Пример итогового сочинения к направлению «»Война и мир» – к 150-летию великой книги»
Тема сочинения: Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Величие – что стоит за этим громким словом? К чему мы смело его отнесем, а что никогда не будет великим? За ответом я хочу обратиться к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Все четыре тома этого произведения буквально пронизаны одной истиной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Это значит, что величие в истинных чувствах, добрых намерениях и искренности по отношению к народу.
Значение слова «величие» раскрыто в сравнении образов двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Отношение автора к героям противоположное. Михаил Кутузов представлен как народный герой, как великий человек, который сражается не ради победы, власти, тщеславия, а ради своего народа, ради русской земли. Полководец прост в общении с солдатами – мы видим, что он может подойти к любому из них и поговорить. Толстой показывает нам страдания Михаила Кутузова, когда на гибель идут его солдаты. Его характер проявляется также в решении отдать врагу Москву – Кутузов сумел оценить ситуацию и понять, что столица – это небольшая цена за жизнь целого народа.
Наполеон – совершенно другой полководец. Он не близок своей армии, он гордится собой, а не своей страной, в любых победах он видит лишь свою заслугу. Толстой описывает его как эгоистичного командира, который не думает о солдатах и готов ими пожертвовать, если это нужно, без тени сомнения. Наполеон велик лишь в собственных глазах.
Мне хотелось бы поговорить о величии еще одного героя романа «Война и мир». Андрей Болконский в начале произведения предстает перед нами как человек, жаждущий славы и признания. Но уже вскоре он меняет свои мысли кардинально. Он начинает понимать ценность народа в войне против врага, перестает гоняться за личными победами. Мы видим настоящего патриота, искреннего, смелого человека. Получив смертельное ранение, Андрей Болконский прощает Наташу Ростову и Анатоля Курагина, что снова подтверждает величие души этого героя.
Как достичь величия? Только не стремясь к этому. Не нужно пытаться возвыситься над другими. Сила в доброте, простоте и правде. Только оставив свои амбиции и думая об общей цели, как это делал Михаил Кутузов и Андрей Болконский, можно обрести величие и заслужить уважение тех, кто рядом. (330 слов)
Автор сочинения: Татьяна Городецкая
- Сочинения
- По литературе
- Нет величия там, где нет простоты, добра и правды
/
/
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды сочинение
Можно много раз размышлять над тем, в чем же кроется величие человека, но ответ всегда будет лежать на поверхности. Великим человек может стать только тогда, когда в его душе будет царить доброта, несмотря на свой социальный статус, победы и успехи, он будет оставаться простым и честным и по отношению и к себе самому, и по отношению к другим людям.
Следует рассмотреть несколько примеров. Можно ли сказать о том, что Мать Тереза была великой женщиной? Конечно, да, потому что она заботилась об умирающих и больных людях, помогала им и финансово, и морально. Она стала влиятельной женщиной, но при этом оставалась доброй и милосердной, простым человеком, который всегда защищал одну правду – только любовь к Христу поможет спастись человечеству.
Можно ли считать великим человека, который сделал невероятное открытие, но при этом душа его думает только о своем благополучии, не думая об интересах других людей? Нет, не стоит отрицать, что он гений, он профессионал своего дела, но к сожалению, он не является великим человеком, так как в нем нет доброты. Великим делает человека его доброта. Такой человек никогда не откажет голодному и протянет кусок хлеба, он не обидит ребенка и поможет ему, он никогда не станет глумиться над старым немощным стариком, он будет нести свое добро и величие по жизни.
Сочинение Нет величия там, где нет добра, правды и простоты
Эту фразу в своём романе «Война и мир» увековечил Л. Н. Толстой. Она как бы сравнивает образ Наполеона Бонапарта и Михаила Кутузова. Наполеон эгоистичен и безразличен к собственной армии, в то время как Кутузов – это прообраз патриотизма, народного духа, братства и единства. Для Наполеона армия – лишь средство достижения собственной цели.
Наполеон Бонапарт – французский полководец, солдаты которого не всегда получают от него понимание, они – лишь часть его замыслов и планов.
Михаил Кутузов – величайший русский полководец, который смог поднять боевой дух армии и выиграть Отечественную войну 1812 года.
Всем известно высказывание «Красота в простоте», все понимают что «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», а важность добра в нашей жизни трудно переоценить.
Многие думают, что величие основано на богатстве и материальных благах, но это не совсем так. Разве может величие превозносить негативные стороны человеческой личности? Величие – это в первую очередь благородство.
Простота. «Будь проще и к тебе потянутся» — известно всем нам. Простота – это отсутствие гордыни и высокомерия, умение относиться ко всем без предвзятости и лжи.
Правдивость, наверное, одно из тех качеств, которые делают человека искренним и открытым. Умение быть честным, избегать лжи и недосказанности очень важно для каждого из нас.
Подводя итог, можно утверждать, что целью данного изречения было показать, что за человеком, который зациклен на эгоизме, корысти и бездумном достижении своих целей, пойдут далеко не все. Его величие сомнительно и недолговечно. В то же время за тем, кто понимает, что в жизни важно быть честным и добрым, уделять внимание другим людям и совершенствовать свой внутренний мир, потянутся люди. Он сохранит настоящее величие и пронесёт его через века.
- Сочинение на тему Мой папа (описание внешности) 4, 5 класс
Сейчас я напишу о своем папе. Я хочу быть похож на него, я очень люблю его. У папы большие карие глаза, нос с небольшой горбинкой, он часто улыбается. Есть короткая борода. Папа чуть выше среднего роста, спортивного телосложения.
- Образ и Характеристика Кулигина в пьесе Гроза сочинение
Нельзя не отметить, что образ одного из персонажей произведения великого русского писателя Островского играет сразу же несколько задач, хотя по задумке автора не является главным героем. И так речь идёт о Кулигине, многие специалисты и критики
- Сочинение Нальчик — мой город
Когда меня спрашивают, чем я горжусь, не возникает никаких сомнений в ответе. Я горжусь своим родным городом. Ведь лучшего города нет ничего на свете. Светлый, чистый, всегда цветущий и пленительный. Нальчик – это город
- Сочинение по картине Поленова Золотая осень 3, 7 класс
Известный пейзажист В. Д. Поленов всей душой любил свою родину, Россию. Он живописал ее красоты, использовал для этого все цветовые гаммы. Предпочтение же отдавал средней полосе страны: с ее речными просторами, лесами, полями, холмами и оврагами.
