Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Таблица 1
Причины и характер проявления неуспеваемости |
|
Причины неуспеваемости |
Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
|
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение |
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения |
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
|
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей |
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение «Самое главное»
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение «Моментальное фото»
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение «Лучший вопрос»
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2).
Таблица 2
Этапы формирования положительного отношения к учению |
|||
Формируемые отношения |
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
К содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого |
Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) |
Действует учитель – ученик только воспринимает |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам |
Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий |
Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий |
Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие |
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).
Таблица 3
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке |
|
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала |
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса |
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости (табл. 4).
Таблица 4
Профилактика неуспеваемости |
|
Этапы урока |
Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала |
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
|
Организация самостоятельной работы вне класса |
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически (табл. 5).
Таблица 5
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися |
|
Мероприятия |
Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации |
Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком |
Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть |
Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий |
В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса |
В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками |
В течение учебного года |
В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.
Работа с неуспевающими учащимися
1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_________________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
_________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником __________________________________
_________________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
_________________________________________________________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
_________________________________________________________________
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего»
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. «За двумя зайцами погонишься…»
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Неусвоение ребёнком программы
Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Как поступить школе?
Ванюков Игорь Викторович
Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, административная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей.
Право на образование в Российской Федерации является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребенка в области образования можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).
В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в течение месяца.
Раздел комментариев:
Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статьи 273-ФЗ:
Статья 2
Статья 44
Как пишется неусвоенный? Как правильно не усвоенный? Как правильно следует писать не усвоенный слитно или раздельно? В русском языке имеются два слова:
_ Знать это будет достаточно для того, чтобы предположить возможность слитного и раздельного написания. При этом важно уметь отличать прилагательные от причастий. Чаще всего о причастиях говорят, когда видят зависимые слова или ориентируются на семантику. Например:
По сути, мы видим в первых четырёх примерах причастные обороты. Если бы переставили местами некоторые слова, они оказались бы обособленными запятыми. Например:
А последний (пятый) пример имеет в себе противопоставление, которое также предрасполагает нас к раздельному написанию. Между тем, зависимых (или, как их ещё иногда называют, поясняющих) слов может в предложении и не быть. В этом случае мы, как правило, имеем право утверждать, что наше причастие стало похожим на прилагательное, приобрело многие его признаки. При отсутствии отрицательных наречий или местоимений и когда нет выраженных и задуманных противопоставлений, усиленных отрицаний, мы можем довольно смело писать слово «неусвоенный» слитно. Обратите внимание, что слитное написание встречается значительно реже, желательно его всё-таки избегать, по возможности. Но оно не может быть при описанных чуть выше условиях грубой ошибкой. Главное — чётко распознать эти условия. Например:
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим андрей4100 3 года назад В основном в русском языке встречается раздельное написание данного нам слова. Приведём несколько примеров предложений: -Это был совсем не усвоенный нами урок; А вот и пример слитного написания: -не все знают, что неусвоенный белок в организме превращается в ядовитые вещества. -Irinka- 3 года назад Слово (не)усвоенный может быть написано как слитно, так и раздельно с «не». Раздельное написание в тексте необходимо, если в тексте есть противопоставление, усиление отрицания, либо поясняющие слова. Пример раздельного написания данного слова. Не усвоенный детьми параграф был задан на дом. Не усвоенный, забытый урок не пошел на пользу. В других случаях, если эти условия в тексте не соблюдены, то пишем слово слитно. Неусвоенный материал. Урания 2 года назад Слово «усвоенный» может быть как прилагательным, так и страдательным причастием прошедшего времени. Они образованы от глагола совершенного вида – усвоить – что сделать? В прилагательном «неусвоенный» нет отрицания – это новое слово с частицей «не», которое является антонимом к слову «усвоенный». Поэтому пишем его слитно – «неусвоенный». Например:
Если есть в предложении противопоставления, или усиливающие отрицание слова, то следует писать слово раздельно с частицей «не» — «не усвоенный»:
Причастия с частицей «не» пишется раздельно – «не усвоенный». То, что перед нами причастие, указывает присутствие зависимого слова в предложении. Приведем пример предложения:
Ninaarc 2 года назад Для того чтобы написать слово «не*усвоенный» без ошибок, обратим внимание на то, что слово «усвоенный» — это причастие в полной форме. А причастия с частицей «не» могут быть написаны и в два слова, и слитно. Напишем причастие «неусвоенный» слитно, если при нем нет никаких пояснительных слов. Пример: Неусвоенный материал пришлось учить самостоятельно. Причастие «усвоенный» может быть написано раздельно с «не», например, в предложениях с противопоставлением. Если в предложении присутствуют слова «вовсе», «далеко», «отнюдь» или имеются зависимые слова, то и в этих случаях пишем слово так: «не усвоенный». Примеры: Урок был не усвоенный, а дети не хотели вникать в суть нового материала. Материал урока оказался далеко не усвоенный. Бархатные лапки 3 года назад Слово «не/усвоенный» можно писать с частице «не» как слитно, так и раздельно. Если в предложении есть противопоставление, то значит пишем раздельно. Если в предложение есть усиление отрицания, то тоже пишем раздельно. В других случаях пишем это слово слитно. В целом, оба варианты написания слова допустимы. kellymilena 3 года назад В прилагательном Неусвоенный вместе пишем частицу Не-, если можно заменить это слово на синоним. Например, неусвоенный урок- бесполезный; малопонятный. Отдельно пишем, если имеется противопоставление. Пример: Не усвоенный, а непонятный, неосмысленный учебный материал. Красное облако 3 года назад Можно написать «не усвоенный», а можно написать «неусвоенный». И первый вариант написания и второй, не являются ошибочными. То есть пишется и так и так. Надо смотреть по контексту и видеть предложение целиком. Но чаще пишется раздельно. Khamitovr 3 года назад В русском языке возможно два вида написания данного слова, но чаще всего встречается раздельное написание данного слова. Вот несколько примеров: Дети стали ссылаться на неусвоенный материал никем не усвоенный параграф Знаете ответ? |
Любовь Ачелова
Мастер
(1477)
14 лет назад
Прилагательное программный образовано от существительного программа, которое пишется с ММ. В прилагательном тоже ММ.
Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Как поступить школе?
Ванюков Игорь Викторович
Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ). Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, административная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей.
Право на образование в Российской Федерации является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребенка в области образования можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ).
В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в течение месяца.
Раздел комментариев:
Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статьи 273-ФЗ:
Статья 2
Статья 44
Почему слова «программа, программировать» в английском языке пишутся двумя способами — program и programme? Что это — два варианта написания одного слова, или это разные слова? И как писать правильно? Для начала отметим, что program или programme употребляются как в качестве существительного, так и глагола.
Program / programme — существительное
Рассмотрим сначала, как существительные program и programme используются в разных вариантах английского .
На самом деле между этими словами нет никаких лексических различий, различия только в том, где именно эти слова употребляются: в американском английском всегда употребляется program, а в Англии всегда используют programme , но если речь идет о компьютерной программе, то однозначно используется program. В Австралии рекомендуют использовать program в официальных документах, но programme также широко используется.
Слово “program” преобладало в Англии до 19 века, а затем в моду вошло “programme”, заимствованное из французского.
Поэтому, если вы пишете письмо в Великобританию, или сдаете экзамен и т.п., стоит выучить на основе следующих примеров, как правильно использовать programme и program:
• Do you know the programme for the concert? – вы знаете программу концерта?
• You have to run this computer program on your PC. – вы должны загрузить эту компьютерную программу на свой персональный комп.
• My mother’s favourite TV programme is about health. – любимая телепередача моей мамы посвящена здоровью.
Program – глагол
В качестве глагола и англичане, и американцы используют “to program”. В американском английском употребляются формы programed и programing. Но Оксфордский словарь английского языка рекомендует употреблять programmed и programming.
Обновлено: 09.01.2023
Автор: Буханенкова Ольга Олеговна
Организация: МБДОУ д/с № 28 Рябинушка
Населенный пункт: х. Верхнеподпольный
Цель: выявление уровня и динамики развития детей за истекший 2017 – 2018 уч. год, а так же проектирование воспитательно – образовательного процесса на 2018. – 2019 уч.год и коррекционно-развивающей работы на время летней оздоровительной компании.
