Неуслышанный как пишется слитно или раздельно

Чтобы понять, как пишется невозможно, необходимо взять на вооружение следующее правило: частицу “не” с наречиями всегда пишут раздельно, за исключением наречий, заканчивающихся суффиксом “О”, образованных от схожего прилагательного с приставкой “не”. Рассмотрим образцы: неблагоприятный – неблагоприятно, нерентабельный – нерентабельно. Их написание нужно запомнить.

Не возможно или невозможно когда как пишется

Думаете о том, как правильно написать “невозможно” слитно или раздельно? Если говорить кратко, порой могут быть верными оба варианта. Запомнить порядок правильного написания “не” со словом “возможно” на самом деле – совершенно несложно.

Чтобы понять, как пишется «невозможно» слитно или раздельно: нужно прочесть предложение, в котором имеется данное наречие — “невозможно” или “не возможно”. В случае если вышеприведённое наречие применяется в качестве утверждения – тогда его пишут неразделимо с частицей “не”.
Если же размышления касается наречия применяемого в качестве отрицания – в этом случае наречие придётся писать раздельно с предлогом “не”.

“Невозможности” как написать

Что нужно, чтобы уяснить, как грамотно писать “невозможности” слитно или раздельно? Раз существует 2 возможных варианта: не возможности или невозможности, то нужно уточнить, какой частью речи является “не возможность” или “невозможность”. Это слово будет существительным, так как оно является ответом на вопрос: “Что?” А значит, следует вспомнить правила родного языка для существительного с частицей «не».
Затрудняетесь в решении вопроса: слово “невозможностью” как пишется? Так если, имя существительное обозначает неосуществимость, невыполнимость чего-либо, оно пишется слитно. Тем не менее, в случае написания словосочетания «не возможно» в составе противопоставляющего предложения – будет правильным раздельное написание.

Невозможно: примеры написания

В большинстве случаев, слово пишут слитно:

  • Эту задачу никак невозможно решить;
  • Технически невозможно выполнить решение этой задачи на калькуляторе;
  • С любимым человеком даже то, что практически невозможно – возможно.

И только в случае формулировки противопоставления сочетание слов “не возможно” пишется раздельно:
Пример: Урегулировать проблему не возможно, а срочно нужно.

Как пишется "невозможно"?

Проверочное слово

Чтобы подобрать к слову «невозможно» проверочное слово, необходимо попробовать заменить его синонимом «нельзя». В случае если замена получилась, значит, его следует писать неразделимо. В случае если сочетание слов применяется в качестве противопоставления с целью усиления утверждения – слово «возможно» пишут раздельно от частицы «не». Возьмём, к примеру, предложение: Выполнять домашние задания своевременно и без ошибок не возможно, а всегда обязательно!

Синонимы к слову

Исследование словаря синонимов русского языка показывает, что наиболее часто используемыми синонимами к исследуемому нами наречию принято считать слова: необычайно, недостижимо, невероятно, невмоготу, неосуществимо, невыносимо и неприемлемо. Во всех перечисленных выше словах, приставку «не» необходимо писать неразделимо.
Данное правило действует и в случае написания исследуемого нами слова. Подобным образом, отдельное написание частички «не» в сочетании слов «не возможно» допустимо только в случае формирования противопоставления с предлогом «а».

Правописание этих слов надо знать:

  • «Ввиду»
  • «За то или зато»
  • «Не замужем»

Правила написания НЕ- с причастиями.

НЕ- с причастиями пишется слитно в таких случаях

— Без НЕ не употребляется:
ненавидимый
негодующий
— С полными причастиями без зависимых слов и противопоставления:
непрочитанная книга
— Со словами совершенно, очень, крайне, чрезвычайно, совсем (= очень) :
совсем непродуманное решение

НЕ- с причастиями пишется раздельно

— С краткими причастиями:
работа не закончена
— С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления:
не прочитанная мною книга
не прочитанная, а лишь просмотренная книга
— С усиливающими отрицание мест. , нареч. :
ничем не оправданный поступок

Та часть правила, которая подходит к Вашему случаю, подчеркнута. .

как пишется неизученный?

как правильно не изученный?

как правильно пишется неизученный слитно или раздельно?

Неизученный язык манил неизвестностью.

Язык какой? Неизученный. На первый взгляд кажется, что это прилагательное. Но к этому слову можно подставить кем-то и образовано оно от глагола изучить.

Значит, это страдательное причастие прошедшего времени. Вспомним правило правописания частицы не с полными причастиями. Чтобы правильно его написать, надо проверить четыре условия.

Не пишется раздельно с причастиями тогда, когда :

Слово употребляется без не.

Если есть противопоставление с союзом а.

Если есть частицы далеко не, вовсе не, отнюдь не.

Если есть зависимое слово.

Таким образом, в зависимости от условий написания, слово неизученный может писаться по-разному. Например,

Не изученная мною карта.

Неизученная карта.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Ninaa­rc
[425K]

3 месяца назад

Для того чтобы определиться с написанием слова «не*изученный», сначала нужно выявить часть речи, к которой оно относится. Образовалось слово «изученный» от глагола «изучить» с помощью суффикса, что позволяет причислить его к страдательным причастиям прошедшего времени. А причастия, в зависимости от определенных условий, могут писаться с «не» как раздельно, так и слитно.

Причастие «изученный» пишется с «не» слитно при отсутствии зависимых слов.

Пример:

Неизученный недуг зародился в тропической стране, и ученые не успели проанализировать его возбудителя.

Если в предложении присутствует противопоставление с союзом «а», то наше причастие пишется раздельно с «не»: «не изученный». Так же пишется слово при наличии зависимых слов.

Примеры:

Этот вопрос до сих пор спорный и до конца не изученный, поэтому и сегодня ученые мужи ведут вокруг него оживленные дискуссии.

Это был не изученный, а таинственный мир, открывающий бесконечные возможности для исследований.

Rogne­da
[406K]

10 месяцев назад

Слово «неизученный» и «не изученный» пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от грамматический условий в предложении.

Прилагательное «изученный» имеет значение «хорошо знакомый, известный». С помощью приставки не- образуется слово с противоположным значением.

Это был неизученный район.

В такой речевой ситуации это новое слово пишется слитно с приставкой не-.

Слово «не изученный» пишется раздельно, если в предложении имеются следующие условия:

1) противопоставление с союзом «а»

Перед моряками оказался не изученный, а совершенно дикий остров в океане.

2) Обратим внимание на наличие частиц «далеко», «вовсе», отнюдь»

Далеко не изученный путь оказался трудным для многих.

3) Частица «не» пишется раздельно со словом, если в предложении имеется отрицательное местоимение или наречие.

