Ночь перед Рождеством | |
Жанр: |
повесть |
---|---|
Автор: |
Николай Васильевич Гоголь |
Язык оригинала: |
русский |
Предыдущее: |
Пропавшая грамота |
Следующее: |
Страшная месть |
Текст произведения в Викитеке |
«Ночь перед Рождеством» — повесть, написанная русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».
История
Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному — хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831—1832 гг.[1].
Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение — 31 января 1832 г.).
Сюжет
Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II — последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи.
Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.
Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды.
К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».
Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.
В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.
Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петембург, прямо к царице»[2].
Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки.
В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков».
Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Постановки и экранизации
- «Кузнец Вакула» (опера, написана в 1874 году Петром Чайковским)
- «Ночь перед Рождеством» — опера, написана в 1895 Николаем Римским-Корсаковым)
- «Ночь перед Рождеством» — немой фильм, 1913 год, режиссёр Владислав Старевич
- «Черевички» — фильм-опера, 1944 год
- «Ночь перед Рождеством» — мультипликационный фильм, 1951
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» — художественный фильм, 1961 год, режиссёр Александр Артурович Роу
- «Вечера на хуторе близ Диканьки (2002)» — кинокомедия-мюзикл, 2002 год, режиссёр Семён Горов
Примечания
- ↑ Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том первый. М., Наследие, 2001. С. 767.
- ↑ «В Петембург…» — не опечатка, а гоголевская речевая характеристика персонажа (такое написание в изданиях: Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том первый. М., Наследие, 2001. С. 169; Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений [в 14 т.]. Том 1. М.; Л. Изд-во АН СССР, 1940. С. 226.
Ссылки
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» в библиотеке Максима Мошкова
- «Ночь перед Рождеством» на сайте «Лаборатория фантастики»
Произведения Николая Васильевича Гоголя | |
---|---|
Поэмы | Ганц Кюхельгартен · Мёртвые души |
Повести и рассказы |
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (Сорочинская ярмарка · Вечер накануне Ивана Купала · Майская ночь, или Утопленница · Пропавшая грамота · Ночь перед Рождеством · Страшная месть · Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка · Заколдованное место) · «Миргород» (Старосветские помещики · Тарас Бульба · Вий · Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем) · «Петербургские повести» (Невский проспект · Нос · Портрет · Шинель · Записки сумасшедшего) · Коляска |
Драматургия | Женитьба · Ревизор · Игроки · Утро делового человека · Тяжба · Лакейская · Отрывок · Театральный разъезд после представления новой комедии |
Публицистика | Женщина · «Борис Годунов», поэма Пушкина · О поэзии Козлова · Скульптура, живопись и музыка · О средних веках · О преподавании всеобщей истории · Взгляд на составление Малороссии · Несколько слов о Пушкине · Об архитектуре нынешнего времени · Ал-Мамун · Жизнь · Шлёцер, Миллер и Гердер · О малороссийских песнях · Мысли о географии · Последний день Помпеи · О движении народов в конце V века · О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году · Петербургские Записки 1836 года · Рецензии из «Современника» · Рецензии, не вошедшие в «современник» · Рецензия для «Москвитянина» (Утренняя заря) · О Современнике · Выбранные места из переписки с друзьями · О сословиях в государстве · Авторская исповедь · Размышления о Божественной Литургии |
Несохранившееся и отрывки |
Владимир третьей степени · Рим · Ночи на вилле · Альфред · Гетьман · Страшный кабан (малороссийская повесть) · Отрывки на неизвестных пьес · Наброски плана драмы из украинской истории · Страшная рука · Фонарь умирал · Дождь был продолжительный · Рудокопов · Семён Семёнович Батюшек · Девицы Чабловы · Что это? |
Прочее | Италия · «Арабески» · Приложения к «Ревизору» · Учебная книга словесности для русского юношества · Письма |
Связанные статьи | Гоголь в музыке и кинематографе · Гоголь в нумизматике · Гоголь в филателии · Памятники Гоголю в Москве · Василий Гоголь-Яновский · Афанасий Гоголь-Яновский · Гоголь-Яновские |
Введение
«Ночь перед Рождеством» — выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю.
Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» .
Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.
Содержание:
- История создания
- Анализ произведения
- Общее описание, идея
- Основной сюжет
- Главные герои:
- Кузнец Вакула
- Оксана
- Второстепенные герои и персонажи
- Цитаты
- Особенности композиционного строения
- Заключение
История создания
(Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832 г.)
Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.
Анализ произведения
Общее описание повести, основная идея
(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю «Ночь перед Рождеством»)
Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.
Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.
Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.
Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.
Основной сюжет
Рождественская ночь окутала Диканьку такой сказкой, что даже чёрт не смог устоять. Да и как было не насолить злейшему врагу в такой чудесный праздник. Срывая с неба месяц со звёздами, чёрт погрузил все дома в полную тьму и устроил на небе пляски с подругой ведьмой. Но ни темнота, ни метель не смогли удержать кузнеца Вакулу. Он готов был отправиться к самому дьяволу, ради достижения своей цели.
Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: сюжет и краткое содержание повести
Образы главных героев
Кузнец Вакула
Главные герои – реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула – настоящий украинский мужчина, деревенский кузнец. Он вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.
Вакула постоянно переживает, поскольку испытывает любовь к Оксане. Однако девушка только флиртует, насмехается над юношей, отвергает его ухаживания. Парубок является мужественным и сильным человеком, он занимается рисованием и кузнечным делом, однако доходит до отчаяния, но увидев черта, смог использовать его ради своих задумок.
Подробнее: Кузнец Вакула: характеристика и образ героя
Оксана
Черноокая Оксана – главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Молодая, самолюбивая и полная высокомерия. Она красива, и упивается собственным совершенством. Это видно по сидению перед зеркальцем и тем, как пренебрежительно она относится к ухажеру. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.
Избалованный характер, привередливость привели к ее капризности, она хочет исполнения всех пожеланий. Только после слухов о гибели Вакулы она понимает, что влюблена. Впоследствии девушка становится хорошей женой.
Подробнее: Оксана: характеристика и образ героя
Второстепенные герои и персонажи
Солоха
Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы – ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.
Подробнее: Солоха: характеристика и образ героини
Черт
(Иван Мозжухин в роли Чёрта в фильме «Ночь перед Рождеством», 1913)
Персонаж классически изворотлив, злобен, мстителен. Он старается максимально досадить всем, воруя месяц. Также он не любит Вакулу за его изображение черта. При этом Черт ухаживает за Солохой, и не чужд кокетства. Гоголь сделал его проказником, добавив обаяния, ума и веселого нрава. В итоге отрицательный герой не вызывает негативного восприятия.
Чуб
Самый богатый казак в селе. Отец Оксаны в которую влюблён кузнец.
Пацюк
Старый казак, прославившийся умением лечить мирян магией и травами.
Дьяк
Священнослужитель, не особо придерживающийся правил. Иной раз может и чарочку выпить, и заглянуть к одиноким вдовам.
Цитаты
(Кадр из фильма «Ночь перед Рождеством», 1913)
Через эту глупую любовь я одурел совсем.» Я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить.» Вакула.
«Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!» Оксана.
«Когда нужно черта, то и ступай к черту! Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами» Чуб.
«Чудно блещет месяц!» Автор.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: цитаты героев и автора повести
Особенности композиционного строения
(Две почтовые марки Украины к «200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя» и «Ночь перед Рождеством», выпуск 2009 года)
В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.
Заключение
Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется – это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.
Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.
Краткое содержание «Ночь перед рождеством»
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8361.
Обновлено 17 Января, 2022
О произведении
Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара. Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный вечер, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и Оксаны, дочери богатого козака.
На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя онлайн. Предлагаемый вариант будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к урокам литературы, а также всем, кто интересуется русской классикой.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят во второй половине XVIII века на украинском хуторе Диканька неподалёку от Полтавы и в Петербурге.
Главные герои
- Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для любимой черевички самой царицы.
- Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».
- Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.
Другие персонажи
- Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.
- Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».
- Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.
- Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.
Краткое содержание
В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.
С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.
***
Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку»
у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.
***
Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.
Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.
***
Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была не кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.
Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.
***
И действительно, ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.
***
Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки»
и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как не бывало»
. На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.
Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит»
. Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.
***
К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали: это был сам дьяк. Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана: к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.
Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.
***
На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.
***
Вакула решает пойти к местному знахарю, Пузатому Пацюку: «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет»
. Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него, как найти черта, чтобы попросить у того помощи. На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами»
. Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.
Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.
***
Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.
***
Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.
***
Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после по велению Вакулы уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.
Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица. Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее. Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум»
.
***
По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась: ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.
***
Обратно кузнец добрался еще быстрее и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков»
.
***
Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо»
.
И что в итоге?
Вакула — женился на Оксане, нарисовал на стене в церкви черта в аду.
Оксана — после того как Вакула вернулся из столицы и привёз черевики от царицы, уже не скрывает своих чувств и соглашается выйти за него замуж.
Чёрт — исполнив всё, что от него требовал Вакула, получает три удара хворостиной и убегает.
Заключение
В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.
Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» раскрывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.
Тест по повести
Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Никита Лавцов
13/14
-
Vlad Gavrilenko
13/14
-
Мария Михалёва
11/14
-
Полина Васильева
8/14
-
Асем Ташенова
11/14
-
Владимир Селивестров
12/14
-
Дарина Мерзликина
9/14
-
Миша Шапкин
6/14
-
Ирина Иванова
13/14
-
Алёна Шаригина
12/14
Рейтинг пересказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8361.
А какую оценку поставите вы?
