Нежная душа или хищный зверь лопахин сочинение

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Нежная душа или хищный зверь?

Нежная душа или хищный зверь?

    (Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” )

    Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать.

    А. П. Чехов

    При создании пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному из центральных образов комедии. В раскрытии авторского замысла, в решении основного конфликта именно Лопахину принадлежит очень важная роль.

    Лопахин необычен и странен; он вызывал и вызывает недоумение многих литературоведов. В самом деле, чеховский персонаж не укладывается в рамки обычной схемы: грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, заботясь лишь о своих прибылях. Ситуация для того времени типичная не только в литературе, но и в жизни. Однако, если хоть на мгновение представить себе Лопахина таковым, рушится вся тщательно продуманная система чеховских образов. Жизнь сложнее всяких схем, и потому предложенная ситуация отнюдь не может быть чеховской.

    В среде русского купечества появились люди, явно не соответствовавшие традиционному понятию о купцах. Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переданы Чеховым в образе Лопахина. Противоречивость Лопахина особенно остра потому, что положение чрезвычайно двойственно.

    Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного. Ему в память до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: “Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…” Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: “Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… а если подумать и разобраться, то мужик мужиком…” Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Он уничтожает вишневый сад не только ради наживы, да и не столько ради нее. Была другая причина, гораздо важнее первой — месть за прошлое. Он уничтожает сад, прекрасно сознавая, что это — “имение, лучше которого ничего нет в мире”. И все же Лопахин надеется убить память, которая против воли всегда показывает ему, что он, Ермолай Лопахин, — “мужик”, а разорившиеся владельцы вишневого сада — “господа”.

    Всеми силами Лопахин стремится стереть грань, отделяющую его от “господ”. Он единственный, кто появляется на сцене с книгой. Хотя потом он и признается, что ничего в ней не понял.

    У Лопахина есть своя социальная утопия. Он очень серьезно рассматривает дачников как огромную силу в историческом процессе, призванную стереть эту самую грань между “мужиком” и “господами”. Лопахину кажется, что, уничтожая вишневый сад, он приближает лучшее будущее.

    В Лопахине есть черты хищного зверя. Но деньги и власть, приобретенная вместе с ними (“За все могу заплатить!”), калечили не только таких людей, каким был Лопахин. На торгах в нем просыпается хищник, и Лопахин оказывается во власти купеческого азарта. И именно в азарте он оказывается владельцем вишневого сада. И он вырубает этот сад еще до отъезда его прежних владельцев, не обращая внимания на настойчивые просьбы Ани и самой Раневской.

    Но трагедия Лопахина в том, что он не осознает собственного “звериного” начала. Между его помыслами и действительными поступками лежит глубочайшая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — “с тонкой, нежной душой”; другой — “хищный зверь”.

    К моему величайшему сожалению, победителем чаще всего оказывается хищник. Однако очень многое в Лопахине привлекает. Удивляет и оглушает его монолог: “Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами…”

    Да полно! Лопахин ли это?! Не случайно Раневская пытается понизить пафос Лопахина, спустить его “с небес на землю”. Такой “мужичок” удивляет и пугает ее. Лопахину свойственны взлеты и падения. Его речь может быть удивительна, эмоциональна. И тут же — срывы, провалы, свидетельствующие, что о подлинной культурности Лопахина говорить не приходится (“Всякому безобразию есть свое приличие.!”).

    У Лопахина есть стремление, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, ему тоже неизвестно. Отсюда и его глубочайший трагизм, его надорванность, странное сочетание грубости и мягкости, невоспитанности и интеллигентности. Трагизм Лопахина особенно отчетливо виден в его монологе в конце третьего действия. Особенного внимания заслуживают авторские ремарки. Сначала Лопахин ведет совершенно деловой рассказ о ходе торгов, он откровенно радуется, даже гордится своей покупкой, потом сам же конфузится… Он ласково улыбается после ухода Вари, нежен с Раневской, горько-ироничен к самому себе…

    “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…” И тут же: “Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!”

    Да полно, за все ли?

    Поймет ли Лопахин когда-нибудь всю свою вину перед заколоченным в доме Фирсом, перед уничтоженным вишневым садом, перед родиной?

    Лопахин не может быть ни “нежной душой”, ни “хищным зверем”. В нем одновременно уживаются эти два противоречивых качества. Будущее не сулит ему ничего доброго именно в силу его двойственности и противоречивости.

55716 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Нежная душа или хищный зверь?

Смотрите также по
произведению «Вишневый сад»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Лопахин, правда, купец, но порядочный

человек во всех смыслах.

