Незамечаемые прежде ошибки как пишется

November 11 2007, 21:46

Category:

  • Кино
  • Cancel

Правописание не и ни

«Не» с глаголом отдельно пиши:
не ленись, не зевай, не спеши.

1. Слова, не употребляющиеся без не-, пишутся слитно, к какой бы части речи они ни относились: ненависть (сущ,), нехватка (сущ. — слово «хватка» имеет другое значение), нелепый (прилаг.), ненароком (наречие), ненавидеть — ненавидящий — ненавидимый — ненавидя (глагол и его особые формы), недостает (глагол -«достает» имеет другое значение).

2. Правописание с не существительных, прилагательных и наречий, оканчивающихся на , подчиняется единым правилам.

а) Не- пишется слитно, если используется для создания нового слова (как правило, в этом случае можно подобрать синоним): несчастье (горе, беда), непрофессионал (дилетант), неумный (глупый), немедленно (сразу).

б) Не пишется раздельно, если наличествует или предполагается противопоставление с союзом а (возможно да в значении «а«): овраг не глубокий, а мелкий (ср.: овраг неглубокий, да обрывистый).

в) Не пишется раздельно, если отрицание логически подчеркнуто (чаще всего в риторических построениях, вопросах, восклицательных конструкциях): Как вам не стыдно! И после этого она не умна?

г) Определить способ написания не помогают пояснительные слова, которые используются чаще всего с прилагательными и наречиями:

Не слитно (утверждение)

Не раздельно (отрицание)

Абсолютно, в высшей степени, весьма, крайне, настолько, очень, полностью, почти, совершенно и другие наречия меры и степени: весьма нестандартное решение, почти невозможный риск.

Никто, ничто, никогда, нигде, ниоткуда, нипочём и другие отрицательные местоимения либо наречия; составные отрицательные частицы далеко не, отнюдь не: ничем не примечательный пейзаж, далеко не легкий выбор.

Слова совсем и вовсе требуют дополнительного анализа: они могут употребляться и при утверждении, и при отрицании: совсем неинтересный человек (скучный) — совсем не интересный, а скучный фильм; вовсе неумелый работник — вовсе не умелый, а ленивый работник.

3. Не с краткими формами прилагательных пишется, в основном, так же, как и с полными их формами: несообразительный — несообразителен; не глубок, а мелок.

Всегда пишутся раздельно:

а) прилагательные, не имеющие полной формы: не рад, не горазд;

б) прилагательные, полная форма которых имеет другое значение: не способна запомнить, не готов подписать.

4. Не со сравнительной (и превосходной) степенью прилагательных пишется раздельно: не смелее, не величайший. Исключение составляют формы от прилагательных, не употребляющихся без не-: неизбежнее, ненавистнее всех. Кроме того, не пишется слитно, если сравнительная степень образована от прилагательного с приставкой не-: этот фильм еще неинтереснее вчерашнего.

5. Не с числительными пишется только раздельно: не два, не пятнадцать, не триста двадцать семь, не сотый, не пятьдесят первый, не пять восьмых.

6. Не с местоимениями и местоименными наречиями пишется раздельно (исключение — философский термин не-я.): не мы, не все, не тот, не свой, не туда, не всегда, не как-нибудь. Однако для отрицательных и неопределенных местоимений, как и для наречий тех же разрядов, существуют отдельные правила (см. пункт 10).

7. Отрицательная частица не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно: не уметь — не умеет — не умея. Исключение — слова, не употребляющиеся без не-: нейдет, неймется, несдобровать, невзлюбить — невзлюбит — невзлюбила — невзлюбив.

Приставка недо- выражает не отрицание, а недостаточность, неполноту действия: недооценить (себя), недосолить (еду). Ср.: мальчик не доел суп — в войну многие недоедали.

8. Причастия (и действительные, и страдательные) с частицей не пишутся

слитно

раздельно

если глагольная основа не употребляется без не-: недоумевающий взгляд, если причастие начинается с приставки недо-: недосоленный поваром рис;

 

если причастие не имеет зависимых от него слов: невидящий взгляд, неконтролируемые эмоции.

если причастие имеет зависимые слова: долго не стихающие залпы, давно не читанные строчки, если причастие употреблено в краткой форме: работа не выполнена.

9. Правописание слов на -мый с не представляет особую трудность. Не со словами, оканчивающимися на -мый, могут писаться и слитно, и раздельно. Для выбора правильного способа написания надо последовательно выполнить несколько действий.

