Незнакомые слова сказка о золотом петушке

Лексико-фразеологический анализ сказки А. С. Пушкина

«Сказка о золотом петушке»

Словарик сказки

Ратный – военный, боевой.

Воевода – военачальник.

Ан – а.

Инда – так, аж.

Скопец – последователь определённой религиозной секты.

Курган – древняя могильная насыпь.

Шелом – шлем.

Латы – доспехи.

Мурава – трава.

Очи – глаза.

Яства – вкусная, царская еда.

Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором.

Сарачинская шапка – чалма, шапка иностранного происхождения.

Жезл – посох, символ власти царя.

Колесница – древний вид транспорта.

Работа над образом царя Дадона

— Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый

грозный

беспомощный

жадный

злой

глупый

жестокий

своенравный

самодурный

Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело

Наносил обиды смело)

т.е. право определял силой.

В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)

Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)

В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.)

В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу.)

Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать

Многочисленную рать.)

Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

Докажите злость Дадона.

(Со злости

Инда плакал)

А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою

Я исполню, как мою)

В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)

Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

Полно, знаешь ли, ты, кто я?)

Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!

Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон.)

Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

Работа над образом петушка

Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

верный

справедливый

Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в то же время

С колесницы пал Дадон!)

Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

Лексико-фразеологические упражнения на материале сказке

Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

— Найдите в тексте устаревшие слова. Зачем автор использовал их?

(очи, колесница, латы, шелом, мурава, курган. Авто использует их, чтобы показать дух эпохи, также для красочности и богатства речи).

— Замените словосочетание лихие гости одним словом.

(враги)

— Составьте синонимический ряд к слову лихие.

(бойкие, злые, энергичные, лютые, резвые, хваткие)

— К какому выражению в тексте подходит такое описание: «Извиняться, просить прощения, просить о примирении кого-либо»?

(послать с поклоном)

— Найдите в тексте слова-синонимы к слову помощь.

(помога, выручка)

— Найдите описание Шамаханской царицы. С чем сравнивает её автор?

(с зарёй)

— Как вы понимаете, что царица сияет, как заря?

(Ослепительно красива и обаятельна)

— Найдите в тексте синонимы к фразеологизму сойти с ума.

(бес в тебя ввернулся, с ума рехнулся)

— Найдите в тексте Перед ним молва бежала. Какую пословицу вы вспомните со словом молва?

(Добрая молва лежит, а плохая бежит)

Работа с тавтологическими устойчивыми выражениями

Найдите в тексте тавтологические сочетания.

(Жил-был; год, другой; было ль, не было ль; день и ночь; быль и небыль)

-Зачем автор использует их?

(для придания тексту богатства, самобытности)

Стилистическая работа

Найдите в тексте обороты, характерные сказке.

(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве; жил-был; сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок)

— Приготовьтесь к пересказу сказки, используя сказочные «формулы».

logo

  • устаревшие слова из сказки о золотом петушке

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kendrakidd381

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    14 секунд назад

    Проверьте пожалуйста домашку.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Нужна помощь, Русския язык

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Геометрия 8 класс задача на подобие

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Установите соответствие между функцией и ее областью определения.

  • biologiya
    Биология

    9 минут назад

    Биология 7 класс помоги пожалуйста, срочно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    26 минут назад

    помогите срочно с задачей по физике прошу, 9 класс: Горизонтальный пружинный маятник с жесткостью пружины 100 Н/м Совершает гармонические колебания с грузом массой 2 кг, при отклонении пружины на 10 см от положения равновесия скорость груза равна 5 м/с. Определи амплитуду колебания

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Помогите пожалуйста решить задачу

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20554

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«СТАРИННЫЕ СЛОВА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА»

Выполнила:

Ученица 3 «а» класса

Рыбина Валерия

Руководитель:

Долгополова Раиса
Григорьевна,

классный руководитель

г. Каменск-Уральский

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………….………………………………………………..

3

А. Актуальность выбранной темы……………..………………………

3

Б. Цели и задачи исследования………………………………………..

3

В. Объект и предмет исследования……………………………………

3

Г.Теоретическая и практическая ценность полученных

результатов………………………………………………………………

4

Основная часть.