- Сочинение Большая маленькая радость 6 класс
В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их
- Сочинение Мои планы на будущее на русском языке
Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона)
Одним из ярчайших произведений русской прозы является роман-эпопея «Война и мир». Через драматические личные истории героев, картины боевых сражений и пейзажные зарисовки изобразил автор одно из наиболее весомых гражданских событий в истории Российского государства – Отечественную войну 1812 года, провозглашая идею, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Исторические личности в системе персонажей романа
Для создания произведения, отражающего героические порывы, возрождение патриотического духа и народного единства, смелость и отвагу простых людей, поведение дворянского общества, автор использовал сложную и разветвленную систему персонажей. Героями 4-томного романа-эпопеи стали как реальные исторические персоналии, так и герои, созданные фантазией автора. Композиционный, персонажный и идейный замысел автора реализуется благодаря приему противопоставления. Через призму использования приема антитезы изображает автор двух главных представителей противоположных военных лагерей – Наполеона и Кутузова.
Идейное содержание образов Наполеона и Кутузова
При создании этих образов автор наделяет их чертами, символизирующими определенные идейные взгляды. Наполеона, который на протяжении длительного времени являлся кумиром высшего российского общества и представителей отечественной армии, Л.Н. Толстой изображает благодаря приему деградации личности. Бонапарт в произведении «Война и мир» символизирует антинародное, негуманное, бесчеловечное отношение. В романе «Война и мир» он изображен эгоистичным военачальником, готовым на все ради удовлетворения собственных амбиций.
Противопоставляется ему полководец российской армии Михаил Кутузов, который является олицетворением русского народа, его непобедимого духа. В образе Михаила Кутузова заключается символ народного противостояния завоевателем Отечества. В романе, когда возникла необходимость защищать родную землю не на жизнь, а на смерть наиболее опытным, дальновидным и истинным патриотом проявил себя Михаил Кутузов.
Противопоставление эгоизма народному духу
Нежелание царя видеть Кутузова полководцем российской армии, на чем акцентировал внимание Толстой, в очередной раз подчеркивает близость Кутузова к народу. Наиболее яркой выдается мысль Андрея Болконского, который объяснял Пьеру Безухову, почему русскую армию возглавляет именно этот человек. Князь Андрей считал, что когда родной земле плохо, защитить ее может только истинный выходец из народа, который любит родную землю и болеет душой за каждого, кто живет на ней. Великую военную мудрость проявил Кутузов, когда принял рискованное решение отступать и сдать врагу Москву. Только истинный патриот и мудрый полководец, умеющий мыслить глобально в интересах всей страны, пошел на риск отдать один из главных городов взамен на свободу страны и жизнь солдат.
Такое решение Кутузова и поведение русской армии заставило Наполеона ликовать, наслаждаясь своим величием и непобедимостью. Его эгоистичные и самодовольные мысли в отношении Москвы и России наиболее ярко отображает эпизод на Поклонной горе. Любуясь панорамой Москвы, Наполеон был уверен в своей победе и подчинении русского народа, однако не учел высоких патриотических чувств местного населения, которое готово было сжечь и уничтожить свои дома и имущество, но только не сдаться ему с «повинной головою».
Отношение к солдатам
Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» осуществляется и по их отношению к собственным армиям. Михаил Кутузов, тяжело переживавший каждую человеческую утрату. Толстой неоднократно подчеркивает, как больно и тяжело полководцу принимать решения, стоящие жизни простым русским солдатам. Но, несмотря на это, уверенность в победе над врагом главнокомандующий русской армии сохраняет до конца и старается поделиться этой верой с каждым бойцом своей армии – от генерала до самого простого солдата. С особой теплотой и трепетом описывает Толстой общение Кутузова с простыми солдатами. В отношениях главнокомандующего и армии нет дистанции, с каждым он может поговорить, пошутить или побраниться.
Такая близость полководца к своим подчиненным, умение чувствовать каждого бойца и обеспечила успех идей и поступков Кутузова, которые принесли победу России. На чаши весов он поставил Москву и армию, которая может отстоять остальную Россию, и принял решение в пользу русского народа. Любовь к народу и высокую человеческую гуманность проявляет Кутузов после окончания войны, отказавшись от должности главнокомандующего. Он считал, что проливать кровь солдат за пределами Родины бессмысленно, когда родной земле и русскому народу больше не угрожает враг.
В отличие от своего русского оппонента Наполеон проявляет полную холодность и безразличие к солдатам собственного войска. Для него не важны жизни и личности. Бонапарта интересовало лишь то, что обеспечивало его успех. Он проявлял полное равнодушие к раненым и умирающим своей армии. Отсюда понятно его отношение к людям, которые пошли за его идеей. Для Наполеона солдаты – это лишь одно из военных орудий для удовлетворения своих амбиций.
Выводы
В романе «Война и мир» противопоставляются два полководца. Наполеона и Кутузова в романе отличает разная суть и цель жизни. Противопоставляя этих персонажей, Толстой раскрывает одну из главных идей произведения – связь с народом и единство русского духа. Тот полководец, который руководствуется лишь амбициями и желанием управлять, никогда не сможет повести за собой народ и одержать истинные победы – такова главная идея моего сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина-Львовна Фрол
21/31
-
Яна Гулько
21/31
-
Асыл Марат
29/31
-
Марина Ставрогина
31/31
-
Александр Матвеев
24/31
-
Елена Наволокина
27/31
-
Екатерина Славская
13/31
-
Татьяна Габова
21/31
-
Катя Иванова
30/31
-
Михаил Палагин
23/31
Исторические личности в системе персонажей романа
Для создания произведения, отражающего героические порывы, возрождение патриотического духа и народного единства, смелость и отвагу простых людей, поведение дворянского общества, автор использовал сложную и разветвленную систему персонажей. Героями 4-томного романа-эпопеи стали как реальные исторические персоналии, так и герои, созданные фантазией автора. Композиционный, персонажный и идейный замысел автора реализуется благодаря приему противопоставления. Через призму использования приема антитезы изображает автор двух главных представителей противоположных военных лагерей – Наполеона и Кутузова.
