- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Нет уз святее товарищества (Тарас Бульба)
Сочинение на тему Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)
Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде. Это можно сравнить с любовью. Существовать без неё невыносимо, это потерянный шанс, который дан каждому человеку. И если не использовать эту возможность, не взять то, что дарует судьба, то потом можно жалеть об этом до конца жизни, о том, что можно было исполнить прямо здесь и сейчас. С этим можно сравнить дружбу, но нельзя назвать эти две вещи полностью похожими. Если любовь происходит чаще всего внезапно, «с первого взгляда», то дружба между людьми может произойти спустя долгое время после знакомства.
По этой причине дружбу или товарищество можно назвать одним из самых чудесных и сакральных моментов в недолгой человеческой жизни. Лишь связь, скрепленная долгими и тяжёлыми испытаниями, пережитыми бок о бок, можно назвать по-настоящему крепкой и нерушимой. Это и есть товарищество. Истинные друзья, познанные в беде, будут верны друг другу, невзирая ни на какие препятствия. Но, помимо верности, важным качеством дружбы можно назвать умение людей относится к другим с заботой и пониманием. Люди ведь разные, и настоящие друзья должны принимать достоинства и недостатки друг друга.
Об этом и говорит Николай Гоголь в одном из своих лучших произведений «Тарас Бульба». Тема дружбы хорошо раскрыта в этой повести. Все ведь знают цитату «Нет уз, святее товарищества»? Эти слова лучше всего иллюстрируют эту проблему. Ведь не зря писатель показал, что, хотя один из героев и предал родину, семью и друзей, но второй, Остап, остался верен этим важнейшим человеческим ценностям. Преданность, дружба – всё это говорит о том, что товарищество не пустой звук. Хорошо иметь друзей, зная, что они помогут в любой беде и даже не подумают о предательстве. С такими людьми можно идти навстречу любой опасности.
Люди всегда мечтали о настоящей дружбе, ведь в жизни каждого из нас бывали моменты, что новые приятели и знакомые оказывались в итоге далёкими от того, чтобы быть настоящими друзьями. Но и дружба тоже, бывает, заканчивается, увы. Люди меняются, и с этим ничего не поделать. Расставания неизбежны, и в этом дружба также напоминает любовь. Однако даже в этом случае мы можем сохранить эти тёплые воспоминания, оставив их с собой, чтобы в самые трудные моменты жизни помнить о том, что мы не одиноки и всегда можно найти по-настоящему близкого и родного человека, товарища.
Отсюда можно сделать вывод, что товарищество необходимо для человека, без него он пропадёт, ведь не каждую беду можно пережить в одиночку.
2 вариант
Гоголь очень часто акцентировал своё внимание на поведении общества, он написал множество произведений на эту тему. Он писал о том, каким общество стало сейчас, как оно изменилось. Автор делает акцент на том, что настоящее общество очень разрозненно, то есть каждый сам по себе. Какая-либо совместная деятельность или совместные интересы могут быть построены только на финансовой платформе. Положительные качества теряются, каждый заботится только о себе. Можно заметить, что предыдущие поколения были намного серьёзней и ответственней, чем последующие. Это очень серьёзная проблема. Гоголь заостряет внимание на ценностях русского казачества, оно для него является неким идеалом. Автора вдохновляют отношения между казаками, их дружба и забота друг о друге. Повесть «Тарас Бульба» описывает жизнь казаков.
Повесть «Тарас Бульба» полностью построена на любых знаниях и познаниях автора по этому вопросу. Сам автор не служил в армии и казачество знакомо ему только по рассказам других. Николай Васильевич описывает казака как благородного человека, героя, который всегда придёт на помощь, отдаст свою жизнь за других, если понадобится такая жертва. В своем произведении Гоголь приводит примеры такого поведения. Он воистину восхищен жизнью казаков. Их моральные принципы и качества создают отличную платформу для жизни единого общества, в котором каждый заботится о другом. Для Николая Васильевича истинна дружба – это когда каждый делает для другого больше, чем для себя. Это значит, что для человека дружба и товарищество ценнее личных притязаний и желаний. Автор объясняет такое поведение тем, что юным казакам с детства прививаются подобные качества. С детства их обучают лучшим качествам. С ранних лет казаки знают, что такое честь и насколько она важна. Никто не хочет позорить своих родных и своих сослуживцев.
Восхищаясь дружбой и товариществом казаков, Николай Васильевич сожалеет, о том, что сейчас уже всё совсем не так. Автор пишет о том, что люди того времени жили совсем по-другому, их жизнь строилась на взаимопомощи, уважении и заботе друг о друге. Сегодня же люди эгоистичны, алчны, корыстны. Каждый думает только о своей выгоде. Теперь мало кого интересуют проблемы окружающих людей, даже близких, мало кого интересуют проблемы страны. Для автора это люди, потерявшие мораль. Он даже не хочет называть их личностями, потому что этих индивидов не интересует ничто, кроме удовлетворения собственных потребностей. Таким людям плевать на то, что происходит вокруг, им интересно только их собственное благосостояние. К сожалению, в подобных условиях о товариществе говорить не приходится, все чисты ценности и принципы медленно уходят в небытие.
Также читают:
Картинка к сочинению Нет уз святее товарищества (Тарас Бульба)
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образ Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого
Толстой в своем произведении Война и мир знакомит читателя с массой ярких и красочных героев. Но стоит отдать должное и второстепенным персонажам, которые тоже сыграли здесь немаловажную роль
- Города
Сочинения про города
- Аргументы и примеры выбора из литературы для сочинения
Тема выбора прослеживается во многих произведениях. Эта тема нередко связывалась с темой дружбы, любви, патриотизма, долга.
