Но особенно памятны мне праздничные вечера сочинение рассуждение


37 чел. помогло.

скачать
Сочинение на лингвистическую тему

— Что представляет собой сочинение? (Создание собственного текста)

— Что предполагает сочинение

на лингвистическую тему?

— сочинение, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал,

Нам необходимо написать сочинение-рассуждение, а рассуждение, как и любой текст имеет свой стандарт, в основе которого лежат требования жанра и стиля.

-Что отличает тип речи – рассуждение? (Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу)

— Какова структура сочинения- рассуждения?

— В процессе работы над рассуждением очень важно помнить, что между тезисом и доказательствами, доказательствами и выводом устанавливаются логические и грамматические связи. Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов.

— Назовите языковые средства связи частей сочинения-рассуждения

(вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты)

^

тезис и доказательства

Языковые средства, связывающие

доказательства и примеры

^
  1. Глаголы 1-го лица мн. числа:

докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др.

  1. Союзы и союзные слова:

так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др.

3.Синтаксические конструкции:

Это подтверждается тем, что…

Это обусловлено тем, что…

Причина состоит в том, что…

Отсюда вытекает…

Из этого следует то, что…

Из этого вытекает, что…

Это позволяет предположить то, что…

1. Вводные слова:

во-первых, …

во-вторых, …

наконец,…

2. Синтаксические конструкции:

Я Я согласен с автором в том, что…

Я разделяю точку зрения автора, потому что…

Разве можно не согласиться

с автором? Конечно, нет.

1..Вводные слова:

таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим

2.Синтаксические конструкции: Итак, можно убедиться в то, что…

В заключение сделаем вывод.

Подытожим вышесказанное.

В итоге мы пришли к выводу.

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Лексические, местоименные и синонимические повторы: Г. Степанов, автор, он, лингвист

Порядок слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения

— Задание: Распределите слова и предложения по следующим группам. Укажите номер ответа.

^

тезис и доказательства

Языковые средства, связывающие

доказательства и вывод

1. Приведем доказательства этого.

2. Обобщим сказанное.

3. Это можно доказать таким образом.

4. Почему? Вот почему.

5. Итак. Таким образом.

6. Это можно объяснить так.

7. Следовательно.

8. В итоге мы пришли к выводу.

Языковые средства, связывающие

тезис и доказательства

Языковые средства, связывающие

доказательства и вывод

1. Приведем доказательства этого.

3. Это можно доказать таким образом.

4. Почему? Вот почему.

6. Это можно объяснить так.

2. Обобщим сказанное.

5. Итак. Таким образом.

7. Следовательно.

8. В итоге мы пришли к выводу.

2. Орфографическая и пунктуационная работа

— Задание. Объясните правописание указанных слов. (Во)первых, (во)вторых, (по)моему, (по)моему мнению, (и)так, (и)так далее, (на)конец, как мне кажет(?)ся, след..вательно, таким обр..зом, потому(что), (по)этому, (по)этому предл..жению.

— Как выделяются вводные конструкции на письме?

— Решите пунктуационные задачи:

^

Однако именно его мнение мне очень близко.

Его утверждение многими принято однако я придерживаюсь другого мнения.

IV. Следующий вопрос, на который мы должны ответить –

для чего

необходимо писать сочинение на лингвистическую тему?

— С какой целью мы работаем над сочинением на лингвистическую тему? Цель написания: нужно раскрыть

важность

этих языковых явлений и

речевых умений в речевой деятельности.

V. Наконец, главный вопрос, который можем мы задать себе при подготовке к ГИА – как можно и нужно написать сочинение.

Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему по предложенному тексту

— Очень важно внимательно прочитать задание С 2.1, в котором даны конкретные рекомендации по написанию сочинения. Задание нам с вами хорошо знакомо.

— Важно знать, что оценивается и общее впечатление, но более того, работа оценивается в соответствии со строгими критериями. На предыдущих занятиях мы уже работали с критериями.

-Вспомним алгоритм создания сочинения на лингвистическую тему:

сформулировать ТЕЗИС

привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ, привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ,

иллюстрирующий лексическое понятие иллюстрирующий грамматическое понятие

сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ

^

! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !

Как начать сочинение? С чего начинается сочинение. Со вступления.

В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении? Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г. Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Существуют различные способы написания вступления.

Варианты вступления

^ Пример
… фразы, принадлежащей автору высказывания Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». ^
… вопросов Можем ли мы согласиться с утверждением известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Разберёмся в этих вопросах.
… умолчания Словарный состав и грамматический строй языка… Можно ли утверждать, что они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Разберемся в этом.
… согласия или несогласия с автором Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». ^
… именительного темы Словарный состав языка. Грамматика. Какова их роль в языке? Как они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Разберемся в этих вопросах и мы.
… предложений, констатирующих актуальность темы Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают». Я думаю, что известный лингвист говорил о единстве содержания и формы языка – о единстве лексики и грамматики, что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения.

^

— Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой

завершается

каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.

Как писать основную часть?

О чем мы должны написать в основной части?

В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.

^ (словарь языка и грамматика)

Что имеет в виду автор,

говоря о словаре?

— Что имеет в виду автор,

говоря о грамматике?

Словарь – это лексика — словарный запас языка.

