1.
Слитное и раздельное
написание НЕ с
причастиями
2.
Играть, пилить, рисовать, петь,
думать, искрить, жалить, помнить,
греть, переводить, кружить,
задеть, тыкать, писать, любить.
3.
Проверка
1 СПРЯЖЕНИЕ
2 СПРЯЖЕНИЕ
Играть
Рисовать
Петь
Думать
Греть
Задеть
Тыкать
Писать
Пилить
Искрить
Жалить
Помнить
Переводить
Кружить
Любить
4.
Исключения
• Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” – спрягать нельзя.
• Брить, стелить
2 спряжение
1 спряжение
5.
1 вариант
1. (Не) большой вал и засека (не) хранимые решительно (ни) кем
показывали страшную беспечность.
2. В это время из(за) высоты находившейся в полверсте от крепости
показались новые конные толпы и вскоре
степь усеялась множеством людей вооружённых копьями.
Проверка
1. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем,
показывали страшную беспечность.
2. В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от
крепости, показались новые конные толпы, и
вскоре степь усеялась множеством людей, вооружённых
копьями.
6.
1 вариант
1. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда
идущего к одинокой станции окружённой тьмой.
2. Сизый ковыль еще (не) распустившийся еще (не) побелевший расс
тилался как волны по необозримой равнине.
Проверка
1. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда,
идущего к одинокой станции, окружённой тьмой.
2. Сизый ковыль, еще не распустившийся, еще не побелевший,
расстилался, как волны, по необозримой равнине.
7.
Действительные
причастия настоящего
времени
8.
Что такое действительное причастие — ?
• от глагола «действовать», обозначает признак на основе действия
самого предмета (предмет сам производит действие).
9.
Настоящее время ДП
Форма причастия настоящего времени обозначает действие,
одновременное с действием глагола-сказуемого:
ПРИМЕР
Я лежу на спине и вижу тихо плывущие надо мной облака.
10.
Образование ДПНВ
11.
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся
2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т
3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль
12.
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?
1) леч…щий врач, зна…щий правила
2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены
3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды
13.
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое
2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня
3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.
14.
1 вариант
Образец: любить (2 спр.) > любят > любящий.
1. Бежать, закрывать, летать, вертеть.
2. Дремл..щий в кроватке ребёнок, колыш..щаяся
от ветра
роща, стро..щееся у моря здание, ла..щая во дворе собака, та..щий
айсберг.
2 вариант
Образец: любить (2 спр.) > любят > любящий.
1. Смотреть, ходить, играть, брить.
2. Стел..щая одеяло мама, вер..щие в меня, шепч..щиеся в подъезде
бабушки, щебеч..щие на ветке воробьи, люб..щим взглядом.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Образование ДППВ
22.
Образование ДППВ
23.
Действительные
причастия прошедшего
времени
ДППВ
24.
1 вариант
2 вариант
Игравший
Отчаявшийся
Прибывший
Улыбавшийся
Увянувший
Сеявший
Прикасавшийся
Хмурившийся
Веявший
Затеявший
Надеявшийся
Сморщившийся
Увидевший
Пригоревший
Обидевший
Зажмурившийся
Погасивший
Ненавидевший
Заострившийся
Заместивший
Наладивший
Осунувшийся
Промокший
Несший
Везший
Объездивший
Разросшийся
Повлекший
25.
26.
Мама пришла на кухню — тесто оказалось тесто не замешено.
Работник, не выполнивший работу в срок, был уволен.
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
27.
Вы найдете незаселенную квартиру на пятом этаже.
Недомогающий пациент вышел из палаты.
28.
1. (Не)вымытый пол;
2. (Не)прибранная девочкой постель.
1. Невымытый пол;
2. Не прибранная девочкой постель.
29.
1. (Не)убранные вещи;
2. Ещё (не)умывшийся мальчик;
1. Неубранные вещи;
2. Ещё не умывшийся мальчик;
30.
1. (Не)сфотографированный, а нарисованный
пейзаж;
2. (Не)доумевающий взгляд.
1. Не сфотографированный, а нарисованный пейзаж;
2. Недоумевающий взгляд.
31.
1. (Не)выученные уроки;
2. (Не)прикрытая форточка.
1. Невыученные уроки;
2. Неприкрытая форточка.
32.
1. Ещё (не)высохшая, но свежая рубашка;
2. Обувь (не)чищена.
1. Ещё не высохшая, но свежая рубашка;
2. Обувь не чищена.
33.
1. (Не)чищенная обувь;
2. (Не)чищенная с прошлого вечера обувь;
3. (Не)ухоженный, а заросший сад.
1. Нечищенная обувь;
2. Не чищенная с прошлого вечера обувь;
3. Не ухоженный, а заросший сад.
34.
35.
• Не исправленная вовремя ошибка (зависимое слово)
• Невспаханное поле (нет завис.сл.)
• Не написанное к сроку сочинение (зависимое слово)
• Негодующий ученик (без НЕ не употребляется)
• Не пойманный никем преступник (зависимое слово)
• Не исписанные, а чистые тетради (противопоставление)
• Не замечена (краткое причастие)
• Нерешённая задача (нет завис.сл.)
36.
• Фёдор получил двойку за невыученное правило. (нет завис.сл.)
• Вокруг стоял густой лес,| не освещаемый ни одним лучиком
света.| (зависисмое слово)
• | Не записанная мной| сказка так и забылась со
временем. (зависисмое слово)
• Паркет,| никем не подметённый и не вымытый к вечеру,|стал
ещё грязнее. (зависисмое слово)
Карточки «НЕ с причастиями» (7 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Задания для самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_prichastiyami_vse.docx | 13.03 КБ |
ne_s_prichastiyami_zavisimye_slova.docx | 13.89 КБ |
ne_s_prichastiyami_kratkie.docx | 14.13 КБ |
ne_s_prichastiyami_protivopostavlenie_s_a.docx | 14.39 КБ |
ne_s_prichastiyami.docx | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Спишите, раскройте скобки.
(Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.
Предварительный просмотр:
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите причастные обороты.
- Фёдор получил двойку за (не)выученное правило.
- Вокруг стоял густой лес (не)осв..щаемый ни одним лучиком света.
- (Не)записа(н,нн)ая мной сказка так и забылась со временем.
- Паркет н..кем (не)подметённый и (не)вымытый к вечеру стал ещё грязнее.
- Ёлочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла (ни)кем (не)срубленная пышная гордая.
Предварительный просмотр:
Спишите, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Обозначьте вид и время причастий.
- Квартира (не)убрана.
- Девочка (не)ра(с,сс)чёсана.
