Неспособный к раскаянию неисцелим сочинение по преступлению и наказанию

(408 слов) Великий мудрец Аристотель однажды сказал: «Неспособный к раскаянию неисцелим». В его правоте сомневаться не приходится. Если человек не признает свои ошибки, он никогда не изменится к лучшему. А зачем? В его представлении ничего менять и не нужно. Эту проблему иллюстрируют многочисленные литературные примеры.

Вспомним повесть М. Горького «Детство». Василий Каширин был жестоким и эгоистичным человеком. Он бил родных внуков, а детей хотел использовать в своих целях ради получения материальной выгоды. Родную дочь он стремился выдать замуж против воли, но за богатого жениха. К матери своих сыновей и дочери Василий тоже уважения и любви не испытывал. Он бил и унижал ее. Но самое ужасное в этом человеке — это даже не его агрессия, а то, что он ее оправдывал. Так, своему внуку он говорил о том, что сама жизнь научила его быть жестким и суровым. Он считал, что его отношение к детям закалит их характер. В его словах слышалась обида на свою судьбу: если он испытал столько горя, то почему бы другим не хлебнуть столько же? По словам Василия, его били еще хуже, так что нечего злиться на «доброго» дедушку. Такая политика самооправдания привела героя к печальному исходу: он умер в одиночестве и разорении, потому что прогнал всех домочадцев и заслужил их презрение. Он так и не исцелился от жестокости, потому что ее не признал.

Похожий пример мы встречаем в другом произведении писателя — рассказе «Старуха Изергиль». Ларра, сын орла и земной женщины, считал себя исключительным человеком и поддался гордыне. Он убил девушку, которая отказала ему, только потому, что таков был его каприз. Люди осудили его, связали, но Ларра так и не понял, в чем был виноват. Он искренне недоумевал, почему соплеменники так к нему отнеслись? По его мнению, он мог брать все, что хочет, потому что у него есть возможности и желания. Но платить за это герой не желал. И тогда старейшины решили его судьбу: они изгнали Ларру из племени, чтобы предоставить его самому себе. Сначала персонаж не расстроился. Все, что ему нужно, он мог украсть, а в общении он не особенно нуждался. Но впоследствии герой испытал такое отчаяние, что стал искать смерти. Но даже это страдание не заставило его признать вину. Он так и не исправился, став тенью среди людей и назиданием для них.

Таким образом, тот, кто не признает свои ошибки, не может работать над собой и развиваться. Он никогда не исцелится от пороков и греховных побуждений. Именно раскаяние ведет к нравственному очищению и созиданию. А тот, кто на него не способен, навеки приговорен к деградации и угасанию.

Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению Преступление и Наказание — вечная тема 2021-2022 учебного годаДля 11-ти классников (выпускников 2022 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: Человек путешествующий: дорога в жизни человека, Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?, Преступление и Наказание — вечная тема, Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня, Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Ниже представлены 10 готовых сочинений по данному направлению.

Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

1. Что толкает людей на преступления?

Что толкает людей на преступления? Вопрос сложный и неоднозначный. И все же можно выделить наиболее частотную причину — алчность. Люди не могут честным способом получить большую сумму денег и идут на преступление. Только таким образом они и способны обогатиться. Литература знает множество подобных примеров, обратимся к ней. В качестве первого примера возьмем поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Главный герой — махинатор, скупающий души несуществующих крестьян. По сути, он занимался скупкой имен, таких людей уже давно не существовало. Зачем же ему это было нужно? Все очень просто — Павлу Ивановичу необходимо заселить этими душами Херсонскую губернию, чтобы взять ссуду в государственной казне под залог имения. Если бы начались разбирательства, Чичиков остался бы чист, он просто потерял бы крестьян, которых итак на самом деле не было, а закона ушлый предприниматель не преступал. Но мы-то прекрасно понимаем, что это самое настоящее мошенничество с целью хищения государственных средств, которые были заложены в помощь вдовам и сиротам. Почему же герой, зная все это, так поступил? Он мечтал быть богатым, и для Чичикова совершенно не важно, каким способом достичь материального достатка, как говорится, все средства хороши. С малых лет отец давал наставления Павлу Ивановичу — беречь копейку. Вот герой и берег ее, как мог. Начало своему капиталу, которого у него никогда и не было, Чичиков решил получить на таможне, опять же незаконным путем. Из этой затеи ничего не вышло, прогорел. Стал искать новые способы. Вот так и получилось, что желание стать богатым повело героя по кривой дороге. После всех обозначенных событий он самый настоящий преступник. Еще один пример мы видим в рассказе Максима Горького «Челкаш». Вор Челкаш нашел себе нового напарника — простого паренька из крестьянской среды по имени Гаврила. Молодой человек с виду был скромным и даже робким. Подработать он решил потому, что хотел жениться на любимой девушке, а денег для этого не было. Челкаш долгие годы занимался контрабандой. Собираясь идти на дело в очередной раз, он хотел подстраховаться, поэтому и предложил Гавриле «работу». В деле крестьянин особой пользы не принес, даже доставил беспокойство вору, потому что струсил и чуть было их не выдал. Но все же Челкаш решил сдержать слово и отблагодарить Гаврилу. Крестьянин был опьянен такой легкой наживой, да еще и считал свою долю несправедливой. Под влиянием этих чувств он пошел на преступление — ударил Челкаша камнем по голове. Гаврила считал, что убийство преступника не ляжет на его плечи тяжким бременем, ведь в таком человеке нет толка. А вор оказался благородным — увидев подлую натуру своего напарника, отдал ему все деньги и ушел.
Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем утверждать, что на преступление человека толкает желание наживы. Алчность застилает глаза настолько, что затмевает такие качества, как честность и порядочность. Преступники не в состоянии заработать деньги обычным способом, они предпочитают их отнять. И ради этого готовы на все.

2. Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление — действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание — самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений. Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме — жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело. Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор — изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте — желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.

3. Что такое преступление?

В нормативных актах, регламентирующих нашу жизнь, определение преступления звучит так: противоправное деяние, которое наносит материальный ущерб или вредит здоровью других людей. Но нарушения закона могут быть как очевидными, так и скрытыми. В любом случае они вредны для общества и недопустимы. На примере литературных произведений раскроем понятие «преступление» более точно. Обратимся к пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова, алчная и жестокая женщина, узнав, что ее дальняя родственница Софья получила большое наследство, решила женить ее на своем сыне Митрофане. Никакие уговоры на девушку не действовали, она не видела в сыне Простаковых своего мужа. Тогда Простакова решилась на преступление — похищение Софьи. Милон и Правдин встали на защиту девушки и разоблачили ее притеснителей. Применение насилия, да и другие правонарушения не прошли бесследно для семьи Простаковых. В наказание они лишились своего имущества и богатства. Софья же не держала зла на мучителей и готовилась связать свою жизнь с Милоном. Пример из пьесы «Недоросль» помогает определить понятие «преступление» как несправедливое действие в отношении человека, нарушающее его права и приносящее вред. Похищение не только направлено на лишение свободы одного человека, оно создает социальную угрозу, вселяя в общество панику и тревогу. Преступление, показанное в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина не вызывает сомнений, оно очевидно. Но иногда писатели показывают такие поступки, которые сложнее поддаются разоблачению. Возьмем, к примеру, роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Автор рассказывает о ссоре двух друзей, двух соседей, Троекурова и Дубровского. Кирила Петрович в порыве гнева желает показать свое превосходство, подкупает чиновников и отбирает имение у Андрея Гавриловича. Должностные лица с радостью откликнулись на предложение влиятельного барина, так как погрязли в коррупции и мечтали только о наживе. Суд вынес вердикт, шокирующий Дубровского: родовое имение, Кистеневку, у него отняли. Несправедливое решение сломило старого барина, Андрей Гаврилович заболел и вскоре умер. В наше время Троекурова можно было призвать к ответу за доведение до смерти, но в то далекое время их поступок так и остался безнаказанным. Никто бы даже не осмелился вызвать в суд самого Кирилу Петровича Троекурова. Хотя по всем признакам он, несомненно, совершил преступление и просто должен был понести наказание за содеянное, хотя бы за подкуп чиновников. Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что преступление — это деяние, нарушающее право людей, приводящее к материальному или моральному ущербу, а также оказывающее существенное давление на общество. Такой проступок опасен еще и тем, что может стать примером для подражания. Наказание и предание огласке должно существенно снизить этот риск. Люди должны знать провинившихся, чтобы не попасть под их влияние, не стать новой жертвой, защитить себя и своих близких.

4. Для чего человеку нужна совесть?