— Какова роль лексики в речи?

— Человек отличается от всех живых существ тем, что мыслит и может выражать свои мысли. То, о чем думает человек, нашло отражение в лексике.

— Благодаря лексике существует название всем предметам, явлениям, действиям, процессам. Всему дано свое название.

— Говорят, что словом можно радовать, огорчать, побуждать к действию, значит, лексика может руководить поступками человека.

— Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение к событиям, действиям, поступкам человека.

Грамматика – наука о языке, которая состоит из двух разделов – морфологии и синтаксиса.

— Грамматика – это грамматический строй языка.

— Какова роль грамматика в речи?

Грамматика изучает свойства слов и их изменения.

Грамматика отвечает за правильное употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций.

Грамматика позволяет оформить наши мысли в устной и письменной речи. Благодаря грамматике человек правильно выражает свои мысли.

Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.

^
Лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.

— Наша речь – один из показателей нашего поведения в жизни, по тому, что человек говорит и как он говорит или пишет, мы можем судить в целом о человеке, о том, как и о чем он мыслит. Потому не случайно Г. Степанов говорит о том, что «словарь свидетельствует, о чем думает человек, а грамматика – как думает».

^ рассуждение необходимо аргументировать: привести примеры лексических и грамматических явлений из предложенного для чтения текста.

Таблица, в которой указаны такие явления, есть у каждого. Задание состоит в том, что вы должны подобрать примеры к лексическим и грамматическим явлениям, к каким явлениям – указано у каждого в задании.

^ Грамматические явления для аргументации
  • лексика с точки зрения стилистической окраски:

— разговорная лексика;

— просторечные слова;

  • лексика с точки зрения активного и пассивного запаса:

— общеупотребительная лексика;

— устаревшие слова:

архаизмы;

историзмы.

— лексика с точки зрения происхождения:

— исконно-русские слова;

— заимствованные слова.

  • лексика с точки зрения сферы употребления:

— профессионализмы;

— жаргонизмы;

— диалектизмы.

  • синонимы, антонимы
  • фразеологизмы
  • изобразительно-выразительные средства:

— метафора;

— олицетворение,

— сравнение,

— эпитет,

-гипербола,

— литота,

— многозначные слова

— лексический повтор и др.

  • предложения с однородными членами предложения;
  • предложения с обособленными членами предложения;
  • предложения с вводными словами и предложениями;
  • предложения с обращениями;
  • разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные);
  • риторические вопросы;
  • риторические восклицания;
  • диалог;
  • цитирование;
  • инверсия;
  • антитеза

Работа с тестом

В тексте Максима Горького можно найти множество примеров, иллюстрирующих лексические и грамматические явления.

Конечно же, мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.

Часть 2

(1) Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2) В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков.

(3) Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.

(4) Дядя Яков любовно настраивал гитару, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.

(5) Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.

— (7) Прочь, грусть-тоска! (8) Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант.

(9) Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфужено улыбаясь, он просил:

— (10) Только почаще, Яков Васильич!

(11) Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

(13) Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если, открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…

(14) Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:

— (15) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16) Утешь!

— (17) Что ты, свет, что ты Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. – (18) Куда уж мне плясать? (19) Людей смешить только…

(20) Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

— (21) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

(22) Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл в присядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.

(23) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24) Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. (25) Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26) Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем. (27) Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

(28) И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29) Вот тебе и праздник, и более ничего не надо! (По М. Горькому)

Эпизод пляски бабушки Акулины Ивановны и Цыганка.

— Какие микротемы вы можете выделить в данном тексте? (игра дяди Якова на гитаре; Танец Цыганка; пляска бабушки)

— Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник, застывали очарованные пляской)

— Какие слова и обороты оказались яркими, запоминающимися?

— Объясните лексическое значение некоторых слов:

УХАРСКИ – бойко, задорно

ОХОРАШИВАЯСЬ – прихорашиваясь, принаряжаясь

ПЕРЕТРЯХНУТЬ МУЗЫКУ – изменить,

— Какова роль прочитанного нами эпизода в повести? Индивидуальное задание: анализ эпизода из повести М.Горького «Детство»

Учитель: Бабушка Акулина Ивановна была для Алеши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым, терпеливым. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Алеша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию, восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.

— Я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий, связанных с пониманием текста. Решение тестовых заданий:

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку «пройтись разок»?»

  1. Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.
  2. Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её долго уговаривали.
  3. Цыганок не хотел больше плясать один.
  4. Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и выразительностью.

А2 Укажите в каком значении употреблено в тексте слово «утешить» (предложение 16).

  1. пожалеть
  2. помочь
  3. порадовать
  4. успокоить

А3 Укажите предложение, в котором средство выразительности речи является олицетворение.

  1. Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
  2. Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
  3. Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
  4. Но особенно памятны мне праздничные вечера…

А 1 — 4 А 2 – 3 А 3 – 2

Нахождение в тексте лексических и грамматических явлений для аргументации.

Найдите лексические явления для аргументации, определите их роль в тексте :

^

сделай милость (15) — устар., ирон. – выражение согласия или просьбы;

пройди разок — уменьш. (15); утешь (16);

боле ничего не надо (28) — разг. от больше; поеживаясь (17);

перетряхни музыку-то (21) – разг. – то же, что перетрясти

охорашиваясь (9) – разг. – оправляясь, прихорашиваясь, придавать себе более нарядный, красивый вид.