- Этот предмет н..кем (не)любим.
- Уроки (не)выучены.
- План (не)составлен.
- История (не)закончена.
- Я (ни)чем (не)уд..влён.
- Песня (не)спета.
Предварительный просмотр:
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
- (Не)кол..щиеся, а безопас(т)ные предметы.
- (Не)выполне(н,нн)ое, а забытое об..щание.
- (Не)убра(н,нн)ые, а ра(з,с)бросанные вещи.
- (Не)вывезенная, а оставленная на месте а(п,пп)аратура.
- (Не)(не)уклюжая, а собранная, вн..мательная ученица.
- (Не)исписанные, а чистые тетради.
- (Не)сорванные, а а(к,кк)уратно срезанные грибы.
- (Ни)кем (не)политые, но и (не)засохшие цветы.
Предварительный просмотр:
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
(Не) исправле__ая вовремя ошибка, (не)вспаха_ое поле, (не)сжатая рожь, (не)успокоившееся море, (не)забываемое впечатление, (не)скоше__ый луг, (не) замече_а, неприятель (не) обнаружен, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написа_ое к сроку сочинение, (не)раше_ый забор, дорожки (не) выровнены, ещё (не)окрепший после болезни, (не)расколотый орех, (не)нашедший дороги, (не)погасший костёр, (не)рассчита_ый на непогоду, (не)выполне_ое задание, (не)выполне_о, (не)выполнен_ое вовремя, (не)законче_ая книга, (не)законче_ая мной книга, (не)решё_ая задача, задача (не)реше_а, (не)вымыт пол, (не)слыха_ый шум, (не)пойманный никем преступник.
(Не) знаю большего уд_вольствия, чем идти по (не)знакомой дорог _ к лесному озеру. В (не)обыкнове_ой, никогда (не)слыха_ой тишине зар_ждает_ся ра__вет. (Не)скоше__ые луга так душ_сты, что с (не)привычки туманит_ся в голове. Вот доносит_ся тр_вожный крик (не)уснувшей птицы или (не)определ_ый звук напоминающ_й голос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч.
Урок 19 — 7 класс.
Урок 21 — 7 класс.
Слитное и раздельное написание не — полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п.
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор.
Материалы к уроку русского языка по теме «НЕ с деепричастиями».
Содержимое публикации
отрицательная частица НЕ употребляется с деепричастием, она всегда пишется раздельно: не отдохнув, не пообедав, не читая, не усвоив, не умывшись, не замечая, не зная, не прочитав, не написав, не давая, не создавая, не слушая, не запершись. В очаге, не померкнув, пламя льнёт к огонькам. Злословит всех, не щадя ни живых, ни мёртвых.
деепричастие образовано от глагола, без НЕ не употребляющегося, НЕ с ним пишется слитно: негодуя, ненавидя, невзлюбив, недомогая. Кириллов, ненавидячужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.
ЧастицаНЕ пишется раздельно с деепричастиями и в том случае, если деепричастие выступает в роли наречия: не шутя рассердился; передвигается не спеша; не любя вышла замуж; Отцы нас сосватали, мы очень полюбились друг другу и вступили в брак не мешкая.
Пишутся слитно с НЕ деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме (ниже нормы): недосыпая, недоедая, недовыполнив, недосмотрев, недоумевая, недолечившись, недолюбив, недоговаривая, недоглядев, недомерив и др. Сравните:недобежал до своего дома (не совершил действия) – недомерил полметра (совершил действие ниже нормы); не дочитал книгу – мешок недовесил.Недоедая, недосыпая ночей, она трудилась, чтобы мальчику было хорошо. (Сравните: Спит девчонка, головой упав на подоконник, четырёх страниц не дочитав; Левин остановился, не досказав начатого.) Примечание. Встречаются примеры как раздельного написания: недоставать в значении «не дотягиваться» (недостаёт рукой до дна реки), так и слитного написания в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» (недостаёт терпения, только этого недоставало).
Следует различать словосочетания не смотря, не взирая на с предлогами несмотря на, невзирая на.
1.Не смотря, не взирая представляют собой сочетания отрицания и деепричастий от глаголов смотреть, взирать. 2. Несмотря на, невзирая на — сложные предлоги, имеющие значение «вопреки чему-либо, не считаясь с кем-либо или чём-либо, хотя и».Невзирая на, несмотря на пишутся слитно и в том случае, если междунесмотря, невзирая и предлогом на стоит частица ни: невзираяни на какие трудности, несмотряни на какие трудности. Он говорил, не смотря в текст (деепричастие). — Несмотря на дождь, мы вышли на улицу (предлог).
87.Тренажёр по теме «Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью«.
НПС. Найдите в предложениях деепричастия и объясните правописание НЕ с ним.
ППС. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор написания.
ВПС. Раскрыв скобки, с данными деепричастными оборотами составьте предложения.
1.Она вошла в зал не постучавшись. 2.Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь . 3.Можно прожить и не хвастая умом. 4.Можете уйти и не дожидаясь ответа. 5.Почта находится не доходя ста метров отсюда. 6.Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. 7.Не закончив игры, спортсмен ушёл с корта. 8.Он утвердил отчёт, недоглядев ошибки в цифрах. 9.Болельщики бурно выражали протест, недоумевая по поводу решения суда. 10.Они кричали друг на друга не обижаясь.
1.(Не)узнав горе не узнаешь и радости. 2.(Не)поклонившись земле гриба не найдешь. 3.(Не)отведав горького не узнаешь сладкого. 4.(Не)оглядываясь он шел по дорожке сада. 5.(Не)надевая фуражки вышел на крыльцо. 6.(Не)спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей. 7.Сергей долго лежал (не)шевелясь. 8.Он говорил шепотом и ни на кого (не)глядя. 9.Клим Самгин шагал по улице бодро и (не) уступая дорогу встречным людям. 10.В трудные дни он работал с нами рук (не) покладая.
1. (Не)оплатив счетов. 2. (Не)мудрствуя лукаво. 3. (Не)солоно хлебавши. 4. Ничуть (не)жалея о потраченном времени. 5. (Не)отыскав в бумагах. 6. (Не)стихая ни на минуту. 7. (Не)доумевая по поводу случившегося. 8. (Не)щадя живота своего. 9. (Не)зная ничего. 10. (Не)чувствуя опасности.
35. Контрольная работа.
1.Найдите верные утверждения.