- Анализ произведения Записки сумасшедшего Гоголя
Н.В. Гоголь в своей повести «Записки сумасшедшего» раскрывает перед читателем события из жизни Аксентия Ивановича Поприщина, изложенные в виде его дневника.
- Сочинение Какого человека можно назвать мечтателем? 11 класс
У каждого человека есть мечты, цели и надежды. Вполне нормально думать о том, что будет в будущем с надеждой на лучшее. При этом люди делятся на две категории
Пример сочинения 1
В своих произведениях Гоголь очень часто задевал тему человеческого общества и всех вытекающих из данного понятия, терминов. Он описывал процессы, происходящие в обществе, говоря о том, что на данный момент общество людей представляет собой довольно разрозненную группу, которая на ничто совместное не способна, очень часто приводя в пример людей минувших лет, которые, по его мнению, в моральном плане были на порядок выше и ответственное людей сегодняшних. Также очень часто он приводил русское казачество как некий идеал человеческой личности, и отношений между товарищами и близкими людьми в частности, одним из подобных произведений стало его произведение “Тарас Бульба”.
В произведении “Тарас Бульба” Гоголь описывает казачество, показывает его именно таким, каким его запомнил автор, и какие вещи он слышал о нём. В произведении перед нами образ казаков предстаёт как образ чистый, готовый всегда пойти на жертву ради другого, сделать что-то большое для кого-то, совершить благородный поступок, и автор приводит наглядный пример в своём произведении именно такого человека, и именно такого поступка. Он говорит о том, что настоящая дружба, это такая дружба, в которой каждый человек делает для другого больше, чем делает для себя, то есть становится по сути альтруистом в плане товарищества и дружеских отношений. Обуславливает он это тем, что с самого детства казакам прививают самые лучшие черты характера, и самые ясные добродетели из всех возможных, что повзрослев, юные казаки не позорили имя казака, и свой род в частности.
Приводя, таким образом, в пример людей минувших лет, автор заостряет своё внимание на том, что это было раньше, ну а сейчас всё в корне не так, как было тогда. Он говорит о том, что люди, жившие в то время, были очень благодарны друг другу за помощь, всегда помогали друг другу, и, конечно же, жили на взаимном уважении. А на данный момент, люди стали очень алчными, жаждущими выгоду лишь для своей личности, и не обращающие внимания ни на проблемы своей страны, ни на проблемы окружающих их людей. Эти люди для него являются личностями, которые начали свое моральное и этическое разложение, и по правде говоря, уже и не имеют права называться личностями, так как они наплевали на весь окружающий мир, и живут лишь в угоду своим прихотям и желаниям.
Таким образом, мы видим, что автор представляет настоящую дружбу как искреннее желание помочь, говорит о том, что настоящие товарищеские узы не разрушить ничем, даже враждой государств, и именно потому такие узы необходимо ценить и беречь их от посягательств со стороны окружающих.
Пример сочинения 2
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы.
Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.
Все события повести проходят на фоне Запорожской Сечи. Это место, где развилось и сформировалось казачество. Образ Запорожский Сечи в повести «Тарас Бульба» – не просто территория, это один из главных персонажей, раскрывающий всю суть сюжета повести.
На протяжении всей повести автор и герои прославляют Сечь. Они описывают ее как песню, полет, царство. Сколько эпитетов подбирается к образу: гнездо, наука, вольница, гордость.
Казацкая республика – это территория со своими законами, обычаями и строгим порядком. Царство и приют людей, представителей сильной половины человечества, отличается свободой, равными возможностями для всех. Сечь – место, где воспитываются гордые и крепкие мужчины с особым характером, присущим казакам. Дух вольности невозможно передать словами. В Запорожье приезжают не только для обучения. Здесь место встречи старых друзей, передача знаний, обмен новостями.
Между битвами Запорожская Сечь – место безостановочного пиршества, пьянки и разгула. Автор сравнивает ее с балом, праздником, шумным и не имеющим конца. Но это только внешнее восприятие, на самом деле все гораздо сложнее. Законы жизни строгие и не позволяющие их нарушения. Запорожская Сечь имела строгую структуру. Она как военный стан, объединяла курени – войсковые подразделения. У каждого куреня свое жилье. Во главе стоял атаман – куренной. Он отвечал и контролировал деньги, топливо, заботился об одежде и питании. У казаков ничего не было личного, все отдавали атаману. Таких отделений было примерно 60. Над всеми куренями стоял старшина. Его должность была выбираемой. Такая система строилась на самоуправлении. Ценились в Запорожье вольность, товарищество, уважение мнения старших.
Законы не позволяли казаку забывать смысла казачьего братства:
- воровство каралось поркой у столба.
- не отдавших долг приковывали цепь к пушке, спасти должника мог товарищ.
- смертоубийство – закапывание живым вместе с тем, кого убил.
- Суровые законы утверждены для воспитания уважения внутри братства, мужественности и стойкости.
В Запорожье привозят сыновей, как это сделал Тарас Бульба. Старый полковник соскучился по товарищам. Сечь учит всему, что должен знать и уметь казак.
Сечь – это труд. Большое количество кузней стуком встречает въезжающих. У каждого казака должно быть свое оружие, без мастеров кузнечного дела не обойтись. Кожемяки готовят одежду, ремни, обувь. Они сильными движениями мнут шкуры волов.
Трудовые будни перемешиваются с воинским делом: скачки, стрельба, рукопашные бои. Молодых парней учат владеть саблей, управлять конем, метко стрелять. Кроме этого жизнь среди мужчин помогает овладеть полезными умениями.
У современного человека Запорожская Сечь вызывает двойственное впечатление. С одной стороны, место пьянки, разгула и праздника, но это только внешнее восприятие. Сечь – место рождения воли, богатырских характеров, истинной преданности Отчизне. Казачество изменило всю Русь.
Автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.
Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их — значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху, а Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей.
Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде, «уважить первый, святой закон товарищества». Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».
Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель? Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение.
Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию.
Всю свою жизнь Н.В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом – в истории Украины периода борьбы за свою независимость.
Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов – все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.
Пример сочинения 3
Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество.
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.
Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике “Миргород” в 1835 году, а в 1842 году “Тарас Бульба” был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас.
В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников.
Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.
В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей “Тараса Бульбы”.
В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: “Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность”.
В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в “волю и товарищество”. В такое время на Сечи царила атмосфера “вольного неба и вечного пира души”.
С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте.
Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой.
Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.
Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: “Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою”.
Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.
Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно подни
В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников.
Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.
В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей “Тараса Бульбы”.
В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: “Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность”.
В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в “волю и товарищество”. В такое время на Сечи царила атмосфера “вольного неба и вечного пира души”.
С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте.
Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой.
Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.
Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: “Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою”.
Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.
Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: “Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы”; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей.
Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них “нет уз святее товарищества”. В походе против “ляхов” Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: “Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?”
Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, – Касьян Бовдюг: “Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища”.
Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они “перецеловываются” друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь.
Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель?
Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести – Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..”
Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей – собратьев по оружию.
Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей.
Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц “неутомимо” лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги.
По дороге Товкач говорит Бульбе: “Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду”.
Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком.
Всю свою жизнь Н. В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом – в истории Украины периода борьбы за свою независимость.
Неслучайно, на мой взгляд, повесть “Тарас Бульба” была включена писателем в сборник “Миргород”. Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов – все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.
- Сочинения
- Литература
- Гоголь
/
/
Нет уз святее товарищества (по повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба) сочинение
Речь Тараса Бульбы не только показывает взаимоотношения в Запорожской Сечи, но и проникнута патриотизмом, не навязанным извне, но выработанным стихийно.
Герой Гоголя подчеркнуто противопоставляет родственные связи и те, что порождены товариществом. Первые, по его словам, свойственны и животным, которые также способны любить детей и родителей. Однако вторые построены на духовной основе, на единстве целей и жизненных устремлений. Упоминаемые Тарасом Бульбой славная история родной земли и ее бедственное положение служат основанием для этого.
В событиях, изложенных в этом произведении, эта тема поднимается неоднократно. Сначала сам Тарас Бульба быстро увозит сыновей в Запорожскую Сечь, не давая матери толком побыть с ними. Он не желал, чтобы семейные чувства стали у них выше тех, что порождает совместная борьба, ведомая во славу православной веры и своего народа.
Андрий, для которого любовь оказалась сильнее уз товарищества становится предателем. Гоголь ставит любовь к женщине ниже преданности своему делу и товарищам, так как в этом случае человек получает что-то взамен, действует в своих эгоистичных интересах. В случае же преданности товарищам, он постоянно рискует жизнью и не задумываясь готов пожертвовать ей ради них и общего дела. Такая мотивация действительно выше с моральной точки зрения. Недаром Тарас Бульба в своей речи о товариществе осуждает именно страсть к наживе, богатой и комфортной жизни, в пристрастии к этому он видит одну из угроз силе духа товарищества, которую он восхваляет.
Тарас Бульба восхваляет именно русское товарищество. Он говорит, что и в других странах есть нечто подобное, но далеко не той силы. У людей других наций нет такой преданности своей земле и верности своим.
События повести дают этому яркие примеры. Мужественная гибель Остапа пытаемого в ходе казни, его презрение к врагам и готовность вытерпеть все, но не показать слабости, а также сожжение самого Тараса Бульбы демонстрируют, что речь главного героя произведения не была пустыми словами.
В речи Тарас Бульба высказывает убеждение, что дух товарищества и преданности своей вере, земле и народу присущ всем его соотечественникам. Человек может отступить и даже предать, но потом все равно раскается. Смерть Андрия, покорно давшего отцу убить себя за измену и, по крайней мере, умершего достойно, без просьб о пощаде – хорошая этому иллюстрация.
`
Нет уз святее товарищества по повести Тарас Бульба
Популярные сочинения
- Сочинение Аркадий Кирсанов в романе Отцы и дети (Образ и характеристика)
Аркадий Кирсанов – друг главного героя произведения Евгения Базарова. Это молодой симпатичный юноша двадцати трех лет.
- Сочинение про Рождество
Зима ‒ сказочная пора. В это время природа засыпает. Но снег превращает ее в белое царство. Много людей не любят зиму. Ведь она пугает нас холодом, морозом.
- Сочинение на тему Мое любимое блюдо
В каждой семье обязательно есть своя кулинарная традиция. Наша передается в ней уже шестое поколение.
Слово атамана перед братством
В своей речи Бульба утверждает, что самые святые узы — это товарищеские. Только лишь один человек способен любить по душе, а не по крови. Конечно же, на русской земле обитают особенные люди, они любят своей исключительной любовью. Товарищество всегда многое значило в жизнях запорожских казаков.
Высокие слова
Мудрый и опытный атаман призывает воинов к подлинному чувству, к товариществу. Тарас Бульба о преданности к товариществу рассуждает, как о святыне. Главный герой считает, что это один из самых главных ориентиров в судьбе каждого.
Речь Бульбы:
- суть товарищества;
- как предки относились к родной земле;
- как образовалось товарищество;
- на чём основано братство.
Гоголевский Тарас Бульба в своём рассуждении проводит параллель между узами товарищества и чувствами в семье: мать, отец, дети. Родители обожают своё дитя, оно в свою очередь ценит тех, кто даровал ему жизнь. Русская душа любит по-особенному, так неспособен никто другой.