а) Проверить, употребляется ли данное слово без не-. Слитно с не (только слитно!) пишутся, например, нижеследующие слова:

невозбранимый
невозвратимый
невозмутимый
невознаградимый
невообразимый
невоскресимый
невправимый
невредимый
невыносимый
невыразимый
невысыхаемый
невычислимый
негасимый
недвижимый
незамерзаемый
незнаемый
незыблемый
неизгладимый
неизменимый
неизносимый
неизобразимый
неизъяснимый
неискупимый
неисповедимый
неиссякаемый
неистощимый
неистребимый
неисходимый
неисчерпаемый
неколебимый
нелюдимый
неминуемый
ненавидимый
ненарушимый
необоримый
необходимый
неодолимый
неописуемый
неоспоримый
неотвратимый
неотделимый
неотчислимый
неотъемлемый
неоценимый
непобедимый
непоборимый
неповторимый
непогрешимый
неподражаемый
непоколебимый
непокоримый
непреоборимый
непререкаемый
неприложимый
непримиримый
непробудимый
неразделимый
неразрушимый
неразъяснимый
нерушимый

несгораемый
нескончаемый
несмолкаемый
несовратимый
несократимый
несокрушимый
нестерпимый
неувядаемый
неугасаемый
неугасимый
неудержимый
неумолимый
неумолкаемый
неуничтожаемый
неуничтожимый
неустрашимый
неутолимый
неутомимый
нечаемый

б) Определить, к причастиям или к прилагательным относится данное слово, чтобы применить соответствующие правила.

Прилагательные на -мый образуются от непереходных глаголов совершенного вида (достаточно одного из этих признаков): неисчислимый, нерастворимый, независимый.

Переходные глаголы несовершенного вида могут образовывать как прилагательные, так и причастия на -мый. Но причастиями эти образования считаются только в том случае, если в качестве пояснительного слова при них наличествует творительный падеж существительного (или субстантивированного слова, или местоимения) со значением действующего лица или орудия действия. Ср.: незамечаемые ошибки (прилаг.), незамечаемые прежде ошибки (прилаг.), никогда не замечаемые ошибки (прилаг.) — не замечаемые мною ошибки (прич.).

в) Причастия на -мый, образованные от переходных глаголов несовершенного вида, пишутся с не раздельно в соответствии с основным правилом, так как есть зависимое слово (в творительном падеже).

ВИДЕТЬ (перех., несов. в.)

прилагательные

причастия

невидимые слезы
невидимые миру слезы
почти невидимые слезы
никогда не видимые слезы
не видимые, а лишь ощущаемые слезы

не видимые людьми слезы
не видимые тобой слезы
никем не видимые слезы
не видимые (кем?) пишущим слезы

10. Отрицательные и неопределенные местоимения пишутся с не (под ударением)

слитно если употреблены без предлога:

раздельно если употреблены с предлогом:

нечто, некий, некому, некоего, нечем и т.п.

не у кого, не к кому, не с чем, не перед чем, не о чем.

Отрицательные и неопределенные наречия всегда пишутся слитно: негде, некогда, неоткуда (не под ударением).

Та же зависимость в местоимениях и наречиях с безударным ни (используется для усиления): никто, ничто, ни у кого, ни к чему, ни с чем, никогда, ниоткуда.

11. Различение частиц не и ни основано на их значении.

Основная функция не — отрицание

ни используется для усиления

сочетание не только не выражает усиленное отрицание: не только не развеселился, но стал еще мрачнее;

двойное не используется для утверждения: не могу не упрекнуть;

используется в самостоятельных предложениях, имеющих характер вопроса или восклицания: Иванова не видал? Куда только не заходил!

не пишется в устойчивых сочетаниях, заключающих в себе противопоставление: не кто иной, как (а), не кто другое, как (а); не более чем и подобных: не кто иной, а петух привлек наше внимание.

частица не употребляется в сочетаниях едва не, едва ли не, чуть не, чуть ли не, например: это был чуть ли не разбойник;

не входит в состав сложных союзов не то… не то; не только… но и; не то чтобы не… а; если не… то, например: не то чтобы унылый, а невеселый вид.

ни усиливает отрицание, выраженное частицей не, словами нет, нельзя (входит в состав местоимений или наречий): нигде нельзя узнать, ни с кем не расстанется;

ни пишется в придаточных предложениях обобщенно-уступительного характера, выступая средством связи: Куда ни заходили друзья, везде их встречали приветливо;

частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: никто иной (другой), ничто иное (другое), усиливая отрицательное сказуемое: никто другой не ответил;

ни пишется в устойчивых сочетаниях типа что ни шаг, во что бы то ни стало, куда ни шло, например: вернусь во что бы то ни стало;

ни повторяется в устойчивых сочетаниях со значением неопределенности типа ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни шатко ни валко, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, например: дела шли ни шатко ни валко;

ни при однородных членах предложения (однородных предложениях) выступает в роли соединительного союза (повторяющегося): Ни птицы не поют, ни кузнечики не стрекочут.

