Несобственно прямая речь как пишется

Мы бы пошли туда, думал он, если бы захотели, конечно.

Вы правы, я тоже считаю, что это обычное оформление прямой речи, разрываемой словами автора.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка толкует термин несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь так:
Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь —

это речь повествователя, пронизанная вместе с тем лексикой, значениями
(семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа – источника
информации, его интонациями, чувствами, мыслями.
С прямой речью ее
сближает воспроизведение манеры речи говорящего (его подлинных
выражений, строя речи), с косвенной речью – то, что в ней личные формы
глаголов и местоимений употреблены от лица повествователя. Но при этом
не используются никакие вводящие глаголы речи и мысли («говорил,
что…»; «сообщил, что…»), т.е. отсутствует формальный сигнал перехода
от авторской речи к чужой. Н.-п. р. не выделяется в тексте авторскими
словами, не вводится как придаточная часть сложноподчиненного
предложения. Автор как бы сливает речь своего героя со своей,
приспосабливает собственную манеру говорить к его речевой манере.
Напр.: Он вспомнил, как в детстве во время грозы он с непокрытой
головой выбегал в сад, а за ним гнались две беловолосые девочки с
голубыми глазами и их мочил дождь; они хохотали от восторга, но когда
раздавался сильный удар грома, девочки доверчиво прижимались к
мальчику, он крестился и спешил читать: «Свят, свят, свят…». О, куда
вы ушли, в каком вы море утонули, зачатки прекрасной, чистой жизни?
Грозы уж он не боится и природы не любит, бога у него нет, все
доверчивые девочки, каких он знал когда-либо, уже сгублены им и его
сверстниками, в родном саду он за всю свою жизнь не посадил ни одного
деревца и не вырастил ни одной травки, а живя среди живых, не спас ни
одной мухи, а только разрушал, губил и лгал, лгал… (А. Чехов.). К
Н.-п. р., как правило, прибегают для передачи невысказанных мыслей,
внутреннего монолога. Создается двуплановость высказывания:
воспроизводится «внутренняя речь» героя, но выступает за него автор:
*Она выписывала книги и журналы и читала у себя в комнате.И по ночам
читала, лежа в постели. Когда часы в коридоре били два или три и когда
уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала.
*Что делать? Куда деваться? Проклятый, назойливый вопрос, на который
давно уже готово много ответов и в сущности нет ни одного. О, как это,
должно быть, благородно, свято, картинно – служить народу, облегчать
его муки, просвещать его. Но она, Вера, не знает народа. И как подойти
к нему? Он чужд ей, неинтересен, она не выносит тяжелого запаха изб,
кабацкой брани, немытых детей, бабьих разговоров о болезнях** (А.
Чехов). Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи –
вопросительные и восклицательные предложения, выделяющиеся на фоне
авторского повествования, например: Он ужаснулся и в отчаянии
спрашивал себя, как это и зачем попал он в неизвестную землю, в
компанию страшных мужиков? Где теперь дядя, отец Христофор и Дениска?
Отчего они так долго не едут? Не забыли ли о нем?
(А. Чехов); Николай
Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на
даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо,
как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся
солнце! Как ласково и глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л.
Толстой).
Н.-п. р. используется многими писателями. Сергей Залыгин,
автор «На Иртыше» и «Соленой пади», отмечал, что персонажи этих
произведений (Чаузов и Мещеряков) «буквально заставляли <…> писать о
них тем языком, который они считали приемлемым для себя <…> Конечно,
этот язык оставался в то же время и моим, он лежал в пределах моих
собственных возможностей, но эти собственные возможности как раз
они-то и расширяли» (Залыгин С., 1969, с. 120–121). По словам М.
Бахтина, Н.-п. р. является «наиболее важным и синтаксически
шаблонизированным <…> случаем интерферирующего слияния двух,
интонационно разнонаправленных речей», проявлением речевой
интерференции в языке.

https://stylistics.academic.ru/91/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-

Ничего общего с такой речью здесь нет, тем более, что и эмоций-то никаких нет, да и особенностей речи героя тоже.

Несобственно-прямая речь


Несобственно-прямая речь

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 26.

Обновлено 20 Ноября, 2022

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 26.

Обновлено 20 Ноября, 2022

Школьная программа по русскому языку в разделе «Синтаксис» предусматривает основательное знакомство с двумя способами передачи на письме чужой речи. Это предложения с прямой и косвенной речью. О том, что существует несобственно-прямая речь, школьники узнают лишь в 11 классе, незадолго до экзаменов. Что это за способ, в какой степени он отражает особенности высказывания? Какова структура предложения с несобственно-прямой речью?