В отрывке о «нет святее уз товарищества» Николай Гоголь отмечает те вечные ценности и базовые столпы, которые являются основой совестливой жизни. На искренности взаимоотношений стоит Российское государство, держится Отчизна.
Товарищество Запорожской Сечи
Бессменный символ казаков — это знаменитая Сечь в Запорожье. Класс казачества умеет истинно веровать, сражаться, испытывать любовь, а также и умирать. Такой сильной натуры нет больше нигде. Атаман приводит для сравнения иные нации с тихими мышами, которые всего боятся, мелочны, без конца скрываются в норах. Тарас Бульба и преданность товариществу непоколебимы.
Настоящих верных друзей, как в русской земле, не сыскать во всём мире. Атаман Тарас Бульба предан товариществу, он призывает казачьих воинов быть мужественными и смелыми. Его речь поднимает боевой дух войска. Он желает, чтобы его собратья, если придётся, восприняли смерть достойным образом. Бульба осознаёт, погибель где-то рядом, он восклицает, что поддаваться унынию нельзя.
Русская натура, русский характер настолько сильны, что даже умирать надо красиво. При столкновении со смертью проявляется величие естества. Слова из уст мудрого Бульбы проникают глубоко в сердце каждого.
Впоследствии геройство пробудилось, запорожские казаки проявили себя в бою чрезвычайно самоотверженно, показали себя истинным товариществом, о каком говорил их атаман.
Значение общины для казака
Традиции и ориентиры братства ценны и знаменательны. Казачье войско состоит из обычных людей с суровыми порядками, но они объединены тяготением к классной обособленности и вольности. Для них святы обязательства перед Родиной. Они — это бойцы, следующие за собственными идеалами, и в нужный час способны отдать за них всё, что есть.
Благородное сообщество
Сила воли и братское сообщество для персонажей гоголевского Тараса Бульбы составляют собой некие святые принципы, что укореняются и воспитываются с раннего детства. Товарищеские чувства для казаков более значимы любви к родителям, потому что это близость душевная. Это чувство не заложено природой, оно воспитывается и развивается в человеческой личности самостоятельно. Значимее может быть для запорожских воинов только любовь к Родине, на которой основывается казачье товарищество.
Надо отметить, что именно совместная любовь к родной земле соединяет их и превращает в благородных воителей. Один из наиболее запомнившихся эпизодов рассказа про атамана Тараса — воодушевляющий монолог основного персонажа. Вся славная сущность сообщества казаков изображена в нём.
В своём литературном труде Николай Гоголь поднимает тему величайшего могущества русского духа. Для казачьего воина «нет уз святее товарищества». Пожалуй, это незыблемая основа их несгибаемой натуры. Автором не столь детально рассматривается жизненный путь индивидуального персонажа, он сосредотачивается на общем портрете запорожских людей, как единого целого, описывает их традиции, жизненный уклад, светлые устремления.
Истинные воины
Таким образом, товарищеские чувства представляют собой основную жизненную опору. Нравственные ценности, почтение с детства закреплены в казачьих характерах, это восторгает и покоряет. В персонажах повести воплощены идеалы истинных защитников Родины, которые наделены особой крепостью духа, бесконечно преданы воинскому братству и Отчизне.
Образ запорожских казаков:
- смелые воины;
- настоящие патриоты;
- достоинство и честь;
- независимость и свобода.
Разумеется, дружба — это одна из самых значимых вещей на свете.
Каждый человек хочет встретить настоящего друга и товарища, который всегда будет надёжной опорой. Эти чувства можно сопоставить с любовью. При её отсутствии существовать трудно и горестно.
Поэтому дружба и товарищество сакральны в непродолжительной человеческой жизни. Только связи, закреплённые серьёзными совместными испытаниями, можно именовать нерушимыми и вечными. Это и есть казачье товарищество и братство. Подлинные друзья, которые были познаны в беде, останутся верны друг другу, несмотря ни на что.
Помимо преданности в дружбе, необходимо уметь относиться с заботой и участием. Люди между собой разные, иногда бывает сложно найти понимание, и истинные друзья должны мириться как с положительными чертами, так и с недостатками.
- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)
Сочинение Нет уз святее товарищества (по повести Гоголя Тарас Бульба)
В своих произведениях Гоголь очень часто задевал тему человеческого общества и всех вытекающих из данного понятия, терминов. Он описывал процессы, происходящие в обществе, говоря о том, что на данный момент общество людей представляет собой довольно разрозненную группу, которая на ничто совместное не способна, очень часто приводя в пример людей минувших лет, которые, по его мнению, в моральном плане были на порядок выше и ответственное людей сегодняшних. Также очень часто он приводил русское казачество как некий идеал человеческой личности, и отношений между товарищами и близкими людьми в частности, одним из подобных произведений стало его произведение “Тарас Бульба”.
В произведении “Тарас Бульба” Гоголь описывает казачество, показывает его именно таким, каким его запомнил автор, и какие вещи он слышал о нём. В произведении перед нами образ казаков предстаёт как образ чистый, готовый всегда пойти на жертву ради другого, сделать что-то большое для кого-то, совершить благородный поступок, и автор приводит наглядный пример в своём произведении именно такого человека, и именно такого поступка. Он говорит о том, что настоящая дружба, это такая дружба, в которой каждый человек делает для другого больше, чем делает для себя, то есть становится по сути альтруистом в плане товарищества и дружеских отношений. Обуславливает он это тем, что с самого детства казакам прививают самые лучшие черты характера, и самые ясные добродетели из всех возможных, что повзрослев, юные казаки не позорили имя казака, и свой род в частности.