Частица ни со всеми частями речи, кроме отрицательных местоимений без предлога и наречий (см. п. 10), пишется раздельно: ни зги не видно, ни звука не слышно, ни красивым не был, ни ловким.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты урока:

  • Предметные умения:
    • повторить правописание НЕ с прилагательными и
      причастиями;
    • выяснить условия правописания НЕ в словах на
      –мый;
    • отличать прилагательные на -мый от причастий и
      правильно писать НЕ в подобных словах.
  • Межпредметные (универсальные) умения:
  • Регулятивные (обеспечивают организацию учебной
    деятельности):

    • целеполагание (постановка учебной задачи на
      основе соотнесения усвоенного и неизвестного);
    • формирование контрольно-оценочной
      деятельности (контроль в форме сличения способа
      действия и его результата с заданным эталоном;
      осознание уровня и качества усвоения).
  • Познавательные:
    • умение структурировать знания;
    • умение осознанно и произвольно строить речевое
      высказывание в устной и письменной форме.
  • Логические:
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений.
  • Коммуникативные: стремиться к координации
    действий в парах, группах, слушать и слышать друг
    друга, формулировать собственное мнение и
    аргументировать его, осуществлять взаимный
    контроль.
  • Личностные умения:
    • нравственно-этическая ориентация (определение
      социальных и личностных ценностей). 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (подготовка
рабочего места, учащиеся приветствуют учителя и
гостей).

2. У.: Здравствуйте, ребята!
Сегодня вам предстоит узнать новый материал,
связанный с темой, изученной в 7 классе. Вот
почему на доске пока нет записи темы урока. Вам
самим предстоит её сформулировать. Откройте
тетради, запишите дату.
В начале выполним задание, которое поможет вам
вспомнить изученный материал и лучше воспринять
новую информацию. Перед вами 2 теста. Первый
вариант – повышенный уровень сложности. И всё же
предлагаю большинству из вас выполнять именно
этот вариант, первый. Те ученики, которые не
чувствуют себя уверенно, могут выполнять второй
вариант. Если какое-то задание из первого
варианта оказалось трудным, можно выполнить
задание с тем же порядковым номером из второго
теста.
На выполнение задания – 5 минут.

Вариант 1

1. Какое слово по своим морфологическим
признакам отличается от остальных?

а) читающий б) открыта в) могучий г)
просмотренный

2. Найдите глагол совершенного вида

а) танцевать б) смеяться в) летать г) научить

3. Найдите непереходный глагол

а) любить б) обидеть в) улыбаться г) читать

4. В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено

5. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик

Ответы

1. в – прилагательное
2. г – ЧТО СДЕЛАТЬ? (сов. в.)
3. в – возвратный, не сочетается с сущ. (мест.) в
винит. пад. без предлога
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет
противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.

Вариант 2.

1. Среди записанных слов найдите причастие

а) весёлый
б) сказочный
в) читающий
г) могучий

2. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол
ПРОЧИТАТЬ отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? и
относится к глаголам совершенного вида»?

3. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол РЕШАТЬ
является переходным, так как сочетается с
существительным (местоимением) в винительном
падеже без предлога»?

4. В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено

5. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик

Ответы

1. в
2. да
3. да
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет
противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.

У.: Проверьте свои ответы (Приложение,
слайд 2). Кто справился с заданием без ошибок? (эти
учащиеся выставляют себе высший балл – 5 б.;
ученики, допустившие 1 – 2 ошибки, ставят себе 4 б.,
3 – 4 ошибки – 3 б.).

У.: Как определить вид глагола?
Как определить переходность глагола?
Правописание КАКИХ частей речи повторили?
(прилагательные и причастия)
КАКУЮ орфограмму вспомнили? (правописание НЕ с
прил. и причастиями.)
Ещё раз назовите условия, от которых зависит
слитное и раздельное написание НЕ с этими
частями речи. (Учащиеся в произвольном порядке
называют условия, а учитель на магнитной доске
вывешивает карточки с ответами: употребляется ли
слово без НЕ;
Противопоставление; зависимые слова;
Слова, начинающиеся с НИ; слова, усиливающие
отрицание (далеко не, вовсе не, отнюдь не); краткая
форма.

У.: Систематизируем эти сведения.
Составим кластер. (Ученики одну минуту
обсуждают в парах ответы.
) Далее учащиеся
называют ответы, учитель вывешивает на магн.
доске соотв. букву (С – слитно или Р – раздельно).
Учащиеся сверяют свой кластер с тем, что
представлен на доске.

ДОСКА
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ       СЛИТНО или
РАЗД. пишется НЕ
?                    
ПРИЧАСТИЯ
(с.)Без НЕ не употр.(с.)
(с.)Зависимые слова(р.)
(р.)Противопост.(р.)
(р.)Слова, нач. с НИ(р.)
(р.)Слова, усил. Отрицание(р.)
(с. или р., зависит от полной формы)Краткая форма
(р.)