Форма проведения: индивидуальные и подгрупповые занятия.
Форма предоставления отчетности: протоколы и аналитические справки по возрастной группе.
По результатам проведения мониторинга выявлено следующее:
- Количество детей, принимавших участие в мониторинге – 55 человек (93%), что на 3.% больше чем в 2016-2017 учебном году;
- Количество детей, не принимавших участие в мониторинге – 4 человека (7.%), что на 2 % меньше чем в 2016-2017 учебном году;
- Дети, не принявшие участие в мониторинге, отсутствовали по причине болезни. Рекомендовано провести с этими детьми мониторинг с 01.09 по 30.09.2018 года.
Общий уровень освоения детьми образовательной программы
- Показатель высокого уровня освоения детьми программы составил – 36 %;
- Показатель среднего уровня освоения детьми программы составил – 56 %;
- Показатель низкого уровня освоения детьми программы составил – 8 %.
Сравнительный анализ освоения образовательной программы показал:
Наблюдается положительная динамика общего уровня освоения детьми ООП в сравнении с 2016-2017 уч.г. (прошлый учебный год). По общему уровню динамика составила 3 % в сравнении с 2016-2017 уч.г. Высокий уровень освоения программы снизился на 2% , средний уровень увеличился на 7 % и низкий уровень освоения программы снизился на 5%, что подтверждают данные таблицы.
В прошлом учебном году наиболее высокие результаты освоения образовательных программ были получены (В+С) по ОО
В прошлом учебном году наиболее низкие результаты освоения образовательных программ были получены по ОО (В+С)
- общий итог выявленных результатов и их динамики показал:
Вывод:
- Причины увеличения ( снижения) уровня освоения детьми ООП:
Снижение уровня освоения О.О. связано с наличием в Доу детей, нуждающихся в особых условиях образования. Эти дети прошли ПМПк Аксайского района, им даны заключения и рекомендации комиссии.
На современном этапе в условиях совершенствования и обновления системы образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение придается обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Экологическое, демографическое, культурологическое и социальное неблагополучие в обществе привело к резкому увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении, которых в последствии отнесли к группе педагогического риска (дети риска).
По мнению Г.Ф. Кумариной, дети риска — это дети, которые по состоянию здоровья, социального развития находятся как бы в пограничной зоне между полосами возрастной нормы и патологии, они испытывают трудности в обучении из-за соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности [4].
- не имеющие отклонений в развитии (с сохранным интеллектом);
- с низким уровнем школьной зрелости при поступлении в школу;
- испытывающие трудности в обучении и в освоении социальной роли ученика;
- соматически ослабленные;
- имеющие повышенный риск школьной дезадаптации.
В то же время при более детальном изучении у них обнаруживается специфика двигательного, речевого, когнитивного и эмоциональноволевого развития, а также несформированность предпосылок овладения программным материалом.
В зависимости от различного понимания сущности проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, назывались и разные причины ее возникновения. Я.А. Коменский определил среди трудностей при обучении детей трудности (внутренние), которые обусловлены индивидуальными особенностями ребенка, и трудности (внешние), обусловленные воздействием на ребенка окружающей среды. Известный педагог одним из первых обратил внимание на индивидуальные особенности ребенка, являющиеся причиной затруднений в обучении.
В дальнейшем был выделен целый ряд причин возникновения затруднений при обучении детей: психофизические (А. Бине, М.А. Голозко, Е.М. Захарьян, Т. Симон и др.), биологические (П.П. Блонский, Т.А Власова, М.С. Певзнер и др.), социальные (Е.А. Аркин, А.Б. Залкинд и др.), психологические (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Шевченко и др.), педагогические (Г.Ф. Кумарина, Л.С. Славина и др.).
- обусловленные нарушением познавательной деятельности ребенка;
- не связанные с нарушением познавательной деятельности ребенка, а являющиеся следствием индивидуальных особенностей ученика и неблагоприятных условий социальной среды.
Вторую группу причин следует рассматривать как факторы риска.
