый друг Максим Максимыч, он открыто показывает своё безразличие к встрече и очень надменно отказывается от приглашения, чем оскорбил друга. Григорий Печорин – пример высокомерного человека.

Гордость

Что такое гордость?

Гордость – это положительная эмоция, возникающая при чувстве удовлетворения от сознания достигнутых успехов и своего превосходство в важных для человека вопросах.

Гордый человек стремится всем показать свои высокие результаты, владеет высокомерием и совершает дела напоказ, так как желает услышать похвалу в свой адрес, из-за чего часто становится зависимым от чужого мнения.

Приведу пример из отечественной литературы. Главный герой произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в начале является гордым человеком. Евгений владеет несколькими языками, уважаем жителем столицы, а также имеет прекрасные манеры, из-за чего очень горд собой. В деревне окружающие Онегина восхищаются им, закрепляя его высокую самооценку. Как и все гордые люди, он имеет в своих поступках часть высокомерия, из-за чего не может признать собственные ошибки. Когда он принёс душевную боль своему другу Ленскому, захватив внимание его возлюбленной специально, чтобы разозлить его, сразу получает приглашение на дуэль. Евгению было достаточно извиниться, и конфликт оставили бы решённым, но из-за своей гордости он не стал признавать ошибку, вследствие чего убивает своего друга на дуэли. Евгений Онегин является примером гордого человека.

Цели:

  • Выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
  • Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.

Задачи:

  • образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  • воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

Тип урока. Урок развития речи.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

1) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу

2) Эмоциональный настрой.

Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л

2.Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграф на доске (запись в тетради):

«Пока человек чувствует боль — он жив.

Пока человек чувствует чужую боль — он Человек».

Эмоциональный настрой.

Я у Ангела тихо спросила: «Как мне жить? Как мне счастья добиться? Знаю, только в мечтах моя сила. Как мне с верной дороги не сбиться? Как мне жить, разум с чувством сверяя, Ведь нельзя становиться жестокой! Победить, ничего не теряя. И не быть никогда одинокой. Как мне жить, чтобы даже случайно Моя жизнь не казалась ненужной?» Улыбнулся мне Ангел печально И ответил: «Не будь равнодушной…»

Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь

Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « не будь равнодушной»

Р

К

ПР

Л

3.Целеполагание

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как неравнодушие.

Наш урок сегодня — продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.

Мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста — задание 9.3. Откройте сборники подготовки к ОГЭ и прочитайте внимательно любое задание 9.3. Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?

(знать композицию сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия «тезис», «аргументы», «вывод», способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу)

Этим мы и займёмся сегодня на уроке, повторим теоретические сведения и вместе напишем сочинение.

Высказывают свои мысли Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём

Работают с Памяткой композиция сочинения 9.3 . Записывают дату, тему урока в тетрадь

К

Л

ПР

4.Актуализация знаний Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 9.3. С чего начинается сочинение?

О чём мы будем писать во вступлении?
Слушают, читают, анализируют текст

(С вступления)
ПР

Л
Что значит определить значение слова? (Дадим определение предложенного в задании слова, т.е. напишем тезис — положение, утверждение, которое требуется доказать.)

Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры

Равнодушие — это отрицательное нравственное качество человека, которое заключается в нежелании помочь кому-либо, в игнорировании чьих-либо интересов.

Подбор синонимов и антонимов — через слова с близким или противоположным значением: равнодушный, бессердечный, безразличный, безучастный, невнимательный.

Опора на состав слова, однокоренные слова — через значения частей слов — приставок, корней, суффиксов: равнодушный — равная душа (одинаковая в восприятии чего-либо).


Способ отрицательного определения — путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют: равнодушие -отсутствие у человека сопереживания, сочувствия, сострадания.

(Определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)

5.Первичное усвоение новых знаний

Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.

Значение, какого слова нам предлагают определить?

На какую тему вы будете писать сочинение?

Используя выше перечисленные способы, дайте определение такого нравственного понятия, как «неравнодушие» (работа по группам).

Отвечают на вопросы, записывают синонимы, антонимы, работают со словарём.

Работают в группах.
ПР

Л

Л

Описательный способ: неравнодушие — это положительное качество человека, которое проявляется в сочувствии к чужим бедам, умении сопереживать и оказывать помощь.

