Николай алексеевич из рассказа темные аллеи характеристика

Как не испугаться своих чувств? Как не стать рабом принятых в обществе моральных принципов? Образ и характеристика Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи» Бунина поможет найти ответы на эти вопросы.

Внешность героя

Николай Алексеевич появляется на казенной почтовой станции уже в почтенном возрасте. Ему около 60 лет. Старик-военный был похож на Александра II. У мужчины высокий воинский чин. Одет старик в николаевскую серую шинель, военные сапоги с ровными голенищами, замшевые перчатки. Старик строен и чернобров. Лицо мужчины все еще красиво. Понятно, почему женщина говорит, что в молодости он был «отменно хорош». Красавец еще образован. Он читает стихи, умеет говорить томно и интересно. Чем покорил Николай крестьянскую девушку? Внешностью и образованностью. «Темные аллеи» — это душа героя, скрытая за лицом. Мрак и трусость, страх и раболепие, стремление выглядеть так, как хочет общество – это характеристики герои.

Судьба Николая

У 30 –летнего дворянина был роман с крестьянкой 18 лет. Такие отношения были не редки в помещичьих усадьбах. Красота простых девушек привлекала богатеньких сынков. Николай поиграл с бедной девушкой и бросил ее. Как положено дворянину, он женился на даме из своего общества, выбрал равную по сословию. Он любит жену, а она изменяет и бросает его «оскорбительным образом». У Николая Алексеевича есть сын. Отец возлагает на него надежды, но сын «вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…». Автор не говорит, почему получился такой сын. Читатель сам понимает, что продолжатель рода просто взял от родителей то, что хотел. Дворянин стал генералом, он встречает обманутую им девушку спустя 30 лет на почтовой станции. Николай признается, что время любви с крестьянкой было самым счастливым в его жизни. Но он, как и в молодости, бежит от Надежды, понимая, что не представляет, чтобы его женой и матерью детей могла бы стать «содержательница постоялой горницы».

Характер героя

Николай Алексеевич неприязненно относится к людям низшего класса. Он нервно кричит в ожидании на кучера, прислугу. Мужчина внимателен к окружающим, подмечает мелочи. В горнице Надежды он признает чистоту и приятную обстановку. Николай Алексеевич усталый и рассеянный. Эти качества пропадают, когда он узнает в женщине бывшую возлюбленную — Надежду. Нельзя сказать, что жизнь сделала мужчину бесчувственным, озлобленным человеком. Он краснеет «до слез», бормочет от стыда, болезненно усмехается. Автор подсказывает, мужчина умен. Николай признается горничной в несчастье, но бежит от искреннего разговора. Трусливость и нерешительность – основные черты его характера. Даже в преклонном возрасте мужчина остается в плену общественных рамок. Он боится задержаться, не доверяя самому себе. К чему вспоминать то, что прошло. «Все проходит, все забывается.» — пытается сам себя уговорить Николай, но то, как быстро он вспомнил Надежду, говорит об обратном. Мало событий было в жизни дворянина. Ярким пятном осталась юношеская любовь, которой пожертвовали ради положения в обществе.

Пошлая история

Любовь к крестьянской девушке нашла в речи дворянина эпитет – пошлая. Такие истории были не редкостью на Руси, множество из них стали сюжетами рассказов. С другой стороны, этот же эпитет характеризует и семейную жизнь Николая. Обидно осознавать, что мужчина любил не ту, которая могла бы сделать его счастливым. Власть сословных границ сильнее. Найти себе достойную жену Николай мог только среди равных себе по положению в обществе, опуститься до красавицы крестьянского происхождения он не может. Такая женитьба – это глупость, вздор. Чувство любви у дворянина скрылось в темных аллеях, растворилось в воздухе и растаяло в прошлом.

nikolaj-alekseevich-temnye-allei-bunin-obraz-harakteristika-opisanie
«Портрет неизвестного».
Художник И. К. Айвазовский

Николай Алексеевич является одним из главных героев трогательного и грустного рассказа о любви «Темные аллеи» И. А. Бунина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи»: описание персонажа в цитатах.

Смотрите:

Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи»

Николай Алексеевич является пожилым военным, судя по всему, живущим в Петербурге:

«…стройный старик-военный…» 

«…моя жена, хозяйка моего петербургского дома…»

Николай Алексеевич носит высокий чин — вероятно, это чин генерал-лейтенанта или генерал-майора. Обращение «Ваше превосходительство» относилось к 3-ему и 4-ому классу «Табели о рангах»:

«Налево, ваше превосходительство, — грубо крикнул с козел кучер…»

О внешности Николая Алексеевича известно следующее:

«…а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования…» 

«…он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.»

«…он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы…» 

«Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове — седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы.»

В молодости Николай Алексеевич был очень красив:

«Помню, сударь. Были и вы отменно хороши.» (Надежда о герое)

Тридцать лет назад у 30-летнего дворянина Николая Алексеевича был роман с 18-летней крестьянкой Надеждой. После этого мужина бессердечно бросил девушку. Спустя много лет герои встречаются на почтовой станции, где работает Надежда:

«— Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять? 

— Тридцать, Николай Алексеевич.» 

«— Ведь не могла же ты любить меня весь век! 

— Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили…»

В течение этих 30 лет Николай Алексеевич не был счастлив. Герой был женат и очень любил жену, от которой у него родился сын. Однако жена изменила ему и бросила очень оскорбительным образом, а сын вырос бессовестным негодяем:

«Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»

В отличие от Николая Алексеевича крестьянка Надежда никогда не была замужем и не имеет детей. Судя по всему, она до сих пор любит Николая Алексеевича, хотя и не простила его:

«— Замужем, говоришь, не была? 

— Нет, не была. 

— Почему? При такой красоте, которую ты имела? 

— Не могла я этого сделать. 

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? 

— Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.» 

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя.»

Николай Алексеевич считает, что и роман с Надеждой, и его несчастливая семейная жизнь — все это «пошлая, обыкновенная история»:

«Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.» (о романе с Надеждой) 

«Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история.» (о своей семейной драме)

На прощание Николай Алексеевич признается Надежде, что все-таки она — самое дорогое, что было в его жизни:

«Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.» (Николай — Надежде)

После встречи с Надеждой пожилой Николай Алексеевич приходит к выводу, что верно поступил тогда, бросив Надежду. Он уверен, что женитьба на крестьянке была бы глупостью, «вздором»:

«Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.»

Таков цитатный образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунина: описание внешности, характера и судьбы персонажа в цитатах.

Смотрите:

Сборник Ивана Алексеевича Бунина «Тёмные аллеи» имел колоссальный успех у читателей после выхода в свет. Особой любовью пользовался одноимённый рассказ из этого сборника, повествующий о трагической первой любви отставного военного.

Николай Алексеевич, главный герой рассказа «Тёмные аллеи», через тридцать лет случайно встречается с бывшей возлюбленной, которая раньше была крепостной девушкой и которую он бессердечно бросил. Бунин показывает смятение чувств своего героя при этой встрече и рассказывает, как он был судьбой наказан за предательство любви.

