Завершился федеральный этап Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Всего в конкурсе приняли участие 835 человек из 80 регионов России. Участники представили работы на 30 языках народов России. Победителями признаны восемь школьников, 16 ребят стали призерами. Учредителем конкурса выступает Минпросвещения России.
В номинации «Сочинение о своей культуре на русском языке» на конкурс поступило 730 работ: 134 сочинения – от учеников 4-х классов, 211 – от школьников 5–7-х классов, 201 – от обучающихся 8–9-х классов и 184 – от старшеклассников (10–11-е классы).
Победителями и призерами конкурса в этой номинации стали школьники Амурской, Архангельской, Брянской, Ивановской, Костромской, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Алтайского и Ставропольского краев. По итогам конкурса они набрали наибольшее количество баллов.
В номинации «Описание русской культуры на родном языке» участники представили 105 работ: 18 сочинений – от учеников 4-х классов, 16 – от учащихся 5–7-х классов, 41 – от школьников 8–9-х классов и 30 – от обучающихся 10–11-х классов.
Победителями и призерами конкурса в номинации признаны школьники из республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тюменской области и Хабаровского края.
Церемония награждения восьми победителей и 16 призеров конкурса пройдет 3 ноября 2022 года в Москве. По итогам конкурса будет издан сборник лучших сочинений.
Рейтинговый список участников конкурса доступен по ссылке.
Справочно
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке направлен на поддержку и развитие познавательного интереса школьников в области изучения русского и родных языков, сохранения ценностей традиционной народной культуры, осознания языковой идентичности посредством самостоятельной творческой работы над созданием художественного текста.
Учредитель конкурса – Министерство просвещения Российской Федерации, оператор – Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации.
Конкурс проводится в два этапа: региональный и федеральный. Все его участники получают сертификаты. Победители и призеры конкурса награждаются ценными призами и дипломами.
13.10.2022
Завершился региональный этап Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, проводившийся с 3 июня по 30 сентября 2022 года.
Организатором конкурса являлся Департамент Смоленской области по образованию и науке, оператором конкурса – ГАУ ДПО СОИРО.
В региональном этапе конкурса на лучшее сочинение в Смоленской области приняли участие 75 обучающихся из 16 муниципальных образований.
Участниками конкурса являлись обучающиеся общеобразовательных организаций, которым были предложены две номинации для конкурсного сочинения:
- сочинение о своей культуре на русском языке;
- описание русской культуры на родном языке
Конкурс проводился среди 4 возрастных групп:
- 1 группа — обучающиеся 4 классов;
- 2 группа — обучающиеся 5-7 классов;
- 3 группа — обучающиеся 8-9 классов;
- 4 группа — обучающиеся 10-11 классов.
Для экспертизы конкурсных материалов было сформировано жюри конкурса, в состав которого вошли сотрудники кафедр ГАУ ДПО СОИРО, победители профессиональных конкурсов, руководители методических объединений учителей русского языка и литературы, учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций.
На основании протоколов оценки работ и рейтинговых списков Оргкомитет принял решение об утверждении результатов регионального этапа конкурса.
В номинации «Сочинение о своей культуре на русском языке» победителями и лауреатами стали:
Среди обучающихся 4 классов:
- победителем признана Язева Екатерина Андреевна, обучающаяся 4 класса МБОУ «Средняя школа № 1» г. Рославля (Диплом I степени);
- Дипломом II степени удостоена работа Шашина Никиты Алексеевича, обучающегося 4 класса МБОУ «СШ № 12» г. Смоленска;
- Дипломом III степени отмечена работа Новиковой Варвары Сергеевны, обучающейся 4 класса МБОУ Шаталовская СШ Починковского района.
Среди обучающихся 5-7 классов:
- победителем признана Симошенко Елизавета Алексеевна, обучающаяся 5 класса МБОУ «Средняя школа № 4» г. Десногорска (Диплом I степени);
- Диплома II степени удостоены работы Антоновой Валерии Дмитриевны, обучающейся 7 класса МБОУ «Средняя школа № 4» г. Десногорска, и Никуличевой Анастасии Сергеевны, обучающейся 7 класса МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района;
- Дипломом III степени отмечена работа Прохоровой Александры Сергеевны, обучающейся 6 класса МБОУ «СШ № 1» г. Демидова.
Среди обучающихся 8-9 классов:
- Дипломом I степени награждается Туманов Дмитрий Александрович, обучающийся 9 класса МБОУ СШ № 1 им. А. Твардовского г. Починка;
- Диплома II степени удостоена работа Дедкова Савелия Викторовича, обучающегося 8 класса МБОУ «Темкинская СШ»;
- Дипломом III степени отмечена работа Майоровой Аделины Владимировны, обучающейся 8 класса МБОУ Ельнинская СШ № 2.