А. Чехов. Из писем

Пьеса «Вишневый сад» была написана Чеховым в 1903 году, когда в России назревали большие обществен­ные перемены. Дворянство терпело крах, появился новый класс — буржуазия, представителем которой в пьесе и яв­ляется Ермолай Лопахин.

Чехов настойчиво подчеркивал значение и сложность этого образа: «… роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и вся пьеса провалится».

Лопахин стал новым хозяином вишневого сада, он яв­ляется символом настоящего России. Какое же оно, это настоящее?

Отец Лопахина был «мужиком» — «на деревне в лавке торговал». И о себе Ермолай говорит так: «Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком».

Любовь к труду этот герой, видимо, унаследовал от пред­ков, и всего в жизни добился сам. Его капитал — не на­следственный, а заработанный. Деятельный и активный, Лопахин во всем привык полагаться на свои силы. У него, действительно, «тонкая, нежная душа», он умеет чувство­вать красоту: его искренне восхищает сад, «прекраснее ко­торого нет ничего на свете», цветущее маковое поле. И в то же время вполне понятен его восторг по поводу выгодной продажи мака.

Лопахина нельзя считать злодеем, пробравшимся со злым умыслом в благородное семейство. На самом деле он глубоко порядочен и искренне привязан к Раневской, сделавшей для него когда-то много доброго: «… Вы, соб­ственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я … люблю вас, как родную … больше, чем родную…» Именно поэтому он хочет спасти Раневскую и Гаева от разорения, пытается научить их, призывает к действию и, видя как безвольны эти люди, не способны решать даже мелкие бы­товые проблемы, иногда приходит в отчаяние.Как и Раневская, Лопахин привязан к этому дому, саду, но привязанность эта совершенно иного свойства, чем вос­поминания обо всем хорошем в жизни. Отец и дед Лопа­хина были крепостными «рабами» в доме, где «их не пуска­ли даже на кухню». Став хозяином имения, Ермолай горд и счастлив, ему хочется, чтобы его предки порадовались за него из-за того, что «их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», сумел продви­нуться в жизни.

Лопахин мечтает о том, чтобы скорее «изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь», и готов с корнем уничтожить ужасную память о прошлом. Но в этом случае его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги — засыпа­ет, не умеет разобраться со своей любовью. Спасая вишне­вый сад, он вырубает его, чтобы сдавать землю в аренду дачникам, и красота умирает в его руках. Ему даже не хватает такта дождаться отъезда бывших хозяев.

По всему видно, что Лопахин ощущает себя хозяином жизни, но автор явно не на стороне человека, безжалостно рубящего топором стволы прекрасных деревьев.

Мне кажется, что образ Лопахина неоднозначен, его нельзя назвать ни исключительно «хищным зверем», ни только лишь обладателем «тонкой, нежной души». Эти качества характера соединяются в нем, обусловленные не­легким переходным периодом в общественной жизни Рос­сии. Но противоречия образа Лопахина как раз и состав­ляют интерес и драматизм нового типа людей — хозяев России в настоящем Чехова.

Лопахин, правда, купец, но порядочный

человек во всех смыслах.

А. Чехов. Из писем

Пьеса «Вишневый сад» была написана Чеховым в 1903 году, когда в России назревали большие обществен­ные перемены. Дворянство терпело крах, появился новый класс — буржуазия, представителем которой в пьесе и яв­ляется Ермолай Лопахин.

Чехов настойчиво подчеркивал значение и сложность этого образа: «… роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и вся пьеса провалится».

Лопахин стал новым хозяином вишневого сада, он яв­ляется символом настоящего России. Какое же оно, это настоящее?

Отец Лопахина был «мужиком» — «на деревне в лавке торговал». И о себе Ермолай говорит так: «Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком».

Любовь к труду этот герой, видимо, унаследовал от пред­ков, и всего в жизни добился сам. Его капитал — не на­следственный, а заработанный. Деятельный и активный, Лопахин во всем привык полагаться на свои силы. У него, действительно, «тонкая, нежная душа», он умеет чувство­вать красоту: его искренне восхищает сад, «прекраснее ко­торого нет ничего на свете», цветущее маковое поле. И в то же время вполне понятен его восторг по поводу выгодной продажи мака.