Скачать обзор:
Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает вторую часть цикла «Вечера на хуторе близь Диканьки». Это произведение — удивительный сплав любовной истории, сказочных и мистических мотивов и украинского колорита.
Место и время действия
На основное место действия указывает название цикла, в который входит повесть – «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Местом действия одного из эпизодов повести является столица Российской империи, город Санкт-Петербург, куда главный герой приезжает на встречу с императрицей Екатериной. События происходят в период её правления, конкретно в 1775 году, на что указывает упоминание о запорожцах, прибывших на приём к царице. К этому году относится депутация, связанная с работой комиссии по упразднению Запорожской Сечи.
О чем произведение? Очень кратко
В центре повествования — история отношений кузнеца Вакулы и его возлюбленной Оксаны, их родителей — отца девушки, богатого казака Корния Чуба, и матери кузнеца, ведьмы Солохи.
Оксана просит кузнеца достать для неё черевички самой императрицы и за это обещает выйти за него замуж. Парню удается одурачить черта, с его помощью добраться до столицы и заполучить черевички.
Параллельно описываются ночные похождения Чуба, который вместе со своим кумом отправляется на попойку к дьяку.
Солоха принимает у себя многочисленных ухажёров. Она имеет виды на Чуба, хочет выйти за него замуж, чтобы прибрать к рукам имущество, пытается всячески рассорить Чуба с сыном, чтоб помешать его свадьбе с Оксаной. Чуб также против отношений дочери с кузнецом, считая его слишком бедным.
Вакула возвращается с черевичками. Пока он отсутствовал, Оксана переживала, она поняла, что любит Вакулу. Кузнец мирится с её отцом. Влюбленные женятся.
Подробный пересказ
Повествование начинается с описания зимней ночи накануне Рождества. Время колядовать. Над деревней ярко светит месяц. Из трубы вылетает ведьма. Автор рассуждает о том, что если бы мимо проезжал заседатель, то он обязательно бы её заметил, но заседателя в этот момент в деревне не было. Ведьма взмывает высоко в небо и начинает срывать звёзды.
С другой стороны появляется пятнышко, оно постепенно растягивается. Оказывается, что это самый настоящий черт. Для него эта ночь – последняя, когда он мог шататься по свету и выучивать добрых людей грехам. И он не упускает возможность напакостить людям, особенно — отомстить кузнецу Вакуле, который, будучи изрядным живописцем, в церкви изобразил черта в уничижительном виде.
А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
Черт подкрадывается к месяцу, похищает его и кладет в карман. Зачем черт украл месяц? Это был хитрый стратегический ход. Он знал, что старый казак Корней Чуб приглашен сегодня в гости к дьяку на попойку. Путь предстоял неблизкий через всё село, мимо мельниц и кладбища. Черт рассудил, что по темноте кум откажется идти и останется дома.
Вакула безоглядно влюблен в дочь Чуба — Оксану, первую красавицу Диканьки. Кузнец обязательно воспользуется отсутствием отца, чтобы наведаться к возлюбленной, а если Чуб никуда не пойдет, то Вакула не сможет этого сделать. Таким образом, похитив месяц, черт хотел расстроить встречу Вакулы и Оксаны. Однако его план провалился.
… Взглянув вверх, остановился…
— Что за дьявол! Смотри! смотри, Панас!..
— Что? — произнес кум и поднял свою голову также вверх.
— Как что? месяца нет!
— Что за пропасть! В самом деле нет месяца.
— То-то что нет, — выговорил Чуб с некоторою досадою на неизменное равнодушие кума. — Тебе небось и нужды нет.
— Так, пожалуй, останемся дома, — произнес кум, ухватясь за ручку двери.
Если бы кум не сказал этого, то Чуб, верно бы, решился остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор.
Чуб сначала сомневался, стоит ли ему идти по темноте, но, посоветовавшись с кумом, всё же решился отправиться в гости. Желание отведать варенухи оказалось сильнее опасения идти по темноте.
Оксана, оставшись в одиночестве, красуется перед зеркалом: «Что людям вздумалось расславлять, что я хороша, совсем я не хороша», — сомневается девушка. Отодвинув зеркало чуть поодаль, убеждает себя в обратном и начинает расхваливать свою внешность:
«Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя! Он зацелует меня насмерть!»
Тем временем в избу заходит Вакула. Оксана отвергла многих ухажеров. Кузнец был настойчивей других. Девушка холодна с ним. Ведет себя надменно, пытаясь показать свое превосходство. Спрашивает, зачем он к ней пожаловал и готов ли сундук, который Вакула обещал ей сделать.
— Будет готов, после праздника будет готов, — отвечает кузнец.
Вакула просит девушку не серчать на него. Кузнецу за счастье просто глядеть на красавицу, да говорить с ней.
— Кто ж тебе запрещает, говори да гляди, — ответила девушка, присев на лавку. Вакула просит разрешение сесть рядом с ней. Оксана не противится. Тогда парубок идет дальше, он хочет поцеловать Оксану, но тут девушка его осекла.