1.Деепричастие обозначает признак предмета по действию. 2.Деепричастие имеет признаки глагола и наречия. 3.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. 4.Переходные деепричастия требуют винительного падежа с предлогом и без предлога. 5.Деепричастия не изменяются по числам, родам и падежам. 6.Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффиксов А, Я, В, ШИ. 7.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени. Деепричастие совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы.8.Деепричастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Снег падал на землю покрывая ее пушистым ковром. 3.Найдите лишние слова: летучий, избранный, написавший, делающий, пишущий, игривый, заклеенный, кинувший. 4.Укажите количество запятых в предложении: Впереди обыкновенно бежал свесив набок длинный розовый язык белый пудель Арто остриженный наподобие льва.5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 6. 6.Выполните разбор слов по составу: испугавшись, умолкая, обломанные.7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий. Бороться – Прожить — Запирая — Остаться — 8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Вронский остановил кучера не доезжая до аллеи и отворив дверцу на ходу выскочил из кареты и пошел в аллею ведущую к дому. 2.С ненавистью глядя друг на друга они начинают толкаться. 3.Мальчик увлекаясь все больше и больше следил за каждым его движением. 4.Проснувшись он почувствовал себя несчастным. 5.Отчалив я сейчас же пустился догонять плот держась вдоль берега.6. Она очень торопилась и спускаясь по дворцовой лестнице обронила один из своих хрустальных башмачков. 7. Принц хотел сам выбрать себе невесту а выбрав её тут же объявил о своем желании… вступить в брак. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Убегая от дыма попадёшь в огонь. (Не)поклонившись земле гриба не найдешь. Сделав людям зло не жди от них добра.(Не)отведав горького не узнаешь сладкого. 2.(Не)скрывая удивления; (не)оплатив счетов; ничуть (не)жалея о потраченном времени;(не)отыскав в бумагах; (не)стихая ни на минуту.10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Приехав в Астану, (она поражает размахом строительства, мы поразились размахом ее строительства).
Вариант для сильных учащихся.
по теме «Причастие. Деепричастие».
1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.
2. Покажите образование выписанных причастий.
3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.
4. Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.
5. Покажите образование деепричастий.
6. Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.
7. Напишите сочинение-миниатюру по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», используя по возможности причастия и деепричастия. Покажите их морфемный состав.
8. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из составленного вами текста.
Материал для выполнения заданий
Вариант 1. 1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…
Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.
В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Есть такие прекрасные лица,
Что дивлюсь я, любуясь на них, —
Как такое могло сотвориться
Из обычных молекул земных.
Меж осенью и женщиной есть равенство:
Предощущая возраста черту,
Они, ещё желая людям нравиться,
Подчёркнуто спасают красоту.
Осенью, цветочной пеной
Дни свои позолотив,
Я из старого напева
Напою один мотив,
Слово в славу обратив.
Вариант 2. 1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…
Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок.
4-6. К чему копить ненужные обиды?
Им не давать исчезнуть без следа,
Их помнить, не показывая вида
И даже улыбаясь иногда?
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Вариант 3. 1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…
Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки.
4-6. Вот и майские взоры, как встарь,
Опьяняя, лукавят со мною,
Словно стужей не веял январь
И февраль не болел белизною.
И фиалки раскрылись, спеша
Лиловеть на лугах без стесненья,
И от спячки очнулась душа
Для восторга, любви, нетерпенья.
Покинув заморское великолепье –
Оазисы, пальмы и зной,
Трубят журавли над весеннею степью
И клином летят надо мной.
Летят, подогнув голенастые ноги,
Под перьями ветер свистит.
А следом, по той же небесной дороге,
Журавушка старый летит.
Я жаждал вкуса родниковых вод
И ветра над грядами острых скал,
Я шёл вперед, и падал, и вставал,
И, встав, опять упрямо шёл вперёд.
Вариант № 4. 1-3. Утром, «на рассвете»… сегодня первый настоящий дождь барабанил по крыше. Этот знакомый приятный звук напомнил вдруг детство, деревню, тёплое лето…
Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…
Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.
…В окружавшей природе нередко улавливал я тончайшие ароматы, самые отдалённые воспоминания возникали тогда с особенной силой… В этой повышенной остроте воспоминаний скрыта особенная, захватывающая дух прелесть. Так художники и поэты зорче видят «из прекрасного далёка» свою родину, и поэтическое чувство в них вырастает с особой силой.
Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи.
4-6. Это женское уменье,
словно тыщу лет назад,
Верить клятвам, не шутя.
Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,
Мне и сейчас переполняет грудь
Дыханье той любви и той свободы…,
О них, прошу я, спой мне что-нибудь!
Вариант № 5. 1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром — тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.
…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.
Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах.
4-6. Как красиво умирает лес,
Не становясь болезненным и старым,
Лишь озаряя синеву небес
Янтарным, ослепительным пожаром.
Стряхнув старьё листвы, пустынный
В покое почивает мир.
Забыв о бурях, у камина
Ты бережёшь тепло и мир.
Но не найдёшь отдохновенья,
Ревниво сохранив в тиши
Яд одинокого презренья
И заклеймённый бред души.
1.Найдите верные утверждения.
1.Общее грамматическое значение – добавочное действие, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым. 2.Деепричастие в предложении чаще является обстоятельством, реже – сказуемым. 3.Возвратные деепричастия бывают переходными и непереходными. 4.Деепричастия не имеют категории времени. Некоторые деепричастия изменяются по лицам. 5.НЕ с деепричастиями чаще всего пишется раздельно. 6.От глагола быть деепричастие образуется при помощи суффикса УЧИ. 7.Деепричастия совершенного вида могут образовываться при помощи суффиксов В, ВШИ, ШИ, А, Я. 8.Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. 2.Выполнить синтаксический разбор предложения (знаки препинания не расставлены). Грянул грязный городской ливень перемешанный с пылью. 3.Найдите лишнее слова: певчий, спеющий, игравший, отравленный, певучий, прочитанный, молчаливый, болтливый. 4.Укажите количество запятых в предложении: Сухие стволы деревьев уцелевшие от последней бури ещё гордо высящиеся к небу своими мёртвыми вершинами жалобно болезненно и жутко заскрипели как бы боясь нового испытания и не надеясь на свои слабые силы. А.3 Б. 4 В. 5 Г. 2 5.Выполните морфологический разбор деепричастия из предложения задания № 4. 6.Выполните разбор слов по составу: осмотрев, холодеющая, покусывая. 7.Образовать от глаголов деепричастия. Указать вид и суффиксы деепричастий. Выдавать — Запереть — Попросить — Узнавать – 8.Расставьте знаки препинания, графически обозначьте деепричастные обороты. 1.Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. 2.Маргарита поняла что летя над городом нужно быть очень внимательной. 3.А море Черное шумит не умолкая. 4. Он тоже было побрел по воде, но достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул. 5.И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.6. Она смотрела на него (не) отрываясь. 7.Познакомившись со всеми девушками на балу потанцевав с каждой поговорив с некоторыми наиболее приятными принц был весьма разочарован. 9.Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. 1.Сняв голову по волосам не плачут. Начиная дело о конце не помышляют. (Не)узнав горе не узнаешь и радости. Посадив кактус не жди урожай винограда. (Не)зная броду не суйся в воду. 2.(Не)доумевая; (не) мудрствуя лукаво; (не)выучив уроки; (не)говоря худого слова, (не)щадя живота своего. 10.Укажите правильный вариант предложения для деепричастного оборота. 1.Посоветовавшись с другом, (решение было принято, он принял решение). 2.Читая эту книгу, (я узнал много интересного, мне было интересно).
