Невыразимое подвластно ль выраженью по лирике в а жуковского сочинение краткое

Обновлено: 09.01.2023

Стихотворение выполнено в жанре элегия. Когда-то в эпоху романтизма, этот вид жанра имел широкое распространение. Те, кто писал в таком жанре, ведали читателю свои волнения и эмоции. Жуковского в данном произведении очень затронула для него печальная тема, а именно тема его художественных способностей.

Героями стихотворения являются природа и непосредственно сам лирический герой. Автор преподносит их читателю как совершенно разные фигуры, то есть он их противопоставляет. Жуковский очень отчаян, ему сложно найти способ объяснить людям то, что он чувствует. Героя элегии переполняют силы и желания выразить свои чувства, но, к сожалению это невозможно. А природу автор преподносит читателю, как великую и непоколебимую. Ей не зачем переживать и волноваться.

Основная тема, которую раскрывает читателю поэт это отношение природы и человека. Жуковский показывает природу самым красивым существом, великим. Человеку только остается постигать и изучать ее. Автор говорит, что человек ищет названия для тех или иных творений природы и в кое- чем преуспел. Но, вот когда человек сталкивается с невиданными ранее красотами природы, то у него еще нет таких слов, чтоб это выразить. Жуковский очень драматизирует в данном произведении. Искусство для него теряет всю свою мощь и силу перед красотой природы. Для него слово, которое является самым сильнейшим оружием не то что поэта, а и всех людей становится бессильным. Автор не ставит искусство и природу на один уровень, для него это невозможно. Жуковский считал, что каким бы выдающимся и красивым не было б искусство, оно ни что по сравнению с настоящей красотой природы.

Возможно, ли решить проблему Жуковского, невозможность выразить эмоции, которые касаются красоты природы. Жуковский приходит к одному выводу, только молчание разрешит эту проблему.

Вариант 2

В тот год его любимая девушка Мария Протасова вышла замуж за другого человека. Жуковский очень сильно переживал из-за этого и даже хотел перестать писать, но через некоторое время все же вернулся к написанию стихотворений. Человек хотел читателям дать возможность прикоснуться к прекрасному. Жуковский не уверен, что можно передать всю красоту и душевность при помощи стихотворений.

В своем стихотворении писатель пишет о том, что всегда нужно отличать естественное от искусственного. Жуковский своим стихотворением показывает читателю, насколько красива природа вокруг и что стоит с уважением к ней относиться. Человек бессилен перед жизнью природы и ему иногда не понять естественной красоты.

В своем стихотворении Василий Андреевич поет дифирамбы красоте природы и говорит о ее бескрайности и естественности. В середине стихотворения писатель начинает описывать человеческую душу. Жуковский пишет о том, что иногда чувства переполняют до такой степени, что становится невыносимо. К концу элегии Василий Андреевич пишет о том, что молчание для всех понятно. Ведь в тишине и единении с душой можно наблюдать за всем что происходит.

Герой стихотворение неординарный человек и лирическая личность, писатель и персонаж это одно и то же лицо. В этом стихотворении Жуковский писал о себе. Жуковский написал о том, что он видит и как он это видит и хотел как можно ясней описать эту картину, чтобы читателю все было понятно. Василий Андреевич справился с задачей в написании стихотворения в стиле романтизм.

Сочинение Анализ стихотворения Невыразимое Жуковского

Конечно, в этом произведении много устаревших для нашего времени слов: сей, спирается, глас… Но даже сейчас оно читается не очень тяжело, даже торжественно, прекрасно передаёт мысль.

Тут Жуковский упоминает не только поэтическое перо, но и кисть художника. И снова говорит, что красками на холсте не передать всего совершенства.

Но тут уж делает уступку Василий Андреевич делает уступку, чтобы совсем творческие люди рук не опустили. Говорит, что во вдохновенье можно чуть передать прекрасные черты. (О природе Жуковский говорит, как о женщине, о богине…)

Однако дальше опять вопросы-вопросы. Например, как передать живое в мертвом (языке)? То самое невыразимое и святое, что только сердце видит.

Теперь (в стихотворении одна строфа) Жуковский приводит пример земной красоты. Час вечернего преображения, к примеру, хорош не только красками, ароматами, но и смятением приятным в душе наблюдателя. Это ощущение тоже не объяснить, так как оно и болезненное и приятное. Всё на грани, в соединении.

В итоге, лучше всего говорит молчанье, такой вывод делает поэт. Стихотворение немного тяжеловесно, много раз в нём повторяется одна мысль.

Невыразимое

Несколько интересных сочинений

Выпадет снег, превратится в белое покрывало. Я хочу рассказать вам одну сказку, где Снежная королева держала в руках страну Нарнию. Сто лет в ней была зима. Но в ней было много радости и счастья.

Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

В ершалаимских главах Булгаков представляет в том числе и второстепенных персонажей, которые дополняют повествование. На допросе у Понтия Пилата также присутствует Марк Крысобой

Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души

Когда я была еще совсем маленькая и не умела читать, мама часто рассказывала мне сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работнике Балде, о спящей царевне, о царе Салтане.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.
История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

История создания

Примечание. В это время Василий Жуковский был просветителем при дворе и наставником Александра ІІ. В силу своей деятельности, которая требовала от поэта умелых рассуждений и разъяснений, Василий Андреевич проявил себя в философской лирике.

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Средства выразительности

Сочинение на тему невыразимое подвластно ль выраженью

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.
История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Сюжет и композиция

Сюжет и композиция стихотворения Невыразимое

При прочтении элегии читатель чувствует атмосферу торжественности благодаря тому, что автор употребил нестандартную композицию. Так рифмуются между собой строки:

  1. первая — со второй;
  2. третья — с шестой;
  3. четвёртая — с пятой.

История создания

Жанр и размер

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?

Смысл

В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средства выразительности

Литературное направление

  1. Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
  2. Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного. Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

О чем сожалеет поэт

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Используя философский подход, автор рассуждает о смысле бытия. Поэт создает необычные сочетания слов, аллегории, чтоб выразить свои впечатления от увиденного. Он сравнивает русский язык с природой, подчеркивая ее величие и необъятность.

Красоту окружающего мира сложно описать фразами, эти эмоции передать непросто. Поэт сетует на то, что люди способны распознать лишь часть природной красоты, для большинства окружающий мир так и остается безликим и простым. Возможно, поймать лишь одну черту из множества, это подобно вдохновенью.

В произведении отражается сожаленье невозможности природы открыться перед взором в полной мере. Познать такую красоту может только душа, распахнуть свою любовь и вкусить полноту рек и бескрайность лесов. Порывы внутреннего мира могут быть настолько сильны, что не каждый разум сможет изложить их на бумагу и запечатлеть для потомков. Поэт передает горечь недооцененных, казалось бы, простых вещей.

Спеша по повседневным делам человек уже не замечает красоту неба и облаков, для него это обыденность. Вот что является причиной печали в каждом, которая поселилась в душе. К сожалению только потеряв можно действительно оценить утраченное. Автор с теплотой и любовью вспоминает детство в тихом селе, а не в суетливом Петербурге. Именно в Тульской губернии и открылся простор, природная красота и истинная ценность окружающего мира для него.

Писатель смог оставить в своей душе все впечатления и чувствовать даже дуновение луга в большом городе. В. Жуковский оставляет всю радость от увиденной природы в своей душе, передать эту красоту он не может и говорит, что молчание ярче всех отразит всю красоту.

Поэт убежден, что душа каждого из нас готова впустить в себя прелестный образ рек, полей, лесов, а вот разум не в состоянии отозваться на душевные порывы и перевести чувства в слова. Восприятие окружающего мира во многом зависит и от настроения человека. Если он не обременен заботами, то будет восхищаться золотым закатом, летящими по небу облаками, журчанием ручья, но если его разум занимается решением каких-либо проблем, то он пройдет мимо, не замечая окружающей красоты.

Характеристика персонажей

В стихотворении четко видно противопоставление лирического персонажа и природы. Они и выступают главными героями произведения.

Поэт растерян, он в отчаянии пытается найти метод выражения своих чувств, такой, чтобы мог донести всю их глубину и многогранность. Автор испытывает очень сильное вдохновение и желает выразить свои мысли, но в мире все еще нет подходящей для этого формы. Невыразимость не дает покоя персонажу.

Василий Андреевич описывает состояние вдохновения главного героя как болезненное чувство и великое виденье. Персонаж обеспокоен невозможностью передать свое состояние, из-за этого ему приходится переживать внутренний конфликт. Лирический герой испытывает противоречивые чувства, ведь он находится в поиске возможного способа быть услышанным и понятым. Но состоянию, которое бушует у него в душе, невозможно подобрать какое-либо название. То волнение, что томится в груди, неподвластно искусству.

Природа в произведении величественная и неповторимая, она вызывает у лирического героя только восхищенные чувства. Поэт воспевает природу и относится к ней с большим уважением, говорит о ее безграничной красоте.

Он утверждает, что человек еще не придумал такие слова, которыми он смог бы достойно описать ее волшебные пейзажи. Поэт опечален тем, что человеческий язык несовершенен и очень скуден на эмоции.

По убеждениям Жуковского, человек не в силах рассмотреть всю прелесть природы. Он способен довольствоваться лишь малой ее частью, ведь не умеет нарисовать полноценную картину мира из ее отдельных частичек, совершенно не связанных между собой. Только человек, посвящающий себя творчеству, способен увидеть вокруг намного больше, чем остальные, и благодаря этому он может писать стихи.