Приводя, таким образом, в пример людей минувших лет, автор заостряет своё внимание на том, что это было раньше, ну а сейчас всё в корне не так, как было тогда. Он говорит о том, что люди, жившие в то время, были очень благодарны друг другу за помощь, всегда помогали друг другу, и, конечно же, жили на взаимном уважении. А на данный момент, люди стали очень алчными, жаждущими выгоду лишь для своей личности, и не обращающие внимания ни на проблемы своей страны, ни на проблемы окружающих их людей. Эти люди для него являются личностями, которые начали свое моральное и этическое разложение, и по правде говоря, уже и не имеют права называться личностями, так как они наплевали на весь окружающий мир, и живут лишь в угоду своим прихотям и желаниям.
Таким образом, мы видим, что автор представляет настоящую дружбу как искреннее желание помочь, говорит о том, что настоящие товарищеские узы не разрушить ничем, даже враждой государств, и именно потому такие узы необходимо ценить и беречь их от посягательств со стороны окружающих.
Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Что такое Бескорыстность
Бескорыстность следует понимать как личное качество человека, его способность жить не для себя, а для других. Это философия отказа от собственных потребностей ради помощи окружающим, искреннее желание человека творить добро
- Сочинение Смерть Обломова
Гончаров, Иван Александрович, величайший русский критик и писатель, который стал известен, благодаря своим работам
- Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города Салтыкова-Щедрина
Беневоленский является очередным градоначальником города Глупов, который сменят князя Микеладзе и, по мнению критиков, частично представляет собой образ основанный на Сперанском, который служил при Александре Первом
- Краткое содержание Сказки о царе Салтане (Пушкин)
В 1831 году сказка была написана, а через год опубликована. Очень много лет прошло с тех пор, а эту сказку знают не только в России, но и во всём мире. За большой интерес читателей это произведение считают классикой народных сказок.
- Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького
В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора
- Сочинения
- Литература
- Гоголь
/
/
Речь Тараса Бульбы не только показывает взаимоотношения в Запорожской Сечи, но и проникнута патриотизмом, не навязанным извне, но выработанным стихийно.
Герой Гоголя подчеркнуто противопоставляет родственные связи и те, что порождены товариществом. Первые, по его словам, свойственны и животным, которые также способны любить детей и родителей. Однако вторые построены на духовной основе, на единстве целей и жизненных устремлений. Упоминаемые Тарасом Бульбой славная история родной земли и ее бедственное положение служат основанием для этого.
В событиях, изложенных в этом произведении, эта тема поднимается неоднократно. Сначала сам Тарас Бульба быстро увозит сыновей в Запорожскую Сечь, не давая матери толком побыть с ними. Он не желал, чтобы семейные чувства стали у них выше тех, что порождает совместная борьба, ведомая во славу православной веры и своего народа.
Андрий, для которого любовь оказалась сильнее уз товарищества становится предателем. Гоголь ставит любовь к женщине ниже преданности своему делу и товарищам, так как в этом случае человек получает что-то взамен, действует в своих эгоистичных интересах. В случае же преданности товарищам, он постоянно рискует жизнью и не задумываясь готов пожертвовать ей ради них и общего дела. Такая мотивация действительно выше с моральной точки зрения. Недаром Тарас Бульба в своей речи о товариществе осуждает именно страсть к наживе, богатой и комфортной жизни, в пристрастии к этому он видит одну из угроз силе духа товарищества, которую он восхваляет.
Тарас Бульба восхваляет именно русское товарищество. Он говорит, что и в других странах есть нечто подобное, но далеко не той силы. У людей других наций нет такой преданности своей земле и верности своим.
События повести дают этому яркие примеры. Мужественная гибель Остапа пытаемого в ходе казни, его презрение к врагам и готовность вытерпеть все, но не показать слабости, а также сожжение самого Тараса Бульбы демонстрируют, что речь главного героя произведения не была пустыми словами.
В речи Тарас Бульба высказывает убеждение, что дух товарищества и преданности своей вере, земле и народу присущ всем его соотечественникам. Человек может отступить и даже предать, но потом все равно раскается. Смерть Андрия, покорно давшего отцу убить себя за измену и, по крайней мере, умершего достойно, без просьб о пощаде – хорошая этому иллюстрация.
Другие темы: ← Сравнительная характеристика Остапа и Андрия↑ ГогольПо произведению Тарас Бульба →
`
Значение общины для казака
Традиции и ориентиры братства ценны и знаменательны. Казачье войско состоит из обычных людей с суровыми порядками, но они объединены тяготением к классной обособленности и вольности. Для них святы обязательства перед Родиной. Они — это бойцы, следующие за собственными идеалами, и в нужный час способны отдать за них всё, что есть.
Благородное сообщество
Сила воли и братское сообщество для персонажей гоголевского Тараса Бульбы составляют собой некие святые принципы, что укореняются и воспитываются с раннего детства. Товарищеские чувства для казаков более значимы любви к родителям, потому что это близость душевная. Это чувство не заложено природой, оно воспитывается и развивается в человеческой личности самостоятельно. Значимее может быть для запорожских воинов только любовь к Родине, на которой основывается казачье товарищество.
Надо отметить, что именно совместная любовь к родной земле соединяет их и превращает в благородных воителей. Один из наиболее запомнившихся эпизодов рассказа про атамана Тараса — воодушевляющий монолог основного персонажа. Вся славная сущность сообщества казаков изображена в нём.
В своём литературном труде Николай Гоголь поднимает тему величайшего могущества русского духа. Для казачьего воина «нет уз святее товарищества». Пожалуй, это незыблемая основа их несгибаемой натуры. Автором не столь детально рассматривается жизненный путь индивидуального персонажа, он сосредотачивается на общем портрете запорожских людей, как единого целого, описывает их традиции, жизненный уклад, светлые устремления.