Пример итогового сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Пример итогового сочинения к направлению «»Война и мир» – к 150-летию великой книги»
Тема сочинения: Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Величие – что стоит за этим громким словом? К чему мы смело его отнесем, а что никогда не будет великим? За ответом я хочу обратиться к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Все четыре тома этого произведения буквально пронизаны одной истиной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Это значит, что величие в истинных чувствах, добрых намерениях и искренности по отношению к народу.
Значение слова «величие» раскрыто в сравнении образов двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Отношение автора к героям противоположное. Михаил Кутузов представлен как народный герой, как великий человек, который сражается не ради победы, власти, тщеславия, а ради своего народа, ради русской земли. Полководец прост в общении с солдатами – мы видим, что он может подойти к любому из них и поговорить. Толстой показывает нам страдания Михаила Кутузова, когда на гибель идут его солдаты. Его характер проявляется также в решении отдать врагу Москву – Кутузов сумел оценить ситуацию и понять, что столица – это небольшая цена за жизнь целого народа.
Идейное содержание образов Наполеона и Кутузова
При создании этих образов автор наделяет их чертами, символизирующими определенные идейные взгляды. Наполеона, который на протяжении длительного времени являлся кумиром высшего российского общества и представителей отечественной армии, Л.Н. Толстой изображает благодаря приему деградации личности. Бонапарт в произведении «Война и мир» символизирует антинародное, негуманное, бесчеловечное отношение. В романе «Война и мир» он изображен эгоистичным военачальником, готовым на все ради удовлетворения собственных амбиций.
Противопоставляется ему полководец российской армии Михаил Кутузов, который является олицетворением русского народа, его непобедимого духа. В образе Михаила Кутузова заключается символ народного противостояния завоевателем Отечества. В романе, когда возникла необходимость защищать родную землю не на жизнь, а на смерть наиболее опытным, дальновидным и истинным патриотом проявил себя Михаил Кутузов.
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
По мнению Л. Н. Толстого, решающей силой истории является народ. И главным критерием при оценке личности, по его мнению, служит отношение к народу. Толстой отрицал в истории роль личности, которая ставила интересы собственные выше народных. В своем романе-эпопее «Война и мир» он противопоставляет Кутузова — полководца народной войны, и Наполеона — «ничтожнейшее орудие истории», «человека с помраченной совестью».
Кутузов предстает перед нами величественным полководцем, истинным народным вождем. Его не интересуют ни слава, ни богатство — он вместе с русскими солдатами борется засвободу своей Родины. Простотой, добротой и душевностью он сумел добиться безграничного доверия и любви со стороны своей армии, его слушают, ему верят и беспрекословно подчиняются: «…по непреодолимой таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющей главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передавались одновременно во все концы войска». Это чрезвычайно опытный и умелый полководец, который мудрыми распоряжениями помогает солдатам поверить в себя, вевои силы, укрепляет воинский дух: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».
Кутузов такой же человек, как и все, и к пленным французам он относится с сочувствием и гуманностью: «Они хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, атеперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». И такое же сочувствие к пленным он чцтал, по словам Толстого, во всех устремленных на него взглядах. В Кутузове нет ничего показного, ничего героического, он близок к солдатам, которые чувствуют в нем родного человека. Внешне это обыкновенный старый человек, тучный и грузный, но имен но в этих деталях сквозит «простота, доброта и правда» великого полководца.
Наполеон — полная противоположность Кутузову. Это человек, одержимый манией величия, командующий армией мародеров, грабителей и убийц, которые охвачены жаждой наживы и обогащения. По словам автора, «это была толпа мародеров, из которых каждый вез и нес сдобой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы… состояла… в том, чтобы удержать приобретенное». Наполеона характеризуют лицемерие, фальшь, позерство, любование самим собой, ему безразличны судьбы людей, потому что его интересуют только слава и деньги. Однако самой отвратительной и отталкивающей сценой становится сцена позорного бегства «великого императора от геройской армии». «Последней степенью подлости» называет автор это предательство по отношению к французской армии. В сатирических красках описывается и внешность Наполеона: «жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза еще больше отталкивают от нас этого человека». Отрицая величие Наполеона, Толстой тем самым отрицает и войну, показывая бесчеловечность завоеваний ради славы.
Похожие сочинения
- Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Просмотров: 5823
- Письмо герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир» | Просмотров: 5198
- Бородино в жизни героев романа «Война и мир» (Толстой) | Просмотров: 537
- Женские образы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого | Просмотров: 1518
- Образы-символы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого | Просмотров: 4137
- «Чистый свет высокой нравственной идеи» в творчестве Л.Н. Толстого | Просмотров: 552
Противопоставление эгоизма народному духу
Нежелание царя видеть Кутузова полководцем российской армии, на чем акцентировал внимание Толстой, в очередной раз подчеркивает близость Кутузова к народу. Наиболее яркой выдается мысль Андрея Болконского, который объяснял Пьеру Безухову, почему русскую армию возглавляет именно этот человек. Князь Андрей считал, что когда родной земле плохо, защитить ее может только истинный выходец из народа, который любит родную землю и болеет душой за каждого, кто живет на ней. Великую военную мудрость проявил Кутузов, когда принял рискованное решение отступать и сдать врагу Москву. Только истинный патриот и мудрый полководец, умеющий мыслить глобально в интересах всей страны, пошел на риск отдать один из главных городов взамен на свободу страны и жизнь солдат.
Такое решение Кутузова и поведение русской армии заставило Наполеона ликовать, наслаждаясь своим величием и непобедимостью. Его эгоистичные и самодовольные мысли в отношении Москвы и России наиболее ярко отображает эпизод на Поклонной горе. Любуясь панорамой Москвы, Наполеон был уверен в своей победе и подчинении русского народа, однако не учел высоких патриотических чувств местного населения, которое готово было сжечь и уничтожить свои дома и имущество, но только не сдаться ему с «повинной головою».