Лопахина нельзя считать злодеем, пробравшимся со злым умыслом в благородное семейство. На самом деле он глубоко порядочен и искренне привязан к Раневской, сделавшей для него когда-то много доброго: «… Вы, соб­ственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я … люблю вас, как родную … больше, чем родную…» Именно поэтому он хочет спасти Раневскую и Гаева от разорения, пытается научить их, призывает к действию и, видя как безвольны эти люди, не способны решать даже мелкие бы­товые проблемы, иногда приходит в отчаяние.

Как и Раневская, Лопахин привязан к этому дому, саду, но привязанность эта совершенно иного свойства, чем вос­поминания обо всем хорошем в жизни. Отец и дед Лопа­хина были крепостными «рабами» в доме, где «их не пуска­ли даже на кухню». Став хозяином имения, Ермолай горд и счастлив, ему хочется, чтобы его предки порадовались за него из-за того, что «их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал», сумел продви­нуться в жизни. Материал с сайта //iEssay.ru

Лопахин мечтает о том, чтобы скорее «изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь», и готов с корнем уничтожить ужасную память о прошлом. Но в этом случае его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги — засыпа­ет, не умеет разобраться со своей любовью. Спасая вишне­вый сад, он вырубает его, чтобы сдавать землю в аренду дачникам, и красота умирает в его руках. Ему даже не хватает такта дождаться отъезда бывших хозяев.

По всему видно, что Лопахин ощущает себя хозяином жизни, но автор явно не на стороне человека, безжалостно рубящего топором стволы прекрасных деревьев.

Мне кажется, что образ Лопахина неоднозначен, его нельзя назвать ни исключительно «хищным зверем», ни только лишь обладателем «тонкой, нежной души». Эти качества характера соединяются в нем, обусловленные не­легким переходным периодом в общественной жизни Рос­сии. Но противоречия образа Лопахина как раз и состав­ляют интерес и драматизм нового типа людей — хозяев России в настоящем Чехова.

Сочинение: «Хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)

Великий русский писатель А. П. Чехов назвал свое произведе­ние «Вишневый сад» комедией, хотя современники воспринимали его как драму из-за многочисленных авторских ремарок «сквозь слезы», на что Чехов отвечал, что эти ремарки «… показываюттоль-ко настроение лиц, а не слезы». По-видимому, Чехов этими оттен­ками грусти и печали желал выразить свое сочувствие некоторым героям, изображенным в двойственном свете.

Определенные сочувственные ноты есть и в изображении од­ного из главных героев пьесы — купца Е. А. Лопахина — предста­вителя новой прослойки общества — капиталистов, большинство из которых на удивление быстро могут сколотить приличный ка­питалец, не всегда честными путями, ведь не очень разбогатеешь,
если направо и налево выбрасывать деньги на уплату различных налогов, часто оказывать помощь другим и тому подобное. Вот и приходится быть гордым и безжалостным, потому что в условиях жесткой конкуренции «выживают» лишь те, кто может за себя постоять и, если нужно, уничтожить слабых, чтобы не мешали.
Это акулы. Самые настоящие хищники с острыми зубами и же­лезной хваткой. 
[sms]

Такие качества имеются и у Лопахина. Стоит лишь вспомнить его эмоциональный рассказ о том, как он покупал имение на аук­ционе: «Вижу дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Да…» Вот такой у нас капиталист. Хищник. Но зверь ли? Наверное, нет. Чтобы быть им, Лопахину чего-то не хватает. Нет, в душе он не зверь. Просто жизнь вынуждает таких людей быть вре­менами черствыми, бессердечными. Ачто же двигало Лопахиным в тот момент, когда он решил без всякой жалости вырубить столь Драгоценный для Раневской вишневый сад? Месть.

Прошло много лет после того, как будущий преуспевающий купец бегал по гряз­ному двору в коротких штанишках и босиком. И вот он, простой Мужик, как он сам себя называет, покупает и становится полновластным хозяином этого дома, в который даже на порог не пускали его отца и деда. Как, должно быть, все тогда торжествовало в нем! Он ликовал каждой клеточкой своего существа; кричал и топал но­гами, говоря, что теперь он, и только он, является хозяином всего родового имения Раневских и может сделать с ним все, что ему за­благорассудится. Например, выкорчевать этот старый сад. Обру­бить раз и навсегда корни, которые связывали его с предками, кор­ни, которые оставались единственной памятью Любови Андреев­ны о дедах и прадедах. Возможно, Лопахин не совсем осознает воз­можные последствия его действий.