В характере этого человека переплелись воедино честность, жертвенность, расчётливость, трусость и подлость. Характеристика образа Николая Алексеевича — это психологический анализ его многогранной личности.

Внешность

Николай Алексеевич обладает красивой внешностью. Несмотря на солидный возраст, он весьма подтянут, статен — сказывается высокий чин, полученный им во время службы в императорской армии. Наружность его имеет сходство с Александром II. Брови ещё чёрные, но усы и волосы уже поседели. Лицо красивое, удлинённое. Взгляд его тёмных глаз усталый, но строгий, как бы вопрошающий.

Одет герой в военный мундир, серую шинель с бобровым воротником, на голове был большой картуз, на руках — замшевые перчатки, на ногах — военные сапоги с ровными голенищами.

Психологический портрет

Внутренний мир Николая Алексеевича противоречив. Несмотря на врожденную интеллигентность, герой высокомерно ведёт себя с людьми низших сословий. Он интересуется окружающими, многое подмечает. Николай Алексеевич перфекционист и педант: он стремится к нравственному идеалу, боится осуждения со стороны окружающих, ценит чистоту, уют.

Узнав в хозяйке постоялой горницы Надежду, которую он в молодости любил, но не женился на ней, Николай Алексеевич растерялся и даже смутился. Во время разговора с ней он несколько раз краснеет, вероятно, от стыда за своё давнее предательство: ведь он бросил любящую его девушку только потому, что она была крепостной. Герой не женился на ней, так как боялся, что общество осудит такой неравный брак, да и сам он считал, что Надежда из-за своего происхождения не могла быть хозяйкой его петербургского дома и матери его детей.

Николай Алексеевич до слёз покраснел, когда она сказала, что не вышла замуж, потому что его любила. Он забормотал, что всё проходит: и любовь, и молодость. Сказал, что это «история пошлая, обыкновенная».

Ещё одной яркой чертой его характера является трусоватость, проявляющаяся буквально во всех ситуациях, касающихся чувств и личных переживаний. Герой словно убегает от самого себя. Встретив Надежду, Николай Алексеевич не хочет вспоминать о прежней любви к ней.  Его незрелость и трусость проявились и в том, что он быстро уехал из постоялой гостиницы, даже не выпив чай, хотя вначале заказал самовар.

Конечно, Бунин не склонен считать своего персонажа сухим и бесчувственным человеком, и в тексте несколько раз даются отсылки, подтверждающие данный факт. К тому же, автор подчеркивает, что Николай Алексеевич умён, возможно, расчётлив. Вот только можно ли предугадать наперёд, когда речь идёт о сердечных переживаниях?

Жертвенность героя по отношению к себе, к своим чувствам проявилась в том, что он пожертвовал своим счастьем в угоду мнению людей своего сословия.

Жизненная жертва Николая Алексеевича

Трусливость главного героя рассказа «Тёмные аллеи» проявлялась во время его молодости. Он полюбил дворовую девушку Надежду, которая росла при господах, а затем служила им. Любовь эта была взаимной, но Николай Алексеевич всё же подло бросил возлюбленную, поскольку считал, что дворовая девушка не может быть его женой.

Сейчас Бунин показывает главного героя уставшим, нерешительным, несчастливым. Несмотря на то, что он достиг высот в военной карьере, Николай Алексеевич несчастлив в жизни. Судьба возвратила ему предательство, которое он допустил в молодости по отношению к Надежде. В разговоре с Надеждой, пытаясь перед ней оправдаться, Николай Алексеевич несколько раз повторяет, что «всё проходит», прошла безрадостно и его жизнь.

Николай Алексеевич рассказывает своей бывшей возлюбленной, что он несчастлив. Мало того, что любимая жена его бросила, так ещё и единственный сын, на которого он возлагал все свои надежды, не оправдал их, стал наглецом, негодяем, «без сердца, без чести, без совести». Герой говорит Надежде, что он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни».

Но жизнь даёт Николаю Алексеевичу шанс, спустя много лет сталкивая его с бывшей возлюбленной. И в этом кульминационном моменте рассказа вновь проявляется главная черта героя — трусость. Он убегает от возможности быть счастливым, снова опасаясь осуждения со стороны дворянского общества.

В отличие от главного героя рассказа, Надежда ни разу не была замужем и не имеет детей, более того, даже помыслить о создании семьи она не решается на протяжении многих лет. Надежда носит в себе любовь к герою всю жизнь. На его замечание, что всё с годами проходит, она возражает: «Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».

Простить Николая Алексеевича Надежда не смогла, потому что не было у неё в ту пору ничего дороже его, да и потом не было. Она прямо сказала, что бессердечно Николай её бросил, и с недоброй улыбкой прибавила, что он раньше всё стихи ей читал про «тёмные аллеи».

Заключение

Образ Николая Алексеевича — это образ человека, пожертвовавшего возможностью счастливой жизни с любимой женщиной низкого сословия в угоду окружающим. Но была ли эта жертва необходимой? Был ли выбор у героя? Однозначно, да. Стоит только вспомнить реальные судьбы его современников: роман А. А. Фета с простой крестьянской девушкой, на которой он женился бы, если бы не трагическая случайность; женитьба Ф. И. Тютчева на певице…Отсюда можно сделать вывод, что только внутренняя трусость Николая Алексеевича лишила его счастья. Недостойное отношение к любви не осталось безнаказанным для героя: он, предав любимую девушку, не был счастлив в своей семье.

Вам также будет интересно почитать:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи

Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи Бунина

Благодаря выходу в свет трогательной истории о взаимоотношениях двух по-своему влюбленных героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи», читатель имеет возможность познакомиться с яркими образами, одним из которых является Николай Алексеевич.

Автор представил этого мужчину в роли слабого человека, о чем становится понятно только после встречи его с бывшей возлюбленной Надеждой. С первых страниц автор описывает его взрослым мужчиной с приятной внешностью. Судя по отношению к нему со стороны кучера («Ваше превосходительство!»), человек имел уважение и занимал высокое положение в обществе. Появление из тарантаса, быстрое перемещение по крыльцу говорит о хорошей физической подготовке, несмотря на возраст («старик-военный», «с белыми усами»). И. А. Бунин отмечает его стройность, высокий рост, сходство с Александром II. «Красивое…лицо» подсказывало, что в молодости мужчина пользовался успехом у девушек. В жизни Николая Алексеевича все лучшее осталось позади. Он прекрасно это понимает, сожалея и раскаиваясь, хотя пытается скрыть свои чувства.

Он был искренне удивлен, когда встретил давнюю любовь – крепостную девушку спустя тридцать лет. События прошлых лет всплыли в памяти, вызвав самые разные чувства. Отношения с крестьянкой Надеждой когда-то строились на любви. Однако прекратились из-за того, что они принадлежали к разным сословиям. Главный герой признался с первых же минут о своем несчастном существовании на протяжении всех лет. Семейная жизнь не принесла ему радости, так как жена встречалась с другим мужчиной.

