Ни пяди значение слова в рассказе городок в табакерке

Урок: Литературное чтение

Тема: В. Одоевский «Городок в табакерке».

Цели:

1) — закрепить и обобщить знания, полученные при знакомстве с произведением

В. Одоевского «Городок в Табакерке»;

— закрепить представления о жанре «литературная сказка»;

— определить, в чём особенность данной литературной сказки, написанной как

учебное пособие и найти значимые отличия от других литературных сказок, уже

известных детям;

— пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным

сложным устройством музыкальной шкатулки;

— выявить, чему учит автор;

— по­полнять словарный запас учащихся;

— знакомить с предназначением старинных предметов, со словами-архаизмами,

которые уже не употребляются в современной речи;

2) — развивать умение работать с текстом: фор­мировать навыки выборочного чтения,

грамотного составления ответов на вопросы;

— развивать внимание, память, связную речь;

— развивать выразительное и осмысленное чтение,

— развивать умение анализировать произведение, определять мотив поведения

героев путём выбора правильного ответа из текста, оценивать события и

поступки;

— способствовать развитию творческих способностей, воображения;

3) — воспитывать любознательность, интерес к изучению литературного чтения;

— способствовать воспитанию коммуникативных навыков: умению работать в

группе, умению слушать и слышать товарища, дружескому отношению друг к

другу.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: проектор, компьютер, экран;

музыкальная шкатулка, карточки для речевой разминки, тестовые задания, названия устройств шкатулки, демонстрационный материал с изображением элементов устройства шкатулки для выполнения групповой работы, листы самооценивания (Приложение 1), бонусные баллы (за правильные ответы учитель их вклеивает учащимся в листы самооценки в течение всего урока).

Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 1)

«Динь-динь-динь», —

звенит звонок.

Начинается урок.

Урок литературный,

а мы народ культурный.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

К знаниям идём упрямо.

Будем мы читать красиво,

дружно будем отвечать,

хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти.

Проверка домашнего задания

  1. Артикуляционная разминка

Наш урок мы начнем с

РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ (Слайд 2):

Динь-динь-дон

Слышен звон со всех сторон.

Ля-ля-ля

говорю всё чётко я.

Ши-ши-ши

Мои звуки хороши.

ИНТОНАЦИОННАЯ РАЗМИНКА (Слайд 4)

— Перед вами карточка с фразой, которую нужно прочитать с разной расстановкой логического и интонационного ударения.

Слово, которое нужно выделить, подчеркнуто. Итак, начнем! (Читают хором)

Чтение – вот лучшее учение. 

Чтение – вот лучшее учение. 

Чтение – вот лучшее учение. 

Чтение – вот лучшее учение. 

  1. Проверка домашнего задания

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(«Городок в Табакерке») (Слайд 5)

— К какому жанру относится это произведение? (Это литературная сказка).

— Как понять, что сказка литературная, а не народная? (У литературной сказки есть конкретный автор, она не подлежит никаким исправлениям, в содержании сочетается действительность и вымысел, чувствуется явная позиция автора. А народная сказка передавалась из уст в уста, у неё нет единого автора, может иметь много вариантов).

— Приведите примеры-пары знакомой вам литературной сказки и народной сказки. («Конёк Горбунок» автор Пётр Ершов и народная сказка «Колобок»; ««Красная Шапочка» автор Шарль Перро и «Лисичка со скалочкой» и др.)

— Кто же автор литературной сказки «Городок в табакерке?» (Автор – Владимир Фёдо-рович Одоевский).

Учитель демонстрирует портрет писателя.

– Да, верно, В.Ф. Одоевский… Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной. Что вы узнали об авторе? Я задавала дома придумать вопросы к биографии В.Ф. Одоевского и подготовить ответы к ним. Проверим, как вы справились.

