Николай Михайлович Кочергин родился 1897 года в селе Всесвятском. Это небольшое село находилось в нескольких верстах от Тверской заставы. Сегодня именно здесь расположена станция метро «Сокол”. После нескольких лет занятий в сельской школе Николай Кочергин был определен в городское училище в Замоскворечье, где учился без особого желания и предпочитал вместо уроков убегать в Третьяковскую галерею или Румянцевский музей. Любовь к искусству привела его в 1908 году в Строгановское художественно-промышленное училище.
Получив сначала общее образование, Кочергин успешно овладел и специальными предметами. Этому способствовали опытные преподаватели, работавшие в училище.
Умение свободно разбираться в эпохах и стилях, привычка просматривать альбомы, справочники, знакомясь с которыми художник постоянно пополнял свои знания, подтолкнули Кочергина к собиранию книг. За несколько десятилетий им была собрана богатая библиотека по изобразительному искусству, одна из наиболее значительных в частных коллекциях Ленинграда.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, внеся в него свой оригинальный вклад, такими произведениями агитационного искусства, как «Очередь за Врангелем”, «1 Мая”, «Дети-цветы коммуны”. К этому необходимо добавить его обширную деятельность для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама”, «Огонек”, «Вокруг света” и «Мир приключений”.
Следует отметить не устаревшую и поныне замечательную работу художника, выполненную для ленинградского кукольного театра Евгения Деммени «Гулливер в стране лилипутов”. Искусно и остроумно им вырезанные из дерева куклы, уже более полувека не сходят со сцены, радуя своей удивительной образностью.
С 1941 года основным делом Кочергина стала агитационо-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде, как и тысячи ленинградцев, тяжело-больной Кочергин отдавал созданию агитационных произведений все свои силы. Он принимал участие и в создании «Окон ТАСС”. Весной 1942 года он был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни” по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен — «Новгород наш” (1946), «Ленинградцы” (1948), «Штурм Зимнего дворца” (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Приключенческие повести Г.Матвеева «Зеленые цепочки”, П.Капицы «В открытом море” и Э.Выгодской «Опасный беглец” были одними из первых произведений, проиллюстрированных художником для «Детгиза”. Во второй половине пятидесятых годов с рисунками Кочергина был издан «Всадник без головы” Майн Рида.
Эпос нашей страны — обширная область работы Кочергина в детской книге. Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, далекой Тувы.
Несколько раз переиздавался в его оформлении «Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки II.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.
Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала”. Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году. Четыре года спустя, в 1957 году, «Калевала”, выпущенная «Детгизом”, пополнилась новыми графическими листами. Оформление книги было улучшено художником. Но он не остановился на достигнутом. В издании 1967 года рисунки стали еще образнее. Чувствуется широта характеров героев, неиссякаемый оптимизм, могучии жизненная и душевная силы.
Русский и зарубежный фольклор, приключенческий жанр, произведения современной литературы — это лишь преобладающие стороны обширного творчества художника. Рисунки к египетским, вьетнамским сказкам, к произведениям китайской классики XIV века, к фантастической повести М.Зуева-Ордынца «Сказание о граде Ново-Китеже”,
к стихам С.Михалкова (отмеченным дипломом на Всесоюзном конкурсе 1967 года) — это всего часть произведений книжной графики Кочергина шестидесятых годов.
Сказка В.Жухровского «Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоенна диплома Всероссийского конкурса искусства книги. Художник улучшил издание «Калевалы” 1973 года. Он сделал заставки цветными и более цельными.
Кочергину очень близка тема героических деяний, она нашла широкое развитие в его иллюстрациях. Рисунки к книгам «Русские богатыри” и «Русские конники” (издательство «Малыш”, 1971) знакомят юного читателя с подвигами русских воинов от сказочных былинных времен до периода Великой Отечественной войны. Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей.
Важную военно-патриотическую тему развивают и рисунки художника к книгам «Богатыри” (1972) и «Денис Давыдов” (1973).
В произведениях Кочергина получили особенно образное воплощение народные предания о славных витязях. Лучшие из его иллюстраций к былинам «Святогор” и «Добрыня Никитич” принадлежат к наиболее впечатляющим страницам книжной графики на темы фольклора.
Эти творческие достижения еще раз убеждают, что Кочергин — один из самых опытных и значительных мастеров советской детской книги, завоевавший широкое признание. Достижения Кочергина в иллюстрировании детской литературы и в эстампах на темы фольклора знаменовали высший этап развития его графики, связанный с общим подъемом советского искусства в середине шестидесятых и в семидесятые годы.
