Нежно голубое чудо сказка

М. Боброва «Нежно — голубое чудо»

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у нее умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось из глины горшки обжигать и на рынке продавать.

Чуть свет, она уже на ногах: печь затопит и за работу берется. Да и дочка Настенька такая умница уродилась: и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоем они и жили, а вдвоем любая работа спорится.

Наступила зима, да такая суровая, с ветром сильным, метелями-завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит в постели и встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли.

Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику – Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника: с каждым часом ей все хуже и хуже становилось. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить ее страдания. «Настенька, скоро праздник придет – веселье, радость принесет. Может, это тебе силы придаст?» — говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня одно желание: хочется мне голубые васильки и колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться», — отвечает Настя. «Так, где же мне среди зимы васильков тебе найти? Подожди, весна придет, появятся и васильки, и колокольчики». Ничего не ответила Настенька, только еще грустнее стала.

 А этот разговор матушки с дочкой услышала юная звездочка, которая только что на небе зажглась. Стало жалко ей Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звездочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Чего там только не было: и васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звездочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась она к Солнышку ясному: «Солнышко-батюшка, время мое закончилось, не успела я Настенькино желание выполнить, помоги мне: надели силой волшебной узоры мои сказочные, ты же все можешь». Солнышко согласилось, осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело на солнышке. Да и Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет.

Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно-голубые цветы и на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И Настенька, глядя на такую красоту сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре совсем выздоровела. С тех самых пор посуду, расписанную голубой краской, называют небесно-голубая Гжель.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у нее умер, и ,чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось  горшки  глиняные обжигать да  на рынке их продавать..Чуть свет, она уж на ногах: печь  затопит, за работу берется. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет , и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает..Так вдвоем они и жили, а вдвоем любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми.. И надобно же было  случиться большому несчастью..Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может..Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились,   поблескивая разноцветными искорками..По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику- Рождеству Христову..Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить ее страдания ..»Настенька, скоро праздник придет- веселье, радость принесет. Может, это тебе силы придаст?»-  говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание — хочется мне  голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» — отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придет весна, появятся и васильки и колокольчики!»

Ничего  не ответила Настенька, только грустнее еще стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала  звездочка юная, которая только что на небе зажглась..Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной  девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звездочка оконное  стекло такими причудливыми узорами,  что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют..Всю ночь трудилась звездочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звездочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко- батюшка, время мое закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить…Помоги мне,  надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал:  разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет.Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись…

И расцвели нежно- голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках…И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самым пор посуду, расписанную голубой краской, называют  небесно- голубая Гжель…

Проект
«Нежно-голубое чудо — сказочная Гжель»

Актуальность Проекта.     

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно
уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость,
творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней
творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей
страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего
детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с
народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные
традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в
прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство
развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс,
формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.

Тема проекта «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель» на сегодняшний день весьма
актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:

— Как познакомить дошкольников с историей возникновения и
традициями гжельской росписи?

— Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи
и составлять из них по своему замыслу узоры?

— Как повысить уровень компетентности родителей в области
народно- прикладных художественных промыслов?

— Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию
духовно-нравственных и эстетических чувств детей?

 Цель Проекта:

— развивать у детей познавательный интерес к русскому народному
декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный,
духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования
знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи Проекта:

— Познакомить детей с историей возникновения промысла и
традициями гжельских мастеров.

— Формировать представления детей о богатстве и разнообразии
гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

— Формировать практические умения и навыки в составлении
гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи
(капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и
волнистые линии, точки).

— Обогащать впечатления детей произведениями современных
писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.

— Прививать эстетический вкус к окружающему миру через
ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности
изделий народных умельцев.

— Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и
чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

— Привлекать родителей к участию в Проекте.

Участники проекта: дети cсредней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Сроки реализации Проекта: октябрь-ноябрь 2021 г.

         Этапы реализации
Проекта:

I-ый этап: подготовительный
(организационно-диагностический).

II-ой этап: основной
(практический).

III-ий этап: заключительный
(итоговый).

Календарный план реализации проекта

1.

Анализ
воспитательного процесса по данной теме

Воспитатель

Проанализированы
программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме;
наличие художественной литературы

2.

Анкетирование
родителей

Воспитатель

Выявлены
образовательные инициативы семьи по данному направлению

3.

Интервьюирование
детей

Воспитатель

Выявлен
уровень знаний воспитанников по теме Проекта

4.

Создание
творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана
мероприятий Проекта

Воспитатель,
родители

Составлен
план мероприятий

5.

Организация
развивающей предметно-пространственной среды по теме Проекта в группе

Воспитатель,
родители, дети

Предметно-пространственная
среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме Проекта

6.

Создание
компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатель

Создан
наглядно-дидактический материал в виде презентаций

7.

Создание
наглядно-дидактических пособий для проведения НОД

Воспитатель

Выполнены
наглядно-методические пособия по теме Проекта

8.

Создание
материалов для заочного консультирования родителей

Воспитатель

Включение
родителей в образовательный процесс по теме Проекта

1.