«Не любит она меня», — сокрушается Вакула
Оксана спрашивает кузнеца, правда ли, что его мать ведьма.
— А что мне до матери, — отвечает Вакула, — ты у меня и мать и отец и всё, что есть дорогого на свете.
Говорит кузнец Оксане слова любви:
Если б меня призвал царь и сказал: «Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами». — «Не хочу, — сказал бы я царю, — ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!»
Мать кузнеца Солоха — та самая ведьма, что вылетела из трубы в начале повествования. Замерзнув, она решила вернуться в дом через трубу. В небе она встретила черта, и тот увязался с нею. Ведьма влезла в дом через печь, отряхнулась.
Солоха хозяйничает по дому, убирается, раскладывает вещи по местам. Стоявшие у печи мешки она оставила нетронутыми — эти мешки принес Вакула из кузнецы, пусть сам и убирает.
Черт, залезая в трубу хаты Солохи, заметил, что Чуб всё-таки ушел из дома. И дабы вынудить его вернуться, решает напустить сильную метель — он перебежал им дорогу и начал раскидывать кучи снега пока небо не стало белым. Чёрт снова улетел в трубу, в твёрдой уверенности, что Чуб с кумом вернутся домой.
В метели Чуб и кум заблудились, стали искать обратный путь. Чуб добирается до своей хаты, но, услышав голос Вакулы, думает, что, заплутав, пришел в чужой дом. Он решает направиться к Солохе. По его разумению женщина должна быть дома одна.
Черт, влетая в трубу, обронил месяц и тот вернулся на небо. «Всё осветилось, метели как не бывало». Согласно традиции, жители вышли колядовать.
Толпа девушек и парубков явилась в дом к Оксане.
Оксана их ждала, чтобы пойти колядовать. Черевички, что были на ногах у одной из девиц, ей приглянулись. Вакула пообещал Оксане, что раздобудет ей такие же. Девушка заявила, что хочет черевички самой императрицы и, если кузнец их достанет, она будет его женой.
«Да, будьте все вы свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которая носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж»
Черт гостит у Солохи. Вдруг раздается голос деревенского головы. Солоха отправилась к двери впустить гостя, черт юркнул в один из мешков, стоящих у печи.
Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло.
Солоха была не так жестока, притом же черт, как известно, действовал с нею заодно. … Черт только что представил свое требование, как вдруг послышался голос дюжего головы. Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший мешок.
Не успел голова и слова молвить, как заявился дьяк. Голова не хотел, чтоб его застали у Солохи, просит ведьму спрятать его, та помещает голову в мешок.
Тут он подошел к ней ближе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими длинными пальцами ее обнаженной полной руки и произнес с таким видом, в котором выказывалось и лукавство, и самодовольствие. — А это что у вас, дражайшая Солоха?
— Будто не видите, Осип Никифорович! — отвечала Солоха. — Шея, а на шее монисто.
Дьяк только начинает ухаживать за Солохой, как к ней в дом вновь стучаться. Это пришел Чуб. Дьяк, не желая быть застуканным, оказывается в третьем мешке.
Домой возвращается Вакула, с которым Чубу совсем не хотелось встречаться. Солоха прячет его в тот мешок, где уже сидит дьяк.
Солоха, испугавшись сама, металась как угорелая и, позабывшись, дала знак Чубу лезть в тот самый мешок, в котором сидел уже дьяк. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжелый мужик и поместил свои намерзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам его висков.
— Отвори! — раздался на улице голос, сопровождаемый толчком в дверь.
— Это кузнец! — произнес, схватясь за капелюхи, Чуб. — Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною!
Заметив мешки, кузнец решает, их убрать: «Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!»
Все три мешка он взвалил на плечи. Они оказались тяжеленные. На улице встречает Вакула толпу колядующих, в их числе — Оксана. Она насмешливо повторяет условие, при выполнении которого готова стать женой кузнеца. Вакула бросил мешки, оставив за плечами тот, что поменьше, и пошел за толпой колядующих. Девушка продолжала прилюдно насмехаться над его чувствами. В расстроенных чувствах он подумал о том, чтобы свети счеты с жизнью. Попрощавшись с гуляющей толпой, он удалился.
Остановившись перевести дух, кузнец принял решение обратиться за помощью к пузатому Пацюку, запорожцу, который «всех чертей знает». Вакула спрашивает Пацюка, как найти дорогу до черта, чтобы попросить его о помощи, а Пацюк отвечает: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами».
Всё это время черт сидел в мешке, который Вакула нес за плечами. Пацюка кузнец застал за трапезой, он обратил внимание на то, как странно и смачно хозяин ест вареники, они как будто сами идут ему в рот. По религиозным канонам есть в эту ночь возбранялось, дабы не набраться греха, кузнец выбегает их хаты Пацюка.