3. Стадия вызова (слайд 3)

У. : Два семиклассника, Дима и Саша,
поспорили. Дима утверждал, что в учебнике
допущена ошибка. В словосочетании «невидимые
миру слёзы», по мнению Димы, слово «НЕВИДИМЫЕ»
надо писать РАЗДЕЛЬНО, потому что это причастие с
зависимым словом.
ПРАВ ли Дима? ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ? Давайте
разбираться.

4. Стадия осмысления содержания

У.: ЧТО нам известно о слове НЕВИДИМЫЕ?
(слово употр. Без НЕ, оканчивается на -МЫЙ, есть
зависимое слово, полная форма…(см.слайд 4), также
нам известны правила написания НЕ с причастиями
и прилагательными) (слайд 4).
Что бы вы хотели выяснить об этом слове? ЗАДАЙТЕ
свои вопросы? (в данном словосочетании это слово
является причастием или прилагательным?
Существует ли особое правило для слов, оканч. На
-МЫЙ? имеет ли какие-то особенности зависимое
слово в этом словосочетании? (слайд 5), (все ответы
учеников фиксируются в таблице: ЗНАЮ  – ХОЧУ
УЗНАТЬ – УЗНАЛ).

У.: Действительно, мы сегодня говорим
об особой группе слов на –МЫЙ.(высвечивается
запись в 3 графе табл., слайд 6.) Многие слова не
употр. Без НЕ. ОНИ ПИШУТСЯ СЛИТНО (невозмутимый,
невредимый, невыносимый, неизгладимый,
неизъяснимый, неистощимый, неповторимый и др.)
(табл., слайд 6)
Другие слова могут быть и прилагательными, и
причастиями. (табл., слайд 6)
Они являются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, если образуются от
глаголов соответствующего вида. КАКОГО?
(КАРТОЧКА на доске: нерастворимый – РАСТВОРИТЬ (СОВ.
) (слайд 7)
Они будут прилагательными, если образуются от
перех. Или неперех глаголов? независимый –
зависеть (неперех.) ДОСТАТОЧНО
ОДНОГО ПРИЗНАКА
!(слайд 8) Итак, нам
известно…(слайд 9)
Какие слова остались? (образованные от
перех. глаголов несов. в.) НЕВИДИМЫЕ– ВИДЕТЬ.
(слайд 10)
КАКАЯ же это часть речи? Ваши
предположения?
Ученики: Видимо, это причастия.

У.: Не всё так просто.

МОНИТОР (слайд 11).

У.: Чем отличаются данные
словосочетания?

Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Не видимые сестрой слёзы

(разные зависимые слова, во втором столбике
зависимые слова имеют определённое значение: производитель
действия
).

МОНИТОР (таблица:З– Х У – У)У.: если в качестве
зав. слов используются слова со значением
производитель или орудие действия, то такие
слова на –МЫЙ являются причастиями. (слайд 12). А
значит, применять будем соответствующие правила
для причастий или прилагательных (слайд 13).

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Никогда не видимые слёзы
Не видимые, а лишь ощущаемые слёзы

ПРИЧАСТИЕ

Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Никем не видимые слёзы

У.: КТО же прав в споре Димы и Саши?
(САША, так как здесь нет зав. слова со знач.
ОРУДИЕ(производитель) ДЕЙСТВИЯ, это НЕ ПРИЧАСТИЕ!
Писать надо с зав. словом СЛИТНО.) (слайд 14).

5. Рефлексия

У.:давайте составим алгоритм, который
поможет нам применять новое правило.
(составление алгоритма в парах, опорная запись на
мониторе) (слайд 14).
Употр. ли слово без НЕ?
Прилагательное или причастие?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – образов. от глагола сов в. Или
неперех гл.
ПРИЧАСТИЕ – образов. от перех. глаг. несов. вида,
есть завис. слово со значением «орудие,
производитель действия»

6. Составление алгоритма

МАГНИТНАЯ ДОСКА

7. Рефлексия

У.: Сформулируйте тему урока. (Запись в
тетради темы урока).

Гимнастика для глаз

Осмысление содержания.(слайд 15). Используя
алгоритм, объясните написание слов (ученики по
одному выходят к доске). ПОДУМАЙТЕ, как
целесообразно оформить запись (что подчеркнуть,
что записать в скобках).
Проверка (слайд 16).
(дополнительно): Всегда непобедимая команда
(прил.не употр. без НЕ); незамечаемые ошибки
(прил.); незамечаемые прежде ошибки (прил.); никогда
не замечаемые ошибки (прил.); не замечаемые мною
ошибки (прич.)