Глава I
Исследование……………………………….………….………..

5

Глава II. Значение
старинных слов в сказках А.С. Пушкина

               (с иллюстрациями)……………………………………………

8

Заключение…………………………………………………………….  

22

Список используемой литературы……………………………………

23

Приложение:

1.     Словарь старинных слов и
словосочетаний к сборнику русских народных сказок и былин.

2.     Продукт проектно-исследовательской
работы – «Памятка о значении старинных слов и словосочетаний, встречающихся в
сказках А.С. Пушкина».

ВВЕДЕНИЕ

Спешит время, отдаляя,
казалось бы, от нас эпоху Пушкина и самого Александра Сергеевича. Но такова уж
всенародная любовь к нему, что происходит обратное: великий поэт становится с
каждым годом для нас всё ближе и дороже, а, самое главное, понятнее. Мы все
лучше постигаем особенности его творчества.

Не так давно я решила
прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и поняла, некоторые
слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я
не знаю. В связи с этим я и решила провести данную проектно-исследовательскую
работу.

 Первыми помощниками в
этом были мои родители. Мы вместе ходили в библиотеку, читали сказки и работали
с источниками из сети Интернет.

Цель моего исследования —
узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С.
Пушкина, и передать собранную информацию учащимся моего класса, школы.

Для достижения данной
цели мне необходимо было решить следующие задачи:

1.    
Прочитать пять
сказок А.С. Пушкина, изучаемых в начальной школе.

2.    
Выписать те слова
и словосочетания, значения которых я не знаю.

3.     На основании «Словаря старинных слов
и словосочетаний, встречающихся в сказках и былинах» дать значение старинным
словам, используемым в сказках А.С. Пушкина.

4.     Объединить слова по группам: первая –
слова, ушедшие из употребления; вторая — слова, которые обрели новое звучание
(заменены синонимами).

5.     Создать памятку о значении старинных
слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина.

6.    
Проиллюстрировать
(по мере возможности) отобранный материал.

Материалом для
исследования послужили сказки А.С. Пушкина:

1.     «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.     «Сказка о золотом петушке».

3.     «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

4.     «Сказка о попе и о работнике его Балде».

5.     «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
».

Теоретическая и
практическая значимость моей работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения и классных
часах всех образовательных учреждений.

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ.

10 февраля 2012 года
является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как Россия
потеряла своего гения – Александра Сергеевича Пушкина. В память о великом поэте
я решила прочитать одну из его сказок –  «Сказку о рыбаке и рыбке». Каково же
было моё удивление, когда я обнаружила, что, оказывается, некоторые слова и
словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не
знаю.

Я обратилась с просьбой к
родителям, чтобы они мне объяснили значения неизвестных мне слов из сказки.
Некоторые слова папа и мама мне истолковали и пояснили, что данные слова
являются старинными и в настоящее время в современном разговоре и написании не
используются, а вот значения остальных слов они тоже не знали.

Мне стало интересно – а в
каких ещё сказках А.С. Пушкина встречаются  старинные, незнакомые мне, слова? Я
обратилась к книжкам со сказками А.С. Пушкина, перечитала пять сказок и
выписала старинные слова и словосочетания, значения которых я не знаю.

Вот что у меня
получилось:

1.     «Сказка о рыбаке и
рыбке» — 14 значений.

2.    
«Сказка  о 
золотом  петушке» — 6 значений.

3.    
«Сказка  о
мёртвой  царевне  и  о семи  богатырях» — 8 значений.

4.    
«Сказка о попе и
о работнике его Балде» — 7 значений.

5.    
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о 
прекрасной царевне Лебеди» — 21 значение.

         Выйдя вечером во двор
погулять, я решила поинтересоваться у друзей и сверстников, знает ли кто-нибудь
из них такие слова как «бояре», «перст» или «шелом». Ребята лишь дружно
смеялись, а когда я им сказала, что данные слова есть в сказках А.С. Пушкина и
очень плохо, что многие из нас не знают значение этих слов, ребята
призадумались.

         На следующий день я решила
поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках А.С. Пушкина
они встречали, и знают ли они их значение. Почти никто из класса не смог мне
объяснить значения некоторых слов.