Нисколько не изученный обычай аборигенов удивил путешественников.

Дубло­н
[163K]

5 месяцев назад

Слово «изученный» является отглагольным прилагательным и чтобы понять, как пишется с частицей «не» слитно «неизученный» или раздельно «неизученный» — обратимся к правилам русского языка.

Если в предложении со словом «не/изученный» нет противопоставления, усиления отрицания или же зависимого слова, то пишется слитно — неизученный.

Неизученный маршрут повлиял на скорость его продвижения.

Если в предложении со словом «не/изученный» появится зависимое слово либо усиление отрицания, либо противопоставление, то пишется раздельно — не изученный.

Не изученный музыкантом текст, мешал исполнить его достойно.

Совсем не изученный маршрут мог бы принести большие неприятности

андре­й4100
[63.8K]

более года назад

Рассмотрим как правильно следует писать данное нам слово-слитно или раздельно;

Прилагательное (не)изученный следует писать раздельно, если:

_предложении есть противопоставление-не изученный,а…;

_с отрицательными местоимениями-ничуть,нисколько не изученный;

_с частицами- далеко,вовсе,отнюдь,­совсем не изученный;

В остальных случаях следует писать слитно.

Урани­я
[125K]

10 месяцев назад

Слово «изученный» — может являться как отглагольным прилагательным (вопрос — какой), так и страдательным причастием прошедшего времени (вопрос — что сделанный?).

С частицей (или приставкой) «не» будем писать прилагательное слитно — «неизученный», если нет к нему противопоставлений, или дополнительных слов, усиливающих отрицание.

Например:

  • Вопрос неизученный, но в перспективе с ним надо разобраться.
  • Дело не изученное, а только поставленое на котроль.

Причастие «изученный» с отрицательной частицей «не» пишем раздельно — «не изученный». Причастие всегда грамматически подчиняет себе зависимое слово (или несколько слов).

Пример предложения:

  • Это правило еще мною не изученное.

Утрен­няя роса
[172K]

10 месяцев назад

Оба варианта написания имеют место быть.

Если рассматривать слово «неизученный» как страдательное причастие, у которого нет зависимого слова или противопоставления, то будем писать слитно.

Приведу примеры предложений:

  • Неизученное пространство впереди таило в себе много опасностей.
  • Неизученное животное попало в сети рыбаков, и они отправили находку в институт для исследований.
  • Неизученная планета — это объект для ученых.

Если же есть зависимые слова, противопоставления, то нужно писать раздельно.

Приведу примеры предложений:

  • Не изученный учащимися материал попался им на экзамене и у многих вызвал большие затруднения.
  • Материал был не изученный, а совершенно новый для сдающих экзамен.
  • Не изученная мною достаточно глубоко тема аукнулась в самый неподходящий момент.

ralin­aa
[8.1K]

более года назад

Изученный отвечает на вопрос (какой?). Является прилагательным. Можно писать «не изученный» и «неизученный».

Для того чтобы правильно написать это слово, нужно вспомнить правило из школьного курса.

«Не изученный» пишем слитно:

  • если слово без «не» употребляется
  • если к слову можно подобрать синонимы без «не», например, малоузнаваемый, малоизученный

«Не изученный» пишем раздельно:

  • если есть противопоставление с союзом «а»
  • есть зависимые слова: нисколько не, отнюдь не, далеко не

Примеры предложений:

А может это неизученный джаз?

Я хотел пройтись по неизученным местам набережной.

Это неизученная область экономики.

Знаете ответ?

"Не слышно": раздельно или слитно писать?

Из перечня возможных вариантов написания слов всегда выбирайте только тот, который соответствует орфографическим нормам русского языка. Иногда это действительно трудно делать: омонимы, сложные формы, исключения из правил — всегда найдется такое обстоятельство, которое заставит сомневаться или остановиться. Разберем такой случай на примере лексемы «неслышно» как пишется: слитно или раздельно — и почему написано именно так?

Как правильно пишется

Согласно правилам русского языка верными являются оба варианта написания. Но отличаются они функциями, которые на них возложены. Поэтому нужно быть внимательным во время прочтения таких слов в контексте.

Какое правило применяется

Здесь нужно учитывать ряд правил, которые связаны со слитным и раздельным написанием наречий и отрицательной частицы «не». Используется это сочетание в речи регулярно. Но при этом не все знаю, когда нужно какой вариант выбрать. Разберем подробно все нюансы, которые связаны с этим вопросом.

Отдельно друг от друга две лексические единицы пишутся в таких случаях:

  • в тексте есть противопоставление с союзами «а» или «но»;
  • рядом в предложении стоят слова «вовсе», «далеко», «отнюдь»;
  • рядом присутствуют зависимые слова с префиксом ни- (ничуть, нисколько, ничто).

Зависимые рядом слова нужны для усиления эффекта отрицания. Так мы добавляем экспрессии и до конца стоим на своем. Если в предложении нет ничего из этого списка, то наречие пишется слитно с частицей «не» по правилам правописания.

Хотя существует ещё одна ситуация, во время которой всегда нужно писать раздельно «не» с другими частями речи (кроме случаев, когда без «не» не употребляется). Если в предложении глагол используется как предекатив, то его нужно писать отдельно. Это означает, что лексема выполняет синтаксическую роль сказуемого.

Морфология

Слово «неслышно» можно разобрать с точки зрения морфологии двумя способами. Первый из них:

  • наречие;
  • не изменяется;
  • в предложениях чаще всего становится обстоятельством.

Второй способ морфологического разбора:

  • имя прилагательное;
  • начальная форма — неслышный;
  • постоянный признак: качественное;
  • непостоянные свойства: единственное число, средний род, краткая форма.

В предложении может быть любым членом, в зависимости от контекста.

Морфологические разбор слова «слышно» ничем не отличается от двух предыдущих. Здесь все так же есть два варианта: наречие и краткая форма глагола. Если хотите их различать, то задавайте вопросы к ним, которые соответствуют этим частям речи.

Примеры предложений

Приведем примеры предложений с использованием этих слов, чтобы запомнить, как пишется «неслышно»:

  1. Мимо моих ног неслышно промелькнула тень соседского кота.
  2. Вокруг стоит зловещая тишина — дороже затвор на скрипучей двери сегодня открывается неслышно.
  3. Я неслышно пробрался к окну и, стараясь не шевелить штору, осмотрел внутренний дворик.
  4. Для лекции выбрали ужасный зал: уже на третьем ряду ничего не слышно, что говорить о дальних.
  5. В это время года птиц у нас в деревне совсем не слышно, становится грустно и одиноко.
  6. Здесь, на отдаленном участке, колокол не слышно, а едва чувствуется, как будто это вибрация воздуха после звона.