Приём «Микрофон» (Слайд 6-7)

Учитель даёт учащимся микрофон и предлагает им попробовать себя в роли журналистов. Поочерёдно один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает на него и по цепочке передаёт «микрофон» следующему. Так дети вспоминают факты биографии В.Ф. Одоевского и по очереди дополняют друг друга. (Приложение 2)

Тестовая работа по произведению (Слайд 8)

— Дома вам нужно было дочитать сказку до конца. Ну, а как вы подготовились к уроку, проверим с помощью теста. У каждого ребёнка на столе карточка с тестом.

КАРТОЧКА-ТЕСТ:

1.Папенька поставил на стол:

а) шкатулку 
б) коробку 
в) табакерку

2. Главного героя звали:

а) Володя 
б) Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?

а) Тук — Тук 
б) Динь — Динь 
в) Дзынь — Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:

а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»

а) губу 
б) язычок 
в) щеку

6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.

а) _____________________ в) _____________________ 
б) _____________________ г) _____________________

7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?

а) химия б) литература  в) механика

— Поменяйтесь работами, возьмите ручку с зелёной пастой и проверим работы.

Учитель зачитывает вопрос, дети хором дают правильные ответы. Если у напарника ответ не верен, исправляют зелёной пастой.

Поменяйтесь обратно работами. Проверяем (Слайд 9)

— Кто ни разу не ошибся? Какие вопросы оказались для вас трудными, и вы допустили ошибку?

— Запишите в свой оценочный лист заработанные баллы:

нет ошибок- 5 баллов;

1 ошибка – 4 балла;

2 ошибки – 3 балла;

3 ошибки – 2 балла;

4 ошибки – 1 балл;

5 и более ошибок – 0 баллов;

  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Визуализация образа (Слайд 10)

В руках учителя музыкальная шкатулка. Он открывает крышку шкатулки, включается музыка.

— У меня в руках шкатулка,

Музыкальная она

Ах как музыка играет,

В ней так много волшебства.

— О чём же пойдёт наш разговор, вы догадались? (О музыкальной шкатулке.)

— Правильно. Как называлась музыкальная шкатулка в сказке? (Табакерка)

Словарная работа

— Поработаем над лексическим значением слова «табакерка». Как вы поняли, что это за предмет? (Ответы детей)

— Где мы можем найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?

(В толковом словаре)

— Какие толковые словари вам уже известны? (С.И. Ожегова, В. Даля…)(Слайд 11)

— Я для вас принесла из библиотеки толковый словарь. Так давайте же обратимся к нему за более полным разъяснением, что же такое табакерка. (Слайд 12)

(1 ученик ищет и зачитывает значение слова «табакерка» в словаре С.И. Ожегова).

— Где ещё в современном мире мы находим интересующую нас информацию? Да, в интернет-пространстве есть тоже справочники, например, универсальная интернет-энциклопедия «Википе́дия» («вики»— быстрая). Обратимся к ней с тем же вопросом.

(Учитель выводит на экран изображение страницы Википедии, а один ученик зачитывает значение интересующего слова). (Слайд 13)

Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки. (Учитель показывает иллюстрации табакерок и демонстрирует на слайдах) (Слайды 14-16)

— Ребята, сказка «Городок в табакерке» была написана В. Одоевским в 1834 году.

А это — почти 2 века назад! И, конечно, в тексте много устаревших слов.

Какие это слова, и как вы поняли их значение?

Работа в парах (Слайд 17-18)

НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ:

на карточках соединить слово с его значением.

1 вариант:_______________

АВОСЬ

С СИМИ СЛОВАМИ

ЗАТЕПЛИЛИСЬ ЗВЁЗДОЧКИ

СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ

УЧТИВО

ОДИНАКИЕ

сосчитать нельзя

одинаковые

очень вежливо

с этими словами

может быть

начали загораться

2 вариант:_______________

ПЁСТРЕНЬКАЯ

ОПАМЯТОВАТЬСЯ ДОСАДНО

НАБОЛЬШИЙ

СВОД

ИНДО

даже

старший

обидно

опомниться

окрашенная в несколько цветов

дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры

Ответы:

Авось — может быть.

С сими словами- с этими словами.