Беседа
«Синее чудо Гжели»

Воспитатель

Проведена
беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о
гжельской росписи

2.

Чтение:


авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;


легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;


стихотворения о Гжели;

— Н.
Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Воспитатель

Формирование
духовно-нравственных представлений у дошкольников

3.

Экскурсия:


«фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели»

Воспитатель

Проведены
экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности
гжельской росписи, о производстве изделий

4.

Рассматривание
альбомов с изделиями гжельских мастеров

 Дети

Рассмотрены
альбомы по гжельской росписи

5.

Организованная
образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо — сказочная Гжель»

Воспитатель

Проведена
НОД в форме занятия

6.

Пополнение
мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи

Воспитатель,
дети

Музей
пополнен новыми образцами гжельских мастеров

7.

Систематизация
методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области
духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников

Воспитатель

Для
родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников

1.

Выставка
детских работ «Сказочная Гжель»

Организована
выставка детских работ «Сказочная Гжель».

2.

Обобщение
опыта работы по Проекту

Обобщён
опыт работы по Проекту

3.

Публикация
материалов Проекта на личном сайте

Материалы
опубликованы на личном сайте

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество
    воспитательно-образовательных мероприятий:

— увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

— увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории
возникновения и традициях гжельской росписи. 

  1. Включение родителей
    в образовательный процесс:

— увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном
и эстетическом воспитании детей;

— увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными
услугами.

Ожидаемые результаты проекта.

— Расширены и систематизированы знания детей о народном
декоративно-прикладном искусстве Гжели.

— Сформированы практические умения и навыки в составлении
гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы 
гжельской  росписи.

— Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по
духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

— Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с
семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания
дошкольников.

— Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными
продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

— Созданы наглядно-дидактические пособия по
декоративно-прикладному искусству Гжели.

— Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

— Разработана программа дополнительного образования «Русские
узоры» (декоративно-прикладное искусство).

Дополнительные материалы:

Беседа «Синее чудо Гжели».

        В одной деревушке с названием Гжель,
которая находится недалеко  от  Москвы,  живут мастера, которые
делают удивительную посуду с небесными узорами. Они  делают её из особой
глины, найденной в этих местах, которая  при  обжиге 
становится  белой.

         Откуда же произошло название
деревни? В названии этой  деревушки  слышится  слово «жечь».
Жители  деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что 
нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных
цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки
вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала
о  ласковом лете.

         Почему же Гжель так
полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её
необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как
будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно
колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на
кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не
художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром
управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника –
красочным узорам.

        Гжельская посуда хороша
необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной
единственной синей  краской. Но узор этот настолько удивительный, что
хочется смотреть на него снова и снова.

        Гжельская  посуда 
хороша  необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей  земле и не
только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной 
Англии, и в солнечной  Италии, и в элегантной  Франции, и в
загадочной Японии  многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай
наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые
в форме коня, льва или  рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или
фигурка.

         Узоры на
гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная  роза,
которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни
крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи — бутоны, а 
четвёртые — целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают
посуду    диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а
то и сценки из жизни  людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки,
хороводы. Кроме роз и  другие цветы  встречаются — ромашки,
колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже
целые города.

        Делают в Гжели не
только посуду, но и другие полезные предметы — часы,  подсвечники,
шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными
узорами.       

«Нежно-голубое чудо». Авторская
сказка М. Бобровой.

        История эта случилась в
рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель
бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь,
женщине приходилось  горшки  глиняные обжигать да на рынке их
продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь  затопит, за работу берётся.
Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и
на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа
спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями-
завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью.
Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не
смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело
столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых
кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По
всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику — Рождеству
Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей
становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как
облегчить её страдания . «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость
принесёт. Может, это тебе силы придаст?» —  говорит матушка. «Не до
праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание —
хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную
красоту их полюбоваться!» — отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы
васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и
колокольчики!»

        Ничего не ответила Настенька, только
грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная,
которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она
помочь больной  девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие
чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное  стекло такими
причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там
только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю
ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к
концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку:
«Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до
конца выполнить… Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты
же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры
дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: 
разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо,
так руки сами к краскам потянулись…

         И расцвели нежно-голубые цветы
на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках… И радовалась Настенька, глядя на
красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно
поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители
деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось
создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково
называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя
гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами
домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они
сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась
посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий
цвет».

        Пошли как-то девушки, живущие в селе
Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо
синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого
синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера
свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку
синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки
в поле, цветы на лугу и в саду.

        В далёкой стране, где всегда царит
лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного
цвета — и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в
разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила 
беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» — сказала
она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная
зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера
увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей
посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с
синей розой.

Стихотворения о Гжели.

* * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими, 

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая
благодать.                                                                                     
                   

     С. Вахрушев.

* * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы 

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду
Гжель!                  

     П. Синявский.