- недостатки подготовки ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
- длительная психическая депривация;
- соматическая ослабленность ребенка;
- нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
нарушение формирования так называемых школьных навыков (диcлексия, диcграфия, дискалькулия) и др.
- дети социального риска;
- дети академического риска;
- дети риска по здоровью;
- дети с комплексными проблемами [1].
Указанные факторы риска не связаны с нарушением познавательной деятельности ребенка. Их следует рассматривать как факторы, способные при определенных условиях стать причинами школьных трудностей в будущем, но не являющиеся противопоказанием для обучения по общеобразовательным программам. Это обусловлено тем, что дети риска имеют соответствующие возрастным нормам умственные способности, чем отличаются от детей с задержкой психического развития (ЗПР), относящихся к специальному (коррекционному) контингенту учащихся.
Несоответствие методик и требований функциональным и возрастным особенностям развития ребенка способно вызвать не менее серьезные трудности, чем отклонения в состоянии здоровья или задержка в развитии [2,3, 4 и др.].
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, число детей старшего дошкольного возраста с расстройствами нервно-психической сферы составляет 30-40 %, а среди детей, поступающих в школу, свыше 60 %. На этапе же дошкольного возраста их число достигает 25% [1].
Большое значение для успешного обучения детей группы риска имеет ранняя диагностика развития и уровня сформированности элементарных знаний и представлений, прогнозирование будущей неуспешности, ее предупреждение и профилактика.
Одним из направлений в решении проблемы предупреждения неуспешности является научно обоснованная система подготовки дошкольников к обучению в школе (Е.А. Бугрименко, С.В. Гаврилова, Т.Н. Доронова, Г.Г. Мисаренко, Е.С. Слепович, Е.В. Соловьева, У.В. Ульенкова, Н.К. Усова, Г.А. Цукерман, Е.И. Щербакова и др.). В предшкольный период необходимо особое внимание уделять общему и интеллектуальному развитию детей, развитию их речи, накоплению детьми сведений об окружающем мире и формированию интереса к учению. Для детей, испытывающих трудности в усвоении программы дошкольного образования, необходимо создавать специальные коррекционно-диагностические группы, призванные обеспечить будущим первоклассникам равный со сверстниками стартовый уровень. Приоритетность этого направления при решении проблемы пропедевтики неуспешности обучения очевидна, однако сегодня оно не занимает, к сожалению, ведущих позиций.
Говоря о неуспевающих школьниках и причинах их неуспеваемости, многие авторы (П.П. Блонский, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Г.Г. Сабурова, Л.С. Славина, У.В. Ульенкова и др.) подчеркивали важность дошкольного детства для дальнейшего развития ребенка. По мнению П.П.
Блонского (1929), неуспеваемость возникает не в ходе занятий, она уже существует с первого же дня этих занятий. Больше того. бывает даже второгодничество до школы.
Многие авторы считают, что предупреждение возможных отклонений и трудностей в развитии ребенка следует начинать как можно раньше, при этом необходимо учитывать весь комплекс факторов риска и организовывать взаимодействие различных служб, специалистов, родителей и педагогов. Эту работу надо начинать с дошкольного возраста, потому что лучше предупредить это, чем исправлять.
Мы считаем, что дифференцированных подход к обучению наиболее оптимальным путем решения проблем для детей, испытывающих трудности в обучении, который предполагает обучение детей с учетом их индивидуальных и групповых психофизиологических особенностей и возможностей.
Вложение | Размер |
---|---|
Причины возникновения затруднений дошкольников в подготовке к учебной деятельности. | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины затруднений дошкольников
в подготовке к учебной деятельности
и младших школьников при овладении ею
Неуспешность школьников в овладении учебной деятельностью и вызванную этим неуспеваемость объясняют разными факторами — слабостью мыслительных операций, неразвитостью мнемических процессов, недоразвитием речи, неумением организовать свою психическую деятельность[1].
В индивидуально-типологических характеристиках детей риска, отличающихся низкой успешностью обучения и трудностями в овладении учебной деятельностью, выделяют следующие особенности:
• отклонения в психическом развитии и здоровье;
• недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе;
• психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности[3].