8. Работа с текстом

У.: Слова, оканчивающиеся на –мый, надо
уметь использовать в своей речи. Обратимся к
тексту. Прочитайте текст про себя. Представьте
созданную автором картину, обратите внимание на
образы. Подготовьтесь к выразительному чтению
текста (слайд 17).
Сформулируйте тему, основную мысль. Какие слова,
предложения помогли вам сформулировать идею
текста? Включите в текст слова, оканчивающиеся на
–мый, объясните их правописание.

Тексты выданы учащимся заранее.

Ночь в горах

Горы по-настоящему узнаёшь лишь с горных высот.
Я добрался до_______________ пихтовых зарослей и
расположился на крохотной полянке. Какой ________вид
открылся передо мной! Созвездия с непривычными,
_______________очертаниями запутались в еловых ветвях.
Вдруг я увидел за чёрным хребтом оранжевое
сияние, делавшееся ярче с каждой минутой. Какое –
то странное, ______________чувство овладело мною.
Это всходила луна. В горах она выскакивает
внезапно, и разрежённый воздух серебрится,
обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья.
Вспомнилась легенда, услышанная в Бурятии.
Легенда о монахе, который возненавидел красоту.
По ночам он швырял камни в звёзды из лука. Чем
злее становился монах, тем выше взлетали камни.
Последний камень, падая, попал прямо в голову
монаха. В народе сказали:
«Красота умеет постоять за себя. Звёзды
отомстили глупому, злому человеку».

(по В.Бурлаку)

Слова для справок:

Непроходимый, неописуемый, неповторимый,
неизгладимый, невообразимый, невыразимый,
нестерпимый.
Кто верно определил тему и идею текста? Какое
задание оказалось трудным? Как вы думаете, что
помешало вам успешно справиться с заданием?
РЕФЛЕКСИЯ (заключительный этап урока) Какие
учебные действия мы выполняли на уроке? (слайд 18).
Что нового узнали на уроке?
Работа в микрогруппах. Вспомните и запишите
ключевые слова урока (прилагательное, причастие,
зависимое слово, орудие–производитель действия,
вид, переходность глагола).

9. Домашнее задание (слайд 19).

Составить словарный диктант «НЕ с
прилагательными и причастиями» (25-30 слов).

Одним и самых распространенных правил русского языка является правописание частицы не с различными категориями слов. Нельзя не заметить, насколько трудна и неоднозначна эта тема. Однако любому грамотному человеку это необходимо знать.

Глаголы с «не»

Первым делом еще в начальной школе ребят учат правописанию частицы НЕ с глаголом. Наверное, потому, что в нем все просто. За исключением слов, которые нельзя писать без НЕ, все остальные глаголы пишутся с ними только раздельно.

не заметить

Например: не выполняет, не думает, не пришел, не заметить.

В словах «недоумевает», «нездоровится», «недолюбливает» используется такой корень, который не может употребляться без НЕ. В таком случае это уже не частица, а приставка.

К этому же правилу относятся и деепричастия. Поскольку они являются глагольной формой, то перенимают некоторые его особенности.

Например:

  • Говорил, не глядя в глаза;
  • сказал обидное слово, не подумав.

Исключениями также будут являться такие слова, которые мы не пишем и не произносим без НЕ: смотреть на пожар, недоумевая.

Не с причастиями

Еще одной формой, образованной благодаря глаголу и прилагательному, является причастие. Несомненно, некоторые признаки действия оно в себе несет. Но все же больше эта часть речи склоняется к описанию чего-либо. Здесь правила, регулирующие сочетание частицы НЕ, будут отличаться от глагола.

не замеченная ошибка

Каждое причастие, если оно имеет при себе зависимое слово, будет входить в состав причастного оборота. Если при этом оно употреблено в отрицательном значении, то частица НЕ пишется только раздельно.

Например: Задача, не решенная мною.

Трудно не заметить, что слово «не решенная» имеет при себе зависимое слово «мною». Это означает, что перед нами причастный оборот. Как известно, в нем причастие всегда будет писаться раздельно с частицей НЕ.

А в словосочетании — своевременно не замеченная ошибка — есть зависимое слово «своевременно», что также дает право написать слово с НЕ раздельно.

Еще один пример: невыполненный план.

В данном случае допустимо только слитное написание, поскольку слово не имеет никаких зависимых указаний — где, кем и когда не был выполнен этот план.

Как и в каждом правиле, здесь также есть исключения. Когда слово не может применяться в речи без НЕ, мы обязательно напишем его слитно.

Пример: негодующий всю весну ветер. Как видим, даже при наличии зависимых слов данное причастие пишется слитно, поскольку варианта, употребляющегося без этой частицы, не существует.