* * *

Рядом с осинками в синих косынках                                     

Синие гроздья на синих
рябинках                                      

Синие зори и синие птицы
–                                      

С этой красою ничто не
сравнится               
                    

Звонкими волнами кружатся
краски,                                     

Чтобы блестели анютины
глазки.                                      

Льётся узор под рукой
мастерицы,                                      

Чтобы нигде он не мог
повториться!                                                                                                        

     П. Синявский.

КОНСПЕКТ

организованной образовательной
деятельности

по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) с использованием
ИКТ

в средней группе.

Тема: «Нежно-голубое чудо — сказочная
Гжель».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная
технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей
к декоративно-прикладному искусству Гжели.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей и искусством гжельских мастеров.

Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по
мотивам гжельской росписи.

Упражнять в рисовании бордюров и цветочных узоров, используя
тонкие линии и элемент «капелька».  Совершенствовать навыки работы с
красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки,
промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования
концом кисти и всем ворсом. Упражнять в смешивании цветов на палитре для
получения нужного оттенка.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству
народных мастеров.

Средства: мультимедийный
проектор, персональный компьютер, презентация «Нежно-голубое чудо – сказочная
Гжель», экран, музыкальная композиция В. Корнева, таблицы с элементами
гжельской росписи, образцы украшенных изделий, белые бумажные силуэты гжельских
изделий (чайник, чашка, тарелка), гуашь, кисти (белка №№ 2,3,5), баночки с
водой, подносы, салфетки, мольберты.

Форма организации: групповая.

Литература:  Т.
С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского
сада». — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Ход НОД.

На экране первый слайд презентации «Нежно-голубое чудо –
сказочная Гжель».

Воспитатель: — Здравствуйте
ребята. (Обмениваются приветствиями. Дети садятся на стульчики перед
экраном).

Наше занятие сегодня я хочу посвятить одному из чудес
декоративно-прикладного искусства — гжельской росписи. А откуда она взялась и
как появилась, я сейчас вам расскажу.

(слайд 2) Давным-давно в
некотором царстве, в нашем государстве среди лесов и полей стояла деревушка
Гжель. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров.
Издавна делали они посуду из белой глины. И недаром название деревни было
связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обжигали в печи. Однажды
собрались местные умельцы и стали думать, как бы им лучше мастерство своё
показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали они, думали и
придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

(слайд 3) Стал каждый мастер
своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка.
Другой увидел на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер слепил сахарницу
в виде рыбки сказочной.

         Стали дальше
думать, как бы украсить такую посуду?

(слайд 4) Идут они домой и
смотрят, а вокруг красота сказочная разливается: высокое синее небо с белыми
облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый
туман стелется.

(слайд 5) Вот и задумали они
перенести эту синеву на белый фарфор.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званием – Гжель.    

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково
«Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские
мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки
и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и
расписывают удивительную гжельскую посуду.

(слайд 6) Гжельские мастера –
большие фантазёры. Чашки – одни стройные и высокие, другие похожи на маленький
бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд 7) При виде гжельских
чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

(слайд 8)  На гжельских
тарелках во всём великолепии расцветают полевые цветы: ромашки, колокольчики,
васильки и, конечно же, роза. Смотришь на цветы и, кажется, что они излучают
голубой волшебный свет.

         (слайд
9)
 Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… на спине кита вылеплен сказочный
город с башенками и церквушками.

(слайд 10) Занятно и затейливо
сделаны гжельские игрушки: немного смешные, но все такие же красивые.

(слайд 11) Делают в Гжели и
часы. Форма у них непростая, причудливая. Снизу доверху они расписаны цветами,
а на самой макушке – петушок. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать
пора!» Вот такую красоту творят народные умельцы Гжели!

(слайд 12) Фарфоровые чайники,
подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название – Гжель.

         А теперь
давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник
        («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.     
         (другая изогнута, как
носик)

Вот фарфоровые
чашки,         
      (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые
блюдца,             
(кружиться вокруг себя, рисуя руками

Только стукни —
разобьются.                  круг)

Вот серебряные
ложки,                 
(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам
принёс.                          
(сделать большой круг).

Воспитатель:  — А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать
себя настоящими гжельскими мастерами. На столах лежат бумажные силуэты
гжельских изделий, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?

Дети: — Да, поможем! (проходят
и садятся за столы).

Воспитатель:  — Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи.
Это бордюры (показывает таблицу с изображением бордюров). Ими
украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут
быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками
и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети: — Тонкие линии нужно
рисовать концом кисти.

Воспитатель:  — Один из основных элементов – «капелька» (показывает
таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек)
, такая
простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её
помощью (показывает на изделиях цветы  и листья). Каким
способом можно нарисовать «капельку»?

Дети: — Капелька рисуется способом
примакивания ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: — Ну, раз вы так хорошо
всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Выберите себе то
изделие, которое больше нравится, подумайте, где будет располагаться бордюр, а
где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да
спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к
творчеству.

(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель
предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце
занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на мольберты и
вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи).

Воспитатель: — Ребята, сегодня я
познакомила вас с искусством гжельских мастеров. Скажите, из какого материала
делают посуду? (Её лепят из белой глины). В чём обжигают
посуду? (Посуду обжигают в печи). Каким цветом расписывают
посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).