Что такое несобственно-прямая речь

Если давать определение несобственно-прямой речи кратко, то это одна из форм передачи на письме чужой речи. Она сочетает в себе особенности прямой и косвенной речи. Примеры несобственно-прямой речи можно увидеть в публицистике и в художественной литературе.

В какой-то степени несобственно-прямая речь отражает характерные черты чужого высказывания:

  • лексические и синтаксические особенности;
  • манеру речи;
  • эмоциональную окрашенность.

Это свойственно предложениям с прямой речью. Но, в отличие от них, несобственно-прямая речь передаёт чужие слова не от имени персонажа, а от лица повествователя, автора. Это он выражает чувства и мысли своего героя, сливая его речь со своей. Проскурин любовался девушкой издали. Как она хороша! Какую сладкую грусть пробуждает её улыбка!

На косвенную речь несобственно-прямая похожа тем, что в ней тоже происходит замена местоимений (с я и мы на он и они) и изменение лица глаголов. Собирались молча. Душу каждого тревожили невысказанные вопросы. Надолго ли они покидают родной дом? Вернутся ли? Как без них будут жить старики-родители?

К несобственно-прямой речи в художественной литературе прибегают для создания внутреннего монолога, для трансляции не высказанных персонажем мыслей, обуревающих его чувств. Эта форма передачи чужой речи предоставляет автору больше свободы. Он может сам сформулировать то, что его персонаж никогда не произнёс бы. Анну мучили сомнения. Что, если она ошиблась? Не разрушит ли Фёдор её безмятежную жизнь?

Оформление несобственно-прямой речи

Пунктуационно и синтаксически собственно-прямая речь никак не выделяется из речи автора. При ней нет никаких графических знаков (кавычек или тире перед репликами, как в диалоге), отсутствуют и предваряющие, вводящие высказывание персонажа слова вроде он ответил, она прошептала, они закричали и пр.

Несобственно-прямая речь может быть:

  • частью сложного предложения (Василий насторожился: откуда эти звуки, что они означают?);
  • самостоятельным предложением (Анюта долго не могла заснуть. Какой чудесный был вечер! Как мил, как внимателен, вежлив и чувствителен был Григорьев! Как он смотрел на неё!);

Самая распространённая форма несобственно-прямой речи — восклицательные или вопросительные предложения. В потоке авторской речи они выделяются особой интонацией и экспрессивностью.

Несобственно-прямая речь. Примеры из художественной литературы

Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими глазами смотрела из своей засады. Что теперь будет? (Л. Толстой)

Когда часы в коридоре били два или три и когда уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала. Что делать? Куда деваться? Проклятый, назойливый вопрос, на который давно уже готово много ответов и, в сущности, нет ни одного. (А. Чехов)

Лыжин проснулся и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! (А. Чехов)

Он обвинял себя во многом: во-первых, он уж был не прав, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно. А во-вторых: пускай поэт дурачится, в осьмнадцать лет оно простительно. (А. Пушкин)

Заключение

Что мы узнали?

Кроме предложений с прямой и косвенной речью, в русском языке существует ещё один способ передачи чужого высказывания — несобственно-прямая речь. Она является промежуточным вариантом между прямой и косвенной речью.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 26.


А какая ваша оценка?

Несобственно-прямая речь

Третья форма чужой
речи — несобственно-прямая речь,
занимающая промежуточное положение
между прямой и косвенной речью.
Несобственно-прямая речь принадлежит
автору, все местоимения и формы ли­ца
глагола оформлены в ней с точки зрения
автора, т. е. как в косвенной речи. Но в
то же время несобст­венно-прямая речь
имеет яркие лексико-синтаксические и
стилистические особенности прямой речи
пер­сонажа. В отличие от косвенной
речи несобственно-прямая речь оформляется
не как придаточная часть при глаголе
речи, а как самостоятельное предложе­ние.
Сравним:

Прямая речь:

Он вышел на улицу,
посмотрел на небо и сказал: «Какие
яркие звезды! Вероятно, мороз станет
еще сильней».

Косвенная речь:

Он вышел на улицу,
посмотрел на небо и сказал, что звезды
очень яркие, и мороз, вероятно, станет
еще сильней.