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды
Одним из ярчайших произведений русской прозы является роман-эпопея «Война и мир». Через драматические личные истории героев, картины боевых сражений и пейзажные зарисовки изобразил автор одно из наиболее весомых гражданских событий в истории Российского государства — Отечественную войну 1812 года, провозглашая идею, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Исторические личности в системе персонажей романа
Для создания произведения, отражающего героические порывы, возрождение патриотического духа и народного
единства, смелость и отвагу простых людей, поведение дворянского общества, автор использовал сложную и разветвленную систему персонажей. Героями 4-томного романа-эпопеи стали как реальные исторические персоналии, так и герои, созданные фантазией автора. Композиционный, персонажный и идейный замысел автора реализуется благодаря приему противопоставления. Через призму использования приема антитезы изображает автор двух главных представителей противоположных военных лагерей — Наполеона и Кутузова.
Идейное содержание образов Наполеона и Кутузова
При создании этих образов автор
наделяет их чертами, символизирующими определенные идейные взгляды. Наполеона, который на протяжении длительного времени являлся кумиром высшего российского общества и представителей отечественной армии, Л. Н. Толстой изображает благодаря приему деградации личности. Бонапарт в произведении «Война и мир» символизирует антинародное, негуманное, бесчеловечное отношение. В романе «Война и мир» он изображен эгоистичным военачальником, готовым на все ради удовлетворения собственных амбиций.
Противопоставляется ему полководец российской армии Михаил Кутузов, который является олицетворением русского народа, его непобедимого духа. В образе Михаила Кутузова заключается символ народного противостояния завоевателем Отечества. В романе, когда возникла необходимость защищать родную землю не на жизнь, а на смерть наиболее опытным, дальновидным и истинным патриотом проявил себя Михаил Кутузов.
Противопоставление эгоизма народному духу
Нежелание царя видеть Кутузова полководцем российской армии, на чем акцентировал внимание Толстой, в очередной раз подчеркивает близость Кутузова к народу. Наиболее яркой выдается мысль Андрея Болконского, который объяснял Пьеру Безухову, почему русскую армию возглавляет именно этот человек. Князь Андрей считал, что когда родной земле плохо, защитить ее может только истинный выходец из народа, который любит родную землю и болеет душой за каждого, кто живет на ней. Великую военную мудрость проявил Кутузов, когда принял рискованное решение отступать и сдать врагу Москву. Только истинный патриот и мудрый полководец, умеющий мыслить глобально в интересах всей страны, пошел на риск отдать один из главных городов взамен на свободу страны и жизнь солдат.
Такое решение Кутузова и поведение русской армии заставило Наполеона ликовать, наслаждаясь своим величием и непобедимостью. Его эгоистичные и самодовольные мысли в отношении Москвы и России наиболее ярко отображает эпизод на Поклонной горе. Любуясь панорамой Москвы, Наполеон был уверен в своей победе и подчинении русского народа, однако не учел высоких патриотических чувств местного населения, которое готово было сжечь и уничтожить свои дома и имущество, но только не сдаться ему с «повинной головою».
Отношение к солдатам
Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» осуществляется и по их отношению к собственным армиям. Михаил Кутузов, тяжело переживавший каждую человеческую утрату. Толстой неоднократно подчеркивает, как больно и тяжело полководцу принимать решения, стоящие жизни простым русским солдатам. Но, несмотря на это, уверенность в победе над врагом главнокомандующий русской армии сохраняет до конца и старается поделиться этой верой с каждым бойцом своей армии — от генерала до самого простого солдата. С особой теплотой и трепетом описывает Толстой общение Кутузова с простыми солдатами. В отношениях главнокомандующего и армии нет дистанции, с каждым он может поговорить, пошутить или побраниться.
Такая близость полководца к своим подчиненным, умение чувствовать каждого бойца и обеспечила успех идей и поступков Кутузова, которые принесли победу России. На чаши весов он поставил Москву и армию, которая может отстоять остальную Россию, и принял решение в пользу русского народа. Любовь к народу и высокую человеческую гуманность проявляет Кутузов после окончания войны, отказавшись от должности главнокомандующего. Он считал, что проливать кровь солдат за пределами Родины бессмысленно, когда родной земле и русскому народу больше не угрожает враг.
В отличие от своего русского оппонента Наполеон проявляет полную холодность и безразличие к солдатам собственного войска. Для него не важны жизни и личности. Бонапарта интересовало лишь то, что обеспечивало его успех. Он проявлял полное равнодушие к раненым и умирающим своей армии. Отсюда понятно его отношение к людям, которые пошли за его идеей. Для Наполеона солдаты — это лишь одно из военных орудий для удовлетворения своих амбиций.
Выводы
В романе «Война и мир» противопоставляются два полководца. Наполеона и Кутузова в романе отличает разная суть и цель жизни. Противопоставляя этих персонажей, Толстой раскрывает одну из главных идей произведения — связь с народом и единство русского духа. Тот полководец, который руководствуется лишь амбициями и желанием управлять, никогда не сможет повести за собой народ и одержать истинные победы — такова главная идея моего сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Отношение к солдатам
Сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» осуществляется и по их отношению к собственным армиям. Михаил Кутузов, тяжело переживавший каждую человеческую утрату. Толстой неоднократно подчеркивает, как больно и тяжело полководцу принимать решения, стоящие жизни простым русским солдатам. Но, несмотря на это, уверенность в победе над врагом главнокомандующий русской армии сохраняет до конца и старается поделиться этой верой с каждым бойцом своей армии – от генерала до самого простого солдата. С особой теплотой и трепетом описывает Толстой общение Кутузова с простыми солдатами. В отношениях главнокомандующего и армии нет дистанции, с каждым он может поговорить, пошутить или побраниться.