Воспитатель: — А теперь давайте
рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами
анализируют детские работы).

Воспитатель:    
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не из Гжели мастера,

Расписала ту посуду из детсада детвора.

Воспитатель: — Молодцы! А теперь
я попрошу вас поделиться своими впечатлениями, своим настроением от увиденного,
услышанного и сделанного вами. (Рефлексия).

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов на эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа
во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в
силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по
изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому
необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку,
чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством
изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное
воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество
своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить
первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к
народному искусству, можно обратиться к народному промыслу.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению — искусство народное.
И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров
декоративной росписи, будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики
и ложки, загорские матрёшки и т. п. Малыши воспринимают их глубже и полнее, чем
большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного
вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории
той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении
детей дошкольного возраста с этим промыслом.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это
плоскостные и объёмные изделия, а самое главное – нарисовать основные элементы
росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из
простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия,
листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как нарисовать
несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети
должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко,
эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у
дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с
прекрасным.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и
динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей,
отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной
форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством
оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого
интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует
эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки
способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше
уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным
трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребёнок».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими, 

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.    

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Гжели, дымковской, филимоновской игрушкой. Осваивая технические навыки в рисовании, лепке, аппликации у детей развивается устойчивый интерес к различному творчеству. Обогащается содержательная деятельность, развивается игровой замысел; декоративное украшение предметов, лепка атрибутов для игры. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального декоративного искусства, его общие черты, эстетическая ценность произведений народного искусства.

Поэтому я часто беседую с детьми о народном декоративном искусстве и постараюсь развивать у них интерес в данном искусстве.

И сегодня я проводила с ними беседу «Откуда пришла гжель?»

Потом мы с детьми рассмотрели посуды «Гжель» и альбом «Сказочная гжель». Читала легенда-сказку «Откуда в Гжели синий цвет» и сказку «Нежно-голубое чудо», М. Боброва.
Дети покрасили посуды (из картона) с росписью гжель. Ребятам было очень интересна.Процесс творчества вызвала у детей хорошего настроения.Работа получилась у всех разны. Дети почувствовали радости от своей работы.

C:UsersпользовательDesktopGridArt_20221106_150745636.jpg

Целиь занятия:

  1. Закрепить знания об отдельных видах народных
    промыслов: дымковской игрушки, матрёшках с
    Городецкой и хохломской росписями.
  2. Познакомить детей с искусством гжельских
    мастеров; способствовать развитию эстетического
    вкуса и фантазии. Учить детей составлять узор по
    мотивам гжельской росписи.
  3. Воспитывать интерес к искусству гжельских
    мастеров. Совершенствовать навыки работы с
    гуашью.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия. Дети
вместе с воспитателем входят в зал, украшенный
предметами народно-прикладного искусства.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пришли на
выставку, где представлены изделия народных
мастеров: гончаров резчиков по дереву. Это
глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулки и
другие предметы. Многие предметы и игрушки вам
знакомы: (воспитатель берёт в руки доску,
расписанную Городецкой росписью).
Ребята,
какой росписью расписаны доски? (Городецкой).

Правильно, Городецкая роспись отличается своей
особой праздничностью и красочностью. Орнамент с
пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт
светлое настроение, Узоры светятся разными
оттенками голубого и розового, фиолетового и
оранжевого цветов. Важная часть Городецкой
росписи – умелое оживление рисунка узорными
декоративными сеточками, завитками и ушками.

Городец смущается
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини.

Воспитатель. А, вот, ребята посмотрите и
расписные ложки. А они, какой росписью расписаны?

Дети. Хохломской.

Воспитатель. Правильно. Хохломской росписью
расписывают не только ложки, но и деревянные
миски, вазы, солонки и даже мебель: сиденья,
стулья, полочки.

Ребёнок читает стихотворение.

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.

Мальчики играют на ложках под русскую
народную мелодию.

Воспитатель. Ребята, посмотрите здесь и
матрёшки. Все они разные, не похожие друг на
друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках,
расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой
в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же
красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и
того меньше. И так далее.

Ребёнок читает стихотворение.

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Всё правильно
назвали. А теперь обратите внимание на эти
игрушки. Они сделаны из глины. А какой росписью
они расписаны?

Дети. Дымковской.

Воспитатель. Ласково и нежно называют эту
игрушку – дымка. Если посмотреть на узор:
кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки,
пятна, точки…. Зато краски яркие – малиновые,
красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Каждый
цвет соперничает с другим. И поэтому, пёстро,
весело от такого хоровода красок!

Посмотрите здесь и “водоноска” и “козлик”.
Послушайте стихотворение про водоноску.

Ребёнок читает стихотворение:

Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.

В зал входит бабушка – сказительница.

Бабушка: Здравствуйте, ребятушки! Я очень
спешила к вам на выставку. Пришла я к вам
издалека. А зовут меня бабушкой –
сказительницей, да ключей хранительницей!

Воспитатель. Каких ключей?

Бабушка. Ключей непростых, от волшебного
сундука. В нём сказки, да небылицы живут.