Дидактический материал по русскому языку для 7 класса. Правописание НЕ с причастиями
Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________
Правописание НЕ с причастием
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) навидимый человек
(не) уловимый взгляд
(не) закрытая дверь
(не) закрытая мною дверь
(не) закрыта дверь
(не) связанная кофта
(не) связанная мамой кофта
(не) рушимый союз
(не) связанная, а сшитая кофта
(не) доумевающий вид
(не) убранный с поля хлеб
(не) уставшая, а отдохнувшая
письмо (не) отправлено
(не) отправленное мною письмо
(не) отправленное письмо
(не) допитое молоко
(не) сваренный суп
(не) сваренный еще суп
(не) прожарены котлеты
(не) прожаренные котлеты
(не) испечённый пирог
пирог (не) испечен
(не) испечённый в духовке пирог
(не) додумавшийся до сути враг
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) доумевающий вид
(не) пришедший вовремя
(не) высказанная просьба
(не) поверивший никому
(не) услышавший ни слова
(не) законченный разговор
(не) проверенные факты
(не) сказанное вслух слово
(не) спящий, а бодрствующий кот
(не) забытый мною ответ
(не) согласившийся с ним
(не) запертая дверь
(не) запертая на ключ дверь
(не) распустившиеся почки
стихотворение (не) выучено
(не) прочитанная книга
(не) указанный на карте город
(не) годующий голос
(не) отправленное письмо
(не) отправленное мною письмо
письмо (не) отправлено
(не) запертый, а открытый шкаф
(не) открытая комната
(не) любящий никого
(не) скошена трава
Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________
Правописание НЕ с причастием
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) забываемый подвиг
(не) пойманная птица
(не) выполненное поручение
поручение (не) выполнено
(не) забываемое впечатление
(не) забытая нами песня
(не) отремонтированный телефон
телефон (не) отремонтирован
(не) пришедший на урок
(не) вспаханное поле
(не) вспаханное осенью поле
(не) засеянное, а вспаханное поле
поле (не) вспахано
(не) выпитое молоко
(не) выпитое еще молоко
(не) допитое молоко
молоко (не) выпито
(не) выпитое, а пролитое молоко
(не) годующий человек
задание (не) выполнено
(не) сорванные цветы
(не) срезанные, а сорванные
цветы (не) сорваны
(не) читающий книг
(не) читающий ребенок
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
(не) успокоившийся ребенок
(не) написанная песня
песня (не) написана
(не) скованный, а разорванный
(не) начатый разговор
(не) начатый, а законченный разговор
(не) просеянная мука
мука (не) просеяна
(не) освещенное солнцем окно
(не) освещенное окно
(не) годующий человек
дверь (не) заперта
(не) запертая на ключ дверь
(не) принесенные тетради
тетради (не) принесены
(не) отмеченная ошибка
(не) отмеченная мною ошибка
ошибка (не) отмечена
(не) записанная в дневник
(не) любящий всех
письмо (не) получено
(не) полученное письмо
(не) полученное, а отправленное
(не) воспитанный родителями
разговор (не) закончен
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
- Путкова Тамара НиколаевнаНаписать 20016 10.11.2017
Номер материала: ДБ-851117
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 10.11.2017 1686
- 10.11.2017 7461
- 10.11.2017 721
- 09.11.2017 1111
- 09.11.2017 763
- 09.11.2017 536
- 09.11.2017 1282
- 09.11.2017 1366
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
источники:
http://www.art-talant.org/publikacii/12468-materialy-k-uroku-russkogo-yazyka-po-teme-ne-s-deeprichastiyami
http://infourok.ru/didakticheskiy-material-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-pravopisanie-ne-s-prichastiem-2273056.html
- Мой секрет
- 📩 Что написать
- 100 коротких фраз, которые заставляют задуматься о жизни
Красивые цитаты про жизнь со смыслом для статусов и подписи к фото в социальных сетях ВК, Одноклассники. Также короткие цитаты про жизнь с глубоким смыслом можно установить в строку для статуса в мессенджере Ватсап, Вайбер, Скайп и т.д.
- Можно сбежать от чего угодно, но только не от самого себя.
- Не гордитесь своей внешностью, потому что не вы ее создали. Гордиться нужно собственной душой, скульптором которой вы являетесь на 100%.
- Для кого-то ты — просто ноль, а для кого-то — целая жизнь…
- Изредка все равно надо делать глупости, иначе жизнь будет скучной.
- Идеально прожить жизнь невозможно, все равно случится что-то непредвиденное.
- Не задай вопросы, ответы на которые не хочешь знать.
Читать еще: Мотивирующие цитаты
- В жизни случается всякое — главное, уметь сохранить собственное лицо.
- Принимая важное решение, не слушай советы от тех, кто не может разобраться с собственной жизнью.
- Лучшие советчики — те, у кого полный бардак в жизни.
- Не на все вопросы стоит отвечать.
Высказывания о жизни — мудрые со смыслом, заставляют задуматься о том как и ради чего мы живем. Иногда стоит сделать паузу, проанализировать происходящее, ведь не всегда есть необходимость гнаться за последним вагоном, или бежать впереди паровоза…
Читать еще: 100+ Цитат про жизнь для Инстаграм
- Научись отличать безразличие от занятости. Это многое прояснит в жизни.
- Относитесь к себе с любовью, а ко всем остальным с юмором.
- И помни: ты живешь в своих поступках. Ты — это твои действия.
- Словам верить нельзя, а только поступкам человека.
- Меньше слов — больше дела!
- Человека красят не слова, а поступки.
- О любви можно красиво говорить, но это не имеет смысла, если слова не подкреплены действиями.
- Ты никогда ничего не добьешься, если будешь ждать идеальных условий.
- Все, что вы теряете, возвращается к вам в другой форме.
- Живите в центре своей жизни, а не на обочине чужой.