Затеплились звёздочки – начали загораться.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Учтиво – очень вежливо.

Одинакие – одинаковые.

Пестренькая- окрашенная в несколько цветов.

Опамятоваться –опомниться.

Досадно –обидно.

Набольший –старший.

Свод- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры.

Индо- даже.

Работа над лексическим значением слов-предметов (Слайд 19-24) :

Бюро — стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка — стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Флюгер — прибор для определения силы и движения воздуха

Свод — верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.

Ставни – деревянные затворы к окнам

Шатёр – покрывало в виде высокой многогранной пирамиды

— Молодцы! За каждый правильный ответ те ребята, кто отвечал правильно, могут поставить себе в оценочный лист 1 балл.

Физминутка

Чтоб в шкатулочку попасть,

Надо маленькими стать,

Ну, а мы с вами большие,

Вот такие, вот такие.

Мы пригнёмся. Мы прогнёмся.

Дети встают из-за парт.

Присели.

Встали.

Потянули ручки вверх и опустили. (2 раза)

Полуприсели, встали, прогнулись назад.

Сядем на свои места,

Глазки все закроем –

Волшебство устроим.

Внутрь с вами попадем,

И, конечно, все поймем…

Открываем, смотрим вниз,

Вверх все глазки поднимаем.

Жмурим сильно, разжимаем…

Прямо в сказку попадаем!

Дети садятся на свои места.

Закрывают глаза.

Открывают глаза.

Смотрят вниз.

Смотрят вверх.

Зажмуривают глаза и снова открывают.

  1. Работа по теме урока (Слайд 25-27)

Беседа с выборочным чтением

— Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!……по всему небу.»)

Минутка активного чтения

— А сейчас-жужжащее чтение. Поставьте пальчики на начало этого отрывка и приготовьтесь все его читать с выполнением команд.

(Учитель даёт команду:

«день» — дети читают в полголоса в обычном темпе,

«ночь» – закрывают глаза,

«день» — дети открывают глаза и продолжают чтение в обычном темпе,

«скорость»- читают быстро,

«мегаскорость» -читают очень быстро,

«молния» – разовый бросок глазами вверх и продолжение чтения.)

— Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием и нашли строки, где описано, как выглядела табакерка. 2-3 ученика по цепочке зачитывают этот фрагмент вслух, а остальные следят по тексту.

— Как объяснил папа, что же было изображено на крышке табакерки? (Городок)

— Какие предметы увидел мальчик в изображенном городе?

(Ворота, башенки, золотые домики, золотые деревья с серебряными листочками, а в небе — солнышко с розовыми лучиками).

(Каждый правильно ответивший ребенок крепит на панно изображение названного предмета и получает 1 балл в оценочный лист)

— Посмотрите, какой красивый городок Динь-Динь мы с вами построили!

— Дети, а как вы думаете, это реальное описание или сказочное?

(Реальное. Такое изображение могло быть на шкатулке)

— Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?

(Восторг и любопытство).

Проходим мастер-класс

— Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается, что произошло, когда «вдруг, невидимо где, заиграла музыка».

— Чтобы вы смогли лучше прочувствовать происходившее, я вам включу звукового помощника. Красивое выразительное чтение профессионального актёра поможет вам также правильно соблюдать интонацию, и произношение.

(Звучит фрагмент из аудиосказки «Вдруг, невидимо где…синеватые лучи».

Дети шёпотом проговаривают отрывок, читают за аудиочтецом)

Группа «ПОЧЕМУЧКИ» (Слайд 28)

— Для вас Солнышко из сказки подготовило вопросы. Кто был внимательным, тот без труда ответит на них.

(Выходит ребёнок, берёт в руки Солнышко. Отрываем лучик и читаем вопрос:

  1. Что сделало солнце вначале, когда только заиграла музыка?

(Вышло из-за деревьев и поднималось вверх, освещая городок)

  1. Что солнышко сделало, когда дошло до самого верха?

(«…перешло на другую сторону»)

  1. Каким был путь солнышка потом?