Воспитатель. Бабушка, расскажи нам сказку из
своего сундучка.

Бабушка. Ладно. Усаживайтесь по-удобнее.
Только расскажу вам не сказку, а быль. Ну,
слушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве,
недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит
деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да
умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались
они однажды и стали думу думать, как бы им
мастерство своё показать, да людей всех
порадовать, край свой прославить. Думали-думали и
придумали. Нашли они в своей сторонушке глину
чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё
посуду разную.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один
слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на
крышке – курочка красуется. Другой мастер
посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.
Увидел он на улице дворника, который метёлкой
улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер
разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам
ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде
рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом
помахивает, плавничками потряхивает. Дивная
получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим
мастерством всех радовал, своих детей и внуков
разным премудростям учил, чтобы они хорошими
мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и
расписывали посуду синей краской разных
оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо
у них, как нигде в России синее-синее. Вот и
задумали они перенести эту синеву на белый
фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из
сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных
животных и птиц. Всего одна краска… А какая
нарядная и праздничная получилась роспись.
Полюбилась людям красивая посуда, и стали
называть её “нежно-голубое чудо”. Я думаю, что вы
уже видели это чудо и может кто-нибудь расскажет
стихотворение о Гжели?

Ребёнок читает стихотворение.
Синее на белом, тонкий контур цветов
Видим мы на узорах наших весёлых лугов.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

Исполнение песни “Гжель” под мелодию
песни “Осенняя”.

Хоровод.

1. Что случилось? Бело вокруг.
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синий цвет и белизна…
Это Гжель к нам пришла. 2 раза.

2.Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, берёза бела…
Ой, до чего же ты, Русь, хороша 2 раза

3. Белая глина, белый фарфор,
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель, родная моя.
Спасибо, что к нам ты пришла! 2 раза.

Воспитатель.

Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споём частушки.

Дети исполняют частушки.

1 ребенок.

Юбку белую надела,
Синю ленту заплела,
Вот какая стала я –
Полюбуйтесь на меня!

2 ребенок.

На окошке два цветочка
Синенький да беленький.
Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой!

3 ребенок.

Я в окошко смотрю
На берёзку и ель
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель.

4 ребенок.

Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!

Вместе:

Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель. А, Дима, знает стихотворение про
гжельских умельцев:

В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конёк.
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому, чудо творят.

Бабушка. В этой деревне один мой знакомый
умелец живёт – Федот – золотые руки. Как
взмахнёт кистью, словно палочкой волшебной. И всё
у него ладно, да складно получается. А вы хотите
побывать у Федота в мастерской и стать его
учениками?

Дети. Хотим.

Бабушка. Ну, тогда пойдёмте, я вас провожу к
нему (уходят в мастерскую).

В мастерской Федот встречает гостей.

Федот. Здравствуйте, ребятушки!

Бабушка. Вот, Федот, привела к тебе учеников.

Федот. Проходите, присаживайтесь.

Бабушка. Федот, расскажи, да покажи ребятам
нежно-голубое чудо!

Федот. Не только рассажу, но и научу! (Федот
показывает посуду).

Посмотрите, какая красота! Не чайник, а петух
расписной. А узоры-то, узоры!

И цветы синие да голубые.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе, её названье Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите нигде вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку легко перенесла.

Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А
иногда, написана тоненькой кисточкой. А бывает и
так: что самой розы нет, есть только её лепестки.
Все росписи между собой похожи. В гжельской, так
же, используются завитки, дуги, сеточки, травинки,
точки, круги. А сейчас мы с вами станем настоящими
художниками. Есть у меня чайный сервиз, только он
белый, не раскрашенный. Поможете мне его
расписать?

У каждого находится один предмет из чайного
сервиза: у кого чайник, у кого чашка или блюдце. Но
чтобы сервиз получился красивым, рисунок должен
быть у всех одинаковый, а я на мольберте всем
покажу небольшие элементы росписи. А чтобы
работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам
музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к
творчеству. (Звучит музыка. Дети рисуют. Федот
помогает детям).

Федот. Я вижу, вы и, правда умелые ребята!
Давайте-ка, выставим в рядочек сервиз, да
посмотрим, чему вы научились! Руки у вас, хоть и
маленькие, да очень умелые! Но я слышал, что вы
были на выставке, какую роспись вы там видели?

Дети отвечают.

Федот. Какие молодцы! Всё знают, знатные
мастера из вас вырастут! Потрудились вы на славу,
так примите угощенье.

Федот угощает детей сладостями.

