Совесть – это своеобразный внутренний голос, который помогает человеку распознать неправильный поступок. Каждый человек совершал неправильные поступки в своей жизни и испытывал из-за этого муки совести. Совесть словно давит на наше подсознание и требует искупления, исправления своего неправильного поступка, она способна свести человека с ума. Я согласен с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести», так как оно доказывает, что это самые жестокие мучения для человека.
Совесть есть далеко не у каждого человека. Многие серийные убийцы, маньяки, насильники, проводящие свое время за решеткой, так и не признали своей вины, а значит, совершенно не испытывают таких чувств. Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников совершил убийство двух человек. Он решил проверить свою собственную теорию, но в скором времени пожалел об этом. После совершения преступления его моральное состояние ухудшалось, он сходил с ума. Ему снились страшные сны, в которых старуха, которую он убил, оказалась жива. В полубредовом состоянии он пошел к Соне и признался ей в своем злодеянии. Она убедила его пойти сознаться в полицию, чтобы он получил наказание за свой грех ,тем самым успокоить свою совесть. Даже некоторых преступников мучают муки совести, доводя этих людей до состояния бреда.
Не все люди способны утешить свою совесть, даже после признания. Главная героиня пьесы Островского «Гроза» не смогла ее утешить. Катерина – воплощение чистой души. Она не умеет лгать и лицемерить. Но находясь в браке, она влюбилась в другого мужчину. Этот поступок пошатнул все ее идеалы и веры, она стала считать себя падшей женщиной. Она решила признаться во всем своей семье, так как ее замучала совесть, но и это ей не помогло. Пьеса заканчивается смертью Катерины, она бросилась в реку. Даже после признания муки совести не отпустили ее чистую душу.
Подводя итог, хочется сказать, что, действительно, муки совести – одни из самых страшных мук для человека. Не каждый способен выдержать и исправить такие мучения.
Здравствуйте, Вова!
Вы написали грамотную, логичную, стилистически безупречную работу, в которой все композиционные элементы на своем месте и крайне мало ошибок. Стоит лишь обратить внимание на некоторые шероховатости речевого оформления.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл
Сочинение полностью соответствует теме.
К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл
Приведены два уместных литературных аргумента, не только грамотно встроенных в цепочку рассуждения, но и логично связанных между собой. Анализ произведений выполнен на должном уровне, аргументация убедительная.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Я согласен с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести», так как оно доказывает, что это самые жестокие мучения для человека.
На самом деле утверждение ничего не доказывает, оно представляет собой тезис, который вы как раз будете доказывать в своем сочинении
Многие серийные убийцы, маньяки, насильники, проводящие свое время за решеткой, так и не признали своей вины, а значит, совершенно не испытывают таких чувств.
…
Даже некоторых преступников мучают муки совести, доводя этих людей до состояния бреда.
Если вы противопоставляете вторую фразу (в конце абзаца) первой (в начале абзаца), то нелогичной выглядит связь, выраженная союзом даже. Уместнее: всё же, тем не менее, так что, как мы видим и т. д.
Но, если честно, эту фразу безо всякого ущерба для смысла (и даже с пользой) можно опустить.
К4 (речь) + 1 балл
Многие серийные убийцы, маньяки, насильники, проводящие свое время за решеткой, так и не признали своей вины, а значит, совершенно не испытывают таких чувств.
Все-таки по отношению к преступникам и тюрьме некорректно говорить проводящие свое время. Можно просто: сидящие / отбывающие срок за решеткой / в тюрьме.
Ему снились страшные сны, в которых старуха, которую он убил, оказалась жива.
Во сне ничего не может оказаться живым. Там может что-то казаться, а тут лучше просто была.
Не все люди способны утешить свою совесть, даже после признания. Главная героиня пьесы Островского «Гроза» не смогла ее утешить.
Не стоит повторять эту метафору дважды. До этого у вас уже было успокоить (более популярная метафора).