Количество произведений Кочергина очень велико. Художник работал в искусстве более полувека и всегда говорил, что он стремился, чтобы его искусство было доступно самым широким слоям зрителей.
Спасибо за внимание! Всем дружной семьи, крепкого здоровья и благополучия!
-
-
June 23 2014, 12:14
- Литература
- История
- Cancel
Сказочный мир Николая Кочергина
Продолжаем цикл рассказов о творчестве талантливых художников-иллюстраторов.
Николай Михайлович Кочергин (1897—1974) сделал больше, чем просто проиллюстрировал ряд детских сказок. Именно этот художник показал нам былинную Русь, загадочную Японию, красочную Бирму, экзотическую Индию, грандиозный Китай, мистическую Корею и множество других стран, народные сказки которых украсили работы мастера.
Как все начиналось
Родился Николай Михайлович в небольшом селе под Москвой, а жизнь свою связал с Ленинградом. До того как стать звездой детской иллюстрации, Николай Кочергин создавал агитационные плакаты военного времени, занимался резьбой по дереву, сотрудничал с детским кукольным театром, иллюстрировал газеты и журналы. В 50-60-х годах Кочергин практически целиком посвятил себя иллюстрации детских книг. Художника привлекли былины, народные сказы и эпосы.
«Калевала»
Одна из самых заметных работ Николая Кочергина – иллюстрация карело-финского эпоса «Калевала». Над этой книгой художник работал на протяжении всей жизни. Первое издание «Калевалы» вышло в 1953 году. В 1957 и 1967 выходили дополненные издания, в которые вошли новые рисунки мастера. А в 1973 году Николай Кочергин дополнил «Калевалу» цветной графикой.
Русские сказки и былины
Русские богатыри и легендарные герои не раз вдохновляли Николая Михайловича на создание целых циклов сказочных иллюстраций. Чудом выжив во время Великой Отечественной войны (полуживого Николая Кочергина эвакуировали из блокадного Ленинграда по дороге жизни), в 1949 году художник проиллюстрировал книгу «Русь богатырская», ставшую памятником погибшим солдатам.
Также Кочергин создал множество иллюстраций к русским волшебным сказкам, среди которых: «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Летучий корабль» и многие другие.
Сказки народов мира
Никогда не путешествуя за пределы Средней Азии, Николай Кочергин в своих работах смог очень точно воссоздать атмосферу сказочного Востока. Художник проиллюстрировал множество корейских, индийских, японских, китайских, вьетнамских сказок, создав свой собственный сказочный мир.
Наши планы
Книги с иллюстрациями Кочергина выходят в издательстве «Нигма» в серии «Наследие Н. Кочергина». В 2014 году вне этой серии мы планируем издать книгу-раскладушку для детей «У Лукоморья дуб зеленый».
Также планируем начать новую серию приключенческих книг с черно-белой графикой Николая Кочергина. Это будет ответвление от полюбившейся уже читателям серии «Страна приключений». Книги в серии будут меньшего размера и с черно-белыми иллюстрациями.
Среди первых в серии выйдут:
Роман Майн Рида «Всадник без головы», иллюстрации к которому Николай Михайлович создал в 50-х годах.
«Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Жюль Верна
Роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» (1928 г.), иллюстрации к которому стали одной из первых работ Николая Кочергина в этом жанре.
Николай Михайлович Кочергин (1897-1974) — советский художник-иллюстратор, посвятивший детской книжной иллюстрации более 25 лет.
После окончания Строгановского художественно-промышленного училища в 1918 году работал, в основном, художником театра, занимался графикой, трудился в резчицкой деревянной мастерской.
Резьба по дереву была одним из увлечением художника, его искусно созданные куклы для ленинградского театра Евгения Деммени до сих пор задействованы в спектаклях.
Художник стоял у истоков искусства советского политического плаката, во время гражданской войны был руководителем плакатной мастерской в Харькове.
В дальнейшем внес большой вклад в агитационное искусство, продолжая свою деятельность так же и в периодических изданиях, оформляя и создавая карикатуры для журналов «Огонек», «Вокруг света», «Мир приключений».
Кочергин собрал большую и драгоценную библиотеку по изобразительному искусству, одну из богатейших книжных коллекций Ленинграда.