Несобственно-прямая
речь:

Он вышел на улицу,
посмотрел на небо. Какие яркие звезды!
Вероятно, мороз станет еще сильней.

Несобственно-прямая
речь возникла и развилась в недрах
художественной литературы и является
ее спе­цифическим средством. Первым
в русской литерату­ре широко использовал
эту форму речи А.С. Пушкин. Художественной
прозой, как пишет Г.М. Чумаков, «и
ограничилась в силу ее исключительно
эмоциональ­ного характера сфера
распространения несобственно-прямой
речи: в языке публицистики (не считая
ли­тературно-художественных очерков),
а тем более в язы­ке науки она
отсутствует».

Главный смысловой
признак несобственно-прямой речи одни
лингвисты видят в том, что с точки зре­ния
грамматики говорит автор, другие — в
том, что автор говорит за героя, благодаря
чему и создается специфический единый
план повествования, третьи — в том, что
говорят и автор и герой одновременно.

Специфика
несобственно-прямой речи заключается
в особой форме, способе передачи чужого
высказывания — в двуплановости. Формально
она строится от автора, но в ней очень
явственно слышен и «голос» персонажа,
в авторскую речь включаются лексические
и синтаксические элементы прямой речи
(междоме­тия, восклицательные
предложения), двойственный характер
приобретают в таком словесном окружении
и личные местоимения 3-го лица.

Таким образом,
несобственно-прямая речь — это непрямой
способ передачи чужого высказывания,
близ­кий к самому этому высказыванию,
позволяющий тон­ко, как бы изнутри
характеризовать героя, проникать в его
внутренний мир, косвенно оценивать его
по­ступки, поведение, речевую манеру
героя и т.д. В не­собственно-прямой
речи чужое высказывание, сохраняя
некоторые свои существенные черты, но
без ярких примет личной принадлежности,
воспроизводится в формах авторской
речи. Речь персонажа как бы обле­кается
авторской речью и воспроизводится в
формах последней. Используя
несобственно-прямую речь, автор как бы
перевоплощается в героя, оставаясь в
то же время в рамках своей авторской
речи. Поэтому очень часто несобственно-прямая
речь естественно и неза­метно переходит
в прямую речь персонажа.

Несобственно-прямая
речь позволяет автору как бы говорить
и думать за своих персонажей. Тем самым
со­здается взаимосвязь между образом
автора и образа­ми персонажей,
достигается единство художествен­ного
текста.

Лыжин проснулся
и сел в постели. Какой смутный, нехороший
сон! И почему агент и сотский приснились
вместе? Что за вздор! (А П. Чехов).

Ивану Ильичу нужно
было явиться в штаб армии, ра­портовать
о прибытии парохода с огнеприпасами и
пе­редать накладную. Но черт его
знает, где искать этот штаб (А.Н. Толстой).

Будучи типичной
принадлежностью художествен­ной
литературы, несобственно-прямая речь
начина­ет проникать и в публицистику.
Но использование ее здесь ограничено
законами жанра. Можно говорить об
элементах, крупицах несобственно-прямой
речи в пуб­лицистике. Например:

… Время приближалось
к полудню. Солнце поднялось в зенит.
Машины мчались и из Москвы, и в Москву.
Что влечет людей в столицу в этот жаркий
воскресный день?

К обочине подрулил
автобус. Знакомимся с врачом Прасковьей
Ивановной. О нет, ничего не случилось!
Ее пациенты, рабочие заводского
профилактория, едут в Большой театр.

Различие между
публицистикой и художественной
литературой в использовании
несобственно-прямой ре­чи заключается
в ее функциях. В беллетристике это, как
правило, развернутое и яркое, эмоциональное
и действенное средство характеристики
персонажа, важ­нейший инструмент
авторской речи, способ глубокого
раскрытия психологии героя. Формы
использования и функции несобственно-прямой
речи в художествен­ной литературе
сложны и многообразны.

«Несобственно-прямая
речь, — пишет И.И. Ковтунова, — одна из
тайн писательского мастерства: она
позволяет проводить тенденцию автора
скрыто, час­то незаметно для читателя,
воплощая ее в образы, тем самым способствуя
реализации требований, ко­торые
предъявляются к любому произведению
искус­ства: тенденция должна вытекать
из образов. Прием несобственно-прямой
речи позволяет освещать одно и то же
явление одновременно с разных точек
зре­ния (с точки зрения субъективной
и объективной), благодаря чему оно
приобретает большую глубину».