Особенности стихотворения, жанр

Янв 13, 2019 | 0 комментариев

Основоположником русского романтизма считают Жуковского. Он одним из первых начал работу над произведениями в данном направлении. В духе романтизма писатель создает и свое знаменитое стихотворение Невыразимое, чей анализ рассмотрим ниже.

Невыразимое: краткий анализ

Познакомившись со стихотворением Невыразимое, мы замечаем философские рассуждения поэта, который пытается понять насколько точно можно передать словами красоту окружающей природы. Устами лирического героя, поэт пытается ответить на вопрос, можно ли словом передать красоту природы, и предлагает порассуждать над данной темой читателю. Согласно мнению писателя, словами не всегда удастся выразить настоящую красоту, которая поражает своей многогранностью. Жуковский удивляется насколько легко удается природе свободно и небрежно рассыпать красоту. Вот только людям не дано ее увидеть до конца, а тем более передать ее словами. Бывает, что кто-то из поэтических натур заприметит прекрасное, и тут же пытается выразить ее словами. Но разве можно создание пересоздать? Первозданность природы может увидеть только сердце. Только душа человека открыта для того, чтобы впустить очарование окружающего мира, да только разум редко отзывается на душевные порывы. Проблемы и невзгоды закрывают разум для красоты и тогда сердце молчит, а душа наполняется скорбью. Слова мертвы, и не способны передать всю прелесть природы. Разве невыразимое возможно выразить? Оказывается можно, но все необъятное и невыразимое, что теснится в едином вздохе, и ту красоту, может передать лишь молчание.

Жуковский Невыразимое

Идея и образы

Обращаясь к идее стихотворения Невыразимое, мы видим лишь одно желание поэта. Он хочет донести до читателя невозможность достойно описать волшебство природных пейзажей, ведь достойных слов еще не придумали. Поэт сообщает нам о несовершенстве человеческого языка, который очень беден в эмоциональном плане. Да и обычные люди не способны узреть всю красоту, и лишь поэту дана возможность узреть чуть больше в минуты, когда душа полна пророческого виденья. Да и тогда сокровенные и переполняющие чувства невозможно выразить до самого донышка. И тогда становится понятно, насколько значимым может быть молчание. Только в молчаливом созерцании дано человеку в полном объеме насладиться природой. И в этом заключается идея и главная мысль стихотворения Невыразимое.

Жанр и эпитеты

Если говорить о жанре, то сам писатель определяет его, как отрывок, указывая на неразрешенность извечных вопросов, хотя по сюжетной линии и композиции это вполне завершенное произведение. В целом философское повествование является элегией, где Жуковский, раскрывая тему человека и природы, тему искусства, поэта и поэзии, рассказывает о своих переживаниях, эмоциях, и видении данной проблемы. А чтобы точнее передать свои мысли и идею, писатель прибегает к таким художественным средствам, как эпитеты. К тому же мы видим здесь и риторические вопросы, и инверсию, и метафоры, и размышления вслух.

Лирический герой

В стихотворении Невыразимое лирический герой противопоставляется природе. Мы видим смятение автора, замечаем его отчаяние оттого, что лирический герой не может подобрать подходящие выражения, чтобы изложить мысли. Он переполнен чувствами от увиденной красоты, но слов подобрать не может и поэтому лирический герой переживает внутренний конфликт.

Природа же в стихотворении предстает величественной и непревзойденной, способной вызвать восторг у каждого.

История создания

Свое знаменитое стихотворение Непознанное Жуковский написал в 1819 году. В это время он служит просветителем при дворе и является наставником Александра Второго. Многие исследователи считают, что толчком к написанию элегии Невыразимое послужил приказ императрицы, которая потребовала от Жуковского подробный отчет о луне. Этот отчет на заказ создавался без души и вдохновения, заставив поэта впоследствии рассуждать над творческим процессом в целом. Эти мысли и породили в себе идею написания элегии Невыразимое.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.
История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, её непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырёхстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.

Словесную образность в стихотворении создают тропы: олицетворения (спирается чувство, искусство безмолвствует, мысль ловит), эпитеты (величественный час, небу тихому, святые таинства, небрежною свободой), метафоры (рассыпала красоту, пламень облаков, в пожаре заката), оксюморон (молчание говорит).

По писателю: Жуковский Василий Андреевич

История создания

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует её создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мёртвое в живое передать?

Средства выразительности

Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью… Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, — Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать — И обессиленно безмолствует исскуство? Что видимо очам — сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою — Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык. Горе? душа летит, Все необъятное в единый вздох теснятся, И лишь молчание понятно говорит.