Среди обучающихся 10-11 классов:
- победителем признана Мартыненкова Валерия Анатольевна, обучающаяся 10 класса МБОУ СОШ № 5 г. Вязьмы (Диплом I степени);
- Диплома II степени удостоены работы Бурдовой Александры Сергеевны, обучающейся 11 класса МБОУ «Средняя школа № 2» г. Десногорска, и Чесновой Эвелины Николаевны, обучающейся 11 класса МБОУ Касплянская СШ Смоленского района;
- Дипломом III степени награждена работа Федоровой Екатерины Алексеевны, обучающейся 11 класса МБОУ «Средняя школа № 10» г. Рославля.
Для участия в номинации «Описание русской культуры на родном языке» сочинения не были представлены.
Победители и лауреаты конкурса получают соответствующие дипломы, участники – электронные сертификаты.
Поздравляем всех победителей и лауреатов регионального этапа, победителям желаем победы на федеральном этапе конкурса!
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
- Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом …>>
- Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг …>>
- Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО …>>
- Оцените качество услуг библиотеки-медиатеки СОИРО …>>
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинская средняя общеобразовательная школа №8»
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее сочинение русской культуры на родном языке.
Номинация: «Сочинение о своей культуре на русском языке»
Подготовила: Карпова Алина,
обучающаяся 9 класса МБОУ «Целинская СОШ №8»
Адрес образовательной организации:
347760 Ростовская область п. Целина, 3 линия, 111
Домашний адрес: 347760 Ростовская область
п. Целина,4 линия, 136
Руководитель: Юнкина И.С., учитель русского языка
и литературы МБОУ «Целинская СОШ №8»
Адрес места работы: 347760 Ростовская область
п. Целина, 3 линия, 111
Тел.: 8-928-137-26-32 e-mail: irinaiunkina75@mail.ru
п. Целина
2021 год
Донская земля – колыбель казачества
Тихий Дон. Гордо несёт он свои воды по широким просторам полей к Азовскому морю. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями и морями. Сколько казаков сложило свои смелые головы в Донских степях и по берегам Дона, сколько лежит их на дне Азовского и Чёрного морей, не знает никто. Жестокие войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивившие мир своими подвигами. Обо всех этих фактах рассказывает нам история зарождения и развития казачества. Она помогает понять обычаи и традиции, пережившие века и дошедшие до наших дней.
Казаки имели тихую и уединённую жизнь. В своих привычках соблюдали простоту. Чертами характера казаков являлись доброта и честность. Они не лицемерили, а действовали открыто. Уважение к старшим, особенно к пожилым казакам, закрепилось в традициях. С детства к этому приучали молодёжь. Молодые люди стыдились сделать при старике малейшую непристойность. Любой старец мог не только напомнить юноше о его обязанностях, но и наказать его, не опасаясь гнева родителей. Женщины во всём должны были отдавать первенство мужчинам, даже уступить дорогу при встрече, причём независимо от погоды. Воровство и обман считались преступлениями.
Основа казачьего общества – это семья. Брак – христианское таинство, семья его святыня, и никто не вправе вмешаться в жизнь семьи без её просьбы. Ответственность за всё, что происходит в казачьей семье, несут все её члены, но в большей степени глава семьи – отец.
Соблюдали старые обычаи. Дети получали имена того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. И этот обычай строго соблюдался. Казачки отлично знали церковную службу, хозяйничали, шили сарафаны, вязали чулки. Других работ, кроме рыбной ловли и содержания скота, не было. Девушки были стыдливы и скромны. Приданного им не давали. Жених должен был по уговору передать родителям невесты «кладку», то есть денежную помощь в размере от 50 до 200 рублей. Этот обычай вёлся с той поры, когда казаков было больше, чем невест.
Казаки с десяти лет пасли табуны и ездили на рыбную ловлю. Помогать взрослым они приучались с детства. Но в любом случае казачонок должен был быть всегда опоясан. На поясе была написана молитва «Живый в помощи Вышнего». Снять или потерять пояс было нельзя, за этим следила мать.
Первой одеждой считалась крестильная рубашка. Рубашку шила или дарила крёстная мать. Она надевалась только один раз – в момент крещения ребёнка. Крестильная рубашка сохранялась и сжигалась матерью, если ребёнок умирал или взрослый казак погибал на войне. Если мать не хотела верить в смерть сына, крестильная рубашка сохранялась до последних дней жизни самой матери с наказом положить её в материнский гроб. Туда же клали рубашки без вести пропавших, которых недьзя было поминать ни среди мёртвых, ни среди живых.
Но не только крестильная, но и любая другая нательная рубашка имела ритуальное магическое значение: с больного ребёнка рубашку пускали по воде, если болезнь была тяжёлой, и сжигали на костре, если была какая – нибудь напасть, чтобы огонь и вода – чистые стихии – пожирали болезнь.
Важным для казачонка было получение первых штанов. Штаны он получал в три года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. И это не случайно. Без штанов невозможна правильная езда на лощади. Штаны становились не только первым предметом для верховой езды, но и признаком его мужского достоинства, признания его уже большим.
Вскоре наступал древнейший обычай первой стрижки ребёнка. Когда мальчику исполнился год, крёстная мать вместе с женщинами – родственницами усаживала его на кошму и первый раз в жизни стригла. Обряд сопровождался благими пожеланиями и ритуальными песнями. Остриженные волосы собирались и хранились в киоте именной иконы, которая дарилась ребёнку при рождении и сопровождала его всю жизнь.