Главная фраза Николая Алексеевича, сопровождавшая всю его жизнь – «все проходит». Когда он произносил ее, то имел в виду и отношения с Надеждой, и свой неудачный брак. Вспоминая после разговора с Надеждой прошлое, которое связывало с ней, он уверенно возвращался к мысли, что женитьбы на крепостной было бы нелепостью, вздором. Ему удобнее оправдаться подобными фразами. Теперь читатель может легко охарактеризовать героя как безответственного человека, черствого в душе.

Таким образом, привлекательный мужчина, в прошлом военный, оказался трусливым человеком, так как отказался от настоящего чувства из-за боязни быть осужденным со стороны. С годами его мучили мысли о том, что жизнь могла сложиться иначе. В столь зрелом возраст он дает себе отчет в поступках, совершенных в прошлом, понимая, когда по-настоящему был счастлив. От этого он выглядел уставшим и немного потерянным.

2 вариант

Рассказ И. А. Бунина начинается с появления в простом, постоялом дворе потасканного, грязного тарантаса, в котором и сидит главный герой. В начале рассказа Николай Алексеевич предстаёт перед нами в образе статного, но очень старого мужчины с военным прошлым. Его седоватые усы и взгляд, полный усталости от былых лет своей тяжелой жизни, казалось бы, роднит его с Александром II.

Заходя в избу, где по сравнению с осенним контрастом тепло и сухо, Николай Алексеевич встречает хозяйку горницы. Изначально, тот не узнал в этой женщине свою любовь молодых лет. Лишь когда хозяйка называет гостя по имени, тот всё же признает в этой женщине Надежду. Лет тридцать пять прошло с тех пор, как они не встречались.

В сердце Николая Алексеевича начинает что-то происходить. До сего момента, последние несколько десятков лет жизни Николая Алексеевича были томными и серыми. Каждый день был однообразен. И вот, глядя на любовь всей своей жизни, на Надежду, из бывалого военного, которого удивить вряд ли получится, он, словно мальчуган, пойманный с поличным, краснеет. Он вспоминает, что он сам бросил Надежду. Проносятся дни, недели, года. Вот уже тридцать пять лет — тридцать пять лет он не был счастлив.

Уезжая из этой избы, события в которой вновь заставили вспомнить Николая Алексеевича свою молодость, свой брак, который закончился унизительным предательством бывшей жены главного героя, до бывшего военного доходит, что главное счастье в своей жизни он потерял. Он стыдится самого себя, стыдится даже своего стыда.

На примере Николая Алексеевича видно, что даже у старого военного, повидавшего многое, у человека, который устал от жизни, которого эта жизнь помотала сильнее, чем многих других, всё ещё остаются чувства. Чувства к Надежде — они не прошли у него и не пройдут, скорее всего, никогда. Николай Алексеевич говорит Надежде, что все чувства проходят, что все можно забыть. Говоря это, он скорее пытается убедить себя в этом.

Образ Николая Алексеевича хорошо показывает нам типичную жизнь мужчины, который в своё время не ценил чувства, любовь. Он был красив, обаятелен, обеспечен и ожидал, что так будет вечно, что к нему вечно будут притягиваться дамы, поэтому Надежда для него была лишь игрушкой, временным вариантом. Когда он бесчеловечно бросил её, он позже вступил в брак, жена родила ему сына, а сам Николай Алексеевич сколотил себе солидную карьеру, дослужившись до генерала. Однако всё возвращается бумерангом. Жена бросила главного героя рассказа, а горячо любимый сын вырос максимально безответственны, бессердечным и бессовестным негодяем. Погоны генерала это хорошо, высокий чин, честь, уважение — всё это замечательно. Но вот на душе у Николая Алексеевича пусто. Всё разбито. С таким чувством и покидал эту горницу старик.

Николай Алексеевич — заслуженный столичный генерал до этой встречи, старик с разбитым вдребезги сердце — после.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи

Образ и характеристика Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мое любимое произведение литературы

    Романтизм в литературе – одно из красивейших, но в то же время грустных направлений. Романтический герой всегда находится не в своей тарелке, он внутренне воюет с устоями общества, стремясь к чему-то высокому, духовному и прекрасному

  • Сочинение на тему Впервые в театре оперы и балета (6 класс)

    Сегодня я расскажу о том, как мне посчастливилось один раз побывать в театре, где показывают балет и оперу. Этот день запомнился мне навсегда. Помню, как мама предложила мне посетить вместе с ней этот театр

  • Анализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера

    Эта комедия написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек.

  • Сочинение на тему Наречие 7 класс рассуждение

    В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие

  • Сочинение Анализ рассказа Яма Куприна

    Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».

«Темные аллеи» главные герои

«Темные аллеи» главные герои

В рассказе Бунина “Тёмные аллеи” герои случайно встречаются после тридцатилетней разлуки. Николай Алексеевич в молодости любил крепостную девушку Надю, которая была изумительно красива. Она пронесла своё чувство через всю жизнь, несмотря на то что Николай Алексеевич её бросил. Жизнь главного героя не сложилась: жена ушла от него, а сын вырос подлецом. Характеристика героев произведения подаётся через их диалог, описание поведения при встрече, внутренние монологи. Имена героев тоже играют своеобразную роль в произведении: Николай Алексеевич когда-то был Николенькой, и тогда он был счастлив.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Тёмные аллеи”

Главные герои

Николай Алексеевич

Главный герой, мужчина около 60 лет.

Высокий, стройный мужчина, похожий на Александра Второго. В молодости любил крепостную девушку, но женился на женщине своего сословия. Автор показывает главного героя нерешительным, уставшим, несчастливым. Он старается оправдаться, говорит о том, что всё проходит… Пытается узнать: простила ли его Надежда, рассказывает ей о неудавшемся браке, о том, что она – самое светлое, что было у него в жизни. Доля трусости и незрелости есть в поведении даже пожилого героя, он сбегает от хозяйки постоялого двора, сославшись на спешку.

Надежда

Хозяйка постоялого двора, женщина 48 лет.

Простая, искренняя, работящая, хозяйственная, умная. Кучер отзывается о Надежде как о справедливой, честной, предприимчивой женщине. Она не вышла замуж, любовь юности стала для неё смыслом жизни. Сильная, волевая натура: она не смогла простить Николая, но не смогла забыть и свою любовь к нему. Этот образ вызывает у читателя симпатию, в отличие от образа пожилого генерала. В беседе она прямолинейна, откровенна, не увиливает и не стыдится своей жизни. Провожая героя, Надежда долго смотрит в окно вслед его тарантасу. Возможно, она надеется, что хотя бы сейчас он решится на смелый поступок.

Второстепенные персонажи

Жена Николая Алексеевича

Известно, что супруг очень любил её, несмотря на это, она изменила ему, предала, разрушила семью.

Кучер Клим

Местный работник.

Увозит генерала к поезду, рассказывая о хозяйке постоялого двора. Он, как всякий деревенский мужик, восхищается Надеждой, её умом, характером, деловой хваткой. Говорит, что она «больно крута» с теми, кто нечестен, обманывает.

Сын генерала

О нём сам отец отзывается как о подлеце, транжире, бессердечном человеке. Не получилось воспитать в нём ни совести, ни чести, ни уважения к старшим.