Ранее поэт уже неоднократно прибегал к жанру элегии, считая, что он наиболее точно подходит для выражения самых сокровенных мыслей. Поэт в своих литературных произведениях нередко предавался философским рассуждениям, с помощью которых пытался добраться до сути мироздания. Но даже этот блистательный поэт, которому была оказана часть стать учителем и чтецом при императорском дворе, честно признавался, что порой не в силах подобрать нужные слова, чтобы рассказать о том, что именно он видит.

Читайте также:

      

  • My strengths and weaknesses сочинение
  •   

  • Почему роман что делать утопия сочинение
  •   

  • Таинственное письмо сочинение рассуждение
  •   

  • What is good behavior сочинение
  •   

  • Является ли вечным спор поколений отцы и дети сочинение
  1. Анализ стихов
  2. Жуковский
  3. Невыразимое

Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли, а именно нет таких приемов и способов для этого. Пушкин и другие великие поэты согласились с Жуковским в том, что не все чувства можно выразить с помощью слов. На середине пути в своем творчестве, известный поэт Жуковский начинает размышлять все чаще об отношении поэзии к поэту. Со временем творец приходит к написанию философской лирики. «Невыразимое» было написано в 1819 году.

Стихотворение выполнено в жанре элегия. Когда-то в эпоху романтизма, этот вид жанра имел широкое распространение. Те, кто писал в таком жанре, ведали читателю свои волнения и эмоции. Жуковского в данном произведении очень затронула для него печальная тема, а именно тема его художественных способностей.

Героями стихотворения являются природа и непосредственно сам лирический герой. Автор преподносит их читателю как совершенно разные фигуры, то есть он их противопоставляет. Жуковский очень отчаян, ему сложно найти способ объяснить людям то, что он чувствует. Героя элегии переполняют силы и желания выразить свои чувства, но, к сожалению это невозможно. А природу автор преподносит читателю, как великую и непоколебимую. Ей не зачем переживать и волноваться.

Основная тема, которую раскрывает читателю поэт это отношение природы и человека. Жуковский показывает природу самым красивым существом, великим. Человеку только остается постигать и изучать ее. Автор говорит, что человек ищет названия для тех или иных творений природы и в кое- чем преуспел. Но, вот когда человек сталкивается с невиданными ранее красотами природы, то у него еще нет таких слов, чтоб это выразить. Жуковский очень драматизирует в данном произведении. Искусство для него теряет всю свою мощь и силу перед красотой природы. Для него слово, которое является самым сильнейшим оружием не то что поэта, а и всех людей становится бессильным. Автор не ставит искусство и природу на один уровень, для него это невозможно. Жуковский считал, что каким бы выдающимся и красивым не было б искусство, оно ни что по сравнению с настоящей красотой природы. 

Возможно, ли решить проблему Жуковского, невозможность выразить эмоции, которые касаются красоты природы. Жуковский приходит к одному выводу, только молчание разрешит эту проблему.

Вариант 2

Первыми в стиле романтизм начали писать европейские писатели, а вот в Россию этот стиль пришел благодаря Жуковскому Василию Андреевичу. Жуковский первый кто стал писать в стиле романтизм и написал много произведений, которые известны, по сей день. Одним из таких стихотворений является «Невыразимое», которое представлено в виде элегии летом в 1819 году.

Жуковский своими стихотворениями пытался донести до читателя сокровенные тайны души человека и каждый раз подходил к написанию с философским рассуждением. Стихотворение «Невыразимое» было написано тогда, когда Жуковский переживал не лучшие времена.

В тот год его любимая девушка Мария Протасова вышла замуж за другого человека. Жуковский очень сильно переживал из-за этого и даже хотел перестать писать, но через некоторое время все же вернулся к написанию стихотворений. Человек хотел читателям дать возможность прикоснуться к прекрасному. Жуковский не уверен, что можно передать всю красоту и душевность при помощи стихотворений.

В своем стихотворении писатель пишет о том, что всегда нужно отличать естественное от искусственного. Жуковский своим стихотворением показывает читателю, насколько красива природа вокруг и что стоит с уважением к ней относиться. Человек бессилен перед жизнью природы и ему иногда не понять естественной красоты.

В своем стихотворении Василий Андреевич поет дифирамбы красоте природы и говорит о ее бескрайности и естественности. В середине стихотворения писатель начинает описывать человеческую душу. Жуковский пишет о том, что иногда чувства переполняют до такой степени, что становится невыносимо. К концу элегии Василий Андреевич пишет о том, что молчание для всех понятно. Ведь в тишине и единении с душой можно наблюдать за всем что происходит.

Герой стихотворение неординарный человек и лирическая личность, писатель и персонаж это одно и то же лицо. В этом стихотворении Жуковский писал о себе. Жуковский написал о том, что он видит и как он это видит и хотел как можно ясней описать эту картину, чтобы читателю все было понятно. Василий Андреевич справился с задачей в написании стихотворения в стиле романтизм.