Тем временем черт выбрался из мешка, сел Вакуле на загривок и шепчет: «Это я — твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь… Оксана будет сегодня же наша». Вакула ответил согласием. Понимая, что черт хитрит, он сам решил провести нечистую силу. Пока радостный черт галопировал у него на шее, кузнец схватил его за хвост, пригрозил черту крестом да сам оседал его. Черт просил его отпустить, в ответ Вакула повелел везти его в Петербург, к Екатерине.
Вакула отправляется к царице в столицу за черевичками.
Девчата не смогли поднять мешки и побежали за санями.
Кум Панас и ткач Шоповаленко также находят мешки. Они берут один, в котором находятся дьяк и козак Чуб, и тянут его домой к куму.
В деревне тем временем толпа колядующих девушек наткнулась на брошенную Вакулой ношу. Колядовали обычно с мешками, и девчата решили, что это кузнец столько наколядовал. Решили отнести их в дом Оксане, посмотреть добычу, но поднять их не смогли, отправившись за санями. В это время мешки нашли мужики, сначала кум, потом ткач Шаповаленко. Они потащили находку к дому кума, надеясь, что не столкнутся там с его сварливой супругой.
Жена, как назло, была дома, заметила мешки. Завязалась потасовка. Сидящие в мешке выползли оттуда. «Ай да Солоха! посадить в мешок… То-то, я гляжу, у нее полная хата мешков… Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека… Вот тебе и Солоха!» — говорит Чуб.
Вернувшиеся с санями девушки нашли лишь один оставшийся мешок. Они не знали, что внутри сидит голова и повезли его к Оксане. Домой как раз вернулся Чуб. Голова был освобожден из мешка, что вызвало недоумение Чуба: «И голова туда же», — подумал он.
Вакула тем временем подлетал к столице верхом на черте. Сразу идти к царице кузнец постеснялся и отправился к знакомым запорожцам, что как-то осенью проезжали через его родное село. Запорожцы эти как раз намеревались идти на приём к императрице, Вакула уговорил их взять его с собой.
Вакулу поразило великолепие дворца, убранство лестницы, что жаль было даже ногами топтать. Кузнец робел, любуясь роскошью. На встречу казаков в сопровождении свиты вышел Потемкин, появились придворные дамы, а следом за ними и сама царица.
Когда беседа царицы с запорожцами уже походила к концу, государыня сама заботливо спросила Вакулу, зачем он пришел. Кузнец припал к ногам царицы, нахваливая черевички и прося такие же для своей возлюбленной. «Боже ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевички!»
Екатерина и все присутствующие засмеялись. Царица выполнила его просьбу.
Отойдя, Вакула тихо обратился к черту: «Увези меня отсюда». И тут же оказался за шлагбаумом.
В Диканьке исчезновение Вакулы породило слухи о том, что парень, не выдержав несчастной любви, покончил собой. Оксану это смутило и испугало, девушка не могла поверить, что кузнец мог на такое решиться. Она тревожилась за него, не спала всю ночь. У девушки проснулись чувства к кузнецу. Чуба же судьба парня совсем не волновала.
На утро все собрались у церкви на праздничную службу. Оксана была сама не своя, думала о Вакуле, да и все вокруг ощущали, что праздник какой-то не такой, кого-то недоставало.
Вакула спозаранку прибыл в родную деревню, возле своей хаты он оказался «с петухами». Кузнец прогнал черта, отвесив ему три удара. Вместо того, чтобы дурачить других, черт сам оказался одураченным в эту ночь.
До обеда кузнец отсыпался. Проснувшись, он приоделся и отправился в хату к Чубу, взяв с собой черевички для дочери и шапку и пояс для отца. Он упал ему в ноги: «Помилуй, батько! не гневись! вот тебе и нагайка: бей, сколько душа пожелает, отдаюсь сам…». Просил руки и сердца Оксаны.
Увидев Вакулу, девушка смутилась, покраснела, замахала руками. Она согласна была выйти за него замуж и без черевичек.
Молодые люди поженились. Проезжавший спустя время через Диканьку архиерей видел, что живут Оксана с Вакулой в размалеванной хате, а в церкви Вакула нарисовал черта в аду, такой гадкий он вышел, что все плевались, проходя мимо.
Характеристика героев
Главные герои сказочной повести — Вакула и Оксана, важную роль в произведении играет черт, также значительное внимание уделяется родителям молодых людей.
Вакула
Молодой парубок, сельский кузнец, сильный, мужественный. И не только хороший кузнец, но еще «изрядный живописец». Вакула любит первую на селе красавицу Оксану, которая только куражится над ним. В любви он тонкий и ранимый, что свойственно натурам художественным. Героя задевает насмешливое, надменное отношение Оксаны, он «сам не свой» после разговора с ней.
