Лексико-фразеологический анализ сказки А. С. Пушкина
«Сказка о золотом петушке»
Словарик сказки
Ратный – военный, боевой.
Воевода – военачальник.
Ан – а.
Инда – так, аж.
Скопец – последователь определённой религиозной секты.
Курган – древняя могильная насыпь.
Шелом – шлем.
Латы – доспехи.
Мурава – трава.
Очи – глаза.
Яства – вкусная, царская еда.
Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором.
Сарачинская шапка – чалма, шапка иностранного происхождения.
Жезл – посох, символ власти царя.
Колесница – древний вид транспорта.
Работа над образом царя Дадона
— Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
–Докажите злость Дадона.
(Со злости
Инда плакал)
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
–Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, ты, кто я?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
Работа над образом петушка
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?
верный
справедливый
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
Лексико-фразеологические упражнения на материале сказке
– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
Не рой другому яму – сам туда попадешь.
Правда суда не боится.
По правде и сила.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
— Найдите в тексте устаревшие слова. Зачем автор использовал их?
(очи, колесница, латы, шелом, мурава, курган. Авто использует их, чтобы показать дух эпохи, также для красочности и богатства речи).
— Замените словосочетание лихие гости одним словом.
(враги)
— Составьте синонимический ряд к слову лихие.
(бойкие, злые, энергичные, лютые, резвые, хваткие)
— К какому выражению в тексте подходит такое описание: «Извиняться, просить прощения, просить о примирении кого-либо»?
(послать с поклоном)
— Найдите в тексте слова-синонимы к слову помощь.
(помога, выручка)
— Найдите описание Шамаханской царицы. С чем сравнивает её автор?
(с зарёй)
— Как вы понимаете, что царица сияет, как заря?
(Ослепительно красива и обаятельна)
— Найдите в тексте синонимы к фразеологизму сойти с ума.
(бес в тебя ввернулся, с ума рехнулся)
— Найдите в тексте Перед ним молва бежала. Какую пословицу вы вспомните со словом молва?
(Добрая молва лежит, а плохая бежит)
Работа с тавтологическими устойчивыми выражениями
— Найдите в тексте тавтологические сочетания.
(Жил-был; год, другой; было ль, не было ль; день и ночь; быль и небыль)
-Зачем автор использует их?
(для придания тексту богатства, самобытности)
Стилистическая работа
—Найдите в тексте обороты, характерные сказке.
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве; жил-был; сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок)
— Приготовьтесь к пересказу сказки, используя сказочные «формулы».
-
устаревшие слова из сказки о золотом петушке
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
kendrakidd381
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия14 секунд назад
Проверьте пожалуйста домашку.
-
Русский язык4 минуты назад
Нужна помощь, Русския язык
-
Геометрия4 минуты назад
Геометрия 8 класс задача на подобие
-
Математика5 минут назад
Установите соответствие между функцией и ее областью определения.
-
Биология9 минут назад
Биология 7 класс помоги пожалуйста, срочно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Физика26 минут назад
помогите срочно с задачей по физике прошу, 9 класс: Горизонтальный пружинный маятник с жесткостью пружины 100 Н/м Совершает гармонические колебания с грузом массой 2 кг, при отклонении пружины на 10 см от положения равновесия скорость груза равна 5 м/с. Определи амплитуду колебания
-
Математика1 час назад
Помогите пожалуйста решить задачу
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20554
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«СТАРИННЫЕ СЛОВА В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА»
Выполнила:
Ученица 3 «а» класса
Рыбина Валерия
Руководитель:
Долгополова Раиса
Григорьевна,
классный руководитель
г. Каменск-Уральский
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………….……………………………………………….. |
3 |
А. Актуальность выбранной темы……………..……………………… |
3 |
Б. Цели и задачи исследования……………………………………….. |
3 |
В. Объект и предмет исследования…………………………………… |
3 |
Г.Теоретическая и практическая ценность полученных |
|
результатов……………………………………………………………… |
4 |
Основная часть. Глава I |
5 |
Глава II. Значение (с иллюстрациями)…………………………………………… |
8 |
Заключение……………………………………………………………. |
22 |
Список используемой литературы…………………………………… |
23 |
Приложение: 1. Словарь старинных слов и 2. Продукт проектно-исследовательской |
|
ВВЕДЕНИЕ
Спешит время, отдаляя,
казалось бы, от нас эпоху Пушкина и самого Александра Сергеевича. Но такова уж
всенародная любовь к нему, что происходит обратное: великий поэт становится с
каждым годом для нас всё ближе и дороже, а, самое главное, понятнее. Мы все
лучше постигаем особенности его творчества.