^

прочь, грусть-тоска (7); ухарски кричал (7); разг. Свойственный ухарю, задорно-молодецкий. (Ухарь – разг. – человек бойкий, с задором, готовый на необдуманные поступки)

^

Позволяют автору выразить отношение к тому, о чем рассказывает автор.

Найдите лексические явления для аргументации, определите их роль в тексте:

Эпитеты

дядя кудрявый, встрепанный (2); чувство печальное, беспокойное (5);

бабушка буйно красива и мила (27).

^

придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств. (описанию танца бабушки)

передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека.

помогают слову обрести красочность, насыщенность

делают речь яркой и выразительной,

вызывают определенное отношение к главной героине текста.

выражает чувства, настроения

Фразеологизм

глаз не отвести (27) … придают речи яркость и выразительность

Сравнения

вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9);

Цыганок огнем пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья(11);

метался золотым стрижом (12); шелк словно горел и плавился (12);

плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23)

^

Сравнения создают яркий незабываемый образ

Олицетворения

музыка бежала торопливым ручьем (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).

придают поэтическую яркость речи,

создают живое представление о предмете,

Найдите грамматические явления для аргументации, определите их роль в тексте :

^

шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился (12);

поклонился и стал просить (14); посмеиваясь и поеживаясь, приговаривала (17);

молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, пошла по кухне (20);

встряхнулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее (22)

идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки (24)

^

Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления показать удивительный, яркий, выразительный танец бабушки, Цыганка.

^

Градация

Градация (13)

Предельно точно и выразительно передает мысль автора о силе и красоте танца.

Найдите грамматические явления для аргументации, определите их роль в тексте :

^

Предложения с обращениями Что ты, свет, что ты, Григорий Иванович (17);

Позволяют назвать того, к кому обращаются с речью

Диалог (15, 17) Способствует оживлению рассказа, разнообразит речь, воспроизводит живу речь, характеризующую персонажей

Инверсия

(5) непонятное чувство, печальное и беспокойное

^

найдите в тексте СПП, определите их вид.

С какой целью автор употребляет СПП в речи?

СПП помогают сделать текст эмоциональным, законченным, полным, а значит, более выразительным.

СПП помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.

Использование СПП дает возможность выразить более сложные мысли.

Использование СПП позволяет выразить мысли более полно.

Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве

примеров. Как оформлять примеры в сочинении?

Требования к примерам:
• должно быть 2 примера из указанного текста

• должны быть проиллюстрированы лексическое и грамматическое понятия;
• каждый пример должен

соответствовать

указанной функции;
Главное! Назвать лексическое или грамматическое явление – прокомментировать явление
^

— Так, например, использование в предложении 27 фразеологизма (названо лексическое явление) («глаз не отвести») (приведен пример из текста) делает речь образной, яркой, выразительной, позволяет выразить свое отношение к танцу бабушки Акулины Ивановны (прокомментировано лексическое явление).

— Использование однородных членов предложения в предложениях 17, 20 ( названо грамматическое явление, приведен пример из текста) позволяет точнее описать ситуацию, ярче и выразительнее представить танец бабушки и Цыганка (прокомментировано грамматическое явление).

Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному примеру лексического и грамматического явлений.

— Как можно оформлять примеры. ?

1) В предложении … (« … ») автор использует ……

2) Так, например, использование … («…») в предложении …

3) Обратим внимание на предложение … , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …

5) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

О чем писать в заключении?

Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.

^

образцов

заключения:

1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым.

3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

4. Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.

5. Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность.

6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое.

7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.

8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.
________________________________________________________________________

^

1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!

— 1 абзац — тезис,
• 2 абзац — функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац — функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац — вывод.

2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.

3.Почерк – разборчивый, аккуратный.

4. Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!

5. Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.

^

— Мы с вами проследили основные этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по тексту М.Горького. Используя все материалы, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

«Чаще поворачивай стиль », — говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои стили (острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. Так и нам, чтобы хорошо научиться писать сочинения, нужно много работать и не лениться. Я искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены. Возьмите за основное правило работы над сочинением слова Б.Паскаля: «Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить».

Дата 28.08.2012
Размер 176,8 Kb.
Тип Сочинение, Образовательные материалы

Обновлено: 09.01.2023

Солнце медленно скатывается к горизонту, на землю падают сумерки. Безумный день подходит к концу. Спешат домой люди. Кто-то бежит с работы, кто-то с тренировки, кто-то возвращается с дополнительных курсов, а кто так и сидит дома.

Некоторые наоборот, только выходят на улицу: на прогулку, на свидание, выгулять собаку или подышать свежим воздухом. На стадионах появляются одиночные бегуны. В город приходит вечер.

Вечер – самое загадочное время суток. Это уже не день, солнышко почти скрылось. Но еще не ночь, потому что не наступила полная тьма. Это переходный этап между днем и ночью, таинственные несколько часов, которые кого-то вдохновляют, кого-то загоняют в сон. В это время детей укладывают спать, уставшие родители наконец-то могут посвятить время себе и домашним делам. Улицы постепенно пустеют от малышей, наполняясь молодежью, которая планирует весело провести время.