Кузнец, в отличие от своей матери, благочестив, расписывает церковь, но перед Рождеством впадает в уныние: не любит его Оксана, только смеется. Случилось так, что за плечами у Вакулы был мешок с чертом, что и повлияло на ход его мыслей: вздумал было расстаться с жизнью от несчастной любви. Перед этим он решил посоветоваться с Пацюком, известным на селе тем, что знался с нечистью. Кузнец уже приготовился погубить свою душу. Только вареник, прилетевший ему в рот, в хате Пацюка, образумил героя — день-то постный, сочельник. Отвратился набожный Вакула, соблюдавший всегда постные дни, от скверного своего замысла.
В конце концов, герой связался с чертом, чтобы раздобыть царицыны черевички. Только лукавый не получил души Вакулы. Кузнец заставил его служить себе, а после всыпал ему хворостиной и прогнал из Диканьки навсегда. Так Гоголь создает положительного главного героя, характерного для фольклорных сюжетов. Вакула обладает важными мужскими качествами — трудолюбием, храбростью, настойчивостью и смекалкой. Хотя он впал в искушение, но сумел выйти из трудного положения, и достичь своей цели. А за связь с чертом герой выдержал церковное покаяние и бесплатно покрасил «левый крылос».
Оксана
Возлюбленная Вакулы, дочь зажитого казака Чуба, семнадцати лет от роду. Она очень красива — «лучшей девки и не было еще и не будет никогда на селе». В тексте отмечены ее черные глаза, длинные черные волосы, заплетенные в косы, вздернутый нос. У дивчины множество поклонников. «Парубки гонялись за ней толпами».
Героине, дочери богатого отца, свойственны избалованность, праздность. Оксана упивается своей красотой, ее любимое занятие — крутиться перед зеркалом. Как многие красавицы, она капризна, горда, кузнеца считает не парой себе. Вакулу она не отвергает, но и близко не подпускает.
В ходе повествования Оксана меняется, и не толко в её отношении к кузнецу. Слух о смерти Вакулы заставил девушку загоревать, а появление возлюбленного так обрадовало Оксану, что она и на царские черевички не взглянула. Дивчина научилась ценить искреннюю любовь и преданность.
С изгнанием черта из Диканьки душа Оксаны словно освободилась от влияния злого духа. Заносчивость и высокомерие красавицы сменились нежностью и кротостью. Преображение души отразилось и в лице. Девушка стала «чудно хороша».
Образ Оксаны в повести проходит эволюцию — от несовершенства к гармонии. Внутреннее содержание красавицы приходит в соответствие с ее внешностью. Автор приводит героиню к своему идеалу.
Солоха
Мать Вакулы, ведьма сорока лет. Внешне «ни хороша, ни дурна собою», имела много ухажеров, «умела причаровывать» самых степенных казаков, с самим чертом водила шашни. Причем каждый воздыхатель Солохи уверен в своей исключительности и не подозревает, что он в ряду многих одураченных. Героиня между тем имеет виды на хозяйство зажиточного казака Чуба и опасается, что сын Вакула женится на дочери Чуба, тогда все богатство достанется ему.
Материнских чувств Солоха к Вакуле не проявляет, она пытается препятствовать его счастью ради собственной выгоды: старается ссорить Чуба с сыном. Отношения матери и сына глубоко не раскрыты, но их отчужденность заметна. В разговоре с Оксаной Вакула обмолвился, что она для него важнее матери.
Ведьма обольстительна, хитра, расчетлива, ловка, ей удалось в один вечер спрятать в мешках троих посетителей и черта. Соблазнительность, блудливость, хитрость, жадность — свойственные ведьмам качества, поскольку сознательная связь с лукавым влечет человека к самым разным порокам.
Корний Чуб
Отец Оксаны — вдовец, самый богатый казак в Диканьке, за что уважаем односельчанами. Чуб степенен, немного ленив, как и полагается ему по статусу. Он не желает, чтобы Вакула был его зятем, из неприязненного к нему отношения. Неприязнь эту умело подогревает Солоха — большая слабость Чуба. Как всякий добрый казак, герой любит веселые застолья, из-за чего попадает в передрягу. Проказы Солохи, ставшие явными, не возмущают Чуба, ее ловкость даже восхищает его.
Черт
Мистический персонаж, нечистая сила, представитель тьмы. Герой летает по небу, как и положено бесу. Спереди он — «совершенно немец», мордочка с поросячьим пятачком, тонконогий, а сзади — будто губернский стряпчий в мундире. Обязательные внешние атрибуты — хвост и рожки.
Последнюю ночь перед светлым христианским праздником Рождеством ему осталось «шататься» по свету, он проказничает и пакостит людям.
Хитрость, изворотливость, вредность, мстительность персонажа — по его духу. Он вызывает вьюгу. крадет месяц с неба, старается навредить Вакуле, помня, как некрасиво тот изобразил его в церкви.
Черт в «Ночи перед Рождеством» у Гоголя выглядит забавным проказником. Изображение нечисти в этой рождественской сказке не отталкивает и не отвращает, как в других произведениях автора.