Истинные воины
Таким образом, товарищеские чувства представляют собой основную жизненную опору. Нравственные ценности, почтение с детства закреплены в казачьих характерах, это восторгает и покоряет. В персонажах повести воплощены идеалы истинных защитников Родины, которые наделены особой крепостью духа, бесконечно преданы воинскому братству и Отчизне.
Образ запорожских казаков:
- смелые воины;
- настоящие патриоты;
- достоинство и честь;
- независимость и свобода.
Разумеется, дружба — это одна из самых значимых вещей на свете.
Каждый человек хочет встретить настоящего друга и товарища, который всегда будет надёжной опорой. Эти чувства можно сопоставить с любовью. При её отсутствии существовать трудно и горестно.
Поэтому дружба и товарищество сакральны в непродолжительной человеческой жизни. Только связи, закреплённые серьёзными совместными испытаниями, можно именовать нерушимыми и вечными. Это и есть казачье товарищество и братство. Подлинные друзья, которые были познаны в беде, останутся верны друг другу, несмотря ни на что.
Помимо преданности в дружбе, необходимо уметь относиться с заботой и участием. Люди между собой разные, иногда бывает сложно найти понимание, и истинные друзья должны мириться как с положительными чертами, так и с недостатками.
««Нет уз святее товарищества» (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).»
Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество.
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.
Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году, а в 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас.
В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.
В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».
В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед… Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».
В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в «волю и товарищество». В такое время на Сечи царила а.
С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте.
Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.
Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою».
Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.
Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их — значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы»; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей.
Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих… Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?»
Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».
Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель?
Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей… так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..»
Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию.
Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги.
По дороге Товкач говорит Бульбе: «Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду».
Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком.
Всю свою жизнь Н. В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом — в истории Украины периода борьбы за свою независимость.
Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов — все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.
Популярные сочинения
- Россия — моя любимая страна сочинение
Я горжусь тем, что я родился и живу в России. Россия – самая большая страна в мире и обладает просто бескрайними просторами. Моя страна самая красивая и удивительная. Как можно не любить свою Родину? - Сочинение Григорий Мелехов в поисках правды
В образе Мелехова автор изобразил донского казака, участвующего в Гражданской войне не из корыстных побуждений, а переходящего с одной стороны на другую, в поисках тех - Сочинение Какой опыт духовно обогащает личность? (итоговое)
Что может обогащать личность? Прежде всего, это духовный опыт. Духовный опыт прошлых поколений, который мы получаем от наших предков. В России это понятие нравственности, культуры и духовности
Сочинение: Товарищество в повести «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)
(353 слова) Товарищество и воля для героев повести «Тарас Бульба» являются священными принципами, к которым они приучены с самого детства. Любовь к своему товарищу для них гораздо значимее и важнее любви к матери и отцу, потому что «породниться родством по душе, а не по крови» гораздо труднее для казаков, ведь это не такое естественное и природное чувство, которое изначально заложено в каждого. Это чувство, которое человек развивает и воспитывает в себе сам. Важнее него для запорожских казаков может быть только любовь к своей Родине, которая и является основой товарищества:
«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
Важно заметить, что именно общая любовь запорожцев к своей земле объединяет их и делает благородными воинами. Одним из самых запоминающихся моментов повести «Тарас Бульба» является речь главного героя. Всю суть товарищества и братства Тарас Бульба раскрывает в ней. Перед непростым боем, в котором многие погибнут, он напоминает запорожцам об их могуществе и непобедимой силе духа, призывает их всегда помнить о своем наследии и о долге перед родной землей.
Знаменательным фактом для читателя является то, что даже перед своей смертью Тарас Бульба думает о том, как спасти товарищей. Он — воин, который до конца жизни не отступался от своих идеалов. Это наталкивает нас на мысль, насколько значимыми и правдивыми являются ценности запорожских казаков. Они — простые люди с жестокими нравами, но их объединяет стремление к свободе и независимости, святой долг перед Родиной. Они — воины, преданные своим нравам и готовые умереть за них.
В своем произведении Н. В. Гоголь затрагивает темы героизма и великой силы русского народа. Для русской души «нет уз святее товарищества». На мой взгляд, это и является основой их непобедимого духа. Автор не так сильно погружает читателя в отдельную жизнь каждого героя, основное внимание занимает образ народа, как единого целого, их образ жизни, идеи, нрав, обычаи и сила, которая заключается в единстве всех этих понятий.
Таким образом, братская любовь для народа становится главным жизненным ориентиром. Понятия чести, долга и достоинства укореняется в их образах и заставляет читателя восхищаться такой отвагой и преданностью. Автор воплощает в героях повести идеал воинов-защитников того времени, наделяет их духовной силой и преданностью товариществу и своей Родине.
Автор: Майя Лаошвили
Тарас Бульба о товариществе
Главная / Мнение / Тарас Бульба о товариществе /
Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: немцам и туркам, полякам и французам дала знать себя, с Парижа да Берлина брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, правители русского рода, свои князья, а не униатские недоверки-выкресты.
Да только сейчас всё взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были заводы да газопроводы, нефтеперерабатывающие заводы да кондитерские фабрики, да были бы целы в банках сохранённые сребренники их. Перенимают черт знает какие бусурманские, заокеанские обычаи; гнушаются языком своим русским; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает за 10 000 доляров жидовскому богатею, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость американского посла до польского пана, которые желтым чеботом своим бьют их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую «свидомую» жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной «свидомой» натуры их!
P.S. Знаю, знаю, почему Гоголя не любят «свидомые» выкресты, бандеровские холуи чужой власти — то фашистской, то американской. Потому что он не предавал свою русскую душу, как вурдалак Шевченко. Гоголь писал честно и прямо — есть русское товарищество и только оно. И все в нём едины — и те, кто живут вокруг Киева, и те, кто растят детей близ Минска, и те, кого Москва объединяет. А кто делит народ единый, тот проклят будет во веки веков.