Не каждый способен выдержать и исправить такие мучения.
Как можно исправить мучения?.. Отменить их? Преобразовать? Непонятно.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 2
Орфография
так как ее замучала совесть
Обратите внимание, что строгая литературная норма замучила, ваш вариант считается устаревшим, разговорным.
Пунктуация
Но ЗПТ находясь в браке, она влюбилась в другого мужчину.
Необходимо выделить деепричастный оборот.
Грамматика
Этот поступок пошатнул все ее идеалы и веры, она стала считать себя падшей женщиной.
Нужно единственное число.
Общий вывод по работе
Итак, Вова, ваше сочинение оценивается на «зачет», вы уверенно владеете навыками письменной речи, грамотность также на высоком уровне. Мне кажется, некоторые ошибки и недочеты появились случайно, так что советую вам внимательнее проверять свою работу.
Удачи!
Что же такое совесть? Совесть – это мягкая подушка. Она или позволяет нам спокойно жить, или постоянно тревожит нас, заставляет обдумывать свои действия. Именно совесть не дает нам совершать плохие поступки, она пытается направить человека на истинный путь. Совесть живет внутри многих из нас, от нее невозможно убежать или скрыться. На протяжении всей жизни человеку следует жить в согласии со своей совестью, слушаться ее и идти по верному жизненному пути. Многие писатели затрагивают в своих произведениях проблему совести, потому что она была актуальна в прошлом и продолжает оставаться таковой и в наши дни.
Вот и Островский задумывается о проблеме совести и рассказывает нам о последствиях поступков и несчастьях в жизни главной героини произведения «Гроза» — Катерины. Катя – девушка, воспитанная в семье, где царила любовь и забота. Катерина – чистая, открытая душа, не умеющая лгать и лицемерить. Любовь для нее – это не только свободный выбор, но и обман, потому что любовь вне брака – нарушение нравственного долга для замужней женщины. Совесть – это враг Кати, она не может позволить ей жить дальше. Девушка не видит выхода из этой ситуации. Катерина понимает, что, полюбив Бориса, она сознательно обрекла себя на мучения. Героиня осознает, что, не умея притворяться и обманывать, она не сможет жить в семье Кабанихи. Именно совесть заставляет ее признаться во всем, обрекая себя на смерть.
Ее душа ждала прощения, но его она не получила. Конец этой драмы – это отчаяние главной героини, ее освобождение от мук совести, которые являются для нее страшнее всего, что только могло произойти в ее жизни.
В заключение хочется сделать вывод, что совесть – это внутренние весы, на них человек взвешивает все свои действия. Островский очередной раз доказывает нам ее существование. Живя в согласии с совестью, мы обретаем согласие и с самими собой.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Проблема совести в пьесе Островского «Гроза» читают:
Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс
Сочинение на тему «Штольц и Обломов»
Понравилось сочинение? Расскажи друзьям!
(394 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема трагедии совести красной нитью проходит через все повествование. Она же становится главным фактором, позволяющим полностью раскрыть образ главной героини – Катерины. Каким же образом в произведении раскрывается тема совести, и почему она непременно трагична?
Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы. Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна. Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.
После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества. Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда. Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.
Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок. Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака. Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.
В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной. Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля. Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.
Автор: Яна Москаленко
Пример сочинения 1
В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.
Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.
Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.
Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.
Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.
Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.
Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.
Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.
Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы.
После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.
Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.
Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.
Пример сочинения 2
Главная героиня пьесы Островского «Гроза» Катерина – молодая супруга купца. В Калинове она — единственная, кто осмелился открыто противостоять самодурству, ханжеству и лицемерию купеческой жизни. Она мечтает, верит в лучшее, искренне выражает свои эмоции, но читателю приходится мириться с тем, что и такие персонажи, как Катерина, не идеальны. Замужняя героиня попадает в непростую ситуацию: изменяет Тихону, что, конечно, не дает ей покоя. Именно поэтому драму Островского можно назвать трагедией совести.