Прилагательные с частицей «не»

Эту часть речи часто путают с причастием. Но в отличие от него имя прилагательное не имеет оттенка действия. Его предназначение – давать характеристику предмету, описывать его с разных сторон. Правописание «не» с этой частью речи сложнее, чем с предыдущими.

С прилагательным эта частица может писаться как слитно, так и нет.

правописание не

Если к слову с НЕ мы можем подобрать какой-либо синоним, то писать его нужно вместе. Например: Эта комната неуютная (плохая, грязная).

Когда слово не употребляется без частицы НЕ, также напишем его слитно.

Например: ненастная погода

Раздельное написание будет у прилагательных, которые будут употреблены с противопоставлением в контексте предложения:

  • Это был не веселый праздник, а очень скучный.
  • Лето было не теплым, а прохладным и дождливым.

В некоторых случаях противопоставление не явное, а лишь может подразумеваться. Например: Скатерть не белая.

Если прилагательное имеет при себе двойное отрицание (то есть помимо частицы НЕ употреблено какое-либо наречие), в таком случае пишем его раздельно.

К примеру:

  • Эта кофта вовсе не большая.
  • Наш новый знакомый отнюдь невысокого роста.

Краткие формы

Имена прилагательные и причастия обладают отличительной от других особенностью. Они могут образовывать краткие формы с помощью усечения окончания. Их правописание с частицей НЕ будет отличаться от полных.

Например:

  • Ошибка незамеченная (но не замечена (прич));
  • Платье ненадетое (но не надето).

Из этого следует, что в кратких формах причастия НЕ пишется раздельно всегда.

С прилагательными по-другому. Их краткие варианты будут употребляться с этой частицей также, как и полные.

Например:

  • Некрасивый поступок (некрасив);
  • Отнюдь не нужная вещь (не нужна);
  • Совсем не красивая юбка (юбка не красива).

Таким образом, делаем вывод о том, что сначала необходимо определить, в какой форме употреблено слово. Только тогда решаем, как следует написать НЕ с ним.

не замечен

Итог

Изучив особенности разных частей речи, мы выяснили, что нет единого правила о правописании с ним отрицательной частицы НЕ. Каждая из них имеет определенные нюансы. Трудно не заметить, что важно изучать характерные черты всех частей речи, чтобы грамотно употреблять правила. Стоит помнить, что далеко не всегда частица НЕ будет писаться раздельно. Во многих случаях слитное ее употребление вполне обосновано.

Воспользовавшись информацией из нашей статьи, вы не будет испытывать трудности в правописании частицы НЕ и не станете делать ошибок.

Помимо выбора нужной буквы при написании слова в русской орфографии существуют еще и правила постановки пробела и дефиса. Они относятся к написанию таких слов, как, например, «не замечая» или «незамечая».

Как пишется правильно: «не замечая» или «незамечая»?

При этом отрицательная частица иногда может выполнять роль приставки и писаться слитно. Как различить эти варианты написания?

Какое правило применяем?

Действительно, частица НЕ может писаться как с пробелом, так и без него. Всё зависит от того, к какой части речи относится слово.

Данное слово — деепричастие, то есть имеет глагольное образование. Для него действительны правила правописания НЕ с глаголами.

По строгим нормам НЕ с глаголами и деепричастиями пишется без пробела только в одном случае: если слово не существует в языке без НЕ, например «ненавидеть», «негодовать» и т.д.

Во всех остальных случаях частицу нужно писать раздельно. Этим и объясняется выбор «не замечая».

Примеры предложений для тренировки

  • Катя медленно шла под дождем, не замечая, как капли падали на ее лицо, одежду, руки.
  • Люди, сами не замечая, часто употребляют в речи «стертые метафоры», например «шел дождь», «взошло солнце».

Неправильное написание

«Незамеченная» или «не замеченная» пишется слитно и раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

От глагола «заметить» образуется страдательное причастие прошедшего времени «замеченный».

С помощью приставки не- образуем слово с противоположным значением:

Незамеченная оплошность была обнаружена только вчера.

Если у причастия нет зависимых слов и в предложении нет противопоставления, то слово «незамеченная» пишется слитно.

Слово «не замеченная» пишется раздельно с отрицательной частицей «не» при наличии в предложении следующих условий:

1) у причастия есть зависимое слово в форме творительного падежа

В диктанте оказалась ошибка, не замеченная учеником.

2) в предложении используется противопоставление

Это была не замеченная, а намеренно допущенная ошибка.

3) Отрицание усиливает слово с ни- (наречие или местоимение)

Никем не замеченная ошибка так и не была исправлена.

4) в предложении имеются слова «далеко», «вовсе», «отнюдь»

В контрольной работе была вовсе не замеченная ошибка.

                                                               УРОК     РУССКОГО    ЯЗЫКА            Нефедова О.А.          