Не так давно я решила
прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и поняла, некоторые
слова и словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я
не знаю. В связи с этим я и решила провести данную проектно-исследовательскую
работу.
Первыми помощниками в
этом были мои родители. Мы вместе ходили в библиотеку, читали сказки и работали
с источниками из сети Интернет.
Цель моего исследования —
узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С.
Пушкина, и передать собранную информацию учащимся моего класса, школы.
Для достижения данной
цели мне необходимо было решить следующие задачи:
1.
Прочитать пять
сказок А.С. Пушкина, изучаемых в начальной школе.
2.
Выписать те слова
и словосочетания, значения которых я не знаю.
3. На основании «Словаря старинных слов
и словосочетаний, встречающихся в сказках и былинах» дать значение старинным
словам, используемым в сказках А.С. Пушкина.
4. Объединить слова по группам: первая –
слова, ушедшие из употребления; вторая — слова, которые обрели новое звучание
(заменены синонимами).
5. Создать памятку о значении старинных
слов и словосочетаний, встречающихся в сказках А.С. Пушкина.
6.
Проиллюстрировать
(по мере возможности) отобранный материал.
Материалом для
исследования послужили сказки А.С. Пушкина:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. «Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Теоретическая и
практическая значимость моей работы состоит в том, что результаты этого
исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения и классных
часах всех образовательных учреждений.
Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ.
10 февраля 2012 года
является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как Россия
потеряла своего гения – Александра Сергеевича Пушкина. В память о великом поэте
я решила прочитать одну из его сказок – «Сказку о рыбаке и рыбке». Каково же
было моё удивление, когда я обнаружила, что, оказывается, некоторые слова и
словосочетания в данной сказке мне абсолютно не знакомы и значения их я не
знаю.
Я обратилась с просьбой к
родителям, чтобы они мне объяснили значения неизвестных мне слов из сказки.
Некоторые слова папа и мама мне истолковали и пояснили, что данные слова
являются старинными и в настоящее время в современном разговоре и написании не
используются, а вот значения остальных слов они тоже не знали.
Мне стало интересно – а в
каких ещё сказках А.С. Пушкина встречаются старинные, незнакомые мне, слова? Я
обратилась к книжкам со сказками А.С. Пушкина, перечитала пять сказок и
выписала старинные слова и словосочетания, значения которых я не знаю.
Вот что у меня
получилось:
1. «Сказка о рыбаке и
рыбке» — 14 значений.
2.
«Сказка о
золотом петушке» — 6 значений.
3.
«Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях» — 8 значений.
4.
«Сказка о попе и
о работнике его Балде» — 7 значений.
5.
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» — 21 значение.
Выйдя вечером во двор
погулять, я решила поинтересоваться у друзей и сверстников, знает ли кто-нибудь
из них такие слова как «бояре», «перст» или «шелом». Ребята лишь дружно
смеялись, а когда я им сказала, что данные слова есть в сказках А.С. Пушкина и
очень плохо, что многие из нас не знают значение этих слов, ребята
призадумались.
На следующий день я решила
поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках А.С. Пушкина
они встречали, и знают ли они их значение. Почти никто из класса не смог мне
объяснить значения некоторых слов.
Затем, по составленному
списку старинных слов, я решила спросить у своей прабабушки их значение, и
оказалось, что прабабушка знает практически все старинные слова и
словосочетания, которые использовал А.С. Пушкин при написании сказок, а также
знает такие слова, которые я вообще впервые слышала.
Придя домой, я решила
составить схему и сделать определенный вывод:
1. Друзья и одноклассники знают не более
10% значений старинных слов.
2. Родители знают не более 20% значений
старинных слов.
3. Дедушки и бабушки знают более 70%
значений старинных слов.
За время моего
исследования я вновь и вновь возвращалась к прочтению сказки А.С. Пушкина «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» и поняла, что эта сказка мне очень
нравится.