- Иногда чьи-то умные мысли, заставляют задумать о собственной жизни, ведь нам указывают на наши ошибки и недочеты.
- Двигаясь к цели, не забывай получать удовольствие от пути.
- Можно сбежать от чего угодно, но только не от самого себя.
- Наша ошибка в том, что мы слишком долго пытаемся сохранить то, чего давно уже нет.
- Позволь каждой ошибке научить тебя великому уроку.
- Каждый заказ — это начало очень-очень яркого рассвета.
- Все будет хорошо. И даже вчерашние ошибки пойдут нам на пользу сегодня.
- Библия учит нас любить ближних. Она также учит нас любить и врагов. Может, потому что это одни и те же люди…
- Свобода — это, конечно, хорошо. Но вы знаете насколько хорошо иметь человека, который готов заботиться о тебе в любое время?
- Сохрани цветущее дерево в своем сердце. И однажды певчая птица совьет там гнездо.
- Помни: у тебя всегда есть выбор!
- Высказывания о жизни со смыслом, которые заставляют задуматься о предназначении каждого из нас — то, что стоит установить в статус, или использовать в качестве подписи к фото.
- Никогда не смейтесь над чужими мечтами.
- Я не умею наполовину любить или дружить. Или всю душу отдам, или ничего.
- Не позволяйте шуму других мнений перебить голос вашего сердца.
- Нельзя жить свою жизнь для других.
- Принимайте решения сами, тогда не будет повода злиться на кого-то постороннего.
- Вы живете такую жизнь, какую выбрали сами.
- Не бывает неудачных моментов, бывают нерешительные люди.
- Не вините себя за то, на что повлиять никак не могли.
- Каким бы хорошим человеком ты ни был, все равно найдутся те, кто будет осуждать.
- С каждым годом друзей становится все меньше — и это правильно.
- Чтобы понять, кто друг, а кто враг, попросите у окружающих помощи.
- Как ни старайся для всех хорошей не будешь. Поэтому будь собой!
- Не вечная ли это насмешка любви, что женщина не может любить того, кто любит ее?
- Запомните: то, что терпится — не слюбится. То, что разлюбилось — не склеится. Что причинило боль — не забудется. Что прошло — не вернешь никогда.
- Цените людей, которые ни при каких обстоятельствах не будут искать вам замену.
- Мы сами рисуем свой мир.
- Никогда не говорите, что у вас все плохо. Поверьте, у вас все хорошо!
- Нельзя потерять то, чего нет.
- Нельзя разрушить то, что не построено.
- Всегда можно развеять иллюзию того, что кажется реальным…
Мои глаза в тебя не влюблены. Они твои пороки видят ясно… Но сердце ни одной твоей вины не видит, и с глазами не согласно…
Может быть полезно для вас
- Красивые цитаты для Инстаграм, чтобы подписать фото
- Мотивирующие цитаты с глубоким со смыслом: ТОП 100
- Статусы про жизнь (короткие): 110 примеров
- Ради чего стоит жить: ТОП 50 цитат
- Умные короткие фразы: 200+ примеров
- Афоризмы о жизни, высказывания о жизни: 100+ красивых фраз
- Цитаты про моменты: 150 примеров, которые трогают душу
- Цитаты великих людей со смыслом: ТОП 100
- Цитаты, которые берут за душу (100+)
- Стихи о жизни
У. Шекспир
- Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее.
- Банальная, но проверенная веками истина: вместе нужно быть только по любви.
- Я все замечаю, просто ничего не говорю…
- В любой ссоре чувствует себя виноватым тот, за кем осталось последнее слово.
- Носите праздник с собой, а не ждите, что другие его вам устроят.
- Радуйтесь мелочам и не нервничайте по пустякам.
- Лучше совершать ошибки, но стараться измениться. Чем казаться хорошим, но быть гнилым.
- Напоминайте себе чаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути.
- Боль невозможно уложить в одно слова. Она должна быть маленьким рассказом…
- Дай произойти тому, что задумано не тобой, но для тебя…
- Иногда человек кажется тебе своим, а потом понимаешь: нарисовал себе все…
- Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра.
- Невозможное — возможно. Верь…
Читать еще: Короткие статусы про жизнь
- Невозможно любить кого-либо или что-либо полностью. Любовь предполагает некую тайну в своем объекте.
- Жизнь все расставит по своим местам: и каждый будет там, где должен быть…
- В памяти останутся лишь те, кого нам не дано забыть…
- Даже, если песенка спета, от нее остается мотив…
- Как жаль, что память не убить. Одна она мне жизнь калечит…
- Как больно помнить все и жить с нелепой верой: «Время лечит»…
- Я люблю быть один. Вернее так: быть одному мне совсем не трудно.
- Если тебе скучно с самим собой, почему другим должно быть интересно?
- Развлекай себя сам, не жди когда в жизни появится клоун…
- Никто не хочет быть запасным вариантом, поэтому относись к людям честно…
- Живи так, как хочется. Не надейся на следующую жизнь…
- Правильно говорят: чем добрее душа, тем сложнее судьба.
- Не переставай стараться, и ты всего добьешься.
- Перед тем, как начать улучшать мир, три раза посмотри на собственный дом.
- Перед тем, как раздавать другим людям советы, посмотри на собственную жизнь. В ней все в порядке?
- Соседям всегда виднее, как тебе правильно вести свое хозяйство…
- Не пускайте в свою жизнь тех, кому нет до нее никакого дела…
- Красивые слова про жизнь, не сделают ее лучше, но подарят надежду.
- Радуйтесь за тех, кто сумел чего-то достичь, а не завидуйте им.
- Добрые мысли порождают добрые дела. С негативом — тоже самое!
- Улыбнитесь тому, кто желает вам плохого. Он этого не вынесет.
- Опустить руки = проиграть самому себе.
- И на нашей улице будет счастье, нужно только потерпеть…
- Всегда радуйся и смейся. Жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов позлишь!
- Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их!
- В жизни я слышала многое: клятвы, обещания, комплименты… Но лучшее, что я слышала — это тишина. В ней нет лжи.
- Никогда не смейтесь над теми, у кого ничего нет. Ведь вы не знаете, что может случиться с вами завтра.
- Перестаньте все откладывать на потом… Живите сегодня!
- Сейчас самое лучшее время, чтобы сделать то, о чем думаете на протяжении многих лет.
- Все, что сейчас с вами происходит, вы когда-то создали сами.
- Как мало знаете. Как громко судите!
- Никто не может судить мой выбор или мои мысли, потому что никто и никогда не испытывал мои эмоции.
- Чтобы найти новый путь, не забудьте сойти со старой дороги.