На дороге легли последние солнечные лучи, где-не-где уже можно увидеть единственную звездочку, первой вышла на небо спросить солнце: «ты уже идешь? Мы должны занять твое место, чтобы осветить дорогу тем, кто не имеет передышки ночью!». Но луна не спешит занять свое место. Ее время – это ночь (сочинение). А сейчас вечер.

Многим вечер дарит вдохновение. Где-то девушка или парень садится у окна, берет в руки ручку и любимый блокнот и начинает писать то, что ее (его) волнует. Возможно, они пишут песни, возможно, пишут музыку. А, возможно, просто записывают свои мечты, которые перед сном бешеной волной окутывают их юные сердца.

Вечер дарит покой. Вечер дарит отдых. Он окутывает томной пеленой уставших после тяжелого дня людей, дарит им время для отдыха, для мыслей. Мне кажется, это просто замечательно, что у нас есть вечер и есть утро. Что ночь не меняется резким днем, а после дня наступает резко ночь. Человеку нужно время, чтобы прийти в себя, подготовиться ко сну, подвести итоги дня, проанализировать свои поступки и упорядочить свои мысли.

Светятся огоньками лампы в окнах многоэтажного дома. Дом дышит вечером, наполненный людьми. В каждом окошке происходит своя история. Дети делают уроки, родители готовят кушать, малыши сладко засыпают. Где-то одинокая пара смотрит веселый фильм, а одинокая бабушка вяжет носки своему внуку. Через несколько часов все они уснут, на землю упадет тьма, выйдет на небо вечный ведущий ночи – Месяц и поведет по кругу в волшебном танце звездочки.

Задания Д C2 № 705

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2)В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стеклами очков.

(3)Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.

(4)Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.

(5)Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6)Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.

– (7)Прочь, грусть-тоска! (8)Ванька, становись! — иногда ухарски кричал музыкант.

(9)Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфуженно улыбаясь, он просил:

– (10)Только почаще, Яков Васильич!

(11)Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

(13)Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда.

(14)Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:

– (15)Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16)Утешь!

– (17)Что ты, свет, что ты, Григорий Иваныч? — посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. — (18)Куда уж мне плясать? (19)Людей смешить только.

(20)Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

– (21)Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!

(22)Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.

(23)Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24)Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.

(25)Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26)Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, — и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем. (27)Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

(28)И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29)Вот тебе и праздник, и боле ничего не надо!

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

Не вызывает сомнения, что лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Попробуем доказать этот тезис на материале прочитанного текста.

Но наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятым, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика. Именно об этом говорил Степанов во второй части своего высказывания. Подтверждение находим в тексте Горького.

Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь, о чем и говорил Г. Степанов.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

(4)Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.

(5)Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она

бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце,

выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6)Только самовар

– (7)Прочь, грусть-тоска! (8)Ванька, становись! – иногда ухарски кричал

(9)Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по

гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и,

(11)Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала

стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки,

точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и

метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк,

(13)Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если

открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу,

(14)Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым

– (15)Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16)Утешь!

– (17)Что ты, свет, что ты, Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь,

приговаривала бабушка. – (18)Куда уж мне плясать? (19)Людей смешить

(20)Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила

юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:

(22)Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее;

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку кругом

бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками,

(23)Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24)Вот она идёт

тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её

большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.

(25)Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и

тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26)Откачнулась в сторону,

уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла,

прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило

вихрем. (27)Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз

отвести от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты

(28)И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29)Вот

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку

1) Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.

2) Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её

4) Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи

1) Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив,

сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.

2) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу

3) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!

4) Но особенно памятны мне праздничные вечера…

1) В слове НЕИЗВЕСТНО (предложение 13) согласный звук [т]

2) В слове ВПРИСЯДКУ (предложение 22) первый звук [ф].

3) В слове УЛЫБАЯСЬ (предложение 26) мягкость согласного [с,]

4) В слове РУЧЬЁМ (предложение 5) звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием

со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B3 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

B4 Среди предложений 27–29 найдите предложение с обособленным

определением . Напишите номер этого предложения.

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие

Что ты,(1) свет,(2) что ты,(3) Григорий Иваныч? –

посмеиваясь и поёживаясь,(4) говорила бабушка . – Куда уж

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую

запятую между частями сложного предложения, связанными

Но когда все стали просить её,(1) она вдруг молодо встала,

(2) оправила юбку,(3) выпрямилась,(4) вскинув тяжёлую

B8 Среди предложений 1–5 найдите сложноподчинённое предложение с

однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого

B9 Среди предложений 22–24 найдите сложное предложение с

бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Используя прочитанный текст части 2, выполните на

отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед

написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

C2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

Кто-то скажет, что нет лучше дня, чем День рождения, другой оспорит, сказав, что школьный выпускной куда прекраснее, а для еще кого-то, самым лучшим днем может стать день, когда ребенку подарили собаку и так далее. Не будет иметь совершенно никакого значения, какой это был день недели, число или месяц, значимы в данном случае только пережитые человеком эмоции, которые смогли произвести на него неописуемо сильное впечатление.

В моей жизни есть день, который я с гордостью могу назвать самым лучшим и самым счастливым. Для меня таким моментом стал один из летних дней, когда я впервые увидел море. Я часто видел в детстве его на картинках, с телеэкранов и всегда мечтал, что когда-нибудь непременно увижу его своими глазами. Плавать меня научили еще до школы, когда записали на занятия в бассейн, но он казался мне совсем скучным, а море – оно такое необъятное, величественное. Стоит один лишь раз взглянуть на море, чтобы влюбиться в него до беспамятства и начать мечтать о том, чтобы возвращаться к нему снова и снова.

Первый раз мы с родителями отправились отдыхать на море, когда мне было семь лет. Всю неделю я находился в предвкушении перед предстоящей поездкой, помогал маме собирать вещи, проверял, ничего ли мы не забыли, а когда день обещанной поездки наконец-то наступил, то я никак не мог дождаться нашего прибытия на место назначения.

Мне очень понравилось на море, понравилось не просто купаться, а еще прыгать в воду с пирсов, играть в волейбол на пляже, заводить новых друзей и просто весело проводить время. А еще во время одной из морских прогулок нам даже удалось увидеть дельфинов, показавшихся мне настоящими подводными великанами. Таким я запомнил свой лучший день.

Вариант 2

Жизнь полна неудач и радостей. Так же, она полна целым объемом самых различных мгновений. Совокупность множества мгновений я называю днем. Если не превращать свою жизнь в рутину, а проводить некоторые дни с близкими людьми, можно заметить, что наша жизнь полна везений и невезений. У каждого есть свои худшие и лучшие дни. Сегодня я расскажу вам об самом лучшем дне в моей жизни.

Утро само по себе начиналось неплохо. Я встал рано утром. Куда раньше, чем в обычные дни. Было шесть часов утра, а я уже влезал одной ногой в классические брюки, а другой быстро расхаживал по комнате в поиске пары чистых носков. Было тридцать первое мая. День, который все школьники с радостью на лице провожают, и я, в том числе, не был для них исключением. Купив букет красивых роз, я появился среди своих одноклассников, которые уже выстроились напротив школы. Мы провожали девятиклассников и желали им успешной сдачи экзаменов.

Когда все закончились, я пошел со своим другом на дачу, где не был около полу года. Все дачные цветы успели расцвести, наполняя свежим ароматом весь участок. Деревья вишни и черешни в свою очередь, уже имели первые плоды, и не теряя ни одной секунды, мы уже залезли на них, радостно наполняя свои желудки сладкими дарами природы. После веселого обеда, мы отправились за третьим другом, который послужил нам в тот день гидом. Вместе с ним мы побывали в карьере, после чего пошли на озеро, где скупались под яркими бликами солнца.

Как оказалось, мой друг не умел плавать, и нам пришлось его научить. И хоть в первые разы у него ничего не получалось, я уверен, что вскоре он научиться, и в один прекрасный момент он составит мне компанию в “гонке”. Когда мы иссякли, все дружно решили пойти на берег и высохнуть. Закат солнца мы дружно встречали под песни, которые я играл на гитаре. К концу дня мы все дружно отправились по домам, навстречу новому дню, новым мгновениям.

Моя жизнь, думаю, будет куда более разнообразна и интересна. Я все ещё жду чуда, и уверен, оно настигнет меня как и любого другого человека. Мне кажется, что чудо не настолько кроется в дне, как в людях. Я не спорю, времени много и все зависит лишь от него, но какой прок от его быстротечности, если рядом нет человека, который готов скоротать его вместе с тобой?

Сочинение 3

Однажды, когда мне было восемь лет, мой папа уехал на заработки. Для меня это была большая потеря, я понимал, что он уезжает во благо, но тоска от потери, хоть и на время, близкого человека, была неописуемая.

Шло лето, я действительно был почти всегда возле младшей сестры, старался помочь маме по хозяйству, хоть выходило это и скудно, в силу моего возраста или неловкости моих рук. Отец должен был вернуться в конце августа, а за Гулливера я взялся только в начале того же месяца.

После слов папы в тот день я осознал в своём юном возрасте две главные вещи: в моей жизни нет никого ближе семьи, а книги — моя первая любовь, любовь на всю жизнь.

Вариант 1

Мне нравится лето. Это счастливое время, когда нет обязательных уроков, когда можно заниматься тем, чем хочешь, когда новый день не похож на предыдущий и неповторимо-ярок. Но бывают часы, которые помнишь всю жизнь.

Однажды… мы собрались в лес. На машине быстро добрались до опушки и, взяв большие корзины, пошли. Раздвигая траву, удивлялись боровикам и лисичкам. Выйдя на полянку замечали поспевшую клубнику, которая просилась в рот. Иногда попадались колючие кустики шиповника, но мы ягодки не трогали, ибо созреть они должны были осенью. Вечером возвратились домой. Уставшие, но очень довольные, полные впечатлений от увиденного.

Это был самый памятный летний день. И провели мы его наедине с природой.

Вариант 2

Летним днём в зоопарке

Мне запомнился день, который я провёл в зоопарке.

Мы долго собирались всей семьёй съездить в зоопарк, но мешала жара, да и папа был занят на работе — даже дома сидел над какими-то бумагами. Но вот выдались свободные деньки, и мы отправились смотреть чудесных животных, птиц и рыб.

Сколько же было радости, когда мы увидели смешных обезьянок, уверенных львиц (лев сидел в пещере и только рычал от жары), беспокойных попугаев с длинными разноцветными хвостами, неповоротливых бегемотов, которые не вылезали из воды. А ещё мы любовались необычными рыбами, боязливо разглядывали страшных змей и крокодилов, ждали, когда же проснётся ленивец.

Когда мы с сестрой Катей устали и проголодались, родители купили нам чипсов и кока-колы. А потом мы полакомились сладкой ватой, розовой, воздушной и фантастически вкусной.

В зоопарке папа часто нас фотографировал, и теперь, разглядывая эти весёлые снимки, я думаю, что этот день был самым интересным на летних каникулах.

Вариант 3

Как мы все ждем наступления лета, и какое оно потом оказывается до обидного короткое! Только-только вошли во вкус, тут — раз, уже и сентябрь на носу! И остается только сожалеть: то не успели, туда не съездили… Теперь, увы, до будущих каникул планы придется отложить. И только памяти у нас никто не отнимет!

Жаль, конечно, что осенью природа начинает готовиться к долгому зимнему сну: и листва опадает, и трава жухнет, и солнечных дней всё меньше, а непогода, наоборот, всё чаще и чаще… Что мне запомнилось из прошлого лета? Конечно, июльская поездка вместе с мамой в Сочи. Райское место — море, солнце, чайки, нескончаемый шум волн и многое другое. Была одна поездка, которая особенно запомнилась. Есть в окрестностях Сочи такое известное место — Мацеста. Там стоит огромное здание и, кажется, что ты попадаешь в Древнюю Грецию — в таком стиле оно выполнено. Много колонн и скульптур, выполненных из мрамора. Особенно поражают своей красотой колонны, находящиеся в главном помещении. А потолок — тоже особенный, резной! Здесь можно отдохнуть и, если потребуется, то отведать минеральной воды для утоления жажды. Если верить легенде, то Мацестой звали. Ради здоровья родителей она пожертвовала личным счастьем: отдалась горному духу. Так что легенда очень красивая, трагическая и поучительная одновременно. Здесь лечат всевозможные болезни, а также рубцы и ожоги. Экскурсия сюда не могла не понравиться! Замечательно, что есть такое место и люди, обустроившие его.

Вариант 4

Помню, как-то я ходил в поход со своими одноклассниками по неизвестному мне маршруту. Готовился к нему очень тщательно. Собрал провизии и воды на несколько суток вперед. Обязательно прихватил удочку, спички, компас, веревку и теплую вязаную одежду. Хоть было и лето, ночи все же оставались холодными. С ребятами договорились идти на пару суток, не более.

Скоро мы пришли на место и разбили в считанные минуты лагерь. Развели костер. Девушки занялись готовкой, парни пошли: кто за дровами, кто с удочками на рыбалку.

Утром все вскочили как по сирене. Все сразу за работу, за дела. Прямо маленькие гномики.

Честно… Я бы хотел вернуть именно то время лета, когда ходил в поход. Это чудесное время!

Сочинение Счастливый день для мальчика

14 июня 2021 года состоялся самый лучший день в моей жизни.

С самый ранних лет я смотрю футбол. Всегда, когда по телевизору шла трансляция матчей чемпионата мира, я мечтал, что он пройдет у нас в стране. И вот, в 2010 году Россия выиграла право проводить Мундиаль в 2021 году. Тогда казалось, что это будет очень нескоро и томительное ожидание будет бесконечным, но вот прошло восемь лет и я уже считал дни до момента, когда состоится матч открытия.

Вся страна, и я в том числе, следили за нашей национальной сборной. Я знал всех игроков поименно и знал как и на какой позиции он играет. Моим любимым игроком был наш легионер, играющий в испанской Премьер-лиге – Денис Черышев.

И вот наступил тот самый день, когда должно было все случиться. Я со своими друзьями собрались вместе, включили телевизор и с затаенным дыханием начали смотреть церемонию открытия чемпионата мира по футболу в России! А после выступления нашего Президента Владимира Владимировича Путина наша команда и коллектив соперников начали разминку. А соперник у нас был непростой. Команда Саудовской Аравии находилась выше России в рейтинге ФИФА и у всех были тревожные опасения насчет игры.

Это был самый прекрасный день в моей жизни: чемпионат мира в нашей стране, наши ребята выходят на поле и разносят соперника в клочья. 5-0 на Мундиалях наша команда еще не побеждала никогда!

У каждого человека есть свой самый любимый праздник. Для одних лучший день в году – День их Рождения, для других – Новый год, кто-то просто обожает масленицу с ее угощениями, а еще кто-то весь год живет в ожидании Пасхи, чтобы скорее отведать пасхальных куличей.

Праздники для меня – это всегда нечто особенное. Я с нетерпением жду каждый праздник и причин этому несколько. Прежде всего, праздники – это отличный повод встретиться со всей своей большой семьей, пригласить родственников и душевно провести вечер вместе. Кроме того, на праздники всегда готовят много вкусных угощений – если это Новый год, то непременно на столе будет много салатов, и, конечно же, мандарины с их неповторимым ароматом, ассоциирующимся с праздником, а если праздник теплой весной – то, скорее всего, все отправятся на пикник на природу. Также я люблю праздники, потому что все дарят друг другу подарки.

Праздники вносят яркость в серые будни, делая нашу жизнь веселой и эмоциональной. Если праздник государственный, то с наступлением темноты непременно прогремит роскошный праздничный салют и тысячи людей соберутся на центральных площадях своих городов, чтобы вместе насладиться этим моментом.

На праздники в городах устраивают праздничные концерты и множество развлекательных мероприятий, и если этот праздник имеет отношение ни к одному человеку, а отмечается по всей стране, то у всех работающий людей и школьников объявляется выходной, который они могут провести, как пожелают.

Чтобы праздники проходили весело и от них оставались светлые воспоминания, лучше всего праздновать их большой компанией, чтобы свое настроение и радость от наступившего дня можно было разделить вместе со своими близкими людьми.

Но есть в календаре и такие праздники, которые ждут с особым трепетом и гордостью за свою Родину, безусловно, в данном случае речь идет о дне Великой победы, который отмечается ежегодно девятого мая. В городах устраивают парады, куда приходят все – дети, их родители, бабушки и дедушки, приходят и те люди, которые много лет назад героически защищали нашу страну.

Все без исключения праздники очень важны, они являются неотъемлемой частью жизни каждого народа, отражением его духовного богатства и культуры, поэтому о них ни в коем случае не следует забывать.

Читайте также:

      

  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста им открылась страна
  •   

  • Все знают что часовая стрелка на циферблате движется сочинение егэ
  •   

  • Сочинение чайковского снегурочка это
  •   

  • Сочинение стихов на день рождения
  •   

  • Почему человек переступает границы добра и зла сочинение

Подготовка к ГИА

Государственная итоговая аттестация (ГИА) по русскому языку в 9  классе — это обязательный экзамен и желание каждого ученика сдать его успешно совершенно естественно. Абсолютно справедливо утверждение, что начать готовиться нужно как можно раньше. Речь не идет об элементарном «натаскивании» на решение тестов, необходимо понимать и представлять структуру экзаменационной работы и способы решения поставленных задач.http://tularepetitor.ru/userimages/gia.jpg

Для успешного написания 1 части работы ГИА по русскому языку сжатого изложения необходимо:

— определять тему текста, идею, стиль и тип речи;
— делить текст на микротемы;

— 
применять приемы сжатия текста;
— 
знать основные средства связи между предложениями в тексте;
— понимать, по каким 
критериям будет оцениваться изложение.

Для выполнения 2 части тестовых заданий по данному тесту нужно владеть основными лингвистическими понятиями и знать базовые правила основных разделов русского языка.

Третья часть – это сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста, требующее от учащихся умений:

—  оперировать лингвистическими понятиями;
— конкретизировать собственные рассуждения с помощью аргументов. 

Основные понятия

Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу единой темой и микротемами.http://tularepetitor.ru/userimages/statia.jpg

Тема  текста – это круг явлений и событий, образующих основу текста; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей.

Микротемы текста – темы составных смысловых частей текста.

Идея текста – это его главная мысль, т.е. что хотел автор сказать читателю и над чем заставил задуматься.

Под  стилем текста понимают исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности. В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, которые выступают преимущественно в письменной речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Тип речи– это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу единой темой и микротемами.

Тема  текста – это круг явлений и событий, образующих основу текста; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей.

Микротемы текста – темы составных смысловых частей текста.

Идея текста – это его главная мысль, т.е. что хотел автор сказать читателю и над чем заставил задуматься.

Под  стилем текста понимают исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности. В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, которые выступают преимущественно в письменной речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Тип речи– это способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Сжатие текста

Способы сокращения текстаhttp://tularepetitor.ru/userimages/izlogenie.jpg

Содержательные

• Разделение информации на главную и второстепенную

• Свертывание информации за счет обобщения

Языковые:

• Исключение

• Обобщение

• Замена

Приемы сжатия текста

Исключение

• вводных слов;

• однородных членов предложения;

• повторов;

• однотипных примеров;

• риторических вопросов и восклицаний;

• цитат;

• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

• пояснений;

• рассуждений;

• описаний;

• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо

1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Например:

1. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый сможет связать со словом «око», а ведь это родственные слова… (38 слов) Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном. (16 слов)

2. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в тебе самом. (22 слова)  Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Объединение или обобщение

• парцеллированных предложений;

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• частей предложений;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо

1. Найти в тесте мелкие, единичные факты.

2. Найти в этих фактах общее.

3. Объединить эти факты на основе общего.

4. Сформулировать получившееся предложение.

Например:

1. Мастерская Саврасова резко отличалась от других.   В тех работали по необходимости и по обязанности. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях.  Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.(30 слов)  В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. (18 слов)

2. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)  Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Замена

• однородных членов обобщающим словом;

• сложного предложения  – простым;

• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

• прямой речи – косвенной;

• части текста одним предложением;

• части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо

1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

2. Сформулировать получившееся предложение.