Казачья шапка овеяна большим количеством легенд и преданий. Она была предметом почитания, поклонения и гордости казака.
Если одежда – вторая кожа, то шапка, как считали казаки, — вторая голова.
Считалось смертельным оскорблением для замужней женщины «опростоволосить» её, то есть сорвать головной платок. Для казака таким смертельным оскорблением была сорванная или сбитая с головы шапка. Сбитая с головы шапка – вызов на поединок, брошенная оземь – цена проигрыша.
Шапка играла большую роль и в гражданской жизни казаков, особенно в семейной. Она была символом юридических прав главы семьи. У неё было особое место в убранстве казачьего курени. По числу шапок можно было узнать, сколько казаков живёт в доме.
Шапку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привёзший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из сумы простреленную или порубленную шапку и молча проходил мимо родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи перепоручается Богу или христианам.
Если женщина вторично выходила замуж, то её новый муж после венчания шапку прежнего хозяина убирал. Тайком нёс её к реке и опускал в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, честно взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту».
Шапка играла большую роль и в обряде сватовства. Кинуть её в окно – бытовой обычай. Если девушка тут же выбрасывала её на улицу, это означало отказ. Если нет, то вечером казак мог прийти с отцом или крёстным по поводу сватовства. Если родители были против этого, то возвращали шапку, говорили: «Кто – то шапку потерял. Примерьте, не ваша ли». Если родители были не против, то звали девушку и спрашивали у неё, не находила ли она шапки какой. Девушка приносила шапку и если клала крестом вниз – означало согласие, если вверх – несогласие. Неудачливому жениху отец или крёстный предлагал прикинуть шапку. А отец девушки радостно говорил: «Твоя папаха? Носи её на здоровье». На улице она слетала с головы неудачника от крепкого отцовского подзатыльника.
Большое значение в жизни казака придавалось причёске. Донские казаки стриглись «под горшок». Чтобы подстричь волосы ровно, надевали горшок на голову и волосы ровняли по краю. Срезанные волосы имели огромную силу. Они тщательно прятались: закапывали волосы в землю или сжигали, опасаясь, что попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания.
Застолица – один из основных обычаев, чтимых в семьях и в быту. За обеденным столом семья усаживалась по заведённому порядку: у окна, ближе к образам. В торце стола хозяин — отец семейства, человек в возрасте. Слева от него, под образами, старый отец, за которым сын почтительно ухаживает. Справа от хозяина сидит уважаемый гость или гости. Слева и справа, вдоль стола — сыновья и дочери. Замыкает стол хозяйка – жена хозяина. Рядом с ней мама хозяина.
Хранителями обычаев были старики. Не занимая никакой должности, они играли огромную роль в общественном мнении. Даже не состояв в совете стариков, они могли сказать своё слово. Без их одобрения ни одно распоряжение Атамана не выполнялось.
Мало что соблюдается в наше время из этих обычаев. Ещё Н.В. Гоголь в «Тарасе Бульбе» говорил: «…какие басурманские обычаи; свой со своим не хочет говорить; свой своего продаёт…». Создаётся впечатление, что характеризовал он нашу действительность.
Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации проводит Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Учредителем Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации.
Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке направлен на поддержку и развитие познавательного интереса школьников в области изучения русского и родных языков, сохранения ценностей традиционной народной культуры, осознания языковой идентичности посредством самостоятельной творческой работы над созданием художественного текста.
Региональный этап конкурса проводится в дистанционном формате.
Сроки проведения регионального этапа конкурса:
прием заявок и конкурсных работ от обучающихся – до 19 сентября (включительно) 2022 года;
оценка конкурсных работ, определение победителей – до 27 сентября (включительно) 2022 года;
объявление результатов и награждение победителей регионального этапа конкурса– до 30 сентября 2022 года.
Подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке– 2022
Региональный оператор конкурса – Региональный центр развития талантов «Вега».
Конкурс проводился в дистанционном формате среди обучающихся общеобразовательных организаций 4 возрастных групп: 4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов, 10-11 классов.
Сочинения участников были оригинальными и разнообразными по тематике: рассказы о народных традициях и обрядах, сказки о культурных семейных традициях, размышления о нематериальном культурном наследии народов России, стихи.
В региональном этапе конкурса приняло участие 100 обучающихся общеобразовательных организаций из 22 районов Нижегородской области.
В рамках первой номинации конкурса «Сочинение о своей культуре на русском языке» поступило 97 работ и 3 работы в рамках номинации «Описание русской культуры на родном языке».
По итогам экспертизы конкурсных материалов были определены победители и лауреаты в каждой возрастной категории, которые будут представлять Нижегородскую область на федеральном этапе. С приказом можно ознакомиться внизу страницы.
Ответственный оператор регионального этапа
Шашкова Марина Геннадьевна,
руководитель центра естественно-научного образования государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега»
science@vega52.ru
8(831)234-02-58