Дома у Катерины складываются непростые отношения со свекровью. Кабаниха только и делает, что поучает девушку и упрекает. Тихон, не решается заступиться за жену, поэтому ей тяжело вдвойне. Но проблемы главной героини не ограничиваются отсутствием взаимопонимания с родными людьми. Катерина осознает, что небезразлична к Борису, но сомневается в своих действиях. Она понимает, что, будучи женой Тихона, она не имеет право за его спиной встречаться с другим. Однако когда Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы та могла встречаться по ночам с Борисом, девушка не упускает такую возможность.
Совесть играет в пьесе немаловажную роль, именно из-за нее Катерина все-таки решает признаться мужу в измене, догадываясь, что прощением с его стороны, а скорее, со стороны Кабанихи, это не кончится. Когда ее отвергает и Борис, девушка понимает, что назад в дом совесть ей прийти не позволит. Ей остается только один путь – в могилу. На том свете она надеется искупить все свои грехи.
Совесть мучает не только главную героиню, отчаянно борющуюся против кабановских понятий о нравственности. В конце пьесы мы наблюдаем переживания Тихона, который не выдерживает и упрекает мать, что именно она виновна в самоубийстве Кати. Он понимает, что отчасти и на нем лежит вина в погибели жены, ведь он не заступался за нее, а делал лишь то, что велела ему Кабаниха. Наблюдая, как Катерина страдает в муках совести, Тихон осознавал, что не злится на нее, но им опять же помыкала властная Кабанова.
«Гроза» наполнена различными чувствами: любовью, горем, напрасными надеждами, и совесть – не исключение. Именно совесть в трагедии приобретает масштабы разгулявшейся стихии, согласно суеверию, карающей грешников.
Пример сочинения 3
В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу”, – говорит она Варваре.
В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, “домашних своих заела совсем”. Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными.
Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой “темного царства”: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, “все как будто из под неволи”.
В атмосфере “жестоких нравов”, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его “благодетелей”, но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья.
Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: “Я умру скоро…
Что то со мной недоброе делается!” Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.
Катерина боится грозы не потому, “что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”. И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. “Жить на свете да мучиться” она не могла.
Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве”.
Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи.
“Гроза” – не “трагедия любви”, а скорее “трагедия совести”. Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.
Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.
Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.
Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.
Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.
Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.
Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
Трагедия совести в драме Гроза
Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.
Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.
Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.
Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.
Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.
Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.
Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.
Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.
10 класс
Картинка к сочинению Трагедия совести в драме Гроза
Предыдущая
СочиненияГород Москва в повести Булгакова Собачье сердце (образ Москвы) сочинение
Следующая
СочиненияЛюбовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской сочинение 10 класс
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия совести в драме Гроза
Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского
Произведение Островского “Гроза” рассказывает нам трагичную историю одной девушки, которая, не справившись со своими чувствами и переживаниями, заканчивает свою жизнь самоубийством. Эту девушку зовут Катерина, она супруга мелкого торговца. Вместе со своей свекровью и мужем они проживают в деревне Калинове, которая очень не нравится Катерине. Она буквально ненавидит всех купцов, которые ведут себя нечестно, принимая всякого рода взятки, и ведут нечестный образ жизни.
Но не всё так идеально даже с ней. Хоть Островский и представляет её нам как своеобразный идеал, но грехи есть даже у идеала. По ходу развития повествования мы узнаем, что она изменяет своему мужу Тихону, и также влюблена в мужчину по имени Борис. Чувствуя сильнейшие угрызения совести она рассказывает об изменах мужу, и уходит к Борису. Но Борис её отвергает, после чего она, ввиду безнадежности своего положения заканчивает свою жизнь самоубийством.
Островский показывает нам, что если вы уж и боритесь за справедливость, то постарайтесь соответствовать своим идеалам справедливости. Катерина понимала это, но ввиду своей психологической неустойчивости она ломается под натиском окружающих, вследствие чего и заканчивает жизнь самоубийством.