Синонимичный способ: неравнодушный — сочувствующий, переживающий, сердечный.

Способ отрицательного определения: неравнодушный человек — тот, кто наделён человечностью, душевной теплотой, милосердием.

Тремя разными способами мы дали определение слова «неравнодушие». Достаточно ли этого для первого абзаца сочинения-рассуждения? Ещё раз внимательно перечитайте задание 9.3.

Что значит прокомментировать определение?

Комментарий к тезису должны служить 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

(Нет комментария данного определения.)

(Показать наши размышления, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами (примерами из текста и нашего жизненного опыта.)

Работа в группах, создание и чтение своих вариантов комментирования данного определения.

Помните, что комментарий к тезису должен быть логически связан с дальнейшими аргументами.

Теперь давайте прокомментируем наш тезис, опираясь на текст А.Г.Алексина.

Каков следующий этап работы над сочинением-рассуждением? Подсказку можно найти в задании 9.3.

(Привести аргументы.)
Что такое аргумент? (Аргументы — это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.)
Внимательно перечитаем текст.

— Какова тема этого текста?

— Назовите стиль данного текста.

— Какой тип речи использован в тексте?

-Кого из героев текста можно назвать неравнодушным?

-Какая ситуация, описанная автором, помогла нам это понять?

-Всегда ли можно легко распознать неравнодушного человека или для этого нужны определённые жизненные обстоятельства?

— Какова же основная мысль текста?

Подберём аргумент из прочитанного текста.

Какие предложения можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?

Какие вводные слова уместны в этой части сочинения?
(Художественный).

(Повествование с элементами рассуждения)
Что может служить аргументом из жизненного опыта?

— примеры из читательского опыта;

— исторические факты;

— статьи и СМИ;

— высказывания специалистов какой-либо области;

— результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

Давайте вспомним, в каких произведениях литературы мы встречались с примерами неравнодушия.

(Предложения 54-60)

(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.)

Каких известных людей современности или прошлого вы можете назвать неравнодушными? «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Юшка» А.Платонова, «Судьба человека» М.Шолохова ,«Уроки французского» В.Распутина и др.

Все ли структурные компоненты сочинения-рассуждения мы выдержали?

Чего не хватает?

(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.)

Последний абзац сочинения — вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения.

О чём можно и нужно сказать в заключение нашей работы? С чем должен перекликаться вывод?
(Обращаемся к тезису, перечитываем и переосмысливаем его.)

(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.)
Так сколько же абзацев будет в вашей работе? (4)

6. Итог урока

Подводя итог нашему разговору о неравнодушии, послушаем замечательное стихотворение Ирины Тетерчевой. (Читает заранее подготовленный ученик).

Хорошие люди шагают по свету,

Хорошие люди спасают планету

От пошлости, злобы, от глаза дурного,

От тяжкой хворобы, от грубого слова.

В дороге и дома, пешком, в самолёте,

Их доброе сердце в великой работе!

И вы их встречали не раз и не дважды.

Развеять печали им кажется важным

И ваши, и чьи-то. Важны им заботы

Учиться, лечиться, попасть на работу,

Помочь вам с билетом, старушку проведать,

Позвать вас к обеду, с бомжем отобедать,

Спасти собачонку, дать голубю крошки,

Подсыпать щебенку, проторить дорожку,

Из крошечных саженцев парк обустроить,

Растить, возрождать, обнадеживать, строить.

И если такие вам встретятся где-то,

Вы им помогите не только советом!

Слушают. Эмоционально успокаиваются.

7. Рефлексия

— Что нового и важного вы узнали и повторили на уроке?

— Что вам показалось сложным?

— Где вы сможете применить полученные знания?

Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке; дают оценку своей работе

Л

Р

ПР

8. Дом. задание

Написать сочинение — рассуждение на тему: «Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Что такое справедливость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста

а второй — из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Удивительная вещь — экзамен. Одних он удивляет вопросами, других — ответами.

Я желаю вам, чтобы вы на экзамене меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошим!

Записывают домашнее задание.