Совесть — нравственный ориентир, позволяющий человеку видеть границу между хорошим и плохим. Она помогает распознать совершенную ошибку и вовремя ее исправить. Без нее люди бы не стремились к нравственному самосовершенствованию, а, значит, мир бы уничтожил самого себя. Многие литературные произведения становятся подтверждением высказанной мысли. К примеру, главный герой романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, Родион Раскольников, совершил преступление, но смог встать на путь исправления благодаря совести, ее постоянным уколам. Угнетенный своим бедственным положением студент вывел теорию, по которой всех людей делил на тех, кто имеет право, и тех, кто может лишь подчиняться. Первые, в понимании Раскольникова, могут проливать кровь, если это потребуется для достижения цели. Родин хотел доказать, что «имеет право» и отправился убивать старуху-процентщицу. Четко спланированное преступление дало сбой, поэтому пришлось лишить жизни еще и свидетельницу, сестру Лизавету. Совершив двойное убийство, герой не ощутил того радостного подъема, о котором грезил. Скорее, наоборот, он изводил себя, корил себя, находился в постоянном напряжении и буквально сходил с ума. В глубине души Раскольников чувствовал свою вину и раскаивался. Совесть вынесла приговор герою гораздо раньше, чем это сделал суд. Прислушавшись к мнению Сони, Родион сознался в содеянном и отправился на каторгу. Именно там он пришел к Богу, открыл свою душу навстречу чувствам, познал надежду. Совесть стала для героя тем спасительным кругом, который не дал ему утонуть в пучине своей порочности. В пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский также обращается к теме совести. Автор рисует образ честной молодой женщины, погрязшей под гнетом тирании и необоснованных ежедневных упреков. Катерина не может мириться с обстоятельствами, в которых она оказалась, выйдя замуж. Героиня понимает, что ее жизнь загублена. Сердце молодой женщины ждет любви, тепла и ласки, но деспотичная свекровь управляет всеми в доме, лишая Тихона, своего сына и мужа Катерины, возможности жить так, как ему хочется. Заступиться за жену он также не может, боится пойти против матери. Да и выше любви он ценит собственный комфорт и при удобном случае сбегает из дома. Поэтому нам совершенно не хочется обвинять Катерину, которая откликнулась на зов сердца и изменила мужу, полюбив Бориса. Но героиня не могла жить в грехе. Ее мучила совесть. Она изводила себя и не видела другого выхода, кроме как признаться во всем мужу. Не могла Катерина стать такой лживой и порочной, как окружающие ее люди, как семья Кабановых, поэтому женщина при всем честном народе призналась в содеянном.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что совесть помогает в развитии личности, она заставляет разобраться в себе, определить, какие поступки хорошие, а какие плохие. Совесть способствует искоренению порока, направляет на правильный путь. Благодаря ей человек становится чище, опытнее и мудрее.

5. За какие поступки человеку бывает стыдно?

Все мы хотя бы однажды в своей жизни совершали поступки, за которые было стыдно. Но ведь никто не застрахован от ошибок. Главное, как их исправить и хочет ли человек это делать. Литература знает множество примеров таких поступков, которые вызывают стыд. Обратимся к художественным произведениям.
В качестве первого примера возьмем роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наиболее яркий эпизод, связанный с темой нашего сочинения, — тот момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег, а ведь семья испытывает затрудненное материальное положение. Молодой человек прекрасно воспитан, он живет, руководствуясь нравственными ориентирами, ему знакомо понятие «мораль». Именно поэтому Ростову стыдно за свой поступок. В его душе борются два чувства: совесть и страх. Николай хочет сохранить свой проигрыш в тайне, но искренние и добрые побуждения в его душе берут верх: он признается родителям. Молодому человеку, действительно, стыдно, он осознает, насколько серьезную ошибку допустил. Мы четко понимаем это, видя, как растрогала Николая игра сестры на фортепиано. Музыка пробуждает в душе Ростова все те нравственные принципы, по которым он строит свою жизнь. Зачарованный звуками молодой человек вспоминает детство, семью, его душа наполняется теплыми чувствами. И совесть колет еще больнее. Под ее давлением он признается отцу. И это единственно верный выход из сложившейся ситуации. Отношения с родными налажены. Николай же снял груз со своей души. А вот в повести Александра Ивановича Кузьмина «Гранатовый браслет» главному герою стыдно не за поступки, а за чувства. Молодой человек по фамилии Желтков тайно и безнадежно влюблен в княгиню Веру Шеину. Он пишет ей письма, посылает открытки в праздничные дни: под Новый год, на Пасху и в день ее имени. И вот однажды осмеливается подарить подарок — фамильную драгоценность. Этот поступок разозлил окружение Веры, брат и муж решили призвать несчастного возлюбленного к ответу. Желтков, робкий и скромный молодой человек, в разговоре с князем Василием Шеиным и братом Веры, Николаем Николаевичем, теряется и не знает, что сказать, чтобы себя оправдать. Желтков не может жить без этих чувств. Они его отрада и надежда. Молодой человек не хотел навредить Вере, он лишь хотел сделать ей приятное, и даже не задумывался, как может быть расценен его подарок. Чтобы искупить все годы преследования, Желтков завершает жизнь самоубийством. Нет, он не винит княгиню, просто жизни без нее не представляет. Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что у каждого в жизни бывали моменты, в которые приходилось испытывать чувство стыда. Любой человек может совершить ошибку. Важно ее исправить, тем самым успокоив совесть, разъедающую изнутри. Ошибки не страшны сами по себе. Страшнее то, как человек к ним относится, делает ли выводы, становится ли на путь исправления. Ошибки — это опыт. И если нам стыдно за какие-то поступки, значит, у нас есть совесть, а это уже хорошо.

6. Почему нельзя преступать нравственный закон?

В современном мире остро стоит вопрос нарушения моральных принципов и устоев. Молодежь, не задумываясь о последствиях, преступает закон, зачастую даже считает себя имеющей право лишить жизни другого человека. Это недопустимо. Человек не может уподобиться Богу. Не он дал жизнь — не он может ее отбирать. Об этом рассуждали и многие авторы на страницах своих произведений.
Обратимся к известному роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу, Алену Ивановну и ее сестру Лизавету. Молодой человек решается на убийство ради подтверждения собственной теории, а также для получения наживы. Разве мелочные желания способны оправдать убийство двух ни в чем не повинных старушек? Какая мораль способна оправдать это преступление? Раскольников четко планирует убийство, даже ни секунды не допуская мысли, что это деяние не приемлемо. Но ведь Алена Ивановна, какой бы уж она ни была по характеру и образу жизни, не виновата в том, что Родион терпит лишения, не имеет возможности учиться и живет в грязной неуютной каморке. В этом, по сути, не виноват никто, так сложились обстоятельства. Родион не хотел давать уроки и зарабатывать себе на жизнь, он предпочел убить. Но есть моральный запрет на преступление, существуют всеобщие моральные рамки, которые нельзя преступать, поэтому делать этого было ни в коем случае нельзя. Человек не вправе вершить чьи-то судьбы. Родион наказан, он наказан сам себя и тихо сходит с ума. Придя к богу, герой встает на путь спасения. Но крест этот придется нести ему до конца своих дней.
Но не всегда нарушение нравственных законов связано с преступлением. Деспотичное отношение тоже можно причислить к неправомерным деяниям. На эту тему рассуждает автор пьесы «Гроза», Александр Николаевич Островский. Жестокая и своенравная Кабаниха изводит сноху постоянными безосновательными упреками. Катерина, выросшая в любви и ласке, молча терпит такое отношение, не видя поддержки и защиты даже со стороны мужа. Тихон не перечит матери и при любом удобном случае сбегает из дома. Жестокое обращение приводит к тому, что Катерина решается на измену, а после и вовсе заканчивает жизнь самоубийством. Кабаниха перешла все мыслимые и немыслимые границы, забыла о простом человеческом отношении, и вот к чему это привело. Нравственный закон для всех один. И даже сильные мира сего должны жить, руководствуясь им.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что человек должен придерживаться нравственных и моральных устоев. Преступив их единожды, ты уже не сможешь жить, как прежде. Этот проступок будет лежать на тебе тяжким бременем. И даже если получишь прощение, сам себя простить не сможешь. Совесть будет разъедать изнутри, не давая покоя. Лишь только совершенно безнравственные люди смогут заглушить ее голос и жить дальше. Нравственный закон один для всех, и мы должны его придерживаться.

7. Какого человека можно назвать опасным для общества?