Тихон также после её смерти, осуждает себя, его буквально съедает чувство вины и совесть. Он считает виноватым себя, свою мать, и всех окружающих в её смерти. Мать же он осуждает за её плохое отношение к его жене, ведь она всегда её недолюбливала и упрекала во всём. Окружающих же он винит за их безразличие и пренебрежение с их стороны по отношению к Катерине.
Островский старался передать мысль о том, что лучше следить за собой, чем за окружающими. Катерина следила больше за ошибками окружающих, чем за своими, из-за чего попала в такую ситуацию, где она оказалась виновна во всех смертных грехах. Островский говорит именно об этом, что лучше стараться исправить себя, чем окружающих, ведь окружающих, как правило, не исправить.
Я считаю, что приведенные мной аргументы были удачны, и приведенные примеры были, имели вескую основу.
Вариант 2
«Гроза» — пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права. Автор показал трагедию, произошедшую в типичной для того времени семье. Сюжет произведения развивается в несуществующем провинциальном городке. Главное место действия – дом Кабанихи – Марфы Игнатьевны Кабановой.
Жизнь в городе Калинове тиха и спокойна. Его жителям, безразличным ко всему происходящему, такая жизнь привычна. У них нет желания менять что-то в своей жизни. В доме, где царит домострой, никто не осмеливается перечить Марфе Игнатьевне. Хозяйка дома подавляет всех своим авторитетом. И совсем не потому, что он непререкаем. Все понимают, что она – ханжа. Выставляя напоказ лживое благочестие, притворную добродетель и набожность, Кабаниха надоела всем своими нравоучениями.
Екатерина в душе богобоязненная и совестливая женщина. Жизнь в доме свекрови ей тяжела и несносна. Встретив Бориса, она влюбилась в него. Эта любовь, хоть и греховная, как глоток свежего воздуха для героини. Она понимает, что, сделав свой выбор в пользу Бориса, она идёт против устоев общества. Не в силах что-либо изменить, Екатерина мечется и не находит себе места.
Её избранник, так же зависим от своего дяди, и не может помочь героине. Не может он её и защитить. Поэтому вся тяжесть совершённого греха целиком и полностью ложится на хрупкие плечи Екатерины. Не в силах нести столь тяжкий «груз», женщина повиновалась голосу своей совести. Она призналась мужу и свекрови в совершённом грехе. Жизнь Екатерины, и без того невыносимая, превращается в сущий ад. Чувство обречённости не покидает её. Ей не хватает душевных сил справиться с ситуацией .Чувство долга перед семьёй и несмолкающая совесть борются в ней с любовью к Борису.
Бросившись в реку, героиня бросает вызов обществу, в котором жила. Несмотря на то, что Екатерина, совершила тяжёлый грех прелюбодеяния, она не отталкивает от себя. Есть в ней собирательный образ всего русского народа. Того народа, который живёт по совести и борется против деспотизма. Её уход из жизни подтолкнул к решительным действиям Тихона. Преодолев страх , он высказал своей матери всё негативное, что накопилось у него в душе. Таким образом и муж Екатерины восстал против «тёмных сил».
Не зря в пьесе описывается природное явление гроза. Она является символом событий, происходящих в обществе. Недовольство и несогласие народа с тем, как это общество устроено и на каких принципах построено.
Трагедия совести в драме Гроза
Драма «Гроза» А.Н. Островского – произведение довольно сложное и неоднозначное. В нём нельзя назвать ни одного положительного героя кроме Катерины, которая, по мнению известного русского критика Добролюбова «луч света в тёмном царстве». И действительно, остальные герои не оставляют о себе такого впечатления, из-за чего девушке приходится расстаться с жизнью. Она угнетена и раздавлена бесчувственной жестокостью окружающего её общества. Именно это и можно назвать трагедией совести в произведении.
