Незнакомые слова в рассказе

VII Республиканская научно-практическая конференция

младших школьников «Первые шаги в науку»

Секция: Лингвистика

Название работы «В мире незнакомых слов»

Автор работы:

                                                             Мухутдинов Роман   Русланович

МБОУ СОШ д. Воскресенское 3 класс

Научный руководитель:

Самохвалова Галина Тимофеевна,

учитель начальных классов

 высшей    категории,  

МБОУ СОШ д. Воскресенское

Стерлитамак ˗ 2018

                                                 Содержание:

1.Введение…………………………………………………………….. .стр. 3

2.Незнакомые слова в литературных произведениях……………….стр. 5

3. Пояснения и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам…стр. 6

4. Проведение и обработка материалов анкетирования……………..стр. 7

 5.Заключение……………………………………………………………стр. 9

6. Список используемой литературы………………………………….стр. 10

7.Приложения………………………………………………………….. .стр. 11

ВВЕДЕНИЕ

                                                                           «Многие из тех слов,        которые уже исчезли, возродятся, а те, которые сейчас в почёте, исчезнут».

Гораций

Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Учительница назвала эти слова устаревшими. Объяснение некоторым из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках.        А потом выясняли значение новых слов вместе с учителем и родителями. Иногда подключали бабушек и дедушек.  В начале года учительница сама объясняла нам значение непонятных слов, используя картинки, рисунки, материал интернета. А потом мы с одноклассниками решили  составить свой маленький Толковый словарик.      А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?

Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса.

Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.

Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.

Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;
  • найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,

которые обозначают предметы или какие-то события;

  • провести анкетирование среди учащихся 5–11 классов;
  • создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов».

Практический материал собирали в течение учебного года. Анкетирование провели в декабре 2017 года.

Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания.

В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.

  1. НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.

Я стал читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнал, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.

Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.

Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали . Например, верста — старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.

Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».

2. ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ

Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.

Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации . А потом учительница помогла добавить к некоторым слайдам звук. Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки, и звуки. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов. Этот словарик мы с одноклассниками решили передать будущим третьеклассникам.

3. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

В ходе нашей работы я заинтересовался, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Я обратился к учащимся старших классов с тремя  вопросами:

1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные  слова?

2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?

3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение  какого-либо слова?

На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 9-11 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.

На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.

На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.

Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов.

С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.

Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.

Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.

Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение,  и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгляд,  цель данной работы была достигнута. Задачи, которые я поставил в начале выполнения работы, были решены. Я выписал все незнакомые и непонятные слова, нашёл их толкование, подходящие иллюстрации и, где это было необходимо, даже музыкальные фрагменты. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:

  • незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни;
  • для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации;

Эта работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать больше  книг, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были нам непонятны.

Мы создали ещё и  «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. Планирую продолжить эту работу и в 4 классе.

Мы думаем, что значимость нашей работы состоит в том, что она помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом.

Результатами нашей работы сможем  воспользоваться не только мы, но и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. А если вам показалась интересной наша работа, мы с удовольствием поделимся этой работой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Литературное чтение: учебник для 3 класса учреждений общего среднего образования. Ч.1 Минск. Белорусский республиканский литературный фонд. 2012г.
  1. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Литературное чтение: учебник для 3 класса учреждений общего среднего образования. Ч.2 Минск. Белорусский республиканский литературный фонд. 2012г.
  1. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва, «Русский язык». 2005 г. 
  2. Ожегов  С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва. РАН. 2001г.
  3. http://newslab.ru/blog/30128
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. https://www.google.by/search?q

ПРИЛОЖЕНИЕ1

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛ

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ

ПОСОХ     [ стр. 10] — шест (трость) особого вида и назначения.

КИНОВАРЬ  [  стр.11]  – это минерал, который издавна являлся основой насыщенной красной краски.

ДРУКАРЬ     [стр. 11]  — книгопечатник

НАПРАСЛИНА [стр. 11] -Несправедливое, напрасное обвинение; клевета, наговор.

ЗАКЛИЧКИ[ стр. 14 ] – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда

ЛУКОШКО [стр. 15]— небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов.

НЕВЗГОДА [стр. 16] —  беда, несчастье, напасть, многая неудача.

СТОЖОК [стр. 18   ] Большая высокая и округлая или

 с прямыми сторонами куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.

НАЗВАНЫЙ ОТЕЦ [стр. 25] в данном понимании функции папы может выполнять порой старший брат, дедушка, дядя, названный отец.

КАРАУЛ [стр. 28] временное формирование (расчёт, вооруженное подразделение или его часть), выполняющее боевую задачу по охране и обороне

ПОХИТНИК  [стр. 28]  — вор (устаревшее русское слово)

ЗАДОЛИТ  [стр. 28]  ододеет

ПОЗАРИЛСЯ  [стр.33    ] — значит возжелать чужое, позавидовать

НАУТЁК [стр. 34] обратиться в бегство, убегая, спасаясь

ВЕЩИЙ КАУРКА  [стр41.] Лошадь каурой масти.

ПЕРЛЫ  [стр62.] — жемчужины

ЗЕФИРЫ[стр.  63]  ветры ушли, безветренная погода

ТОРОВАТЫЙ  [стр. 64] устар. то же, что щедрый во всех значениях

ПРИХОТЛИВЫЙ [стр.  65] Капризный, с прихотями, причудами

СМЕЖАЕТ  [стр. 65] Сомкнуть, закрыть, сблизить или соединить края

ИСКОНИ [стр. 69] С давних, незапамятных пор

ВЕТХАЯ [стр. 74] старая

ЛАПТИ [стр.74] низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.

СВЕТЕЦ [стр.    74] Светец — приспособление для укрепления горящей лучины. Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта.

ПЕЛЕНА [стр.76] Сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон

СЕНЬ [стр.86]  крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр и возможное укрытие для человека

КУРТИНЫ [стр.    86]  — обозначение для прямого крепостного вала, соединяющего два бастионных сооружения

КРОВЛИ  [стр.    86] — крыши

ЛОНО [стр.  87]  — определяемое как символ ласки, нежности, материнской заботы

НЕВЗГОДА [стр. 88] беда, несчастье, напасть, многая неудача, неспорье, неспорина

АВРОРА    [стр. 88]  — Аврора — богиня утренней зари в римской мифологии.

ВЕТХАЯ  [стр.    90] — старая

ЛАЧУЖКА [стр.  90  ]  — изба

СВЕТЛИЦА  [стр.    92] —  светлая парадная комната

АРШИН   [стр.    94] —  старинная мера 0,71 метра

УКАЗ    [стр. 96] вид и название нормативного или индивидуального правового акта

ЗЫБИ [стр98.] волны на поверхности воды

КОЛЫМАГИ  [стр100.] накрытая пологом повозка

ПРЕСТОЛ   [стр. 103]  — стол, находящийся в середине алтаря

ИЗУМРУД [стр. 105]   —  минерал, драгоценный камень

УДЕЛ [стр.    105] территория, которой управлял князь

БАЯТЬ  [стр.    106] говорить. рассказывать

ДЬЯКОН  [стр.    107] – служитель церкви

ЧЕТА  [стр.    113] — пара

БУЛАТ [стр. 114    ] — сталь

ВОСВОЯСИ [стр.    122] — домой, к себе

ПЕНЯТЬ [стр.    125] Сетовать, жаловаться на кого-нибудь, выговаривать кому-нибудь, укорять кого-нибудь

ЛАТЫ[стр.   126 ] — доспехи из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина

ПОЛДЮЖИНЫ [стр.    134] – 6 штук

РИЗА [стр.    144]— верхнее облачение священника при богослужении. —

ЛАЗУРЬ [стр.    146]  — один из оттенков голубого цвета

ЯДРЁНЫЙ [стр.    164] —  отличный в каком-либо отношении (сильный, крепкий, отличный, насыщенный

ПАЛИЦА  [стр. 169] Тяжелая дубинка с утолщенным концом

САЖЕНЬ [стр.    171]  —

ЗИПУН [стр.  172  ] — верхняя одежда у крестьян

КУТЕРЬМА [стр.  173  ] — беспорядок

ЗАДАЛ СТРЕКАЧА [стр185.] – быстро убежал

ЗАХВАТИЛО ДУХ  [стр192.] — разволновало

ПЛАТКИ РУБИТЬ  [стр197] – подшивать края у платков

ГОРНИЦА [стр.   202] — неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы

ПОЧИВАТЬ [стр202. ] — спать

.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Автор:

09 января 2015 09:52

Часто бывает, что мы пытаемся сформулировать мысль, но не находим слов. Или не знаем, что это слово существует.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Петрикор — запах земли после дождя.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Эглет — металлический или пластиковый наконечник шнурка, облегчающий вдевание шнурков.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Тропинка желания — дорога, созданная естественным путем, просто потому, что она самая короткая или удобная.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Сумеречные лучи — лучи солнечного света, которые проходят через промежутки в облаках.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Таблица Снеллена — таблица, применяемая для проверки остроты зрения.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Идеолокатор — стрелка, обозначающая ваше текущее положение на карте.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Феррул — металлическая часть на конце карандаша с ластиком.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Фильтрум — вертикальное углубление между перегородкой носа и верхней губой.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Дисания — это состояние, при котором тяжело с утра встать с постели.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Мондегрин — непонятные слова в песнях.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Фосфены — пятна света, которые вы видите, когда закрываете глаза и давите пальцами на глазные яблоки.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Колливубл — урчание в животе от голода.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Пунт — нижняя часть бутылки вина.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Лемниската — знак бесконечности.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Mamihlapinatapai — взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Интерробанг — когда вы используете вопросительный и восклицательный знаки одновременно.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Дефенестрация — акт выбрасывания кого-либо из окна.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Флоэмы — вот такие длинные волокна на кожуре от банана.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Семантическое насыщение — ситуация, когда человек говорит что-то настолько долго, что слушатель начинает воспринимать речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Гинекомастия — увеличение груди у мужчин.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Незнакомые слова для знакомых явлений

Фриссон — озноб во время прослушивания музыки, которая вам нравится.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Глабель — это обозначение участка на лице человека, расположенного между бровями.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Вагитус — крик новорожденного ребенка.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Чанкинг — сознательный или бессознательный плевок едой.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Зарф — обертка (шарф) с внешней стороны пластиковой чашки кофе. Создана для того, чтобы не обжечься.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Сноллигостер — человек, руководствующийся личной выгодой, а не должностными обязанностями и общечеловеческими принципами.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Ринорея — затяжной насморк.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Jamais vu — состояние, противоположное дежавю, внезапно наступающее ощущение того, что хорошо знакомое место или человек кажутся совершенно неизвестными.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Мисофония — неконтролируемая ярость в отношении человека, который громко ест или даже дышит во время трапезы с вами.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Феномен Баадер-Майнхофа — когда вы видите что-то в первый раз, а затем начинаете замечать это повсюду.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Тренчик — кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Раскета — полоса (складка) на внутренней стороне запястья.

Незнакомые слова для знакомых явлений

L’Esprit d’Escalier — удачная реплика или убедительный аргумент приходят на ум слишком поздно.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Нёрдл — рекомендуемое количество зубной пасты для одной чистки.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Текстроверт:
1. Тот, кто в смс-ках смелее, чем в личном разговоре.
2. Тот, кто склонен в смс-ках делиться своими настоящими чувствами.

Незнакомые слова для знакомых явлений

Колумелла — пространство между ноздрями.

Ссылки по теме:

Содержание

  1. Незнакомые слова и выражения в маленьком принце
  2. Напишите непонятные слова из произведения «маленький принц» Словарь непонятных слов
  3. Ответы 10
  4. 10 цитат из «Маленького принца» (Антуан де Сент-Экзюпери). С комментариями.
  5. Цитаты из произведения Маленький принц (130 цитат)

Незнакомые слова и выражения в маленьком принце

Незнакомые слова и их значение по сказке «Маленький принц»

1) Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках.

Бридж — карточная интеллектуальная командная или парная игра.

Гольф — это игра, при которой мяч загоняется специальной клюшкой или палкой в лунку.

2) Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья.

Миля — путевая мера для измерения расстояния (пройденного пути), введённая ещё в Древнем Риме.

3) И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьезно.

Злоключение — несчастное, неудачное приключение; бедствие, несчастье.

4) Потом вынул из кармана барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.

Созерцание (от глаг. созерцать) — внимательно, продолжительно что-то рассматривать, наблюдать за чем-то, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет изучения, изучая его, любуясь им.

5) У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид Б-612″.

Астероид — малая планета, небольшое небесное тело Солнечной системы.

6) К счастью для репутации астероида Б-612, правитель Турции велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье.

Репутация — это мнение, сложившееся в обществе о ком-то или о чём-то. Репутация бывает хорошей, положительной и плохой, отрицательной.

Источник

Напишите непонятные слова из произведения «маленький принц»
Словарь непонятных слов

Ответы 10

Маленький принц в книге Антуана де Сент-Экзюпери учит нас вечным истинам. Как часто мы повторяем мудрые слова этой совсем не детской сказки! А следуем ли им в повседневной жизни, порой так и не задумываемся.

Маленький принц в самом известном произведении А. Сент-Экзюпери на первый взгляд, это всего лишь герой сказки для детей, поссорившийся с цветком и странствующий по разным планетам. По прочтении повести понимаешь, что «Маленький принц» — не сказка, а философская притча, повествующая о самых важных и сложных вещах, связанных с человеческой жизнью.

В своем произведении Сент-Экзюпери затрагивает много проблем. Важнейшей из них является проблема ответственности – ответственности человека за свои поступки, слова, мысли. Этому рассказчика научил его юный друг – маленький принц. Он – властелин целой планеты – чувствовал огромную ответственность за всех своих подопечных. Недаром он говорит рассказчику: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Как любовно и тщательно маленький принц убирал свою планету, когда решил отправиться в путешествие с перелетными птицами: «В последнее утро он старательней обычного прибрал свою планету. Он заботливо прочистил действующие вулканы… Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться!»

Но и принцу еще было чему учиться.

Самый большой урок ответственности дал ему лис, который попросил принца приручить его. Лис объяснил, что, только приручив кого-либо, можно обрести друга и наполнить свою жизнь смыслом: «…если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью!»

Не так-то просто кого-то приручить. Это целое искусство, которое не всем дается. Но если это произошло, то мир окрашивается всеми цветами радуги, потому что человек лишается самого страшного наказания – одиночества. Он приобретает родного человека, который становится для него единственным во всем свете.

Узнав это, маленький принц понял, что его роза, в которой он начал разочаровываться, самая лучшая, потому что она «наполнена» его вниманием, его терпением, его жизнью: «Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра …Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя».

Но и это не все. Лис открыл принцу еще один секрет – самый важный. Приручив кого-то, человек несет за него ответственность. Всегда, всю жизнь, в любую минуту и в любом месте. Привязанность – это большое счастье, но и большие обязанности. Существо, привязавшееся к тебе, полностью открыто перед тобой, зависит от тебя, нуждается в тебе. Заслужив его любовь, ты отвечаешь за него, поэтому обязан всегда заботиться, оберегать, уделять внимание.

Это, казалось бы, прописная истина. О ней все знают, но часто забывают. У каждого из нас есть люди, которых мы приручили. Прежде всего, это наши родители, друзья, близкие люди, дети, животные, которые живут с нами. А в глобальном масштабе – это вся планета, Вселенная, на которой мы активно действуем, преобразовывая все вокруг. И каждый день, каждую секунду важно помнить слова рыжего лиса, сказавшего однажды маленькому принцу: «…не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Эти слова принцу понять, как он любит свою беззащитную слабую розу и вернуться к ней. Эти слова произносит для нас рассказчик, напоминая, что самые важные в жизни вещи – самые простые. И одной из них является мысль о глобальной ответственности каждого из нас. Только осознавая ее, можно в полной мере почувствовать себя счастливым.

Маленький принц, мы в ответе за тех, кого приручили!

Источник

10 цитат из «Маленького принца» (Антуан де Сент-Экзюпери). С комментариями.

1. Но что eсли это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь.
В аллегорическом повествовании Антуана де Сент-Экзюпери планета – это душа, внутренний мир человека, а дурная трава – его плохие мысли, поступки и привычки. От семян «дурной травы» следует избавляться немедленно, пока она не пустила корни, не стала чертой характера и не разрушила личность. Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

2. Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками.
Некоторые люди неприятны нам, «скользкие» и изворотливые, как гусеницы. Но это не значит, что внутри у них нет ничего прекрасного. Возможно, они лишь ищут свой путь, и когда-нибудь превратятся в прекрасных бабочек. Надо быть терпимее к недостаткам окружающих и уметь видеть прекрасное даже в нелицеприятном.

3. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня. Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез.
Сочувствовать чужой боли, искренне и деликатно, – трудно. Почти так же, как просить прощения, когда обидел. Все слова кажутся ненужными и неправильными. «Страна слез» действительно непостижима. Но главное – не разучиться сопереживать, не очерстветь, откручивая очередной неподатливый болт.

4. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Дети удивительны. Пока их не научат думать «правильно», в их головках рождаются прекрасные идеи. Их фантазия безгранична и чиста. Жаль, взрослые не помнят, невинна и прекрасна «планета» ребенка. Антуан де Сент-Экзюпери на протяжении всей книги напоминает, как важно сохранить ребенка внутри себя и не зарывать в землю свои детские мечты и таланты.

5. Слова только мешают понимать друг друга.
Люди произносят миллиарды слов. Большая часть – ненужные и пустые. А о скольких словах приходится жалеть? Но так устроен мир – без слов, наверное, не было бы общества. Нужно лишь не забывать, какой силой они обладают – одной фразой человека можно сделать счастливым или несчастным, заставить плакать или смеяться. Будьте осторожнее. И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать, – это бесценно.

6. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
«Земля – планета непростая! Люди занимают на Земле не так уж много места». Нас 7 миллиардов. Даже больше. Но у каждого из нас есть всего пару по-настоящему близких людей. Как ни цинично, мы любим не людей, а время, проведенное с ними. Общие переживания и приключения – вот что делает твою розу уникальной, непохожей на тысячи других роз.

7. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
Одиночкам проще. Сам за себя, зато и не обманется, не будет больно. Довериться сложно. Вернее очень-очень страшно. Если бы все-таки были магазины, где торгуют друзьями, многие бы стали постоянными покупателями. Но, к счастью, их нет. И приходится «приручаться». Чертовски страшно. Ведь все мы знаем, что редкая дружба обходится без слез.

8. Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Если кто-то поистине мудр, так это де Сент-Экзюпери. Люди обожают «выносить приговоры» друг другу (особенно в Интернете – хлебом не корми, дай написать осуждающий комментарий). Это же так просто. Сказал человеку, в чем он не прав, и ничего больше делать не нужно. Другое дело – судить сам себя. Как минимум, придется прополоть баобабы…

9. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
«Слушай свое сердце» – эту фразу часто можно услышать в песнях и фильмах. Пожалуй, она вторая по популярности после «Я тебя люблю». От этого мы не воспринимаем ее всерьез. Но это не отменяет ее глубины и мудрости. Нельзя верить лишь внешнему, нельзя быть рациональным всегда и всюду. Доверяйте своему сердцу – оно не подведет.

10. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Это слова, не требующие рассуждений. Ни на минуту, ни на секунду нельзя забывать о близких. Мы обязаны делать так, чтобы они никогда не попадали в страну слез. Мы обязаны укрывать их стеклянным колпаком своей заботы

Источник

Цитаты из произведения Маленький принц (130 цитат)

«Маленький принц» — это кладезь мудрости. Они помогут вам задуматься о многих важных вещах в жизни. «Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами. «Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты. Цитаты из произведения Маленький принц представлены в этой подборке.

У каждого человека свои звезды.

Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно. Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

— А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы.

Среди людей тоже одиноко.

А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце.

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить.

Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу.

Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь.

Когда говоришь взрослым: Я видел красивый дом из красного кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби, — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: Я видел дом за сто тысяч франков. И тогда они восклкрасота.Какая красота!

Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует.

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

-Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чём забыть? — спросил Маленький принц. Ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся.

Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпичной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.

Источник

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Там хорошо, где нас нет.

А все дороги ведут к людям.

Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз.

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать.

Глупо лгать, когда тебя так легко уличить!

Можно быть верным слову и всё-таки ленивым.

Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.

Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать.

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврёшь.

Самое главное — то, чего не увидишь глазами…

Я не знал, что ещё ему сказать. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня…

Вода бывает нужна и сердцу.

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.

Одни только дети знают, что ищут. Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…

У каждого человека свои звезды.

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Всего-то у меня и было, что просто роза. Какой же я после этого принц?

Знаешь моя роза я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.

Нет в мире совершенства!

Слова только мешают понимать друг друга.

Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной.

Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.

Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.

Человек познает себя в борьбе с препятствиями.

Царство человечье внутри нас.

Со смертью каждого человека умирает неведомый мир.

Кто долго жил всепоглощающей любовью, а потом ее утратил, иной раз устает от своего благородного одиночества. И, смиренно возвращаясь к жизни, находит счастье в самой заурядной привязанности.

Источник

А
Агрегат — смесь, соединение.
Алебарда — копье с топориком в виде полумесяца.
Антропофаг — людоед.

Б

Беляк — вид зайца — зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти. Беляк по резвости тупее русака , но много изворотливее.
Бирка — палочка или дощечка, на которой зарубками, надрезами или краской кладутся знаки для счета, меры или приметы.
Борзятник — охотник при борзых.


В

Варить варом — скакать частыми скачками.
Вена (от французского слова veine) — удача, счастье в игре.
Вериги — разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые «спасающимися» на голом теле, для «смирения плоти».
Второчить — подвязывать позади седла что-нибудь.
Выжлятник — старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.

Г

Гинея — английская золотая монета в 21 шиллинг.
Гончая — особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать по вверю стаей, с громким лаем.
Гросфатер — «старинная немецкая пляска, где за журавлиной проходкой следует резвое бешеное прыганье» (Даль).

Д
Денонфитура — поражение, банкротство.
Доезжачий — служитель, обучающий гончих собак, заведующий стаей; в его ведении псари.
Доминанта — (музыкальн. термин) пятая ступень лада относительно тоники.

Е
Егерь — охотник.
Екзекютировать — исполнять.
Ерыга — пьяница, беспутный.

З
3аотукалить — заотукать собакам — произносить учащенно вполголоса : «Ото, то, то», указывая арапником вперед на зайца, при травле зайца.
3астукать — застать, захватить врасплох.

К

Каннибал — людоед.

Клепер — порода маленьких, быстрых, крепко сложенных лошадей.
Кóлоть — мерзлая грязь по дороге.
Контрпункт — искусство подбора созвучий к данному напеву.
Корнет -рожок, конусообразный бумажный сверток.

М
Малик — небольшой след зайца (от слова малый).
Мальтретировать — плохо обходиться, обижать.
Михайлин день — 8 ноября.

Н

Низовая — лошадь с нижнего течения Волги, м. б. башкирская.


О

Остров — большое лесистое или болотистое место, окруженное со всех сторон полями, самое удобное для охоты с борзыми и гончими.
Отрыскать — кончить рыскать, перестать производить поиски-погоню.
«Отъезд» (охотн.) — охота вдали от дома.

П

Перипатетические философы — последователи аристотелевской философии.
Побочин — у казаков : возлюбленный.
Порсканье — возгласы и речитативы охотника, возбуждающие собак на травлю.
Пороша — такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет ее ровным слоем, толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестает идти.

Пошевéньки — небольшие сани для городской езды.

Р
Разомкнуть — отделить одну собаку от другой, сняв двойной ошейник, смычок.
Русак — вид зайца — зимой серебристо-серый, а летом изжелто-буро-серой шерсти. Русак бежит очень резво.


С

Свора — соединение 1-4 борзых, рыскающих за одним охотником.
Сдвоить — вернуться своим следом (о зайце).
Сдвойка — двойной след зайца взад и вперед . «Двойками» и «тройками» заяц желает затерять след от преследователя и потому «двойки» верные предвестники близости «логова».
Сметка (смет) — след от четырех заячьих ног, собранных вместе, как бы в кучу — в виде большой ямки, видимой на снегу в полутора саженном , а иногда и более расстоянии от заячьего следа (вернее от «двойки»). 

Сметнуть , скинуть — дать большой прыжок в сторону.
Смычки — вид двух ошейников, раздвижные погончики которых должны быть соединены между собой прочным железным кольцом.
Сомкнуть -соединять ошейниками (смычками) собак.
Сорочка — головной убор у казачек.
Спекуляция — умозрение.
Спермацетовые свечи — свечи, сделанные из спермацета (жидкой массы черепных костей китообразных животных).
Спеть — «спеть» к волку, лисице, зайцу — бежать (о борзых).
Стремянный — борзятник, который смотрит за сворою собак владельца охоты.

У

Угонка — настижение зверя собаками и поворот его в сторону.

Ф

Фиоритуры — украшение мелодии.
Фухтель — плоская сторона сабли или тесака; удар клинком плашмя.

Ч
Черепеник — жареное в постном масле тесто, в виде стопки; шляпа в виде стопки.

Э
Экивока — двусмысленность, двоякость, обиняк.

Эпаньолка — длинношерстная французская лягавая собака, будто бы испанского происхождения.

Это был словарь незнакомых слов из повести «Детство» Л. Н. Толстого: охотничьи и музыкальные термины, слова иностранного происхождения и т.д. 

Материалы взяты из Полного собрания сочинений Толстого в 90 томах (том 1).

  • Незваного гостя как пишется
  • Незнакомые мне люди как пишется
  • Незваная гостья как пишется
  • Незнакомые люди как пишется слитно или раздельно
  • Незаявленный как пишется слитно или раздельно