Сочинение-рассуждение

9.3

Неравнодушие — это положительная черта человека, которая проявляется в сопереживании и сострадании всему живому. Какого человека можно считать неравнодушным? Неравнодушный человек — это тот, кто способен проникнуться чужой проблемой и бескорыстно помочь.

Неравнодушные люди не ищут выгоду. Они бескорыстны в своих поступках, не пройдут мимо тех, кто нуждается в помощи. Сейчас я попытаюсь доказать свою точку зрения.

Во-первых, Героиня текста А.Г.Алексина Оля проявила неравнодушие к жизненной ситуации Анны Ильиничны, протянув ей руку помощи. Она знала, что семья гардеробщицы никогда за себя не попросит, поэтому сама решила помочь ей. Она написала письмо в стройуправление, чтобы её комнаты перешли семье Анны Ильиничны. Это достаточно сильный поступок, потому что Оля показала своё неравнодушие и способность сопереживать (предложения 40-41).

Во-вторых, многим моим современникам известна доктор Лиза. Это человек поистине широкой души, неравнодушный к чужим бедам и проблемам. Доктор Лиза организовывала доставку лекарственных средств на территорию Донбасса, помогала госпитализировать больных детей в Россию.

Итак, я доказала, что неравнодушный человек не способен пройти мимо чужой беды. Ему свойственны порядочность и честность. Такие люди нужны современному обществу.

Текст для сочинения

(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна.(4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!

(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:

«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.

(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается — в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Как же это несправедливо. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое втишине занимаются!

(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного.(21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.

(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.

(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.

(26)Это наши бывшие соседи — муж и жена. (27)Они такие люди: им очужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)Идаже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.

(29)Я Ерёмкиным про Анну Ильиничну рассказывала, а они в этот момент (по лицам их видела!) думали только об одном: как хорошо, что уних большая комната, на солнечной стороне и не при кухне! (30)И потом сразу же о справедливости заговорили. (31)Не по закону, мол, и несправедливо, чтобы в хорошую квартиру дома строителей въезжали люди, которые на стройке не работают. (32)Ерёмкины — те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. (33)И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи. (34) Восклицают с героическим видом: «Мы будем бороться за правду!» (35)Это ложь: они о себе думают, не оправде.

(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле все их бумаги — сплошное надувательство: просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.

(38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»

(40)Я перед самым моим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает вшколе, где эти самые дети учатся, — значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)ИЕрёмкины приумолкли.(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Вдруг им удастся их обман? (46)Это было бы очень несправедливо!

(47)В общем, помоги Анне Ильиничне. (48)Сердце у меня за неё болит».

(49)В коротком ответном письме Коля написал:

«(50)Здравствуй, Оля!

(51)Я сегодня почти всю ночь не спал. (52)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (53)Я теперь ни о чём другом не думаю!

(54)Я думал, ты мне чушь какую-нибудь поручишь… (55)Думал: что может девчонка поручить? (56)А ты молодец! (57)Тебе не всё равно! (58)Всё сделаю, что смогу. (59)Если можно другому помочь — значит, нужно это сделать. (60)За настоящую правду буду бороться».

(По А.Г. Алексину)

Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.

     Неравнодушие как качество личности –  способность относиться с интересом ко всему и ко всем; быть небезучастным, питающим склонность, испытывающим чувство симпатии, любви к кому-либо.

       Произошёл этот случай  на одной из станций метро. Всё выглядело обычным, люди спокойно ехали, впереди на ступенях эскалатора стояли двое молодых ребят. У каждого было в руке по сумке, иногда они переговаривались. На подъезде эскалатора к платформам картина поменялась, была заметна некоторая паника. Люди, оборачиваясь назад, спешили покинуть платформу, повисла некоторая напряжённость, в иных глазах читался шок.

      Через несколько секунд вдруг стало понятно общее смятение, люди спешно уходили из центра зала, отчётливо была видна образовавшаяся пустота на перроне. Внизу на путях лежала женщина без сознания…  Скоро должен прибыть поезд! Не прошло и пяти секунд, как двое парней побросали свои сумки и спрыгнули на пути. Дальше происходило всё стремительно: в четыре руки ребята затолкали бессознательную женщину на перрон. Само по себе это было нелегко, но они справились в считанные секунды.