Автор поднимает в своей драме вопрос отношений невестки и свекрови в то время. Многие молодые девушки, которые жили в доме мужа, были вынуждены выслушивать попрёки свекровей. Прототипом надоедливой свекрови служит Кабанова, которая не даёт жизни Катерине, даёт ей советы, поучает и пытается подчеркнуть свою власть. Вероятно, в молодости Кабанова была такой же угнетаемой свекровью девушкой, но вместо того, чтобы создать нормальную атмосферу в семье своего сына, повторяет собственную молодость, ошибки предыдущих поколений и пережитки прошлых столетий.
Муж Катерины, Тихон, малодушен и труслив. Он боится защитить собственную жену и сказать слово наперекор матери. У него нет чувства жалости к Катерине, на первом плане стоит проблема собственного спокойствия.
Сестра Тихона, Варвара, лишь на первый взгляд может показаться положительной героиней, но на самом деле она двулична. В лицо матери она говорит то, что нужно, а делает так, как хочет сама. При этом, именно Варвара толкает Катерину к измене с Борисом.
Борис – человек, в которого влюбляется Катерина, но не намерен создавать с ней серьёзных отношений, ведь это явно не понравится его дяде, на обеспечении которого находится молодой человек.
Уезжая, Тихон отправляется не по важным делам, а отдохнуть от вечных конфликтов в семье, оставляя Катерину наедине со свекровью. Этот эпизод очень сильно подчёркивает безразличие Тихона к молодой жене, которая просила взять её с собой, но всё-таки не добилась своего.
Под влиянием всех этих обстоятельств Катерина изменяет Тихону с Борисом, втайне встречается с ним. Возвращение мужа и разоблачение главной героини становятся для неё последней каплей, которая заставляет Катерину свести счёты с жизнью, тем самым вырвавшись из окружающего её негатива.
Таким образом, можно сделать вывод, что трагедия совести – одна из основных проблем, поднимаемых автором в пьесе «Гроза». Все герои, кроме Катерины, лишены нравственности, думают только о себе, и никто из них не проявил искреннего сожаления, узнав о смерти главной героини.
10 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Трагедия совести в драме Гроза
Популярные сегодня темы
- Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева Сочинение
Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты
- Сочинение Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
Салтыков-Щедрин оставил для нас множество замечательных произведений. Одним из них, наиболее значимым для русской литературы, является роман «Господа Головлевы». В данном труде писатель
- Анализ комедии Недоросль Фонвизина 8 класс
В 1782 году, один из известных русских авторов, Денис Фонвизин написал свою известную комедию, которую он назвал «Недоросль». Автор затронул множество проблем человека и перевёл их в понятную для читателя форму.
- Сочинение Правда Сони Мармеладовой (по роману Преступление и наказание)
Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе
- Сочинение Роль искусства в жизни человека
Искусством называется форма творчества (т.е. создания человеком чего-то нового), основанная на образном осмыслении действительности и выражении осмысленного в форме художественных средствах – звуках, пластике тела, рисунков
Существует такое высказывание: «Нет хуже мук, чем муки совести». С данными словами трудно не согласится. Действительно, совершая преступление, человек остается наедине со своей совестью, которая из раза в раз заставляет мучаться и переосмысливать совершенное деяние. Если от обстоятельств, людей можно скрыться, то от совести нельзя, ведь она с нами повсюду. Для подтверждения своих слов приведу следующие литературные примеры.
А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» поднимает проблему отсутствия совести. Многие люди, не имеющие даже капли стыда, совершают множество ошибок, которые в последствии невозможно исправить. Главная героиня покинула отчий дом ради возлюбленного. Отец девушки, Самсон Вырин, любил ее всем сердцем, однако не мог обеспечить ей хорошее финансовое положение. Это и стало причиной того, что Дуня уехала в столицу, при этом не посоветовавшись с отцом. Самсон долго искал дочь, а когда наконец нашел, Дуня от страха упала в обморок. Её жених прогнал родителя вон.