Сочинение Анализ стихотворения Невыразимое Жуковского

Это стихотворение правильней всего отнести к разделу «философское». Оно выражает восхищение природой, неспособностью человека передать всю эту красоту, особенно словами.

Конечно, в этом произведении много устаревших для нашего времени слов: сей, спирается, глас… Но даже сейчас оно читается не очень тяжело, даже торжественно, прекрасно передаёт мысль.

Начинается оно с философского вопроса о том, что язык не может передать всю красоту природы, что она – совершенна. А он — нет. Природа, как живая, «разбросала» вокруг красоту. Тем более, сделала она это просто играючи.  Действительно, красоту можно найти в любой травинке, капле… Поэт восхищается природой.

Тут Жуковский упоминает не только поэтическое перо, но и кисть художника. И снова говорит, что красками на холсте не передать всего совершенства.

Но тут уж делает уступку Василий Андреевич делает уступку, чтобы совсем творческие люди рук не опустили. Говорит, что во вдохновенье можно чуть передать прекрасные черты. (О природе Жуковский говорит, как о женщине, о богине…)

Однако дальше опять вопросы-вопросы. Например, как передать живое в мертвом (языке)? То самое невыразимое и святое, что только сердце видит.

Теперь (в стихотворении одна строфа) Жуковский приводит пример земной красоты. Час вечернего преображения, к примеру, хорош не только красками, ароматами, но и смятением приятным в душе наблюдателя. Это ощущение тоже не объяснить, так как оно и болезненное и приятное. Всё на грани, в соединении.  

И Жуковский подводит читателей к отгадке – живое в полете не остановить. Передавая, ты останавливаешь движение, а это уже не то. И снова вопрос – уже, в принципе, о силе искусства. В пример приводятся, облака, берега, водоём, закат…  Следует единоначалие, строки начинаются с «сие», всё красиво и непередаваемо.  

В итоге, лучше всего говорит молчанье, такой вывод делает поэт. Стихотворение немного тяжеловесно, много раз в нём повторяется одна мысль.

8, 9 класс

Невыразимое

Невыразимое

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Неразделенная любовь

    Наверно такое бывало с каждым. В твоей жизни появляется человек, который как — то по особенному отпечатывается в твоём сознании. А может вы были знакомы уже много лет

  • Сочинение Любовь к жизни (с примерами и аргументами из литературы)

    Каждому приходилось слышать фразу – «любовь к жизни», но что же означает эта пара слов? Значение фразы лежит на поверхности – это ничто иное, как удовольствие от каждой прожитой минуты

  • Сочинение на тему Есть ли право на бесчестье

    Понятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека достойным и мужественным.

  • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? Итоговое сочинение

    Такая фраза может нести в себе положительный посыл, так как побуждает людей к активности к каким-то действиям. Соответственно, они становятся более заинтересованными в остальном мире, других людях

  • Сочинение на тему Лирика Тютчева и Фета 6, 10 класс

    Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Элегия «Невыразимое» — одно из самых известных произведений В.А. Жуковского. Здесь поэт поднимает одну из актуальных проблем в искусстве – невозможность известными способами выразить свои мысли и чувства. Впоследствии к этой теме «невыразимости» обращаются многие творцы, например, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилёв. Все они были согласны с Жуковским в том, что далеко не всё можно передать словом — иногда красноречивее говорит молчание.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и размер
  • 3 Литературное направление
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Смысл

История создания

В центральный период своего творчества Жуковский задумывается о вопросах искусства, размышляет о вечной теме — поэта и поэзии. В это время он выступает как просветитель при дворе и является наставником Александра Второго. Деятельность, требующая умения искусно рассуждать и объяснять, призывает поэта обратиться к философской лирике. Так, в августе 1819 года он создаёт одно из самых полемичных своих стихотворений – «Невыразимое». История создания элегии восходит к посланию императрице «Подробный отчёт о луне», где автор признаётся, что «лишь тень её [луны] одну» был способен изобразить в стихах. Предположительно, «Отчёт…» создан в июне 1819 года по заказу Марии Фёдоровны. Жуковский не таил, что не испытывал особенного вдохновения во время написания заказного стихотворения. Возможно, именно этот случай заставил его задуматься о своём творческом методе, послужив импульсом к сочинению элегии «Невыразимое».

Жанр и размер

Размер «Невыразимого» – шестистопный ямб, периодически сменяющийся во второй половине произведения четырёхстопным, что придаёт динамизм. Кроме того, ямб делает стихотворение более настойчивым, передающим крайнюю заинтересованность автора в задаваемых вопросах. Такой размер помогает поэту призывать читателя вместе с ним подумать и помочь ему найти ответы.