Название статьи:

Конспект «Нежно-голубое чудо»

Дата публикации:

20.10.2022

Автор:

Ушенина Ирина Киреевна

Описание:

TRANSLATE with x

English

Arabic

Hebrew

Polish

Bulgarian

Hindi

Portuguese

Catalan

Hmong Daw

Romanian

Chinese Simplified

Hungarian

Russian

Chinese Traditional

Indonesian

Slovak

Czech

Italian

Slovenian

Danish

Japanese

Spanish

Dutch

Klingon

Swedish

English

Korean

Thai

Estonian

Latvian

Turkish

Finnish

Lithuanian

Ukrainian

French

Malay

Urdu

German

Maltese

Vietnamese

Greek

Norwegian

Welsh

Haitian Creole

Persian

TRANSLATE with

COPY THE URL BELOW

Back

EMBED THE SNIPPET BELOW IN YOUR SITE

Enable collaborative features and customize widget: Bing Webmaster Portal

Back

Филиал Гармония Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 111 города Пензы Оленёнок
Конспект
занятия по ознакомлению
детей с народно-прикладным искусством по теме:
Нежно-голубое чудо
Подготовила:
воспитатель Ушенина И.К.
Пенза 2022
Программное содержание:
Закрепить знания об отдельных видах народных промыслов: Городецкой и Хохломской росписях, дымковской игрушке, матрешках.
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.
Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Совершенствовать навыки работы с гуашью.
Материал
Предметы народно-прикладного искусства (Городецкие доски, хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, гжельская посуда).
Образцы гжельской посуды, кисти, гуашь, фарфоровые блюдца.
Аудиозапись народной музыки.
Русские народные костюмы, сундучок с иллюстрациями гжельской посуды, ширма.
Альбом аппликаций Вырежи и наклей гжель.
Конфеты, чай.
Предшествующая работа
Заучивание стихов, частушек, хоровода. Беседы о народно-прикладном искусстве, проведение уроков искусств.
Звучит русская народная музыка. Дети в русских костюмах вместе с воспитателем входят в зал, украшенный предметами народно-прикладного искусства.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами пришли на выставку, где представлены изделия народных мастеров: гончаров, резчиков по дереву. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулки. Многие предметы вам знакомы (Воспитатель берет в руки доску, расписанную Городецкой росписью).
— Ребята, какой росписью расписаны доски? (Городецкой).
— Правильно, а как вы догадались? (в Городецкой росписи изображают птиц, коней, гроздь винограда).
Какие основные элементы Городецкой росписи? (Розан, ромашка, листья, купавка).
— Какие цвета присутствуют в росписи? (Голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый).
— А кто помнит стихотворение о Городецкой росписи?.
Ребенок читает стихотворение:
Городец смущается,
Красота всем нравится.
Краски лета, осени
И весенней просини.
Воспитатель: Вот, ребята, посмотрите и расписные ложки. А они какой росписью расписаны? (Хохломской).
Воспитатель: Правильно. А что еще расписывают хохломской росписью?.
Дети: Деревянные миски, вазы и даже мебель: сиденья, стулья, столы, полочки.
Воспитатель: А кто нам прочтет стихотворение про Хохлому?.
Ребенок читает стихотворение:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем на ложках под русскую народную мелодию.(Лера играет на трещотках, остальные дети на ложках).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за игрушка? (Матрешка).
— Какие они? (В пестрых сарафанах, цветных платках, розовощекие, с лукавинкой в глазах).
Воспитатель: Открываешь матрешку, а внутри такая же красавица, только поменьше, а там еще поменьше. Кто прочитает нам стихотворение про матрешку?.
Ребенок читает стихотворение:
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Их матрешками зовут.
Воспитатель: Молодец! А теперь обратите внимание на эти игрушки. Из чего они сделаны? (Из глины). А какой росписью расписаны?
Дети: Дымковской.
Воспитатель: Настя, расскажи нам о дымковской росписи.
Ребенок рассказывает: Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. В узоре есть кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, точки. Краски яркие – малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Весело от такого хоровода красок. Послушайте стихотворение про водоноску.
Ребенок читает стихотворение:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
В группу заходит тетушка–сказительница.
Тетушка: Здравствуйте, ребятушки! Я очень спешила к вам на выставку. Пришла я к вам издалека. А зовут меня тетушка–сказительница да ключей хранительница. Как вы думаете, каких ключей? (ответы детей).
Тетушка: Ключей непростых, от волшебного сундука, в нем сказки да небылицы живут. Хотите послушать сказку? Тогда усаживайтесь поудобнее (садятся).
Тетушка: Только расскажу вам не сказку, а быль. Ну, слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве, среди полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Слепил он соусницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивается. Дивная получилась посуда.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков учил, чтобы хорошими мастерами стали. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее нежно-голубое чудо. Я думаю, что вы уже видели это чудо. Кто может прочитать стихотворение о Гжели?
Ребенок читает стихотворение:
Синее на белом, тонкий контур цветов
Видим мы на узорах наших веселых лугов.
Темно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала, наша русская Гжель.
Тетушка: Молодец! Что-то мы с вами засиделись. Давайте с вами хоровод поводим да песню про Гжель споем.
Хоровод:
Что случилось? Бело вокруг.
Лишь голубые цветы встали в круг.
Синий цвет и белизна —
Это Гжель к нам пришла.
Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой!
Синяя речка, береза бела,
Ой, до чего ж ты, Русь, хороша!
Тетушка: Молодцы! Садитесь, пожалуйста (Дети садятся).
Тетушка: Ставьте ушки на макушки,
Вам про Гжель споют частушки.
Дети исполняют частушки:
Юбку белую надела,
Синю ленту заплела,
Вот какая стала я –
Полюбуйтесь на меня!
Я в окошко смотрю
На березку и ель.
Приглашу с собой я Рому
На экскурсию в Гжель.
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!
Вместе:
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь попросим вас,
Чтобы нам похлопали!
Тетушка: А Леночка, оказывается, знает стихотворение про гжельских умельцев.
Ребенок читает:
В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.
Вдаль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конек,
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
В той деревеньке умельцы живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Тетушка: В этой деревеньке один мой знакомый умелец живет –
Федот – золотые руки. Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной. А вы хотите побывать у Федота в мастерской?
Дети: Хотим.
Тетушка: Ну, тогда пойдемте (идут под русскую народную мелодию).
Тетушка стучится в мастерскую к Федоту, Федот выходит и встречает гостей.
Федот: Здравствуйте, ребята!
Тетушка: Здравствуй, Федот. Привела я к тебе учеников.
Федор: Проходите.
Тетушка: Федот, расскажи, да покажи ребятам нежно-голубое чудо!
Федор: Не только расскажу и покажу, но и научу (Федот показывает посуду).
Читает стихотворение:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь —
Известно всем в народе, ее названье Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите нигде вы красоты такой!
Голубушку небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
Федот проводит детей к мольберту и рассказывает:
Самый излюбленный узор – гжельская роза. В гжельской росписи используются завитки, дуги, сеточки, травинки, точки, круги. Сейчас мы с вами станем настоящими художниками. Есть у меня блюдца, только они белые, не раскрашенные. Поможете мне их расписать?
Дети: Да, поможем.
Федот: Тогда садитесь за столы и приступайте к работе. А чтобы работа у вас ладилась, я включу вам музыку. Ведь музыка располагает к творчеству (Звучит музыка, дети рисуют. Федот помогает детям).
Когда дети заканчивают работу, Федот говорит детям: Я вижу, вы умелые ребята! Давайте-ка выставим в рядочек блюдца да посмотрим, чему мы научились. Красивый получился сервиз. Знатные мастера из вас вырастут! Потрудились вы на славу. Примите в подарок раскраски Гжель. (Раздает детям раскраски).
Тетушка: Федот, а давай-ка детей и всех наших гостей из твоей красивой посуды чаем и сладостями угостим. (Гости садятся за стол, начинается чаепитие).