Второстепенные персонажи
Дьяк Осип Никифорович — служитель церкви, которого одолевают мирские искушения. Внешность: худенький, с динными пальцами. Он велеречив: в обыденном разговоре у него много церковно-славянских слов.
Дьяк не откажется от застолья и выпивки в теплой компании. Он не может устоять перед чарами Солохи и посещает ее, хотя очень боится своей жены, которая настолько сварлива, что коса дьяка, некогда толстая, заметно отощала. В любой ситуации Осип Никифорович не теряет своей велеречивости, старается выглядеть чинно, даже выйдя из мешка.
Персонаж комичен, так как в его образе нет соответствия образу настоящего церковнослужителя.
Пацюк — запорожец, в Диканьке прослыл знахарем, в прошлом казак. Местным о нём известно мало, никто не знает, откуда он взялся в деревне. Считается, что он знается с нечистой силой. Ленив и обжорлив, для большей выразительности автор добавляет ему прозвище «пузатый».
Персонаж действительно неимоверно толст, он с трудом протискивается в двери, поэтому почти не выходит из дому. Изобразив Пацюка за поеданием галушек и вареников, Гоголь подчеркнул непреодолимую тягу его к чревоугодию под влиянием злого духа.
Голова — эпизодический персонаж, обозначен «дюжим мужиком», родственником дьяка, ухаживает за Солохой, был посажен ею в мешок. Подробно образ не раскрывается.
Екатерина — царица, образ отсылает к реальной исторической личности.
Екатерина у Гоголя — литературный персонаж, представлена как внимательная, добрая, милосердная монархиня, ценит прямоту и простоту Вакулы и выполняет его просьбу.
Запорожцы — делегация казаков, прибывших в Петербург на приём к Екатерине. Коллективное действующее лицо, имеющее функциональное значение в сюжете. Вместе с ними Вакула попадает во дворец и встречается с императрицей.
Панас — кум Корния Чуба, вместе с ним отправляется в гости к дьяку. Автор описывает его как высокого, сухощавого мужика с бородой. Характеризуется как равнодушный ко всему персонаж, временами может блеснуть остроумием.
История создания
Повести, пропитанные духом родной для писателя Украины, вышли из-под его пера в Санкт-Петербурге. Время создания цикла охватывает 1829–1931 гг., но это не значит, что Гоголь непрерывно работал над произведениями на протяжении трех лет. Напротив, повести писались быстро и непринужденно, в общей сложности за несколько месяцев.
Точное время написания отдельных повестей не установлено. Опубликована «Ночь перед Рождеством» впервые в 1832 г. в издании «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка».
Жанровые и стилистические особенности
Оно невелико по объему. Есть несколько центральных персонажей, одна сюжетная линия — отношения Вакулы и Оксаны, и побочные события, так или иначе связанные с основным сюжетом. Они дополняют пространство произведения, создают его атмосферу. «Ночь перед Рождеством» имеет черты, присущие волшебной сказке.
Некоторые персонажи наделены сверхъестественными способностями — черт и ведьма. Солоха предстает перед соседями и гостями в образе обычной деревенской женщины, но при этом способна летать на метле, попадает в дом через дымоход. События, когда герой отправляется на добычу ценной вещи ради свой возлюбленной, часто описываются в сказочных произведениях.
Обращается Гоголь и к народным традициям, в частности важное место в произведении занимает описание колядования.
Колорит малоросского села звучит в языке произведения, невероятно ярком, образном. Текст изобилует просторечными выражениям, украинизмами. Например, вместо слова «парень» используется парубок.
В повести «Ночь перед рождеством», как и вообще в «Вечерах на хуторе», Гоголь искрится веселым юмором (горькая, едкая сатира присуща более поздним его произведениям). Некоторые образы и ситуации нарочито комичны. Юмористическая составляющая органично дополняет пестрое полотно самобытной повести, явившей читателю неповторимый «гоголевский стиль».
Направление
Реалистическое и мистическое
В повести «Ночь перед Рождеством» яркие образы сельских жителей и картину малоросской глубинки Гоголь дополняет мистическими и фольклорно-мифологическими элементами (черт и ведьма) — приспешниками тьмы. Но главная мистическая составляющая — светоносный христианский праздник Рождества. Создавая рождественскую сказку, Гоголь не мог обойтись без противостояния добра и зла, по своему религиозному мироощущению.
Вместе с тем в повести присутствует реалистическая составляющая. Гоголь вписывает сказочный по своей сути сюжет в исторический контекст эпохи. В произведении конкретизировано место и время событий, поданных так, будто они происходили на самом деле. Таким образом, на страницах повести «встречаются» два мира — реальный и сказочно-мистический.
Композиция
Композиция повести «Ночь перед Рождеством» традиционная, линейная:
Тема
Жизнь людей, отношения между ними всегда зависят от выбора (часто неосознанного) добра или зла.