Как неправильно писать

С точки зрения лексики и орфографии неправильными могут оказаться в зависимости от контекста оба варианта написания.

Значение

Разберемся и с толкованием этой лексемы. Так вы сможете лучше запомнить, как пишется, «неслышно». Это наречие, образованное от имени прилагательного «неслышный». Поэтому и значение его трактуется как связанный по смыслу с этим прилагательным. Лексема говорит об отсутствии возможности слышать и воспринимать информацию. Близко по значению «еле слышно».

Заключение

Знание правил с использованием отрицательной частицы «не« полезны для вас в первую очередь. Потому что сочетание этой частицы с другими частями речи — вовсе не редкое явление. Наша речь строится на том, что мы постоянно что-то отрицаем или противопоставляем. Выучив один раз элементарные законы грамматики и словообразования, сможете ими оперировать во всех ситуациях.

Оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)

Загрузка…

«Незнающий» пишет­ся слит­но с при­став­кой не- в пред­ло­же­нии с утвер­жде­ни­ем. «Не зна­ю­щий» пишет­ся раз­дель­но, если име­ет зави­си­мое сло­во, а так­же в пред­ло­же­нии с про­ти­во­по­став­ле­ни­ем, в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «нисколь­ко» и пр.

Выясним, как пишет­ся сло­во «незна­ю­щий» или «не зна­ю­щий», слит­но или раз­дель­но, опре­де­лив его часть речи. Оба напи­са­ния этих слов суще­ству­ют в рус­ском язы­ке в зави­си­мо­сти от грам­ма­ти­че­ских усло­вий в предложении.

Слово «незнающий» пишется слитно

Чтобы понять, когда сло­во «незна­ю­щий» пишет­ся слит­но, сна­ча­ла выяс­ним часть речи и спо­соб его образования.

Глагол «знать» обра­зу­ет дей­стви­тель­ное при­ча­стие насто­я­ще­го времени:

знать — (что дела­ю­щий?) знающий.

Если это при­ча­стие поте­ря­ет при­знак дей­ствия, то оно ста­нет прилагательным.

«Знающий» — это зна­чит «опыт­ный», «ком­пе­тент­ный», «эру­ди­ро­ван­ный», «про­све­щён­ный». Чаще все­го это сло­во упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии прилагательного.

С помо­щью при­став­ки не- оно обра­зу­ет сло­во с про­ти­во­по­лож­ным значением:

зна­ю­щий → незна­ю­щий.

Незнающий чело­век непра­виль­но ука­зал в анке­те адрес учреждения.

Выбираем слит­ное напи­са­ние в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфографии.

Слово «незна­ю­щий» пишет­ся слит­но с при­став­кой не-, если оно име­ет про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние и его мож­но заме­нить сино­ни­мом без этой приставки. 

Понаблюдаем, как пишут­ся с при­став­кой не- сло­ва раз­ных частей речи:

  • непри­я­тель — враг;
  • неболь­шой — маленький;
  • нечасто — редко.

Отметим, что это сло­во мож­но заме­нить сино­ни­мом без при­став­ки «мало­све­ду­щий». Оно упо­треб­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии с утвер­жде­ни­ем. Немаловажно, что у это­го при­ла­га­тель­но­го нет зави­си­мо­го сло­ва. Рядом с ним могут быть наре­чия меры и сте­пе­ни (совер­шен­но, абсо­лют­но). Они не вли­я­ют на его слит­ное напи­са­ние. Также обра­тим вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии отсут­ству­ют про­ти­во­по­став­ле­ние, части­цы «дале­ко», «вовсе», «отнюдь» и отри­ца­тель­ные сло­ва с началь­ным ни-.

Примеры

На уро­ке незна­ю­щий уче­ник не смог про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ние о зиме.

Об этой акции незна­ю­щий сотруд­ник не про­ин­фор­ми­ро­вал нас.

В нашем отде­ле не нужен совер­шен­но незна­ю­щий человек.

Слово «не знающий» пишется раздельно

Отличаем в кон­тек­сте это при­ла­га­тель­ное от одно­ко­рен­но­го при­ча­стия «не зна­ю­щий». Оно име­ет зна­че­ние «не обла­да­ю­щий досто­вер­ной инфор­ма­ци­ей».

Причастие «не зна­ю­щий» пишет­ся раз­дель­но, когда в пред­ло­же­нии при нем име­ет­ся зави­си­мое слово.

Сравним:

Незна́ющий юно­ша ука­зал нам не тот дом.

Не зна́ющий адре­са чело­век отпра­вил нас в про­ти­во­по­лож­ном направлении.

В ряде слу­ча­ев это сло­во пишет­ся раз­дель­но с части­цей «не» в пред­ло­же­нии с отри­ца­ни­ем.  Для это­го нуж­ны неко­то­рые грам­ма­ти­че­ские условия.

Перечислим их:

1. про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»

В этом вопро­се ваш спе­ци­а­лист не зна­ю­щий, а совер­шен­но некомпетентный.

2. Наличие в пред­ло­же­нии одно­го из этих слов: «дале­ко», «вовсе», «отнюдь»

 Далеко не зна­ю­щий этот раз­дел, он сде­лал невер­ные выводы.

Вовсе не зна­ю­щий чело­век ввел нас в заблуждение.

Отнюдь не зна­ю­щий сту­дент не сдал экзамен.

3. В выска­зы­ва­нии ука­жем отри­ца­тель­ные место­име­ния (нико­го, ниче­го, ника­кой, ничей) или наре­чия (нико­гда, никак, ничуть, нисколь­ко)

Никого не зна­ю­щий парень при­смат­ри­вал­ся к нам.

Никогда не зна­ю­щий это­го зако­на уче­ник не решил зада­чу по физике.

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

«Не» с причастиями — слитно и раздельно

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му контексту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую форму.

Понаблюдаем:

  • летя­щий самолет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посеяна;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пассажир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший покупатель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгляда.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный участок;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квартира;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный продукт.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слитно:

  • не до люб­ли­ва­ю­щий соседа;
  • не до гово­рив­ший о чём-то;
  • не до оце­нив­ший его старания.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые слова:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не докон­чен­ное вче­ра письмо
  • не доска­зан­ные им слова
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты ;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный журнал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птенцы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко , вовсе , отнюдь :

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, сравним:

  • неви­ди­мые слезы;
  • не види­мые мною слезы;
  • нико­му не види­мые слезы;
  • вовсе не види­мые слезы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся слова:

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли прилагательными.