Такая близость полководца к своим подчиненным, умение чувствовать каждого бойца и обеспечила успех идей и поступков Кутузова, которые принесли победу России. На чаши весов он поставил Москву и армию, которая может отстоять остальную Россию, и принял решение в пользу русского народа. Любовь к народу и высокую человеческую гуманность проявляет Кутузов после окончания войны, отказавшись от должности главнокомандующего. Он считал, что проливать кровь солдат за пределами Родины бессмысленно, когда родной земле и русскому народу больше не угрожает враг.
В отличие от своего русского оппонента Наполеон проявляет полную холодность и безразличие к солдатам собственного войска. Для него не важны жизни и личности. Бонапарта интересовало лишь то, что обеспечивало его успех. Он проявлял полное равнодушие к раненым и умирающим своей армии. Отсюда понятно его отношение к людям, которые пошли за его идеей. Для Наполеона солдаты – это лишь одно из военных орудий для удовлетворения своих амбиций.
Толстой л. н. — Нет величия там где нет простоты добра и правды
Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности. Л. Н. Толстой Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но ответить на них очень не про сто. Обратимся к классике. Пусть она поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо нам с раннего детства. Но вот прочитан роман “Война и мир”. Это великое произведение заставляет по-иному смотреть на поставленные вопросы. Как часто упрекали Толстого в том, что он исказил историю тысяча восемьсот двенадцатого года, что он исказил действующих лиц Отечественной войны. По мысли великого писателя, история-наука и история-искусство имеют различия. Искусство может проникать в самые отдаленные эпохи и передавать сущность прошедших событий и внутренний мир людей, в них участвовавших. Действительно, история-наука делает упор на частностях и подробностях событий, ограничиваясь лишь их внешним описанием, а история-искусство охватывает и передает общий ход событий, в то же время проникая в их глубину. Это надо иметь в виду, оценивая исторические события в романе “Война и мир”. Откроем страницы этого произведения. Салон Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает острый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге романа. Для автора не только не было ничего привлекательного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда считал его человеком, у которого были “помрачены ум и совесть”, и поэтому все его поступки “были слишком противоположны правде и добру…”. Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер — таким предстает император Франции во многих сценах романа. Вот, встретив русского посла, он “взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него”. Немного задержимся на этой подробности и сделаем вывод, что Наполеона не интересовала личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Ему казалось, что все в мире зависит только от его воли. Может быть, рано делать вывод из такого частного случая, как невнимание Наполеона к русскому послу? Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в которых также проявилась эта манера императора “смотреть мимо” людей. Вспомним тот момент, когда польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно сидел на бревне и занимался другими делами. Вспомним сцену поездки императора по Аустерлицкому полю сражения, где он проявил полнейшее равнодушие к убитым, раненым и умирающим. Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его на Поклонной горе, откуда он любо вался дивной панорамой Москвы. “Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…” Так думал Наполеон, напрасно ожидавший депутацию “бояр” с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Нет. Не пошла Москва к нему “с повинной головою”. А где же есть это величие? Оно там, где добро и справедливость, там, где дух народа. Согласно “мысли народной” и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в “Войне и мире”, одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, “лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе”. Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, “изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой…” Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство. Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет “дух войска”, и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам — своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов. Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал?” Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем — от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели — победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Важнейшая сторона облика русского полководца — живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс — мудрость и величие главнокомандующего. Наполеон и Кутузов -два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. “Кутузовское” начало как символ народного противостоит “наполеоновскому”, антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от “наполеоновских” принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине “величия нет там, где нет простоты, добра и правды”.
Выводы
В романе «Война и мир» противопоставляются два полководца. Наполеона и Кутузова в романе отличает разная суть и цель жизни. Противопоставляя этих персонажей, Толстой раскрывает одну из главных идей произведения – связь с народом и единство русского духа. Тот полководец, который руководствуется лишь амбициями и желанием управлять, никогда не сможет повести за собой народ и одержать истинные победы – такова главная идея моего сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Тест по произведению
««Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»»
Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности. Л. Н. Толстой
Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но ответить на них очень не про сто. Обратимся к классике. Пусть она поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо нам с раннего детства. Но вот прочитан роман «Война и мир». Это великое произведение заставляет по-иному смотреть на поставленные вопросы. Как часто упрекали Толстого в том, что он исказил историю тысяча восемьсот двенадцатого года, что он исказил действующих лиц Отечественной войны. По мысли великого писателя, история-наука и история-искусство имеют различия. Искусство может проникать в самые отдаленные эпохи и передавать сущность прошедших событий и внутренний мир людей, в них участвовавших. Действительно, история-наука делает упор на частностях и подробностях событий, ограничиваясь лишь их внешним описанием, а история-искусство охватывает и передает общий ход событий, в то же время проникая в их глубину. Это надо иметь в виду, оценивая исторические события в романе «Война и мир». Откроем страницы этого произведения. Салон Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает острый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге романа. Для автора не только не было ничего привлекательного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда считал его человеком, у которого были «помрачены ум и совесть», и поэтому все его поступки «были слишком противоположны правде и добру…». Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер — таким предстает император Франции во многих сценах романа. Вот, встретив русского посла, он «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него». Немного задержимся на этой подробности и сделаем вывод, что Наполеона не интересовала личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Ему казалось, что все в мире зависит только от его воли. Может быть, рано делать вывод из такого частного случая, как невнимание Наполеона к русскому послу? Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в которых также проявилась эта манера императора «смотреть мимо» людей. Вспомним тот момент, когда польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно сидел на бревне и занимался другими делами. Вспомним сцену поездки императора по Аустерлицкому полю сражения, где он проявил полнейшее равнодушие к убитым, раненым и умирающим. Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его на Поклонной горе, откуда он любо вался дивной панорамой Москвы. «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Так думал Наполеон, напрасно ожидавший депутацию «бояр» с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Нет. Не пошла Москва к нему «с повинной головою». А где же есть это величие? Оно там, где добро и справедливость, там, где дух народа. Согласно «мысли народной» и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в «Войне и мире», одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, «лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе». Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, «изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой…» Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство. Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет «дух войска», и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам — своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов. Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал?» Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем — от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели — победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Важнейшая сторона облика русского полководца — живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс — мудрость и величие главнокомандующего. Наполеон и Кутузов —два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. «Кутузовское» начало как символ народного противостоит «наполеоновскому», антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от «наполеоновских» принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине «величия нет там, где нет простоты, добра и правды».