(Опускалось всё ниже и ниже, потом совсем скрылось.)

  1. От чего в городке стало светлее после ухода солнца?

(Загорелись звёздочки, вышел месяц, окошки засеребрились).

  1. Как вы думаете, какое привычное для жителей Земли явление описал здесь автор? (Смена дня и ночи)

— Молодцы!

Чтение по ролям

— О чём стал просить Миша папеньку?

(Пустить его вовнутрь шкатулки)

— В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.

Роль папы будет читать…. Роль Миши — …. Слова автора — …

(«-Папенька!……иначе всё изломается»)

— Как видите, папа не разрешил Мише трогать пружинку, лезть в устройство табакерки. Ведь это сложный механизм. А мальчик не владеет знаниями его устройства. И только из-за любопытства так можно навсегда испортить и сломать дорогую вещь.

— Ребята, вы, наверное, заметили, что такая история могла бы произойти и в обычной, не сказочной жизни. И тогда это был бы рассказ. Но наше произведение называется сказка. Как вы думаете, с какого момента начинаются действительно необычные, сказочные события?

(С того момента, когда Миша увидел, как внизу табакерки открылась дверца и выбежал мальчик-колокольчик).

— Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?

(Он беспокоился о том, что не сможет войти, ведь своды были низкие, а он

большой.)

Группа «ХУДОЖНИКИ»

— Давайте посмотрим рисунки, которые для нашего урока подготовила творческая группа «Художники» (демонстрация рисунков).

Работа с иллюстрациями в книге с. 157, с.161 (Слайд 30)

А теперь задание участников группы.

— Что и кого изобразил на иллюстрации художник?

— Как вы считаете, какой эпизод проиллюстрирован?

Чтение по ролям

— Прочитайте этот отрывок, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в город, и о чём они беседовали по пути к городу.

(«Миша послушался… Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова.)

Роль Миши будет озвучивать…. Роль Колокольчика — …. Слова автора — …)

Работа над фразеологизмами и поговорками (Слайд31)

— Ребята, какие фразеологизмы вы встретили в тексте и что они значат?

(Закусить губу – смутиться от того, что понял, что сказал не то и резко замолчать;

— заставить себя сдержаться и прервать высказывание.

Из городка ни пяди — т.е. никуда нельзя уходить.)

— Какую поговорку постоянно говорил колокольчик?

(«Динь-динь»)

— Что в значении «поговорка» здесь имел в виду автор сказки? Почему к ним не надо привыкать? Это не те поговорки, которые отражают народную мудрость, добавляют образность, меткость высказываний. Здесь это слова, которые безграмотные люди по привычке повторяют без смысла. В нашей жизни такими будут слова «значит», «ну»…

(т.е. засоряют речь, а не обогащают её, «слова-паразиты»).

— Скажите, а какие поговорки повторяли всегда другие герои сказки?

— Почему автор вложил в уста героев именно такие поговорки?

(Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают).

Группа «АРТИСТЫ» (Слайд 32-34)

Угадай героя сказки

Ребята подготовили для вас отрывки из сказки. Догадайтесь, кто какого героя представляет. Кто сказал эти слова:

Б)  «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо) 
– А за вами детьми нужно присматривать? 

– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?

5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)

-Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

-Чему научил мальчик-колокольчик Мишу? Понравилось ли Мише в городке?

-Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста.

-Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком?

  1. Обобщение полученных знаний

Группа «ФИКСИКИ-МЕХАНИКИ» (Слайд 35)

Участники группы предлагают всем группам задание:

разложить в нужном порядке детали устройства табакерки.

(На столе у каждой группы лежат предметные картинки с изображением валика, пружинки, молоточка и колокольчика).

— А для того, чтобы проверить, правильно ли вы справились, предлагаем вам посмотреть фрагмент мультфильма «Фиксики. Музыкальная шкатулка», где герои побывали внутри такой шкатулки и разобрались с механизмом её устройства.

Группа «ОТКРЫВАТЕЛИ»

— Эту сказку В. Одоевский написал в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Автор как раз и работал под псевдонимом Ириней.

— Проанализировать, какие открытия под видом обычных сказочных строк спрятаны в произведении нам предлагают ребята из творческой группы «Открыватели».

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАКОНЫ (Слайд 37):

1) С. 156-157 — смена дня и ночи;

2) С. 160-161 – закон Перспективы (издали всё кажется меньше = со стороны всё кажется незначительным);

3) с.166 – устройство механизма табакерки (сложный механизм, который без знаний трогать нельзя, иначе сломается.)

4) С.162 – музыкальный тон (у колокольчика побольше – голос низкий, у колокольчика поменьше –голос высокий)

5) начало 4-й части – закон взаимосвязи (даже маленькая деталь важна в механизме).

— Как же можно назвать эту сказку? (Научно-познавательной)

Группа «ПСИХОЛОГИ» (Слайд 38)

— Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Давайте подумаем, могут ли открытия Миши пригодиться нам в жизни? Какие советы ты бы дал детям на месте Миши?

Советы:

= все мы разные

= без учебников и учёбы жить неинтересно, праздная жизнь быстро надоедает или ведёт к деградации человека;

= хорошо, когда за тобой кто-то присматривает или заботится о тебе, иначе нет порядка или может что-либо случиться («…теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит»);

= не ломай вещи, нельзя портить поделки только ради любопытства или ради забавы,

береги чужой труд!

Как мальчик вёл себя в гостях у жителей табакерки, что можно сказать о его

воспитании? Как вы думаете, а грубияна и невежу пригласили бы они к себе в гости,

общались бы с ним?

= всегда соблюдай правила приличия в гостях и в общении с окружающими.

Составим психологическую характеристику Миши (Слайд 38-39)

На доске – изображение Миши.

Карточки с характеристикой разных качеств размещены на другой части доски.

Из всех предложенных карточек дети из группы «Психологи» выбирают только те, которые помогают составить правильную характеристику Миши и крепят их рядом с Мишей.

(Миша: — осторожный -воспитанный — учтивый -любознательный

-внимательный -любопытный — находчивый -добрый.

7. Рефлексия

— По листам самооценки оцените свою работу на уроке (Слайд 41)

Выставление оценок

— А теперь предлагаю вам подойти к нашему стенду с изображением тучки и солнышка. Поставьте свой колокольчик на сторону тучки, если вам урок показался сложным, непонятным или скучным. Если вам было интересно, познавательно, тогда поставьте свой колокольчик на сторону солнышка.

8. Итог урока

— Можете ли вы привести примеры других произведений, мультфильмов с той же авторской задачей? («Алиса в Стране Чудес», «Фиксики» и др.)

— Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?

Домашнее задание — А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас,современных детей? Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить? Придумайте свою сказку о путешествии в нём.

Приложение 1

Листы самооценки

Оценочный лист______________________________________________________(ФИ)

п/п

Название заданий

«+»

1

Литературные сказки

2

Микрофон (биография В. Одоевского)

3

Тест

4

Словарная работа

5

Соответствия

6

Задания «Почемучек»

7

Задания «Художников»

8

Задания «Артистов»

9

Задания «Фиксиков»

10

Задания «Открывателей»

11

Задания «Психологов»

БОНУС за лучшие ответы

Итого:

Приложение 2

Биография В.Ф.Одоевского

В.Ф. Одоевский был потомком старинного княжеского рода Рюриковичей. Он родился в 1803 году в Москве. Отец служил директором Московского банка, мать была крепостной крестьянкой. Мальчик получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. Много лет тесные дружеские и творческие отношения связывали Одоевского с А.С. Пушкиным. Одоевский прославился как философ, журналист, издатель книг, талантливый музыкант, писатель- сказочник, у него были мистические повести и рассказы.

Одоевский очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, организовывал детские приюты, детские больницы.

Одоевский написал сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович”…

Городок в табакерке” он написал как сказку в учебное пособие «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея», где Ириней — строгий, но добрый и понимающий детей наставник. Кстати говоря, Дедушка Ириней- это и есть псевдоним, под которым работал автор. В этой сказке научный материал Одоевский записал детям в занимательной и близкой для понимания сказочной форме.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      arihamilton732

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Найдите значение выражения (√19 +5)^2- 10√19. Подробно если можно

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    7 минут назад

    Составить текст, используя разные виды СПП. «Морозный зимний день» , предложений 5-7 где нибудь

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Помогите написать условие к этой задаче

  • istoriya
    История

    12 минут назад

    Помогите с историей

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    14 минут назад

    КТО В МАЙНКРАФТ ИЛИ ПАБГ ИЛИ РОБЛОКС ИЛИ ВАЛОРАНТ ИЛИ ФОРЕСТ ИЛИ МАДЖЕс

    ТИК

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Найдите значение выражения (√19 +5)^2- 10√19. Подробно если можно

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Помогите написать условие к этой задаче

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20554

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Литературное чтение. 4 класс

Урок 25. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Поведение героев и их поступки

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Содержание раздела «Литературные сказки»;

2. Сравнение народной и литературной сказки;

3. Биография Владимира Фёдоровича Одоевского;

4. Знакомство с произведением Владимира Фёдоровича Одоевского«Город в табакерке»

Тезаурус:

Опамятоваться – опомниться.

Бюро – стол для письменных занятий и хранения бумаг.

Горка – стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Музыкальная шкатулка – механический заводной инструмент, воспроизводящий какую-либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки).

Тиснёная бумага – бумага с выдавленным рисунком.

Флюгер – это металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.

Шатёр – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды.

Авось – может быть.

С сими словами – с этими словами.

Почёл долгом – посчитал.

Одинакие – одинаковые.

Набольший – старший.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с. С. 156 – 168 120-

Дополнительная литература:

1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 45 – 46

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудио-приложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы с Вами начинаем новый раздел, который называется «Литературные сказки». В этом разделе мы познакомимся с произведениями великих русских писателей: Владимира Фёдоровича Одоевского, Всеволода Михайловича Гаршина, Сергея Тимофеевича Аксакова, Павла Петровича Бажова.

Мы совершим путешествие в увлекательный мир сказки, но не простой сказки, а литературной.

Как Вы понимаете смысл этого понятия?

Правильно, у литературных сказок есть автор, известно время их создания и не допускается внесение изменений в содержание таких сказок.

Вместе мы научимся наблюдать за развитием основной мысли сказки. Сможем рассказывать о героях произведения, сравнивать их характерные черты. Будем учиться наблюдать за особенностями языка сказок, учиться высказывать своё отношение и определять отношение автора к героям произведений.

Литературная сказка (её ещё называют авторской) выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, которую записали любители фольклора.

Как Вы думаете, какой предмет может издавать такие чудесные звуки?

А ведь это может быть не только музыкальная шкатулка.

Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».

– О чём Вам говорит заголовок?

Что же такое табакерка?

Табакерка – это небольшая коробочка, в которой раньше носили нюхательный табак. Но в этой сказке речь пойдёт не о простой табакерке, а о старинной музыкальной табакерке.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир сказки и вместе с Мишей (главным героем) побываем в необычном городке и даже изучим механизм табакерки.

Владимир Федорович Одоевский родился 13 августа 1803 года в Москве и происходил из старинного княжеского рода. Рано лишившись отца, он воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Шесть лет провел в Московском университетском Благородном пансионе, из которого вышел в 1822 году.

В 1826 году Владимир Федорович переехал в Петербург. В годы пребывания в Петербурге его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и учёные столицы.

Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он ни появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нём своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился.

Любовь к детям, умение дружить с ними, побудили Владимира Фёдоровича Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.

Его первый русский сборник – «Сказки и повести дедушки Иринея». В сборник рассказов и сказок вошли: «Разбитый кувшин», «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Мороз Иванович» «Городок в табакерке» и другие произведения.

Сегодня мы начнём изучать сказку «Городок в табакерке».

Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём эта сказка?

Папенька поставил на стол табакерку.

— Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка, — сказал он.

Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

— Что это за городок? — спросил Миша.

— Это городок Динь-динь, — отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, — не из другой ли комнаты? И к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городе стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

— Папенька! папенька, нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

— Мудрено, мой друг. Этот городок тебе не по росту.

— Ничего, папенька, я такой маленький. Только пустите меня туда, мне так бы хотелось узнать, что там делается…

— Право, мой друг, там и без тебя тесно.

— Да кто же там живёт?

— Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С сими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увиделМиша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса. Миша удивился.

— Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

— Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел над нею, смотрел, смотрел, думал, думал: отчего звенят колокольчики.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди; видите, зовут меня в гости.

— Извольте, с величайшей радостью.

С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту.

— Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить?

— Динь, динь, динь, — отвечал незнакомец. — Я — мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь, динь, динь, динь, динь, динь.

Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.

Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тиснёной бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды, чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла пройти головка его провожатого.

— Я вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша, — но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды; там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите…

— Динь, динь, динь, — отвечал мальчик, — пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мною.

Миша послушался. В самом деле, с каждым шагом, казалось, своды поднимались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён.

— Отчего это? — спросил он своего проводника.

— Динь, динь, динь, — отвечал проводник смеясь, — издали всегда так кажется; видно, вы ни на что вдаль со вниманием не смотрели: вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь — большое.

— Да, это правда, — отвечал Миша, — я до сих пор не подумал об этом и оттого вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька возле меня играет на фортепьяно, а папенька, на другом конце комнаты, читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать! Тружусь, тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит; а между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня у окошка, а папенька сидит на другом конце у камина. Маменька мне говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь вижу, что маменька правду говорила: папеньку надобно было нарисовать маленьким, потому что он сидел вдалеке: очень вам благодарен за объяснение, очень благодарен.

Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил.

— Динь, динь, динь, как смешно! Динь, динь, динь, как смешно! Не уметь нарисовать папеньку с маменькой! Динь, динь, динь, динь, динь!

Вот перед ними еще дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его — оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимется. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.

— Нет, теперь уж меня не обмануть, — сказал Миша, — это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинакие.

— Ан вот и неправда, — отвечал провожатый, — колокольчики не одинакие. Если бы мы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос, один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим? Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще; неужели ты и этого не знаешь? Вот, видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает и можно от него кое-чему научиться.

Миша в свою очередь закусил язычок.

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.

— Весело вы живёте, — сказал Миша, — век бы с вами остался; целый день вы ничего не делаете; у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый день.

— Динь, динь, динь! — закричали колокольчики. — Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку. Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно! Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко, и золотые деревья, но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке с музыкой.

— Да, — отвечал Миша, — вы говорите правду. Это и со мною случается: когда после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за ту, и за другую игрушку примешься — всё не мило. Я долго не понимал, отчего это, а теперь понимаю.

— Да сверх того на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки.

— Какие же дядьки? — спросил Миша.

— Дядьки-молоточки, — отвечали колокольчики, — уж какие злые! То и дело, что ходят по городу да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже тук-тук бывает, а уж маленьким куда больно достается.

В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шипели между собою: тук, тук, тук! тук, тук, тук! Поднимай, задевай. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

И в самом деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому колокольчику тук да тук, индо бедному Мише жалко стало. Он подошёл к этим господам, очень вежливо поклонился и с добродушием спросил: зачем они без всякого сожаления колотят бедных мальчиков?

А молоточки ему в ответ:

— Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук, тук, тук! Тук, тук, тук!

— Какой это у вас надзиратель? — спросил Миша у колокольчиков.

— А это господин Валик, — зазвенели они, — предобрый человек — день и ночь с дивана не сходит. На него мы не можем пожаловаться.

Миша к надзирателю. Смотрит, — он, в самом деле, лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки, видимо-невидимо, только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом опустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.

Только что Миша к нему подошёл, как надзиратель закричал:

— Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры, кто прочь не идёт? Кто мне спать не даёт? Шуры-муры! Шуры-муры!

— Ну, многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша. — Вот ещё иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает! «Экой злой, — думаю я. — Ведь он не папенька и не маменька. Что ему за дело, что я шалю? Знал бы, сидел в своей комнате». Нет, теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит.

Между тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит — золотой шатёр с жемчужной бахромой, наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна-пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:

— Сударыня-царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

— Зиц, зиц, зиц, — отвечала царевна, — глупый ты мальчик, неразумный мальчик! На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!

Мише хотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком — и что же? В одно мгновенье пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень, и вдруг пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались. Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинки, испугался и… проснулся.

— Что во сне видел, Миша? — спросил папенька.

Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются.

— Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна-пружинка? — спрашивал Миша. — Так это был сон?

— Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи-ка нам по крайней мере, что тебе приснилось?

— Да, видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал-думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверца в табакерке растворилась… — Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку.

— Ну, теперь вижу, — сказал папенька, — что ты, в самом деле, почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике.

Вопрос: Что вы думаете о Мише?

Ответ: Он воспитанный и вежливый мальчик, слушается отца.

В: Кто является главными героями произведения?

О: Главными героями являются мальчик Миша, который во сне совершает удивительное путешествие, и его Папа.

Второстепенными героями сказки стали сказочные жители, населяющие волшебный городок Динь-Динь: мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель господин Валик и царевна Пружинка.

Какой литературный приём использует автор?

Автор использовал для написания сказки «Городок в табакерке» литературный приём, который называется олицетворение. С помощью этого приёма все механизмы в табакерке превратились в маленьких живых человечков. Они умели разговаривать, у них были свои чувства и характер. В. Ф. Одоевскому хотелось показать нам тонкий и сложный механизм музыкальной табакерки. Для этого он наделил все детали табакерки живыми голосами, характером и поступками.

Миша очарован музыкальной табакеркой, которую ему подарил папа. Ему страстно хочется узнать, как она работает. Пытливый ум Миши не даёт ему покоя, и он засыпает с этими мыслями.

Какие открытия сделал Миша во сне?

Миша во время своего сказочного путешествия понял, что издали всё кажется меньше; научился различать, что у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий; пришёл к выводу, что без учёбы жить неинтересно и что необходимо беречь все детали сложного механизма.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Как называется изучаемый нами раздел?

  1. Чудесный мир классики
  2. Литературные сказки
  3. Летописи. Былины. Жития.
  4. Поэтическая тетрадь

Ответ: 3. Литературные сказки

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Выделите красным цветом второстепенных героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»:

мальчики-колокольчики; Миша; дядьки-молоточки; Папа; господин Валик; царевна Пружинка;

Ответ:

Красным цветом выделены:

мальчики-колокольчики;

дядьки-молоточки;

господин Валик;

царевна Пружинка;

Открытый урок

по литературному чтению

в 4-В классе

В.Ф. Одоевский

«Городок в табакерке». Составление плана

http://www.playing-field.ru/img/2015/052111/4511921

2017 год

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ»

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Прочитает нам Катя

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

Мы с вами разделим сказку на части.

Составим план к ней.                        

 Дадим характеристику главному герою.

Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

Кто главный герой произведения? (Миша)

А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка
  2. Знакомство с Динь-динь
  3. Герои на улице города
  4. Встреча с молоточками
  5. Господа – дядьки-молоточки
  6. Знакомство с надзирателем
  7. Сударыня – царевна
  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

№ вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

  • Ни с того ни с сего как пишется запятая
  • Ни пуха ни пера как пишется с запятой или без
  • Ни с кем не разговаривал как пишется
  • Ни пуха ни пера как пишется правильно запятые
  • Ни с кем не общаюсь как пишется