Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
«Составление рассказа
по картине «Зимние забавы»
(подготовительная к школе группа)
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Программное содержание:
— Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.
— Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
— Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание, в подборе прилагательных.
-Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
-Развивать память, внимание, логическое мышление;
-Воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество. Рисование», «Физическая культура», «Познание», развитие речи.Методы и приемы: словесные методы (беседа, рассказ), наглядный, демонстрационный метод, метод игры. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: загадывание загадок; создание ситуации способствующей проявлению интереса к получению знаний; создание эмоционального фона. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание картины
Материалы : картина «Зимние забавы», снежки из ваты- 20шт., Вещи (шапка, сандалии, кепка, шуба, коньки, санки, лыжи), доска, магниты, Холст, белые салфетки, снежинки из бумаги, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.
Ход занятия:
— Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, что мы сделаем? (Дети здороваются) . А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!
—Присаживайтесь на стульчики. Ребята, я приготовила для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а поднимаем руку. Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима). Слайд 1
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная …(снежинка)Слайд 2
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся.(Сугроб) Слайд 3
Заморозил чародей и озера и ручей
Холодом дышал и вот
Не вода в ручье, а … (лед) Слайд 4
Свяжет бабушка их внучке
Чтоб зимой не мерзли ручки
Сохраняют тепло сестрички
Шерстяные …. (рукавички) Слайд 5
Мы его слепили ловко
Глазки есть и нос морковка
Чуть тепло-заплачет вмиг
И растает … (снеговик) Слайд 6
Зацепилась за карниз
Головой свисает вниз
Акробатка- крохотулька
Зимний леденец … (сосулька) Слайд 7
Всякая здесь птица
В зимний холод угостится
На сучке висит избушка
Называется … (Кормушка) Слайд 8
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить на нашем занятии?
Дети: (о зиме).
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
— Назовите зимние месяцы?
— Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?
(На доске висят опорные картинки)
-Чем покрыта земля зимой?
-Какие бывают ветра?
-Какое солнце зимой?
-Что происходит зимой на реке?
-Какие стоят деревья?
— А что бывает только зимой? (снег)
— Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).
Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Воспитатель прикрепляет снежки из ваты на доску).
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
Снежная
Суровая
Морозная
Веселая Красивая
Нарядная
Холодная
Вьюжная и т.д.СНЕГ какой?
Пушистый
Белый
Легкий
Мягкий
Холодный
Колючий
Рассыпчатый
Липкий
Хрустящий
МокрыйНАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Грустное
Хорошее
Прекрасное
Плохое
Воспитатель:
— Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку.
Воспитатель показывает вещи (шапка, шуба, сандалии, коньки, кепка, санки, купальник и т. д.).
Посмотрите на вещи и скажите, что нам необходимо для прогулки зимой. (дети перечисляют).
Воспитатель: Давайте составим предложения с этими словами. (Дети самостоятельно составляют предложения).
Воспитатель: Мы говорили с вами про катание на санках зимой, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях,
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое звучит одинаково, а может обозначать разные предметы. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется.
Шапка – это головной убор.
— Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем?
Шапка у горы.
Шапка из снега на деревьях.
(Дети вспоминают стихотворение)??777?77?????
Игра
Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Кто хочет быть снежинками. А кто хочет быть ветром?. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует – ш – ш, снежинки – оседают.
Вос-ль: Я знаю, что вы очень любите зиму. Поэтому вам принесла интересную картину. Хотите на неё посмотреть?
Дети: Да
Воспитатель: Чтобы нам получше было видно, подойдем к ней.
Игра с «подзорной трубой» «Внимательные глазки»
Воспитатель: Давайте возьмем «подзорную трубу» (Иммитация руками). А кто мне скажет, что такое подзорная труба? Посмотрим вдаль, на картину расскажите мне, что вы видите? (Необходимо назвать как можно больше объектов)Дети: Девочка, мальчик. Собачка.
Вос-ль: Давайте придумаем, как их зовут.
Дети: Коля, Катя
Воспитатель: Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Волшебница зима торжествует, властвует. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день.
Упражнение «Волшебство».—
Воспитатель: Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажем о своих впечатлениях. Но ведь они не сразу здесь оказались, давайте с вами придумаем, что с ними присходило до того, как они здесь оказались. А что с ними может произойти после?
— Расскажите о своих чувствах. Ангелина, ты представила себя в этой картине? Как тебе там, что ты почувствовала? (спросить 2-3 человека)
Коллективное составление плана рассказа.
— С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)
— О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)
— О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.) Во что они одеты?
— Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, куда пошли дети после прогулки.)
— Итак, ребята.
— Сначала вы расскажете о времени года.
-. Потом о погоде и природе.
— Затем, что делают дети, зачем дети пришли на горку, во что они одеты.
-В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
— Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
-. Какое настроение вызывает у вас эта картина. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.
Примерные рассказы детей:
1 ребенок: Наступила холодная, снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по — зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки.
2 ребенок: Был зимний, солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша одевает ведро на снеговика. Аня принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети поставили угольки. Очень красивый снеговик получился!
3 ребенок: Здесь дети катаются на санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой.
Ребята. Сегодня мы с вами говорили об искусстве. Вам нравится рассматривать картины? А где можно увидеть много картин?( На выставке, в галерее) Кто их пишет?
-Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?(Художник)
-Какие верные друзья помогают художнику рисовать картины? (краски, кисти, холст, карандаши)
-Если взять темные мрачные краски- какая получится картина?
-А если веселые яркие?
Воспитатель:. Молодцы, ребята! А сейчас, мы будем художниками, нам нужно написать «Зимнюю картинку» на этом пустом ватмане /на ватман способом набрызга нанесена голубая краска/. А писать будем необычным способом, используя коллаж. /Распределяю задания между детьми : Даня, Максим, Леша вырезают из заготовок снеговика, Соня и Кристина вырезают фигурки «детей», Саша и Егор вырезают елочки, Рома и Ксюша делают из бумажных салфеток снежные комки. /Во время коллективной работы вспоминаем с детьми беседу, стихи о зиме/.
/По окончании работы вырезанные фигурки наклеить на ватман./
Воспитатель: Молодцы, ребята! Прекрасная картина у нас получилась. Какое время года изобразили? Как можно назвать эту картину? /ответы детей/.
Воспитатель:. Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?
Дети:. /ответы детей/.
Воспитатель: Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость и мы рады проказам матушки-зимы.
Молодцы, ребята, умницы!
Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. А от меня вам эти красивые снежинки.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Развитие
речи
Подготовительная
группа
Тема:
«Рассказывание по картине «В школу».
Цель:
способствовать умению составлять связный рассказ по предложенной картине.
Задачи: совершенствовать
умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения
сюжета: завязка, кульминация, развязка, активизировать слова, относящиеся к
теме: «Школа», «Школьные принадлежности», закреплять навыки фонетического
анализа слов;
развивать внимание, умение сравнивать и
обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений, эмоций, развивать
умение употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне
кажется, что… », передавать голосом оттенки радости, вопроса;
воспитывать доброжелательность, трудолюбие.
Форма организации:
подрупповая, индивидуальная.
Оборудование:
- иллюстрации «В школу»,
«Старший брат», «Первое сентября», «У дверей
школы» Н.П. Богданов-Бельский - портфель с наполнением: Букварь, тетрадь,
пенал, карандаш, ручка. - листочки А5, простые и цветные карандаши
- колокольчик (школьный звонок)
- маркеры
Ход
деятельности.
2‘ 1. Организационный
момент.
1′ 2. Вводная беседа.
Как называется наша группа? (подготовительная)
Почему? К чему вы готовитесь.
Что нужно уметь, чтобы пойти учиться в школу?
— Читать и писать вас обязательно научат в
школе, — продолжает педагог. — А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать
воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть
самостоятельными в своих суждениях и поступках.
3′ 3. Рассматривание картины «В школу».
Беседа по вопросам.
Вопросы:
— Как можно назвать эту картину? Придумайте ей
название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?
— Почему вы думаете, что эти дети идут в
школу, а не в детский сад?
— Как назвать одним словом детей, которые идут
в школу? (Ученики,
школьники, первоклассники.)
— Что несут в руках дети? (Портфели. )
2‘ 4. Отгадывание
загадок.
Воспитатель достает портфель.
— А что находится в портфелях вы узнаете
отгадав загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.
(Карандаш)
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен.
(Букварь)
Посмотрите на меня —
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я — в линейку, без сомнений.
Это — лёгкая загадка:
Каждый знает, я —. .
(Тетрадка)
— Как можно назвать все эти предметы одним
словом? (Школьные принадлежности)
Какие еще школьные принадлежности вы знаете?
2‘ 5. Рассматривание картины «Старший
брат».
Кого вы видите на картине?
Что делает мальчик?
Во что он одет?
Расскажите про девочку, которую изобразил
художник?
Как вы думаете, кто это?
Вы можете догадаться, о чем беседуют брат и
сестра?
1‘ 6. Физкультминутка:
В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)
Там друзей себе найду, (Вытянув руки
вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)
Научусь писать, читать, (Загибают по
одному пальцу на руках.)
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду! (Поворачивают голову
вправо-влево.)
И свой садик не забуду. (Обнимают себя
руками, разводят руки в стороны и
опять обнимают) .
3′ 6. Рассматривание картины Н.П.
Богданова-Бельского «У дверей школы»
Куда пришел мальчик? Во что одет ребенок? Почему
он не решается войти в класс? Педагог рассказывает о недоступности школьного
обучения в давние годы.
1′ 7. Рассматривание картины «Первое
сентября», обсуждение.
— В какое время года дети начинают
учиться? (Осенью)
4′ 8. Коллективное составление рассказа по
выбранной детьми картине.
Педагог предлагает свой рассказ. Затем ребята
выбирают понравившуюся им картину для коллективного рассказа. Педагог начинает
рассказ, тот ребенок, у которого окажется колокольчик, продолжает.
5′ 9. Cоставление
индивидуальных рассказов.
1′ 10. Дидактическое упражнение:
— Скажите предложение — Я пойду в
школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам
хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно,
что вы спрашиваете.
3′ 11. Развитие навыков письма,
фонетическая работа.
Дети на листочках, а педагог на маркерной
доске печатают слово ШКОЛА, делают его звуковой анализ.
1′ 12. Рефлексия.
Автор-составитель:
Пилявских Наталья Анатольевна
воспитатель
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
Высшая квалификационная категория
Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе
Составление описательного рассказа по пейзажной картине
Цель: составление описательного рассказа по пейзажной картине.
Задачи:
- Расширять словарь детей прилагательными для описания.
- Развивать умение составлять небольшие творческие рассказы от лица персонажа.
- Развивать наблюдательность и ассоциативное мышление.
- Развивать коммуникативные навыки в работе малыми группами.
Материалы: веревка с прищепками, картинки с осенними изменениями в природе, грибочки, осенние листья, овощи, осенние цветы, рамки разной формы из цветного картона, мольберты, краски, кисти, фотоаппарат, ноутбук.
Ход образовательной деятельности
Образовательная деятельность проходит осенью
на участке детского сада или в парке
На участке развешаны на веревке картинки с осенними изменениями в природе.
Ребята, что это за картинки развешаны? Давайте их рассмотрим. Как вы думаете, кто их развесил? (Осень) Мне кажется, что эти картинки – подсказка для нас. О каких осенних изменениях в природе рассказывают эти картинки?
Дети называют осенние изменения, картинки служат опорой: пожелтели листья, трава пожухла, поникли цветы, прохладно, ветер прохладный, погода переменчивая, небо затянуто облаками, в ясную погоду в воздухе летают серебристые нити — паутинки, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края и т.д.
Ребята, давайте еще поищем, какие следы оставила осень в парке.
Дети находят грибочки, красивые осенние листья, овощи, осенние цветы.
Передавайте осенний лист и назовите:
пять названий деревьев (береза, клен, дуб, рябина, тополь)
пять названий грибов (подберезовик, лисички, опята, грузди, масленок)
пять признаков осени (летает паутинка, листья пожелтели, дуют холодные ветра, утром бывают туманы, насекомые исчезают)
пять перелетных птиц (ласточка, жаворонок, утки, лебеди, скворец)
пять цветов осени! (золотой, красный, багряный, коричневый, желтый)
Передавайте гриб и продолжайте предложение:
— Осенний листочек похож на …
— Осенняя тучка похожа на …
— Осенняя погода похожа на…
— Пенек на полянке похож на …
А теперь вообразите, что вы: осенний ветерок, листочек, тучка, или дождик и расскажите, что с вами может приключиться? Когда рассказываете, говорите «Я», а не «ОН».
Пример: Я осенняя тучка, я плыла по небу и встретила солнышко. Солнышко мне сказало, чтобы я уходила, и вдруг подул легкий ветерок, и я полетела путешествовать по всему миру.
Ребята, можно ли осень назвать художником? Какими красками пишет свои картины художница-осень? Какие картины она написала?
Верно, осень-художница раскрасила деревья ярко-желтыми красками, рябину украсила яркими бусами, землю укрыла золотым ковром из листьев. Подует легкий ветерок и закружатся листочки. Трава местами еще зеленая, а местами сменила свой цвет на желтый. Доцветают последние цветы на клумбах, золотые лучики солнца уже не жгучие, а теплые. Птицы готовятся к отлету в теплые края.
Давайте мы тоже превратимся в художников, и «нарисуем» словами осенние картины. Выберите из нашей корзинки подарок осени, а теперь поделитесь на группы: грибочки к грибочкам, листочки к листочкам, цветочки к цветочкам, овощи к овощам.
Художники все картины оформляют рамкой. Каждая группа выберите рамочку для своей картины, место и пейзаж и опишите, что вы видите в этой рамке. Но прежде внимательно посмотрите и подумайте, о чем будете рассказывать. Ведь мысль – это как клубочек ниток. Когда о чем-то рассказываешь, старайтесь не упустить клубочек из виду, а то запутаться можно.
Вспоминайте все красивые слова, которые мы сегодня говорили об осени. Всмотритесь в свою картину, что вы там видите?
Какое небо?
Какое солнышко?
Есть ли на небе облака?
Какие они?
Какие деревья?
Какая трава?
Какая земля?
Какие звуки вы слышите?
Что вы чувствуете?
Чем пахнет на вашей картине? (прелыми листьями)
Дети выбирают место в парке для описания.
Берут рамку и «наводят» ее на пейзаж. Получается вид в рамке.
Индивидуальная работа с каждой группой
Дети сочиняют рассказ о своей картине.
Воспитатель фотографирует каждую картину.
Ребята, я приглашаю всех на выставку картин!
На ноутбуке воспитатель показывает фотографии картин.
Ребята, расскажите о своей картине. Старайтесь так описать свою картину, чтобы каждому захотелось ее увидеть. Договоритесь, кто начинает рассказ, кто продолжает, кто заканчивает.
Каждая группа рассказывает о своей картине.
Вы всё рассмотрели? Какая деталь особенно запомнилась? Обратите внимание на дерево: какой ствол? Какая кора? Какой узор? У каждого дерева свой образ, они что-то или кого-то напоминают.
Вопросы для слушателей:
— Какие детали картины не попали в рассказ?
— Как об этом сказать красиво?
Ребята, а как бы вы назвали свою картину одним словом? Двумя или тремя словами?
Рефлексия:
Ребята, помогла ли вам рамка создать словесную картину? Какая картина вам запомнилась и почему?
Ребята, можем ли мы сами написать осенние картины? А чем можно нарисовать?
Сегодня я предлагаю нарисовать картину необычным способом: с помощью осеннего листа. Такая техника рисования называется отпечаток или оттиск.
Рисование в группе или на участке
Посмотрите, я приготовила для вас мольберты. Кто желает нарисовать картину возьмите краски, кисточки, осенние листья и начинайте рисовать.
Выбирайте более рельефную выпуклую сторону листа, с помощью кисти наносим краску на лист и отпечатываем.
Вспоминайте какие у осени цвета? (желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый).
Литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007815
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: Составление рассказа по картине «В школу».
Задачи:
—связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;
—словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; развивать интонационную выразительность речи.
Материал: Картина «В школу», сюжетная картина «Разная осень», ноутбук, предметные картинки, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
— Ребята, я хочу вам загадать загадку:
Когда это бывает?
С деревьев листья опадают,
И дождик льет и льет.
Быть может «Новый год»? (осень).
Воспитатель: Правильно, это осень.
Воспитатель: Как мы отличаем осень от других времен года? Что бывает только осенью?
Дети: С деревьев листья опадают, дождик льет, улетают птицы, люди собирают урожай.
Основная часть.
Д/и «Разная осень».
Цель: активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Осень», учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления.
Воспитатель: — Осенью погода бывает разная. Если светит солнце, небо прозрачное, светлое, то какими словами можно сказать про осень?
Дети: теплая, ранняя, золотая, солнечная, ясная.
Воспитатель: — Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень?
Дети: холодная, поздняя, хмурая, дождливая, пасмурная.
Молодцы ребята, вот, сколько осенних слов вызнаете.
Воспитатель: — Ребята, давайте вспомним, что еще может происходить только осенью, а поможет нам в этом волшебная шкатулка либо волшебный мешочек (дети достают по очереди картинку с изображение школьных предметов и рассказывают, что на ней изображено и как это связанно со школой).
Дети: — дети идут в школу
Физминутка:
Каждым утром перед школой
Делаем зарядку.
Очень нравится зарядку
Делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать.
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
Воспитатель: — Ребята, про школу у меня есть картина.
Воспитатель выставляет картину «В школу», предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:
-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?
-Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
-Как назвать, одним словом детей, которые идут в школу?
— В какое время года дети начинают учиться? (осенью)
-Ребята, а кто изображён на картине?
(На картине нарисованы мальчики, девочки, женщина с собакой).
— Как они одеты? Почему?
— Какое настроение у детей?
-Какие деревья нарисованы на картине?
— Какую погоду изобразил художник?
Д/игра с мячом «Продолжи предложение».
Воспитатель: Дети, предлагаю поиграть в игру, где я буду начинать предложение, а вы продолжите его.
Школьные принадлежности носят в (портфеле)
В больнице лечат, а в школе….(учат)
Дети в школе сидят за … (партой)
В школе урок начинается после (звонка)
После урока дети отдыхают на … (перемене)
Учитель пишет мелом на (доске)
В семье – дети, а в школе они — ….(ученики)
Хорошие и плохие отметки ставят в (дневник)
Воспитатель: — Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать рассказ о том, что изображено на картине?
Воспитатель поясняет. Сначала расскажите, что произошло с детьми до того как они подошли к школе, а затем о том, что вы видите на картине.
Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).
Если дети затрудняются придумать события, предшествовавшие изображенным на картине, воспитатель сам начинает рассказ, а ребенок продолжает. Начало рассказа может быть таким.
Примерный рассказ
Было ясное, солнечное, сентябрьское утро. Миша встал очень рано, потому что боялся опоздать в школу. Еще с вечера он приготовил портфель и учебники. Во дворе он увидел Катю, и они вместе пошли знакомой дорогой в школу….».
Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтоб рассказ получился законченным.
Рассказы детей (3 -4 ребёнка).
План рассказа.
1.Время года, суток. Какой был день?
2.Герой рассказа? Его описание. Чем он занимался?
3.Что они интересного видели по дороге в школу?
4.Чем всё закончилось. Свое отношение к картине.
Примерное продолжение рассказа.
По дороге они смотрели на яркие желтые листья на деревьях, красивые пушистые облака на небе. Возле школы они встретили веселых ребят либо одноклассников, которые тоже спешили на встречу с учителем. Когда закончились уроки, Катя с Мишей вернулись домой в хорошем настроении.
Подведение итогов.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Упражнение «Скажи по-разному»
Скажите предложение «Я пойду в школу» так, чтобы было хорошо слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу….
А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете, хочется ли вам пойти в школу (дети могут поделиться на пары и спросить друг друга).
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Если у кого-то не получилось составить рассказ, в следующей раз все получиться.
Воспитатель раздает детям поздравительные наклейки.
Ответы детей.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/294085-konspekt-od-po-razvitiju-rechi-v-podgotovitel
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- учить составлять отдельные предложения и общий
сюжетный рассказ по картинке; - развивать способность самостоятельно
придумывать сюжет, не повторяющий рассказ
товарищей; - развивать связную речь;
- развивать память, внимание, логическое
мышление; - воспитывать любовь и умение видеть красоту
зимней природы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
- Словесные – вопросы, объяснения, загадывание
загадок, словесная игра, составление
предложений, составление рассказов, пальчиковая
гимнастика, Закрепить предлоги – В – НА – ОКОЛО
– ПОД. Сюрпризный момент – волшебный сундучок.
- Наглядные – индивидуальные сюжетные картинки,
рассматривание картинки “Зимние развлечения”.
- Практические – разгадывание кроссворда,
подготовка руки к письму.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в
правильном подборе признаков, определений и
сравнений к заданному слову, активизировать
употребление в речи однокоренных слов, к слову
зима – снег. Формировать грамматически
правильную речь и активизировать словарь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: целевые
прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание
иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних
развлечений. Чтение произведений о зиме;
знакомство с пословицами, стихотворениями о
зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях и
решение кроссвордов.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: опорные
картины о зиме, кроссворд, маркер, картина
“Зимние развлечения”.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: сюжетные
картинки о зимних развлечениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: дети сидят за
столом.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент – пальчиковая
гимнастика “Кулачок”:
“Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться
И друг с другом повстречаться.
Пальчик к пальчику сожмем,
Разгибаем, загибаем, разгибаем
Снова в кулачок сжимаем – заниматься начинаем”.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам
кроссворд (Приложение 1), вы
хотите его разгадать? Тогда внимательно слушайте
загадки, которые вам будут загадывать ребята, а
ответы мы будем записывать в пустые клетки.
— Вы готовы? Начинаем. (Загадывание
загадок)
1. Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу, под кустом? (лиса)
(Дети пишут ответ в клетки, где стоит
цифра № 1 — лиса)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
3. Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (кормушка)
4. Сам не бежит, а стоять не велит (мороз)
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы
с вами будем говорить на нашем занятии? (о зиме).
(Обращаю внимание на волшебный
сундучок).
Давайте откроем его и посмотрим, что
там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем
от кого оно.
“Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса.
У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял
свои владенья, в лесу разгулялись и налетели
сильные метели. Они открыли волшебный сундучок
Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме
и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите,
пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова.
Снегурочка.”
Воспитатель: Поможем, ребята, Деду
Морозу собрать слова о зиме. Волшебный сундучок
мы оставим открытым и все слова о зиме будем
складывать в него.
— Какое у нас сейчас время года?
— Назовите зимние месяцы?
— Теперь давайте вспомним: Что бывает
зимой?
(На доске висят опорные картинки)
Вопросы: Чем покрыта земля зимой?
Какие бывают ветра?
Какое солнце зимой?
Что происходит зимой на реке?
Какие стоят деревья?
— А что бывает только зимой? (снег)
— Какой бывает снег? (он бывает легкий,
искристый, белый, холодный, пушистый, колючий,
рыхлый, грязный, непрозрачный) – подношу к
каждому сундучок.
— Что снег делает? (идет, падает,
кружится, ложится, летает, летит)
Воспитатель: Мы говорим, что снег
белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы
похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и
непрозрачные. (Это все есть у мамы не кухне: мука,
чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок,
порошок)
Воспитатель: Правильно, ребятки, Дед
Мороз, наверное, про это не знал.
Давайте сложим в волшебный сундучок
родственные слова к слову зима: зимушка, зимний,
зимняя, зимовье, зимовать, зимующие, зимородок,
зимовщик.
— К слову снег: снежок, снежная,
снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка,
заснеженный.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
— Мы еще можем Деду Морозу назвать
пословицы о зиме:
“Мороз не велик, а стоять не велит”.
“Зима не лето, в шубу одета”.
“Спасибо мороз, что снега принес”.
“Холодная зима, жаркое лето”.
“Зима снежная, лето дождливое”.
“Много снега, много хлеба”.
Воспитатель: Много вы пословиц
назвали Деду Морозу. Молодцы!
— Мы много работали, теперь можно и
отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – береза в шубе стоит,
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетели снегири,
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора домой.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру
“Хорошо — Плохо”. Разделимся на две команды
(ряды). Ваш ряд будет говорить – зима – это плохо,
потому что …, а ваш ряд – зима – это хорошо,
потому что …
— Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед
Мороз знает, что зимой нам бывает не только плохо,
но ещё хорошо и весело.
На столах у каждого ребенка лежат
сюжетные картинки о зимних развлечения..
Воспитатель: Посмотрите внимательно
на свои картинки и составьте предложения по ним.
(Спрашиваю детей, 2 – 3 ребенка).
Воспитатель: А сейчас посмотрите
внимательно на мою картину (ставлю на мольберт
картину “Зимний развлечения”). (Рисунок 1).
Рисунок 1
— Скажите как можно её назвать?
— Как много ребят вышло гулять на улицу
в зимний солнечный день. Эту картину мы уже с вами
рассматривали на наших занятиях.
Воспитатель: Дети, а сейчас вы
составите самостоятельно небольшие рассказы по
этой картине. Вы можете выбрать понравившийся
вам сюжет, можете дать имена детям, о которых
будете рассказывать. Рассказ должен быть
коротким и обязательно законченным. (2 — 3
ребенка.).
Примерные рассказы детей:
1 ребенок: Наступила холодная,
снежная зима. Солнце светит, но не греет. Небо
синее, низкое. Земля покрыта белым, пушистым
снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло,
по — зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые
шапки, шарфы, варежки, валенки.
2 ребенок: Был зимний, солнечный день.
Дети вышли на улицу. Они слепили снеговика. Саша
одевает ведро на снеговика. Аня принесла
морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети
поставили угольки. Очень красивый снеговик
получился!
3 ребенок: Здесь дети катаются на
санках. Лена и Максим быстро съезжают с горы. Ваня
и Петя съехали с горы и упали в сугроб. Они не
плачут, им весело. Река замерзла, покрыта льдом.
Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело
зимой.
Воспитатель: Пока мы говорили с вами
о зиме, составляли рассказы по картинке,
волшебный сундучок Деда Мороза заполнился.
Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду
Морозу.
Я думаю, что он будет очень доволен, что
мы ему помогли.
Воспитатель: Как мы его отправим?
(ответы детей: на санях, через почту, дождемся,
когда он сам к нам придет).
Воспитатель благодарит ребят.
Населенный пункт: Тульская область, г. Ефремов
Цель: обучить детей составлению описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Задачи:
1. Образовательные:
–закреплять представления детей об осени;
— расширять знания о творчестве художника- пейзажиста И. И. Левитана;
2. Развивающие:
–продолжать развивать речь детей (звуковую культуру речи- автоматизация звука [ш], грамматический строй речи, связную последовательную речь, монолог и диалог, целостность высказываний в ходе описания пейзажа);
– совершенствовать умение детей отвечать на вопросы полным ответом в зависимости от их содержания и формы, правильно строить предложения;
– развивать у детей умственные операции (внимание, воображение, мышление, умение анализировать, делать вывод, обобщать);
– развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
3. Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость по отношению к ней.
Словарная работа:
- обогащать словарный запас детей новыми словами (пейзаж- картина, изображающая природу), эмоционально-окрашенной оценочной лексикой: эпитетами (пожухлая (трава)); не яркие, тусклые, блёклые (оттенки зелёного цвета), сравнениями (трава на пригорке, как пёстрый ковёр; берёзовая роща словно в золотом убранстве, дубовая рощица как будто в ярко- зелёном наряде).
- активизировать речь детей.
Оборудование и материал: Т.С.О. (технические средства обучения- интерактивная доска), репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
картинный план «Описание репродукции» Н. Е. Арбекова, грамзапись П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.», осенние кленовые листья, гербарий (лист клёна, дуба, берёзы), искусственные листья по количеству детей для физкультминутки, стихотворения: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…» А. Майкова, «Наша осень, правда, золотая…» Е. А. Благининой.
Предварительная работа: наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе в ходе прогулок, разучивание физкультминуток и стихотворений на тему осени, слушание звукозаписи Чайковского «Времена года», знакомство с биографией И. И. Левитана, его творчеством.
Ход занятия:
Организационный момент. Тьютор предлагает детям пройти в музыкальный зал, где тихо звучит «Осенняя песня» П. Чайковского (зал украшен по- осеннему, на экране заставка – падают листья).
Тьютор:
«Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!»
(А. Майков)
— Какие осенние периоды вы знаете?
(Дети: Ранняя, золотая, поздняя осень).
— Чем ранняя осень отличается от поздней осени?
(Дети: Ранней осенью тепло, особенно днём, когда ярко светит солнце, а поздней – холодно, бывают заморозки, выпадает первый снег).
— Почему говорят «золотая осень»?
(Дети: потому что листья на деревьях жёлтые, словно золото).
Тьютор:
— Хорошо! А сейчас я предлагаю поиграть. Мы будем передавать по кругу осенние листья и называть какие они по цвету, размеру, на ощупь и т. п.
(Дети: Кленовый, дубовый, берёзовый, маленький, резной, двухцветный, золотой, хрупкий, сухой и т. п.).
— Хорошо! Представим, что мы воздушные, лёгкие листья.
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу влево- вправо)
Будто опять закружиться хотят.
Тьютор:
— Предлагаю прошуршать листьями и произнести ш-ш- ш. (Под ногами детей сухие листья).
(Дети шуршат листьями и произносят ш-ш-ш.)
-Хорошо! Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся на стульчики).
- Основная часть.
Тьютор:
— Осенняя природа восхищает не только нас, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали русскую природу. Среди них художник Исаак Ильич Левитан. (На слайде — портрет И. И. Левитана.)
Он писал пейзажи. Пейзаж — это картина, изображающая природу. Повторим хором: «Пейзаж». Затем индивидуально.
Тьютор:
-Как называется картина, изображающая природу?
Ребёнок: «Картина, изображающая природу, называется пейзаж.» (индивидуально 2-3 ответа)
— Обратите внимание на картины И. И. Левитана, посвящённые осени: «Осень. Октябрь», «Осень», «Осень. Река». Одну из таких картин мы сейчас рассмотрим. (Тьютор показывает картину.) Перед нами пейзаж.
Предполагаемые вопросы к детям:
-Как вы думаете, какой период осени изобразил художник? (Ребёнок: «Художник изобразил золотую осень.»)
- По каким признакам вы догадались, что это золотая осень? (Ребёнок: «Это золотая осень, так как листья на деревьях жёлтые, как золото»).
- Скажите пожалуйста, как бы вы назвали эту картину? (Ребёнок: «Я бы назвал (-а) эту картину «Золотая осень».
Тьютор:
— Исаак Ильич Левитан назвал эту картину «Золотая осень». Послушайте, как об этой осенней поре сказала Елена Александровна Благинина (стихотворение читает ребёнок):
«Наша осень, правда, золотая,
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.»
Тьютор:
-Теперь, я предлагаю рассмотреть передний план картины.
— Что изображено на переднем плане картины? (Индивидуальные ответы детей. Например, «На переднем плане картины изображена река.»)
-Как вы думаете, какая вода в реке? (Примерный индивидуальный ответ: «Вода в реке тёмно- синяя, прозрачная, с зеркально чистой гладью.)
— По каким признакам вы догадались, что вода в реке чистая? (Примерный ответ: «Вода в реке чистая, так как в ней отражаются растения и травы.»)
— Вспомните и сравните, какая вода в реке летом и осенью? (Примерный ответ: «Летом вода в реке тёплая- в ней можно купаться, а осенью — холодная, в ней купаться нельзя.»)
-Ребята, какую краску использовал художник, чтобы показать, что вода в реке холодная? (Художник использовал тёмно — синюю краску, холодные оттенки синего цвета).
— Дети, что ещё изображено на переднем плане картины? (Примерный ответ: «На переднем плане картины изображены белоствольные берёзы.»)
- По каким признакам вы догадались, что это берёзы? (Примерный ответ: «У берёз белые стволы.»)
- Какую краску использовал художник, чтобы изобразить листву на берёзах? (Примерный ответ: «Художник использовал жёлтую краску, разные оттенки жёлтого цвета.»)
- Чем покрыта земля? (Примерный ответ: «Земля покрыта пожухлой травой.»)
Тьютор:
— Да, земля покрыта осенней пожухлой травой, которая содержит зелёные летние оттенки.
-Какие краски использовал И. И. Левитан чтобы изобразить пожухлую траву? (Примерный ответ: «Художник использовал жёлтую и зелёную краски.»)
— Какие оттенки зелёного цвета использовал художник? (Примерный ответ: «Художник использовал не яркие, тусклые, блёклые оттенки зелёного цвета.»)
- Что изображено на центральном плане картины?
(Примерный ответ: «На центральном плане картины изображена одинокая берёза. Слева от берёзы- золотая берёзовая роща.»)
- Почему роща «золотая»? (Примерный ответ: «Потому что листья на деревьях жёлтые, как золото.»
- Что изображено справа от берёзы? (Примерный ответ: «Справа от берёзы изображена дубовая роща.»)
- Почему роща дубовая? (Примерный ответ: «Потому что, она изображена ярко — зелёными красками, а листва у дуба желтеет позже всех деревьев.»)
- Обратите внимание на задний план картины.
- Что на нём изображено? (Примерный ответ: «На заднем плане картины изображены маленькие домики.»)
Тьютор:
— Вероятно, это деревушка.
- Что изображено перед деревушкой? (Примерный ответ: «Перед деревушкой — ярко- зелёное поле. Похоже, что это ростки озимых.»)
- Что изображено за деревушкой? (Примерный ответ: «За деревушкой располагается нарядный лес, в жёлтом убранстве.»)
Тьютор:
-Хорошо, теперь обратите внимание на небо.
- Какими красками И. И. Левитан изобразил осеннее небо? (Примерный ответ: «И. И. Левитан изобразил небо ближе к нам тёмными оттенками синего цвета, а вдали голубыми красками.»)
- Что изображено на небе? (Примерный ответ: «На небе изображены облака.» или «По небу плывут белые облака.»)
— Дети, какое настроение вызывает у вас картина И. И. Левитана «Золотая осень»? (Примерный ответ: «Картина И. И. Левитана «Золотая осень вызывает у меня радостное, приподнятое, бодрое настроение.»)
Тьютор:
-Я с вами согласна. Природа на картине кажется радостной, нарядной, тёплой, торжественной и от этого заряжает нас бодростью в этот погожий осенний день.
-Мы внимательно рассматривали картину. Теперь я предлагаю сделать гимнастику для глаз:
Вот стоит осенний лес (круговые движения глазами)
В нём много сказок и чудес!
Слева- сосны, справа- дуб (смотрим налево, затем- направо)
Дятел сверху, тук да тук. (смотрим вверх-вниз)
Тьютор:
— А сейчас я предлагаю подойти ко мне и поиграть.
Физкультминутка: «Ветер и листья». (Координация речи с движением.)
- Ветер по лесу кружил
Ветер с листьями дружил. (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками, в правой руке-осенний листок.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой. (Дети встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на левой руке на каждую строку.)
И последний лист с осинки ветер кружит над тропинкой. (Дети кружатся на носочках на месте, затем перекладывают осенний лист в левую руку.)
- Ветер по лесу летал
- листики считал. (Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками, в левый руке-осенний листок)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Лист с берёзки золотой. (Дети встают лицом в круг и загибают по одному пальцу на правой руке на каждую строку.)
И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. (Дети опускают руки, приседают.)
(Дети садятся на стулья.)
Тьютор:
-А сейчас я предлагаю вам составить описательный рассказ по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Внимательно посмотрите на картину ещё раз. Попробуйте мысленно оказаться внутри, почувствовать настроение художника.
Сначала попробуем составить рассказ по частям, используя пункты плана, а затем соединим все части в целый описательный рассказ.
Тьютор:
-Итак, напомню, первый пункт плана —как называется картина, и кто её написал? Кто желает ответить. (Индивидуальный ответ.)
Второй пункт плана- какое место действия изобразил художник. (Индивидуальный ответ.)
Третий пункт плана — Какое время суток изобразил художник? (Индивидуальный ответ.)
Четвёртый пункт плана — Что изображено на переднем, центральном и заднем планах картины? (Индивидуальные ответы.)
Пятый пункт плана- Какие краски использовал художник при написании картины? (Индивидуальный ответ.)
Шестой пункт плана — Понравилась ли вам картина? Какое настроение она у вас вызвала? (Индивидуальный ответ.)
Тьютор:
-Хорошо! А теперь попробуем соединить все части в целый описательный рассказ.
Подумайте немного. Кто сможет описать картину, используя все пункты плана? (2- 3 индивидуальных ответа.)
- Заключительная часть.
Тьютор:
-А сейчас я предлагаю вам послушать описательный рассказ, который я составила по картине.
- Перед нами картина И. И. Левитана «Золотая осень».
- На картине изображена берёзовая роща в яркий, солнечный, осенний день.
- На переднем плане картины река глубокого синего цвета, тихая, спокойная. Вода в реке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Слева от реки — берёзки в золотом убранстве. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Под красавицами берёзками — пожухлая зеленовато- жёлтая трава, которая напоминает пёстрый ковёр.
В центре картины наше внимание привлекает одинокая берёза с ярко- золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от неё располагается берёзовая роща в золотом убранстве, а справа- небольшая дубовая рощица, одетая в зелёный наряд.
Вдали, на пригорке, виднеются маленькие домики. Вероятно, это деревушка. Перед ней расстилается ярко- зелёное поле. Это ростки озимых. Поле напоминает сочно-зелёный коврик.
В вышине, в голубом небе, плывут, гонимые лёгким ветерком, белые облака.
- Основные цвета картины — жёлтый, синий, голубой, с добавлением немного зелени — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
- Картина «Золотая осень» мне очень нравится. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает меня красотой.
Тьютор: Дети вам понравился мой описательный рассказ? (Ответы детей.) И мне ваши рассказы понравились. Вы сегодня славно потрудились, старались подбирать выразительные и точные слова для описания картины. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете продолжать использовать в своей речи богатые возможности русского языка. Удачи вам!
Используемые интернет- источники:
1.https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-teme-rasmatrivanie-reprodukci-kartiny-i-i-levitana-zolotaja-osen.html
2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/15/konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-sostavlenie
3.https://stihi-rus.ru/1/majkov/39.htm
4.https://stihomaniya.ru/2015/08/blaginina-osen.html