Дмитрий Дзыговбродский
Источник
Рекомендуем почитать
- Мнение 19.06.2020
Урок истории от Владимира Путина. Статья президента РФ о Второй мировой войне
- Мнение 03.06.2020
ЧВК Вагнера в Миннесоту пока не выдвигается
- Мнение 21.06.2020
В США применяют те же технологии цветной революции, что и на Украине, и в Грузии
- Мнение 04.10.2020
«Майдан пошел войной на Россию» – свидомитка получила отпор в ровенской маршрутке
Новости Партнеров
«Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Н.В. Гоголь. Тарас Бульба. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» — одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля. Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году, а в 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас. В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы. В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы». В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность». В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в «волю и товарищество». В такое время на Сечи царила а. С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен. Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою». Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры. Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы»; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей. Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?» Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, — Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель? Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести — Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..» Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей — собратьев по оружию. Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги. По дороге Товкач говорит Бульбе: «Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду». Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком. Всю свою жизнь Н.В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом — в истории Украины периода борьбы за свою независимость. Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов – все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.
(353 слова) Товарищество и воля для героев повести «Тарас Бульба» являются священными принципами, к которым они приучены с самого детства. Любовь к своему товарищу для них гораздо значимее и важнее любви к матери и отцу, потому что «породниться родством по душе, а не по крови» гораздо труднее для казаков, ведь это не такое естественное и природное чувство, которое изначально заложено в каждого. Это чувство, которое человек развивает и воспитывает в себе сам. Важнее него для запорожских казаков может быть только любовь к своей Родине, которая и является основой товарищества:
«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».
Важно заметить, что именно общая любовь запорожцев к своей земле объединяет их и делает благородными воинами. Одним из самых запоминающихся моментов повести «Тарас Бульба» является речь главного героя. Всю суть товарищества и братства Тарас Бульба раскрывает в ней. Перед непростым боем, в котором многие погибнут, он напоминает запорожцам об их могуществе и непобедимой силе духа, призывает их всегда помнить о своем наследии и о долге перед родной землей.
Знаменательным фактом для читателя является то, что даже перед своей смертью Тарас Бульба думает о том, как спасти товарищей. Он — воин, который до конца жизни не отступался от своих идеалов. Это наталкивает нас на мысль, насколько значимыми и правдивыми являются ценности запорожских казаков. Они — простые люди с жестокими нравами, но их объединяет стремление к свободе и независимости, святой долг перед Родиной. Они — воины, преданные своим нравам и готовые умереть за них.
В своем произведении Н. В. Гоголь затрагивает темы героизма и великой силы русского народа. Для русской души «нет уз святее товарищества». На мой взгляд, это и является основой их непобедимого духа. Автор не так сильно погружает читателя в отдельную жизнь каждого героя, основное внимание занимает образ народа, как единого целого, их образ жизни, идеи, нрав, обычаи и сила, которая заключается в единстве всех этих понятий.
Таким образом, братская любовь для народа становится главным жизненным ориентиром. Понятия чести, долга и достоинства укореняется в их образах и заставляет читателя восхищаться такой отвагой и преданностью. Автор воплощает в героях повести идеал воинов-защитников того времени, наделяет их духовной силой и преданностью товариществу и своей Родине.
Автор: Майя Лаошвили
Цитата:
— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.
Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.
Всё взяли бусурманы, всё пропало.
Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!
Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!
Нет уз святее товарищества!
Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… …
— Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!..
Никому, никому!..
Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Значение общины для казака
Традиции и ориентиры братства ценны и знаменательны. Казачье войско состоит из обычных людей с суровыми порядками, но они объединены тяготением к классной обособленности и вольности. Для них святы обязательства перед Родиной. Они — это бойцы, следующие за собственными идеалами, и в нужный час способны отдать за них всё, что есть.
Благородное сообщество
Сила воли и братское сообщество для персонажей гоголевского Тараса Бульбы составляют собой некие святые принципы, что укореняются и воспитываются с раннего детства. Товарищеские чувства для казаков более значимы любви к родителям, потому что это близость душевная. Это чувство не заложено природой, оно воспитывается и развивается в человеческой личности самостоятельно. Значимее может быть для запорожских воинов только любовь к Родине, на которой основывается казачье товарищество.
Надо отметить, что именно совместная любовь к родной земле соединяет их и превращает в благородных воителей. Один из наиболее запомнившихся эпизодов рассказа про атамана Тараса — воодушевляющий монолог основного персонажа. Вся славная сущность сообщества казаков изображена в нём.
В своём литературном труде Николай Гоголь поднимает тему величайшего могущества русского духа. Для казачьего воина «нет уз святее товарищества». Пожалуй, это незыблемая основа их несгибаемой натуры. Автором не столь детально рассматривается жизненный путь индивидуального персонажа, он сосредотачивается на общем портрете запорожских людей, как единого целого, описывает их традиции, жизненный уклад, светлые устремления.
Истинные воины
Таким образом, товарищеские чувства представляют собой основную жизненную опору. Нравственные ценности, почтение с детства закреплены в казачьих характерах, это восторгает и покоряет. В персонажах повести воплощены идеалы истинных защитников Родины, которые наделены особой крепостью духа, бесконечно преданы воинскому братству и Отчизне.
Образ запорожских казаков:
- смелые воины;
- настоящие патриоты;
- достоинство и честь;
- независимость и свобода.
Разумеется, дружба — это одна из самых значимых вещей на свете.