Жанр стихотворения «Невыразимое» —  элегия, что в переводе с греческого означает «жалоба». Это один из самых востребованных в эпоху романтизма жанров. Как правило, автор рассказывает так о своих переживаниях, о своей грусти. Что же печалит поэта? Его творение относится к философской лирике, так как здесь В.А. Жуковский поднимает остро волнующую его проблему, связанную с изобразительными способностями искусства.

Литературное направление

Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».

  1. Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
  2. Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного. Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

Главные герои и их характеристика

В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.

В.А. Жуковский делает весьма удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «Пророчеством великого виденья» — всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.

Природа же представлена величественной и непревзойдённой, она «разновидное с единством согласила!» и вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.

Темы

  • Человек и природа. Природа гармонична и прекрасна. Человек испокон веков пытается лишь постичь её, дать всему название, согласно библейскому мировоззрению. За всю свою историю в несколько тысяч лет человек нашел наименование многому, но не всему. Человеческий язык мертвеет перед настоящими красотами живой природы, именно поэтому автор становится немым в порыве вдохновения.
  • Искусство. Весьма драматичный взгляд на творчество представлен в элегии «Невыразимое». Жуковский видит искусство бессильным: оно «безмолвствует» перед великолепием природы. Свой главный инструмент – слово – поэт представляет мёртвым: «Но льзя ли в мертвое живое передать?» По мнению Жуковского, все, даже величайшие, произведения искусства меркнут перед подлинной красотой природы.

Смысл

В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.

Эпоха романтизма же представляет совсем иное отношение к искусству. Авторы сталкиваются с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое». Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский. Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на 5

В.А. Жуковский. Стихотворение «Невыразимое». Анализ произведения

  • Категория: Подготовка к ГИА

Время написания

Стихотворение «Невыразимое» В. А. Жуковский создает в 1819 году, напеча­тано оно было в 1827 году.

Тема

Это стихотворение — философское размышление поэта-романтика о совер­шенстве окружающего мира и ограниченных возможностях искусства — че­ловеческого языка — для передачи красоты. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский утверждает: предметом поэзии является не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний человека.

Главная мысль (идея)

Прекрасное быстротечно, но оно не умирает бесследно, а продолжает жить в душе человека, в памяти, в сердце. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Поэт считает, что постичь «идеальную» суть вещей, кра­соту и гармонию Творения, замысел Творца земным зрением невозможно. Для этого постижения нужно обладать особым восприятием мира, творческим про­зрением — «видеть сердцем».

Поэтика

Жанр произведения — отрывок. Жуковский придумывает новый жанр: это стихотворение не является отрывком какого-либо текста — это «отрывок, фраг­мент» жизни, в которой нет ни начала, ни конца. Автор как бы застает и пы­тается запечатлеть миг жизни, которая и дальше будет длиться, уходя в беско­нечность. Создавая это произведение, поэт не подчиняется никаким жанровым и стилистическим канонам, передавая поток своих мыслей и чувств.

Стихотворение написано вольным ямбом, с точки зрения строфики оно не­упорядоченно.

Стихотворение открывается риторическим вопросом: «Что наш язык земной перед дивною природой?»

Затем этот вопрос раскрывается полнее, уточняется и возникает картина гар­монического мира, который окружает человека:

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Поэт высказывает мысль об ограниченных возможностях художника «пре­красное в полете удержать»:

Едва, едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

И снова звучат риторические вопросы, которые задают тон стихотворению, создают напряжение поиска ответов на них:

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ответом на эти вопросы оказываются рассуждения поэта: душа художника — единственное хранилище непосредственных впечатлений и живых чувств: «Свя­тые таинства, лишь сердце знает вас». В то же время мастерство, дар, данные художнику, могут лишь обозначить явления («что видимо очам»), но не могут передать его глубинной сути («Сей внемлемый одной душой обворожающего глас»).

Несоответствие действительности, видимой глазами, божественному идеалу ощущается как разлад в душе художника. Лирический герой стихотворения чувствует собственное бессилие, невозможность выразить в произведении свои чувства, впечатления, ассоциации, воспоминания, порожденные прекрасной картиной. Лексика произведения романтическая, приподнятая, с включением архаических слов форм.

Для создания образа недостижимого романтического идеала в стихотворении поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:

—  эпитеты («небрежною и легкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость»);

—   метафоры («Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата»);

—   олицетворения («И обессиленно безмолвствует искусство!»);

—   инверсии («Вечернего земли преображенья»);

—  неточные анафоры («Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов…»);

—  риторические вопросы («Невыразимое подвластно ли выраженью?»).

В стихотворении присутствует аллитерация («легко их ловит мысль крылата»).