Тема:  Научный стиль речи.

Цель:  Закрепить  знания о характерных особенностях научного стиля; уметь на практике определять научный стиль; развивать речь учащихся.

Оборудование: Таблица стилей, карточки, презентация.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Беседа по теоретическому материалу, с. 196-197.

Устно проверяем упр. 338.

  1. Повторение изученного материала.

Словарный диктант

Незамечаемые прежде ошибки;         не замечаемые мной ошибки;

нерастворимый осадок;                 неизъяснимое счастье;

недосолить лук;                         недовершив деяние;

не доел винегрет;                         непрофессионал (дилетант);

работа не зачищена;                         не у кого взять;

почти невидимые слёзы.

                                                          Словарная работа

        Дилетант (лат. услаждать, забавлять) – любитель, занимающийся каким-либо искусством, без специальной подготовки; поверхностно знакомый с чем-либо человек.

        Монография (греч. пишу) – научный труд, разрабатывающий какой-либо отдельный вопрос, одну тему.

  1. Практическая работа.

Выполнить упражнение 339.

Задание 1. Определить стилистическую принадлежность текстов.

Записать название стиля

        1.

        2.

        3.

        4.

        5.

Задание 2. ЕГЭ (подготовка)

        Работа по карточкам

        Ответы: карточка

        1 — 3

2 — 3

3 — 4

4 — 4

5 — 3

6 – 4

  1. Изучение основных признаков научного стиля.
  1. Читаем учебник, с. 202 – 204.
  2. Составляем план ответа «Основные признаки научного стиля речи»

Работа в тетради.

План

  1. Логическое изложение:
  1. все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно;
  2. типична связь при помощи повторяющихся существительных;
  3. на последовательность развития мысли указывают
  • наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее;
  • союзы: так как, потому что, чтобы поэтому;

2  Точность (однозначность).

3  Отвлеченность и обобщенность.

  1. абстрактность понятия;
  2. слова с отвлеченным значением: пустота, скорость, время, сила, количество…
  3. формулы, графики, символы, условные обозначения, схемы, таблицы…
  4. термины;
  5. множественное число от абстракционных и вещественных существительных: величины, длины, частоты
  6. частое употребление слов среднего рода: свойство, значение и т.п.
  7. глаголы в обобщенно отвлеченном значении: следовать, привести, составлять, указывать и т.п.

   4   Объективность.

  1. наличие количественных и качественных характеристик, объективных и достоверных;
  2. редкое использование восклицательных предложений.

1 Практическая работа.

Выполнить упр. № 343, 344, 345.

Комментирование упражнений                                                                                                                                                                               2 Домашнее задание.

  1. Выучить теорию с. 202-207.
  2. Упр. № 347.

Карточка 1.

Значение какого слова определено неверно?

  1. Вакансия – незанятая должность в учреждении.
  2. Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.
  3. Эпиграмма – торжественные стихи.
  4. Лацкан –отворот пиджака, пальто.

Карточка 2.

Значение какого слова определено неверно?

  1. Тайм – определенный период в спортивной игре.
  2. Тёща – мать жены.
  3. Дискутировать – осуждать что-либо, критиковать кого-либо.
  4. Стабильный

Карточка 3.

Значение какого слова определено неверно?

  1. Адресант – лицо, отправляющее письмо.
  2. Аминь – заключительное слово христианских молитв, означающее: верно, воистину так.
  3. Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.
  4. Импорт – вывоз товара из страны для продажи.

Карточка 4.

Значение какого слова определено неверно?

  1. Свекровь – мать мужа.
  2. Десерт – сладкие блюда, фрукты, подаваемые в конце обеда.
  3. Обескуражить – лишить кого-то уверенности в себе.
  4. Репутация – уважение к кому-либо или чему-либо со стороны людей.

Карточка 5.

Значение какого слова определено неверно?

  1. Дёрн – верхний слой почвы.
  2. Дипломант – тот, кто удостоен диплома.
  3. Экстерн – научный работник.
  4. Двойственный – противоречивый.

Карточка 6.

Значение какого слова определено неверно?

  1. Новация – новшество.
  2. Овация – бурные аплодисменты.
  3. Оппонент – противник в споре.
  4. Гипербола – сглаживание различий.

Комментирование  итогов  работы  на  уроке,  выставление  оценок.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Предложения со словосочетанием «не заметить ошибки»

Мало кто способен распознать деепричастный оборот и возразить против его употребления в безличном предложении – тем более, что большинство читателей не заметят ошибки и всё равно поймут, о чём речь.

Кто небогат, либо не заметит ошибку машины, либо не будет располагать ресурсами для её исправления.