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Написание Правила Примеры
Раздельное Полное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный оборот пере­улок, не мощён­ный камнями;
ёлка, не укра­шен­ная игрушками;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до конца;
У пол­но­го при­ча­стия име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а» уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный столбами;
рыба не запе­чен­ная, а провяленная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нараспашку;
Краткие при­ча­стия миф не развеян;
скор­лу­па оре­ха не расколота;
ключ не потерян;
тесто не замешено;
Слитное Причастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не- нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых слов нета­ю­щие льдины;
нескры­ва­е­мое обстоятельство;
неза­стег­ну­тое пальто;
несо­бран­ный виноград;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до- недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное задание.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Правописание НЕ с причастиями в русском языке

В зависимости от наличия определённых условий, НЕ с причастиями может писаться как слитно, так и раздельно. Рассмотрим правило употребления данной частицы или приставки.

В каких случаях пишется слитно, а когда раздельно

Пишется слитно, если причастие:

  • не употребляется без НЕ: негодующий, недоумевающий;
  • не имеет при себе зависимых слов: непришедшая посылка, неубранный номер;
  • образовано с помощью приставки НЕДО: недосоленный, недоеденный;
  • дополняется наречием меры и степени (весьма, очень, крайне, слишком, чрезвычайно и д.р.): слишком неприспособленный.

НЕ пишется раздельно, если причастие:

  • имеет при себе зависимое слово: ещё не пришедшая мне посылка, не убранный горничной номер;
  • в предложении есть противопоставление с союзом А: не прочитанная, а лишь просмотренная книга.

НЕ с краткими причастиями всегда следует писать раздельно: работа не закончена, договор не заключён

Условием для слитного написания НЕ с причастиями в полной форме является отсутствие пояснительных и зависимых слов: незаполненные бланки, неуслышанные фразы.

«Не» с причастиями — слитно и раздельно

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му кон­тек­сту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую фор­му.

Понаблюдаем:

  • летя­щий само­лет,
  • заржа­вев­ший гвоздь,
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посе­я­на,
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рас­сы­па­ны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

ПравилоСлитно пишут­ся с «не» дей­стви­тель­ные при­ча­стия в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не-.

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь,
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пас­са­жир,
  • него­до­вать — него­до­вав­ший поку­па­тель,
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгля­да.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный уча­сток,
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квар­ти­ра,
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный про­дукт.

Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слит­но:

  • недолюб­ли­ва­ю­щий сосе­да,
  • недогово­рив­ший о чём-то,
  • недооце­нив­ший его ста­ра­ния.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые сло­ва:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не докон­чен­ное вче­ра пись­мо
  • не доска­зан­ные им сло­ва
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, напри­мер:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газе­та,
  • ещё не погас­ший костёр,
  • не боя­щий­ся высо­ты,
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг,
  • дав­но не бри­тый под­бо­ро­док.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наре­чия:

  • никем не заме­чен­ная пуб­ли­ка­ция,
  • нисколь­ко не усво­ен­ное пра­ви­ло,
  • ничем не оправ­дан­ный посту­пок,
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным при­ча­сти­ем:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный жур­нал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птен­цы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обсто­я­тель­ство,
  • вовсе не иссле­до­ван­ный рай­он,
  • отнюдь не решён­ная зада­ча.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние при­ча­стий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров, совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми ост­ров,
  • совсем непро­ши­тая ткань, совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань,
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние, чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами реше­ние,
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен, абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортс­мен,
  • почти неза­се­ян­ное поле, почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

ПравилоСтрадательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не».

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами,
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завер­шён,
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, срав­ним:

  • неви­ди­мые сле­зы,
  • не види­мые мною сле­зы,
  • нико­му не види­мые сле­зы,
  • вовсе не види­мые сле­зы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся сло­ва:

непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли при­ла­га­тель­ны­ми.

Дополнительный мате­ри­алНе с при­ча­сти­я­ми пишут­ся слит­но и раз­дель­но.

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с при­ме­ра­ми.

источники:

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/7/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastiyami

http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/ne-s-prichastiyami-slitno-i-razdelno.html

Всего найдено: 20

Корректно ли говорить «ведущий лекции» вместо «читающий лекции», подразумевая именно лектора, а не слушателя, конспектирующего услышанное?

Ответ справочной службы русского языка

Называть лектора ведущим лекции некорректно.

в чем отличие глаголов слушать и слышать

Ответ справочной службы русского языка

СЛУШАТЬ, -аю, -аешь; нсв. 1. (кого-что и с придат. дополнит.).Обращать, направлять слух на какие-л. звуки, чтобы услышать; воспринимать слухом. С. лекцию. С. музыку. С. радио. С. сказки. С. пластинку. Все, затаив дыхание, слушали рассказчика. Люблю с. шум моря. С. Баха (музыку Баха). Слушаю вас (речевая формула, которую употребляют, снимая трубку, в ответ на вызов по телефону). 2. (св. выслушать). кого-что. Исследовать путём выслушивания состояние и работу какого-л. внутреннего органа; прослушивать. С. сердце. С. лёгкие. Врач внимательно слушал больного. 3. что. Публично разбирать (какое-л. судебное дело). С. дело в суде. // Знакомиться на слух с чем-л. публично оглашаемым. С. отчёт о конференции. 4. что. Изучать что-л., посещая лекции. С. курс высшей математики. С. лекции академика Шахматова. Начал с. курс русской истории в университете. 5. кого-что. (нсв. послушать). =Слушаться (1 зн.). С. родителей. С. врача. С. чьи-л. советы, наставления. Ребёнок никого не слушает. Совсем перестал с. старших. Обещай, что будешь с. бабушку. Не слушай его! Ничего не хочет с. (не реагирует на чьи-л. слова, советы, просьбы). <Слушай; слушайте, в зн. межд. Разг. Употр. при обращении к кому-л. в начале разговора для привлечения внимания. Слушай, давай уйдём отсюда. Слушайте, вы когда уезжаете? Слушание, -я; ср. (1-4 зн.). С. лекций. С. дела. Слушаться,-ается; страд. (1-4 зн.). 