Развитие сюжета в произведении движет антитеза. В последней части сти­хотворения контраст усиливается: видимая очами и улавливаемая мыслью кар­тина («дрожанье вод блестящих», «пламень облаков по небу тихому летящих», «картины берегов в пожаре пышного заката») обретает свои словесные очерта­ния: «И есть слова для их блестящей красоты». Однако таких слов не суще­ствует для того, чтобы передать «жизнь сердца», выразить всю непостижимость душевных движений человека.

Стихотворение заканчивается словами: «И лишь молчанье внятно говорит…», что подтверждает идею «невыразимости» жизни души человека.

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 107.

Обновлено 3 Апреля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 107.

Обновлено 3 Апреля, 2021

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником его в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изучаемом в 9 классе, тоже воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Невыразимое» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.

История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, её непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырёхстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мёртвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты«дивная природа», «небрежная и лёгкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения«сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения её в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравнится с природой. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила».

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Герой утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать всё живое в «мёртвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научиться слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полёте удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он не способен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует её создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мёртвое в живое передать?

», «Всё необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит».

Композиция

Стих создан в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения – целостный текст, не разделённый на строфы.
Стихотворный размер – шестистопный и четырёхстопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрёстную АВАВ, парную ААВВ и кольцевую АВВА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Его мысли плавные, размеренные, иногда в них проскальзывает грусть.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мёртвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата», эпитеты «дивная природа», «небрежная и лёгкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Для донесения идеи важную роль играет парономазия: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Игорь Волков

    6/8

  • Марина Искандарова

    8/8

  • Маша Некрасова

    8/8

  • Екатерина Шмакова

    8/8

  • Ландыш Мухаметгалиева

    8/8

  • Юрий Филаткин

    5/8

  • Макс Киселёв

    4/8

  • Григорий Смолин

    8/8

  • Анжелика Андрш

    7/8

  • Егор Исаев

    8/8

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 107.


А какую оценку поставите вы?

Автор: Жуковский В.А. | Дата публикации: 1819 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Темы: человек и природа

Главные герои: лирический герой, образ природы


Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья,

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, —

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать —

И обессиленно безмолствует исскуство?

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою —

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие создателя в созданье —

Какой для них язык?.. Горе? душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснятся,

И лишь молчание понятно говорит.

Краткое содержание

С. Грохотова. Соловьиная пора. 2019

Элегия представляет собой монолог лирического героя (поэта). Произведение начинается с риторического вопроса: «Что наш земной язык пред дивною природой?». Задав этот вопрос, романтический герой начинает предаваться рассуждениям перед читателями: «С какой небрежною … свободой Она рассыпала повсюду красоту, и разновидное с единством согласила!».

Затем герой делится с читателями мыслью о том, что любой творец существенно ограничен в своём стремлении выразить словами великолепие природы. Вслед за этой мыслью романтический герой говорит о том, что истинным хранилищем всех ярких и непосредственных впечатлений жизни является душа творца. В связи с этим поэт сообщает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас…». Талантливый художник посредством своего дарования имеет возможность лишь контурно, только внешне обозначить какое-либо  явление, но он не может передать всю глубину его внутренней сути. Здесь заметны ноты трагизма и беспомощности поэта.

Он уверен: язык, которым общаются люди, не способен сравниться с языком, на котором «говорит» природа. Она всемогуща и абсолютно свободна. Лишь природа одна знает как «рассыпать» красу и привносить ноты гармонии в несовершенный мир людей. Но, при этом, ни одному творцу никогда не понять, кто именно создал саму природу. Поэт уверяет читателей, что познать природу можно не глазами и не ушами, а только лишь сердцем. В вечернее время, в душе зарождается чувство смятения – это наивная попытка творца «прекрасное в полёте удержать», то есть оставить в своём сердце крупицу природы. Талантливый поэт способен описать красоту окружающего мира, но он не может передать всю гамму чувств наполняющих сердце в момент её созерцания: каждая душа видит всё по-своему, индивидуально.

В заключительных строках романтический герой делает важный вывод о том, что  природа имеет своего всемогущего творца, создателя. Увидеть его невозможно, но зато можно услышать, находясь в полной тишине.

 История создания

Элегия увидела свет в 1819 г. В год написания этого произведения Жуковский состоял на службе в качестве просветителя при царском дворе и являлся учителем цесаревича Александра Второго. Столь ответственная должность требовала от поэта способности к глубоким рассуждениям на самые различные темы. Поэтому практически все произведения, относящиеся к данному временному периоду, были посвящены мировоззренческим вопросам, проблемам природы, искусства, сути поэтического творчества.

Многие специалисты уверены, что история появления данной элегии связана с посланием Жуковского, адресованным самой императрице. Послание это носило говорящее название: «Подробный отчёт о луне». Оно было написано под заказ, поэтому Жуковский не раз признавался, что писал «Отчёт…» без единого грамма вдохновения. Именно это явилось импульсом к началу размышлений над процессом творчества. Эти размышления спустя несколько месяцев нашли своё отражение в замечательной элегии «Невыразимое».