- Не ребенок должен вас понимать, а вы ребенка, потому что вы уже были ребенком, а он взрослым — нет.
- Затаить обиду — это позволить кому-то жить в вашей голове без арендной платы…
- В любви бесит то, что это преступление невозможно осуществить без сообщника.
10-07-2022
Популярное на сайте
- Эмиль «nojqva» Кадыров
- Гайды
-
17 октября 2022 в 02:02 - 634
- 0
Во многих играх, к которым сегодня выпускаются DLC, игроки также получают список новых трофеев. После релиза режисерской версии Ghost of Tsushima, игроки могут получить дополнительные достижения в дополнении «Остров Ики». Это DLC добавляет новый сюжет, которым игроки смогут насладиться, а также два списка трофеев: сюжет и исследование.
Один из самых сложных трофеев, которые можно получить в сюжетной части, — это трофей «Хороший тон» в Ghost of Tsushima, который заключается в обнаружении всех скрытых историй на острове Ики. Не зря эти сказки называются скрытыми. Их трудно найти, если только игроки не знают, где искать.
Как получить достижение «Хороший тон»
Правильное погребение
Первая из скрытых историй, которые могут встретиться игрокам в их путешествии по острову Ики, находится недалеко от места первого прибытия игроков на остров.
- После ужасного кораблекрушения Джин натыкается на берег и обнаруживает, что его лошадь пропала;
- Игроки должны пройти вдоль северного побережья на восток, чтобы найти то, что осталось от корабля, разбросанного по пляжу;
- Среди обломков игроки обнаружат останки капитана корабля. Взаимодействуя с его останками, игроки смогут достойно похоронить его с помощью груды камней и флага.
Помогите пасечнику
- Отправляйтесь на западную сторону острова Ики, рядом с Разбитыми скалами, к югу от Леса старого игрока, и найдите пасечника;
- У него возникли проблемы из-за того, что монголы нарушают его пчеловодство. Джин может сказать пчеловоду, что ему следует переместить пчел, но он не может этого сделать;
- Как и ожидалось, на место происшествия прибывают монголы, и Джин вынужден отбиваться от них, пока пасечник укрывается;
- После того как с монголами будет покончено, пасечник будет благодарен, а долг Джина и ненаписанная история будут завершены.
Следы Будды
- В южной части острова Ики Джин должен найти область под названием «Следы Будды»;
- В этой области игроки могут найти небольшое озеро с курганом, окруженным кольцом камней;
- В этом месте Джин найдет группу монголов, которые пытаются утопить группу крестьян;
- Спасите крестьян, расправившись с монголами;
- После битвы будет показана короткая сценка, завершающая рассказ.
Исцелите землю
- Теперь Джин отправится в центр острова Ики, к востоку от озера Нагата и к северу от ущелья Сендзё;
- В лесу он обнаружит сгоревший дом;
- Взаимодействуйте с флагом на доме, чтобы вызвать короткую сцену, в которой Кодама разговаривает с Дзином. Оказывается, отец Джина сжег этот дом много лет назад;
- Теперь Джин должен помочь Кодаме. Следуйте за ней, пока не зазвучит барабанный бой;
- Поблизости находятся монголы. Разберитесь с монголами, и Кодама начнет смеяться;
- Вернитесь в дом, чтобы закончить сказку и собрать предметы, которые оставила Кодама.
Соревнование по стрельбе из лука в память о рейдере
На острове Ики есть множество заданий по стрельбе из лука, но только одно из них не отображается на карте. Игроки должны использовать «Ветер концентрации» в меню карты, чтобы разыскать это задание по стрельбе из лука, но те, кто хочет более прямого пути, смогут найти его на юге острова Ики.
- Внизу под Следами Будды, на побережье, игроки смогут найти мемориал павшим рейдерам;
- В этом месте Дзину нужно поговорить с рейдером рядом с подставкой для лука;
- Он упомянет Тадаёри;
- Переоденьтесь в доспехи Тадаёри и снова поговорите с рейдером, чтобы начать задание по стрельбе из лука;
- Теперь пройдите испытание «Стрельба из лука» за время менее 22 секунд, чтобы завершить сказку.
Расскажите легенду о духах огня
- Последняя неписаная сказка находится за лесом Яхата на восточной стороне острова Ики;
- Эта ненаписанная история связана с режимом «Легенды Ghost of Tsushima»;
- Режим «Легенды» — это многопользовательская часть игры;
- В режиме «Легенды» есть сюжетная линия, состоящая из миссий. После завершения миссий режима «Легенды» Джин может отправиться на остров Ики, чтобы получить трофей «Хороший тон»;
- Перед прохождением сюжета в режиме «Легенды» необходимо завершить его;
- Вернувшись в кампанию на острове Ики, Джин должен отправиться на север от залива Зашо, чтобы обнаружить дом;
- Внутри этого дома женщина хочет услышать окончание сказки «Легенда о духах огня», рассказанной Гьозеном (тем самым Гьозеном из режима легенд);
- Избегайте разговора с ней до завершения истории режима «Легенды», потому что второй раз поговорить с ней не удастся;
- После завершения этой и всех остальных историй игроки получат трофей «Хороший тон» в Ghost of Tsushima.
Комментарии
Ещё по Ghost of Tsushima
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
- Полный текст
- От автора
- Письмо первое. Нянины сказки. «Дурка»
- Письмо второе. Последние забавы «Заморской Царевны»
- Письмо третье. Коммерческое фиаско. Неудавшееся писательство
- Письмо четвертое. Первые шаги в школе жизни
- Письмо пятое. «Любовница». Отцовская библиотека
- Письмо шестое. Отец и мама. Наша «домашняя церковь»
- Письмо седьмое. Смерть отца. Тайна нашей семьи
- Письмо восьмое. Николай Николаевич
- Письмо девятое. Урал
- Письмо десятое. Последняя весна в Москве
- Письмо одиннадцатое. Быль Московская. Моя Настя
- Письмо двенадцатое. «Прекрасная гостья — любовь»
- Письмо тринадцатое. Главная страница моей жизни
- Письмо четырнадцатое. Дима и Борис. Домой, «в заколдованный домик»
- Письмо пятнадцатое. В Лавре, у преподобного Сергия
- Письмо шестнадцатое. Кустарный музей. «Ушедшее»
- Письмо семнадцатое. Накануне Рождества
- Письмо восемнадцатое. Наша жизнь в «заколдованном домике»
- Письмо девятнадцатое. Чудо продолжается
- Письмо двадцатое. Мои каверзы
- Письмо двадцать первое. Рождественская ночь
- Письмо двадцать второе. Наш последний вальс
- Письмо двадцать третье. Мы рассказываем друг другу
- Письмо двадцать четвертое. Наша третья встреча
- Письмо двадцать пятое. Отъезд Димы. Великий пост
- Письмо двадцать шестое. Опять Борис
- Письмо двадцать седьмое. Год 1914. «Прощай, Танюша, прощай, любимая…»
- Письмо двадцать восьмое. Безответная тишина мертвых
Письмо четвертое. Первые шаги в школе жизни
На девятом году жизни со мной случилось то, что взрослые относят к «непредвиденным обстоятельствам», которые налетают на Вас неожиданно, требуют безоговорочно подчинения, посягают на Вашу свободу и навязывают Вам то, что вовсе Вам не нужно, нежелательно.