     В туннеле показался свет, поезд приближался с высокой скоростью, судя по нарастающему гулу. Ни разу не взглянув в сторону, парни организовались самым верным образом. Один, при помощи другого, залез обратно на платформу и тут же подал руку. Через миг они оба стояли на платформе. К тому времени к лежащей рядом женщине уже подошли люди, она была жива, и ей оказывали помощь.  Двое ребят уехали на том же поезде, молча подняв свои сумки.

        Неравнодушие – это способность кого-то или что-то любить, быть внимательным и сострадательным ко всему живому и неживому. Если равнодушный человек – это выгоревшее сердце и паралич души, то неравнодушный – это сердце,  полное милосердия, интереса и внимания к людям. Неравнодушие активно и инициативно, оно не может спокойно воспринимать чужую боль, поэтому старается реально помочь. То есть оно не безразлично и не безучастно к людям, окружающему.

      Во времена деградации общества, когда невежество, эгоизм, полная нравственная распущенность и вседозволенность только поощряется социумом, трудно ожидать многомиллионного отряда неравнодушных. Неравнодушие как качество личности становится сегодня раритетом. Просьба о помощи вызывает неизменный отказ и возмущение: выкручивайся сам, все в таких условиях. Жуткий эгоизм и корысть века деградации быстро расчеловечивают людей, делают их чёрствыми и неспособными к сопереживанию чужой боли, лишают сердца сострадательности и милосердия. Другому человеку плохо, но дверь нашего сердца закрывается перед ним.  Жалобный писк котёнка, упавшего в яму, не вызовет в равнодушном сердце никаких эмоций.

На людной улице вдруг человек упал
Быть может сердце, или водка всё же?
Пытался встать, но так он и не встал
Сознание потерял видать, похоже

Никто к нему не подошёл с толпы
Все обходили, лишь взглянув назад
И я пытался мимо уж пройти
Как вдруг увидел чей-то детский взгляд

Лет четырёх, девчонки взгляд тот был
Он, на упавшего был устремлён сейчас
И этот взгляд не то что удивил
Меня, он просто напросто потряс

В нём было удивление и укор
Непонимание, почему так происходит
Что папа с мамой потупили взор
И помощь, что нужна… — им не доходит

И устыдившись, той девчонки, крошки
Вернулся к человеку я, к тому
Людей окликнув, звякнул в «неотложку»
Да помощь оказал, как мог — ему

Как знать, и я скорей — не одинок
Но голос мой в толпе был не услышен,
Для равнодушных, равнодушие — не порок
Их лозунг прост — «свои проблемы выше»

А равнодушие, словно вирус среди нас
Вот заболел один.., десятый…, сотый…
Возможно, что она коснулась вас
Когда-то, заразившись от кого-то

Тот вирус очень сложно победить
Но всё же знай — лечение возможно
С тобою это тоже может быть!!!…
Замедли шаг и помоги прохожим…

     Рассказывает мужчина: — Я стоял в очереди в магазине за маленькой бабушкой, у которой трясутся ручки, потерянный взгляд. Она крепко прижимала к груди маленький кошелек. Видели, наверняка, такой вязанный, я несколько раз такой видел. У нее не хватало семи рублей, чтоб купить то, что она взяла: хлеб, молоко, крупу, малюсенький кусочек ливерной колбасы. И продавец очень грубо с ней разговаривал, а она стояла такая потерянная. Мне так жалко ее стало, я сделал замечание продавцу и положил на кассу десять рублей. Но у меня сердце так быстро начало биться, я взял за руку эту бабушку, она посмотрела мне в глаза, вроде как не поняла, зачем я это сделал, а я взял и повел её в торговый  зал, попутно набирая в корзинку продукты для нее, все только самое нужное: мясо, косточки на суп, яйца, всякие крупы, а она шла молча за мной, и все смотрели на нас.

     Дошли до фруктов, и я спросил, что она любит. Бабушка молча смотрела на меня и хлопала глазами. Я взял всего помаленьку, но я думаю, ей надолго хватит. Подошли к кассе, люди расступились и пропустили нас без очереди, тут я понял, что денег у меня с собой немного и едва хватает на ее корзинку. Я оставил свою в зале, расплатился, все это время держа за руку эту бабушку, и мы вышли на улицу. В этот момент я заметил, что по щеке бабушки протекла слеза, я спросил, куда ее может подвести, посадил в машину, а она предложила зайти попить чаю.