Заключение

Иван Бунин — знаток человеческих душ, мастер художественного слова в сфере чувств, отношений, эмоций. Рассказ на тему российской жизни был написан автором в период эмиграции, может оттого он так пронзителен, трогателен, красив. Главные герои “Тёмных аллей” не смогли быть вместе из-за принятых в обществе норм и устоев, нарушить которые у Николая Алексеевича не хватило духу. В этом состоит весь трагизм ситуации: свободный постаревший возлюбленный Надежды снова оставляет её, и так бежит от себя всю жизнь. Характеристики героев помогут в составлении читательского дневника или написании сочинения по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Елизавета Пивоварова

    12/12

  • Наталья Миллер

    12/12

  • Руслан Филимонов’лав

    12/12

  • Таисия Олешева

    12/12

  • Эльмира Хайруллина

    12/12

  • Зинаида Каштанова-Нурова

    12/12

  • Екатерина Гальянкина

    12/12

  • Глеб Трол

    12/12

  • Алена Черница

    11/12

  • Айжана Калназарова

    10/12

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи

Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи Бунина

Это рассказ о неожиданной встрече главного героя со своей бывшей возлюбленной, с которой не виделся тридцать лет.

Его зовут Николай Алексеевич. Он – немолодой военный, около шестидесяти лет, высокого роста, стройный.  У Николая Алексеевича красивое лицо,  чёрные брови и  белые усы.  Он, как все военные того времени, похож на Александра Второго.

Николай Алексеевич  приезжает  на почтовую станцию.   Его встречает немолодая, но ещё красивая хозяйка, в которой он узнаёт крепостную крестьянку Надю, служившую в имении его родителей.  Их  когда-то связывали любовные отношения, что было нередко в то время между барчуками и красивыми крестьянскими девушками. Для Николая Алексеевича — это «пошлая» история в прошлом, а для Нади – любовь, которую она пронесла через всю жизнь. Девушке было интересно проводить время с барином;  он читал ей красивые стихи о «тёмных аллеях». Для Нади Николай Васильевич был дороже всех на свете, а он безжалостно бросил её.  Она не вышла замуж, хотя была красавицей. Николай Васильевич женился на девушке своего круга, но  его семейная жизнь не сложилась. Он очень любил свою жену, а она ушла от него к другому мужчине. Единственный сын, которого Николай Алексеевич обожал, не оправдал его надежд. Он превратился в бессердечного, бессовестного, расточительного негодяя.  Таким образом, жизнь наказала Николая Алексеевича за прошлое. Несмотря на то, что его карьера сложилась успешно, он — несчастный, усталый от жизни человек. Николай Алексеевич чувствует свою вину перед Надей. Он вспоминает, что она была очень красивой и признаётся, что никогда не был счастлив и, самое дорогое, что было в его жизни – это  Надя.

В то же время, Николай Алексеевич стесняется проявления своих чувств, стыдится этих неравных отношений и снова бежит от них. Ему неприятны воспоминания о прошлом, которые не приносят ничего хорошего, кроме боли. В душе Николая Алексеевича мучают сомнения.  Он осознаёт, что Надя подарила ему самые лучшие мгновения жизни.  Она – единственная, которая  любила Николая Алексеевича по-настоящему и принимала со всеми его недостатками. Однако он не представляет, что хозяйка постоялого двора может быть его женой, матерью его детей.

Несмотря на пожилой возраст, в характере героя ничего не изменилось. Он так и остался незрелым, неуверенным в себе  человеком, зависимым от общественного мнения.  Для Николая Алексеевича привычнее серая обыденная жизнь,  условности мешают ему стать счастливым. Тёмные аллеи — это его прошлые счастливые моменты, упущенные возможности, которые он скрывает даже от самого себя.

Вариант 2

Этот Николай Алексеевич когда-то (много лет назад) звался Николенькой. Он был молодым  барином и любил крепостную девушку Надю, которая была очень красива, младше него лет на десять. Сам он решил её бросить или его заставили, но разрывал их отношения именно он. Спустя столько лет, он думает, что поступил плохо и что его наказала жизнь. (Его самого бросила жена, а своего сына он называет подлецом. И жена его не просто убежала в теплые края, а ушла к другому мужчине.) Но при этом Николай не готов (уже в возрасте, без семьи) сделать предложение Надежде. Попросить у неё прощения, спросить, а можно ли приезжать хоть раз в месяц – беседовать, гулять? Ничего! Он готов уехать от неё, забыть об их встрече. В финале он представляет её своей женой и хозяйкой её дома, но гонит от себя эти мысли.

Я считаю, что этот герой слишком много внимания уделяет мнению окружающих, что для него очень важны традиции. Всё это он ставит выше собственного счастья и счастья других, даже выше справедливости. Ведь он понимает, что их общение тогда в молодости было лучшим, что и произошло в его жизни.

Кстати, сам Николай Алексеевич в своем возрасте хорошо выглядит. Брови у него ещё черные, но усы уже седые. Кучер называет его «превосходительством». У него военная выправка, седые волосы и «императорские» усы. Одежда вся у него военная – сапоги, шинель. Вообще, он как военные того времени похож на главнокомандующего – Александра Второго. Николай высок, строен, но крепок. Хотя он спешит, но замечает чистоту и порядок, а это значит, что для него они важны. Всё-таки он устал, но не только с дороги, а просто от тяжелой жизни. Он просит самовар, но забывает о нём, увидев Надежду.

Из диалога понятно, что Николай оставил эту историю в прошлом, хотя совесть и мучает его. То есть он немного себя обманывает этим. Но всё же он говорит Надежде, что всё прошло, всё, вообще, проходит. Тут он даже цитирует Библию, то есть он читает эту книгу. Наверняка, ходит в церковь регулярно. Называет их с Надеждой историю «пошлой и обыкновенной». То есть он готов оправдаться глупо, что все так делают. Ну, и что? Но его поражает то, что Надя любила его всю жизнь… Это показывает её силу и силу её любви. И она всё время ему возражает, но хотя бы говорит правду.

Герой этот, хоть и взрослый человек, но такой испуганный парень, каким и был. Он ещё кого-то и чего-то боится, поставил на себе крест, разочаровался в жизни… Его жаль!

Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи

Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Марьи Гавриловны в повести Метель Пушкина сочинение

    Главная героиня семнадцатилетняя Марья Гавриловна является дочерью богатого помещика. Она избалована и красива, но бледна. Ее душа рвется к авантюрам и душевным переживаниям. Такой образ привлекает наше внимание.

  • Анализ рассказа Шуточка Чехова

    Визитной карточкой Антона Павловича Чехова являются его юмористические рассказы, именно с маленьких его историй, где обычно рассказывается о печальной или забавной драме одного героя

  • Сочинение на тему Дорога в космос мечта человечества

    Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды

  • Сочинение на тему Дал слово — держи рассуждение

    Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

  • Образ и характеристика Вари в рассказе Разгром Фадеева сочинение

    Одним из персонажей произведения является Варвара Морозова. Варя работала сестрой милосердия в походном лазарете партизанского отряда

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Герои рассказа Темные аллеи

Рассказ Бунина «Темные аллеи» повествует нам о встрече людей, которые не виделись много лет. Об их судьбе и несчастьях. Когда-то главный герой любил одну девушку Надежду, которая в молодости была безумно красива. Но по стечению обстоятельств она была вынуждена жить с болью разлуки. Ведь главный герой бросил ее. А сам главный герой вел несчастную жизнь, несмотря на то, что занимал очень высокий чин в обществе. В данной статье рассмотрим характеристики всех героев произведения. Начнем с главных героев.