СЛЫШАТЬ, -шу, -шишь; слышимый; -шим, -а, -о; нсв. (св.услышать). 1. (кого-что, также с придат. дополнит.). Различать, воспринимать слухом издаваемое, производимое кем-, чем-л. С. смех. С. стук. С. крик. С. гром. Я вас не слышу, говорите громче. Не слышал, как звенел будильник. Своими собственными ушами слышал что-л. С. похвалы. С. возражения. Вы слышали вопрос? И с. об этом не хочу (категорически отказываюсь принимать участие в чём-л., делать что-л. и даже обсуждать предлагаемое). 2.Обладать слухом (1 зн.). Левое ухо совсем не слышит. Плохо слышу этим ухом. Старик не слышит (глухой). 3. что, о ком-чём, про кого-что или с придат. дополнит. Иметь какие-л. сведения, знать по разговорам, слухам и т.п. Слышали анекдот? Это имя я где-то уже слышал. Слышал, что вы побывали в Италии. Не раз слышал о повадках этого зверя от местных жителей. Ты что-нибудь слышал про Петрова? Что я слышу! (возглас удивления услышанным). 4. что и с придат. дополнит. Разг. Распознавать путём ощущения; ощущать, чувствовать, замечать. С. запах, аромат. С. сердцем, душой. В покорности ягуара дрессировщик слышал угрозу. Не слышал, что его толкают. Сердце слышит беду. Земли под собой не слышать (испытывать сильную радость, быть в восторге). Не слышать ног под собой (испытывать чрезмерно сильную усталость от бега, ходьбы или восторга). Себя не слышать от чего(забывая всё, горячо, полностью отдаваться чему-л., какому-л. чувству). 5. кого-что. Разг. Распознавать чутьём; чуять (о животных). Пёс слышит дичь. Старая кошка не слышит мышей. <Слышишь; слышите, в зн. межд. Разг. Употр. для подчёркивания сказанного, настоятельного указания на что-л. Вечером я вас жду, слышите. Тебе нужно отдохнуть, слышишь. 

Добрый день. Помогите, пожалуйста, определить, чем являются выделенные «<>» слова в следующих предложениях: прилагательными или причастиями? — Она к нему очень <привязана>. — (в значении ‘испытывающий привязанность’), — Душа <исполнена> печали. — (в значении ‘полный, проникнутый’), — Душа <полна> печали. —, — Мы <наслышаны> о его проделках. — Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

Пожалуйста, ответьте! Третий день очень ждём. Объясните, пожалуйста, почему на вопрос (№ 294975 (Подскажите, востребованны, в предложение ниже, с одно н, или двумя? Не секрет, что опытные менеджеры по продажам более востребованны, да и денег получают больше) вы ответили (ответ уже удалён): Верно: востребованы. С двумя н эта форма не пишется. ?? А почему в других ответах вы признаёте существование этой формы?? № 279526 Скажите, пожалуйста, в выражении «деятельность абсолютно востребована» сколько н в слове «востребован/нна»? Ответ справочной службы русского языка Две Н: востребованна. № 264690 1.Как правильно писать: эти программы востребованы или востребованны; дети на сцене раскованы или раскованны? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: востребованны. № 264757 1.Помогите, пожалуйста, как надо писать слово ВОСТРЕБОВАНЫ (например, эти словари востребованы или востребованны)? Ответ справочной службы русского языка 1. Верно: эти словари востребованны; эти словари востребованы читателями. № 262989 Ответ справочной службы русского языка Количество Н зависит от того, краткая форма какой части речи перед Вами: востребована (краткое причастие) и востребованна (краткое прилагательное). № 262725 Ответ справочной службы русского языка Это слово может выступать как краткое прилагательное или как краткое причастие, с чем и связаны различия в написании. В Вашем примере следует написать две Н (это краткое прилагательное). № 216831 Ответ справочной службы русского языка Они здесь, в Юрге, нужны и востребованны_. № 213632 Ответ справочной службы русского языка Здесь верно (если нет зависимых слов): будет востребованна. ???

Ответ справочной службы русского языка

Написание краткой формы слова востребованный представляет собой орфографическую проблему. Правила 1956 года и вслед за ними Д. Э. Розенталь предлагали писать краткие причастия с одним н, а соотносимые с ними отглагольные прилагательные с двумя. Так, одним и двумя н различаются причастия и прилагательные во фразах: Она воспитана дальней родственницей — У нее хорошие манеры, она воспитанна; Она избалована хорошими условиями — Она капризна и избалованна. Прилагательные отличаются от причастий тем, что имеют качественное значение и могут образовывать сравнительную степень. Есть и другие показатели «причастности» и «прилагательности», но в орфографических справочниках указываются именно эти.

Если руководствоваться такими рекомендациями, слово востребованный во многих контекстах можно отнести к прилагательным. Оно часто имеет качественное значение ‘нужный, своевременный’ и при этом образовывает сравнительную степень: эти товары востребованнее, чем другие. Из приведенного правила следует, что в востребованный может быть прилагательным и в его кратких формах нужно писать два н

Однако практика письма иная: в ней абсолютно преобладает написание с одним н. Более того, такое написание соответствует рекомендации «Русского орфографического словаря» РАН. Получается, что с двумя н эта форма не пишется. 

Можно предположить, с чем связана словарная фиксация с одним н. В толковых словарях слово востребованный как прилагательное не отмечается, в отличие от воспитанный, избалованный и других отглагольных прилагательных, давно существующих в русском языке. По нашим наблюдениям значение ‘нужный, своевременный’ появилось у слова востребованный относительно недавно. А словари всегда немного отстают от развития языка. Не зафиксированное толковыми словарями прилагательное не попало и в орфографический словарь.

Но почему не распространяется написание с двумя н (по правилу!) в практике письма?  Дело в том, что пишущие нарушают правило о кратких причастиях и прилагательных и во многих других случаях. И количество не соответствующих правилам написаний столь велико, что впору задуматься, не говорит ли это о том, что само правило не соответствует норме письма. Может быть, нормой стало написание прилагательных с одним н и только несколько пар типа воспитана  воспитанна еще более или менее устойчиво различаются. Также есть основания предполагать, что это вовсе не изменение нормы, а так было и раньше. Еще Д. Э. Розенталь в своих наиболее полных справочниках отмечал, что есть отглагольные прилагательные, которые пишутся с одним н, а в некоторых случаях выбор н и нн обусловлен синтаксически: при наличии дополнения пишется н, а при его отсутствии  нн. 

Эта проблема не осталась без внимания ученых. Правило в полном академическом справочнике 2006 года было сформулировано несколько иначе, чем в своде 1956 года и у Д. Э. Розенталя: «Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н, если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо ‘испытывающий привязанность’  Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо ‘полный, проникнутый’  Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо ‘хорошо осведомленный’  Мы наслышаны о его проделках».

При этом в «Русском орфографическом словаре» для отглагольных прилагательных указано, что при наличии дополнения они пишутся с н, а при отсутствии  с нн, например: её интересы ограничены домом и детьми и наши возможности ограниченны, она самоуверенна и ограниченна (см. словарную статью для слова ограниченный)

Вот такая непростая ситуация. Пока правило не изменено, мы рекомендуем писать в соответствии с ним, хотя иногда колеблемся. Однако нужно признать, что на данный момент ни написание н, ни написание нн в кратких формах прилагательного востребованный считать ошибкой нельзя. 