Скачать работу

Презентация на тему «Проект «Нежно-голубое чудо»»

  • Скачать презентацию (1.1 Мб)


  • 0 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «Проект «Нежно-голубое чудо»», состоящую из 16 слайдов. Размер файла 1.1 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    16

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проект "Нежно-голубое чудо"

    Слайд 1

    «Нежно-голубое чудо»

  • Слайд 2

    Цель:
    — Формировать представления детей о гжельской росписи и истоках ее
    возникновения.

    Задачи :
    -формировать умение слушать художественные и музыкальные
    произведения, запоминать небольшие стихи о росписи.
    -познакомить с характерными особенностями данной росписи.
    -формировать умение последовательно наносить элементы росписи.
    — учить лепить из соленого теста посуду и предметы быта, затем наносить
    декоративный узор.
    -учить создавать узор по кругу, располагая элементы по краю и в середине,
    используя мазки, точки и дуги.
    -воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.
     

  • Слайд 3

    Актуальность: Существенным содержаниемрусской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории.Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивая предпосылки к художественному творчеству.

  • Слайд 4

    История ремесла

    Среди дремучих лесов, на суглинистых нечерноземных угодьях стояла Гжельская волость.
    Славилась она своими мастерами гончарного дела. Всякую глину давала земля гжельская умелым рукам-и для гончарного дела , и для майолики. Майолика, фаянс , фарфор- все это объединяется одним понятием керамика ( в переводе с греческого « керамос »- глина)
    На всю Россию славились гжельские мастера.
    Благодаря постоянному творческому поиску рождались новые мотивы , но оставался прежний цвет растительных узоров-синий кобальт. Такая посуда дошла до наших времен, украшенная сказочными розами, птицами и волшебными цветами. Даря красоту гжельских умельцев, неся радость в каждый дом.

  • Слайд 5

    Знакомимся с элементами росписи.

  • Слайд 6

    Слушание песни «Сказочная гжель».

  • Слайд 7

    Чтение стихотворения С. Вахрушева «Чудо с синими цветами»

    Чудо с синими цветами,
    Голубыми лепестками,
    Синими цветочками,
    Нежными виточками.
    На белом фарфоре,
    Как на снежном поле,
    Из- под белого снежочка
    Растут синие цветочки.
    Неужели, неужели,
    Вы не слышали о гжели?

  • Слайд 8

    Лепка посуды из соленого теста.

  • Слайд 9

    Придаем форму тарелочке.

  • Слайд 10

    Раскрашиваем тарелочки

  • Слайд 11

    Готовая гжельская посуда.

  • Слайд 14

    Коллекция предметов быта

  • Слайд 15

    Результаты проекта:

    В ходе реализации проекта расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
    Возрос уровень творческих способностей детей: дошкольники научились создавать узоры не только на бумаге, но и на объемных предметах.
    Пополнена предметно-развивающая среда группы по художественно-эстетическому развитию.
    Обогатился словарный запас детей новыми названиями элементов росписи.
    Пополнили уголок гжельской росписи предметами быта с участием родителей.