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Когда Иван Алексеевич прочел стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть», ему очень понравились следующие строки: «Кругом шиповник алый цвел Стояла темных лип аллея

». Вдохновившись ими, он решил написать цикл рассказов, объединенных общей тематикой любви. Бунин имел славу писателя, умеющего как нельзя более точно передать любовные переживания героев. В своих произведениях писатель демонстрировал это чувство под разными углами, высвечивал самые потаенные его грани. Не стал исключением и рассказ «Темные аллеи».

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи» вошел в одноименный сборник И. А. Бунина и стал главным его произведением. Впервые он был опубликован в октябре 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля».

Главный герой – представительного вида мужчина, с благородным лицом и военной выправкой – остановился на постоялом двору, чтобы подкрепиться и продолжить свой путь. Хозяйкой оказалась черноволосая, темноглазая женщина со следами былой красоты на лице. Николай Алексеевич принялся расспрашивать ее о том, как она живет, как ведет хозяйство. Неожиданно женщина назвала гостя по имени, и тот вздрогнул, узнав в ней свою первую любовь, Надежду.

Когда Николай Алексеевич был юн и беспечен, он страстно влюбился в красавицу-крестьянку Надежду. Девушка полюбила юношу всем сердцем, и очень тяжело переживала разлуку: Николай бросил ее самым жестоким образом, навсегда разбив ей сердце. После этого Надежда замкнулась в себе, отвергала предложения выйти замуж от других парней, и вела одинокую жизнь. Несмотря на предательство, она продолжала любить Николая, который когда-то читал ей стихи про «темные аллеи».

С тех пор прошло тридцать лет. Взволнованный Николай Алексеевич пожаловался Надежде, что жизнь его не сложилась, как следует: любимая жена бросила его так же подло, как он когда то-то Надежду, единственный сын вырос порядочным подлецом. Перед тем, как попрощаться навек, Николай Алексеевич попросил прощения у своей бывшей возлюбленной и поцеловал ей руки. Уже сидя в тарантасе, он размышлял о том, какую сильную любовь он пропустил. Однако даже в мыслях Николай Алексеевич не мог предположить, чтобы Надежда стала его женой, матерью его детей: общественные условности, сковавшие душу и мысли героя, были сильнее его настоящих чувств…

Основные персонажи

Перед тем как представить краткое содержание новеллы «Темные аллеи», необходимо познакомиться с главными и второстепенными героями. К главным персонажам относятся Николай Алексеевич и хозяйка избы Надежда.

  • Николай Алексеевич – дворянин, военный в отставке. Судя по внешнему виду, ему около 60 лет. Несмотря на свои годы, это статный и все еще привлекательный мужчина.
  • Надежда – ведет хозяйство в небольшой частной горнице вблизи почтовой станции в Тульской области, где часто останавливались путники. В момент повествования ей около 48 лет. Она чрезвычайно аккуратна и хозяйственна.

В кратком содержании рассказа будут упоминаться и второстепенные персонажи: пожилой кучер по имени Клим, жена и сын Николая.

  • Клим – кучер при почтовой станции. Бунин очень интересно описывает его: «…крепкий мужик, серьезный и темноликий… похожий на старинного разбойника». Прямой в своих мыслях и словах.
  • Жена Николая – как и сын, присутствуют лишь в его воспоминаниях. Из рассказа известно, что брак не сложился, жена ему изменила и бросила. Уже взрослый сын, на которого возлагались огромные надежды, превратился в мота и наглеца без совести и чести.

Образ и характеристика главного героя (Николай)

В самом начале произведения Николай Алексеевич предстает импозантным, видным мужчиной, прожившим насыщенную, интересную жизнь. Но вскоре становится известно, что за красивой картинкой скрывается иная правда. В молодости он жестоко предал влюбленную в него девушку только потому, что та была крестьянкой, и не могла стать женой именитого дворянина. Впоследствии Николай Алексеевич женился по большой любви на девушке из своего круга, но она изменила ему с другим. Единственный сын, в котором Николай Алексеевич души не чаял, вырос негодяем. Сама жизнь наказала героя за его жестокость, но не смогла изменить его. Николай Алексеевич, несмотря на солидный возраст, так и остался слабым, безвольным человеком, зависимым от общественного мнения и царивших в обществе условностей.

Характер героя

Николай Алексеевич неприязненно относится к людям низшего класса. Он нервно кричит в ожидании на кучера, прислугу. Мужчина внимателен к окружающим, подмечает мелочи. В горнице Надежды он признает чистоту и приятную обстановку. Николай Алексеевич усталый и рассеянный. Эти качества пропадают, когда он узнает в женщине бывшую возлюбленную — Надежду. Нельзя сказать, что жизнь сделала мужчину бесчувственным, озлобленным человеком. Он краснеет «до слез», бормочет от стыда, болезненно усмехается. Автор подсказывает, мужчина умен. Николай признается горничной в несчастье, но бежит от искреннего разговора. Трусливость и нерешительность – основные черты его характера. Даже в преклонном возрасте мужчина остается в плену общественных рамок. Он боится задержаться, не доверяя самому себе. К чему вспоминать то, что прошло. «Все проходит, все забывается.» — пытается сам себя уговорить Николай, но то, как быстро он вспомнил Надежду, говорит об обратном. Мало событий было в жизни дворянина. Ярким пятном осталась юношеская любовь, которой пожертвовали ради положения в обществе.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Сильной, цельной личностью предстает перед читателем Надежда. В молодости она была очень красивой девушкой, чем-то напоминавшей цыганку. Всей страстью своей сердца она полюбила молодого барина Николая, однако их связь была недолгой. Понимая, что никакого будущего с простой крестьянкой у него нет, Николай жестоко бросил свою возлюбленную. После предательства Надежда хотела покончить жизнь самоубийством, но нашла в себе силы жить дальше. Она отвергала многочисленных ухажеров, оставаясь верной своему чувству к Николаю. Благодаря своему уму и решительности Надежда научилась зарабатывать на жизнь самостоятельно, без мужа. Она держала постоялый двор, давала деньги в рост, и все отмечали ее справедливость и честность. Несмотря на свое низкое социальное положение, надежда оказалась гораздо более благородной и возвышенной, нежели ее возлюбленный. Женщина пронесла любовь через много лет, никого не обманула и не предала, смогла искренне простить своего обидчика. В этом и заключалась ее удивительная сила и стойкость.