Какое значение имеет словосочетание «в голос»?

Корректно ли следующее предложение:

«А нам это нравится!» — в голос сказали мои мужчины.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание в голос означает ‘вслух, громко, во всеуслышанье’, устаревшее значение – ‘все вместе, одновременно’. Предложение можно понять двояко.

Доброго здоровьица!

Несмотря на упорное игнорирование моих вопросов, по-прежнему надеюсь быть услышанным (и «отвеченным» :-)).

Корректна ли будет фраза: «Как уже говорилось ранее, совпадения музыки и текста, изначально друг другу не предназначенн(ЫХ), бывают совершенно неожиданные».

Ответ справочной службы русского языка

По структуре предложения Вы выбрали верную форму: не предназначенных. Однако сочетание не предназначенные друг другу музыка и текст некорректно, предложение следует перестроить.

Здравствуйте! Второй раз задаю вопрос. На одном из сайтов нашла информацию, что в 2001 году в правила русского правописания были внесены следующие изменения:
«Писать «брошура» и «парашут» вместо «брошюра» и «парашют». Писать
«разыскной» вместо «розыскной». Прилагательные и причастия, образованные от
глаголов несовершенного вида («жареная», «груженые», «стриженые») во всех
случаях писать с одним «н». Сложные прилагательные, имеющие в первом
компоненте суффиксы -н-, -ск-, -ов-, -ян-, -чат-, -ист- писать через дефис
(«народно-хозяйственный», «первобытно-общинный» и т. п.). При отсутствии
упомянутых суффиксов прилагательные пишутся слитно («нефтегазовый»,
«товаропассажирский»). Соединения с компонентом «пол-» всегда писать через
дефис («пол-дома», «пол-первого»), а слова, начинающиеся с «мини-«, «видео-«
и т. п. — слитно («миниюбка», «видеоприставка»). Официально утвердить
написание с прописной буквы «названий, связанных с религией» (Бог, Пасха
Христова, Великий Пост и т. д.).»
Вопрос — так ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Информация о том, что «в 2001 году в правила русского правописания были внесены изменения» не соответствует действительности. В 2000–2001 гг. Орфографической комиссией РАН, действительно, велась работа над внесением изменений и дополнений в правила русского правописания. К сожалению, работа эта не была доведена до конца – главным образом из-за негативной реакции общества на некоторые предлагавшиеся изменения, которая во многом была спровоцирована недобросовестным освещением этой темы в СМИ (журналисты, как водится, заговорили о «реформе языка», не понимая, что язык и правописание – далеко не одно и то же).  Аргументы лингвистов тогда остались неуслышанными, многолетняя работа приостановлена, и в результате сейчас официально действующим сводом правил правописания по-прежнему являются «Правила русской орфографии и пунктуации», принятые в 1956 году и существенно отстающие от современной практики письма.

См. также ответ на вопрос № 247113.

Здравствуйте. Объясните ,пожалуйста,применение местоимения СВОЙ. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