  • Слайд 16

    Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Программа в ДОУ

Презентация: Гжель

Презентация: Художественное творчество

Презентация: ЦОР по художественно-эстетическому развитию

Презентация: "ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА" виртуальная экскурсия для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Презентация: Секреты мастеров. Гжельская роспись

Презентация: Народные промыслы - Гжель

Презентация: Приобщение детей к истокам русской культуры

Презентация: Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

Презентация: Городецкие узоры

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «ДЕЛЬФИН»

Проект

«Сине — голубое чудо»

      Разработал: 

Гаркуша В. Н., воспитатель

первой квалификационной категории

Бердск, 2021 г.

Актуальность:

В современном мире дошкольники, к сожалению, поверхностно знакомятся  с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством и  подлинной красотой.  У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных художественных промыслов, к особенностям декоративной росписи.

Роспись  в стиле  «Гжель» является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства, с ее помощью можно формировать навыки кистевой росписи, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения старших дошкольников. Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно освоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. С рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме.

Цель проекта: создание педагогических условий для формирования знаний, умений и навыков у детей по теме русского народного промысла «Гжель» для приобщения детей и родителей к творчеству.

Задачи проекта:    

Образовательные:

— расширить представления детей о гжельской росписи, ее истории  возникновения, значимости для русского народа;

— формировать умение различать особенности цвета, узора росписи,  характерных отличительных особенностей изделий Гжель;

Развивающие:

— способствовать развитию творческих способностей детей;

— развивать у детей внимание, память, усидчивость, творческое мышление,  фантазию, активизировать речь детей;

— способствовать развитию сенсорной чувствительности, восприятия цвета, формы, фактуры;

— развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

— воспитывать любовь и познавательный интерес к русскому народному творчеству;

— формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Предполагаемые результаты:
— Воспитанники имеют представления о народном промысле «Гжель», его происхождении, значении, этапы работы над изделием.

— У детей закреплены знания о цвете и элементах гжельской росписи.

— Укрепляется мелкая мускулатура пальчиков, формируется более четкая координация и согласованность движений пальцев рук. Развиваются такие психические процессы как, внимание, память, образное мышление.

— Проявляется интерес к созданию творческих работ, а также способность оценивать свою работу. Дети получают удовольствие, положительные эмоции от творчества.

Паспорт объекта:

Вид проекта: познавательно – творческий.

Тип проекта: обучающий, творческий.
По времени проведения: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: воспитанники 6-7 лет, их родители (законные представители), воспитатель подготовительной к школе группы.

 Сроки реализации проекта:  01.02.2021 г. 15.02.2021 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап организационно – подготовительный:

  • Изучение методической литературы
  • Формирование дидактического материала: подборка иллюстраций, изделий, художественной литературы, материала для родительского уголка, видео роликов, презентаций, музыкального сопровождения продуктивной деятельности, пальчиковой гимнастки.

2. Основной этап

 Формы организации    деятельности

Результат

1.      

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Сине-голубое чудо Гжель».

Беседа «История возникновения гжельской росписи».

Рассматривание различных изделий народного творчества (разные виды росписей).

Д/и «Угадай и расскажи».

Дети получили первоначальное представление о гжельской росписи и народных ремеслах; научились отличать роспись в стиле «гжель» от других видов росписи русского народного прикладного творчества.

2. Познавательное развитие

Просмотр презентаций:

«История Гжели»;

«Чудо на фарфоре».

Экскурсия в кабинет ИЗО деятельности.

Дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий.

3.

Речевое развитие

Составление описательного рассказа «Гжельская посуда».

 Пересказ легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

Заучивание чистоговорок. Пальчиковая гимнастика  «В гости к мастеру ходили»

Чтение:

— легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

 «Синие цветы Гжели» Н. Сурьянинова ;

«Нежно — голубое чудо» авторская сказка М.  Бобровой.

Просмотр художественных альбомов:

«Чудесная гжель» Л. Куцакова;

«Сказочная гжель» Ю. Межуева.

Формируются духовно-нравственные представления у дошкольников, связная  речь.

4.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие:

Русские лирические мелодии: «Лебедушка», «Сударушка».

Лепка из соленого теста «Посуда».

Рисование «Знакомство с искусством гжельской росписи».

Роспись посуды из соленого теста в стиле «гжель».

Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя  элементы  гжельской  росписи.

5.

Физическое развитие

 Народные подвижные игры:

«Третий лишний», «Гуси».

Хороводные  игры:

«Ручеек»

 «Гори, гори ясно».

— потребность в ежедневных физических упражнениях и играх;

— самоорганизация, творчество, инициативность.

3. Заключительный этап

— Выставка детских работ (Расписная посуда в стиле «гжель»).

— Оформление наглядной информации для родителей.

Работа с родителями:

— самоанализ проделанной работы;

— организация выставки рисунков «Гжельские узоры»;
— беседа «Организация семейного досуга»;

— консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».      

СМОТРЕТЬ РАБОТУ

  • Неженка или нежинка как пишется
  • Нежно голубого цвета как пишется
  • Неженатый или не женатый как пишется
  • Неженатого как пишется слитно или раздельно
  • Нежели чем как пишется