Нет величия, где нет простоты, добра и правды.
Содержание
- 1 Нет величия, где нет простоты, добра и правды.
- 1.1 Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? (Итоговое сочинение)
- 1.2 Пример итогового сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
- 1.3 112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? (Итоговое сочинение)
Простота, добро и правда – это нравственные качества, которые должны стать основой любой личности. Главное в человеке – сострадание, сочувствие, милосердие, искренность, естественность. Можно ли назвать великим того, в ком нет этих человеческих качеств? Пожалуй, соглашусь с мыслью Л. Н. Толстого, который утверждал, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Если кто-либо мнит себя великим вершителем судеб человеческих, а сам насквозь пропитан ложью, фальшью, высокомерием, эгоизмом и жесткостью, его невозможно назвать великим, так как в нём отсутствует великодушие.
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отказывает Наполеону в величии, потому что в этом «вершителе судеб человеческих» нет простоты, добра и правды. «Бонапарте» — человек войны, который ради достижения своих целей готов пожертвовать тысячами жизней. Он уверен, что эти жертвы необходимы для блага всего человечества.
Развенчивая этого героя, Толстой показывает его ничтожность. Не случайно победивший в Аустерлицком сражении Наполеон показан глазами князя Андрея, который считал французского полководца своим кумиром и хотел повторить его подвиг, подхватив знамя и увлекая за собой солдат. Тяжело раненный Болконский видит высокое небо с медленно плывущими по нему облаками, а на фоне этого величественного небосвода самодовольного Наполеона, мелкого и ничтожного, упоённого своей победой. Привыкнув к восторженному поклонению, Бонапарт даже не смотрит, как тонут поляки, переплывающие Неман и гордящиеся в своём ослеплении, что тонут в глазах великого человека. Французский император на способен на проявление простых человеческих чувств. Перед Бородинским сражением ему показывают потрет сына, «красивого курчавого мальчика».
Подойдя к портрету, Наполеон «сделал вид задумчивой нежности», изобразил «простую отеческую нежность». Но это была всего лишь маска, которую он надел на себя, считая, что каждый его поступок, каждое движение имеет огромное историческое значение.
Таким образом, Толстой лишает величия Наполеона, потому что тот всего лишь играет роль великого человека, на самом же деле он «раб истории», и в нём нет «простоты, добра и правды».
Французскому императору в романе «Война и мир» противопоставлен русский полководец Кутузов, в котором воплощены лучшие качества народа. В Кутузове подчёркивается его простота, естественность, отсутствие позёрства, театральной игры. Толстой постоянно показывает в русском полководце проявление простых человеческих чувств.
Вот он провожает Багратиона на великий подвиг. Чтобы спасти русскую армию, Багратион с небольшим отрядом измученных в походе солдат должен в течение суток удерживать противника. На глазах главнокомандующего появляются слёзы, потому что он понимает, что многие погибнут.
Таким образом, в противовес Наполеону в Кутузове автор видит величие, которое заключается в том, что русский полководец не говорит громких и красивых фраз, а, оставаясь простым и обыкновенным человеком, выполняет главную задачу – спасает Отечество от врага.
Мы пришли к выводу, что величие можно признавать лишь там, где живёт дух «простоты, добра и правды». Исполненный самодовольства, позёрства и эгоизма Наполеон кажется мелким и ничтожным, а в Кутузове с его человечностью, милосердием и добротой раскрывается великая душа, живущая любовью к своему народу и Отчизне.
Пример итогового сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Пример итогового сочинения к направлению «»Война и мир» – к 150-летию великой книги»
Тема сочинения: Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Величие – что стоит за этим громким словом? К чему мы смело его отнесем, а что никогда не будет великим? За ответом я хочу обратиться к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Все четыре тома этого произведения буквально пронизаны одной истиной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Это значит, что величие в истинных чувствах, добрых намерениях и искренности по отношению к народу.
Значение слова «величие» раскрыто в сравнении образов двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Отношение автора к героям противоположное. Михаил Кутузов представлен как народный герой, как великий человек, который сражается не ради победы, власти, тщеславия, а ради своего народа, ради русской земли. Полководец прост в общении с солдатами – мы видим, что он может подойти к любому из них и поговорить. Толстой показывает нам страдания Михаила Кутузова, когда на гибель идут его солдаты. Его характер проявляется также в решении отдать врагу Москву – Кутузов сумел оценить ситуацию и понять, что столица – это небольшая цена за жизнь целого народа.
Наполеон – совершенно другой полководец. Он не близок своей армии, он гордится собой, а не своей страной, в любых победах он видит лишь свою заслугу. Толстой описывает его как эгоистичного командира, который не думает о солдатах и готов ими пожертвовать, если это нужно, без тени сомнения. Наполеон велик лишь в собственных глазах.
Мне хотелось бы поговорить о величии еще одного героя романа «Война и мир». Андрей Болконский в начале произведения предстает перед нами как человек, жаждущий славы и признания. Но уже вскоре он меняет свои мысли кардинально. Он начинает понимать ценность народа в войне против врага, перестает гоняться за личными победами. Мы видим настоящего патриота, искреннего, смелого человека. Получив смертельное ранение, Андрей Болконский прощает Наташу Ростову и Анатоля Курагина, что снова подтверждает величие души этого героя.
Как достичь величия? Только не стремясь к этому. Не нужно пытаться возвыситься над другими. Сила в доброте, простоте и правде. Только оставив свои амбиции и думая об общей цели, как это делал Михаил Кутузов и Андрей Болконский, можно обрести величие и заслужить уважение тех, кто рядом. (330 слов)
Автор сочинения: Татьяна Городецкая
112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 24.10.2019 · Обновлено 04.12.2019
(454 слова) Я думаю, что величие определяется не богатством, властью или славой, а добротой, правдой и простотой, потому что именно эти качества по-настоящему значимы. Все мы тянемся именно к таким высоконравственным людям, но в то же время быть простым, добрым и честным человеком очень сложно. Его величие состоит в том, что он борется с демоном, живущим в нем. Того же мнения придерживаются многие писатели.