Наше общество разнообразно: порой судьба сводит нас с такими интересными людьми, с которыми хочется встречаться снова и снова, а иногда попадаются такие люди, с которыми даже иметь дело неприятно. Последние своими поступками или рассуждениями отталкивают от себя, заставляют задуматься о том, какую опасность они несут для общества. Сегодня в рамках этого сочинения мы порассуждаем о том, какого человека следует считать опасным. Литература предлагает нам несколько примеров, обратимся к ней.
В качестве первого литературного примера возьмем роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В нем нас интересует главный герой, Григорий Александрович Печорин. Молодой человек дворянского происхождения обладает глубоким умом, смелый и находчивый, все же его характер слишком противоречив и неоднозначен. Печорин ставит перед собой цели, уверенно идет к ним, но когда достигает желаемого, разочаровывается и теряет интерес. Григорий Александрович неуважительно относится к окружающим, хотя и сам это прекрасно понимает, потому что постоянно занимается самоанализом, но никак не стремится что-то изменить в себе. Герой снова и снова причиняет людям страдания. К Бэле и Мери Печорин не испытывает никаких чувств, хотя и добивается их расположения, да только все это лишь для того, чтобы развеять скуку. Такие люди, которые ради самоутверждения, переступают через людей и ломают их судьбы, очень опасны для общества.
Пример другого героя, опасного и неприятного, мы находим в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Автор в красках изображает теорию студента Родиона Раскольникова, по которой все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Вторым разрешается совершать преступления, они имеют на это моральное право, первые же являются для них лишь жертвами. Эта теория не входит ни в какие рамки, она попросту бесчеловечна. И автор дает яркий пример воплощения этой теории в одном из героев романа — Свидригайлове. Аркадий Иванович непристойно ведет себя с Дуней. Но это далеко не самая неприятная сторона его натуры. Свидригайлов подозревается в убийстве собственной жены. Такой человек, не имеющий прочных моральных принципов, безусловно, опасен. Но он, мучимый укорами совести, заканчивает жизнь самоубийством, избавляя общество от себя. Хотя казалось, что ему совершенно не знакомо раскаяние.
Подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод, что люди, относящиеся к окружающим без уважения, использующие их в достижении собственных целей, являются опасными представителями общества. Свои интересы и свой комфорт они ставят выше всего на свете. В литературных произведениях судьбы таких людей, как Григорий Александрович Печорин и Аркадий Иванович Свидригайлов, складываются драматически. Они наказывают себя сами. Они не могут жить в ладу с самими собой. Нам же остается лишь меньше контактировать с подобными людьми, тогда все будет хорошо и спокойно, никакого вреда нам они точно не принесут.

8. Какие границы переступать нельзя?

Человек живет, руководствуясь нравственными принципами и моральными устоями. Это те границы, которые ставит общество и он сам. И именно их он не имеет права переступать. Выходя за рамки дозволенного, мы совершаем преступление, которое неминуемо будет наказано. На эту тему размышляли многие писатели на страницах литературных произведений.
В качестве первого примера возьмем роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой этого произведения, бедный студент Родион Раскольников под гнетом обстоятельств совершает преступление, к которому долго и тщательно готовился. Молодой человек идет на этот шаг с целью доказать теорию об обыкновенных и необыкновенных людях. Себя он относит к числу последних и считает, что имеет право на убийство. Совершив задуманное, Родион переходит границы морали, нарушает все запреты. Герой не получает никакого удовлетворения, он даже не пользуется теми деньгами, которые украл из квартиры старухи-процентщицы. Родион обрекает себя на тихое сумасшествие, ведь совесть буквально разъедает его изнутри. Измучившись, он в конечном итоге признается в том, что совершил и несет заслуженное наказание. Раскольников пошел против общества, против тех нравственных законов, которые в нем приняты, и был наказан.
Еще с одним героем, позволяющим себе перейти границы морали, знакомит нас Максим Горький в своем рассказе «Челкаш». Главный герой, вор, занимается контрабандой, постоянно странствует по свету. Но его моральные принципы тверды, чего не скажешь о крестьянине Гавриле. Простой и добродушный с виду парень соглашается участвовать в деле, чтобы заработать на свадьбу. Гаврила мечтает соединиться узами брака с любимой девушкой и, чтобы уважить меркантильного тестя, отправляется на заработки в город. Гаврила чуть струсил настолько, что чуть не сорвал операцию, он доставил Челкашу больше беспокойства, чем помощи, но все же вор сдержал данное слово и отдал парню его долю. Гавриле этого показалось мало, и он решил убить Челкаша, кому нужен вор, пропащий человек, никто и не заметит, что его не стало. Ради наживы герой предал все, что было для него свято, перешел на сторону зла, переступил эту границу. А разве стоят эти деньги жизни человека, пусть вора, но человека? Разве стоят они такого тяжкого груза, который теперь придется всю жизнь нести Гавриле? Этот вопрос даже не требует ответа.
Таким образом, подводя итог сказанному выше, мы можем сделать вывод о том, что жить нужно в соответствии с моральными принципами и нравственными законами. Их нельзя преступать, иначе, оказавшись по другую сторону, уже будет невозможно вернуться обратно. Человек, порой не задумываясь о последствиях, совершает бесчеловечные поступки, а ведь мораль для всех одна. Не следует ставить себя выше других и нарушать те правила, которые придуманы давным-давно, придуманы не нами. Только живя в согласии с нравственными законами, можно обрести гармонию с обществом и с самим собой. И остаться в границах дозволенного.

9. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим»

Я полностью согласен с высказыванием Аристотеля «Не способный к раскаянию неисцелим». Каждый из нас совершает ошибки, и это нормально. Но их нужно принимать, раскаиваться в содеянном и исправлять. В полной мере искупить свою вину может только тот человек, который искренне сожалеет о своем проступке. Умение раскаиваться — важная составляющая нашей жизни. Те, кто не захотели или не смогли принять своей ошибки, будут всю жизнь к ней возвращаться, не смогут вырвать ее из мыслей и сердца. Эту мысль подтверждают и литературные произведения.
Так, в романе Федора Михайловича Достоевского способность главного героя, Родиона Раскольникова, к раскаянию позволила молодому человеку искупить свою вину и обрести счастье. Студент преступил нравственный закон и совершил тяжкое преступление — убийство. Оправдания такому поступку нет и быть не может. И даже бедственное положение Родина не снимет с него вины, ведь в первую очередь, он шел на этот шаг, чтобы проверить теорию, а деньгами, украденными у старухи-процентщицы, даже не воспользовался. После убийства Раскольников отдалился от близких людей, врал на допросах, пытаясь отвести от себя подозрения. Но совесть изводила молодого человека. Он боялся, что кто-то узнает его секрет и хотел все рассказать, чтобы облегчить душу. Родион усомнился в правильности своего поступка, в том, насколько имел на это право. Не выдержав мук совести, молодой человек делится с тем, кто стал другом в это непростое для него время, — с Соней Мармеладовой. Эта девушка спасла героя, подтолкнула его к Богу, к раскаянию. Родион встал на путь исправления, так как понял, что именно он единственно верный. Раскаяние буквально излечило героя, ему стало легче, он перестал изводить себя.
Но классическая литература знает и другие, прямо противоположные примеры. Главный герой известного романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, Григорий Александрович Печорин, не признал своих ошибок, не смог понять, что относится к окружающим с презрением и неуважительно. На мой взгляд, именно по этой причине он так и не нашел себя в жизни и не обрел счастье. Возможно, в глубине души герой и понимает, что сломал жизни двум влюбленным в него девушкам, но не хочет этого признавать. Удивителен тот факт, что Печорину, смелому и отважному человеку, не хватает решимости признаться в ошибках и встать на путь исправления. И до конца своих дней Григорий Александрович остается черствым, замыкается в себе, не желает себе помогать.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что раскаяние значит для человека куда больше, чем те ошибки, которые он допустил. Это и логично: раскаявшись, человек признает, что оступился, и стремится исправить ситуацию. В дальнейшем такие люди сто раз подумают, прежде чем решиться на какой-то не очень благородный поступок. Те же, кто не признают проступков, страдают всю жизнь, не находят спокойствия, мечутся, при этом продолжают причинять вред и себе, и окружающим людям.

10. Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»

Фраза «Я ведь не старушонку убил, я себя убил» из знаменитого романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» известна многим. В чем же ее смысл? Что хочет этим сказать герой? Будем разбираться.
Итак, фраза, обозначенная во вступлении нашего сочинения, принадлежит главному герою романа, Родиону Раскольникову, студенту, живущему в настоящей нищете и из-за этого не сумевшему окончить курс юридического факультета. В чем же трагедия этого героя? Все дело в том, что молодой человек возомнил себя выше Бога и посчитал, что имеет право убивать людей. Он даже разработал свою теорию, по которой делил всех людей на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие».
Чтобы доказать свои умозаключения, Родион решился на убийство старухи-процентщицы, Алены Ивановны. Таким образом он хотел к тому же еще и решить все свои проблемы. Но тщательно спланированное преступление было сорвано: молодой человек убил еще и сестру старухи Лизавету, которая не вовремя вернулась домой. Жестокое двойное убийство заставило героя усомниться в том, что он имеет право. Его настолько мучили уколы совести, что он не мог ни спать, ни есть, ни хоть с кем-то общаться. Молодой человек попросту сходил с ума. Так кого же он все-таки убил? Я считаю, что Раскольников таким страшным поступком убил себя, загубил свою душу. Это убийство навсегда изменило его. Пережить жестокость того, что он совершил, было слишком тяжело.
Этой фразой Родион Раскольников подчеркивает мысль автора о том, что наказание, в первую очередь, должно быть духовным. Молодой человек убил в себе и того человека, который бредил безумной идеей о пролитии крови ради высшей цели, и того, который был скромен и тих, любил мать и сестру, заводил знакомства, дружил. Раскольников погубил себя.
Подобная тема затрагивается и в другом произведении русской литературы. И фраза, сказанная главным героем романа «Преступление и наказание» подходит и к нему. Речь идет о рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Главный герой этого творения, дворник Герасим, убивает свою любимую собачку по приказанию своевольной и деспотичной барыни. Мужчина не мог представить своей жизни без Муму, она была самым близким и родным существом, ждала дома его возвращения. Утопить ее — жестокое приказание, но Герасим не мог ослушаться, не имел на это права. Лишив жизни свою питомицу, он будто убил себя. Гораздо легче было бы дворнику, если бы он себе набросил камень на шею и пошел на дно. Теперь с этим грузом ему придется жить до конца своих дней. Его душа умерла вместе с Муму.
Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что смысл фразы «Я ведь себя убил, а не старушонку», сказанной главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым заключается в следующем: человек убивает в себе душу, совершая безнравственный и жестокий поступок. Он становится совершенно другим, и к прежнему возврата нет. Что бы ни толкнуло героя на преступление, итог один — загубленная душа.

Вам будет интересно:

Официальные темы итогового сочинения


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — произведение философское, психологическое, социально-бытовое и нравственное. Этот роман до сих пор вызывает самые разные толки. Темы, поднятые Достоевским в «Преступлении и наказании», — вечные. Писатель попытался охватить как можно больше вопросов и попытался ответить на них. Роман сложен по своему замыслу, поэтому не удивительно, что и сейчас он продолжает вызывать споры.

Больше всего интересовала Достоевского тема греха и покаяния. По его мысли, человек должен обязательно уметь прощать и сострадать, проявлять христианское милосердие.

Кроме того, писатель в своем произведении размышляет о том, к чему приводит увлечение бесчеловечными идеями. Цель прекрасна — всеобщее счастье и благоденствие. Однако каковы пути к достижению этой цели? Отвечая на этот вопрос, Достоевский представляет нам историю одного преступления.

В народе русском издавна существовала поговорка: «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься». Есть в этой фразе некоторое лукавство, как бы подталкивающее человека к греху. И как же бывал мучителен и долог путь согрешившего к духовному возрождению, которое без покаяния невозможно.

Тема греха и раскаяния нашла в классической русской литературе широчайшее освещение. Пожалуй, ни один русский писатель не прошел мимо нее. Но, на мой взгляд, наиболее полное воплощение она получила в романе Ф.М. Достоевского. Причем тема эта отражена в характере и поступках не только главного героя, но и других героев произведения.

Конечно, Родион Раскольников — главная фигура повествования. Именно его муки и терзания в первую очередь доказывают, что греха без возмездия не бывает, что любое злодейство уже в самом себе несет расплату за него. Но герой долго этого не сознает. Более того, он убежден в том, что греха вовсе не существует и для благой цели все позволено. Правда, конкретной цели у него нет. Он даже не представляет себе, какие благодеяния сможет оказать человечеству, в сущности, презираемому им. Его теория страшна сама по себе. Он настолько увлекается ей, что перестает замечать самые простые вещи. Для Раскольникова цель оправдывает средства, хотя на самом деле ни одна цель не стоит крайних средств. Он забывает о том, что только Бог может судить и вершит суд сам. Его теория перерастает в идеологию. К своему преступлению он готовится с особенной тщательностью, продумывая все детали.

Не зря дьявола называют «лукавым». Каждый, задумавший дьявольское дело, также вынужден лукавить. И, прежде всего, перед самим собой.



 



Раскольникову надо было доказать себе, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». А это не что иное, как проявление гордыни, которая, согласно Священному Писанию, является одним из семи смертных грехов. Дьявольское начало присутствует в романе, недаром Раскольников говорит: «Черт меня вел на преступление». Для того чтобы удовлетворить свою гордыню, он идет на убийство, то есть совершает еще более страшный грех. И все его рассуждения по поводу того, что убить такую старушонку — десять грехов простится, не более как уловки. Он не убеждает даже себя самого. Раскольников ведь убил не только зловредную процентщицу, но и кроткую Лизавету — ее сестру. А о ней он не вспоминает, вернее, не хочет вспоминать. Грех Раскольникова заключается не только в самом преступном деянии, но в его помыслах. Ведь он сначала задумал, значит, только допустив мысль об убийстве, Раскольников совершил грех, который стал изнутри убивать его душу.

Роман Достоевского вполне мог иметь заголовок «Грех и покаяние», поскольку оба названия отражают главную мысль произведения. Преступление предполагает расплату за него. Грех должен привести к покаянию, если только согрешивший человек не превратился в зверя, а сохранил в себе человеческое.

О возможном духовном воскресении говорит Раскольникову Порфирий Петрович в тот момент, когда Раскольников готов отказаться от борьбы и сдаться. Но опять мешает его гордыня. Он понял, что совершил ошибку, но еще не осознал ужаса содеянного. Соня Мармеладова, казалось бы, сумело подвигнуть его на путь раскаяния. Но путь этот был тяжел и долог. Даже когда Раскольников сделал явку с повинной, о покаянии речь не шла. Просто он не в силах был вынести эту тяжесть— тяжесть совершенного злодейства. Он решил, что не принадлежит к сильным мира сего. Значит, должен идти на каторгу. Но от теории своей он еще не отказался.
Раскаяние придет позже, на каторге. Здесь он воскреснет душой. Одно только мгновение внутреннего просветления меняет всю его жизнь. Он осознает ужас прошлого и преисполняется верой в будущее — совсем иное будущее. Это и есть высшая точка покаяния героя романа Достоевского.

Особое место в романе занимают христианские мотивы. По сути, это библейские аналогии. Когда после преступления минует четыре дня, Раскольников слушает притчу о Лазаре, которую ему читает Соня. Эта притча имеет прямую аналогию с тем, что совершил Раскольников. Согласно библейскому сюжету, Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день, так и Раскольников все эти дни после преступления был мертв, но пробуждается благодаря Соне, которая несет в себе христианское начало. Кроме того, Достоевский проводит скрытые аналогии между своими и библейскими героями. Например, притча о Каине, притча о Марфе и т. д.

Важно и то, что Раскольников возвращается к свету, пройдя через страдания и познав любовь и сострадание. Эти понятия — самые важные в христианской идеологии.

Есть в романе и образ ада, в котором воплотились христианские представления о месте наказания нераскаявшихся.

По мысли писателя каждый имеет право на раскаяние и возрождение к лучшей жизни. Но все зависит от того, насколько это раскаяние будет своевременным. Кроме того, Достоевский утверждает мысль о том, что даже самый ничтожный человек имеет право на жизнь, пусть и никчемную. Человек создан по образу и подобию Божьему, а значит неприкосновенен.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема покаяния в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание». Поищите еще с сайта похожие.

На чтение 14 мин Просмотров 7.6к.
Обновлено 7 августа, 2020

Аргументы из жизни и литературы на тему «Что такое раскаяние» собраны для выпускников 9 класса, сдающих ОГЭ по русскому языку. Задание 15.3 предлагает письменно высказать свои размышления по самым важным вопросам нравственности, этики, культуры. Одна из таких актуальных проблем касается раскаяния. Экзаменуемым следует подумать и дать определение этому понятию, а также доказать свою правоту не только предложенным текстом, но и аргументами из литературы, жизни, народной мудрости, вспомнить афоризмы известных людей.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову раскаяние
  5. Синонимы к слову раскаяние
  6. Аргументы из литературы
  7. Аргументы из жизни
  8. Аргументы из народной мудрости
  9. Афоризмы

Проблема

Что такое раскаяние? Когда в человеке просыпается это чувство?