Из-за депрессии и пьянства отец вскоре скончался, так и не получив ни единого письма от дочки. Через несколько лет героиня приехала на кладбище к отцу уже вместе со своими детьми и заплакала, так как уже ничего не вернуть. Повесть наглядно демонстрирует зачем человеку совесть. Ведь, она является путеводной звездой к совершению правильных решений, за которые не будет стыдно в дальнейшей жизни.
В повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» также присутствует тема совести. Будучи замужней женщиной, Вера Шеина получает презент от таинственного незнакомца. В коробочке лежал прекрасный гранатовый браслет. Узнав о анонимном поклоннике, которым оказался телеграфист Желтков, муж и брат Веры немедленно решили вмешаться и остановить ухажера. Отказ возлюбленной и лишение смысла жизни стали причиной суицида молодого человека. Однако совесть Веры мучала её до конца дней, ведь из-за нее погиб Желтков. Таким образом, мы видим, что хотя Вера не виновата в смерти ее поклонника, она страдает и не раз вспоминает о телеграфисте.
Итак, мы видим, что муки совести — самые страшные муки, ведь их нельзя побороть, а содеянное не вернуть.
На чтение 5 мин Просмотров 2.4к.
Обновлено 29 июля, 2021
Трагедия столкновения чувств и совести занимает основное место в пьесе А.Н. Островского «Гроза». В этом произведении автор изображает жизнь купеческого сословия и отведённую в нём роль женщине на примере семьи Кабановых.
Катерина – единственный луч света в окружающем её темном царстве. Она росла в атмосфере любви и заботы. Её родители не были тиранами, поэтому предоставляли дочери полную свободу. Благодаря этому она смогла стать полноценной личностью, воплотившей в себе лучшие черты русского характера. Её доброта, искренность и стремление к справедливости – результат достойного воспитания, что было редкостью в купеческом сословии того времени. Катерина сама говорила, что она не умеет ни обманывать, ни скрывать что-либо.
Наивысшая правда и красота представлялась Катерине в духовной жизни. Бог для неё был тем нравственным законом, который нельзя переступить. В молитвах она находила то умиротворение, в котором нуждается душа любого человека. Больше всего Катерина любила ходить в церковь на службу, где она ощущала Божью благодать, окружающую её и всё в этом мире.
Не случайно, главная героиня была названа Н. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве». Она действительно не вписывалась в окружающий её купеческий мир с его ценностями. Катерина отличалась от всех своей любовью к Богу, людям, природе, своей чистой душой и отзывчивостью. В ней присутствует что-то неземное, бросающееся сразу в глаза. Её контраст с остальными жителями Калинова настолько велик, что сразу становится понятно – произведение окончится трагедией.
После замужества с Тихоном Катерина попала в семью Кабановых, где главой семейства была её свекровь Марфа Игнатьевна, привыкшая к почтению и беспрекословному подчинению. Кабаниха была очень жестокой и лицемерной женщиной, беспричинно унижающей даже родных детей. Все жители Калинова отмечали крутой нрав купчихи, живущей по патриархальным устоям.
Кабаниха, пользуясь своей властью, держала всю семью в страхе. Её неоспоримый авторитет превратил Тихона в безвольного «маменькиного сыночка». Но главной жертвой Марфы Игнатьевны стала Катерина, которую она ежедневно обижала своими беспричинными подозрениями и незаслуженными упрёками. Кабаниха была твёрдо уверена в том, что семейное благополучие основывается именно на страхе, а не на любви и уважении.
Катерине никто не мог помочь в её трудном положении. Её безвольный муж сам стал жертвой тирании, процветающей в их доме, поэтому не мог защитить от неё жену. Тихон никогда не перечил своей матери, он покорно сносил все издевательства, не смея протестовать. И со временем Катерина перестала что-либо к нему испытывать, кроме жалости. Но никто и не догадывался, насколько сильно она была несчастлива, ведь если посмотреть со стороны, у неё было всё, о чём только можно мечтать: любящий муж, хороший достаток, просторный дом и большое хозяйство. Но ничто не заменит заботу и любовь.