СВОЙ, своего; м.; СВОЯ, своей; ж.; СВОЁ, своего; ср.; мн.: свои, своих. местоим. прил.
1.
Принадлежащий или свойственный себе. Сделать своими руками. Не верить своим глазам. Своя голова на плечах. Пожаловать со своего плеча (об одежде). По своему характеру — просто ангел! Своя жизнь, свои заботы у каждого. Изложить свои мысли. К своему удивлению. Рассказать историю своей жизни. Скрыть своё прошлое. Рассчитывать на свои силы. Иметь свой угол
(часть квартиры — обычно комната, принадлежащая себе; местожительство для себя, приют, пристанище). Жить своим домом
(отдельно от родителей и родных; самостоятельно). Жить своим умом
(самостоятельно, независимо от советов посторонних). Жить в своё удовольствие
(весело, беспечно). Пришёл не своей волей
(против желания). Идти на своих двоих
(пешком). На свою голову
(во вред, в ущерб себе). На свой страх и риск
(взяв всю полноту ответственности за последствия на себя). Знать что-л. как свои пять пальцев
(очень хорошо, досконально). Стоять на своих ногах
(быть независимым, самостоятельным). Ещё в своём уме (разг.;
о том, кто является психически нормальным). Не в своём уме (разг.;
о том, кто потерял здравый смысл, сошёл с ума). Кричать не своим голосом (разг.;
громко и отчаянно — обычно от ужаса, горя и т.п.). Принять что-л. на свой счёт
(счесть относящимся к себе). Не видать как своих ушей
(о безнадёжности увидеть или получить кого-, что-л.). Дудеть в свою дуду
(беспрестанно повторять одно и то же). Рассказать своими словами
(передав общий смысл, не придерживаясь точных выражений услышанного, прочитанного). Не в своё дело не суйся!
(не касающееся тебя). * Не в свои сани не садись (погов.:
не занимай не подобающего тебе положения, не берись за то, чего не умеешь делать). * Своя рубашка ближе к телу; своя шкура дороже (погов.:
о том, кто беспокоится только о себе). * Своя рука владыка (погов.:
о возможности поступать по своему усмотрению, желанию). //
Совершаемый, изготовляемый и т.п. лично, самим; исходящий от самого себя. Получить премию за своё изобретение. Сдать в редакцию свою статью. Поручиться за качество своей работы.
Ларец своей работы. Сдержать своё слово. Выполнить свои обязанности. Жить свои трудом. Мастер своего дела. Внести свою лепту во что-л. (высок.). Сообщить о своём решении. Картошка своя, огурцы свои
(не покупные). Сказать своё слово (также:
проявить в чём-л. себя; сыграть свою роль в чём-л.). Со своей стороны препятствовать не буду
(лично сам). Идти своей дорогой, своим путём
(поступать и действовать самостоятельно, независимо, в соответствии со своим желанием, выбором). //
Не искусственный, не поддельный, естественный. С. цвет лица. У вас парик? — Нет, свои (о волосах). Умереть своей смертью
(не насильственной). Умереть не своей смертью
(насильственно, погибнуть).
2.
Собственный, составляющий имущество или достояние отдельного лица, учреждения. Растить свои кадры. Иметь свою машину, дачу. Раздать всё своё имущество, всю свою зарплату. Купить за свои деньги. У них свой домик в деревне. При заводе своя больница. Предприятие имеет свой счёт в валютном банке. Идти в отпуск за свой счёт
(без сохранения содержания, оплаты).
3.
Относящийся к себе как члену какого-л. коллектива, какой-л. общности; связанный отношениями родства или общим местом работы, социальным положением, взглядами, вкусами и т.п. Пойти в кино со своим классом. Бросить свою семью. Встретиться со своими ветеранами. Оказаться не в своей роте. Любить свою деревню, свою родину. Вернуться после армии на свой завод. Стать в команде своим. Свой парень! Свой брат, архитектор. Люди своего круга. Свой в доску
(преданный, простой, доступный; о человеке). * Свои люди — сочтёмся (Посл.). * У вас своя свадьба, у нас своя (погов.:
давайте не касаться друг друга). * В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.:
будучи в гостях, следует подчиняться чужим правилам и обычаям). //
Не иностранный, не заимствованный; родной, отечественный. Иметь свою отечественную технологию. Развивать свою промышленность. Насытить рынок товарами своего производства. Пользоваться своими энергоресурсами. Говорить на своём, родном языке.
4.
Своеобразный, свойственный только кому-, чему-л. одному, данному или единому. В каждом доме свой запах. В любом движении есть что-то своё, неповторимое. Сказать со своей прямотой и откровенностью. Петь на свой лад. Всяк судит на свой манер. И в осени есть своя прелесть и очарование! У них свои тайны и свои расчёты друг с другом. Творить что-л. по своему образу и подобию
(равняясь на себя). Вырабатывать свой стиль, почерк. Театр имеет своё лицо
(оригинален в своём творчестве). Называть вещи своими именами
(не скрывая истины, не приукрашивая говорить о чём-л.). Проявить своё я
(личное, индивидуальное начало в человеке).
5.
Соответствующий кому-, чему-л.; подходящий для данных условий, обстоятельств, лиц и т.п. На всё есть свои правила. Продать товар по своей цене
(по себестоимости, без завышения). Выполнить свой долг, свои функции. Вступать, входить в свои права
(становиться полноправным хозяином, делаться обычным явлением). Возвратиться на круги своя
(к прежнему состоянию, образу жизни). Быть не в своей тарелке
(не в духе или в состоянии дискомфорта, несоответствия данному обществу, кругу). Знать своё место
(занимать отведённое место — о собаке;
вести себя в соответствии со своим положением — о человеке). Поставить на своё место кого-л.
(дать понять зазнавшемуся или чересчур самоуверенному человеку, что он есть на самом деле). Всё на своём месте
(как обычно, как принято). Работать не на своём месте
(не соответствовать по качествам или интересам, склонностям занимаемой должности, работе). * Каждому овощу своё время (погов.:
всё должно делаться вовремя, своевременно). < Свой, -его; м. Разг.
О муже, супруге. Побаиваешься своего-то? По-своему, нареч. 1.
По своему желанию, усмотрению, на свой лад. Хочется жить по-своему. По-своему истолковать мои слова. Всё равно по-своему переделает. Других слушай, а поступай по-своему. -2.
Сообразно своим свойствам, качествам; по-особому, своеобразно. Он по-своему её любит. Картина по-своему хороша. По-своему милый юноша. -3.
На своём родном языке. Лопочет что-то по-своему. В своё время, в зн. нареч. 1.
Своевременно, когда необходимо. Сажать следует всё в своё время. Учись в своё время, потом поздно будет. -2.
Когда-то в прошлом. Любили в своё время гульнуть. Своим ходом, в зн. нареч. 1.
Самостоятельно, независимо от группы и предлагаемого транспорта. Вы поезжайте сейчас, а я своим ходом доберусь. -2.
Так, как нужно, как полагается вне зависимости от внешних обстоятельств. Дела шли своим ходом. Своим порядком; своим чередом, в зн. нареч.
Как обычно, как следует. Дни идут своим чередом. В свою очередь; (трад.-нар.) в свой черёд, в зн. нареч.
В ответ, со своей стороны. Стал ругаться, ну и я в свою очередь в долгу не остался. В своём роде; своего рода, в зн. нареч.
С известной точки зрения; в некоторой степени. Это своего рода обман. В своём роде прекрасное полотно! По своему обыкновению, в зн. вводн. словосоч.
Как обычно. Вставал, по своему обыкновению, рано.

Огромнейшая признательность за скорые ответы!
Еще вопрос, пожалуйста, по мотивам ответов на вопросы № 250323 и № 242126.
1) Сколько заказов теряется (именно) будучи не услышанными… 2) Письмо поступило в редакцию, будучи не подписанным (ни одной фамилией). Скажите, пожалуйста, разве и в том и другом случае не следует признать обороты некорректными? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти предложения корректны, так как в них деепричастный оборот соотносится с двусоставной грамматической основой.

Добрый день! Спасибо за Ваш труд.
Есть кое-какие замечания по Вашему фразеологическому справочнику.
Статья «Глас вопиющего в пустыне»
«Глас вопиющего в пустыне (книжн.) — призыв, остающийся без всякого ответа. По одной из версий, фразеологизм является старославянским по происхождению. Имеется в виду Иоанн Предтеча, проповедовавший и крестивший в пустыни, то есть в «пустом, необжитом месте». По другой версии, происхождение оборота связано с библейским сюжетом: пророк Исаия взывает к израильтянам из пустыни уготовить путь Богу, но остается неуслышанным».

Во-первых, непонятно, почему вдруг две «версии». Ведь проповедь Иоанна Предтечи, долгое время проведшего в посте и молитвах именно в пустынЕ (а не в пустынИ) стала исполнением того самого пророчества Исаии, о котором говорит «вторая версия».
Во-вторых, противопоставление «старославянского происхождения» и «библейского сюжета» тоже бессмысленно и некорректно. Ведь старославянский язык был языком первых славянских переводов Священного Писания. И правильнее было бы говорить о библейском происхождении фразеологизма и его церковнославянской форме.
Видимо, т. н. «версии», сами по себе в целом правильные, были получены из разных источников, а при собирании их воедино получилась досадная бессмыслица, не очень уместная на таком сайте.

С уважением

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за обстоятельный и толковый комментарий, обязательно учтем при редактировании «Справочника по фразеологии».

Здравствуйте. Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания в предложении: Сколько заказов теряется именно будучи не услышанными – так это вообще одному богу известно.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такая пунктуация возможна. Обратите внимание на слитное написание: будучи неуслышанными.

Здравствуйте, уже ни раз слышала по радио , как ди-джей говорит: «Продолжаю читку ваших смс»…сама работаю в сми, но услышанное так режет слух….неужели это правильно? не правильнее ли будет сказать «чтение ваших смс»? спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Конечно, фраза получилась некрасивая. Лучше: продолжаю читать ваши СМС…

Здравствуйте! В последнее время в СМИ часто встречаются выражения типа Чеховского:»Проезжая мимо станциии, у меня слетела шляпа». Насколько я помню из школы, учительница русского языка приводила это выражение как пример неграмотного употребления деепричастного оборота? Верно ли это? И не изменилось ли что-нибудь в современном русском языке? Для примера привожу выражения, услышанные по радио и ТВ: «Проходя мимо домика, вспоминаются слова Маяковского…» или
«Подписавшись на газету, у вас появится возможность…» На мой взгляд эти фразы аналогичны чеховской. Можно ли так выражаться?
С уважением, Кислова Э.Р. г.Рязань.