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру элегии: в нём поэт предаётся глубоким размышлениям над экзистенциальной проблемой. Мысли его отличаются невероятной плавностью, размеренностью и грустью. Произведение написано в рамках двух литературных направлений: раннего сентиментализма и позднего романтизма.

Поэтический размер – шестистопный и четырёхстопный ямб. Именно ямб придаёт элегическим строкам эмоцию крайней авторской заинтересованности в решении поставленных вопросов. Этот стихотворный размер помогает Жуковскому призвать читателей на «сеанс» совместного раздумья и поиска ответов.

Налицо все виды рифмовок: перекрёстная, параллельная и кольцевая. Имеются рифмы женские/мужские.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение представляет собой цельный монолог романтического героя. С семантической точки зрения, поэтическое «полотно» можно разделить на две части:

  1. Первая часть – повествование о «святых таинствах» окружающего мира.
  2. Вторая часть – размышления лирического героя на тему искусства.

Если подходить с формальной точки зрения, перед нами целостный поэтический текст, не разделённый на четверостишия.

Образы и символы

В элегии автор противопоставляет друг другу два ключевых образа – романтического героя и природы:

  • образ лирического героя полностью идентичен автору. Герой пребывает в смятенном состоянии и отчаянии. Он находится в поиске единственного оптимального способа донести до другого человека всё то, что чувствует и переживает сам. Герой «до краёв» наполнен чувством вдохновения, мысли его стремятся вырваться наружу, но, к сожалению, подходящей для них формы отображения не существует. Такая форма невыразима, ей невозможно «название дать». Мысль об этом не оставляет герою шанса на покой. Автор предпринимает успешную попытку описать состояние вдохновения лирического героя, называя такое состояние «болезненным чувством»;
  • образ природы – природу лирический герой представляет читателям как непревзойдённую и величественную, способную вызывать чувство восторга своим могуществом. Природа демонстрируется во всём своём великолепии – это и прибрежные пейзажи, и закаты, и моря. Лирический герой стремится донести до читателей всю палитру собственных переживаний, которые обрушиваются на него при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, либо при совершении прогулки по лужам под летним дождём.

Темы и настроение

В элегии Жуковский поднимает, и приглашает читателей обсудить, две важных темы:

  1. Тема человека и природы – окружающий мир невероятно прекрасен и совершенен во всех своих проявлениях. Люди с самых древних времён пытаются постичь тайну природы, дать ей название исходя из библейского мировоззрения. За многовековую историю человечество смогло найти наименование многому, но не всему. Основная проблема заключается в том, что человеческий язык мертвеет перед истинными красотами живой природы. Именно по этой причине лирический герой становится немым в момент наивысшего творческого вдохновения.
  2. Тема искусства – в элегии лирический герой передаёт весьма трагический взгляд на поэтическое творчество. Искусство представляется ему бессильным: оно «безмолвствует» перед величием окружающего мира. Трагизм заключается, прежде всего, в том, что свой основной «инструмент» в виде слова творец представляет нежизнеспособным, мёртвым. Он спрашивает: «Но льзя ли в мёртвое живое передать?». По мнению поэта, буквально все произведения искусства меркнут перед естественной красотой природы.

Настроенческий пафос элегии проникнут эмоциями меланхолии, светлой грусти, переживаний о невозможности талантливого человека хоть немного приблизиться к величию, пониманию и совершенству природы.

Основная идея

Основная мысль произведения, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в следующем утверждении: всё прекрасное в жизни быстротечно, но оно не уходит бесследно, а продолжает существовать в человеческой памяти. Одна лишь человеческая душа может уловить «присутствие создателя в созданье». Посредством обычного земного зрения невозможно увидеть «идеальную» суть вещей, гармонию и красоту. Чтобы это разглядеть, следует обладать особенным мировосприятием – уметь «видеть сердцем».

Средства выразительности

С целью полноценного раскрытия темы и создания образа природы, автор использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «душа смятенная», «великое видение», «небо тихое»;
  • метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас…»;
  • сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
  • оксюморон – «И лишь молчание понятно говорит»;
  • олицетворения – «И обессиленно безмолвствует искусство?»;
  • инверсия – «Вечернего земли преображенья»;
  • риторические вопросы – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»;
  • архаизмы – «льзя», «глас»;
  • аллитерация – использование звука «Л»: «… легко их ловит мысль крылата».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.8k

  • Невысокий дом как пишется слитно или раздельно
  • Невыразимое подвластно ль выраженью по лирике в а жуковского сочинение 9 класс
  • Невысокий а широкий как пишется
  • Невысокие горы как пишется слитно или раздельно
  • Невыполнимое обещание как пишется