Например, А.С. Пушкин в поэме «Полтава» обращает внимание читателя на то, что предателя Мазепу и совращенную им Марию никто не вспомнит после их кончины, а вот славные подвиги Петра Первого и его верных слуг вроде Кочубея история не позволяет стереть из памяти народа. Подлинным величием она наделяет лишь тех, кто проявил достоинство, честность, доброту и силу духа. Другие имена оказываются забытыми. И Мария, которая предала своих родителей и стала косвенной виновницей казни отца, и ее гетман, который изменил родине, другу и царю, либо стерлись со страниц истории, либо остались позорным пятном, на которое никто не смотрит без отвращения. Зато Петр, который смог защитить свою землю и признать ошибку, стал кумиром многих людей и является им до сих пор. Верные его соратники, пострадавшие от рук подлого гетмана, тоже заслужили достойные места рядом с императором. Они хоть и считали себя простыми орудиями в руках государя, но сделали свой нравственный выбор: не предали, а стояли до конца за того, кому присягнули. Значит, подлинное величие можно найти лишь там, где есть правда, доброта и простота.
Другие примеры описал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Одним из них является самый полемичный вопрос его времени: «Велик ли император Наполеон на самом деле»? Автор настаивает, что нет, ведь этот человек вел народ на смерть не ради спасения страны, а ради своих амбиций. Он был самолюбивым, но ничтожным политиком-авантюристом из тех, кого возносит на пьедестал стихия неразборчивого бунта. Поэтому у Бонапарта на первом месте были его достижения, а не судьба Франции и армии. Это доказывается позорным бегством из «покоренной» России: император бросил своих людей, обрек их на мучительную смерть от голода и холода. Сам он спасся, как и многие приближенные люди, а те, чьими руками он загребал жар на поле боя, остались на съедение волкам в русских лесах. Почему же он, великий полководец, так поступил? А потому, что не было в нем ни доброты, ни правды, ни простоты. Он был напыщенным, чванливым и злым человеком, который любил лишь рисоваться перед окружением. В таком императоре нет величия, приписанного услужливыми историками, которые не оценивают поведение личности с нравственной точки зрения.
Таким образом, великим мы можем назвать только того, кто обладает тремя несомненными добродетелями — простотой, добротой и честностью. Иные люди могут добиться славы, богатства или получить по наследству красоту или титул, но разве мы можем назвать великими тех, кто подкупает наше расположение? Конечно же, нет, ведь высокую оценку нужно оправдать высокой нравственностью.
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=64744
http://primersoch.ru/itogovoesoch/itogovoeprimer/46-primer-itogovogo-sochinenija-na-temu-net-velichija-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy.html
http://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/i-net-velichiya-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy/
(454 слова) Я думаю, что величие определяется не богатством, властью или славой, а добротой, правдой и простотой, потому что именно эти качества по-настоящему значимы. Все мы тянемся именно к таким высоконравственным людям, но в то же время быть простым, добрым и честным человеком очень сложно. Его величие состоит в том, что он борется с демоном, живущим в нем. Того же мнения придерживаются многие писатели.
Например, А.С. Пушкин в поэме «Полтава» обращает внимание читателя на то, что предателя Мазепу и совращенную им Марию никто не вспомнит после их кончины, а вот славные подвиги Петра Первого и его верных слуг вроде Кочубея история не позволяет стереть из памяти народа. Подлинным величием она наделяет лишь тех, кто проявил достоинство, честность, доброту и силу духа. Другие имена оказываются забытыми. И Мария, которая предала своих родителей и стала косвенной виновницей казни отца, и ее гетман, который изменил родине, другу и царю, либо стерлись со страниц истории, либо остались позорным пятном, на которое никто не смотрит без отвращения. Зато Петр, который смог защитить свою землю и признать ошибку, стал кумиром многих людей и является им до сих пор. Верные его соратники, пострадавшие от рук подлого гетмана, тоже заслужили достойные места рядом с императором. Они хоть и считали себя простыми орудиями в руках государя, но сделали свой нравственный выбор: не предали, а стояли до конца за того, кому присягнули. Значит, подлинное величие можно найти лишь там, где есть правда, доброта и простота.
Другие примеры описал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Одним из них является самый полемичный вопрос его времени: «Велик ли император Наполеон на самом деле»? Автор настаивает, что нет, ведь этот человек вел народ на смерть не ради спасения страны, а ради своих амбиций. Он был самолюбивым, но ничтожным политиком-авантюристом из тех, кого возносит на пьедестал стихия неразборчивого бунта. Поэтому у Бонапарта на первом месте были его достижения, а не судьба Франции и армии. Это доказывается позорным бегством из «покоренной» России: император бросил своих людей, обрек их на мучительную смерть от голода и холода. Сам он спасся, как и многие приближенные люди, а те, чьими руками он загребал жар на поле боя, остались на съедение волкам в русских лесах. Почему же он, великий полководец, так поступил? А потому, что не было в нем ни доброты, ни правды, ни простоты. Он был напыщенным, чванливым и злым человеком, который любил лишь рисоваться перед окружением. В таком императоре нет величия, приписанного услужливыми историками, которые не оценивают поведение личности с нравственной точки зрения.
Таким образом, великим мы можем назвать только того, кто обладает тремя несомненными добродетелями — простотой, добротой и честностью. Иные люди могут добиться славы, богатства или получить по наследству красоту или титул, но разве мы можем назвать великими тех, кто подкупает наше расположение? Конечно же, нет, ведь высокую оценку нужно оправдать высокой нравственностью.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности.
Л. Н. Толстой
Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но ответить на них очень не про сто. Обратимся к классике. Пусть она поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо нам с раннего детства. Но вот прочитан роман “Война и мир”. Это великое произведение заставляет по-иному смотреть на поставленные вопросы. Как часто упрекали Толстого в том, что он исказил историю тысяча восемьсот двенадцатого года, что он исказил действующих лиц Отечественной войны. По мысли великого писателя, история-наука и история-искусство имеют различия. Искусство может проникать в самые отдаленные эпохи и передавать сущность прошедших событий и внутренний мир людей, в них участвовавших. Действительно, история-наука делает упор на частностях и подробностях событий, ограничиваясь лишь их внешним описанием, а история-искусство охватывает и передает общий ход событий, в то же время проникая в их глубину. Это надо иметь в виду, оценивая исторические события в романе “Война и мир”.
Откроем страницы этого произведения. Салон Анны Павловны Шерер. Здесь впервые возникает острый спор о Наполеоне. Его начинают гости салона знатной дамы. Закончится этот спор лишь в эпилоге романа.
Для автора не только не было ничего привлекательного в Наполеоне, но, напротив, Толстой всегда считал его человеком, у которого были “помрачены ум и совесть”, и поэтому все его поступки “были слишком противоположны правде и добру…”. Не государственный деятель, умеющий читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер — таким предстает император Франции во многих сценах романа. Вот, встретив русского посла, он “взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него”. Немного задержимся на этой подробности и сделаем вывод, что Наполеона не интересовала личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Ему казалось, что все в мире зависит только от его воли.
Может быть, рано делать вывод из такого частного случая, как невнимание Наполеона к русскому послу? Но этой встрече предшествовали и другие эпизоды, в которых также проявилась эта манера императора “смотреть мимо” людей. Вспомним тот момент, когда польские уланы, чтобы угодить Бонапарту, бросаются в реку Вилию. Они тонули, а Наполеон спокойно сидел на бревне и занимался другими делами. Вспомним сцену поездки императора по Аустерлицкому полю сражения, где он проявил полнейшее равнодушие к убитым, раненым и умирающим.
Мнимое величие Наполеона с особенной силой обличается в сцене, изображающей его на Поклонной горе, откуда он любо вался дивной панорамой Москвы. “Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…” Так думал Наполеон, напрасно ожидавший депутацию “бояр” с ключами от величественного города, раскинувшегося перед его глазами. Нет. Не пошла Москва к нему “с повинной головою”.
А где же есть это величие? Оно там, где добро и справедливость, там, где дух народа. Согласно “мысли народной” и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в “Войне и мире”, одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, “лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе”.
Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, “изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой…” Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство.
Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет “дух войска”, и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам — своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов.
Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: “Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал?” Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем — от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели — победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего.
Важнейшая сторона облика русского полководца — живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс — мудрость и величие главнокомандующего.
Наполеон и Кутузов —два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. “Кутузовское” начало как символ народного противостоит “наполеоновскому”, антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от “наполеоновских” принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине “величия нет там, где нет простоты, добра и правды”.
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Смотрите также по
произведению «Война и мир»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Сочинение на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
В своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой ставит множество проблем, повествует о множестве героев, как исторических деятелей, так и обычных людей, вовлеченных в исторические потрясения. Писатель на страницах романа размышляет и о глобальных событиях (война с Наполеоном, затронувшая всю Европу), и о простых житейских проблемах: несчастная и счастливая любовь, благосостояние, отношения между детьми и родителями и многие другие. Размышляет Толстой и о том, что такое настоящее величие.
В начале 19 века зародился настоящий культ Наполеона. Еще бы! Из совсем никому неизвестного капрала этот человек, благодаря своему таланту и целеустремленности, «дорос» до императора. Это вызывало восторг и преклонение. Еще Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно…» Здесь поэт не только говорит о восхищении гением императора, но и поясняет свою мысль: миллионы людей, конечно, только для безнравственного человека могут быть «двуногими тварями» и «орудием». Таким и был Наполеон, ведь началом его карьеры была кровавая бойня в Тулоне, где он подавлял мятеж.
Однако в то время об этом мало кто знал или помнил. Наполеон казался великим человеком. В романе Толстого, например, им восхищается князь Андрей. Однако это чувство проходит, как детская болезнь, когда Андрей слышит и видит своего кумира на Аустерлицком поле, лежа там раненый. «Какая прекрасная смерть», — произносит император, глядя на князя. И это безумные слова, сказанные сразу после того, как Болконский созерцал небо, постигая бессмысленность многих привычных вещей (слава, власть, воинская доблесть), поражают князя. Он вдруг понимает, что человек, для которого смерть прекрасна, просто напыщенный глупец.
Лев Толстой и в самом деле впоследствии изображает Наполеона надутым, постоянно рисующимся в глазах окружающих ничтожным человечком. Он талантлив, это правда, но талантлив только в одном – в войне, в убийстве. Все остальное – страстная жажда славы и мирового господства – глубоко антипатично писателю. Своих целей император добивается, ведя военные действия, подавляя и покоряя страны и народы. Ему безразлично, сколько людей погибнут ради того, чтобы сам Наполеон мог назваться правителем мира.
Писателя возмущает не только эта моральная недоразвитость императора. Он со злой иронией показывает, как Наполеон стремится «произвести впечатление»: ведет себя «величественно», изображает из себя полубога какого-то. Автор противопоставляет напыщенной манере поведения Наполеона простое и спокойное обращение Кутузова, который ведет себя естественно, не стремясь выразить свое величие в вычурных позах или словах.
Противопоставляет этих героев Толстой и еще в одном отношении: в их манере командования войском. Наполеон – гениальный полководец. Он уверен в себе и твердой рукой двигает войска, как шахматные фигуры на доске. Он ощущает себя творцом истории. Кутузов же словно бы ничего не решает, он как стрелочник, направляющий нужным образом поезда, которые едут сами. По мысли Толстого, истинными творцами истории являются не личности вроде Наполеона, а народные массы. Вот Кутузов и дает народному патриотизму, его стремлению победить врага, напавшего на родной край, разгуляться на воле. Он «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит», по словам автора. Для Льва Толстого Кутузов — идеал полководца.
В результате автор делает вывод о том, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», то есть Наполеона нельзя считать великим человеком. Ведь в нем нет ни простоты (он все время играет роль какого-то божества), добра и правды, ведь ради своей прихоти он губит тысячи людей. Истинно великий человек должен служить Отечеству и народу, а не самому себе.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»