         Затем, по составленному
списку старинных слов, я решила спросить у своей прабабушки их значение, и
оказалось, что прабабушка знает практически все старинные слова и
словосочетания, которые использовал А.С. Пушкин при написании сказок, а также
знает такие слова, которые я вообще впервые слышала.

         Придя домой, я решила
составить схему и сделать определенный вывод:

1.     Друзья и одноклассники знают не более
10% значений старинных слов.

2.     Родители знают не более 20% значений
старинных слов.

3.     Дедушки и бабушки знают более 70%
значений старинных слов.

      За время моего
исследования я вновь и вновь возвращалась к прочтению сказки А.С. Пушкина «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» и поняла, что эта сказка мне очень
нравится.

         Читая эту сказку, я поняла,
что А.С. Пушкин хорошо знал и любил язык своего русского народа и использовал в
сказке такие народные слова и выражения как «тяжелёшенько», «белёшенька»,
«издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо». В его сказке встречаются
слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке 
«восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «сотворив обряд печальный»,
«молва трезвонить стала». Сказочность данному произведению придают также такие
слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная
девица»,  «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,
«хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце».

         Также мне понравилось, что
все сказки А.С. Пушкин написал в стихах, а не прозой.

         После того, как я выписала
старинные слова из сказок А.С. Пушкина, мы вместе с папой отправились в
читальный зал «Городской библиотеки имени А.С. Пушкина», где стали изучать
такие книги, как «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка» и
«Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».

Я выписала значения всех
слов и словосочетаний, которые были использованы А.С. Пушкиным для написания
своих сказок. Затем я подумала – а не сделать ли мне небольшую книжечку, в
которой я бы раскрыла значения старинных слов из сказок А.С. Пушкина но так,
чтобы эта книжечка стала доступна для восприятия моим одноклассникам?

Совместно с родителями мы
посетили различные сайты в сети Интернет в поисках необходимых иллюстраций для
книжечки и пришли к выводу, что если в данную книжку включать иллюстрации к
каждому значению старинных слов, то книжка получится довольно таки объёмная.

         Тогда мы решили просто
рассортировать и систематизировать старинные слова по сказкам и по алфавиту,
дать им современное значение, проиллюстрировать каждое значение слова и
включить в данную проектно-исследовательскую работу в качестве ознакомительного
материала.

  Также, нами было решено
создать небольшую «Памятку о значении старинных слов и словосочетаний,
встречающихся в сказках А.С. Пушкина», которая, как мы и хотели, поместилась на
один печатный лист и стала продуктом к данной проектно-исследовательской работе
(Приложение). 

Глава II. ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ СЛОВ В СКАЗКАХ
А.С. ПУШКИНА

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Вороты (старинное  выражение) – воротами.

gate-20.jpg

Бояре – богатые люди, которые служили царю.pre_hh.jpg

Душегрейка — тёплая короткая  кофта  без рукавов, со сборками 
сзади. Современный  синоним- жилет. Это  слово  исчезло полностью. p1_03.gif

Землянка — дом, одна  часть  которого  находится в  земле,  а 
другая,  построена  из  брёвен и  крытая соломой, над поверхностью  земли. 00acfe965cb8.jpg  

Кичка, кика — старинный  женский головной  убор. Современный
синоним-

Шапка (боярка). Это слово
исчезло полностью.

1643.jpg

Корыто — продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.  Zolotaja_ribka15.jpg

Невод — большая рыболовная  сеть.

thumb.jpg

Невежа — грубый невоспитанный  человек. m-1.jpg

Пряник печатный —  пряник  с  оттиснутым  (отпечатанным) рисунком 
или  буквами. Современный  синоним — Тульский  пряник. Это  слово  исчезло 
полностью.

9T913CAWYGBYTCAXQASJWCA3BVBCUCAC7JSRBCA5QNJSBCAWUSW5ICAAQEMKUCAH3FJ9DCAYTVSH1CAZ84ABTCART1XJUCAZQW14JCA48W38XCAOF27GJCAOGNS1PCA0UJY7WCA50W26MCADDAAR6CAH2XO2A.jpg

Старче — так  обращались к  старому  человеку  или отцу, 
выражая ему особое  почтение, уважение.