      Мы зашли к ней домой, такого я еще не видел: все как при совке, но уютно. Пока она грела чай и положила на стол пирожки с луком, я осмотрелся и осознал, как живут наши старики. После всего сел в машину, и тут меня накрыло. Я плакал минут десять…

    Все мы способны сделать одно маленькое доброе дело и согреть кому-то душу. Достаточно просто внимательно смотреть по сторонам и иметь неравнодушное сердце.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Значение слова «неравнодушие»

  • НЕРАВНОДУ́ШИЕ, -я, ср. Проявление интереса к окружающему, стремление принять участие в ком-, чем-л. Едаковы — правильные люди. Их разговоры, стремление разобраться во всем, что происходит в нашей жизни, стремление обдумать, взвесить, понять — свидетельство неравнодушия. Аграновский, Суть дела.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • неравноду́шие

    1. проявление интереса к окружающему, стремление принять участие в ком-либо, чём-либо

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: варящийся — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «неравнодушие»

Предложения со словом «неравнодушие»

  • Реальность такова, что преуспевает тот, кто начал раньше, кто использовал передовые методики и проявлял неравнодушие и инициативу.
  • Мы моделируем их так, чтобы ребята оказались в них лично включёнными, чтобы они действительно почувствовали неравнодушие, затронутость.
  • Меня это никоим образом не интересует, поскольку я пребываю в состоянии неравнодушия к одному из представителей мужского пола.
  • (все предложения)

Понятия, связанные со словом «неравнодушие»

  • Романтическая дружба — это очень близкие, эмоционально насыщенные, c оттенком лёгкой влюбленности отношения между друзьями без сексуальной составляющей.

  • Гру́бость (а также невежливость — близкое понятие) — поведение, высказывание или невербальное сообщение, не соответствующие нормам человеческого общения. Ещё одно близкое понятие, хамство, отличается желанием унизить собеседника и получением от этого удовлетворения, а также осознанием безнаказанности в связи с заведомой беспомощностью жертвы или анонимностью обидчика.

  • Под психологией музыкальных предпочтений понимаются «психологические факторы, которые определяют различные музыкальные предпочтения». Большинство людей в том или ином виде слушают музыку каждый день, и музыка влияет на людей разными способами, начиная с управления эмоциями и до когнитивного развития. Музыка также обеспечивает возможностью самовыражения. Имеются основания предполагать, что музыкальное образование помогает интеллектуальному развитию, а вот связь с эмоциональной регуляцией не была установлена…

  • Синдром самозванца (англ. Impostor (imposter) syndrome) — психологическое явление, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, что они более умны…

  • В социальной психологии множественное невежество — ситуация, в которой большинство членов группы отвергают какую-либо норму, не высказывая это открыто, но некорректно полагают, что большинство остальных членов группы её поддерживают, и, соответственно, поддерживают её тоже. Это также описывается выражением: «никто не верит, но все думают, что все верят». Вкратце, множественное невежество — это заблуждение относительно социальной группы, поддерживаемое социальной группой.

    Подробнее: Феномен множественного невежества

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

  • Реальность такова, что преуспевает тот, кто начал раньше, кто использовал передовые методики и проявлял неравнодушие и инициативу.

  • Мы моделируем их так, чтобы ребята оказались в них лично включёнными, чтобы они действительно почувствовали неравнодушие, затронутость.

  • Меня это никоим образом не интересует, поскольку я пребываю в состоянии неравнодушия к одному из представителей мужского пола.

  • (все предложения)
  • привязанность
  • симпатия
  • влюблённость
  • склонность
  • увлечение
  • (ещё синонимы…)
  • Склонение
    существительного «неравнодушие»
  • Разбор по составу слова «неравнодушие»
  • Как правильно пишется слово «неравнодушие»

  • Неравенство не верно или неверно как пишется
  • Неравенство как пишется в математике
  • Нерабочего дня как пишется
  • Неработающий механизм как пишется
  • Непьющий как пишется слитно или раздельно