Отдавая должное роли общеучебных интеллектуальных умений, без владения которыми невозможна успешная учебная деятельность, необходимо выделить признаки, затрудняющие детей в формировании и совершенствовании этих умений, препятствующие активному включению детей в процесс обучения и развития. К ним прежде всего относятся следующие признаки.
2. Нежелание думать при решении учебных задач, стремление освободиться от умственной работы, поиск обходных путей, избавляющих от необходимости рассуждать, мыслить, что приводит к интеллектуальной недогрузке. Последнее далеко не всегда служит показателем патологических изменений умственного развития ребенка[4].
3. Низкая познавательная активность, безынициативность детей. Круг их интересов сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего, они не задают вопросов, внутреннее побуждение к знаниям, к учению заметно снижено (Г. Ф. Кумарина).
4. Безответственность — дети легко забывают о непосредственных учебных обязанностях, не волнуются по поводу того, что не выполнили их (Г. Ф. Кумарина, В. С. Цейтлин).
6. Сниженная саморегуляция, отсутствие самоконтроля, слабая произвольность деятельности (Г. Ф. Кумарина, Н. И. Мурачковский, В. С. Цейтлин).
Одно и, пожалуй, первое из условий успешности младших школьников в овладении учебной деятельностью, отмеченное в этих документах, состоит в решении проблемы преемственности работы с дошкольниками и младшими школьниками по формированию и развитию интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности. Конкретно это обозначено в определении цели подготовки детей к школе: формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.
Воспитателю дошкольного образовательного учреждения следует ориентироваться на целостное и интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, на содействие естественному становлению таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет основу предстоящего обучения в школе.
Вместе с тем в этих документах подчеркивается необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к детям, ибо каждый ребенок развивается в своем, только ему присущем темпе, и задача воспитателя бережно создавать условия для его естественного индивидуально-личностного роста.
При отражении в программных документах значимости направленности на общее развитие детей следует конкретно выделить особое внимание к формированию интеллектуальных умений, подготавливающих к предстоящей учебной деятельности. В них указано на необходимость развития у дошкольников таких свойств и умений, как:
• общие познавательные способности, в том числе способность наблюдать, описывать, строить предположения и находить способы их проверки;
• математические представления, предусматривающие классификацию фигур по разным основаниям — форме, величине;
• символическая функция мышления в процессе овладения традиционной системой используемых условных обозначений;
• объединение предметов на основе общих признаков — мебель, посуда, транспорт и др.;
• дифференциация слоговых знаков, распознавание на слух звуков в словах, совершенствование дилогической речи;
• коллективное обсуждение прослушанных литературных произведений с элементарным проблемным анализом;
• восприятие формы музыкальных произведений с определением их жанровой принадлежности (песня, танец, вальс);
• узнавание знакомых букв при их разном написании (печатные, рукописные, большие, маленькие), что постепенно подводит детей к чтению по слогам, по словам, к составлению предложений и текстов;
• выполнение элементарных логических операций — классификация, сопоставление и т.д.;
• овладение навыками социального поведения, умением контролировать, оценивать их с точки зрения долженствования и их результатов.
В указанных программных документах привлекается внимание к серьезным упущениям в работе дошкольных учреждений. Прежде всего к тому, что нередко подготовка к школе рассматривается как начало изучения программы 1-го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом достаточно распространенном случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него весьма конкретных знаний по отдельным учебным предметам.
Ориентация на общее развитие ребенка, на выход за рамки узкопредметных знаний и формирование общепредметных интеллектуальных умений и навыков учебной деятельности преемственно продолжается в начальных классах школы.
Итак, организация условий для успешного развития и жизнедеятельности дошкольников и младших школьников, оптимальных возможностей для самореализации и раскрытия личностных качеств каждого требует и от воспитателя дошкольного учреждения, и от учителя целенаправленного внимания к преемственности в работе по формированию определенных интеллектуальных умений в тех реальных взаимосвязях и сочетаниях, которые соответствуют структурно-содержательной заданности учебной деятельности младших школьников.
С опорой на эти принципы строится и педагогическая помощь детям, испытывающим затруднения в овладении интеллектуальными умениями, особо значимыми для учебной деятельности.