Мои «непредвиденные обстоятельства» навсегда захлопнули двери моего золотого детства и явились первыми ласточка ми обязательств со всеми их последствиями, а также и способствовали росту, проявлению тех внутренних импульсов нашей сущности, которые свойственны человеку с малых лет. Итак, я поступила в подготовительный класс школы-жизни.
Вскоре после возвращения из Москвы меня позвали вниз, в гостиную. На столе лежала скрипка, ноты, стоял пюпитр, рядом — несимпатичный учитель. Я была ошеломлена и озадачена. О чем мне говорил тогда отец, точно не помню, но смысл был таков, что он будет очень счастлив, когда его дочь сможет принимать участие в концертах, которые устраивались у нас еженедельно.
Я не боялась отца, но его воля всегда гипнотизировала меня, подчиняла беспрекословно. Занятия начались. Я обязана была играть по часу каждый день. Чем я становилась старше, тем больше прибавлялось часов. За четыре года в консерватории, до восемнадцати лет, я занималась по четыре часа в день. Итого, десять лет дисциплинарной муштровки.
Скрипку я невзлюбила сразу — «не люблю и только» — это чувство засело глубоко и прочно, и уверенность, что я ее все равно брошу, но когда и при каких обстоятельствах, в это я не вдавалась. Скрипка наложила на меня чувство обязательства, научила и приучила на всю жизнь к принятию и подчинению непредвиденным обстоятельствам, каковы бы они ни были.
О, как часто подводили меня к дверям кабинета отца протест, нелюбовь, неудовольствие к этому маленькому неудобному инструменту, но, подержавшись за ручку дверей, я уходила обратно с другими чувствами, боясь обидеть, огорчить, сделать неприятно отцу. Нет, нет. Да и что я ему скажу? И как? И в какой форме? И протест, и нелюбовь, и неудовольствие исчезали и появлялись все реже и реже.
Мой дорогой, обаятельный, безгранично любимый отец не знал, не предполагал эту подчас непосильную с детства борьбу. Я любила не скрипку, а рояль. Началось это еще со времен няни Карповны, лет так с четырех-пяти. Очень часто отец по вечерам играл на рояле до позднего времени. Укладывали меня спать в восемь часов вечера, проснувшись ночью, я всегда слышала глухо долетавшие до меня звуки рояля, тихонечко вставала, чтобы не разбудить няню Карповну, и раскрывала настежь двери нашей комнаты. Меня влекли звуки, чаровали, сливаясь как бы в одно с фантастическими сказками няни Карповны.
По утрам няня бывала очень обеспокоена, находя двери нашей комнаты открытыми.
— Это что же, батюшки, мать честная, ведь своими руками закрывала, — бормотала она.
Стала закрывать двери на ключ, но и это не помогало, дело дошло до святой воды. Ну, тут уж пришлось признаться, что бесовской силой являлась я. Няня была озадачена и разгневана, но поток моих поцелуев всегда прекращал ее неудовольствие. Примиряюще ворча, она добавляла:
— У, баловница, нет на тебя управы, горе мне потатчице.
Подошло время начала моего общего образования. Ни в институт, ни в гимназию отец ни за что не хотел меня отдать. Я проходила гимназический курс дома, держала экзамен каждый год экстерном. У меня было четыре учителя и пятый, профессор, мой отец.
Учитель математики, как и сама математика, никогда не интересовали меня, но учитель русского языка, в особенности при изучении литературы и словесности, увлекал меня красотами русской речи.
Добродушный батюшка преподавал Закон Божий. Начали мы с молитв и Ветхого Завета. Если бы батюшка был сух и строг, как учитель математики, то мне и в голову бы не пришло засыпать его вопросами, не соответствующими ни его сану, ни преподаваемому им предмету. Терпел он, родненький, терпел и наконец возмущенно сказал:
— Ну, будет тебе немало на том свете, богохульница! Ярко вспыхнул образ Карповны, «тот свет», бесы, сковородка, последствия. Больше подобных вопросов батюшке я не задавала.
Француженка была типичной «мадемуазель», которые наводняли наши дворянские семьи в роли гувернанток.
Будучи блестяще, всесторонне образованным, мой отец не скупился обогатить меня самыми подробными сведениями по географии и истории. Он с поразительным терпением и умением делал мертвый предмет интересным и живым. Отец обыкновенно говорил:
— Ну, куда мы сегодня попутешествуем? Скажем, на Северный полюс.
Самоедов, суровую природу, белых медведей, пингвинов, а в особенности собак, обслуживающих самоедов, я представляла себе, как живых. Все это сопровождалось снимками, гравюрами, картинами и рассказами об их суровой жизни. Отец был живой книгой, урок до мельчайших подробностей запоминался быстро и легко.
Таким же путем знакомил он меня с историей государства Российского и всего земного шара. Он передал мне свою любовь к России, Москве, к последней он питал, хотя и не был москвичом, особое нежное чувство. Все, все, что он успел развернуть передо мной, запечатлелось на всю жизнь.
Первые два учебных года прошли благополучно, мне минуло двенадцать лет. У меня не было времени для проведения в жизнь каких-либо предприятий моего беспокойного ума. Разве вот только не так давно, будучи в весьма приподнятом веселом настроении, я съехала верхом по перилам с верхнего этажа и очутилась в объятиях отца.
— Молодец, — сказал он, — очень смело. Но жаль, как женщина ты теряешь свою обаятельность.
Больше он ничего не сказал. Слово «обаятельность» показалось знакомым. Долго, мучительно долго припоминала я: лицеист, первый бал, вальс — вспомнила: «Вы обаятельны». Перила и желание скатываться с них не привлекали больше.