Ведь он же мужик, а мужики, как известно, — народ малогра­мотный или совсем глупый. Но наш герой не глуп и не туп. Он понимает, что к чему. Но если закрыть глаза на некоторые его недо­статки — неловкость в отношениях с людьми, неспособность увле­каться и любить, то можно увидеть чуткого, доброго человека: по доброте сердечной он делает все возможное, чтобы помочь Ранев­ской и Гаеву удержать имение, даже предлагает сдать сад в аренду поддачи.

Даже после покупки имения купец со словами жалости и укора обращается к Раневской: «Отчего же, отчего вы меня не по­слушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». Можно по­нять, что происходило тогда в душе у героини. Но что еще остава­лось делать нашему бедному купцу? Сидеть сложа руки, когда це­лое имение оставалось без хозяина? Но Лопахин, этот русский буржуа, лишен хищнической хватки по отношению кдворянам Раневской и Гаеву, адворяне нисколько не сопротивляются ему.

Получается так, словно имение само идет к нему, а он как бы нехотя покупает вишневый сад. Так что Лопахин не такой уж хищник, каким может показаться. Конечно же, что-то хищническое в нем есть, но в душе он не такой. В нем сочетаются доброта и агрессивность, чуткость и безразличие. Поэтому нельзя столь категорично отзываться о Лопахине и называть его либо хищ­ным зверем, либо нежною душою, поскольку он не является ни тем, ни другим. Скорее всего, его можно окрестить сочетанием «не­жный зверь», которое как нельзя лучше может отобразить всю сущ­ность характера этого купца.

Я думаю, у Чехова наш герой выглядит именно как зверь с неж­ной душою, способный управлять своими чувствами и поведением в зависимости от обстоятельств. А обстоятельства бывают различ­ными, и поэтому человек может совершенно по-разному поступать в тех или иных условиях, и именно это заставляет Лопахина быть в жизни как бы раздвоенным.[/sms]

Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»?

Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».)

Лопахин — возможно, самый неоднозначный герой комедии Чехова «Вишневый сад». Для того чтобы понять, кто такой Ермолай Лопахин, нам необходимо проанализировать его монологи и реплики других персонажей, характеризующие его.

У главных героев «все предки были крепостники, владевшие живыми душами». Лопахин вспоминает о том, что его отца и деда не пускали даже на кухню.

Любовь Андреевна когда-то сделала для сына крепостного очень много, и герой признается, что любит ее, как родную и больше, чем родную.

Специфика конфликта пьесы дает возможность объективно показать время перелома. Лопахин считает, что из-за нежелания вникать в новые общественные отношения дворянство не способно сделать свою жизнь счастливой, богатой, роскошной. Возможно, именно поэтому конфликт развивается в ожидании предрешенной кульминации. Ее дата всем известна — на 22 августа назначены торги. Но приближение срока ощущается, например, во втором действии лишь в настоятельных требованиях Лопахина «окончательно решить». Кульминация происходит в 3-м действии. Герои находятся в имении, а Гаев и Лопахин уехали на торги.

Лопахин — человек, чувствующий себя способным «обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым». Так, реакция приехавшего Лопахина на нетерпеливые вопросы показывает, что его беспокойство об имении имело личную основу. В нем боролись противоречивые чувства: благодарность к Раневской м то, что она сделала для него, и желание купить имение «прекрасней которого ничего нет на свете». Восторжествовало последнее. Но покупка не только радует героя, но и обескураживает, заставляет чувствовать, насколько все нескладно получилось. Следует отметить, что Лопахин суть новой жизни видит в том, чтобы вырубить прошлое.

Развязка основного конфликта влечет за собой скорый конец любовной коллизии между Варей и Лопахиным. Варя предчувствует, что ничего не выйдет, что свадьбы не будет, хотя о ней все говорят. Ведь Лопахину не до любви, он весь в делах. Одновременно он понимает, что в жизни что-то не так устроено, но разобраться в этом не может. Спасение он видит в работе, без которой его руки болтаются как чужие. Он мечтает стать новым хозяином сада и всей России.

Благодаря обобщенной трактовке образа Лопахина в комедии его одиночество предстает не бытовым неумением объясниться с девушкой, а трагическим проявлением вечного свойства «лишнего человека», «героя времени». Как и Печорин, он уходит от счастья, сохраняя свободу. Однако Петя Трофимов акцентирует внимание на том, что Лопахину, остающемуся в тисках общества богатых и нищих, истинная свобода недоступна.

С.Н.Мищенко

  • Нежность по английски как пишется
  • Нежиться как пишется на солнышке
  • Нежное прикосновение как пишется
  • Нежиться в кровати как пишется
  • Нежно розовый цвет как пишется