В публицистике
функция несобственно-прямой речи гораздо
скромнее. Это выразительное и лаконичное
средство передачи речи персонажа,
отличающееся ди­намизмом и
эмоциональностью, позволяющее избежать
обычных при передаче чужой речи вводящих
пред­ложений, глаголов говорения и
выражающее смысл и манеру речи персонажа
(О нет, ничего не случилось!).

Несобственно-прямая
речь в публицистике выпол­няет в
основном формальную функцию. Публицисти­ка
берет лишь ее внешнюю форму, оставляя
содер­жание и многообразные функции
беллетристике. Не­собственно-прямая
речь в публицистике разнообразит формы
передачи чужого высказывания, позволяет
не­назойливо, непрямо передать смысл
речи героя, ее наиболее характерные
особенности. Это один из ре­сурсов
обогащения речевой палитры публицистики.

Что такое
несобственно-прямая речь?

Прочитайте конец
I части романа Ф.М. Достоев­ского
«Преступление и наказание» со слов
«Расколь­ников стоял и сжимал
топор…». Найдите различные формы
чужой речи, объясните их роль в тексте.

Несо́бственно-пряма́я речь — это «отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами)»[1], иначе говоря, не выделена ни пунктуационно, ни синтаксически.

Приём несобственно-прямой речи впервые использовал в русской литературе А. С. Пушкин, после чего он приобрёл развитие в художественной литературе. Несобственно-прямая речь на синтаксическом уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего.

Структура сложноподчинённого предложения в косвенной речи, присутствие в главном предложении глаголов речи или мысли явно обнаруживают, что автор лишь транслирует читателю чужую речь, мысль. Несобственно-прямая речь объединена с авторской: в несобственно-прямой речи автор говорит или думает за персонажа.

Пример:

« Но вот его комната. Ничего и никого, никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, Господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы.

»

Несобственно-прямая речь относится к автору, все местоимения и формы лица глагола представлены с позиции автора (как и в косвенной речи), но, с другой стороны, имеется существенная лексическая, синтаксическая и стилистическая специфика, присущая прямой речи:

« В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждёт
И в котильон её зовёт.
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!

»

Для обнаружения несобственно-прямой речи в произведении необходимо выделить ту часть, которая может быть представлена в виде прямой речи. Например:

« Когда Вильгельм вернулся к себе, решимость его поколебалась… Он выглянул в окно. Весенний Париж был сер и весел. Толпы гуляли по улицам… Где теперь Пушкин? Каково Александру в грязных южных городишках? Что Дельвиг поделывает? Вильгельм сел писать ему письмо.

»

М. М. Бахтин первым представил проблему несобственно-прямой речи. В. Н. Волошинов выделил связь автора и первоисточника прямой речи, говоря о «многоголосости несобственно-прямой речи» и её «двуакцентности».[2] Б. А. Успенский предлагает употреблять термин «несобственно-прямая речь» для обозначения явления перехода прямой речи в косвенную. Апеллируя к работам Волошинова, Успенский оппонирует исследователям, которые полагают вероятным соединять «несобственно-прямую речь» с внутренним монологом и другими вариантами использования «чужого» слова.[3]

Примечания

  1. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 225
  2. Алпатов В. М. Волошинов, Бахтин и лингвистика. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 138
  3. Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. // Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. С. 153

Ссылки

  • Несобственно-прямая речь // Русский язык
  • Вяч. Вс. Иванов Значение идей М. М. Бахтина // О знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики

И.И.Ковтунова. Несобственно-прямая речь в языке русской литературы.Москва.2010г

См. также

  • Прямая речь
  • Косвенная речь

ВикиЧтение

Современный русский язык. Практическое пособие
Гусева Тамара Ивановна

7.48. Несобственно-прямая речь

Существует особый способ передачи чужой речи, который содержит в себе особенности как прямой речи, так и отчасти речи косвенной. Это несобственно-прямая речь. Это чужая речь, непосредственно включенная в авторское повествование, сливающаяся с ним и не отграничивающаяся от него. Ведется несобственно-прямая речь не от имени лица, а от имени автора, чужая речь воспроизводится в речи автора с присущими ей особенностями, но в то же время не выделяется на фоне речи автора («Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали!» (Ч.)).