[1] См.: Цейтлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М, 1977.
[2] Более подробно см.: Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977 ; Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьников. М, 1989.
[3] См.: Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной. М., 2001.
[4] См.: Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Структура учебной деятельности младшего школьника
Структура учебной деятельности младшего школьникаДля того, что бы помочь вашего ребенку в процессе обучения, а, значит, и в процессе приобретения целого набора важнейших социальных ролей, на которые р.
Технологическая карта организованной учебной деятельности (2 младшая группа)
Образовательная область: познаниеТема: Части суток: день и ночь.Разделы: математикаЦель: Научить различать детей частей суток, день и ночь. Продолжать учить сравнивать полоски по длине, находить.
Значимость активной позиции дошкольника для формирования предпосылок учебной деятельности
Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышей. Учить детей четко произносить слова, имитируя движения. Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.Через игровые.
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
от___________педагогический совет №______
Индивидуально образовательный маршрут детей посещающих общеобразовательную среднюю группу не усваивающих основную образовательную Программу дошкольного образования
(срок реализации 1 год)
Составил: воспитатель Комарова Н.В.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника
ФИО ребенка: __________________________________________________
Дата рождения (возраст):_________________________________________
Дата начала ИОМ: ______________________________________________
Дата конца ИОМ: _______________________________________________
Заключение ПМПк дсада:
Педагогическая симптоматика: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Направления работы педагогов ДОУ по заключению ПМПк дсада:
Направление работы воспитателя:_________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Направление работы учителя-логопеда: ____________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Направление работы инструктора по физической культуре:___________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Направление работы музыкального руководителя: ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Периодичность наблюдения: _______________________________________
__________________________________________________________________
Ожидаемый результат : __________________________________________________________________
Динамика развития ребёнка:
В конце первого полугодия: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе:
Инструктор по физ.культуре:_________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В конце второго полугодия (на конец учебного года): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе:
Инструктор по физ.культуре:_________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель (ИОМ): осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка относительно собственных возможностей; оказание помощи родителям в развитии ребёнка.
– выявить особые образовательные потребности ребёнка;
– способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;
– обеспечить позитивную динамику в развитии ребёнка;
– оказать методическую помощь родителям.
Формы проведения : образовательная деятельность в ходе режимных моментов; НОД, самостоятельная деятельность, через использование игр, упражнений и т.п.
В первой и второй половине дня.
Формы взаимодействия с семьёй: консультации, собеседование, буклеты, игры на дом и т.п
Понедельное планирование работы каждого специалиста с ребёнком
*развитие психических процессов: логическое мышление, память, внимание
Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника (воспитатели группы)
Этапы работы
Педагогические пути коррекции
(деятельность воспитателя)
Сроки реализации
Проведение мониторинга уровня развития
1.Недостаточно развита концентрация, объем и устойчивость внимания
2. Иногда испытывает трудности в соблюдении устных инструкций
— помощью использования наглядности вызвать интерес ребёнка к предстоящей деятельности
-проводить дидактические игры на развитие внимания
— заниматься продуктивными видами творческой деятельности с мелкой детализацией (развивает усидчивость, умение сосредоточиться на выполняемой работе, на деталях).
— на прогулке попросить описать друга (одежда, причёска и т.д.), детали окружающих зданий, посчитать количество деревьев по дороге к игровой площадке и т.д.
5- включаться в игру ребенка, стараясь заинтересовать, найти эмоциональный отклик (проговаривать игровые действия в стихотворной форме, придумывая интересный сюжет).
— когда ребёнок играет, не отвлекать его от игры без веской причины и не совершать параллельных действий. Стараться, чтобы он в любом случае завершил начатое дело
1. Сложно сравнивать и сопоставлять предметы, делать логические выводы.
2. Затруднения в использовании обобщающих понятий.
3. Ребёнок не пользуется понятиями, не анализирует, не сравнивает, не может обобщить, не устанавливает причинно- следственные связи.
4. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
5. Затруднения в объяснении явлений и процессов.