Например:

1. На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. (9 слов) На лугу росли цветы (4 слова)

2. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов). Сказки любят все. (3 слова)

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Например:

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)  Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слезы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

Например:

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)  Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключение и объединения

Например:

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили в сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди,  забываете овсе исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)  Люди, забывая о великой силе, сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. http://tularepetitor.ru/userimages/statia_1.jpg

Принято выделять два вида связи предложений: цепную и параллельную.

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

Средствами цепной связи могут быть:

—  лексический повтор

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

— однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости. (В.Белов)

— синонимы

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

— антонимы

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

слова-«заместители»: (указательные, личные и притяжательные местоимения; местоименные наречия; союзные слова)

В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

— описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Параллельная связь определяется тем, что предложения  являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм, проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов и единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Грамматические средства связи:

— личные местоимения

1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

— указательные местоимения (такой, тот, этот)

1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

— местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

— союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

— частицы

— вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

— неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

— синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Сочинение на тему «Памятный день»

Вариант №1

Памятный день — это день, который был наполнен важными событиями, поэтому вы будете долго о нем вспоминать, потому что эти события значимы для вас. У меня памятным днем стал день, когда мы с классом совершили поездку в Москву. Я впервые побывала в столице нашей родины, и эта поездка произвела на меня большое впечатление. Во время поездки мы посетили музей космонавтики и Красную площадь.

Это были незабываемые впечатления. Я хотела бы, чтобы каждый ребенок, как и я когда-то, побывал в Москве. Памятным днем, который я запомнила на всю жизнь, стала поездка на отдых в Артемовский детский санаторий. Мне повезло, что наша семья поехала отдыхать именно в этот санаторий. Когда мы приехали на место, нас сразу разместили в комнатах. Комнаты были уютные, чистые, светлые. В санатории было много детей. На следующий день нас повезли на экскурсию в лес. Мы посмотрели, как растут деревья, послушали пение птиц, покормили белок, которые живут в этом лесу.

Было интересно и весело. После обеда мы сходили на пляж и искупались в озере. Затем мы играли в разные игры, катались на велосипедах, на роликах, санках и лыжах. Вечером мы ходили на дискотеку. Это было здорово!

Вариант №2

Мой памятный день — это день рождения, который был летом. Мне исполнилось 11 лет. Мама на мой день рождения решила сводить меня в Сочи Парк, что находится в Адлере. Мы отдыхали на нашем юге и это был подарок родителей. Мне там очень понравилось, даже не хотелось уходить, ведь кроме различных аттракционов, в Сочи Парке были анимационные представления. За целый день я успел обойти весь парк, побывать практически на всех аттракционах. Это было захватывающе, куча эмоций. Я даже не поняла, как проголодалась, но мы сходили в ресторан, который находится на территории этого парка.

Там мы вкусно поужинали, а потом я с мамой пошли кататься на аттракционах, которых там множество. Мы катались на американских горках, на колесе обозрения, на паровозике, на квадроциклах катались, на различных аттракционах и на других. И всем мне понравилось. Я не знал, что мне выбрать из того, чего в парке было очень много, но мне хотелось попробовать всё. Там была огромная территория, чтобы выбрать что-то одно нужно было потратить несколько часов.

Но я там так устал, что ничего не заметил, когда мы вернулись домой. Было уже темно, я уснул, а утром проснулся, поел и пошел гулять дальше. А вечером родители меня забрали на машине домой. Они сказали, что я был самым хорошим посетителем за лето в Сочи Парке.

Вариант №3

В жизни каждого из нас случаются такие дни, которые навсегда остаются у нас в памяти. Одним из таких дней я считаю свою первую поездку на море. Всей семьей мы долго планировали эту поездку, а я мечтала наконец-то увидеть ласковое и теплое море. И вот наконец-то мы едим в поезде, еще каких-то несколько часов и состоится моя первая встреча с морем. Наконец-то мы приехали, мы быстро поселились в санаторий, я переоделась и вместе с родителями мы отправились на пляж.

На пляже был теплый и чистый песочек, волны в этот день были небольшими, море так и манило к себе своим бирюзовым цветом. В этот момент я чувствовала себя настоящим ребенком, мне было всего-ничего лет, но я очень любила море и не променяла бы его ни на что на свете. После пляжа мы с девочками пошли в кафе есть мороженое. Так прошло два дня. На третий день родители решили пойти в аквапарк, а потом на экскурсию по городу. Я же осталась с дедушкой и бабушкой. Мы вышли на пляж, чтобы искупаться. Море в этот вечер было очень неспокойным, и мы решили не купаться. Я долго сидела на берегу наблюдая за игрой воды.

Это прекрасное времяпровождение и это самый приятный отдых. Но все хорошее рано или поздно заканчивается. В этот день мы должны были уехать из санатория, поэтому дедушка решил меня отвезти на вокзал. Приехав на вокзал дедушка пошел в кафе, где покупал мне мороженое, а я пошла бродить по этому городу. Очень красивый город, он очень понравился мне. Вечером я попрощалась с дедушкой, и он отвез меня домой. Вот такие приключения были у меня в этом году.

  • Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности в какой
  • Но коммент на английском как пишется
  • Но вскоре со мной произошла история которая завершила переворот в моем сознании сочинение
  • Нная сумма как пишется
  • Нлп сказка на ночь для детей 6 7