Он понимал тогда, что написал плохо и наверняка провалился, но отчаянно надеялся и цеплялся за шанс, что преподаватель не заметил ошибок, или, может быть, все остальные тоже неважно сдали, и ему повезёт и он всё-таки поступит!

Часто нам кажется, что собеседник не заметит ошибки в письме, и мы не заморачиваемся поиском этого слова в орфографическом словаре.

И как эта курица могла не заметить ошибку?

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прихватывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Кроме того, младшие ученики требуют намного большего внимания, потому что у них навыки боя только начинают формироваться, а старшие могут спокойно не заметить ошибок на этой стадии, и их потом придётся долго исправлять.

Казалось, что мужчина не заметил ошибки.

Ассоциации к слову «заметить»

Ассоциации к слову «ошибка»

Синонимы к словосочетанию «не заметить ошибки»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «не заметить ошибки»

  • Если бы Прохоров не вздумал бежать, то, быть может, так бы и не заметили ошибки и дело обошлось бы без плетей и тачки, теперь же экзекуция была неизбежна.
  • Днем Ромашов старался хоть издали увидать ее на улице, но этого почему-то не случалось. Часто, увидав издали женщину, которая фигурой, походкой, шляпкой напоминала ему Шурочку, он бежал за ней со стесненным сердцем, с прерывающимся дыханием, чувствуя, как у него руки от волнения делаются холодными и влажными. И каждый раз, заметив свою ошибку, он ощущал в душе скуку, одиночество и какую-то мертвую пустоту.
  • Ну, вот я и упал пред вами на колена: // Скажите же — не правда ли — измена, // Коварство очевидны… я хочу, велю, // Чтоб вы ее сейчас же обвинили. // Она невинна? разве вы тут были? // Смотрели в душу вы мою? // Как я теперь прошу, так и она молила. // Ошибка — я ошибся — что ж! // Она мне то же говорила, // Но я сказал, что это ложь.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «ошибка»

  • большая ошибка
    роковая ошибка
    подобная ошибка
  • ошибки прошлого
    ошибка природы
    ошибки молодости
  • исправление ошибок
    множество ошибок
    цена ошибки
  • ошибка вышла
    ошибки случаются
    ошибка произошла
  • совершать ошибку
    допустить ошибку
    исправить ошибку
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «заметить»

  • ЗАМЕ́ТИТЬ, —ме́чу, —ме́тишь; прич. страд. прош. заме́ченный, —чен, -а, -о; сов. (несов. замечать). 1. перех. или с созами „что“ и „как“. Воспринять зрением, увидеть; приметить. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЗАМЕТИТЬ

Значение слова «ошибка»

  • ОШИ́БКА, -и, род. мн.бок, дат.бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОШИБКА

Афоризмы русских писателей со словом «заметить»

  • Жизнь бесконечно любопытна, а многие так и не успевают заметить это. Надо торопиться замечать. Надо спешить устраивать себе маленькие удовольствия.
  • Когда человек умирает,
    Изменяются его портреты.
    По-другому глаза глядят, и губы
    Улыбаются другой улыбкой.
    Я заметила это, вернувшись
    С похорон одного поэта.
    И с тех пор проверяла часто,
    И моя догадка подтвердилась.
  • Любящие жены иногда наделяют своих мужей добродетелями и достоинствами, которых другие со стороны могут и не заметить.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ЗАМЕ́ТИТЬ, —ме́чу, —ме́тишь; прич. страд. прош. заме́ченный, —чен, -а, -о; сов. (несов. замечать). 1. перех. или с созами „что“ и „как“. Воспринять зрением, увидеть; приметить.

Все значения слова «заметить»

ОШИ́БКА, -и, род. мн.бок, дат.бкам, ж. 1. Неправильность в какой-л. работе, вычислении, написании и т. п. Допустить ошибку. Грамматическая ошибка.

Все значения слова «ошибка»

  • волшебница вздохнула
  • в запретную секцию
  • не обратить внимания
  • посмотреть на дверной проём
  • спросить у мага
  • (ещё синонимы…)
  • заметка
  • замечание
  • примечание
  • (ещё ассоциации…)
  • ошибаться
  • ошибочность
  • неправильно
  • промах
  • опечатка
  • (ещё ассоциации…)
  • девушка заметила
  • отец заметил
  • не заметить чего-либо
  • заметить взгляд
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • большая ошибка
  • ошибки прошлого
  • исправление ошибок
  • ошибка вышла
  • совершать ошибку
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «заметить»
  • Разбор по составу слова «ошибка»
  • Как правильно пишется слово «заметить»
  • Как правильно пишется слово «ошибка»

  • Незнаю или не знаю как правильно пишется ответы
  • Незаметно или не заметно как пишется
  • Незначительный как пишется вместе или раздельно
  • Незаметная на первый взгляд ошибка как пишется
  • Незначительные замечания как пишется