516a76a32260.jpg

Светёлка  — светлая  комната, отделённая сенями от  кухни.77332.jpg

Столбовая  дворянка— дворянка  старинного  и  знатного  рода. PR3Q2CAGC0CJ6CAVJ6CVNCAFT8CMQCAX5OJ8BCA6RVPSFCAY9BGUNCA8PKF4OCAT43WG4CA4WS2TPCAXH2L2QCASTUWSQCARAWSEOCASSOPE3CAPW3397CAXLKFZ0CANT9PQQCAP9F6V3CAGJADZDCA49TB63.jpg 

Терем — деревянный  дом  в  виде  башни, высокий  и  прочно
срубленный.

talash-terem-pre.jpg

Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это  слово  исчезло 
полностью.

untitled.bmp

2. «Сказка  о  золотом 
петушке».

Курган — высокий  земляной  холм, который   насыпали 
древние  славяне над   могилой.18361.jpg

Негде—где-то.

Ратные — военные;  рать— войско.

Стан – лагерь.

image001.jpg

Шелом — шлем, остроконечная  железная  шапка  для  защиты 
от  ударов меча.

A15.jpg

Яства — еда, пища, кушанье. gate-20.jpg

3. «Сказка  о мёртвой 
царевне  и  о семи  богатырях».

Девичник — в  старину  перед  свадьбой  у  невесты 
собирались  её подруги.  Эта  вечеринка  назывались  девичником.

«Инда  очи  разболелись» (старинное  словосочетание) — так,  что разболелись 
глаза.

Перст— палец.

Ради — рады. Во времена Пушкина говорили  «ради» вместо
«рады».

Сенная  девушка — (старинное  выражение), служанка. Современный 
синоним-прислуга. Это  слово исчезло полностью.

Сорочин,  или  сарачин,- сарацин,  арабский  наездник.

Спешить — сбить с коня.

Черница
— монахиня (тот  кто  служит  в 
церкви). Это  слово  исчезло полностью.

01200830193921.jpg

4. «Сказка  о  попе и  о работнике его Балде».

Мета —  здесь:  намеченная цель. Современный  синоним —
метить. Это  слово  исчезло  полностью.

Недоимка — не  уплаченный  в  срок  налог  или  оброк.

Оброк — здесь: дань, деньги.

 starinnye_monety.jpg    26DWNCAQIDM9ZCAALBE4BCABF4DGWCA4YQ626CAADQ6QDCAVUPXNKCAXJZ79YCANB2DN1CAA529DKCASK92BVCANQPDVZCAFCQZB2CA5Y8ACSCAULFRXQCAQMRNSLCAN0FX4XCA1QKTHJCAZ9HWEQCA0QY1SP.jpg

Полба — особый  сорт пшеницы.

6102.jpg

Подворье — усадьба: дом  и  двор  с  разными  хозяйственными 
постройками. 051_0001099b.jpg

Супостат — противник,  враг.

Толокно — толчёная (немолотая)  овсяная  мука.

c5_1134573139.jpg

5.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о  прекрасной царевне  Лебеди».

Оне — они.

Светлица — светлая, чистая  комната. В  старину в светлицах 
обыкновенно  жили  девушки. Это  слово  исчезло  полностью.

Yaroslavna_Tower_Room.jpg

Бояре —  богатые  люди, которые  служили царю. Это  слово 
исчезло  полностью.

pre_hh.jpg

Снурок  — шнурок. Это  слово  исчезло  полностью.

Клёв — клюв. Современный  синоним — клевать. Сейчас  это 
слово  обозначает то, что попалась рыба.

Колымага — старинная  разрушенная карета, в которой  ездили 
знатные  люди.

Нарёкся — называть  кого-либо по имени.

Застава — здесь, заграждение из брёвен, устроенное при входе
в гавань.

Гость — старинное  название  купца,  главным  образом 
иноземного. Сейчас  это  слово  обозначает —  человека  который  пришёл к
кому-то домой.