— дидактические игры на развитие логического мышления
-создание проблемной ситуации, чтобы она была интересна ребёнку
-расширение личного опыта ребёнка через наблюдение и рассматривание предметов и объектов окружающего мира
-обобщение личного опыта в игровой деятельности
-невмешательство в мыслительный процесс ребенка, недопустимость попыток дать готовое решение
-наглядное моделирование, составление групп предметов сравнения, соотношение предметов.
1. Плохо запоминает сказки, не может их пересказывать.
2. Ребёнку трудно придумать продолжение рассказа.
3. В игровой деятельности не может выстроить игровой замысел.
4. Создаёт изображения примитивными однообразными способами
-чтение большого количества сказок, рассказов
— дидактические игры на развитие воображения
-стимуляция эмоциональной заинтересованности, расширение личного опыта ребёнка, включение его в игру через предложение различных ситуаций и побуждение к развитию. наводящими высказываниями и вопросами
— стимуляция использования ребёнком творческого подхода к решению возникающих перед ним задач, недопустимость сдерживания инициативы ребёнка
-развитие фантазии при помощи наблюдения за окружающим миром
-моделирование и конструирование по замыслу ребенка (без схем и образцов)
1.Трудности с выражением своих мыслей словами.
2. Плохо сформирован словарный запас.
3. Сложности со связной логической речью.
4. Трудно описывать предметы, изображения на картинке.
5. Односложные ответы на открытые вопросы.
6. Плохая дикция, нарушение звукопроизношения
-развитие умения пересказывать (начинать с небольших интересных рассказов / сказок, (вопросы по тексту), затем пересказ по опорным картинкам / мнемотаблице)
— расширение словарного запаса ребёнка путём расширения личного опыта и введения в его речь новых слов (обращать внимание ребёнка на окружающие его предметы и явления, предлагать повторить слово за воспитателем или назвать, что изображено на картинке)
— побуждение к активному общению с воспитателем и сверстникам
— дидактические игры и задания по развитию лексики
— развитие мелкой моторики
— речь взрослого – спокойная и отчетливая
— пение детских песен
— пальчиковые игры с текстом
— составление рассказов, пересказов, сюжетно-ролевые, театрализованные игры-драматизации
1.Не запоминает сказки / рассказы, не умеет пересказывать их, часто сбивается, путает.
3. Плохо запоминает стихотворения.
4. Плохо запоминает элементарные сведения о, своей семье, окружающем мире
-дидактические игры на запоминание
-подбор ассоциаций к словам для лучшего запоминания.
— использование картинки-схемы в процессе пересказа
-использование многократного повторения стихотворения в течение всего дня
— рассматривание и чтение книг с обсуждением прочитанного
-акцентирование внимания на ключевых моментах рассказа; проговаривание сюжета короткими фразами
Работа над коммуникативной компетенцией с помощью речевых и неречевых средств: мимики и пластики движений (играем в театр)
— развитие коммуникативной компетенции, через театрализованные игры-драматизации
Игры с движением
-развитие движений в пространстве помещения
-развивать умение выполнять упражнения по показу и отдельные упражнения по речевой инструкции взрослого
Участие в коллективных формах выступлений: утренники и т.п.
-развитие уверенности во время выступления
— работа над чистой интонацией, дыханием
Иллюстрирование явлений окружающего мира посредством изобразительной деятельности
-развитие умения изображать в рисунках сюжет, передавая результаты своих наблюдений
-создание условий для участия в коллективном рисовании
Работа над чистотой интонирования мелодии
Промежуточный мониторинг уровня развития
— корректировка ИОМ с учетом результатов мониторинга общего развития ребенка
Итоговый мониторинг уровня развития
-корректировка ИОМ с учетом результатов мониторинга общего развития ребенка на ЛОП
Проектирование дальнейшего развития дошкольника
-создание ИОМ на новый учебный год
Согласие родителей (законных представителей ребёнка):
с индивидуальным образовательным маршрутом ознакомлены и согласны.
Читайте также:
- Правовые воззрения фомы аквинского и марсилия падуанского кратко
- Закрытая школа онлайн 4 сезон серия 6 смотреть онлайн в хорошем качестве
- Положение школа правового просвещения
- Должностная инструкция учителя физики в школе
- Готовность детей к школе с нарушением интеллекта мл дошкольного возраста курсовая