Специфика несобственно-прямой речи заключается в следующем: как и прямая речь, она сохраняет особенности речи говорящего – лексико-фразеологические, эмоционально-оценочные; с другой стороны, как и в косвенной речи, в ней выдерживаются правила замены личных местоимений и личных форм глагола. Синтаксической особенностью несобственно-прямой речи является невыделенность ее в составе авторской речи.

Несобственно-прямая речь не оформляется как придаточная часть, в отличие от косвенной, и не вводится специальными вводящими словами, в отличие от прямой речи. Она не имеет типизированной синтаксической формы.

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ передачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования. В художественных произведениях несобственно-прямая речь часто используется для выражения невысказанных мыслей того или иного персонажа и для его индивидуально-речевой характеристики.

Нагляднее всего стилистическая функция несобственно-прямой речи проявляется в форме вопросительных и восклицательных предложений («В негодовании ревнивом Поэт конца мазурки ждет И в котильон ее зовет. Но ей нельзя. Нельзя? Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже! Что слышит он? Она могла… Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, Кокетка, ветреный ребенок! Уж хитрость ведает она, Уж изменять научена!» (П.)).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Свастика прямая (левосторонняя)

Свастика прямая (левосторонняя)

Свастика как солнечный символПрямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).Прямая свастика –

Прямая речь

Прямая речь
кавычкивыделяют прямую речь, если она идет в строку (в подбор) § 133абзацное выделение прямой речи (при каждой реплике — тире) § 133, § 138сочетание абзацного (без кавычек) и безабзацного (с кавычками) выделения прямой речи

§ 119. Прямая речь после авторских слов

§ 119. Прямая речь после авторских слов
Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский). Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится

§ 120. Прямая речь перед авторскими словами

§ 120. Прямая речь перед авторскими словами
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы

§ 122. Прямая речь внутри авторских слов

§ 122. Прямая речь внутри авторских слов
Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее – запятая или тире (по условиям контекста). Например: 1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как»,

§ 120. Прямая речь впереди авторских слов

§ 120. Прямая речь впереди авторских слов
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери

§ 122. Прямая речь внутри авторских слов

§ 122. Прямая речь внутри авторских слов
Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая или тире (по условиям контекста). Например:1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как»,

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Хард-рок-группа ПРЯМАЯ РЕЧЬ была организована в Питере в июне 1987 года, хотя все ее участники не были новичками на сцене, в той или иной форме были вовлечены в рок-н-ролл с середины 70-х и начинали играть в самодеятельных группах, работавших на танцах

ПРЯМАЯ КИШКА (ПРОБЛЕМЫ)

ПРЯМАЯ КИШКА (ПРОБЛЕМЫ)
Прямая кишка — конечный отдел толстой кишки и всего пищеварительного тракта. К числу наиболее распространенных заболеваний прямой кишки можно отнести ГЕМОРРОЙ, ПОЛИПЫ, КРОВОТЕЧЕНИЯ, ОПУХОЛЬ и РАК. См. соответствующие статьи, с тем дополнением, что

§ 47. Прямая речь после авторских слов

§ 47. Прямая речь после авторских слов
1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это» (Т.).Если же прямая речь начинается с абзаца, то

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами

§ 48. Прямая речь перед авторскими словами
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не

§ 50. Прямая речь внутри авторских слов

§ 50. Прямая речь внутри авторских слов
Если прямая речь находится внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая, тире или запятая и тире (по условиям контекста):а) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так

7.46. Прямая речь

7.46. Прямая речь
Прямая речь – это форма точной передачи чужой речи с буквенным воспроизведением ее лексического наполнения и особенностей синтаксического строения. Прямая речь сопровождается словами автора. Назначение авторских слов – установление самого факта чужой

Иногда необходимо использовать чье-то высказывание, но как сделать это правильно с точки зрения грамматики? Рассмотрим способы передачи чужой речи.

Содержание

  • 1 Чужая речь
  • 2 Передача на письме
    • 2.1 Прямая речь
    • 2.2 Косвенная речь
    • 2.3 Несобственно-прямая речь
    • 2.4 Средства связи
  • 3 Диалог
  • 4 Цитаты
  • 5 Полезное видео

Чужая речь

Чужая речь — высказывание, сказанное человеком ранее и добавленное другим лицом в авторское произведение или речь. К ней также относятся слова самого автора, сказанные в прошлом или те, которые он скажет в будущем, и мысли, не произнесенные в слух.