Престол— трон. 2013.jpg

Терем — деревянный  дом  в  виде  башни, высокий  и 
прочно  срубленный.

talash-terem-pre.jpg

Удел — здесь: владение, княжество.

Бает— говорит, рассказывает.

Дьяк —  в древние  времена учреждения, которые  управляли 
делами  государства, назывались  приказами,  а  служащие в  приказах — дьяками 
и  подьячими.

Спуд — сосуд, кадка.

 

Витязь — храбрый  воин, богатырь.

0_1fd7e_6323e12d_L.jpg

Булат— сталь особой  выделки.

Четами — парами, попарно.

Неуказанным товаром — запрещённым товаром.

Пенять — укорять, упрекать.

Латы — железная или  стальная броня, которую надевали 
воины  для защиты от  холодного  оружия: мечей, сабель  и т. д.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделав данную
исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы:

1.Я приобрела первичный
опыт участия в проектно-исследовательской деятельности.

2. Более тщательно
прочитала сказки А.С. Пушкина, которые изучаются в начальной школе.

3. Обогатила свой
словарный запас, пополнила свои знания историческими сведениями, научилась
систематизировать и обобщать отобранный материал.

4. Подготовила печатный
материал, который имеет большое практическое значение и может быть использован
на уроках литературного чтения при изучении творчества А.С. Пушкина, а также на
классных часах, посвящённых великому поэту.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Пушкин А. С.  Избранные произведения.
– М.: Детская литература, 2003.

2.    
А. С. Пушкин.
Собрание сочинений в трех томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 2000

3.     С.И. Ожегов. «Толковый словарь
русского языка» под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1989

4.     «Толковый словарь старинных слов и
выражений русского языка». – М.: Азъ, 1992

5.     «Словарь к сборнику русских народных
сказок и былин».

Сайты с иллюстрациями сети Internet:

books.qiz.ru

skazki.multiply.com

www.lukoshko.net

www.animator.ru

Скачано
с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………

ВВЕДЕНИЕ Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху

ВВЕДЕНИЕ Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху

Материалом для исследования послужили сказки

Материалом для исследования послужили сказки

Глава I . ИССЛЕДОВАНИЕ. 10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как

Глава I . ИССЛЕДОВАНИЕ. 10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как

На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках

На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках

Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,…

Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,…

Глава II . ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ

Глава II . ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ

Кичка, кика — старинный женский головной убор

Кичка, кика - старинный женский головной убор

Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами

Пряник печатный - пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами

Столбовая дворянка — дворянка старинного и знатного рода

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода

Сказка о золотом петушке»

Сказка о золотом петушке»

Стан – лагерь. Шелом — шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча

Стан – лагерь. Шелом - шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Сорочин , или сарачин ,- сарацин, арабский наездник

Сорочин , или сарачин ,- сарацин, арабский наездник

Сказка о попе и о работнике его

Сказка о попе и о работнике его

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Колымага — старинная разрушенная карета, в которой ездили знатные люди

Колымага - старинная разрушенная карета, в которой ездили знатные люди

Удел — здесь: владение, княжество

Удел - здесь: владение, княжество

Спуд — сосуд, кадка.

Спуд - сосуд, кадка.

Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т

Латы - железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Значение слова «инда»

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

И́НДА и И́НДО, союз и частица. Прост.

1. подчинительный союз. Выражает отношения следствия, означает: так что, так что даже, до того, что. — Я твердо выучил философию — инда и теперь помню. Белинский, Очерки русской литературы. Соч. Н. Полевого. — Скучно ведь, матушка? дорог настоящих нет, цены неизвестнырассчитываешь, рассчитываешь — инда тоска возьмет. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.

2. усилительная частица. Служит для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит. Со злости Инда плакал царь Дадон. Пушкин, Сказка о золотом петушке. — С радости меня индо в пот бросило. И. Гончаров, Обыкновенная история. Такая темнота, что инда зги не видно. Полонский, Ребенку.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

и́нда

1. прост. выражает отношения следствия: так что, так что даже ◆ Гуляет он и любуется; на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные: словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину ― голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальныим. С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек», 1858 г.