Каждый человек хочет встретить настоящего друга и товарища, который всегда будет надёжной опорой. Эти чувства можно сопоставить с любовью. При её отсутствии существовать трудно и горестно.
Поэтому дружба и товарищество сакральны в непродолжительной человеческой жизни. Только связи, закреплённые серьёзными совместными испытаниями, можно именовать нерушимыми и вечными. Это и есть казачье товарищество и братство. Подлинные друзья, которые были познаны в беде, останутся верны друг другу, несмотря ни на что.
Помимо преданности в дружбе, необходимо уметь относиться с заботой и участием. Люди между собой разные, иногда бывает сложно найти понимание, и истинные друзья должны мириться как с положительными чертами, так и с недостатками.
Анализ речи
Образ того, как героизм, великая сила и мужество смогли стать основополагающими принципами в жизни атамана, которые не раз звучат из его уст, и особенно проникновенны в обращении к своим «братьям» перед финальной битвой, которая грозит быть страшной и грозной. В ней звучат ноты величайшего патриотизма и любви к русской земле. Речь можно назвать призывом, который вливается в душу читателя единым потоком эмоций данного персонажа, за которым готовы идти люди, что отдадут жизнь лишь за честь находиться рядом с ним.
Обращаясь к своим бравым воинам, он советует им «вспомнит заветы дедов, которые проливали свою кровь, будучи такими же молодыми, и которые помнят, как враг не смог зайти на границы земли русской, как бы сильны не были его войска». Он видел что-то особенное в силе единства русского народа, особенно во времена, отягощенные бременем войны. Он приводит пример того, «что и люди, и звери любят свое дитя, однако лишь человек может познать основы дружбы и братства не кровного».
Тарас считает, что лишь русский человек способен понять тревоги и переживания другого соотечественника, говоря о том, что «все время от времени бывают на чужбине и разговаривают там с людьми из других краев, однако, когда разговор касается Родины, то поговорить с человеком становится не о чем». В основу своих речей он вкладывает всю душу, наполненную мыслями о защите страны и настоящей дружбе. Дары дружбы мудрый атаман сравнивает с родственными узами, говоря, что лишь в ней постигается и раскрывается человеческая суть.
В финальной битве он произносит невероятно красивую и трогательную речь для того, чтобы поддержать товарищей на поле боя. Тарас Бульба понимает, что смерть неминуемо ждет каждого из тех, кто стоит позади него, однако желает, чтобы осуществилось поднятие боевого духа у его бравых воинов, которые идут с ним до самого конца. Для него и его запорожских товарищей самым главным является достойная смерть, о которой будут вспоминать следующие поколения, говоря, как о подвиге дедов. И в этом сражении все они погибают, однако они не прогнулись под заграничного врага, дав ему достойный бой. Эти люди знали, для чего они пролили свою кровь и верили в то, что даже при неудаче, их дело и идеи будут продолжать жить в их потомках, которые сделают все, чтобы отомстить за своих предков. Понимание дружбы Тарасом Бульбой – явление невероятно чувственное и настоящее, наполненное философским и практическим смыслом, которое он пронес через всю свою жизнь.
Сочинение Речь Тараса Бульбы о товариществе
«Тарас Бульба» — одна из самых известнейших повестей великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, повествующая о событиях казацкого восстания 1637—1638 годов, когда группа запорожских казаков решила попытаться избавиться от власти Польши, которая держала под своей властью в те времена часть территорий современной Украины.
Рассказывая о событиях тех лет, Гоголь добавляет множество подробностей, которые ему, естественно, не могли быть известными, однако, без них произведение не могло бы максимально точно передать дух эпохи, а так же личности и их особенности главных участников тех событий – казаков. Одной из таких «подробностей» стала знаменитая речь Тараса Бульбы о товариществе.
Свою речь предводитель казацкого войска в повести произносит незадолго перед боем под городом Дубно дабы поднять боевой дух казаков. Говоря данную речь, Тарас выступает не только как военачальник, который управляет исключительно действиями своих подчиненных, но и как духовный лидер, ведущий своих товарищей на битву, которая может стать для них последней. Впрочем, Тарас и сам понимает это, осознавая то, что и для него это сражение так же может стать последним, однако это еще больше сближает его с другими казаками, показывая то единение, которое царит в их войске.
В своей речи Тарас воодушевляет своих товарищей-казаков, он призывает их не бояться смерти и ранений, ведь та причина, по которой они вступают в бой – правая, ведь они сражаются за свою Родину, за свой родной край, за своих «отцов и дедов» и их землю, за их традиции и веру, и, в конце концов, за свободу и независимость. Подкрепляет он свою вдохновляющую речь темой товарищества – Тарас делает акцент на том, что нигде так не понимают товарищества, нигде не вкладывают в это слово такой смысл, как в «Русской земле» и в частности на Запорожской Сечи.
Однако в своей речи Тарас не просто поднимает боевой дух для того, чтобы будущее сражение закончилось для казаков победой, но и раскрывает важные темы, выражая мнение казачества тех времен на важнейшие вопросы. Особенно это видно на примере перечисления в речи Бульбы важнейших ценностей казаков, среди которых особое место и занимает товарищество. Тарас подчеркивает и тот факт, что ценность настоящего русского товарищества намного выше всех иных «басурманских» традиций и ценностей, среди которых на первое место выбивается личное, а не общественное, личный достаток, а не достаток твоих верных товарищей.
Именно по этой причине речь Тараса Бульбы о товариществе является важнейшим моментом произведения, который раскрывает нам не только его взгляды на то, что такое товарищество и почему оно так важно, но и, по сути, раскрывает взгляды всего запорожского казачества тех уже далеких от нас времён.
№1. Описание степи.
(С. 183-184 учебника)
Тарас Бульба, Остап и Андрий в степи
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..