Отношение автора к проблеме

Раскаяние – это горькое чувство, которое испытывает перед кем-нибудь провинившийся в чем-либо человек. Раскаяние сочетает в себе чувство вины за содеянное и сожаление по поводу его. Часто раскаяние сопровождается просьбой о прощении.

Аргументы

  1. Раскаяние – это удивительная способность человеческой души.
  2. В человеке, который способен на раскаяние, жива душа.
  3. Человеку тяжело испытывать это горькое чувство.
  4. Чистосердечное раскаяние приносит человеку облегчение.
  5. Запоздалое раскаяние – тяжкий груз на долгие годы.
  6. Искренне раскаявшийся человек заслуживает прощения.

Эпитеты к слову раскаяние

Безграничное, безмолвное, бесплодное, беспокойное, бесполезное, боязливое, глубокое, горестное, горькое, душевное, жгучее, запоздалое, искреннее, искупительное, исступленное, лживое, липовое (простореч.), лицемерное, мнимое, мучительное, напрасное, натуральное (разг.), неискреннее, немое, ненужное, неподдельное, непритворное, облегчительное (устар.), откровенное, очистительное, печальное, позднее, порывистое, правдивое, притворное, сердечное, скорбное, спасительное, страстное, тревожное, тщетное, тягостное, тяжкое, утешительное, фальшивое, чистосердечное.

Синонимы к слову раскаяние

Угрызения совести, сожаление, муки совести, покаяние, оглядка, самобичевание, позднее сожаление, аттриция, стыд, сокрушение.

Аргументы из литературы

  1. М.А.Шолохов «Судьба человека».

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» мы уже несколько раз использовали для аргументации сочинения-рассуждения 15.3. Это произведение о мужестве, силе воли, душевной чистоте, смелости. Главный герой произведения – человек с внутренним стержнем, наделенный смелостью, нравственной чистотой. Но даже у таких людей в жизни бывают моменты горького раскаяния. Прошедший всю войну, вырвавшийся из фашистского плена Андрей Соколов не может  без кома в горле рассказывать, как его провожали в первые дни войны всей семьей на фронт. Дочери  молчали, старались сдерживать слезы, хотя они и поблескивали в уголках глаз, сын поводил плечами, будто от холода, и тоже молчал, а его жена плакала, не переставая, прощалась с ним будто навсегда. Всю ночь подушка не просыхала от слез, а утром ее не могли оторвать от груди мужа. Он уговаривал ее не плакать, скрепить сердце, но, казалось, она не слышала никого и не видела. Тогда злость взяла героя, и он легонько оттолкнул ее от себя. «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!», – говорит Андрей Соколов. Может, в его памяти и не запечатлелся бы этот случай, если бы война не отняла у него всю семью: его жена Ирина и дочери погибли во время бомбежки, а сын погиб на фронте. «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих  пор, как  вспомню, будто тупым ножом режут», – не может простить себе герой. Так и мучает его запоздалое раскаяние, и не у кого попросить прощения, и некому облегчить его душу. Слушая его рассказ, мы понимаем, насколько больны запоздалые раскаяния, а также то, что нужно стараться не обижать своих близких, беречь их, чтобы не пришлось потом испытывать те чувства, какие испытывает Андрей Соколов.

2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Одно из самых известных произведений о раскаянии – бессмертный роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мы узнаем о бедном студенте-юристе, который создал теорию о двух типах людей: «тварях дрожащих» и «право имеющих». «Твари дрожащие» являются всего-навсего материалом, они могут порождать только себе подобных и не имеют права проливать кровь, а «право имеющие» могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Они имеют право даже переступить закон. Желая проверить, к какому разряду относится, он убивает старуху-процентщицу Алену Ивановну. По его мнению, это бесполезная, вредная старушка. Убив ее, можно воспользоваться ее деньгами, помочь не только себе, своей семье, но и таким, как Мармеладовы. Но, задумав убить Алену Ивановну, он не понимал, что убийство нельзя рассчитать и вместе с вредной старушонкой убивает и случайного свидетеля-Лизавету. После этих убийств его начинает мучить совесть, он потерял покой, раскаивался в содеянном. Он не только убил ни в чем неповинную Лизавету, но и не смог воспользоваться деньгами старухи, так как сразу бы выдал себя. Раскаяния терзали его, как целое стадо диких зверей, ему хотелось облегчить свою душу, до такой степени страшны были муки совести и раскаяния. Преданную слушательницу он нашел в лице Сони Мармеладовой. Именно она стала для Родиона Раскольникова настоящим спасением. Читая сцены раскаяния главного героя, мы понимаем, что если он способен осознавать свои ошибки, значит все в его жизни можно изменить в лучшую сторону.

3. В.Быков «Сотников»

Произведение Василя Быкова переносит читателя в годы Великой Отечественной войны. Мы знакомимся с главными героями произведения – Сотниковым и Рыбаком. Оба они были партизанами, состояли в партизанском отряде. Рыбак был выходцем из крестьянской семьи, с детства привык много и тяжело работать, физически крепок. Он смелый солдат, хороший товарищ. Задания командира выполняет беспрекословно, не отказывается идти в разведку, во время одного из заданий помогает раненному Сотникову. Сотников же интеллигент, в партизанский отряд его привели идейные соображения. Он немного слабоват физически, но крепок духом. Несмотря на плохое самочувствие, герой не отказывается идти в разведку, а когда попал в плен, не сдает своих товарищей, готов идти на смерть, но спасти других. Рыбак же соглашается работать на полицаев. Он оправдывает себя тем, что, находясь рядом с врагом, будет иметь прекрасную возможность помогать партизанам. И только когда его назначили исполнителем казни Сотникова, он понял, в какой капкан он попал, какую досадную ошибку он совершил и начинает раскаиваться. Ему горько будет вспоминать, как он предал товарища, слова Сотникова, сказанные с эшафота, будут вновь и вновь всплывать в его памяти.

Аргументы из жизни

  1. В жизни тоже нам часто приходится раскаиваться в каких-либо поступках, которые принесли неприятности или нам самим, или другим людям. Эту историю я услышала от знакомой. У нее несколько лет назад погиб брат. Каждый раз, когда приходилось с ней вспоминать о покойном, она менялась в лице. Я всегда это списывала на боль утраты, пока она не рассказала мне истинную причину. Они с братом были очень дружны, делились своими мыслями, планами, иногда даже секретами, помогали друг другу. Иван был для сестры настоящим защитником. Но в тот злополучный вечер они поссорились совсем из-за пустяка. Брат не совсем лестно отозвался о парне, с которым моя знакомая строила отношения. Тогда она в сердцах сказала ему, что у него вообще никогда не будет невесты, жены и детей. Иван  примиряющее улыбнулся и вышел из дома по делам. В течение вечера поговорить им не удалось, отвлекали домашние дела, а потом по отдельности пошли на дискотеку. Больше брата Вера в живых не видела. Когда он возвращался с дискотеки, почти около дома его сшибла насмерть машина. Его уже нет несколько лет, а раскаяние все грызет Веру эти долгие годы. Осталась едкая горечь от того, что она не успела попросить у него прощения за свои слова. Она чувствует себя виноватой, будто это она накликала на него беду.
  2. Легче всего ранить  любящего человека, потому что любовь не дает возможности ответить тем же. Эту историю я прочитала в одной газете. Женщина вспоминала случай, который произошел в юности, но за долгие годы он не стерся из ее памяти, она о нем помнила, будто все произошло вчера. В то лето она проводила каникулы у бабушки в деревне, куда приезжала ежегодно. В то лето ей исполнилось 17 лет, поэтому деревенские парни стали заглядываться на нее, а один из них совсем потерял голову, влюбился без памяти. Только героине он не нравился. Мало того что деревенский, так еще невысокий, скромный, с невыразительными, как ей казалось, глазами. Его доброта, услужливость и другие достоинства городской красавицей не учитывались. Однажды она решила посмеяться над ним и предложила прыгнуть в реку с середины моста. Если он сделает это, то она готова с ним встречаться. Парень молча пошел в сторону моста, хотя погода была пасмурная и холодная, следовательно, холодно было и в воде. Небольшая группа пошла за ним, чтобы убедиться, что он действительно выполнит ее условие. Когда, спрыгнув, он уже почти добрался до берега, у него от холода начались судороги, и он стал тонуть. Ребята, которые были с девушками, бросились его спасать и вытащили на берег. На другой день девушка уехала в город и не приезжала в деревню несколько лет. Но чем старше становилась, тем лучше понимала, какого человека она обидела, как жестоко с ним поступила, в какое невыгодное положение поставила любящего человека. Все у того влюбленного юноши сложилось в жизни удачно, а ее, бывает, терзает горькое раскаяние.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Раскаяние – половина исцеления», – гласит русская народная пословица. В ней говорится о том, что муки совести очень больны, если человек их испытывает, ему очень тяжело, но если раскается, то это уже почти половина исцеления. То есть, раскаявшись, человек успокаивает свою совесть, и ему становится лучше.
  2. «Каяться кайся, да опять за то же не принимайся», – поучали нас наши предки в русской народной пословице. Они говорили о том, что если человек раскаялся в чем-то, то ему нужно стараться не совершать прежние грехи, не нужно приниматься за старое.
  3. «Позднее раскаяние не спасет», – говорили наши мудрые предки, имея в виду, что раскаяния могут быть и запоздалыми. Пройдут недели или годы, раскается человек в своих словах или поступках, а попросить прощения не у кого, исправить ошибки нет возможности. И будут его мучить раскаяния, от которых нет спасения.
  4. «Без раскаяния нет прощения», – говорится в русской народной пословице. Наши предки имели в виду, что только тот человек, который раскаивается в содеянных поступках, достоин прощения. Если же он не чувствует своей вины, не понимает своих ошибок, такого человека прощать нельзя.
  5. «Как ни жаться, а в правде признаться», – предупреждали наши предки в пословице. В ней говорится о том, что человеку, как он ни старался бы скрыть что-то, все равно придется когда-либо сказать правду, потому что всегда наступает момент, когда приходит раскаяние, которое и подталкивает к чистосердечным признаниям.
  6. «Повинную голову и меч не сечет», – гласит известная пословица. В ней говорится о том, что человек, который раскаивается в чем-либо, заслуживает прощения, так как раскаивается всегда только тот, в ком жива душа, не умерла совесть. У таких есть шанс на исправление, поэтому они достойны прощения.
  7. «За поспешностью следует раскаяние»,– говорит арабская пословица. В ней нас предупреждают о том, что не стоит спешить ни в делах, ни в словах, потому что поспешность очень часто приводит к раскаянию. Поэтому прежде чем сказать обидное слово или совершить какой-либо поступок, следует подумать.
  8. «После поражения раскаяние не поможет», – гласит таджикская пословица. Смысл этой пословицы заключается в том, что раскаяние не поможет, если ты уже претерпел поражение. Потеряв победу, не нужно раскаиваться в том, что применена не та тактика, совершены не те действия.  
  9. «В поспешности – раскаяние, в размышлении – спасение»,– говорится в турецкой пословице. В ней заключается очень важный смысл и правильные уроки. Не нужно ни в чем спешить, потому что потом, возможно, придется раскаяться. Нужно чаще думать, размышлять, взвешивать свои слова и поступки. Это и станет спасением от мук совести и от горького раскаяния.
  10. «Начало гнева – безумство, конец его – раскаяние», – говорит арабская пословица. Действительно, когда гнев захлестывает нас, мы перестаем отдавать себе отчет в своих словах и действиях, можем наговорить много обидных и колких слов, совершить недостойные поступки. Но когда гнев утихает, его место занимает раскаяние. Мы начинаем сожалеть и о сказанном, и о содеянном.

Афоризмы

  1. «В хороших делах мы раскаиваемся ничуть не реже, чем в дурных», –говорил английский эссеист, публицист и писатель Уильям Хэзлитт. Он отмечал, что человек способен раскаиваться не только в плохих делах и поступках, но и в добрых тоже. Это часто бывает тогда, когда хорошее дело сделано человека, с которым у нас портятся отношения, который переходит в разряд наших врагов. Вот тогда и приходит раскаяние.
  2. «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни», – утверждал древнегреческий философ Демокрит. Он имел в виду, что, если человек раскаивается в плохих поступках, этим он спасает себе жизнь, ведь раскаявшись, он перестает испытывать муки совести, успокаивается, и жизнь будет  полноценной жизнью, а не испытаниями.
  3. «Раскаяние никогда не приходит слишком рано, потому что никому не дано знать, когда будет слишком поздно», – говорил английский историк и проповедник Томас Фуллер. Он призывал нас раскаиваться в плохих, нечестных поступках. Не нужно думать, что раскаиваться в чем-то рано, потому что от человека скрыта тайна его кончины. Может случиться так, что раскаиваться будет поздно.
  4. «Чистосердечное раскаяние ничем не отличается от любого хорошего поступка: оно тоже приносит награду», – утверждал французский драматург и публицист Пьер Огюстен Бомарше. В свои слова он вкладывал следующий смысл: если человек раскаивается – это равнозначно тому, что он совершает добрый поступок, так как раскаяние приносит пользу, награду в виде успокоенной совести.
  5. «Кто вспыльчиво руку заносит с мечом, грызет тот, раскаявшись, руки потом», – предупреждал М.Саади, персидский поэт и мыслитель. Он убеждал нас, что тот, кто в гневе готов поднять меч на другого человека, потом будет грызть от раскаяния руки, поднявшие оружие.
  6. «Не способный к раскаянию неисцелим», – говорил древнегреческий философ  Аристотель. Он понимал, что человек, не способный к искренним раскаяниям, тяжело болен. Болезнь заключается не в физической немощи, а в душевной. Такого человека не сможет вылечить даже самый талантливый врач.
  7. «Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал», — утверждал сирийский писатель и ученый Абу-ль-Фарадж бин Харун. Действительно, часто человек способен раскаиваться в сказанном. Это могут быть обидные слова, чей-то выданный секрет, сюрприз. Но редко кто жалеет о том, что молчал.
  8. «Никогда не говори вещей, в которых после приходится раскаиваться», — предупреждал всемирно известный испанский писатель Мигель де Сервантес. Нам очень часто приходится слышать горькие, обидные слова от окружающих нас людей, знакомых, близких. Такие слова сильно ранят нас, поэтому, прежде чем сказать что-то, нужно подумать, чтобы ненароком не обидеть кого-то, не оскорбить не вовремя сказанным словом и чтобы потом не терпеть муки раскаяния.
  9. «Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать», – писал Георг Кристоф Лихтенберг, немецкий ученый, философ, публицист. Он отмечает, что многие люди считают добрым, достойным человеком того, кто раскаивается в своих ошибках, но не старается избежать их в дальнейшем. Философ считал, что раскаявшись, нужно каждому человеку стремиться в дальнейшем не совершать недостойные поступки.
  10.  «Раскаиваться хорошо, но не делать зла еще лучше», – писал французский прозаик-реалист Гюстав Флобер. Писатель считал, что раскаяние – прекрасное качество, которое обнажает чистую душу, но не делать зла – это еще прекраснее.

ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»)

Родион Раскольников — главный герой психологи­ческого романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — совершил убийство. Этот поступок не только привел его на каторгу, но и породил множество размышлений и переживаний, составивших главную сюжетную линию романа. Именно терзаниям Расколь­никова читатель наиболее сильно сочувствует, именно с этим героем он переживает наиболее сильные в эмо­циональном и психологическом отношениях эпизоды произведения.

Терзания Родиона Романовича начинаются задолго до совершения преступления. Еще за много дней до этого ужасного поступка молодой человек, потрясен­ный собственной задумкой, предавался мучительным размышлениям. Сможет ли он выдержать бремя, ко­торое вознамерился на себя взвалить? Подтвердит ли он свое право быть человеком «необыкновенным» по собственной классификации, выведенной в статье, опубликованной в «Периодической речи»? Сомнения никогда не идут на пользу задуманному деянию, осо­бенно такому, на которое посягнул Раскольников. А если добавить к этому лихорадочность и нервоз­ность юноши, то все оказывается еще более сложным. А в той самой статье из «Периодической речи» состоя­лась первая исповедь Родиона Романовича. Уже в той давней его работе, которая, как угадал Порфирий Пет­рович, «в бессонные ночи и в исступлении замышля­лась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиаз­мом подавленным». Он — человек сильный, незауряд­ный, темпераментный — бросает своей статьей яркий и бунтарский вызов миру. Одновременно этой статьей

Раскольников убеждает самого себя, что он — лич­ность, а не «расходный материал». Именно себя в пер­вую очередь — ведь для кого бы мы ни писали, все равно в конечном итоге пишем для себя. Тем более не­что такое, как раскольниковская статья, несущая сме­лую и даже шокирующую идею преступления «на благо». Именно потому, что в данной работе Родион был честен перед самим собою, она так впечатлила Порфирия Петровича.

Убийство все-таки произошло. Теперь Раскольни­ков на собственном опыте получил возможность ощу­тить — каково это, быть преступником, объектом пре­следования, добычей для неутомимых и безжалостных охотников. Это трудно. Но все равно — главная борьба происходит внутри него.

Преступление создает полосу отчуждения между Раскольниковым и остальными людьми. Кровь старухи остается на нем не только в прямом, но и в фигураль­ном смысле. И если кровь настоящую можно смыть без следа, то кровавый след в душу въедается намертво. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уеди­нения и отчуждения вдруг сознательно оказалось в ду­ше его». Раскольников неожиданно осознает, что не может видеть возле себя не только друзей, но даже са­мых родных людей: мать и сестру. В попытке сбежать от окружающего Родион Романович пускается в лихо­радочный вояж, закончившийся в квартире умираю­щего Мармеладова. На этот момент преступление еще не успело стать чем-то, напоминающим корку зажив­шей раны. Оно еще кровоточит, и кровь эта ядовитой смолой жжет его душу.

Раскольников очень старается доказать себе, что просто болен — оттого и терзания. В самом деле, на­сколько все было бы проще, если бы именно горячка стала причиной неурядиц. Но он наверняка понимает, что дело вовсе не в этом.

Затем следует целый ряд поступков, которые нуж­ны Родиону для того, чтобы, нанося себе еще более тя­желые душевные потрясения, вытравить из души осо­знание своей неспособности нести поднятый груз.

Происходит, к примеру, сумасшедший разговор с Заметовым в трактире. Раскольников ведет риско­ванную, опасную игру, балансирует на грани немед­ленного провала. И упивается ощущением того, что ги­бель под боком. Наверное, так же чувствует себя чело­век, танцующий на краю пропасти. В разговоре дело даже доходит до прямого вопроса: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Более того, под видом ку­ража Раскольников рассказывает все, что было им сде­лано после убийства процентщицы с взятыми в ее квартире ценностями: «Я бы взял деньги и вещи и, как ушел бы оттуда, тотчас, не заходя никуда, пошел бы куда-нибудь, где место глухое и только заборы одни, и почти нет ничего, — огород какой-нибудь или в этом роде. Наглядел бы я там еще прежде, на этом дворе, какой-нибудь такой камень этак в пуд или полтора ве­су… приподнял бы этот камень… да в яму-то эту все бы вещи и деньги и сложил… Да год бы, два бы не брал, три бы не брал, — ну, и ищите!»

Потом Раскольников пытается отпугнуть Разуми­хина — пролитая кровь мучает, оттаскивает от осталь­ного мира, которого Родион Романович более недосто­ин, во всяком случае, он так считает.

И в квартиру старухи он тоже идет, чтобы пока­зать себе: он может скрыть свое преступление. Но ли­хорадка его мешает и здесь. Родион опять оказывается на грани срыва, провала, на грани публичного призна­ния. Он совмещает в своем рассудке то, что было до того, и то, что получилось после. Его захватило любо­пытство, его удивляет и присутствие отделочников и пустота квартиры.

Даже звук колокольчика по-особенному влияет на его сознание. Одновременно Родиону Романовичу и жутко, И приятно. Он ненадолго ощущает, что, навер­ное, стоит звания человека, а не «твари дрожащей».

Как уже говорилось, этот странный путь заканчи­вается в квартире, где умирает раздавленный лоша­дью Мармеладов. И, пережив вместе с остальными участниками эту мрачную драму, Раскольников вдруг получает некоторый заряд уверенности. Осознанием того, что он живет, Раскольников ненадолго вытесняет собственный ад, живущий в его душе.

Даже от матери и сестры Родион пытается сбе­жать, потому что уже понимает, что не выдержал.

А значит — на нем несмываемое клеймо, И выхода два — либо пойти с повинной, либо изолировать себя от всех и жить за глухой стеной одиночества. Впос­ледствии Родион скажет: «Те люди, настоящие-то вла­стелины, вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и стало быть, я не имел права разрешить се­бе этот шаг».

Раскольников не сумел вынести осознания никчем­ности чужой жизни. Для него это осталось за пределом понимания, не было принято ни сердцем, ни разумом. И сколько бы ни пытался Родион Романович доказать себе, что старушка-то не более чем вошь никудышная и вредная, ничего не вышло. Все доводы оказались слабее голоса совести.

Преступление задумывалось Раскольниковым как доказательство того, что «преград нет». Но преграды были, и поставил их не кто иной, как сам Родион. И од­ной из первых таких преград, безусловно, стала по­пытка придать злодеянию ранг средства для достиже­ния благой цели. Нельзя так бесцеремонно обманывать себя. Тем более, что настоящий властелин, для которо­го нет никаких препятствий, не терзает себя идеалами и благородством, а просто ставит батарею поперек улицы и «дует» в правых и виноватых. То есть совер­шает все настолько буднично и спокойно, что о душев­ных терзаниях или чем-то подобном и речи не захо­дит. Мы же не оправдываемся перед стоптанными та­почками, выбрасывая их на свалку!

Вторая преграда, которую Раскольников так и не смог преодолеть, — это воздвижение барьера между ним и людьми, окончательное закрепление той самой полосы отчуждения, которую юноша так старательно пытался воздвигнуть. Одиночество, вообще-то, явля­лось необходимым условием поступка. Только его Ро­дион не выдерживает. Он идет к Соне. Но об этом чуть позже.

Пока же стоит сказать, что Раскольников видит свое преступление отнюдь не только в том, что «не вы­нес» груза. Он ведь оказался еще и не способным сле­довать идеалу, быть тем самым «необыкновенным» че­ловеком. Это тоже страшное разочарование, потому что антиподом «особенных» людей, по собственной те­ории Родиона Романовича, является обыкновенный расходный материал, не приспособленный к сверше­ниям и пригодный только для того, чтобы в нужный момент пострадать за чью-нибудь спасительную для общества идею.

Убийство было жестоким экспериментом Раскольни­кова над самим собой. Экспериментом провалившимся — недаром все заканчивается явкой с повинной. Ожидае­мой свободы не появилось, напротив — возникло черное и беспросветное рабство. Раскольников отчаянно врет се­бе, когда твердит, что еще поборется с Порфирием, когда убеждает себя в том, что процентщица — не более чем бесполезная вошь. Против этой лжи бунтует вся натура Родиона — охватившая его лихорадка в немалой степени вызвана именно жестокой схваткой в душе юноши. Схваткой, в которой совесть отстаивала свое: ты — пре­ступник и нечего прикрываться чьими-то там якобы спа­сенными судьбами.

Некоторым подспорьем, впрочем, является знание: улик против нега у следствия нет. То есть, в принципе, еще можно переломить себя и успокоиться, позабыв убийство, как малозначительный эпизод. И страшный удар испытывает Раскольников, когда неизвестный ме­щанин называет его убийцей. Наверное, именно в этот момент Родион понимает, каково это, когда другие зна­ют о твоем злодеянии. И наверняка он успевает пред­ставить себе, каково это, когда о преступлении узнают не только люди посторонние, но и близкие. Посторон­ние один раз ужаснутся и забудут. А для родных все будет значительно больнее. А поскольку Раскольников очень любит и мать, и сестру, ему особенно страшно. В гамме мучений проявляется еще один звук.

Можно сказать, что практически каждым своим по­ступком Раскольников совершает покаяние перед са­мим собой. Покаяние, которое не искупает греха, но лишь усугубляет муки. Он кается, чтобы не пережить ни минуты облегчения, но лишь только вновь отыскать способ причинить себе боль. Покаяние словесное, кото­рое грешник совершает в церкви, здесь заменено пока­янием действия. Ведь поступки Раскольникова после убийства старухи-процентщицы нанизываются на этот мотив, будто на прочную шелковую нить. Помимо тех, на которых уже заострялось внимание, было еще нема­ло совершенного под воздействием желания хоть как-то загладить вину. Точнее, даже не загладить, а заменить на уверенность в собственной правоте, что значительно важнее. Даже когда Раскольников защищает Авдотью Романовну от Лужина и Свидригайлова, он делает это во имя облегчения собственной участи. Но разве он не стал бы защищать ее, если бы дело не дошло до пре­ступления? Например, если бы мать и сестра приехали на несколько дней раньше. Стал бы, конечно. Но, воз­можно, совсем по-другому. А так Раскольников чувст­вует себя виноватым и недостойным любви. И, может быть, именно оттого в настолько резкую форму вылива­ется его противостояние со Свидригайловым. Может быть, именно потому Лужин получает настолько жест­кий отпор.