Передача на письме

Прямая речь

Способы передачи чужой речиПрямая речь — высказывание другого человека, которое автор дословно использовал с сохранением всех стилистических и индивидуальных особенностей. Не предполагается использование союзов и личных местоимений для ввода ее в предложение.

Он недовольно посмотрел на Катю и ворчливо сказал: «Ты всегда опаздываешь. Мне уже надоело тебя ждать каждый день».

В тексте берется в кавычки и пишется с большой буквы. В зависимости от положения в тексте знаки препинания в прямой речи расставляются следующим образом:

  • Стоит перед словами автора.
    «П!/?» — а.
    «П», — а.
  • После слов автора.
    А: «П !/?/…»
    А: «П».
  • Авторские слова внутри прямой речи.
    «П, — а. — П».
    «П — а, — п».
  • Разрывает слова автора.
    А: «П !/?/…» — а.
    А: «П», — а.

Косвенная речь

Косвенная речь — способ добавления чужого высказывания в свое с сохранением основного смысла. В ней нельзя использовать междометия, повелительные формы глагола. Является придаточной частью сложноподчиненного предложения. В предложение добавляется с помощью союзов и соединительных слов, а также не берется в кавычки.

«Мама пришла на кухню и сказала, что вечером ей будет нужна помощь в приготовлении к празднику.»

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь — включает в себя прямую и косвенную. Этот способ введения автором чужой речи, который подразумевает сохранение лексических и стилистических особенностей говорящего. Не является придаточной частью сложноподчиненного предложения и не берется в кавычки. Используется в литературе для создания взаимосвязи между автором и придуманным им героем.

«Она вышла во двор, а затем посмотрела не небо. До чего же красивые и яркие звезды! Вероятно, вскоре вновь наступят холода.»

Чужая речь и способы её передачи

Средства связи

Средства связисоединительные слова, местоимения и союзы, которые используют для соединения главной и придаточной частей в сложноподчиненном предложении.

Прямая речь бывает:

  • Повествовательной. Используется союзы «что» и «будто»;
  • Вопросительной. Вопросительные слова: сколько, какой, чей или частица ли;
  • Восклицательной. Союз «чтобы».

Диалог

Диалог — разновидность прямой речи, которая отличается от последней оформлением на письме. Каждая реплика пишется с большой буквы, без кавычек и с новой строки, в начале которой ставится тире. Диалог подразумевает вопросы и ответы двух или более лиц. Широко используется в литературе, а также в учебниках для изучения иностранных языков. Например:

— Привет, Катя. Может, сходим сегодня в кино?
— Привет, я пока что не уверена, так как у меня уже есть планы на сегодняшний вечер.
— Давно хочу посмотреть его. Я постараюсь, а сейчас мне нужно бежать. До вечера!

Цитаты

Цитата — дословная выдержка из чье-то высказывания или текста, которая может включать в себя как одно предложение, так и большой отрывок из текста. Пишется в кавычках, а также сопровождается словами автора и указанием имени того, кому принадлежит выражение В случае, если есть необходимость убрать какое-то слово или предложение из цитаты, нужно поставить многоточие, показав этим место пропуска.

Моя подруга так радовалась несчастьям других людей, и тогда я всегда вспоминала фразу Л. Толстого: «Кто счастлив сам, другим зла не желает».

Употребляя на письме чужие высказывания стоить внимательно следить за пунктуацией, чтобы не показаться безграмотным. Неправильная расстановка знаков или их отсутствие могут быть расценены как то, что автор присвоил себе высказывание другого человека.

Полезное видео

Понятие о чужой речи в литературе на видео ниже.

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Схема 1

«П», – а.»П!» – а.

«П?» – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Схема 2

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)


Схема 3

«П, – а, – п».

«П, – а. – П».

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).


Схема 4

А: «П» – а.

А: «П!» – а.

А: «П?» – а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

«П, – а, – п. П».

«П, – а. – П».

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например:Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью. Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»
Предложение с косвенной речью. Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Цель высказывания в косвенной речи Способ присоединения косвенной речи
Повествовательное предложение ЧТО, БУДТО
Вопросительное предложение Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
Побудительное предложение ЧТОБЫ

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

Сколько стоит корректура текста? https://russrules.ru/price

Отправить текст на корректуру можно, воспользовавшись формой обратной связи, или на почту info@russrules.ru

  • Несобранный как пишется слитно или раздельно
  • Несобранные вещи как пишется
  • Несобранное сено как пишется
  • Неснятых как пишется слитно или раздельно
  • Несмотря на наличие как пишется