Катерина была одна в этом мире, и, страдая от этого одиночества, в атмосфере лжи, притворства и жестокости, она встретила и полюбила племянника Дикого – Бориса, который тоже оказался безвольным человеком, неспособным на решительные действия. Несмотря на то, что он был лучше большинства окружающих, он всё равно не смог вырваться из-под их власти. Это единственный человек, который понимает Катерину, но из-за слабохарактерности оставляет её, советуя покориться судьбе.
Любовь к Борису полностью изменила жизнь Катерины. Она больше не может продолжать жить в своей клетке, ей необходима свобода. Катерина мечтает стать птицей и полететь высоко в небо, но осознание собственной греховности не отпускает её. Изменив мужу, Катерина нарушила Божью заповедь. Познав счастье земной любви, она стала грешницей.
Это искреннее глубокое чувство оказалось настоящим проклятьем. Катерина понимала, что трагедия неизбежна. Она предчувствовала скорую смерть: «Я умру скоро… Что-то недоброе со мной делается». Катерина предала не Тихона, она предала саму себя, свой нравственный долг. И это предательство ни на секунду не даёт ей покоя, она всей душой хочет быть чистой и непорочной, но понимает, что это уже невозможно.
Чувство собственной вины и страх перед Божьим наказанием побудили Катерину публично признаться в своём грехе. Она боялась грозы не потому, что была не готова уйти из этого мира, а потому, что смерть застанет её такую, какая она есть, со всеми грехами. Поэтому раскаявшись, она отдаёт себя на людской суд, отрезая себе все пути к спасению. И такое покаяние, доказавшее наличие правдивой и совестливой души, должно было бы повлечь за собой великодушное прощение, но Катерина его не получила.
Пьеса завершается гибелью главной героини. Именно эта смерть стала развязкой всего произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Не желая оставаться в этом ужасном мире, Катерина наложила на себя руки, зная, что самоубийство – это самый страшный грех. Она пошла против самого Бога, лишь бы освободить себя от ненавистных оков и внутренних терзаний. Только в смерти несчастная девушка видела умиротворение и долгожданный покой.
Но совесть мучила не только Катерину. В конце пьесы видно, как переживает из-за произошедшей трагедии Тихон. Не выдержав, он впервые в жизни упрекнул свою мать, сказав ей, что именно она виновата в смерти его молодой жены. Но Тихон понимает, что часть вины лежит и на нём.
Таким образом, следует, что в основе сюжета пьесы «Гроза» лежит не трагедия любви, а трагедия совести. Гибель Катерины – это результат отчаяния, когда смерть уже не страшит, а воспринимает только как избавление от душевных мук.
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Трагедия совести в пьесе Гроза
Трагедия совести в драме Гроза Островского сочинение
В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.
Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.
Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.
Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.
Сочинение Трагедия совести в произведение Гроза
В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.
Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.
Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.
Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.
Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.
Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.
Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.
Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.
Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы. После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.
Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.
Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.
Трагедия совести в пьесе Гроза
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Лескова Левша
Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.
- Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс
Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне
- Сочинение по произведению Хозяйка Медной горы Бажова
Сказка рассказывает о непростой жизни уральских горнозаводских рабочих, которые заняты добычей в горах руды и малахита. От тяжёлых условий труда у них плохое здоровье.
- Сочинение по повести Бедная Лиза Карамзина расуждение 9 класс
Н.М.Карамзин стал одним из крупнейших русских литераторов в эпоху сентиментализма. Одним из первых его произведений этого направления стала «Бедная Лиза», в которой на первый план автор ставит человеческие чувства
- Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского
Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.
В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.
Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.
Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.
Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.