Но покаяние Раскольникова не было бы полным без его исповедей. Поначалу — перед самим собой. Эти исповеди носят почти болезненный характер, со­провождаясь самым настоящим самобичеванием. «Эх, эстетическая я вошь и больше ничего, — прибавил он вдруг, рассмеявшись, как помешанный». И очень мало пользы они приносят, потому что Раскольников не об­ладает даром прощения до такой степени, чтобы при­менить его к себе. То есть, по сути дела, исповеди Ро­диона наедине с собой бесполезны и только усугубля­ют его положение.

Раскольникову очень повезло — рядом оказалась Соня. Она не только человек, способный выслушать и простить; таких рядом с Родионом как минимум трое: Авдотья Романовна, Пульхерия Александровна и Разу­михин. Соня Мармеладова оказывается столь необхо­димой Раскольникову еще и потому, что способна, вы­слушав его исповедь, сказать, что он не прав. Не прав, когда счел человеческую жизнь сравнимой с жизнью вши, когда посмел во имя проверки своей, достаточно шаткой и жуткой, теории посягнуть на чужую жизнь. Соня — самоотверженная и чистая душа — становится для Раскольникова суровым судьей. Суровым не в прямом смысле. Просто ее мягкость и любовь, ее тер­пение и воля настолько выше всех болезненных идеа­лов Родиона, что она рядом с ним может восприни­маться как некая высшая сила, облеченная правом вы­носить решения и указывать дорогу заблудшим. Имен­но Соня выслушивает самые пламенные и искренние исповеди Раскольникова.

Перед Соней Родион настолько открыт потому, что видит в ней родственную душу. Она ведь тоже в неко­тором роде преступница. Но она чище Раскольнико­ва — ей не пришлось для доказательства каких-то хи­мер убивать человека.

И вот здесь начинается уже настоящая исповедь. Когда Раскольников приходит к Соне впервые, он от­крывает ей всю свою лихорадочность, все безумие, ко­торыми пропитана его натура. Он не притворяется, не прячется, не лжет. Он открывает ей себя настояще­го. Его исповедь настолько проникновенна, что даже пугает. Но и Соне, ставшей в тот момент ближайшим ему человеком, Раскольников не открывает всего сра­зу. О, нет! Он чересчур горд, чтобы сделать это даже перед тем, кто духовно превзошел его во много раз. Только намеки: «Я пришел к тебе. Мы прокляты вмес­те, вместе и пойдем!» И уже куда более прозрачнее в самом конце разговора: «Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! я тебя выбрал! я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал».

И он рассказывает Соне все. И вот тут-то он на­верняка получает настоящее облегчение. Ведь Софья Семеновна не только принимает его, невзирая на пре­ступление, но и готова пойти за ним даже в Сибирь. Тем более, что ее уже ничто не держит здесь, в Пе­тербурге.

Раскольников исповедуется. И ждет решения, ко­торое Соня должна ему подсказать. Он видит перед собой чистоту, которую даже «желтый билет» не спо­собен запятнать. Он рассказывает все — начиная от властелинов и вершителей мировыми судьбами и за­канчивая своей конурой и нищетой. От высоких мате­рий Раскольников опускается к быту: «Ночью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу зарабатывать… Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят». Но одновременно Родион признает и свою слабость — то, что он прекратил всяческое стремление к освобож­дению из плена нищеты, опустился, что действие за­менил одной только мыслью.

Потом он еще попрощается с матерью — это будет еще одной фразой его исповеди длиной в роман. Он снова вернется к ней, вопреки недавнему желанию ра­зорвать всяческие отношения. Этим Раскольников еще немного просветлит себе настрой. Ведь невозможно было бы ему на пути к искуплению не восстановить хоть чего-нибудь из того, что было сломано.

И даже грязную землю он целует с наслаждением и счастьем, потому что она терпела его и носила на се­бе даже тогда, когда клеймо преступления уже впеча­талось в его сердце.

На фоне этих исповедей уже совершенно бледно звучит признание в полиции. Это всего лишь слова — жалкая тень пережитых терзаний. Это точка, постав­ленная в конце долгой и запутанной истории.

Сочинение на тему: ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»)

5 (99.08%) 87 votes

На этой странице искали :

  • раскаяние раскольникова
  • исповедь раскольникова
  • сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова
  • раскаяние раскольникова сочинение
  • сочинение на тему раскаяние

Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа

Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание». Главные герои романа — бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова — нарушают моральный закон, «переступают черту». Раскольников, создавший «теорию», допускающую «кровь по совести», убивает старуху-процентщицу и ее сестру; Соня, спасая «мачеху злую и чахоточную» и ее детей от голодной смерти, продает себя на панели. При этом мотивом, заставляющим героев Достоевского переступить роковую «черту», является сострадание, любовь к ближнему. Применима ли категория греха к тому, что совершают эти «убийца и блудница»? Совершает ли тяжкий грех Раскольников, является ли «великой грешницей» Соня?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала определить понятие греха. Грех есть нарушение Божьей заповеди, следовательно, категория, связанная с религиозным миропониманием. В рамках такого миропонимания и Родион Романович, и Соня совершают «смертный грех» — нарушают заповедь. Однако автор ставит каждого из своих героев перед лицом трагически неразрешимой ситуации, когда одна моральная заповедь («Не убий», «Не прелюбодействуй») становится препятствием для выполнения другой моральной заповеди («Возлюби ближнего своего»).

Путь Раскольникова к преступлению начинается с идеи сострадания. Не собственная нищета удручает героя больше всего, а невозможность помочь кротким, незащищенным «милым существам». Раскольников не просто преступник «от отчаяния» — он преступник-мыслитель. В своих философских построениях он пытается убедить себя, что моральные запреты — это «предрассудки, одни только страхи напущенные». Запрет на убийство лишь теоретический «принцип», и он оборачивается злом, когда не позволяет защитить добро («милых существ»). Излюбленной идеей Раскольникова становится мысль о том, что задуманное (а затем и совершенное) им убийство — «не преступление». Бывают ситуации, рассуждает Раскольников, когда преступление является таковым только юридически, а не, по сути, и человек не только «право имеет», но и «обязан» совершить его: «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!»

Встреча с Мармеладовым, рассказавшем историю Сони, становится для героя решающим моментом в его философском поиске. Для Раскольникова очевидно, что «преступление» Сони, поставившее ее вне общества, ее «грех», есть на самом деле высокий подвиг, великая жертва любви. Таким образом, «теория» доказана, препятствий больше не существует. Однако, убив «принцип» в своем сознании, Раскольников наталкивается па новую преграду. «Арифметика» сталкивается с «натурой», с глубоким внутренним отвращением к убийству, которое ощущает в себе Родион Романович.

Покаяние (по-гречески «метаноите» — «передумывание», «осмысление») и есть осознание греха, отказ от греха (а также готовность искупить грех через добровольно принятое страдание). «Предав себя», Соня мучительно страдает от сознания своей греховности, от неутолимой жажды покаяния. Ее покаяние катастрофично, чревато сумасшествием или самоубийством: «…я великая, великая грешница!» Раскольников же, напротив, все свои интеллектуальные силы тратит на то, чтобы преодолеть в себе сознание греха, убедить себя в обратном.

Свой путь к покаянию Раскольников начинает в тот момент, когда тотчас после убийства внезапно испытывает желание донести на себя. Но сознание героя еще не готово к раскаянию, «бунт» в его душе еще не утих. Родион Романович оказывается один на один со своей «натурой» и наблюдает в себе уже не «драму идей», а «драму чувств». То, что раньше казалось новой, сильной идеей, теперь утрачивает значение. Герой все больше понимает, что безвозвратно теряет связь с людьми. Он признается себе, что «ненавидит» мать и сестру, что жить, как раньше (до преступления), он уже не сможет никогда. Итогом долгого и мучительного созерцания собственной души становится взрыв отчаяния: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Это еще не покаяние, но важный, переломный момент в сознании Раскольникова.

Благодаря опыту нравственных мук, заставляющих героя исследовать свою душу, благодаря общению с Соней, не обвиняющей в своих мучениях никого и продолжающей любить людей и сострадать им, Раскольникову открывается непреложная истина: есть нечто в душе человека, что могущественнее интеллекта, важнее социального протеста; нечто, что составляет основу личности и без чего личность погибает. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни», которую ему предстоит «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

  • Неспособный или не способный как пишется
  • Неспособность как пишется слитно или раздельно
  • Неспортивное поведение как пишется
  • Неспокойствие как пишется слитно или раздельно
  • Несостоятельный как пишется слитно или раздельно