2. прост. в знач. частицы: служит для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит ◆ Руки-ноги дрожат, только и забот день и ночь обнявшись с косушкой, как с женой, нос себе налакал инда как селезень, а потом зачем толкали его, побили ему посуду, пролили уху! Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945-1955 г. (цитата из НКРЯ)

Инда I

1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Инда.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: крошиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Что такое инда: значение слова

Родители школьников младших классов сталкиваются с неожиданной, на первый взгляд, проблемой. Дети с трудом запоминают стихи. И в данном случае это не связано со способностями конкретного ученика.

Для того, чтобы выучить стихотворение, ребенок должен запомнить его содержание и смысл отдельных слов. Без этого заучивание превращается в зубрежку. Чтобы школьник запомнил какой-либо текст, у него в памяти должны зафиксироваться образы, которые помогут его воспроизвести. А если малыш не понимает значение отдельных слов? Связанные с ними образы не формируются. Например, не зная значения слова инда, ребенок не сможет его запомнить.

Почему слова уходят из обращения

Есть множество слов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, но уже не употребляются нами в повседневной жизни. Мы знаем их значение, не удивляемся, когда встречаем в художественной литературе, но в разговорной речи не используем. Поэтому для наших детей это совершенно незнакомые, лишенные смысла термины. Это так называемая пассивная лексика. Существует еще и активная, которой пользуется большая часть населения.

Такое разделение словаря характерно для каждой эпохи. Слова покидают нашу речь по различным причинам. Некоторые уходят из обращения, когда исчезает связанный с ними предмет или явление. Их называют историзмами. Например:

  • кафтан, кокошник, лучина — исчезнувшие предметы быта;
  • локоть, сажень, аршин — обозначения меры длины;
  • приказчик, урядник, городовой — должностные лица.

Другие термины постепенно устаревают, так как появляются новые названия того же предмета, действия, признака. Они называются архаизмами:

  • очи — глаза;
  • ланиты — щеки;
  • лицедей — актер.

Слово «инда» в русской литературе

Читая классические произведения, встречаем подобные историзмы и архаизмы:

  • в сказке А.С. Пушкина о золотом петушке: «Со злости Инда плакал царь Дадон»;
  • у М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»: «инда тоска возьмет»;
  • у И.А. Гончарова «Обыкновенная история»: «С радости меня индо в пот бросило».

Значение слова инда, или индо, находим в словаре Ушакова. Оно выражает отношение следствия, используется для усиления и выделения стоящих после него слов. Например: «Лбом ударился, индо из глаз искры посыпались». Синонимами являются:

Зачем нам устаревшие слова

Нужно ли пояснять ребенку значение слова инда в сказке? Зачем нам устаревшие слова?

Они используются в художественной литературе для передачи своеобразия эпохи, придания возвышенности, торжественности стилю, для создания сатирического и комического эффекта. В пушкинских сказках они усиливают меткость и яркость характеристик, сообщают им лиризм, народный колорит.

Нужно ли нам знать их значение? Да. В конце концов, без их понимания художественные произведения прошлого превратятся в набор непонятных современнику слов.

Только от нас зависит, смогут ли наши дети наслаждаться красотой бессмертных творений Пушкина, Гоголя, Тютчева, Лермонтова, Толстого, Достоевского и целой плеяды русских поэтов и писателей.

«Культура в нас» — проект Наташи Пуше, 2011 — 2021

Главное меню

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Словарь. Составлен Наташей Пуше.

Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.

Взмолиться – начать умолять, упрашивать.

Грех – здесь: что-либо предосудительное.

Девичник – в русском свадебном обряде: прощальная вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы.

Зелёное вино – водка.

Изразцовая – облицованная керамической плиткой. «Печь с лежанкой изразцовой»

Инда – так что даже; до того, что.

Купец – «аль товар не по купцам?» — о женихе в обряде сватовства.

Ломливая – склонная к жеманству, упрямству без причины, самодурству.

Молва – слухи, толки.

Молодица – молодая замужняя женщина.

Названый – неродной, приёмный.

Наливное – созревшее, сочное.

Не кручинься – не грусти, не горюй, не тоскуй.

Обвенчаться – сочетаться браком по церковному обряду.