С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей “тёмного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. “Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле”. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина ,как “вольная птица” ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. “Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. “Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.
Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки – пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “тёмного царства” она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,” -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила “тёмного царства” не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.
Её попытка вырваться из “опостылевшего” мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы “тёмного царства”. Она хочет открытости, свободы, “честного” счастья. Борис говорит ей: “Никто и не узнает про нашу любовь. ” А Катерина отвечает: “Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!” Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину “Страшного суда” ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. “Возьми меня с собой отсюда!” -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду. ” -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.
Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.
Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над “тёмным царством” несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему “тёмному царству”. Жизнь героини была коротка, но она, как “луч света”, полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».
И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу”, – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, “домашних своих заела совсем”. Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой “темного царства”: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, “все как будто из под неволи”.
В атмосфере “жестоких нравов”, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его “благодетелей”, но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: “Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!” Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, “что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”. И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. “Жить на свете да мучиться” она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве”. Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
“Гроза” – не “трагедия любви”, а скорее “трагедия совести”. Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.
Главная героиня драмы «Гроза» — Катерина — девушка, выросшая в купеческой семье, в атмосфере любви и согласия. В семье девочке предоставлялась полная свобода действий, но имея чистую открытую душу, она не только не вырастила в себе ужасные качества человека, которому можно всё, но и превратилась в прекрасную женщину, не умеющую врать, стремящуюся ко всему доброму, что есть на Земле. Главное в ее жизни — это нравственный долг. Выходя замуж за Тихона, она глубоко переживает, потому что любит другого человека, Бориса. В среде жестоких нравов, лжи, притворства, которые исходят от Кабанихи в ее новой семье Катерина мучается, но терпит из-за связывающего ее долга. Она осознает свою греховность и внутренний суд — совесть — будет мучать ее до последних дней. В конце она кается в своих грехах, что говорит о ее высоко-нравственной, совестливой душе. Ее образ призывает к свободе, духовному раскрепощению. Катерина не выдерживает тех мук, что посылаются ей, и она прекрасно это осознает, потому ей еще хуже, она чувствует свою греховность, но страдания ее души взяли верх и конец получается столь трагичным. Самоубийство Катерины — это явление отчаяния, когда смерть кажется избавлением от земных мук.
Пьеса “Гроза” Островского показывает жизнь женщины в простой русской купеческой семье.
Катерина выросла в атмосфере любви, свободомыслия, где с положением женщины считаются. Девушка имеет честный, прямой и открытый характер, стремится к духовному совершенству.
Однако замужество переносит ее в совершенно другие условия жизни: Кабаниха держит свою семью в страхе, все ее представители слабы и безвольны. Пытаясь сломить Катерину и подчинить ее привычному укладу, Кабаниха осыпает ее незаслуженными упреками, обижает девушку.
Муж Катерины вовсе не опора ей в противостоянии со свекровью.
Естественно, Катерина страдает от такой жизни, от этого заточения. Она пытается найти родственную душу в лице племянника Дикого Бориса, однако он тоже – член семьи Кабанихи, такой же безвольный человек, привыкший к власти Кабанихи и советует Катерине также покориться.
Хотя чувство любви возносит Катерину, она считает себя из-за этого грешницей, ее мучает совесть: замужняя женщина не должна любить другого человека.
Девушка хочет остаться чистой душой, поэтому она признается мужу в своей вине, кается, дабы совесть не мучила душу.
Однако людской суд не понимает ее поступка и осуждает Катерину. В отчаянии девушка накладывает на себя руки: ей не пережить нравственных мук и осуждения домашних. В этом и состоит ее трагедия – трагедия совести.
Но стремление Катерины к нравственной чистоте и правде после ее смерти перевернуло устои этого дома: Варвара покинула семью, начал возмущаться Тихон, Кабаниха теряет свой авторитет.
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать?то я не умею; скрыть?то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.
Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из?под неволи».
В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из?под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.
Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что?то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).
«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.