Ответ справочной службы русского языка

Вы совершенно правы, такие высказывания содержат речевую ошибку, так говорить не следует.

Дорогие работники «грамоты.ру», обращаюсь к вам не за разъяснением уже совершённого и записанного в правилах, а за ответом на вопрос про будущее. Я, увы, не так подробно слежу за реформами в русском правописании, как вы, поэтому мне сложно предсказать будущие изменения. Всвязи с этим вопрос: будут ли в ближайшем будущем какие-нибудь значительные реформы или даже революции в правописании.
P. S. А то правда, надоело уже, что «лестница», а не «лезтница» и что «разыскивается», а не «розыскивается».
Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что меня инетерсует будущее, а не прошлое.

Ответ справочной службы русского языка

Хороший вопрос, и он стоит того, чтобы поразмышлять о судьбах русского правописания. Ведь гораздо чаще в вопросах наших посетителей можно встретить противоположную точку зрения: зачем вообще нужны изменения в орфографии? Неужели лингвистам больше нечем заняться?

Революции в правописании точно не случится. Во-первых, любые попытки внести изменения в свод орфографических и пунктуационных правил – изменения даже самые незначительные и необходимые – вызывают крайне болезненную реакцию со стороны общества (вернее, его большей части – грамотных носителей языка). Это понятно и объяснимо: усвоив правила правописания, люди не хотят переучиваться. Устойчивость орфографии – необходимое условие существования культуры, а грамотность – важнейший показатель образованности человека. При реформах правописания страдают именно самые грамотные люди, т. к. они вмиг (пусть и на короткое время, пока не усвоят новые правила) становятся самыми неграмотными (Если, например, мы примем предложение писать парашут, брошура, жури, то грамотный человек, выучивший, что надо писать Ю, сделает ошибку, а неграмотный, никогда не слышавший ни о каких исключениях, напишет правильно). Именно поэтому любые предложения об изменении орфографии моментально встречаются обществом в штыки: лингвистам «достается по полной», а их аргументы часто остаются неуслышанными (так произошло и несколько лет назад, когда обсуждался проект нового свода правил правописания). Кроме того, очень многие (под влиянием уроков русского языка в школе, где, в основном, изучается правописание) ошибочно думают, что правописание и язык – одно и то же, что изменения в орфографии ведут к изменениям в языке. Хотя на самом деле орфография – лишь «оболочка» языка (как фантик конфеты), и, изменив ее, мы навредить языку не можем.

Во-вторых (хотя это, наверное, во-первых), русское правописание и не нуждается в каких-то глобальных изменениях. Наша орфография сложна, но разумна, стройна и логична. В ее основу положен фонемный принцип, суть которого заключается в следующем: каждая морфема (корень, приставка, суффикс) пишется по возможности одинаково, несмотря на то что ее произношение в разных позиционных условиях может быть разным. Мы произносим [дуп], но пишем дуб, т. к. в этом слове тот же корень, что и в слове дубы; произносим [з]делать, но пишем сделать, т. к. в этом слове та же приставка, что и в слове спрыгнуть и т. п. Фонемному, или морфологическому, принципу отвечает 96 % написаний. И лишь 4 % – это разного рода исключения. Они обусловлены традициями русского письма. Мы пишем лестница, хотя могли бы писать лезтница (как лезть) и лесница (почему бы не проверить словом лесенка?). И при написании слова разыскивать не действует проверка словом розыск. Здесь свое правило: в приставках раз-/роз- под ударением встречается только о, без ударения – только а. Кстати, и из этого «неправильного» правила было исключение: слово разыскной предписывалось писать через о, и недавнее устранение этого странного исключения тоже вызвало жаркие споры… Можно было бы, конечно, ликвидировать все традиционные написания, подвести их под фонемный принцип, но… зачем? Это будет реформа беспощадная и бессмысленная: мы потеряем многие написания, в которых запечатлелась история русского языка, а кроме того, даже устранение этих 4 % исключений вызовет колоссальный взрыв в обществе. Незначительную их часть уже предлагалось ликвидировать в 1964 году (например, писать жолтый, жолудь), но эти предложения были с негодованием отвергнуты обществом.

И все-таки небольшие изменения в правописании неизбежны. Именно небольшие изменения, а не революции и не «реформа языка», которой так пугали общество журналисты. Сейчас официально действуют «Правила русской орфографии и пунктуации», принятые в 1956 году. Давно очевидно, что они устарели (представьте, что сейчас действовали бы Правила дорожного движения, принятые в 1956 году). Некоторые орфографические правила (о написании н/нн в прилагательных и причастиях, о слитном и раздельном написании сложных прилагательных и др.) ставят в тупик даже самых грамотных людей, не говоря уже о тех, кто только начинает изучать русский язык. Написание многих слов, часто встречающихся в современной речи, не регламентируется «Правилами»: 50 лет назад этих слов не существовало. Именно поэтому Орфографической комиссией РАН несколько лет велась работа над переизданием правил правописания с внесением актуальных для современной письменной речи изменений и дополнений. По экстралингвистическим причинам (в первую очередь – из-за негативной реакции общества на некоторые предлагавшиеся изменения) эта работа была приостановлена. Остается надеяться, что в ближайшие годы она будет доведена до конца. Создание и официальное утверждение нового свода правил русского правописания – это не прихоть лингвистов, а веление времени.

Что означает выражение «гамбурский счет»?

Ответ справочной службы русского языка

Гамбургский счет  – об оценке чего-нибудь без скидок и уступок, с предельной требовательностью. Из сборника критических статей В. Шкловского под названием «Гамбургский счет» (1928). В предисловии Шкловский писал, что выражение по гамбургскому счету услышано им от бывшего циркового борца. Борцы будто бы съезжались в Гамбург и  проводили закрытый турнир для выяснения истинной силы каждого. Но, по-видимому, гамбургский счет — собственное выражение Шкловского. По предположению Л. И. Скворцова («Вопросы культуры речи», 1965, вып. 6), отсюда возникло выражение по большому счету.

  • Неусидчивый как пишется правильно
  • Неукомплектованность штата как пишется
  • Неукого как пишется слитно или раздельно
  • Неуклюжий прыжок как пишется
  • Неуклюжий медвежонок как пишется слитно или раздельно