Это был период, когда девочки торопятся казаться старше, прибавляют года и мечтают о длинных платьях, больших шляпах, обязательно с перьями, обо всем, что делает их, как тогда казалось, сразу взрослыми. Помню, как я приставала к матери, чтобы она сделала мне, тринадцатилетней девочке, черное бархатное платье с длинным шлейфом, обтягивающее, как перчатка, но с пышным бюстом. Как мать ни убеждала, что это уродливо, но я настаивала, и так ей надоела со своей нелепой идеей, что наконец она не без грусти воскликнула:
— Господи, откуда это у тебя? И от кого это? Но меня это не останавливало, я настаивала на своем.
— Хорошо, — сказала она, выведенная из терпения, — иди к папе, если он разрешит…
Идти к папе? Я дошла до дверей всегда закрытого кабинета, подержалась за ручку, и вернулась обратно. Больше я к матери не приставала. А откуда это было у меня? Да, конечно, из Машиных «романических романов».
С тринадцати лет я жадно глотала обширную библиотеку отца. Конечно, читала по ночам; книжки хранились под матрасом, выкрадывались, когда родителей не было дома. Вы не думайте, что у меня книг не было, полон шкаф. Рассказы Клавдии Лукашевич, Лидии Чарской и журналы, все соответственно моему возрасту. Но, к сожалению, я не читала, а как уже сказала, «глотала», и мне их было мало, а перечитывать не очень нравилось.
Воровство книг, книг запретных, породила следующая фраза отца на мою просьбу дать мне книгу из его библиотеки, он сказал:
— К сожалению, эти слишком серьезны, эти еще очень рано.
— А эти папа? — перебила я его. — Эти красивые, в красном сафьяновом переплете?
— Ну уж нет, я совсем не хочу, чтобы ты их когда-либо читала.
С них-то я и начала. Бальзак, Жорж Санд, Золя, Мопассан и другие. Конечно, сами понимаете, могли ли они быть мне понятны тогда. Потом я прикоснулась к тому, «что еще рано», как сказал отец. Это были наши классики. Вот их-то проглотить я не смогла.
Как Гоголевский Петрушка из «Мертвых душ», был зачарован и восхищен, что из букв слова выходят, так и меня поразило построение фраз; вот все слова знакомые, но до чего же они красиво подобраны. Некоторые места я читала, перечитывала; даже заучивала наизусть.
Описание природы, обрисовка наружности или характера, незаметный штрих, мазок приковывали мое внимание. Может еще и неосознанно, но я почувствовала, поняла красоту изложения моего родного русского языка. Страницы философии, психологии и все непонятное казались трудными пассажами, и я их пока откладывала в сторону, на после. Мастерство обращения с подбором слов, превращение их в музыкальные фразы, поразило, увлекло в новый мир восприятий.
Мне казалось, что я открыла несметные богатства: новые мысли, новых людей, новую жизнь, в которую я вошла. Я жила, любила и страдала вместе с героями Толстого, Тургенева, Гончарова, все, что я успела перечитать до четырнадцати лет. Проявление душевных взлетов, сдвигов, все, все, что касалось работы души, сердечного побуждения, так сильно овладевали мною, что я как бы перевоплощалась в моих книжных героев, жила, следила, следовала за ними.
Первая книга из тех, что «еще рано», была «Война и Мир» Льва Толстого. Пожалуй, она была самая трудная. Ярко запомнилась и осталась в памяти только смерть князя Андрея Болконского, вернее не сама смерть поразила мою душу, а не совершившаяся, страдающая любовь, прошедшая мимо, жадно желанная, вечно манящая, не пойманная. Я оплакивала не смерть, нет, а его самого, князя Андрея, страдающего не физически, оплакивала его гордую душу и что умер он, не бывши счастливым.
Книга Гончарова «Обломов» была мною совсем не понята и скучна, я ее даже не дочитала. Извините за отступление, но когда мне было уже лет девятнадцать, я ее перечла и до сего времени где-то в области, где хранится у каждого сильно, остро пережитое, витает в памяти только Агафья Михайловна. Ольга и Штольц — люди как люди, таких много.
У Ольги я чувствовала, что при ее уме и искании не хватало душевной мощи, любви жертвенной к Обломову, той, которую проявила к нему Агафья Михайловна. Вот ее-то сила душевная, любовь, ничего не спрашивающая, все отдающая, богатство и мудрость души ее, этой простой неграмотной женщины, потрясли меня тогда. Я проливала слезы умиления и жалости, что ей перепадали всего лишь крупицы человеческого счастья. Агафья Михайловна прошла скромно, стыдливо, даже автор как бы все время оставляет ее в тени.
Обломов вызвал во мне странную жалость. Он казался мне обездоленным, опустошенным, обиженным природой, не оставившей ему даже зародыша энергии, влечения к красоте, творчеству. Такой он серый, будничный. Это казалось мне ужасным! По всей моей жизни прошедшее чувство любви, за которой стоят страдания и смерть физическая или душевная, мною, еще девочкой, было принято, признано.
Хочется мне еще коснуться книги «Обрыв» Гончарова. Самая суть — трагедия Веры — была мне непонятна. Прошла и мимо трогательной любви бабушки после падения Веры, может быть, потому, что за Веру я испытывала какую-то неловкость, некоторый стыд в выборе ее героя. Тип Марка произвел отталкивающее впечатление, вызвал ужасное отвращение. Неряшливая внешность сливалась с его внутренней сущностью и вызывала брезгливость.
До «серьезных книг» я так и не дошла, так как приближалась весна, приближались экзамены.
Зимы в средней полосе России короткие, но суровые. Март и апрель казались началом лета. В этом году радости весны прошли как-то мимо меня, мои щеки были бледны, я очень похудела и часто плакала, без причины. Ничто не радовало, ничего не хотелось.
Последний роман «Дворянское гнездо» Тургенева окончательно свалил меня. Я вообразила себя Лизой, мысленно ходила в монашеском платье и остро переживала несчастную любовь за нее и Лаврецкого. Из даров любви я выбирала только страдание, целиком его воспринимала и истязала свою душу. Мои родители были обеспокоены, а мой дорогой доктор Николай Николаевич, сидя у моей кровати, ломал себе голову:
— Что с тобой, не могу понять, горячая голова, так же мудрено, как тогда разодолжила со сковородкой, — говорил он, не спуская с меня бесконечно добрых, пытливых глаз.
Он настоял, чтобы меня немедленно везли в Крым, на Кавказ, в Финляндию, куда угодно.
— Заучили ребенка. Месяц полнейшей свободы, без всяких обязательств, — закончил он.
— Пожалуйста, и без скрипки, — шептала я ему на ухо.
Мать выбрала Крым, и мы уехали с нею в Алупку. Когда убирали мою комнату, то из-под матраса были вытащены и возвращены отцу похищенные мною книги из его библиотеки. После нашего возвращения из Крыма, библиотека отца была заперта на ключ.