Оксана бездумно была занята только собой, красовалась перед зеркалом, не ценила преданной любви Вакулы и часто ранила его словом. Тщеславие и самовлюбленность девушки вызваны отнюдь не влиянием ангела-хранителя, такие чувства от лукавого. Она была несчастлива, пока не полюбила, а только гордилась да завидовала, если у подружки черевички лучше, чем у нее.
Благочестивый Вакула смог удержаться на краю погибели, не ступил на путь зла. Это помогло ему добиться желанной цели.
Солоха и Пацюк сознательно выбрали сторону тьмы, при этом они погрязли в пороках, а сверхъестественные способности счастья им нн приносят.
Идея
Намерения черта не осуществились, он получил по заслугам и бежал из Диканьки.
Счастливая встреча Вакулы и Оксаны, разрешение ее отца на брак происходят в Рождество Христово — праздник, когда возможны чудеса. Отступило в торжественный день зло, христианская любовь коснулась многих сердец — преобразилась Оксана, смягчился Чуб.
Проблематика
Любовь, доводящая до крайности
Главная тема добра и зла переплетается с любовной. Герой ради любви к девушке, готов был на все, как и полагается в чувстве сильном, настоящем. Только, какой бы ни была раскрасавицей дивчина, топиться и давиться из-за ее насмешек не стоит. Потому что нет возврата оттуда, куда заманивает персонаж с хвостом и рогами. Прибегать к его помощи тоже крайне рискованно. Вакула в повести-сказке сумел заполучить слугу сатаны себе на службу, но за это потом целый год по пятьдесят поклонов в день бил.
Любовь — чувство таинственное, мощное, вдохновляющее, но, когда появляется отчаянное желание прыгнуть в омут или заключить сделку с рогатым, — дело здесь нечисто.
Свобода и творчество
Вакула — не просто кузнец, он «важный живописец» на селе. Конечно, герой не имеет отношения к большому искусству, он самоучка, расписывает все: от мисок односельчан до церковных стен. И в первую очередь, он кузнец, ремесленник, который малюет в свободное время. Тем не менее, он человек творческий, чувствительный к красоте, чем выделяется среди жителей Диканьки с их обычными житейскими потребностями. Такой герой соответствует традициям романтизма в литературе и духу эпохи, он наделен внутренней свободой и творческой энергией.
Слабости жителей Диканьки
Гоголь в контексте мистического сюжета затронул нравственные проблемы. Правда, он с юмором, с улыбкой описывал несовершенства обитателей села Диканьки — любовь к питию, к соблазнительным женщинам, желание посплетничать. Все эти недостатки распространены среди людей. В описании забавных сцен читатель со смехом узнает своих знакомых, а то и себя. Комичность персонажей — дьяка, его жены, ткачихи и прочих — не вызывает желания быть на них похожими, а потому служит нравственному совершенствованию.
Родина и традиции
Произведение пропитано национальным колоритом, в его стилистике, описаниях и образах чувствуется искренняя любовь и привязанность автора к малой родине, неравнодушие к её судьбе, традициям. Автор обращается к фольклору как к внутренней глубинной сущности народа, определяющей его своеобразие. Национальное переплетается с православными и общеславянскими мотивами, читатель чувствует дух народной традиции.
Автор романтизирует и поэтизирует жизнь простого украинского села, люди в нем живут свободные, веселые, в достатке. В повести звучит мечта Гоголя о такой жизни в родной Малороссии.
В культуре
Мотивы и сюжеты «Вечеров на хуторе близь Диканьки», в частности «Ночь перед Рождеством», нашли отражения в музыке, литературе, живописи, кино.
Российскими классическими композиторами было написано две оперы на этот сюжет: «Кузнец Вакула», или «Черевички», П. И. Чайковского в редакциях 1874 и 1887 гг. и «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, представленная публике в 1895 году.
Первый немой фильм по мотивам повести Гоголя снят ещё в 1913 году. В кинематографе советской эпохи известно несколько экранизаций.
Фильм-опера «Черевички» на основе музыкального произведения Чайковского вышел в 1945 году. Классической считается экранизация режиссера Александра Роу «Вечера на хуторе близь Диканьки» 1961 года.
Студией «Союзмультфильм» выпущены мультипикационные фильмы «Ночь перед Рождеством» (1951 г.) и «Приключения Кузнеца Вакулы» (1977 г.) В 1997 году вышел мультфильм «Ночь перед Рождеством» режиссера Екатерины Михайловой.
Некоторые мотивы цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» использованы в картине «Гоголь.Начало», в первой части трилогии, в которой факты биографии писателя переплетены с сюжетами его произведений. Режиссер киносериала Егор Баранов. Первый фильм вышел в 2017 г. Роль Николая Васильевича Гоголя исполнил популярный актер Александр Петров.
Используемые материалы
В статье использовались иллюстрации Ольга Ионайтис.
Скачать обзор: