Нод чтение сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №4 Теремок»                    

города Новопавловска  

Конспект  НОД    

по ОО «Речевое развитие»

направление «Развитие речи»

в младшей группе «Сказка» по теме:

 «Чтение русской народной сказки

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель Подплетнева Марина Ивановна

Ноябрь 2016г.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально- коммуникативное; физическое развитие; познавательное развитие.

Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору.

Задачи. Развивать:   речевую активность детей; артикуляционный аппарат;

зрительное восприятие; логическое мышление; внимание, память.

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;

воспитывать: умение слушать других,  не перебивая;

коммуникативные качества: доброжелательные взаимотношения и партнерские качества.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Оборудование и материалы: иллюстрированная книжка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,ширма, одежда для бабушки-загадушки; картинки с отгадками, магнитофон, аудиозаписи (гудок паровоза, шум дождя).

Предварительная работа. В  книжном  уголке разместить книгу  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с красочными иллюстрациями. Рассмотреть рисунки по содержанию сказки, иллюстрации Васнецова по сказкам.

Ход занятия:

Мотивационный момент.

Воспитатель :Ребята, в нашем книжном уголке вы видели книжку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», рассматривали иллюстрации.

А хотите узнать, о чём эта книга? Тогда    предлагаю  вам  отправимся в путешествие к Бабушке- Загадушке.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какой пассажирский транспорт вы знаете? (Ответы детей).

А на чем мы поедем?

Дети: на поезде.

Воспитатель: Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками.

Основная часть.

Кто первый назовет слово, тот и становится за мной.

Словесная игра «Подбери словечко»

Начинаем.

●слон большой, а котёнок– маленький

●летом тепло, а зимой – холодно

●я высокая, а Ангелина – низкая

●папа  молодой, а дедушка – старенький

●дорога широкая, а тропинка – узкая

●днем светло, а ночью – темно (дети по очереди становятся в паровозик)

Воспитатель Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)

На почтовом (ч-ч-ч)

Выпускаем пар (с-с-с)

Тормозим (з-з-з)

Воспитатель :  Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»— через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”.

А вот и домик. Давайте, ребята, постучим.

-Тук, тук, тук, кто здесь живёт?

Кто нам двери отопрёт?

Детей встречает Бабушка- Загадушка.

-Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Рада видеть всех сейчас,

Ведь давно ждала я вас.

Я Бабушка – Загадушка, к себе в гости приглашу, да и сказку расскажу.

А вы любите сказки? Я приготовила для вас сказочку, да потеряла её.

Мы с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз — два — три — четыре — пять,

Будем сказку мы искать!

А для того чтоб нам найти нашу сказку, я предлагаю вам отгадать загадки.

Тогда отгадайте мои загадки.

1.Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто это на колышке?

Петя – (петушок).

Что есть у петушка? Где он сидит?

2..Голодна – мычит,

Сыта – жуёт.

Маленьким ребяткам

Молока даёт (корова).

Что делает корова когда голодна, когда сыта? Что она даёт детям?

4.Идёт – бредёт, головой трясёт.

Травки просит: «ме-ме-ме»

Дайте вкусной травки мне! (Козёл).

Что делает козёл? Что он любит кушать?

5.Мягкие лапки, на лапах царапки,

Ходит неслышно, ловит мышек. (Кот).

Кого ловит  кот?

-Ах какие молодцы, загадки отгадали!

Физминутка «Мы по лесу шли»

Находят книгу р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушки».

Объяснение трудных слов.

а). Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару.

б). Мочи нет – сил нет.

в). Залилась Аленушка слезами (горько, сильно заплакала).

г). Красная девица (красивая девушка).

д). Оборотиться Аленушкой (превратиться в Аленушку.

е). Купец не распознал (купец — богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал).

Затем Баб.Заг. читает сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Беседа по содержанию сказки.

  Воспитатель: Удивительная сказка, не правда ли? Мы и погоревать успели, и доброму концу порадоваться. Какие же необычные, сказочные события происходят с сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой?

Б.Р.  спрашивает у детей:

  1. — Понравилась вам сказка?

-Кто понравился больше всего?

-А какие копытца встретили по пути сестрица Аленушка и братец Иванушка?

— Что произошло с Иванушкой? (Дети отвечают:- коровье копытце, лошадиное копытце и козье копытце. Мальчик превратился в козленочка, но козленочек разговаривает, как человек.)

  1. Ребята, а кто вам не понравился?
  2. Почему вам не понравились эти герои?
  3. Скажите, пожалуйста, ребята, ведьма какая? (злая, вредная, сердитая, некрасивая, плохая…).
  4. Как закончилась сказка? Что победило добро или зло?

Рассказушка- Молодцы, ребята добро всегда побеждает зло.

Я хочу угостить вас яблочками наливными, волшебными. (прощается).

Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)

(сидя на полу).

Воспитатель.

Ой , ребята, набежала тучка  (делают руками «домик» над головой),

закапал дождь (стучат пальцами по полу),

засверкала молния (ладошками), загремел гром (кулачками). Пора нам возвращаться в детский сад.

(слышится гудок паровоза).

Становимся друг за другом паровозиком  и отправляемся в путь.

Вот поехал паровоз,

Деток в садик он повез.

Ту – ту – ту.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы. Вам понравилось путешествие? На чём мы путешествовали? У кого побывали в гостях? Как называется сказка, с которой она нас познакомила? Что вам ещё понравилось?

— Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, обычным голосом и покричим.

Воспитатель раздаёт яблоки.

Конспект НОД в старшей группе по чтению русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

·​ Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

·​ Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

·​ Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

·​ Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

·​ Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова «Алёнушка», клубок, коробочка.

Ход занятия:

Орг момент

Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке висит замок).  Здесь какая-то карта, давайте попробуем по ней пойти.

Находим сверток

Здесь волшебные слова!

«Волшебный ларец, чудеса соверши:

Нам сказки свои покажи».

Открываем сундук – в нем сказка- «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка».

Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, повторы.

·​ Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве… и другие)

· А какую концовку они чаще всего имеют?

·​ Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»? (Давать мудрые советы)

Сообщение темы занятия

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну русских народных сказок, в гости к сестрице Аленушке и ее братцу Иванушке. Эта страна находится за тридевять земель.

Основная часть

Упр «Назови народные сказки»

— Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте и вспомните, какие русские народные сказки вы знаете?

Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка , Гуси-лебеди, Заюшкина избушка, Лиса и волк, Котофей Иванович, Зимовье зверей, Рукавичка, Вершки и корешки.
(За каждый правильный ответ воспитатель дает фишку на стол)
— Молодцы ребята, теперь мы можем отправляться в путь.

Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

— Ну вот мы и добрались до страны русских народных сказок. Посмотрите, кто нас встречает? (Воспитатель показывает изображение Аленушки и ее братца)
— Познакомьтесь, это Аленушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Именно так одевались старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.
-Ребята, я хочу прочитать вам сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
(Воспитатель читает сказку)

Обсуждение сказки

·​ С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)

·​ Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)

·​ Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

·​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

·​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

·​ Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

·​ Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

·​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (колдунья)

·​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

·​ Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).

·​ Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).

·​ Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? (Алёнушка и Иванушка погибли бы).

·​ Кто спас Аленушку? ( Купец).

·​ Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца можно назвать хорошим, добрым).

·​ Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок).

·​ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так? ( Победило добро)

Упр. «Закончи предложение»

— А теперь, ребята, Аленушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение». Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте его продолжить.
«Остались Аленушка да Иванушка …. » (одни-одинешеньки)
«Идут они по дальнему пути, по широкому … .»(полю)
«Залилась Аленушка … .» (слезами)
«О чем плачешь красна — … .» (девица)
— Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.
— Молодцы, ребята, Аленушке очень понравилось как вы играли.

— Молодцы, ребята. Понравилось вам в гостях у Аленушки? А теперь нам пора в обратный путь.

Физкультминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Итог занятия

Ну вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам наше путешествие? Какую сказку мы сегодня прочитали?
— Что больше всего вам понравилось?
-Назовите героев сказки?
— Кто знает, что главного в этой сказке?
— Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица

Аленушка и братец Иванушка»

Цель: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки;

грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи,

понимать ее нравственный смысл.

Задачи: упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа.

Развивать силу голоса, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять детей в подборе слов,

противоположных по смыслу; следить за темпом речи, четкостью и ясностью произношения слов, фраз,

правильное произношение звуков; развивать знания об особенностях сказочного жанра. Развивать

поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, умение воспроизводить

и осознавать образные выражения.

Ход НОД:

Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках.

Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги?

Правильно это сказки и все они русские народные.

Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а

русский народ многомного лет назад. А чтобы эти сказки не забылись их рассказывали детям, а те,

когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.

Вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в страну сказок? Тогда повторяйте за мной:

Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть

В сказку мы хотим опять.

Где ты, сказка, отзовись?

Нам, ребятам, покажись.

Выносится волшебный сундучок с новой сказкой.

Ребята, посмотрите, вот волшебный сундучок, в котором лежит книжка с новой сказкой. Но открыть мы

его не можем, он заколдован чарами злой ведьмы. И чтобы его открыть мы должны отгадать загадки.

Справимся, ребята?

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушел я сказки. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Дом растаял ледяной,

Попросилась в лубяной.

Приютил ее зайчишка

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог

Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)

Поселились в той избушке

Очень разные зверушки.

Попросился к ним и мишка

Только ведь медведь – не мышка,

Влезть и так и сяк старался

Сверху влез и дом сломался. (Теремок)

Молодцы! А теперь давайте попробуем открыть волшебный сундучок. А вот и книжка со сказкой.

Давайте ее рассмотрим! (дети садятся на стульчики)

Как называется первый лист у книги? (обложка)

О чем нам может рассказать обложка?

Второй лист называется – титульный. Он нас знакомит опять же с названием книги, с автором, с

издательством и с художникомиллюстратором.

Как называется сказка? Как вы думаете про кого она будет? (высказывания и рассуждения детей)

Давайте примем позу внимательного слушателя (воспитатель читает сказку).

Что мы прочитали? (сказку)

Чем сказка отличается от других жанров?

Какими словами начинается сказка?

С кем жили Аленушка и Иванушка?

Что случилось потом с детьми?

Какая беда случилась с Иванушкой? Первый раз, какое копытце он повстречал? Кем бы он стал, если бы

выпил? И так далее все копытца. (теленочком, жеребеночком, козленочком) Послушался ли он мудрого

совета сестры? Какими словами можно охарактеризовать Иванушку? (непослушный, упрямый, глупый).

Какой персонаж появился в сказке дальше? (купец) Вот картинка, на ней изображен купец, который

женился на Аленушке и стали они жить втроем. Первая часть сказки закончилась.

Физкультурная минутка:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

БабушкаЯга живет (другой рукой).

Нос крючком (показывают,

Глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая.

Страшно нашим детям? (да)

Ребята, а в нашей сказке, какой плохой персонаж появляется (злая ведьма? Какими словами мы можем

охарактеризовать ее (злая, плохая, противная, хитрая, обманщиц? Чем она была хитрая (перехитрила

купца, обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка?

Кто не поверил хитростям колдуньи? Представьте, что было бы, если бы козленочек не узнал о хитростях

злой ведьмы?

Кто спас Аленушку? Какими словами можно охарактеризовать поступок купца?

Как вы думаете, что победило в сказке добро или зло?

Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим,

жалобным голоском.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).

Аленушка добрая – а ведьма (злая);

Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);

Поле бывает широкое – а бывает (узкое);

Солнце горит высоко – (низко);

Настроение веселое (грустное);

Люди бывают добрыми – (злыми);

Аленушка красивая – а ведьма (страшная);

Речка глубокая – елкая);

Колодец далеко (близко).

Итог.

Наше путешествие в страну сказок подошло к концу. Что вам понравилось больше всего? Кто не

понравился? С каким жанром мы сегодня знакомились? Чем сказка отличается от других жанров?

А сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками –

иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из

ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».

конспект НОД по теме: Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

образовательная деятельность по развитию речи дошкольников
Тема: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору.
Задачи. Развивать: речевую активность детей; артикуляционный аппарат;
зрительное восприятие; логическое мышление; внимание, память.
стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
воспитывать: умение слушать других, не перебивая;
коммуникативные качества: доброжелательные взаимотношения и партнерские качества.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Оборудование и материалы: иллюстрированная книжка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ширма, одежда для бабушки-загадушки; картинки с отгадками, магнитофон, аудиозаписи (гудок паровоза, шум дождя).
Предварительная работа. В книжном уголке разместить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с красочными иллюстрациями. Рассмотреть рисунки по содержанию сказки, иллюстрации Васнецова по сказкам.

Приложение

Конспект
НОД
по развитию речи с использованием
здоровьесберегающих, игровых и
ИКТ-технологий

Тема:
«
Чтение русской народной
сказки «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».

Цель:
формировать живой интерес к русскому
фольклору.

Задачи.
Развивать: речевую активность детей;
артикуляционный аппарат;

зрительное
восприятие; логическое мышление;
внимание, память.

стимулировать
эмоциональное восприятие детьми
сказки;

воспитывать:
умение слушать других,  не перебивая;

коммуникативные
качества: доброжелательные взаимотношения
и партнерские качества.

Приёмы
и методы:
игровой, наглядный, словесный,
практический.

Оборудование
и материалы:
иллюстрированная книжка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
ширма, одежда для бабушки-загадушки;
картинки с отгадками, магнитофон,
аудиозаписи (гудок паровоза, шум дождя).

Предварительная
работа.
В  книжном уголке разместить
книгу «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка» с красочными иллюстрациями.
Рассмотреть рисунки по содержанию
сказки, иллюстрации Васнецова по сказкам.

Ход
НОД:

Мотивационный
момент.

Воспитатель
: Ребята, в нашем книжном уголке вы видели
книжку «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», рассматривали иллюстрации.

А
хотите узнать, о чём эта книга? Тогда
предлагаю вам отправимся в путешествие
к Бабушке- Загадушке.

Организационный
момент.

Воспитатель: Ребята,
какой пассажирский транспорт вы знаете?
(Ответы детей).

А
на чем мы поедем?

Дети: на
поезде.

Воспитатель: Я
буду паровозиком, а вы маленькими
вагончиками.

Основная
часть.

Кто
первый назовет слово, тот и становится
за мной.

Словесная
игра «Подбери словечко»

Начинаем.

слон
большой, а котёнок– маленький

летом
тепло, а зимой – холодно

я
высокая, а Ангелина – низкая

папа
молодой, а дедушка – старенький

дорога
широкая, а тропинка – узкая

днем
светло, а ночью – темно 
(дети
по очереди становятся в паровозик)

Воспитатель
Посмотрите, какой у нас поезд длинный
получился.

Поехали
на скором поезде (ш-ш-ш)

На
почтовом (ч-ч-ч)

Выпускаем
пар (с-с-с)

Тормозим
(з-з-з)

Воспитатель
:
 Вот
ребята мы и приехали на полянку. Сколько
здесь цветов много. Давайте понюхаем
их аромат.

Дыхательная
гимнастика «Аромат цветов»

через нос делаем спокойный вдох,
задерживаем дыхание и медленно выдыхаем
“А – ах!”.

А
вот и домик. Давайте, ребята, постучим.

-Тук,
тук, тук, кто здесь живёт?

Кто
нам двери отопрёт?

Детей
встречает Бабушка- Загадушка.

-Здравствуйте,
детишки,

Девчонки
и мальчишки.

Рада
видеть всех сейчас,

Ведь
давно ждала я вас.

Я
Бабушка – Загадушка, к себе в гости
приглашу, да и сказку расскажу.

А
вы любите сказки? Я приготовила для вас
сказочку, да потеряла её.

Мы
с вами сейчас поищем нашу сказку.

Раз
— два — три — четыре — пять,

Будем
сказку мы искать!

А
для того чтоб нам найти нашу сказку, я
предлагаю вам отгадать загадки.

Тогда
отгадайте мои загадки.

1.Беленькие
перышки,

Красный
гребешок,

Кто
это на колышке?

Петя
– (петушок).

Что
есть у петушка? Где он сидит?

2..Голодна
– мычит,

Сыта
– жуёт.

Маленьким
ребяткам

Молока
даёт (корова).

Что
делает корова когда голодна, когда сыта?
Что она даёт детям?

4.Идёт
– бредёт, головой трясёт.

Травки
просит: «ме-ме-ме»

Дайте
вкусной травки мне! (Козёл).

Что
делает козёл? Что он любит кушать?

5.Мягкие
лапки, на лапах царапки,

Ходит
неслышно, ловит мышек. (Кот).

Кого
ловит кот?

-Ах
какие молодцы, загадки отгадали!

Физминутка
«Мы по лесу шли»

Находят
книгу р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушки».

Объяснение
трудных слов.

а).
Солнце высоко, колодец далеко, жар
донимает
, пот выступает. (солнце
высоко – значит жарко, жар донимает –
даже трудно переносить такую жару.

б). Мочи
нет
 – сил нет.

в). Залилась Аленушка
слезами (горько, сильно заплакала).

г). Красная
девица
 (красивая девушка).

д). Оборотиться
Аленушкой
 (превратиться в
Аленушку.

е). Купец
не распознал
 (купец — богатый
человек который занимается торговлей,
не распознал – не узнал).

Затем
Баб.Заг. читает сказку «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка».

Беседа
по содержанию сказки.

Воспитатель:
Удивительная сказка, не правда ли? Мы и
погоревать успели, и доброму концу
порадоваться. Какие же необычные,
сказочные события происходят с сестрицей
Аленушкой и братцем Иванушкой?

Б.Р.
спрашивает у детей:


  1. Понравилась вам сказка?

-Кто
понравился больше всего?


какие копытца встретили по пути сестрица
Аленушка и братец Иванушка?


Что произошло с Иванушкой? (Дети отвечают:-
коровье копытце, лошадиное копытце и
козье копытце. Мальчик превратился в
козленочка, но козленочек разговаривает,
как человек.)

  1. Ребята,
    а кто вам не понравился?

  2. Почему
    вам не понравились эти герои?

  3. Скажите,
    пожалуйста, ребята, ведьма какая? (злая,
    вредная, сердитая, некрасивая, плохая…).

  4. Как
    закончилась сказка? Что победило добро
    или зло?

Рассказушка-
Молодцы, ребята добро всегда побеждает
зло.

Я
хочу угостить вас яблочками наливными,
волшебными. (прощается).

Этюд
на имитацию (музыка дождя и грома)


(сидя
на полу
).

Воспитатель.

Ой
, ребята, набежала тучка  (делают
руками «домик» над головой
),

закапал
дождь 
(стучат
пальцами по полу),

засверкала
молния 
(ладошками), загремел
гром 
(кулачками).
Пора нам возвращаться в детский сад.

(слышится
гудок паровоза).

Становимся
друг за другом паровозиком и отправляемся
в путь.

Вот
поехал паровоз,

Деток
в садик он повез.

Ту
– ту – ту.

Рефлексия.

Воспитатель:
Молодцы. Вам понравилось путешествие?
На чём мы путешествовали? У кого побывали
в гостях? Как называется сказка, с которой
она нас познакомила? Что вам ещё
понравилось?


Замечательно! Давайте встанем в круг,
возьмемся за руки и скажем: “Мы очень
хорошие”. Сначала шепотом, обычным
голосом и покричим.

Воспитатель
раздаёт яблоки.

Конспект НОД по знакомству с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в младшей группе

Цель: обеспечивать условия для нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Учить делать выводы на основании поступков героев: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.

2. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

3. Развивать детское творчество в процессе продуктивной деятельности.

4. Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.

5. Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми.

Оборудование: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», иллюстрации по сказке, музыкальное сопровождение: аудиопособие Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки», персонажи сказки для кукольного театра, гуашь белого и черного цвета, салфетки, тонированные альбомные листы с нарисованным силуэтом козленка, мультфильм «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Союзмультфильм, 1953).

Содержание занятия:

1. Приветствие. Сюрпризный момент – приход куклы Аленушки.

2. Чтение русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» под музыкальное сопровождение: аудиопособие Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки».

3. Обсуждение с детьми русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» при помощи демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи.

4. Показ понравившихся фрагментов с помощью кукольного театра.

5. Предметное рисование по образцу в нетрадиционной технике – рисование пальчиками на тему «Козленок».

6. Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

7. Заключительная часть.

Ход занятия:

1. Приветствие. Сюрпризный момент – приход куклы Аленушки.

Воспитатель в русском сарафане появляется перед детьми с куклой Аленушкой (грустной). Садится перед детьми.

– Здравствуйте!

Любите, ребята, сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете!

– Я к вам пришла из страны сказок, да не одна, а с Аленушкой за помощью. Предлагаю всем внимательно послушать, что она нам расскажет.

Аленушка:

Потерялся братец мой,

Иванушка, вчера.

Он играл на травушке,

Пропал он со двора.

– Я предлагаю вам послушать русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и разобраться со всем по порядку.

2. Чтение русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» под музыкальное сопровождение: аудиопособие Сергея и Екатерины Железновых «Музыка для выхода персонажей сказки».

3. Обсуждение с детьми русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» при помощи демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи.

– Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (Ответы детей).

– Какие отношения между героями? (Ответы детей).

– Слушал ли Иванушка свою сестру? К чему это привело? (Ответы детей).

– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как? Почему «ведьму» никто не распознал, только Иванушке все было ведомо? (Ответы детей).

– Кто оживил Аленушку? (Ответы детей).

– Как заканчивается сказка?  (Ответы детей).

– Чему учит сказка? (Ответы детей).

4. Показ понравившихся фрагментов с помощью кукольного театра.

— Какой эпизод сказки вам понравился больше? Давайте мы с вами попробуем его

Разыграть с помощью кукольного театра.

5. Предметное рисование по образцу в нетрадиционной технике – рисование пальчиками на тему «Козленок».

– Напомните мне, пожалуйста, в кого превратился братец Иванушка?

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию братца Иванушке в облике козленка. Какая у козленка шерстка? (Белая, мягкая, пушистая).

(Воспитатель раздает детям альбомные листы, на которых на зеленом фоне нарисован силуэт козленка и говорит, что козленочку холодно, у него нет шерстки. Воспитатель предлагает детям нарисовать шерстку козленку. Воспитатель показывает детям как нужно опускать кончик пальчика в белую краску и делать на силуэте козленка точки. Точки должны прилегать плотно друг к другу).

6. Просмотр мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

– Ребята, давайте вспомним всех героев сказки, посмотрев мультфильм.

(Советский рисованный мультфильм «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Союзмультфильм), созданный в 1953 году режиссёром-мультипликатором Ольгой Ходатаевой).

7. Заключительная часть.

− Вы сегодня прослушали сказку. Как называется сказка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

− Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло? (Ответы детей).

– Иванушка – послушный мальчик? Почему? (Ответы детей).

– Какие герои сказки вам понравились? (Ответы детей).

– Ребята, а кто вам не понравился? Почему вам не понравились эти герои? (Ответы детей).

− Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учит детей слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия

по развитию речи

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

1. Программное содержание:

1. Познакомить детей с р. н. с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки (повторы, «сказочные слова, образные выражения»).

2. Закреплять умение поддерживать разговор по прочитанному произведению, отвечать на вопросы кратко или развернуто в зависимости от характера вопроса, грамотно согласуя слова в предложении в роде, числе, падеже. Активизировать словарь: одни-одинешеньки, зашлась слезами, откуда ни возьмись, голову повесила, жалобнехонько просит.

3. Воспитывать любовь к х/л, сострадание оказавшимся в беде и желание им помогать.

Ход занятия:

Разные народы живут на земле. У каждого народа есть свои сказки. Но русские народные сказки легко можно отличить от других, потому что в русских сказках есть особенные сказочные слова, песенки и повторы. Внимательно послушайте сказку. Только отгадайте о ком будет сказка. (показ картины «Аленушка»). Какое лицо у Аленушки? (грусное, печальное). Давайте вспомним знакомую вам сказку, которую придумал русский народ она называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и постарайтесь заметить такие слова. (чтение сказки, по ходу показ иллюстрации.

Работа по вопросам:

Как называется сказка? Как вы думаете, почему ее так назвали? Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они? Кто вам не понравился и почему? Какие сказочные слова вы заметили? Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой и почему? Расскажите, как ведьма обманула Аленушку? Чем закончилась сказка?

В сказке встречались новые для вас слова и выражения: «мочи нет». Как вы понимаете это выражение? (сил нет) (аналогично разбираем выражения «все было ведомо», «откуда ни возьмись»)

Физминутка.

Работа по картинкам:

– «…Старик со старухой умерли,

Остались дети… — одни-одинешеньки.);

«… И просит Иванушка Аленушку (мочи нет…»;

«Как увидела Аленушка …. (зашлась слезами)»;

«…Один раз, когда купца не было дома. (откуда ни возьмись. ;

«…Увидел козленочек и (голову повесил)»);

«…Побежал козленочек на речку и «жалобнехонько просит (жалобно).

Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему научила вас эта сказка.

В заключение рисование рисунков по содержанию сказки.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия чтение художественной литературы

Н.Носов

«Карасик»

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Задачи:

-дать детям представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы; формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.

Активизировать словарь детей: правда, честность, неправда, нечестность, ложь;

формировать умение в рисунке передавать сюжет произведения.

Необходимое оборудование и материалы

Материал: портрет Н. Носова, рассказ Н. Носова «Карасик», книги, иллюстрации к рассказам «Огурцы», «Живая шляпа», цветная бумага, фломастеры, краски.

Ход занятия:

Воспитатель вносит портрет Н. Носова.

Вопросы к детям: Кто знает, чей это портрет? Какие произведения написал Н. Носов? Кто главные герои всех произведений?

Воспитатель знакомит детей с героем рассказа Н. Носова «Карасик».

Воспитатель зачитывает пословицу «Доброе дело – правду говорить смело».

Вопросы к детям: Как вы понимаете пословицу? Вы всегда говорите правду? Трудно говорить правду? Что может быть, если не скажешь правду?

Обобщение. Нужно всегда говорить правду, какая бы горькая она не была, ничего нельзя скрывать.

Воспитатель читает рассказ Н. Носова «Карасик».

Физминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь.

Будто мой упругий мяч.

Вопросы к детям: Кто главный герой рассказа? Кто из вас пожалел Павлика? Почему? А кому Павлика не было жалко? Почему? Как вы думаете, почему Павлик не сразу сознался в своем поступке? Когда Павлик сказал правду? Как вы думаете, трудно ему было сознаваться? Почему Павлик не переложил свою вину на кошку? Как можно назвать (охарактеризовать)мальчика? Что можно сказать о маме мальчика?

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы, поговорки о честности:

Правда в огне не горит.

Правда глаза колет.

Ложь человека не красит.

Вопросы к детям: Как называются люди, которые обманывают? Какие качества радуют взрослых, детей?

Воспитатель читает стихотворение:

«В чём бы ты ни провинился, научись держать ответ.

За свои поступки каждый должен смело отвечать.

Обобщение. Есть правило, которое учит нас держать ответ за своё поведение, и мы должны его выполнять.

Творческая деятельность

Воспитатель предлагает нарисовать сюжет из этого рассказа, тот который больше всего запомнился детям.

Рефлексия:  Рассказы детей о своих рисунках.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект занятия по экологии

«Путешествие в весенний лес»

Подготовила и провела

воспитатель Игнатьева Н.С

с.Раевский

Цель:

Систематизировать представления воспитанника о весеннем лесе и его обитателях.

Задачи:

— Воспитание у детей бережного отношения к окружающей нас природе, к птицам, насекомым, животным. Учить любить природу. Развивать умение поддерживать диалог. Закреплять знания о сезонных явлениях природы, о животных. Формировать чувство ритма, координацию движений.

Демонстрационный материал: Иллюстрации для дидактической игры «Правила поведения в лесу», картинки птиц для муз. дидактической игры «Узнай птицу по пению»,иллюстрация лесной полянки, зонт, колокольчик.

Предварительная работа: Рассматривания иллюстраций с весенним пейзажем; наблюдение сезонных изменений в природе; чтение художественной литературы о весне; беседы о домашних и диких животных, о перелётных и зимующих птицах, о насекомых; заучивание стихотворений, песен.

Ход занятия.

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают, когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Какие перемены в природе подсказывают нам, что наступила весна?

Дети: — появляются проталинки; солнце светит ярко; небо голубое, чисто; расцветают подснежники; птицы прилетают из тёплых стран; и т. д.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Ветрено в марте, в апреле дожди,

В мае фиалки и ландыши жди!

Подвижная игра под музыкальное сопровождение «Дождик и солнышко».

В руках воспитателя зонтик. Когда воспитатель произносит «Солнышко» (звучит музыка) — детишки бегают, прыгают. А когда услышат слово “Дождик” (воспитатель звонит в колокольчик) дети должны как можно быстрее стать рядом с воспитателем под зонтик. Повторить 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть иллюстрации, которые лежат у вас на столах.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

Дети поочерёдно объясняют, что означает изображение на его картинке.

— Береги муравейники. Помни муравьи- санитары леса.

— Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут найти и разорить хищники.

— Если окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы родители могут насовсем покинуть гнездо.

— Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

— В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.

— Не сбивай грибы, даже если они несъедобные. Помни, что грибы, очень нужны природе!

— Не рви в лесу на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе!

Воспитатель: В. Викторова.

Цветок на лугу я сорвал на бегу

Сорвал, а зачем — объяснить не могу

В стакане он день постоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

— Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и др. насекомых.

— Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

— Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей. В природе о них заботятся взрослые животные. И т. д.

Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко

Золотое донышко!

Гори,гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетело сто грачей,

И сугробы тают, тают,

И цветочки вырастают!

Воспитатель: Возвращаемся на свои места. Ребята, я предлагаю вам поиграть в следующую игру, «Узнай птицу по пению». А также рассказать о той или иной птице.

Музыкально дидактическая игра «Узнай птицу по пению».

Ответы детей.

(Прослушав по порядку пение птиц, ребёнок отгадавший птицу демонстрирует птицу с помощью картинки и с помощью ребят рассказывает о ней.)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы помните пословицы о природе. Я буду говорить начало посл…

  • Нод чтение сказки крылатый мохнатый да масляный
  • Нод составление рассказа по картине в подготовительной группе
  • Нод рассматривание картины ежи и составление рассказа по ней старшая группа
  • Нод по сказке репка
  • Нод по сказке золотой ключик