Подворье – дом с принадлежащими ему постройками.

Пожалую — награжу, одарю. «А как буду я царица, я пожалую тебя»

Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между стеной и печью.

Положила — назначила, установила. «Положила иль не жить, Иль царевну погубить»

Прекословить – противоречить, возражать.

Приданое – то, что даётся невесте родителями при её вступлении в брак.

Прясть – скручивая волокна, превращать их в нити.

Ради – из-за чего-либо, по причине чего-либо. «Ради скуки».

Рогаткой — в старину железный ошейник с длинными остриями внутрь, надевавшийся в наказание на шею. «Царица злая, ей рогаткой угрожая…»

Сват – человек, сватающий (предлагающий) жениха невесте или невесту жениху.

Святые – здесь: иконы с ликами святых.

Сенная девушка – дворовая (крепостная) девушка, находившаяся в услужении господ.

Снарядиться – отправиться куда-то.

Сочельник – канун христианских церковных праздников: Рождества и Крещения.

Тихомолком – незаметно, тайком.

Тужить – горевать, печалиться.

Хлопотать – здесь: суетиться.

Черкес – житель Северного Кавказа.

Чернавка — служанка, прислужница (обычно в барском доме).

источники:

http://fb.ru/article/371419/chto-takoe-inda-znachenie-slova

http://natalion.com/index.php?id=37

Вычитала у Эткинда, что «Сказка о золотом петушке» Пушкина является «самым глубоким из литературных высказываний о скопцах».  Страшно поразилась — дескать, я ее читала в детстве, и ничего там такого не было.
Побежала перечитывать.

И действительно, Дадон, боясь соседей, «с просьбой о помоге / Обратился к мудрецу, / Звездочету и скопцу.» Скопец, соответственно, дает ему золотого петушка, наказывает посадить на спицу и объясняет, что как только в земли царя вступит угроза, петушок закричит и укажет в нужную сторону. Предупредит. В благодарность, царь обещает ему исполнение любого желания.

Дальше нам уже прямо указывают на опасность и губительность сексуального желания: петушок кукарекает, сыновья Дадона по очереди ведут рать на восток, где и убивают друг друга из-за шемаханской царицы [«Без шеломов и без лат / Оба мертвые лежат, / Меч вонзивши друг во друга. […] Царь завыл: «Ох дети, дети! / Горе мне! попались в сети / Оба наши сокола!«].
Но тут из шатра выходит, собственно, шемаханская царица; Дадон сражен в самое сердце, проводит с ней неделю и везет ее обратно в столицу.

Но, уже при въезде в город, им встречается тот самый скопец, который просит исполнить его желание и отдать ему девицу. Царь возмущен — и заметьте, что он предлагает взамен:
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».

В общем, опять сексуальное влечение разрушает национальную целостность; обуянный желанием, царь готов разорить казну и раздробить государство. Когда скопец стоит на своем, Дадон бьет его жезлом по голове и убивает.

Но туууууут…
«Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»

Вот тут я застряла. С одной стороны, вроде бы все ясно: поддавшись соблазну, Дадон сам становится угрозой государству и, соответственно, петушок с ним борется при въезде в город, а царица — демоническое наваждение, как в истории Св. Антония.

Но при чем тут скопцы? При том еще, что по интерпретации Эткинда, скопец и царица происходят из одного места: «

В пушкинских черновиках и скопец назывался шемаханским скопцом. Шемаха — область Закавказья, куда ссылали скопцов из разных мест России, и под Шемахой образовались известные их поселения. В песнях скопцов их герой-искупитель Селиванов часто символизируется птицей, которая трубит в золотую трубу» (А. Эткинд, «Секс, секты и тексты: руские сектанты…» в Non-fiction по-русски правда: книга отзывов, 2007, С. 89-90). Значит ли это, что она из той же секты? А зачем тогда она вступает на земли Дадона?

Есть у кого-нибудь теории?

  • Нездешний как пишется правильно
  • Незаконченная книга как пишется слитно или раздельно
  • Незнакомые слова и их значение в сказке дюймовочка
  • Незговорчивый или несговорчивый как пишется
  • Незаконченная история как пишется