Тёмные аллеи

При сквозном чтении «Тёмных аллей» бросается в глаза «избыток рассматривания женских прельстительностей», как выразился Фёдор Степун

Фёдор Августович Степун (1884–1965) — философ и мемуарист. До эмиграции издавал философский журнал «Логос», воевал в Первой мировой — этот опыт он отразил в книге «Из писем прапорщика-артиллериста», занимал должность во Временном правительстве. В 1922 году Степуна высылают из страны в рамках борьбы с инакомыслием. После эмиграции философ пережил ещё и немецкий нацизм — в Германии он преподаёт в университете, редактирует философские журналы, пока нацисты не лишают его права преподавать; в это время Степун работает над своими воспоминаниями о России «Бывшее и несбывшееся». ⁠ . Чего стоят многочисленные описания щиколоток, бёдер, коленей, лодыжек и ступней, как будто заключающие в себе всю историю русского литературного фут-фетишизма, от пушкинских «ножек Терпсихоры» до Олейникова («Верный раб твоих велений, / Я влюблён в твои колени / И в другие части ног — / От бедра и до сапог»).

Избыток этот имеет накопительный эффект: отдельные женские портреты исполнены тонкого лиризма, но в совокупности составляют настоящий реестр женских фигур разной степени полноты, оттенков волос, глаз и кожи, грудей, животов и коленей всех форм, родинок и усиков. Этот эротически-анатомический атлас производит леденящее впечатление, приводя на ум тургеневского Базарова, говорившего о красивой женщине: «Этакое богатое тело! <…> Хоть сейчас в анатомический театр».

«Анатомический» подход Бунина к себе подобным, в «Тёмных аллеях» окрашенный любованием, был свойственен ему и в совершенно неэротических контекстах. Так, в автобиографической «Жизни Арсеньева» герой сожалел, что его возлюбленная Лика не сочувствует его главному интересу: «Я страстно желал делиться с ней наслаждением своей наблюдательности, изощрением в этой наблюдательности, хотел заразить её своим беспощадным отношением к окружающему». У Лики его наблюдения, например над икрами толстого полицейского пристава в «блестящих крепко выпуклых голенищах», вызывают брезгливое сожаление. Арсеньев смотрит на живых людей с чувством физиологического превосходства, прямо выводя душевные и умственные свойства из их анатомии: «Какое количество мерзких лиц и тел! Ведь это даже апостол Павел сказал «Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная у скотов…» Некоторые просто страшны! На ходу так кладут ступни, так держат тело в наклон, точно они только вчера поднялись с четверенек».

Дети так же внимательны и любопытны к новым лицам, как собаки к незнакомым собакам

Иван Бунин

Подобной наблюдательностью Бунин шокировал современников и в быту, особенно любовно описывая в мемуарах коллег по цеху — «тщедушного, дохлого от болезней Арцыбашева», «педераста Кузмина с его полуголым черепом и гробовым лицом, раскрашенным как труп проститутки» или «извилистые, жабьи губы» Маяковского.

Нужно заметить, что для его времени такие взгляды не были чем-то необычным — в начале XX века считалось, например, что преступнику присущи атавистические черты, как будто он стоит на иной ступени эволюции, чем его современники. В своём труде «Преступления, причины, средства борьбы» (1899) основатель биокриминалистики итальянский психиатр Чезаре Ломброзо выделял физиологические признаки прирождённых преступников: например, «низкий и наклонный лоб, отсутствие чёткой границы роста волос»; «большие глазницы с глубоко посаженными глазами»; «кривой или плоский нос». Сравните с портретом героя бунинской «Барышни Клары», грузинского купчика, в порыве звериной похоти убившего проститутку: «Чуть не до бровей заросший по низкому лбу красноватыми жёсткими волосами, лицом брит и смугл; нос имел ятаганом, глаза карие, запавшие».

Чуть позже русский психиатр (и сторонник расовой теории) Иван Сикорский предлагал использование «поэтических изображений душевных состояний» и «художественных произведений для целей научных и физиогномических»

18 Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев: Типография С. В. Кульженко, 1904. ⁠ . Как будто ответом на заказ Сикорского выглядит ранний рассказ Бунина «Петлистые уши» (1916): «У выродков, у гениев, у бродяг и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, вот на ту самую, которой и давят их». «Большие, выступающие уши» отмечал Ломброзо, здесь же можно вспомнить уши Алексея Каренина, хрящами подпиравшие шляпу: через физический признак Толстой проявляет жестокость и лицемерие в «правдивом, добром и замечательном в своей сфере» человеке.

Однако никто, наверное, до Бунина не применял такой безжалостно-анатомический взгляд, любуясь женским телом. И в отличие от Лики, списанной с реальной женщины с её реальными, можно предположить, реакциями, вымышленные героини «Тёмных аллей» в полной мере готовы стать «соучастницами его чувств и мыслей» и блещут не менее изощрённой наблюдательностью.

В «Натали» Соня так описывает герою свою будущую соперницу:

Представь себе: прелестная головка, так называемые золотые волосы и чёрные глаза. И даже не глаза, а чёрные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже чёрные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего.

«Так называемые золотые», «конечно, огромные»: Соня описывает подругу как хорошо изученный вид, которому свойственна та или иная окраска и густота волосяного покрова. Не отстаёт и Натали: «Ваш кузен, этот, простите, упитанный, весь заросший чёрными блестящими волосами, картавящий великан с красным сочным ртом…»

А вот герой «Руси» описывает жене свою первую любовь: «Длинная чёрная коса на спине, смуглое лицо с маленькими тёмными родинками, узкий правильный нос, чёрные глаза, чёрные брови… Волосы сухие и жёсткие слегка курчавились. <…> Лодыжки и начало ступни в чуньках — всё сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями». Жена подхватывает: «Я знаю этот тип. <…> Истеричка, должно быть». «А у Ли… груди, конечно, острые, маленькие, торчащие в разные стороны? Верный признак истеричек», — эхом отзывается заглавная героиня новеллы «Генрих», подобными разговорами просто переполненной:

Что ж тут описывать, не видала ты, что ли, цыганок? Очень худа и даже не хороша — плоские дегтярные волосы, довольно грубое кофейное лицо, бессмысленные синеватые белки, лошадиные ключицы в каком-то жёлтом крупном ожерелье, плоский живот…

Женщина у Бунина готова исследовать тело другой женщины с той же безжалостной и расчеловечивающей наблюдательностью, что и герой. Такая нелояльность собственному гендеру находит у Бунина сюжетную мотивацию — Генрих и безымянная молодая жена в «Русе» разбирают чужие стати с позиции превосходства, уже одержав победу; менее уверенная в себе Соня, предчувствуя поражение, как будто «идентифицируется с агрессором»: они с «Витиком» оказываются заговорщиками, объективирующими соперницу совместно. Однако складывается впечатление, что сюжетная мотивация тут второстепенна: героиня просто становится ещё одним эхом автора, для удобства и занимательности раскладывающего на реплики свои наблюдения равно над женским телом, природой и погодой. Ту же роль выполняют в «Тёмных аллеях» случайные персонажи — в «Гале Ганской» художник и бывший моряк вспоминают, например, весну в Одессе и «всю её совершенно особенную прелесть — это смешение уже горячего солнца и морской ещё зимней свежести, яркого неба и весенних морских облаков». Кто это говорит, художник? Нет, моряк.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

В рассказе «Темные аллеи» И. А. Бунин продемонстрировал роковое чувство, которое оказало большое влияние на судьбы главных героев. Однако от этого оно не стало менее прекрасным и волнительным. Любовь, которая некогда соединила Николая и Надежду, навсегда осталась в их памяти. Это было самое прекрасное, самое светлое чувство, что довелось им испытать в жизни. К сожалению, оно ушло безвозвратно, но оставило после себя глубокий след. Такая сильная любовь, которую довелось испытать Надежде, является настоящим подарком судьбы. Жизнь без столь яркого, вдохновляющего чувства проходит серо, пусто, безрадостно. Но именно такая любовь является своеобразным испытанием для личности человека: кто-то проходит его достойно, как Надежда, а кто-то — пугается и бежит от него без оглядки, как это сделал Николай. В этом и заключается идея произведения – не все способны принимать этот дар небес, и бережно хранить его.

Ушедшая любовь служит в произведении и некоей аллегорией того чувства, которое испытывал Иван Алексеевич во время эмиграции. Он очень тосковал о родине, продолжал ее любить, однако не мог смириться с переменами, которые в ней произошли, и был вынужден жить вдали от отчизны.

Пошлая история

Любовь к крестьянской девушке нашла в речи дворянина эпитет – пошлая. Такие истории были не редкостью на Руси, множество из них стали сюжетами рассказов. С другой стороны, этот же эпитет характеризует и семейную жизнь Николая. Обидно осознавать, что мужчина любил не ту, которая могла бы сделать его счастливым. Власть сословных границ сильнее. Найти себе достойную жену Николай мог только среди равных себе по положению в обществе, опуститься до красавицы крестьянского происхождения он не может. Такая женитьба – это глупость, вздор. Чувство любви у дворянина скрылось в темных аллеях, растворилось в воздухе и растаяло в прошлом.

Содержание

  1. Надежда
  2. Николай Алексеевич
  3. Жена Николая Алексеевича
  4. Кучер Клим
  5. Сын генерала

«Тёмные аллеи» — рассказ А.И. Бунина, написанный им в 1938 году. Во время работы над произведением автор находился в эмиграции и сильно тосковал по родине.

Сюжет произведения. Одним днём к горнице, находившейся неподалёку от почтовой станции, подъехал мужчина. На входе его встретила женщина. Было видно, что в молодости она была красавицей. Во время разговора с мужчиной она неожиданно называет его по имени и отчеству — Николаем Алексеевичем. Шокированный мужчина узнаёт в ней девушку, в которую был влюблён тридцать лет тому назад, но с которой расстался из-за неравенства в социальном статусе — она была крестьянкой, а он — дворянином знатного происхождения. Оказалось, что женщина не смогла забыть мужчину и простить его предательство. Жизнь Николая Алексеевича тоже не сложилась. С тяжестью в сердце герои прощаются.

Несмотря на небольшой объём и незамысловатый сюжет, произведение достаточно сложно для осмысления и анализа. В нём автор размышляет о любви, потерянной и забытой, о выборе и его последствиях.

Рассмотрим образы героев рассказа.

Надежда

Надежде сорок восемь лет, она — достаточно успешная владелица горницы, живёт одна. О её внешности говорится следующее: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Ей свойственны чистоплотность, аккуратность, хозяйственность.

Надежда, без сомнений, при желании могла бы устроить свою жизнь, но все тридцать лет она не могла забыть своего возлюбленного. «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», — говорит женщина. Она до сих пор помнит, как влюблённый Николенька читал ей стихи.

Даже спустя десятилетия Надежда не смогла простить то, как поступил с ней любимый человек: «скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Бросается в глаза то, что она обращается к Николаю Алексеевичу исключительно на «вы».

Николай Алексеевич

Внешность героя описана так: «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II». Возраст героя — около шестидесяти лет. Он изображён как человек уставший, несчастливый, слегка раздражительный.

В молодости он любил Надежду, но затем его любовь прошла, он завёл семью и любил свою жену («кажу откровенно, — жену я без памяти любил»). Но жена изменила ему и бросила даже более некрасиво, чем сам Николай бросил Надежду, а сын вырос негодяем и наглецом. Как мы видим, его жизнь сложилась не лучшим образом.

Николай Алексеевич явно жалеет о том, что предал Надежду, и испытывает перед ней чувство стыда: «Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит», — пытается он оправдаться перед ней и перед самим собой. Его рассказ о своей неудачной семейной жизни также кажется своеобразной попыткой слегка смягчить обиду, нанесённую бывшей возлюбленной.

«Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?», — размышляет Николай Алексеевич, простившись с Надеждой. Видно, что он испытывает не только стыд за оскорбление чувств женщины, но и осознаёт (пускай и не хочет признавать), что с ней его жизнь сложилась бы более удачно, с ней он, возможно, был бы счастлив.

Таким образом, один поступок Николая Алексеевича повлиял на всю последующую жизнь героев. Судьба обоих персонажей вызывает сопереживание у читателя.

Бунин рассказывает нам трогательную историю о любви, пронесённой сквозь года, показывает, как это чувство меняет судьбы людей, и как важно сделать правильный выбор, чтобы не жалеть о нём всю оставшуюся жизнь.

Жена Николая Алексеевича

Известно, что супруг очень ее любил, несмотря на это, она ему изменяла, предала, уничтожила.

Кучер Клим

Местный рабочий ведет генерала к поезду, рассказывая о трактирщице. Он, как и любой сельский крестьянин, восхищается Надеждой, ее умом, характером, хваткой. Она говорит, что «до боли крутится» с нечестными, обманывающими.

Сын генерала

О нём сам отец отзывается, как о подлеце, транжире, бестолковом сыне. Не получилось воспитать в нём ни совести, ни чести, ни уважения к старшим.

«Темные аллеи» ‒ сборник рассказов И. А. Бунина, главной темой которого является тема любви. В сборнике есть рассказ «Темные аллеи». Герои сборника закономерно подходят к той точке, когда продолжать отношения невозможно. Это то, что объединяет все рассказы сборника.

Герои рассказа «Тёмные аллеи» Бунина

Раскрывая любовь на ее пике, Бунин специально не желает продолжать историю. Продолжаясь, любовь расщепляется в быту, теряется среди жизненных обстоятельств. Автор же хочет показать горящие глаза и пылающие сердца тогда, когда любовь приносит наивысшее счастье, когда она зарождается и только начинает жить.

Содержание

  1. Любовь в рассказе «Темные аллеи»
  2. Краткое описание персонажей
  3. Подробная характеристика героев
  4. Запоминающиеся персонажи рассказа Бунина

Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Первый рассказ сборника, как и весь цикл называется «Темные аллеи». Здесь речь идет о двух, уже не молодых людях, которые встречаются спустя 30 лет после знакомства. В те далекие времена барин соблазнил молоденькую крестьянку и уже через несколько дней забыл об ее существовании. Но она не забыла, она по-прежнему его любит даже спустя столько лет.

