Из опыта Лукожевой Н.В.
ЦИКЛ БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»
Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Умение давать оценку образам художественных произведений.
Методы и приемы:
1. Спросить, какие произведения читали о хороших людях, которые
помогают друг другу.
Произведения:
Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой».
Михалков С. «Как друзья познаются».
Катаев В. «Цветик–семицветик».
Осеева В. «Просто старушка», «Сыновья».
Чуковский К. «Айболит».
2. Поручить вспомнить случаи из жизни, когда люди помогали друг
Другу.
3. Проявление чуткости к эмоциональному и физическому состоянию:
бабушке тяжело нести сумку – надо помочь; мама отдыхает – нельзя шуметь;
малыш упал – надо помочь встать; помочь больному – принести воды,
развлечь.
4. Ситуация типа «Наши добрые дела»: дети вовлекаются в различные
добрые поступки, связанные с проявлением заботы, внимания, сочувствия.
5. Антонимы: друг–враг; добрый–злой; хороший–плохой; отзывчивый–
равнодушный.
6. Фразеологизмы:
«Большое сердце» – задушевный, искренний человек, готовый помочь.
«Протянуть руку помощи» – помогать в трудную минуту, выручать.
«Сердце обросло мхом» – кто–либо стал бездушным, неотзывчивым.
7. Образование прилагательных:
доброта – добрый
зло – злой
друг – дружный, дружелюбный
БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ
«Честность и скромность украшают человека»
«Не одежда красит человека, а поведение»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
«Обещал, значит выполни»
Цель: на конкретных примерах (героев художественной литературы, поступках окружающих людей) формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. Уметь давать оценку поступкам окружающих людей, уметь использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.
Произведения:
Толстой Л.Н. «Косточка»
Носов Н. «Леденец», «Огурцы»
Осеева В. «Что легче?» «Почему?»
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое»
1. «Рассказ о неизвестном герое» – «Честность и скромность украшают
человека»
2. «Что легче?», «Леденец», «Огурцы», «Косточка» – «Лучше горькая
правда, чем сладкая ложь».
3. «Двенадцать месяцев» – «Не одежда красит человека, а поведение»
Методы и приемы:
1. Спросить, какие пословицы и поговорки знают о скромности, в
каких произведениях рассказывается о скромных людях.
2. Спросить, какие пословицы и поговорки, знают о честности, о
честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях.
3. Каких людей больше любят, какие люди приносят больше пользы –
скромные, честные, или лживые, себялюбивые.
4. Придумать слова с противоположным значением к словам: честный,
правда:
а) честный – бесчестный, лицемерный, лживый.
б) правды – ложь, обман
5. Фразеологизмы.
«Положа руку на сердце» – со всей откровенностью, правдиво. «Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо
БЕСЕДА ПО ПОСЛОВИЦЕ
«ПРИ СОЛНШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»
Цель: Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.
Произведения:
Благинина Е. «Посидим в тишине», «Вот какие мамы»
Артюхова Н. «Трудный вечер»
Виеру Г. «Мамин день»
Осеева В. «Сыновья», «Почему»
Ненецкая сказка «Кукушка»
Методы и приемы:
1. Спросить, с чем и почему сравнивается мама в пословице «При
солнышке тепло, при матери добро».
2. Какие произведения знают дети, прочитав которые можно сказать
«При солнышке тепло, при матери добро»? .
3. В каком произведении и почему девочка отказывается от своего
желания побегать, поиграть?
4. Почему мама в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и
улетела; что было самым жестоким в поведении ее сыновей?
5. В чем выражается доброе отношение к маме у Алеши из рассказа
«Трудный вечер»?
Ситуации:
Маму обрадовало, что я…
Мама печалится, когда…
Мама любит, когда (если)…
Мама отдыхает –
Мама заболела –
и т.д.
Ласковые обороты речи:
Мама – мамочка – мамуля – мамулечка
Фразеологизмы:
«Душа болит» – сильно беспокоиться;
«Золотые руки» – все умеет делать;
«Брать под свое крылышко» – окружать вниманием, заботой.
Пословица:
«Родителям воздай почет — твой сын тебе его вернет».
БЕСЕДА О ВЕЖЛИВОСТИ
Цель:
Воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, закрепить навыки вежливости. Формирование способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев произведений.
Произведения:
Осеева В. «Просто старушка», «Волшебное слово», «Сыновья», «Хорошее».
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев».
Методы и приемы:
1. Спросить, кого называют вежливыми.
2. Привести примеры вежливых поступков из прочитанных
произведений.
3. За какие качества называют человека «вежливым»?
4. Предложить для упражнений несколько ситуаций: «В комнату
вошел гость», «На улице встретился знакомый», «Наши добрые
дела» и т.д.
5. Использование в обращении к близким ласковых оборотов речи:
Мама – мамочка – мамуля
Папа – папочка – папуля
Бабушка – бабуля – бабулечка
Дедушка – дедуля – дедулечка
Сестра – сестренка — сестричка
Брат – братик – братишка
Друг – дружок – дружочек
Антонимы:
Вежливый – грубый
Фразеологизмы:
«Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо;
«Ради бога» – пожалуйста, очень прошу.
Составление предложений со словом «вежливый» Значение пословицы:
«За одного вежливого двух невежливых дают, да и то не берут»
БЕСЕДА НА ТЕМУ «БУДЬ СМЕЛЫМ»
Цель:
Активизировать мышление, умение решать конкретную задачу, критически относиться к поступкам окружающих, умение отличать и правильно называть смелые поступки. Учить отличать смелые поступки от трусливых, сравнивать их. Учить детей делать обобщения.
Произведения:
Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Толстой Л.Н. «Два товарища»
Чуковский К. «Муха–Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»
Михалков С. «Три товарища»
Методы и приемы:
1. Вспомнить и рассказать, какие произведения читали дома и в детском саду о смелых людях.
2. Назвать смелые поступки, сравнить их с трусливыми.
3. Какую пользу приносят смелые люди: плавают на подводных лодках, строят высотные дома, летают в космос, защищают Родину. Трусливых не любят, не уважают, сними дружить неприятно.
4. Поручить назвать смелых, кого знают дети.
5. Придумать слова с противоположным значением к слову «смелый»: несмелый, робкий, трус, трусливый.
6. Фразеологизмы:
«Стоять грудью» – стойко защищать кого–либо или что–либо.
«Рыцарь без страха и упрека» – смелый, великодушный человек.
Обновлено: 09.01.2023
Бабушка Туманова с утра с вилами в руках разбивала навоз в огороде, носила его под рассаду. Светлана, соскучившись в избе, пришла к ней в огород и, аккуратно приподняв платьице, присела на брёвнышко.
– Это что растёт? – спросила она.
– Капуста? Но… бабушка! Вы же её испортите этим!
– Чем – этим? Навозом-то?
– Ну да. Она же будет плохо пахнуть!
– Это добро всякий злак любит, – сказала бабушка, – и капуста тоже. А ты что фыркаешь – нешто оно поганое?
Светлана чуть-чуть скривила губы и приподняла свой маленький, словно защипнутый нос. Уж эта бабушка – скажет тоже!
Пушистые светло-зелёные кусты малины, росшие у изгороди, вдруг тихонько зашуршали и раздвинулись. В щёлочку глядели на Светлану большие Анискины глаза.
– Бабушка, – с улыбкой сказала Светлана, – гляди-ка!
– Кто там? Аниска? А! Ну иди сюда, иди, не бойся, чай, не кусаюсь.
Аниска обогнула огород и вошла в калитку.
– Ты за заколкой пришла, да? – спросила Светлана.
Аниска отрицательно покачала головой.
– А зачем же тогда?
– Ну что такое – зачем да зачем! – сказала бабушка. – Пришла, да и всё! Вот что, Аниска, возьми-ка нашу барышню да поведи куда-нибудь. Вишь, сидит без дела, не знает куда себя девать.
Аниска улыбнулась, крупные зубы сверкнули, как белая речная галька.
Светлана подошла к ней, пригнула к себе её голову и зашептала в самое ухо:
– Бабушка, что вы! Как я с ней пойду? Ведь она же чудная…
Бабушка посмотрела на Светлану сурово, с неудовольствием:
– Это кто же тебе такую басню сказал?
Светлана подошла к Аниске:
– Со мной? – спросила Аниска с затаённой радостью.
Девочки вышли на узкую тропочку, которая сквозь кудрявую травку пробиралась вдоль деревни к пруду.
– Только ты, Аниса, мне что-нибудь рассказывай. А то будешь молчать да молчать… Я тогда от тебя убегу!
Аниска задумчиво посмотрела на неё:
– А рассказывать про всё?
Светлана повела тонкими бровками:
– Какая ты странная. Конечно, про всё, почему же нет?
– Вот здесь наш дедушка умер, – вдруг сказала Аниска.
– Вот на этой тропочке.
– А ты почём знаешь? Ты же не видела!
Светлана со страхом смотрела на зелёную солнечную тропочку:
– Ой… Уйдём отсюда. Уйдём скорей! Побежим в поле – догоняй!
Светлана припустилась бежать, лёгкая, как котёнок. Красные ленточки в косах распустились на ветру. Аниска бросилась за ней. У неё были крепкие ноги, и бегала она, топая, как жеребёнок. Она уже раз пять догоняла Светлану, но, догнав, не решалась схватить её – а вдруг рассердится?
А Светлана останавливалась, прыгала на одной ножке и, смеясь, дразнила:
– Не догнать! Не догнать!
И была очень рада, что Аниска никак её не догонит.
Потом тихонько шли к лесу без тропки, прямо через поле, засеянное льном. Тонкие жёсткие стебли стегали по ногам.
– А на этом поле весной самолёты садились, – сказала Аниска.
– Ага. Настоящие. С лётчиками. У нас тогда на зеленя какой-то вредитель напал – вот с этих самолётов всё поле и опрыскивали. Как дождиком.
Светлана поглядела на тёплое синее небо, на крутое белое облако с тёмным донышком.
– Как на облака присядешь? Ведь они из пара! Ты ведь знаешь, что они из пара? Ты в каком классе?
– Во втором. Буду в третьем.
– У, большая, а во втором! Я уже в четвёртый перешла! Ты, значит, и не пионерка?
– А меня зимой приняли. А почему не вступаешь?
– Почему? – Светлана удивлённо посмотрела на неё.
Аниска отвела глаза.
– Я с ребятами дерусь. Они всегда дразнятся. Я и дерусь.
– А почему же вожатая не заступится?! – Светлана даже плечами пожала от возмущения.
– А она почём знает? – глухо сказала Аниска. – Я же не говорю, почему дерусь… Да ну и пусть не принимают. – Аниска насупила брови.
И Светлана тотчас переменила разговор:
– А мне мама новую форму сшила. Шерстяное коричневое платье и чёрный фартук с широкими плечиками. А ты в чём?
– Но ведь это ситцевое!
– А ещё есть синее с горошками…
– Ну и не похожа на ученицу. Надо, чтобы коричневое и чёрный фартук. Только тебе не сошьют…
– А может, и сошьют? У матери трудодней много – она у нас огородница. Попрошу, и сошьёт… И отец у нас плотник. – И добавила чуть слышно: – Он сейчас в совхозе работает. А может, он там, в магазине, купит и принесёт.
Но Светлана только засмеялась на это:
– Так он и будет помнить про твоё платье!
У Аниски опять сошлись брови.
– Будет. Он мне в ту осень башмаки с галошами купил!
– Фу, галоши! – Светлана сморщила нос. – Терпеть не могу никаких галош!
Аниска хотела было вспылить. А как же в новых башмаках прямо по грязи в школу идти? Эти башмаки отцу легко было заработать, что ли? Помаши-ка топором-то с утра до ночи!
Но посмотрела на Светлану и промолчала. Неужели надо Аниске ещё и с ней поссориться?
Лён кончился у самой лесной опушки. Аниска вдруг, ничего не сказав, побежала куда-то в сторону.
– Куда ты? – закричала Светлана.
Ей стало страшно: а вдруг Аниска убежит и бросит её одну?
Но Аниска не думала убегать. Она залезла в заросли шиповника, осторожно пригнула тонкую колючую ветку с розовым бутоном на конце:
– Посмотри! Посмотри, какая красавица! Понюхай!
– Ну подумаешь! Вот розы – это да! Мама ставила в вазу – вот те пахнут! А эти что…
Аниска замахала на неё рукой:
– Не говори! Не говори!
Отвела её от куста и зашептала:
– Зачем так говоришь-то? Ведь ему тоже обидно!
– А шиповнику. Он зацветает, а ты.
Но Аниска была кротка и задумчива.
– Мне вот всё думается – откуда он эти розовые цветочки берёт? Листья зелёные, и почки зелёные, а из зелёного – вдруг розовый цветочек. Ну, откуда? Почему? Как он может. Я вот всегда так гляжу и думаю… Ты не знаешь?
Светлана ответила уверенно, но не глядя в глаза:
– Конечно, знаю! Вот ещё пустяки… Только… пойдём домой…
– А хочешь, я тебе партизанскую могилу покажу?
– Да нет. Вот тут через овражек. Иди за мной.
Аниска бегом бросилась в овраг, заросший ольшнягом и малинником. Светлана поспешила за ней. Кусты царапали ей руки и цеплялись за платье, а под ноги то и дело подвёртывались острые сучья и корявые пеньки. На дне оврага, в ручье, Светлана промочила свои жёлтые туфли. Кое-как перебравшись на ту сторону, она оглянулась в страхе:
В ответ ей только шершавые солнечные листья ольшняга тихонько шелестели под ветром. Светлана, не глядя под ноги, изо всех сил карабкалась по крутой стороне оврага. Косы у неё растрепались, одна ленточка осталась где-то на ветке… Ей уже представилось, что Аниска убежала, что она осталась одна и теперь совсем пропадёт в лесу…
Но, выбравшись наверх, она сразу увидела Аниску.
– Ты что же не откликалась?! – сердито, чуть не со слезами, крикнула она.
Но Аниска сделала ей знак рукой:
– Не кричи. Здесь нельзя кричать… Видишь?
На бугорке, обнесённая частой оградой, зеленела большая могила. Широкая черёмуха прикрывала её свежей душистой тенью.
– На этой черёмухе очень много цветов бывает, – тихо сказала Аниска. – Как начнёт отцветать – так с неё и сыплется и сыплется на могилу… Будто летом снежок идёт…
– Что же, вы часто сюда ходите?
– Ну, а почему же ты ходишь?
– Так. Побыть с ними.
– Ну, с ними. Которые здесь лежат.
Светлана поёжилась от страха.
– Ну тебя! Ты мне нарочно, чтобы я боялась! Не буду с тобой ходить, ни за что не буду!
Но Аниска глядела на неё ясными и печальными косыми глазами:
– А чего ты боишься? Мне их очень жалко. Ведь к ним на могилу родные не придут. Кто их знает, где у них родные? А ведь им тоже хочется, чтобы их помнили. Наши-то, деревенские, помнят – могилу каждую весну оправляют. Ну, а всё-таки… К ним ведь и приходить тоже надо!
– Аниса, пойдём отсюда, – прошептала Светлана, – пойдём, я домой хочу!
Аниска поглядела на солнце:
– Что ты! Рано ещё!
– Всё равно пойдём. Только не через овраг – там сыро.
Аниска вывела Светлану на лесную тропочку. Высокие молчаливые ёлки и берёзы стали по сторонам.
– А ты не заблудишься? – опасливо спросила Светлана.
– В своём лесу-то? Да я тут с закрытыми глазами пройду. Вот на этой ёлке дятлово гнездо. Видишь?
– Да никакого там гнезда нету! Только дырка в стволе.
– Дырка! – засмеялась Аниска. – Это и есть гнездо. А ты думала, дятлы гнёзда вроде грачиных делают? Тише. Летит…
Девочки притихли. Чёрный дятел с малиновым затылком бесшумно юркнул в маленькое круглое дупло.
Прошла минута… другая. Светлана потянула Аниску за платье:
– Пойдём, ну чего стоять-то?
– А может, он вылезет!
– Ну и пусть вылезает. А что интересного?
Аниска с сожалением отошла от ёлки. Хотелось посмотреть, что в дупле. Может, там уже детки есть? А может, ещё только яички лежат…
Девочки молча шли по усыпанной старой хвоей лесной тропинке. Светлана изредка срывала цветок – то душистый жёлтый бубенчик, то крупную незабудку, растущую возле старой колдобины.
– Как чудно… – наконец сказала Аниска. – Вот дятлы яйца кладут белые-белые! Даже блестят. А птицы из них вырастают чёрные… Вот я и думаю – почему.
Светлана нетерпеливо тряхнула косичками:
– А зачем тебе надо поскорей из лесу выходить? Разве плохо в лесу-то?
– Не плохо… А как-то страшно…
Светлана насупила тонкие бровки и оглянулась по сторонам:
– Всё деревья, деревья… Столпились кругом и ничего из-за них не видно!
– Я все эти деревья давно знаю, – возразила Аниска, – и они меня тоже знают…
Светлана поглядела на неё с удивлением:
– Они тебя знают? Деревья?
Аниска кивнула головой.
– Да, знают. Вот ёлка – видишь? Косматая такая, как медведь. Когда меня в лесу дождик застаёт, так она машет, машет мне потихоньку – иди! Иди укройся! А вон там – берёзка. Вон та, кудрявая. Когда сделается мне скучно-скучно… Ну вот так скучно-скучно сделается! Даже слеза пробивает… Ну, мало ли там почему. Другой раз и сама не знаю… Вот и прибегу сюда, к ней. А она меня встречает такая весёленькая, радуется мне. И мне тогда станет веселее.
Светлана молча ускорила шаг. Хоть бы выйти поскорей из этого леса! И дорога незнакомая, и дом неизвестно где. А подруга и в самом деле у неё чудная, какие-то бредни говорит… А может, она и сама-то дорогу не знает как следует, может, им и не выбраться теперь отсюда?!
Аниска тоже примолкла. С каждым шагом приближался конец её праздника, её радости. Сейчас кончится тропка – и всё кончится. Дома, если матери нет, Лиза нападёт на неё. Убежала, а её с Николькой оставила. А Светлана уйдёт к девчонкам – разве она будет водиться с Аниской!
А может, будет? Целое лето впереди – сколько раз ещё пойдут они по полям и лесам со Светланой! Аниска сводит её к Лощинам – там белые грибы родятся. Покажет кабанью нору. Поведёт на вырубку, в малинник – ни одна девочка не знает это малинное местечко! А шмелиное гнездо, а ёжик, который встречается на овсяной меже, а лосиные следы у ручья… Да мало ли! Они везде будут ходить со Светланой.
– Я тебе когда-нибудь ронжу покажу! – сказала Аниска. – Они у нас в лесу водятся.
Аниска весело удивилась:
– Не знаешь? Птица такая. Как полетит – будто огонь загорится. Красная вся – и крылья и хвост. Только шапочка чёрная. Отец её сколько раз видел.
– Ну, отец! А ты же не видела. Может, отец тебе нарочно сказал. Такие птицы только в жарких странах бывают!
Аниску снова бросило в жар от гнева. Что же отец будет её обманывать? У них отец не такой, он никогда не обманывает! Он в лесу жил, когда на лесопилке работал, – там и ронжу видел. Только вот как всё это высказать Светлане, чтобы и за отца заступиться и её не обидеть?
– Деревню вижу, – вдруг радостно крикнула Светлана, – нашу избу вижу! Я теперь дорогу знаю, – запела она, – я дорогу знаю и сама.
И, словно забыв про Аниску, побежала в деревню. У околицы на пруду плескались Верка и Катя.
– Что это вы делаете? – крикнула Светлана.
– Идите к нам! – позвала Катя.
– Светлана, иди к нам! – подхватила Верка. – Мы куклино бельё стираем!
Аниска замедлила шаг. Что же? Так и уйдёт? И не оглянется даже?
Светлана оглянулась. Но глаза у неё были весёлые, прозрачные и совсем далёкие:
– Тебе домой надо, да? Ну иди! Я с ними буду!
А на крыльце уже стояла Лиза с Николькой на руках.
– Ах ты Косуля! Убежит и не спросится! Бери Никольку. Она будет бегать, а я дома сидеть – ишь ты, какую моду взяла! Он мне всю кофточку обмуслякал!
Бабушка месила корм для поросёнка. Увидев Таню, она даже руками всплеснула:
— Ну где же это ты бегала, а? Это где же ты пропадала, а? Я вот тебе шлепков сейчас надаю, а не пообедать! Обедать надо вовремя приходить, когда все люди обедают!
Таня обиделась, надула губы и полезла в стол за хлебом. Но в столе лежала большая краюшка, и ни одного ломтика отрезанного не было. Только одна засохшая корочка валялась в углу. Таня взяла эту жёсткую корочку и отошла к окну. Она глядела в окно, грызла корку, хрустела, как мышь, а на бабушку и не оглядывалась.
— Вот и грызи корки, — продолжала бранить её бабушка, — вот так и надо! Я-то думаю — она за гусями смотрит, а гуси ходят да ходят себе по озими! И не спросится и не скажется, убежит куда-то! Да что это за вольница такая растёт!
Бабушка пошла кормить поросёнка. А Таня, всё так же насупившись, стояла у окна.
Корочку она съела. Но что это за обед, когда всё утро по полям да по лугам пробегаешь!
Бабушка вернулась из хлева. Она молча вымыла посуду. Вытрясла самовар. Нащепала лучины… А Таня стояла у окна, водила пальцем по стеклу и что-то сердито шептала себе под нос.
Потом бабушка принесла из чулана мучной лоток и стала сеять муку на хлебы. И вдруг сказала тихо и печально:
— Нет, Танюшка, совсем ты свою бабушку не любишь! Я-то тут бегаю, ищу, кричу. Думаю — не в пруду ли утонула, не заблудилась ли где. Спасибо, телятницы сказали, что на лугу вас видели. А тебе и думки мало, что бабушка тут беспокоится. Вот какая ты у нас, Танюша, недобрая, бабушку совсем не жалеешь!
У Тани глаза сразу налились слезами.
— Бабушка, я тебя жалею! — закричала она.
Таня живо подбежала к бабушке, вскарабкалась на приступку, где стоял мучной лоток, и обняла бабушку за шею.
У бабушки чуть сито с мукой из рук не вывалилось.
— Бабушка, я тебя жалею! — повторила Таня со слезами и прижалась лицом к бабушкиной щеке.
Бабушка улыбнулась, положила сито и вытерла своим ситцевым фартуком Танины слёзы.
— Вот и хорошо, что жалеешь, — сказала она. — Только давай уговоримся: если вздумаешь куда убежать, так сначала у бабушки спросись. Ладно?
— Ладно, — обещала Таня.
— Ну, а теперь садись да поешь, — сказала бабушка. — Вот тебе каши с молоком да творожку мисочку… Да вот ещё яичко я тебе оставила. Подкрепись пока до ужина.
Когда Таня вернулась домой, она первым делом потребовала у бабушки накормить ее. Но бабушка была сердита на Таню за то, что та убежала далеко от дома, ничего не сказав. Бабушка отчитала Таню за неподобающее поведение и сказала, что на обед надо приходить вовремя.
В результате Таня осталась без обеда, да еще и с бабушкой поссорилась. Девочка уселась у окна, а бабушка молча стала просеивать муку. Потом бабушка сказала внучке, что Таня совсем ее не любит, раз убегает от дома без спроса. Еще бабушка рассказала, как она искала внучку по всей деревне, пока люди не сказали ей, что Таня убежала играть на луг.
Тане стало жалко бабушку. Она подбежала к ней и обняла. Она сказала, что любит бабушку и жалеет ее. Бабушкино сердце оттаяло, она улыбнулась, а потом договорилась с внучкой, что та будет обязательно сообщать ей, куда она отправляется играть.
После этого бабушка накормила Таню. Бабушка и внучка помирились, и от этого им обеим стало хорошо.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что дети не должны уходить далеко от дома без ведома взрослых. Девочка Таня убежала играть на луг, не сказав об этом бабушке, а бабушка потом искала Таню по всей деревне. Из-за Таниного поступка бабушка и внучка поссорились.
Рассказ учит ответственно относиться к собственной безопасности и к поручениям старшего поколения. Бабушка поручила Тане пасти гусей, но Таня бросила гусей, и те забрели на озимые посадки и попортили их. Это тоже стало одной причин того, что бабушка рассердилась на Таню. Любовь Тани к бабушке сгладила все острые углы и в доме воцарился мир.
В рассказе мне понравилась Таня, которая осознала неправильность своего поступка и сделала все для того, чтобы помириться с бабушкой.
Сидят вместе, а глядят врознь.
Всякая ссора красна мировою.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Художественная литература как средство формирования этических норм и правил.
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, пример взрослых, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. А также одним из наиболее целесообразным методом является использование произведений художественной литературы.
От содержания художественного произведения зависят те воспи-тательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их. Некоторые сказки и рассказы, рекомендованные для чтения программой, большие по объему, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения.
Существует огромное количество художественных произведений, несущих в себе высокую нравственную ценность.
Ниже представлены проанализированные нами художественные произведения для решения задач по формированию этических норм и правил поведения в соответствии с возрастной группой.
Возрастная группа Художественная литература Этическая ценность
Сказки «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» Воспитывает доброту, сострадание, умение оказывать помощь и сопереживать. Зло наказуемо.
Сказка «Бобовое зернышко» Забота о близком, чувство сопереживания, доброжелательности
Сказка «Маша и медведь» Предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации
Сказка «Зимовье зверей» Учит дружбе. Друзья познаются в беде, в преодолении общих трудностей.
Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Наказ слушаться родителей, старших.
Сказка «У страха глаза велики» Страх и трусость высмеиваются.
Сказка «Волк и семеро козлят» Показывает как добрые и миролюбивые побеждают.
Сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый» Коллективные взаимоотношениях, взаимопомощь, дружба, заботливость
Сказки»Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», Трудолюбие.
Воспитывать у детей сострадание, доброту, воспитывать чувство дружбы, чувство ответственности.
Воспитывать умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение. Уметь проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.
Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.
Игры-эксперименты как средство формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах Цель: объединения усилий педагогов в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах, и профилактики ДТП с участием детей. Задачи:.
Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.
Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий Всего каких-то 20 лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от жизни в современном мире. Казалось бы, что нового может.
Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста Нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,.
Художественная литература как универсальное развивающе-образовательное средство «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство.
Педагогические условия освоения дошкольниками этических норм Педагогические условия освоения дошкольниками этических норм. В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого.
2. способствовать развитию умений творчески мыслить и критически оценивать ситуацию.
3. воспитывать нравственные качества (доброту, умение сочувствовать).
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие класса.
2. Постановка цели урока.
II. Опрос домашнего задания.
Работа по карточкам у доски (3 ученика). Задание: составить предложения со словами степь, простор, раздолье.
Чтение стихотворения наизусть.
1. Побуждение интереса.
Чему радуется автор? (приходу зимы)
Подберите синонимы к этому слову. (отрада, торжество, счастье и т.д)
ІІІ. Новая тема.
1. Вступительное слово учителя.
2. Выступление ученицы (опережающее задание)
— Воронкова Любовь Фёдоровна русская писательница родилась в 1906 году в Москве. Она написала много книг для детей. Её книги читают дети Франции, Японии и многих других стран. Её книги рассказывают о красоте природы, о любви ко всему живому, к Родине.
3. Учитель: (показ слайдов)
— Л.Ф. Воронкова сначала была журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни.
4. Чтение текста учителем.
5. Словарная работа.
Знакомство с новыми словами. Объяснить значение.Найти предложения в составе которых есть слова — на бревнышках, встрепенулся, болтун, испишутся, растопырил руки, покатились со смеху.Составить предложекния с новыми словами.
6. Чтение текста учащимися по частям.
7. Вопросно- ответная беседа по содержанию.
— О каких радостях говорили ребята?
— Почему Ваня в начале молчал, как вы думаете?
— Почему ребята смеялись над Ваней?
— О каких радостях рассказал Ваня?
— Каким был Ваня? Чем он отличается от других ребят?
— выявление основной мысли текста
8. Чтение текста по ролям.
9. Инсценировка (опережающее задание)
— Как вы думаете, действительно таких людей остаются единицы?
— Кто вам больше всех понравился из героев?
В корзине цветы(тюльпаны из бумаги) разного цвета. Учитель подносит корзину к каждому ученику, и они выбирают по одному цветку.
— Поднялось ли настроение у вас к концу урока?
На экране таблица со значениями каждого цвета.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
КГУ средняя общеобразовательная школа имени К. Бозтаева
План — конспект открытого урока по
Учитель русского языка и литературы Аманова М.А.
2013-2014 учебный год
5 класс Литературное чтение
Тема урока: Л.Воронкова. Радости.
2. способствовать развитию умений творчески мыслить и критически оценивать ситуацию.
3. воспитывать нравственные качества (доброту, умение сочувствовать).
Тип урока: комбинированный
I.Организационный момент.
1. Приветствие класса.
2. Постановка цели урока.
II. Опрос домашнего задания.
*Работа по карточкам у доски (3 ученика). Задание: составить предложения со словами степь, простор, раздолье.
*Чтение стихотворения наизусть.
1. Побуждение интереса.
*Чему радуется автор? (приходу зимы)
*. Подберите синонимы к этому слову. (отрада, торжество, счастье и т.д)
ІІІ. Новая тема. 1. Вступительное слово учителя.
2. Выступление ученицы (опережающее задание)
— Воронкова Любовь Фёдоровна русская писательница родилась в 1906 году в Москве. Она написала много книг для детей. Её книги читают дети Франции, Японии и многих других стран. Её книги рассказывают о красоте природы, о любви ко всему живому, к Родине.
3. Учитель: (показ слайдов)
— Л.Ф. Воронкова сначала была журналисткой. Много ездила по стране и писала о жизни.
4.Чтение текста учителем.
* Знакомство с новыми словами. Объяснить значение. Найти предложения в составе которых есть слова — на бревнышках, встрепенулся, болтун, испишутся, растопырил руки, покатились со смеху. Составить предложекния с новыми словами.
6.Чтение текста учащимися по частям
7.Вопросно- ответная беседа по содержанию.
— О каких радостях говорили ребята?
— Почему Ваня в начале молчал, как вы думаете?
— Почему ребята смеялись над Ваней?
— О каких радостях рассказал Ваня?
— Каким был Ваня? Чем он отличается от других ребят?
— выявление основной мысли текста
8. Чтение текста по ролям.
9. Инсценировка (опережающее задание)
— Как вы думаете, действительно таких людей остаются единицы?
-Кто вам больше всех понравился из героев?
-Поднялось ли настроение у вас к концу урока?
На экране таблица со значениями каждого цвета
Настроение учащегося
Розовый
Оранжевый
Красный
Эйфория
Восторженный
Радостный
VI. Домашнее задание: подготовить пересказ рассказа
VII. Подведение итогов урока
-А у вас есть радость? (дети рассказывают о своих радостях)
-75%
Читайте также:
- Средства обучения конспект урока
- Тушение пожаров на объектах хранения и переработки сжиженных углеводородных газов конспект кратко
- Территориальное географическое разделение труда 9 класс география презентация и конспект
- Конспект урока лфк для детей с овз
- Дифференциация звука с конспект
Ссора с бабушкой
Таня прибежала домой.
– Бабушка, дай пообедать! – закричала она.
Бабушка месила корм для поросёнка. Увидев Таню, она даже руками всплеснула:
– Ну где же это ты бегала, а? Это где же ты пропадала, а? Я вот тебе шлепков сейчас надаю, а не пообедать! Обедать надо вовремя приходить, когда все люди обедают!
Таня обиделась, надула губы и полезла в стол за хлебом. Но в столе лежала большая краюшка, и ни одного ломтика отрезанного не было. Только одна засохшая корочка валялась в углу. Таня взяла эту жёсткую корочку и отошла к окну. Она глядела в окно, грызла корку, хрустела, как мышь, а на бабушку и не оглядывалась.
– Вот и грызи корки, – продолжала бранить её бабушка, – вот так и надо! Я-то думаю – она за гусями смотрит, а гуси ходят да ходят себе по озими! И не спросится и не скажется, убежит куда-то! Да что это за вольница такая растёт!
Бабушка пошла кормить поросёнка. А Таня, всё так же насупившись, стояла у окна.
Корочку она съела. Но что это за обед, когда всё утро по полям да по лугам пробегаешь!
Бабушка вернулась из хлева. Она молча вымыла посуду. Вытрясла самовар. Нащепала лучины… А Таня стояла у окна, водила пальцем по стеклу и что-то сердито шептала себе под нос.
Потом бабушка принесла из чулана мучной лоток и стала сеять муку на хлебы. И вдруг сказала тихо и печально:
– Нет, Танюшка, совсем ты свою бабушку не любишь! Я-то тут бегаю, ищу, кричу. Думаю – не в пруду ли утонула, не заблудилась ли где. Спасибо, телятницы сказали, что на лугу вас видели. А тебе и думки мало, что бабушка тут беспокоится. Вот какая ты у нас, Танюша, недобрая, бабушку совсем не жалеешь!
У Тани глаза сразу налились слезами.
– Бабушка, я тебя жалею! – закричала она.
Таня живо подбежала к бабушке, вскарабкалась на приступку, где стоял мучной лоток, и обняла бабушку за шею.
У бабушки чуть сито с мукой из рук не вывалилось.
– Бабушка, я тебя жалею! – повторила Таня со слезами и прижалась лицом к бабушкиной щеке.
Бабушка улыбнулась, положила сито и вытерла своим ситцевым фартуком Танины слёзы.
– Вот и хорошо, что жалеешь, – сказала она. – Только давай уговоримся: если вздумаешь куда убежать, так сначала у бабушки спросись. Ладно?
– Ладно, – обещала Таня.
– Ну, а теперь садись да поешь, – сказала бабушка. – Вот тебе каши с молоком да творожку мисочку… Да вот ещё яичко я тебе оставила. Подкрепись пока до ужина.
Так помирились бабушка с Таней, и обеим стало хорошо и весело.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Буратино» города Гая Оренбургской области
_______________________________________________________________________
462631, Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская,116 А, тел./факс: 4-22-15
e-mail: mbdoy7@yandex.ru
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
Тема: «Вместе дружная семья»
Выполнила: Гумирова А. К.
воспитатель
2019-2020 учебный г.
Цель: расширить представления детей о своей семье, ее истории.
Образовательные задачи: Формировать у детей интерес к своей родословной. Уточнять и расширять знания о родственных отношениях в семье. Показать детям значение семьи для каждого человека.
Развивающие задачи: Развивать умение составлять небольшие рассказы на определенную тему, опираясь на план, предложенный воспитателем, и генеалогическое древо своей семьи. Активизировать словарь по теме «Семья», использовать в речи пословицы и поговорки.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотоальбомов, сюжетных картин. Беседы по теме. Чтение художественной литературы: Ю. Коваль, «Дед, баба и Алеша»; Э. Шим «Брат и младшая сестра»; Л. Воронкова, «Ссора с бабушкой»; В. Осеева, «Волшебное слово», «Печенье»; Л. Толстой, «Сыновья». Разучивание пословиц и поговорок о семье. Совместное изготовление родителей и детей генеалогического древа или герба своей.
Материалы и оборудование: генеалогические древа, семейные гербы, красивая корзиночка или шкатулка, мяч, микрофон, диктофон, схема рассказа.
Ход занятия
Утром воспитатель вместе с детьми оформляет выставку семейных гербов и генеалогических древ. Воспитатель рассказывает детям о том, что в детском саду проходит конкурс на самый интересный рассказ о своей семье, выясняет, хотят ли дети участвовать в этом конкурсе. Вместе с детьми решают создать групповую книгу с рассказами о своих семьях, которую представят на конкурс.
Вместе выясняют моменты подготовки к созданию такой книги: придумать рассказы, записать их, можно сделать рисунок или фотографию для оформления книги. А для записи рассказов решили использовать диктофон и микрофон.
Воспитатель привлекает внимание детей звучанием фонограммы песни С.В. Бартаковой «Семья», предлагает всем удобно расположиться возле выставки, желающим предлагает сесть на стульчики.
Воспитатель. Дети, для начала давайте выясним, что же такое семья.
Беседа по вопросам: Какие бывают семьи? (Большие, маленькие, дружные…). По вашему мнению, какую семью называют большой? А в какой семье, на ваш взгляд, лучше жить — в большой или в маленькой? Почему? А может быть, лучше вообще одному жить? Как должны относиться друг к другу в семье? Какие обязанности вы исполняете в семье?
Воспитатель предлагает встать в круг и показать движениями
большую и маленькую семью
Воспитатель. Я буду бросать вам мячик, а вы вспоминайте пословицы о семье.
Затем воспитатель предлагает детям вернуться на свои места возле выставки.
Воспитатель. Ребятки, я вот смотрю на ваши древа и не понимаю, что и кто здесь изображен. Вы должны рассказать об этом. А чтобы вам было легче рассказывать, я дам план-схему рассказа.
План-схема:
— Какая ваша семья, большая или маленькая?
— Кто в вашей семье живет?
— Где вы живете?
— Кто ваши родители: как зовут, где работают, какие они?
— Расскажите о других членах семьи (братьях, сестрах, бабушках, дедушках и т.д.).
— Какие в вашей семье существуют традиции, увлечения?
— У кого какие обязанности в вашей семье?
Воспитатель. Внимательно слушайте друг друга, так как нужно будет выбрать самые интересные и увлекательные рассказы для групповой книги и конкурса. В ходе рассказов постарайтесь не шуметь, потому что идет запись рассказа.
Дети представляют свои гербы или генеалогические древа
и рассказывают о своей семье, используя микрофон.
Воспитатель в ходе составления рассказов делает динамические паузы,
предлагая детям расслабиться и поиграть, стоя в кругу.
Воспитатель. Ребята, я знаю очень много игр. В них можно играть дома, когда вся ваша семья в сборе.
Подвижная игра «Семья»
Дети выполняют движения согласно тексту вместе с воспитателем.
Осенью, весной,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Дидактическая игра «Ты мне кто?»
Воспитатель бросает мяч со словами: «Я тебе мама, а ты мне кто? Я тебе сестра, а ты мне кто?» и т. д. Дети возвращают мяч, называя родственные отношения.
Воспитатель подводит итог, предлагая детям выбрать
наиболее интересные рассказы и обосновать, почему выбрали именно этот рассказ.
Воспитатель выслушивает каждого ребенка.
Воспитатель. Ребята, все ваши рассказы я напечатаю, слушая запись на диктофоне, и затем мы с вами будем создавать книгу. Вам домашнее задание: придумать обложку для нашей книги. Посоветуйтесь с родителями, сделайте эскиз обложки, и мы с вами выберем наиболее интересную и красочную обложку. А сейчас я приготовила для вас сюрприз.
Дидактическая игра «Слово в корзинку»
Воспитатель (показывает детям корзиночку). Посмотрите, у меня есть волшебная корзиночка: если в нее положить свою мечту, свои пожелания вашей семье, то они обязательно сбудутся. Встаньте свободно по кругу
Дети по очереди произносят в корзинку свои пожелания семье.
Воспитатель. Вы знаете, ребята, я нашла замечательное стихотворение, которое так и называется — «Семья». Давайте его тоже положим в нашу чудесную корзиночку.
Семья — это счастье, любовь и удача.
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья — это труд, друг о друге забота.
Семья — это много домашней работы.
Семья — это важно! Семья — это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
Воспитатель. Ребятки, корзиночка наша полна пожеланий! Куда же мы ее поставим? Ведь желания должны исполниться!
Вместе с детьми выбирают место, чтобы поставить корзинку.
Затем воспитатель предлагает детям подобрать необходимый материал
для создания страниц будущей книги и нарисовать любого члена своей семьи.
Подготовительная группа № 9 «Наш городок»
Воспитатель Зоя Михайловна Пивоварова
МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ
«Семья»
Рассматривание картины «СемьЯ» и беседа по ней
Чтение рассказа Л. Квитко «Бабушкины руки»
Беседа «Моя бабушка»
«Раскроем тайну пословиц» — совместное обсуждение смысла
пословиц о маме, о семье
Рассматривание семейных фотографий и альбомов
Ситуативный разговор об уважительном отношении к старшим
09.02.15 — понедельник
Вид ОД |
1 занятие — 09.15-09.45 ИЗО (1) Педагог Брюхова Оксана Александровна |
2 занятие — 09.50-10.20 Музыкальнаядеятельность Музыкальный руководитель Беломестнова Татьяна Олеговна |
3 занятие — 10.25-10.55 Познавательная деятельность «В нашем доме» Цель: углубить представления детей о ближайших родственниках, о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения) |
МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ
«Семья»
Чтение первой части отрывка из рассказа
Л.Воронковой «Ссора с бабушкой» (с продолжением)
Составление рассказа «Моя бабушка»
Ситуативный разговор «Что такое семья?»
Игра – драматизация по рассказу Л.Воронковой «Ссора с бабушкой»
10.02.15 — вторник
Вид ОД |
1 занятие — 09.15-09.45 Ознакомление с художественной литературой Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л.Воронковой «Ссора с бабушкой» Цель:заставить детей задуматься над тем, как порою огорчают они взрослых своим плохим поведением; вызвать желание всегда поступать так, чтобы не расстраивать близких; учить пересказывать текст связно, подробно, выразительно |
2 занятие — 09.50-10.20 Математика №19 + конструирование Число 16; величина: измерение линейкой; ориентировка во времени: определение времени по часам Цель: познакомить с образованием числа 16 и новой счётной единицей – десятком; учить писать число 16; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения; определять время по часам… |
3 занятие — 10.25-10.55 Физическая культура Педагог – инструктор Гонзур Ольга Александровна |
МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ
«Семья»
Беседа — разговор с детьми «Кто есть в моей семье»
Д/и «Кто знает больше вежливых слов»
Отгадывание загадок о вежливости
Чтение с обсуждением стихотворения Роберта Миннуллина«Ох, уж эти взрослые»
11.02.15 — среда
Вид ОД |
1 занятие — 09.15-09.45 Обучение грамоте № 21 Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы;согласные звуки: М (М’), С (С’), X (X‘), Ш, Л (Л’), Н (Н’), Р (Р’) Интонационные знаки в конце предложения Цель:обобщить материал по пройденной теме |
2 занятие — 09.50-10.20 Ручной труд Конструирование из бумаги, картона «Дома на нашей улице» (коллективная работа) Цель:формировать навыки конструирования из бумаги, картона, владение графическими материалами; учить рисовать по представлению; развивать эмоциональные, эстетическое, образное восприятие… |
МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ
«Семья»
Этюд «Утреннее фото»
Беседа « Бабушка рядышком с дедушкой»
Ситуативный разговор «К чему ведут ссоры в игре»
Чтение с обсуждением рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Д/у «Назови ласково»
12.02.15 — четверг
Вид ОД |
1 занятие — 09.15-09.45 ИЗО (2) Педагог Брюхова Оксана Александровна |
2 занятие — 09.50-10.20 Развитие речи Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» Цель: обучать детей понимать содержание картины и рассказывать |
3 занятие- 10.25-10.55 Физическая культура Педагог — инструктор Гонзур Ольга Александровна |
МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ
«Семья»
Беседы « Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий); «Я и моя семья»
Словесная игра «Какие мои братья и сёстры»
Ситуативный разговор «Мои обязанности по дому»
Презентация фотовыставки и одноимённого фильма «Моя семья»
Кружок «Чудесные клеточки» с 16.00
13.02.15 — пятница
Вид ОД |
1 занятие — 09.15-09.45 Познавательнаядеятельность «Семья» Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе |
2 занятие — 09.50-10.20 Музыкальнаядеятельность Музыкальный руководитель Беломестнова Татьяна Олеговна |
3 занятие – 16.50 – 17.15 Физическая культура на воздухе (2 пол.дня) |
5
Подготовительная группа № 9 «Наш городок»
Воспитатель Зоя Михайловна Пивоварова
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/101669-planirovanie-obrazovatelnoj-dejatelnosti
Таня прибежала домой.
— Бабушка, дай пообедать! — закричала она.
Бабушка месила корм для поросёнка. Увидев Таню, она даже руками всплеснула:
— Ну где же это ты бегала, а? Это где же ты пропадала, а? Я вот тебе шлепков сейчас надаю, а не пообедать! Обедать надо вовремя приходить, когда все люди обедают!
Таня обиделась, надула губы и полезла в стол за хлебом. Но в столе лежала большая краюшка, и ни одного ломтика отрезанного не было. Только одна засохшая корочка валялась в углу. Таня взяла эту жёсткую корочку и отошла к окну. Она глядела в окно, грызла корку, хрустела, как мышь, а на бабушку и не оглядывалась.
— Вот и грызи корки, — продолжала бранить её бабушка, — вот так и надо! Я-то думаю — она за гусями смотрит, а гуси ходят да ходят себе по озими! И не спросится и не скажется, убежит куда-то! Да что это за вольница такая растёт!
Бабушка пошла кормить поросёнка. А Таня, всё так же насупившись, стояла у окна.
Корочку она съела. Но что это за обед, когда всё утро по полям да по лугам пробегаешь!
Бабушка вернулась из хлева. Она молча вымыла посуду. Вытрясла самовар. Нащепала лучины… А Таня стояла у окна, водила пальцем по стеклу и что-то сердито шептала себе под нос.
Потом бабушка принесла из чулана мучной лоток и стала сеять муку на хлебы. И вдруг сказала тихо и печально:
— Нет, Танюшка, совсем ты свою бабушку не любишь! Я-то тут бегаю, ищу, кричу. Думаю — не в пруду ли утонула, не заблудилась ли где. Спасибо, телятницы сказали, что на лугу вас видели. А тебе и думки мало, что бабушка тут беспокоится. Вот какая ты у нас, Танюша, недобрая, бабушку совсем не жалеешь!
У Тани глаза сразу налились слезами.
— Бабушка, я тебя жалею! — закричала она.
Таня живо подбежала к бабушке, вскарабкалась на приступку, где стоял мучной лоток, и обняла бабушку за шею.
У бабушки чуть сито с мукой из рук не вывалилось.
— Бабушка, я тебя жалею! — повторила Таня со слезами и прижалась лицом к бабушкиной щеке.
Бабушка улыбнулась, положила сито и вытерла своим ситцевым фартуком Танины слёзы.
— Вот и хорошо, что жалеешь, — сказала она. — Только давай уговоримся: если вздумаешь куда убежать, так сначала у бабушки спросись. Ладно?
— Ладно, — обещала Таня.
— Ну, а теперь садись да поешь, — сказала бабушка. — Вот тебе каши с молоком да творожку мисочку… Да вот ещё яичко я тебе оставила. Подкрепись пока до ужина.
Так помирились бабушка с Таней, и обеим стало хорошо и весело.