Николай кочергин иллюстратор русских сказок

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 1

Николай Михайлович Кочергин родился 1897 года в селе Всесвятском. Это небольшое село находилось в нескольких верстах от Тверской заставы. Сегодня именно здесь расположена станция метро «Сокол”. После нескольких лет занятий в сельской школе Николай Кочергин был определен в городское училище в Замоскворечье, где учился без особого желания и предпочитал вместо уроков убегать в Третьяковскую галерею или Румянцевский музей. Любовь к искусству привела его в 1908 году в Строгановское художественно-промышленное училище.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 2

Получив сначала общее образование, Кочергин успешно овладел и специальными предметами. Этому способствовали опытные преподаватели, работавшие в училище.

Умение свободно разбираться в эпохах и стилях, привычка просматривать альбомы, справочники, знакомясь с которыми художник постоянно пополнял свои знания, подтолкнули Кочергина к собиранию книг. За несколько десятилетий им была собрана богатая библиотека по изобразительному искусству, одна из наиболее значительных в частных коллекциях Ленинграда.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).

Кочергин создавал советский плакат, внеся в него свой оригинальный вклад, такими произведениями агитационного искусства, как «Очередь за Врангелем”, «1 Мая”, «Дети-цветы коммуны”. К этому необходимо добавить его обширную деятельность для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама”, «Огонек”, «Вокруг света” и «Мир приключений”.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 3

Следует отметить не устаревшую и поныне замечательную работу художника, выполненную для ленинградского кукольного театра Евгения Деммени «Гулливер в стране лилипутов”. Искусно и остроумно им вырезанные из дерева куклы, уже более полувека не сходят со сцены, радуя своей удивительной образностью.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 4

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 5

С 1941 года основным делом Кочергина стала агитационо-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде, как и тысячи ленинградцев, тяжело-больной Кочергин отдавал созданию агитационных произведений все свои силы. Он принимал участие и в создании «Окон ТАСС”. Весной 1942 года он был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни” по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен — «Новгород наш” (1946), «Ленинградцы” (1948), «Штурм Зимнего дворца” (1950).

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 6

Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Приключенческие повести Г.Матвеева «Зеленые цепочки”, П.Капицы «В открытом море” и Э.Выгодской «Опасный беглец” были одними из первых произведений, проиллюстрированных художником для «Детгиза”. Во второй половине пятидесятых годов с рисунками Кочергина был издан «Всадник без головы” Майн Рида.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 7

Эпос нашей страны — обширная область работы Кочергина в детской книге. Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, далекой Тувы.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 8Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 9

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 10

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 11

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 12

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 13

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 14

Несколько раз переиздавался в его оформлении «Конек-горбунок”. Кочергин добился своего, оригинального прочтения знаменитой сказки II.П.Ершова. Красочность русской старины привлекла его и определила характер иллюстраций, столь же ярких и праздничных.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 15

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 16

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 17

Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала”. Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году. Четыре года спустя, в 1957 году, «Калевала”, выпущенная «Детгизом”, пополнилась новыми графическими листами. Оформление книги было улучшено художником. Но он не остановился на достигнутом. В издании 1967 года рисунки стали еще образнее. Чувствуется широта характеров героев, неиссякаемый оптимизм, могучии жизненная и душевная силы.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 18

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 19

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 20

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 21

Русский и зарубежный фольклор, приключенческий жанр, произведения современной литературы — это лишь преобладающие стороны обширного творчества художника. Рисунки к египетским, вьетнамским сказкам, к произведениям китайской классики XIV века, к фантастической повести М.Зуева-Ордынца «Сказание о граде Ново-Китеже”,

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 22

к стихам С.Михалкова (отмеченным дипломом на Всесоюзном конкурсе 1967 года) — это всего часть произведений книжной графики Кочергина шестидесятых годов.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 23

Сказка В.Жухровского «Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоенна диплома Всероссийского конкурса искусства книги. Художник улучшил издание «Калевалы” 1973 года. Он сделал заставки цветными и более цельными.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 24

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 25

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 26

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 27

Кочергину очень близка тема героических деяний, она нашла широкое развитие в его иллюстрациях. Рисунки к книгам «Русские богатыри” и «Русские конники” (издательство «Малыш”, 1971) знакомят юного читателя с подвигами русских воинов от сказочных былинных времен до периода Великой Отечественной войны. Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 28

Важную военно-патриотическую тему развивают и рисунки художника к книгам «Богатыри” (1972) и «Денис Давыдов” (1973).

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 29

В произведениях Кочергина получили особенно образное воплощение народные предания о славных витязях. Лучшие из его иллюстраций к былинам «Святогор” и «Добрыня Никитич” принадлежат к наиболее впечатляющим страницам книжной графики на темы фольклора.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 30

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 31

Эти творческие достижения еще раз убеждают, что Кочергин — один из самых опытных и значительных мастеров советской детской книги, завоевавший широкое признание. Достижения Кочергина в иллюстрировании детской литературы и в эстампах на темы фольклора знаменовали высший этап развития его графики, связанный с общим подъемом советского искусства в середине шестидесятых и в семидесятые годы.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 32

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 33

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 34

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 35

Количество произведений Кочергина очень велико. Художник работал в искусстве более полувека и всегда говорил, что он стремился, чтобы его искусство было доступно самым широким слоям зрителей.

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 36

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 37

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 38

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 39

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 40

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 41

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 42

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 43

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 44

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 45

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 46

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 47

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 48

Волшебные Сказки Николая Кочергина, фото № 49

Спасибо за внимание! Всем дружной семьи, крепкого здоровья и благополучия!

June 23 2014, 12:14

Categories:

  • Литература
  • История
  • Cancel

Сказочный мир Николая Кочергина

Продолжаем цикл рассказов о творчестве талантливых художников-иллюстраторов.

Николай Михайлович Кочергин (1897—1974) сделал больше, чем просто проиллюстрировал ряд детских сказок. Именно этот художник показал нам былинную Русь, загадочную Японию, красочную Бирму, экзотическую Индию, грандиозный Китай, мистическую Корею и множество других стран, народные сказки которых украсили работы мастера.

1

Как все начиналось

kochergin
Родился Николай Михайлович в небольшом селе под Москвой, а жизнь свою связал с Ленинградом. До того как стать звездой детской иллюстрации, Николай Кочергин создавал агитационные плакаты военного времени, занимался резьбой по дереву, сотрудничал с детским кукольным театром, иллюстрировал газеты и журналы. В 50-60-х годах Кочергин практически целиком посвятил себя иллюстрации детских книг. Художника привлекли былины, народные сказы и эпосы.

Русские_народные

«Калевала»

Одна из самых заметных работ Николая Кочергина – иллюстрация карело-финского эпоса «Калевала». Над этой книгой художник работал на протяжении всей жизни. Первое издание «Калевалы» вышло в 1953 году. В 1957 и 1967 выходили дополненные издания, в которые вошли новые рисунки мастера. А в 1973 году Николай Кочергин дополнил «Калевалу» цветной графикой.

Калевала_обл

Калевала

unishell (1)
unishell (2)

Русские сказки и былины

Русские богатыри и легендарные герои не раз вдохновляли Николая Михайловича на создание целых циклов сказочных иллюстраций. Чудом выжив во время Великой Отечественной войны (полуживого Николая Кочергина эвакуировали из блокадного Ленинграда по дороге жизни), в 1949 году художник проиллюстрировал книгу «Русь богатырская», ставшую памятником погибшим солдатам.

Богатырская_обл

богатрырская1
богатрырская2

Также Кочергин создал множество иллюстраций к русским волшебным сказкам, среди которых: «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Летучий корабль» и многие другие.

Русские_народные_обл
Сказочная.1
Сказочная

Сказки народов мира

Никогда не путешествуя за пределы Средней Азии, Николай Кочергин в своих работах смог очень точно воссоздать атмосферу сказочного Востока. Художник проиллюстрировал множество корейских, индийских, японских, китайских, вьетнамских сказок, создав свой собственный сказочный мир.



Бирма1

Индия1

Индия2

Китай1

Китай2

unishell (5)
unishell (6)

Наши планы

Книги с иллюстрациями Кочергина выходят в издательстве «Нигма» в серии «Наследие Н. Кочергина». В 2014 году вне этой серии мы планируем издать книгу-раскладушку для детей «У Лукоморья дуб зеленый».

Лукоморье_обл

Лукоморье

Лукоморье1

Также планируем начать новую серию приключенческих книг с черно-белой графикой Николая Кочергина. Это будет ответвление от полюбившейся уже читателям серии «Страна приключений». Книги в серии будут меньшего размера и с черно-белыми иллюстрациями.

Среди первых в серии выйдут:

Роман Майн Рида «Всадник без головы», иллюстрации к которому Николай Михайлович создал в 50-х годах.

Всадник

«Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Жюль Верна

Гаттерас2

Роман Марка Твена «Янки при дворе короля Артура» (1928 г.), иллюстрации к которому стали одной из первых работ Николая Кочергина в этом жанре.

Янки1

Николай Михайлович Кочергин (1897-1974) — советский художник-иллюстратор, посвятивший детской книжной иллюстрации более 25 лет.

После окончания Строгановского художественно-промышленного училища в 1918 году работал, в основном, художником театра, занимался графикой, трудился в резчицкой деревянной мастерской. 

Резьба по дереву была одним из увлечением художника, его искусно созданные куклы для ленинградского театра Евгения Деммени до сих пор задействованы в спектаклях.

Художник стоял у истоков искусства советского политического плаката, во время гражданской войны был руководителем плакатной мастерской в Харькове. 

В дальнейшем внес большой вклад в агитационное искусство, продолжая свою деятельность так же и в периодических изданиях, оформляя и создавая карикатуры для журналов «Огонек», «Вокруг света», «Мир приключений».

Кочергин собрал большую и драгоценную библиотеку по изобразительному искусству, одну из богатейших книжных коллекций Ленинграда.

После войны Кочергин в основном сосредоточил свое внимание на иллюстрации детской книги. Писал рисунки для детских журналов, сотрудничал с легендарным издательством «Детгиз».

Во второй половине пятидесятых годов с рисунками Кочергина был издан «Всадник без головы” Майн Рида. 

Несколько раз переиздавался в его оформлении «Конек-горбунок” Ершова.

В шестидесятые годы Кочергиным было оформлено множество книг, приключенческие и фантастические произведения, народные эпосы, как русские, так и зарубежные, современная литература, произведения китайской классики, египетские и вьетнамские сказки и многое-многое другое.

Сказка В.Жухровского «Волшебная тыква” с иллюстрациями 1970 года, удостоена диплома Всероссийского конкурса искусства книги.

«СКАЗКИ ИНДИИ»
(«Детгиз», 1957 год, илл.Н.Кочергина)





















форзац

ЛЯГУШКА, ЗМЕЯ И КРАБ

Жила одна лягушка. Рядом с её домом поселилась змея, и всякий раз, как у лягушки выводились лягушата, змея являлась и пожирала их. Лягушка ничего не могла с ней поделать и молча терпела своё горе.У лягушки был большой приятель – краб. Как-то раз она разговорилась с ним о своём житье-бытье и пожаловалась:-Змея мне прямо житья не даёт! Всех моих лягушат сожрала. Посоветуй, что мне делать, как от неё, злодейки, избавиться.-Сам я не в силах драться со змеёй, но могу ей отмстить, -сказал краб. –Надо бы попросить кого-нибудь, кто сильнее змеи, избавить тебя от неё.Подумал-подумал краб и придумал.-Слушай, -сказал он. –Недалеко отсюда живёт мангуста. Ты сделай вот что: налови рыбёшек и разложи их недалеко друг от друга между домом мангусты и змеиной норой. Мангуста станет подбирать их и есть одну за одной, и так дойдет до змеиной норы. А как увидит, что рыбок больше нет, заберется в нору к змее и разорвет злодейку.Как сказал краб, так лягушка и сделала. Вылезла мангуста из своего домика, увидела рыбок, стала подбирать и есть их одну за одной, и так дошла до самой змеиной норы. А когда рыбки закончились, забралась в нору к змее и разорвала её на куски.Так лягушка избавилась от своего заклятого врага.

Кто не может одолеть врага силой, тот может победить его разумом.

Источник

      В селе Всехсвятском, которое находилось в нескольких верстах от Тверской заставы Москвы, в мае 1897 года родился будущий «сказочный» художник Николай Кочергин. Здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь начиная с 1908 года он учился в Строгановском художественно-промышленном училище.
Этот СКАЗОЧНЫЙ художник отрисовывал всевозможные сказки: русские, японские, индийские, монгольские, китайские и другие. Подлинную славу и известность принесли Кочергину иллюстрации к русским сказкам и былинам, выполненные в стиле ‘A La Russe’.
Приступая к работе, он долго и скрупулёзно изучал историю, быт, костюмы и обычаи той или иной страны, образцы её национального искусства, затем создавал множество чёрно-белых эскизов, которые потом превращались в детально точные иллюстрации. Кочергин тщательно прорабатывал в рисунках архитектуру и предметы интерьеров, детали одежды и украшений нарисованных персонажей.

Давайте вспомним и полюбуемся этими прекрасными, на диво выразительными и живыми рисунками талантливого художника, которые будто открывают читателю двери в необыкновенную сказку.:))


Кони ржали и храпели,
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой,
Хвост струился золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты.
Любо-дорого смотреть!

Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо Жар-птицы,
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесет оно с собою…


Свет такой тут заблистал,
Что чуть спальник не вскричал,
И от страху так забился,
Что овес с него свалился.

Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец скрывает,
Но не злато, не сребро —
Жароптицево перо…»

Что, Иванушка, не весел?
Что головушку повесил?-
Говорит ему конёк,
У его вертяся ног.

Царь смотрел и дивовался,
Гладил бороду, смеялся
И скусил пера конец.

Вот полночною порой
Свет разлился над горой,-
Будто полдни наступают,
Жары-птицы налетают…

Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да, и солнышко — ей брат.
И серебряным веслом
В окияне правит том…

Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я — Иванушка Петрович,
Из далёких я сторон
И привёз тебе поклон.

Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит

Любо, любо! -все кричат.-
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана.

А это иллюстрации Н.М. Кочергина к другим сказкам:

Иллюстратор Кочергин Николай Михайлович

  • Николай коляда сказка о мертвой царевне
  • Николай козлов философские сказки
  • Николай иванович сладков ребячьи дожди рассказ
  • Николай заика рассказ пуговица прозвенел звонок на химию
  • Николай заболоцкий сказка о кривом человечке