Барин даже не узнал в содержательнице гостиного двора ту юную девчонку, которая была безумно в него влюблена. Со стороны женщины любовь была искренняя,настоящая. За эти годы она не вышла замуж и не родила детей. Николай Алексеевич же, напротив, был женат и имел сына.

Но жена его бросила, а сын вырос подлецом. Вспоминая прошлое, он понимает, что единственное настоящее светлое чувство к нему было как раз у Надежды. Но даже осознав это, он считает, что любовь проходит и чувства притупляются, Надежда же напротив верит в настоящую любовь, которая никогда не исчезает.

И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени: способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная».

Писатель делает вывод, что обрести настоящее счастье можно, имея не только физическую, но и духовную близость. Он не возвышает платонические отношения над инстинктами. Для него оба этих проявления чувств являются основополагающими настоящих отношений.

Краткое описание персонажей

Главные герои:

  • Николай Алексеевич – высокий худой мужчина шестидесяти лет, военный. В молодости любил Надежду, но бросил ее. Был женат, имеет сына.
  • Надежда – женщина сорока восьми лет, хозяйка постоялого двора. Всю жизнь любила Николая Алексеевича, из-за чего так и не вышла замуж.

Другие персонажи:

  • Клим – кучер Николая Алексеевича.

Подробная характеристика героев

В рассказе Бунина “Тёмные аллеи” герои случайно встречаются после тридцатилетней разлуки. Характеристика героев произведения подаётся через их диалог, описание поведения при встрече, внутренние монологи. Имена героев тоже играют своеобразную роль в произведении: Николай Алексеевич когда-то был Николенькой, тогда он был счастлив.

Главные герои:

Николай Алексеевич

Мужчина за шестьдесят, высокий, стройный, похож на Александра Второго. В молодости любил крепостную девушку, но женился на женщине из своего сословия. Автор показывает главного героя нерешительным, уставшим, несчастливым. Он старается оправдаться, говорит, о том, что всё проходит…

Пытается узнать: простила ли его Надежда, рассказывает ей о неудавшемся браке, о том, что она – самое светлое, что было у него в жизни. Доля трусости и незрелости есть в поведении даже пожилого героя, он сбегает от хозяйки постоялого двора, сославшись на спешку.

Надежда

Простая, искренняя, работящая, хозяйственная, умная. Ей 48 лет. Кучер отзывается о Надежде, как о справедливой, честной, предприимчивой женщине. Она не вышла замуж, любовь юности стала для неё смыслом жизни.

Сильная, волевая натура: она не смогла простить Николая. Этот образ вызывает у читателя симпатию, в отличие от пожилого генерала. В беседе она прямолинейна, откровенна, не увиливает и не стыдится своей жизни.

Провожая старую любовь, Надежда долго смотрит в окно вслед его тарантаса. Возможно, она надеется, что хотя бы сейчас он решится на поступок.

Второстепенные персонажи:

Жена Николая Алексеевича

Известно, что супруг очень любил её, несмотря на это, она изменила ему, предала, разрушила семью.

Кучер Клим

Местный работник, увозит генерала к поезду, рассказывая о хозяйке постоялого двора. Он, как всякий деревенский мужик, восхищается Надеждой, её умом, характером, хваткой. Говорит, что она “больно крута” с теми, кто нечестен, обманывает.

Сын генерала

О нём сам отец отзывается, как о подлеце, транжире, бестолковом сыне. Не получилось воспитать в нём ни совести, ни чести, ни уважения к старшим.

Иван Бунин – чуткий знаток человеческих душ, мастер художественного слова в сфере чувств, отношений, эмоций. Рассказ был написан автором в период эмиграции, оттого он так пронзителен, трогателен, красив.

Главные герои “Тёмные аллеи” не смогли построить свою жизнь из-за принятых в обществе норм и устоев, нарушить которые у Николая Алексеевича не хватило духу. В этом состоит весь трагизм ситуации: свободный, постаревший возлюбленный Надежды, сбежав от неё, бежит от себя всю жизнь.

Запоминающиеся персонажи рассказа Бунина

В данном великолепном произведении, написанном замечательным автором Буниным, содержится история, которая рассказывает о невероятной случайной встрече героев, которые не виделись на протяжении последних тридцати лет.

Николая можно назвать человеком, который крайне сильно был влюблен в простую крепостную девушку. Ее звали Надеждой, и она была безумно привлекательной особой. Несмотря на то, что она была брошена главным героем, она сохранила все свои чувства к данному персонажу на протяжении всей своей жизни.

Также, стоит отметить, что Николай имеет крайне тяжелую судьбу, так как большая должность не принесла ему никакого счастья и радости в его жизнь. Интересна также и форма повествования, которая есть в данном произведении.

О характерах героев читатель узнает из различных диалогов, которые выстраивают эти герои. Они получаются очень интересными и яркими. Крайне важным элементом, который хотелось бы подчеркнуть, является то, что когда-то Надя называла персонажа Николенька, а сейчас он представился ей Николаем Алексеевичем.

Здесь автор говорит о том, что несмотря на то, что герой занимает немаленькую должность, это мешает ему быть открытым и искренним человеком.

Когда-то Николай был довольно счастливым человеком. Сейчас же ему больше шестидесяти лет, он высок, худощав и внешне похож на такого правителя, как Александр Второй. Свою любовь юности он не смог взять в жены по той причине, что он хотел более выгодного для себя брака.

И действительно, он женился на девушке из богатой семьи, которую он не любил. Он показан в произведении, как нерешительный человек, который устал от жизни, и понимает, что проживает несчастливую жизнь, так как окружил себя людьми, которые не относятся к нему искренне.

Когда он разговаривает с Надеждой, то выясняет у нее, не пронесла ли она обиду молодости через всю свою жизнь, на что девушка отвечает, что она не хранила какую-либо злость на него. Несмотря на свой преклонный возраст, он остается немного трусливым и застенчивым человеком.

Надя в произведении показана как добродушная, простая и трудолюбивая женщина, которая приближалась к отметке своего пятидесятилетия. Она весьма умна, и строит планы на свою будущую жизнь, так как считает, что никогда не поздно начинать сначала совершать какие-либо поступки, которые будут отражены на судьбе человека.

Несмотря на то, что она все-таки была обижена на Колю, она показана очень сильной и мудрой женщиной, которая очень откровенна и пряма в своих речах. Также, стоит отметить, что она и в сегодняшнем дне ждет от героя каких-либо решительных действий, так как все еще любит его. Она ведет очень честную и интересную жизнь.

Читайте также: Бианки Сова – анализ и сочинения по сказке для школьников.

Сборник «Темные аллеи» часто называют энциклопедией любви. В каждом рассказе автору удалось запечатлеть это разнообразное, противоречивое чувство. Каждый рассказ ‒ необыкновенная история любви, трагической, пылкой и разной для каждого.

  • Николаевск на амуре как пишется
  • Николаевна на английском как пишется правильно
  • Николаевна как пишется на русском
  • Никем нелюбимое место как пишется
  • Никем незамеченная ошибка как пишется