Читая эту сказку, я поняла,
что А.С. Пушкин хорошо знал и любил язык своего русского народа и использовал в
сказке такие народные слова и выражения как «тяжелёшенько», «белёшенька»,
«издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо». В его сказке встречаются
слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке
«восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «сотворив обряд печальный»,
«молва трезвонить стала». Сказочность данному произведению придают также такие
слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная
девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,
«хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце».
Также мне понравилось, что
все сказки А.С. Пушкин написал в стихах, а не прозой.
После того, как я выписала
старинные слова из сказок А.С. Пушкина, мы вместе с папой отправились в
читальный зал «Городской библиотеки имени А.С. Пушкина», где стали изучать
такие книги, как «Толковый словарь старинных слов и выражений русского языка» и
«Словарь к сборнику русских народных сказок и былин».
Я выписала значения всех
слов и словосочетаний, которые были использованы А.С. Пушкиным для написания
своих сказок. Затем я подумала – а не сделать ли мне небольшую книжечку, в
которой я бы раскрыла значения старинных слов из сказок А.С. Пушкина но так,
чтобы эта книжечка стала доступна для восприятия моим одноклассникам?
Совместно с родителями мы
посетили различные сайты в сети Интернет в поисках необходимых иллюстраций для
книжечки и пришли к выводу, что если в данную книжку включать иллюстрации к
каждому значению старинных слов, то книжка получится довольно таки объёмная.
Тогда мы решили просто
рассортировать и систематизировать старинные слова по сказкам и по алфавиту,
дать им современное значение, проиллюстрировать каждое значение слова и
включить в данную проектно-исследовательскую работу в качестве ознакомительного
материала.
Также, нами было решено
создать небольшую «Памятку о значении старинных слов и словосочетаний,
встречающихся в сказках А.С. Пушкина», которая, как мы и хотели, поместилась на
один печатный лист и стала продуктом к данной проектно-исследовательской работе
(Приложение).
Глава II. ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ СЛОВ В СКАЗКАХ
А.С. ПУШКИНА
1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вороты (старинное выражение) – воротами.
Бояре – богатые люди, которые служили царю.
Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками
сзади. Современный синоним- жилет. Это слово исчезло полностью.
Землянка — дом, одна часть которого находится в земле, а
другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли.
Кичка, кика — старинный женский головной убор. Современный
синоним-
Шапка (боярка). Это слово
исчезло полностью.
Корыто — продолговатый деревянный сосуд для стирки белья.
Невод — большая рыболовная сеть.
Невежа — грубый невоспитанный человек.
Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком
или буквами. Современный синоним — Тульский пряник. Это слово исчезло
полностью.
Старче — так обращались к старому человеку или отцу,
выражая ему особое почтение, уважение.
Светёлка — светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Столбовая дворянка— дворянка старинного и знатного рода.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и прочно
срубленный.
Чупрун- чуб, хохол. Современный синоним-чёлка. Это слово исчезло
полностью.
2. «Сказка о золотом
петушке».
Курган — высокий земляной холм, который насыпали
древние славяне над могилой.
Негде—где-то.
Ратные — военные; рать— войско.
Стан – лагерь.
Шелом — шлем, остроконечная железная шапка для защиты
от ударов меча.
Яства — еда, пища, кушанье.
3. «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».
Девичник — в старину перед свадьбой у невесты
собирались её подруги. Эта вечеринка назывались девичником.
«Инда очи разболелись» (старинное словосочетание) — так, что разболелись
глаза.
Перст— палец.
Ради — рады. Во времена Пушкина говорили «ради» вместо
«рады».
Сенная девушка — (старинное выражение), служанка. Современный
синоним-прислуга. Это слово исчезло полностью.
Сорочин, или сарачин,- сарацин, арабский наездник.
Спешить — сбить с коня.
Черница
— монахиня (тот кто служит в
церкви). Это слово исчезло полностью.
4. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Мета — здесь: намеченная цель. Современный синоним —
метить. Это слово исчезло полностью.
Недоимка — не уплаченный в срок налог или оброк.
Оброк — здесь: дань, деньги.
Полба — особый сорт пшеницы.
Подворье — усадьба: дом и двор с разными хозяйственными
постройками.
Супостат — противник, враг.
Толокно — толчёная (немолотая) овсяная мука.
5.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Оне — они.
Светлица — светлая, чистая комната. В старину в светлицах
обыкновенно жили девушки. Это слово исчезло полностью.
Бояре — богатые люди, которые служили царю. Это слово
исчезло полностью.
Снурок — шнурок. Это слово исчезло полностью.
Клёв — клюв. Современный синоним — клевать. Сейчас это
слово обозначает то, что попалась рыба.
Колымага — старинная разрушенная карета, в которой ездили
знатные люди.
Нарёкся — называть кого-либо по имени.
Застава — здесь, заграждение из брёвен, устроенное при входе
в гавань.
Гость — старинное название купца, главным образом
иноземного. Сейчас это слово обозначает — человека который пришёл к
кому-то домой.
Престол— трон.
Терем — деревянный дом в виде башни, высокий и
прочно срубленный.
Удел — здесь: владение, княжество.
Бает— говорит, рассказывает.
Дьяк — в древние времена учреждения, которые управляли
делами государства, назывались приказами, а служащие в приказах — дьяками
и подьячими.
Спуд — сосуд, кадка.
Витязь — храбрый воин, богатырь.
Булат— сталь особой выделки.
Четами — парами, попарно.
Неуказанным товаром — запрещённым товаром.
Пенять — укорять, упрекать.
Латы — железная или стальная броня, которую надевали
воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав данную
исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы:
1.Я приобрела первичный
опыт участия в проектно-исследовательской деятельности.
2. Более тщательно
прочитала сказки А.С. Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
3. Обогатила свой
словарный запас, пополнила свои знания историческими сведениями, научилась
систематизировать и обобщать отобранный материал.
4. Подготовила печатный
материал, который имеет большое практическое значение и может быть использован
на уроках литературного чтения при изучении творчества А.С. Пушкина, а также на
классных часах, посвящённых великому поэту.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пушкин А. С. Избранные произведения.
– М.: Детская литература, 2003.
2.
А. С. Пушкин.
Собрание сочинений в трех томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 2000
3. С.И. Ожегов. «Толковый словарь
русского языка» под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1989
4. «Толковый словарь старинных слов и
выражений русского языка». – М.: Азъ, 1992
5. «Словарь к сборнику русских народных
сказок и былин».
Сайты с иллюстрациями сети Internet:
books.qiz.ru
skazki.multiply.com
www.lukoshko.net
www.animator.ru
Скачано
с www.znanio.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………
ВВЕДЕНИЕ Спешит время, отдаляя, казалось бы, от нас эпоху
Материалом для исследования послужили сказки
Глава I . ИССЛЕДОВАНИЕ. 10 февраля 2012 года является памятной датой – исполнится ровно 175 лет с тех пор, как
На следующий день я решила поинтересоваться у одноклассников, какие старинные слова в сказках
Сказочность данному произведению придают также такие слова, как «путь-дорога», «ждёт-пождёт», «росла, росла», «шла да шла», «красная девица», «молодцы честные», «белы руки», и уменьшительно-ласкательные слова «тихонько»,…
Глава II . ЗНАЧЕНИЕ СТАРИННЫХ
Кичка, кика — старинный женский головной убор
Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами
Столбовая дворянка — дворянка старинного и знатного рода
Сказка о золотом петушке»
Стан – лагерь. Шелом — шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Сорочин , или сарачин ,- сарацин, арабский наездник
Сказка о попе и о работнике его
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Колымага — старинная разрушенная карета, в которой ездили знатные люди
Удел — здесь: владение, княжество
Спуд — сосуд, кадка.
Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины для защиты от холодного оружия: мечей, сабель и т
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделав данную исследовательскую работу я могу сделать следующие выводы: 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Значение слова «инда»
И́НДА и И́НДО, союз и частица. Прост.
1. подчинительный союз. Выражает отношения следствия, означает: так что, так что даже, до того, что. — Я твердо выучил философию — инда и теперь помню. Белинский, Очерки русской литературы. Соч. Н. Полевого. — Скучно ведь, матушка? дорог настоящих нет, цены неизвестны… рассчитываешь, рассчитываешь — инда тоска возьмет. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
2. усилительная частица. Служит для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит. Со злости Инда плакал царь Дадон. Пушкин, Сказка о золотом петушке. — С радости меня индо в пот бросило. И. Гончаров, Обыкновенная история. Такая темнота, что инда зги не видно. Полонский, Ребенку.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
и́нда
1. прост. выражает отношения следствия: так что, так что даже ◆ Гуляет он и любуется; на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные: словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину ― голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальныим. С. Т. Аксаков, «Аленький цветочек», 1858 г.
2. прост. в знач. частицы: служит для выделения и усиления того слова, перед которым она стоит ◆ Руки-ноги дрожат, только и забот день и ночь обнявшись с косушкой, как с женой, нос себе налакал инда как селезень, а потом зачем толкали его, побили ему посуду, пролили уху! Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945-1955 г. (цитата из НКРЯ)
Инда I
1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Инда.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: крошиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое инда: значение слова
Родители школьников младших классов сталкиваются с неожиданной, на первый взгляд, проблемой. Дети с трудом запоминают стихи. И в данном случае это не связано со способностями конкретного ученика.
Для того, чтобы выучить стихотворение, ребенок должен запомнить его содержание и смысл отдельных слов. Без этого заучивание превращается в зубрежку. Чтобы школьник запомнил какой-либо текст, у него в памяти должны зафиксироваться образы, которые помогут его воспроизвести. А если малыш не понимает значение отдельных слов? Связанные с ними образы не формируются. Например, не зная значения слова инда, ребенок не сможет его запомнить.
Почему слова уходят из обращения
Есть множество слов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки, но уже не употребляются нами в повседневной жизни. Мы знаем их значение, не удивляемся, когда встречаем в художественной литературе, но в разговорной речи не используем. Поэтому для наших детей это совершенно незнакомые, лишенные смысла термины. Это так называемая пассивная лексика. Существует еще и активная, которой пользуется большая часть населения.
Такое разделение словаря характерно для каждой эпохи. Слова покидают нашу речь по различным причинам. Некоторые уходят из обращения, когда исчезает связанный с ними предмет или явление. Их называют историзмами. Например:
- кафтан, кокошник, лучина — исчезнувшие предметы быта;
- локоть, сажень, аршин — обозначения меры длины;
- приказчик, урядник, городовой — должностные лица.
Другие термины постепенно устаревают, так как появляются новые названия того же предмета, действия, признака. Они называются архаизмами:
- очи — глаза;
- ланиты — щеки;
- лицедей — актер.
Слово «инда» в русской литературе
Читая классические произведения, встречаем подобные историзмы и архаизмы:
- в сказке А.С. Пушкина о золотом петушке: «Со злости Инда плакал царь Дадон»;
- у М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»: «инда тоска возьмет»;
- у И.А. Гончарова «Обыкновенная история»: «С радости меня индо в пот бросило».
Значение слова инда, или индо, находим в словаре Ушакова. Оно выражает отношение следствия, используется для усиления и выделения стоящих после него слов. Например: «Лбом ударился, индо из глаз искры посыпались». Синонимами являются:
Зачем нам устаревшие слова
Нужно ли пояснять ребенку значение слова инда в сказке? Зачем нам устаревшие слова?
Они используются в художественной литературе для передачи своеобразия эпохи, придания возвышенности, торжественности стилю, для создания сатирического и комического эффекта. В пушкинских сказках они усиливают меткость и яркость характеристик, сообщают им лиризм, народный колорит.
Нужно ли нам знать их значение? Да. В конце концов, без их понимания художественные произведения прошлого превратятся в набор непонятных современнику слов.
Только от нас зависит, смогут ли наши дети наслаждаться красотой бессмертных творений Пушкина, Гоголя, Тютчева, Лермонтова, Толстого, Достоевского и целой плеяды русских поэтов и писателей.
«Культура в нас» — проект Наташи Пуше, 2011 — 2021
Главное меню
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Словарь. Составлен Наташей Пуше.
Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.
Взмолиться – начать умолять, упрашивать.
Грех – здесь: что-либо предосудительное.
Девичник – в русском свадебном обряде: прощальная вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы.
Зелёное вино – водка.
Изразцовая – облицованная керамической плиткой. «Печь с лежанкой изразцовой»
Инда – так что даже; до того, что.
Купец – «аль товар не по купцам?» — о женихе в обряде сватовства.
Ломливая – склонная к жеманству, упрямству без причины, самодурству.
Молва – слухи, толки.
Молодица – молодая замужняя женщина.
Названый – неродной, приёмный.
Наливное – созревшее, сочное.
Не кручинься – не грусти, не горюй, не тоскуй.
Обвенчаться – сочетаться браком по церковному обряду.
Подворье – дом с принадлежащими ему постройками.
Пожалую — награжу, одарю. «А как буду я царица, я пожалую тебя»
Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между стеной и печью.
Положила — назначила, установила. «Положила иль не жить, Иль царевну погубить»
Прекословить – противоречить, возражать.
Приданое – то, что даётся невесте родителями при её вступлении в брак.
Прясть – скручивая волокна, превращать их в нити.
Ради – из-за чего-либо, по причине чего-либо. «Ради скуки».
Рогаткой — в старину железный ошейник с длинными остриями внутрь, надевавшийся в наказание на шею. «Царица злая, ей рогаткой угрожая…»
Сват – человек, сватающий (предлагающий) жениха невесте или невесту жениху.
Святые – здесь: иконы с ликами святых.
Сенная девушка – дворовая (крепостная) девушка, находившаяся в услужении господ.
Снарядиться – отправиться куда-то.
Сочельник – канун христианских церковных праздников: Рождества и Крещения.
Тихомолком – незаметно, тайком.
Тужить – горевать, печалиться.
Хлопотать – здесь: суетиться.
Черкес – житель Северного Кавказа.
Чернавка — служанка, прислужница (обычно в барском доме).
источники:
http://fb.ru/article/371419/chto-takoe-inda-znachenie-slova
http://natalion.com/index.php?id=37
Вычитала у Эткинда, что «Сказка о золотом петушке» Пушкина является «самым глубоким из литературных высказываний о скопцах». Страшно поразилась — дескать, я ее читала в детстве, и ничего там такого не было.
Побежала перечитывать.
И действительно, Дадон, боясь соседей, «с просьбой о помоге / Обратился к мудрецу, / Звездочету и скопцу.» Скопец, соответственно, дает ему золотого петушка, наказывает посадить на спицу и объясняет, что как только в земли царя вступит угроза, петушок закричит и укажет в нужную сторону. Предупредит. В благодарность, царь обещает ему исполнение любого желания.
Дальше нам уже прямо указывают на опасность и губительность сексуального желания: петушок кукарекает, сыновья Дадона по очереди ведут рать на восток, где и убивают друг друга из-за шемаханской царицы [«Без шеломов и без лат / Оба мертвые лежат, / Меч вонзивши друг во друга. […] Царь завыл: «Ох дети, дети! / Горе мне! попались в сети / Оба наши сокола!«].
Но тут из шатра выходит, собственно, шемаханская царица; Дадон сражен в самое сердце, проводит с ней неделю и везет ее обратно в столицу.
Но, уже при въезде в город, им встречается тот самый скопец, который просит исполнить его желание и отдать ему девицу. Царь возмущен — и заметьте, что он предлагает взамен:
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
В общем, опять сексуальное влечение разрушает национальную целостность; обуянный желанием, царь готов разорить казну и раздробить государство. Когда скопец стоит на своем, Дадон бьет его жезлом по голове и убивает.
Но туууууут…
«Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»
Вот тут я застряла. С одной стороны, вроде бы все ясно: поддавшись соблазну, Дадон сам становится угрозой государству и, соответственно, петушок с ним борется при въезде в город, а царица — демоническое наваждение, как в истории Св. Антония.
Но при чем тут скопцы? При том еще, что по интерпретации Эткинда, скопец и царица происходят из одного места: «
В пушкинских черновиках и скопец назывался шемаханским скопцом. Шемаха — область Закавказья, куда ссылали скопцов из разных мест России, и под Шемахой образовались известные их поселения. В песнях скопцов их герой-искупитель Селиванов часто символизируется птицей, которая трубит в золотую трубу» (А. Эткинд, «Секс, секты и тексты: руские сектанты…» в Non-fiction по-русски правда: книга отзывов, 2007, С. 89-90). Значит ли это, что она из той же секты? А зачем тогда она вступает на земли Дадона?
Есть у кого-нибудь теории?