После войны Кочергин в основном сосредоточил свое внимание на иллюстрации детской книги. Писал рисунки для детских журналов, сотрудничал с легендарным издательством «Детгиз».
Во второй половине пятидесятых годов с рисунками Кочергина был издан «Всадник без головы” Майн Рида.
Несколько раз переиздавался в его оформлении «Конек-горбунок” Ершова.
В шестидесятые годы Кочергиным было оформлено множество книг, приключенческие и фантастические произведения, народные эпосы, как русские, так и зарубежные, современная литература, произведения китайской классики, египетские и вьетнамские сказки и многое-многое другое.
Сказка В.Жухровского «Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоена диплома Всероссийского конкурса искусства книги.
«СКАЗКИ ИНДИИ»
(«Детгиз», 1957 год, илл.Н.Кочергина)
форзац
ЛЯГУШКА, ЗМЕЯ И КРАБ
Жила одна лягушка. Рядом с её домом поселилась змея, и всякий раз, как у лягушки выводились лягушата, змея являлась и пожирала их. Лягушка ничего не могла с ней поделать и молча терпела своё горе.У лягушки был большой приятель – краб. Как-то раз она разговорилась с ним о своём житье-бытье и пожаловалась:-Змея мне прямо житья не даёт! Всех моих лягушат сожрала. Посоветуй, что мне делать, как от неё, злодейки, избавиться.-Сам я не в силах драться со змеёй, но могу ей отмстить, -сказал краб. –Надо бы попросить кого-нибудь, кто сильнее змеи, избавить тебя от неё.Подумал-подумал краб и придумал.-Слушай, -сказал он. –Недалеко отсюда живёт мангуста. Ты сделай вот что: налови рыбёшек и разложи их недалеко друг от друга между домом мангусты и змеиной норой. Мангуста станет подбирать их и есть одну за одной, и так дойдет до змеиной норы. А как увидит, что рыбок больше нет, заберется в нору к змее и разорвет злодейку.Как сказал краб, так лягушка и сделала. Вылезла мангуста из своего домика, увидела рыбок, стала подбирать и есть их одну за одной, и так дошла до самой змеиной норы. А когда рыбки закончились, забралась в нору к змее и разорвала её на куски.Так лягушка избавилась от своего заклятого врага.
Кто не может одолеть врага силой, тот может победить его разумом.
Источник
В селе Всехсвятском, которое находилось в нескольких верстах от Тверской заставы Москвы, в мае 1897 года родился будущий «сказочный» художник Николай Кочергин. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь начиная с 1908 года он учился в Строгановском художественно-промышленном училище.
Этот СКАЗОЧНЫЙ художник отрисовывал всевозможные сказки: русские, японские, индийские, монгольские, китайские и другие. Подлинную славу и известность принесли Кочергину иллюстрации к русским сказкам и былинам, выполненные в стиле ‘A La Russe’.
Приступая к работе, он долго и скрупулёзно изучал историю, быт, костюмы и обычаи той или иной страны, образцы её национального искусства, затем создавал множество чёрно-белых эскизов, которые потом превращались в детально точные иллюстрации. Кочергин тщательно прорабатывал в рисунках архитектуру и предметы интерьеров, детали одежды и украшений нарисованных персонажей.
Давайте вспомним и полюбуемся этими прекрасными, на диво выразительными и живыми рисунками талантливого художника, которые будто открывают читателю двери в необыкновенную сказку.:))
Кони ржали и храпели,
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой,
Хвост струился золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты.
Любо-дорого смотреть!
Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо Жар-птицы,
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесет оно с собою…
Свет такой тут заблистал,
Что чуть спальник не вскричал,
И от страху так забился,
Что овес с него свалился.
Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец скрывает,
Но не злато, не сребро —
Жароптицево перо…»
Что, Иванушка, не весел?
Что головушку повесил?-
Говорит ему конёк,
У его вертяся ног.
Царь смотрел и дивовался,
Гладил бороду, смеялся
И скусил пера конец.
Вот полночною порой
Свет разлился над горой,-
Будто полдни наступают,
Жары-птицы налетают…
Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да, и солнышко — ей брат.
И серебряным веслом
В окияне правит том…
Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я — Иванушка Петрович,
Из далёких я сторон
И привёз тебе поклон.
Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Любо, любо! -все кричат.-
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана.
А это иллюстрации Н.М. Кочергина к другим сказкам:
Иллюстратор Кочергин Николай Михайлович