Номинация сочинения что это

Номинация «Исследовательская работа»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются как индивидуальные, так и коллективные работы (подготовленные группой авторов не более трех человек).
  • Основой для работы могут служить не более двух литературных произведений.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла, который должен содержать развернутое описание проделанного исследования в формате DOC, DOCX. Объем 8 000–15 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
  • Работы, содержащие менее 60 процентов оригинального текста автора работы, не соответствующие номинации и тематическим направлениям к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. Они не такие как мы?..

Конечно, сто и тем более двести лет назад люди жили в иных социальных и политических условиях, их окружал иной быт — не было компьютеров, смартфонов, антибиотиков, «умных» домов и социальных сетей. И все же — насколько принимавшиеся ими финансовые решения похожи или непохожи на наши? На примере литературных героев попробуйте проследить, изменились ли финансовые установки людей, и если да, то как и почему?

2. Предпринимательство — нелегкая работа

Создал свой бизнес, и сиди в красивом кабинете, получай прибыль, да пользуйся ею всласть — некоторые представляют себе предпринимательство именно так. На примере литературного героя разберитесь, так ли это просто — создать собственное дело и управлять им? Выясните, какие качества помогают предпринимателю быть успешным, а какие мешают в работе, какие решения и поступки продвигают дело вперед, а какие угрожают крахом.

3. Что нам стоит дом построить?

Даже если это прямо не заявлено в книге, в основе любого делового начинания героя лежит какая-то идея, какой-то, пусть и не четко сформулированный, план. Сформулируйте и проанализируйте бизнес-план финансового предприятия литературного героя или компании героев. Интересно разобрать и реализованные, и нереализованное проекты, и понять — были ли они реальными или нереальными, и почему?

4. Ученье — свет? Финансовые мотивы образования

Получив базовые знания, каждый человек решает для себя, продолжать ли учиться или начать зарабатывать на жизнь. Как этот вопрос решали для себя герои литературных произведений? Оправдались ли их затраты времени и сил на учебу? И вообще — чему и как нужно учиться?

5. Что почем?

Литературные герои, как и реальные люди, имеют потребности, для удовлетворения которых им необходимы финансовые средства. Проанализируйте систему расходов литературного героя, соберите его «потребительскую корзину». Только не пересчитывайте пистоли и шиллинги, алтыны и ефимки в сегодняшние деньги, ведь система расходов зависит не только от характера героя и его финансовых возможностей, но и от уклада, традиций и обычаев общества, в котором он живет.

Номинация «Сочинение»

Требования к конкурсной работе

  • Номинация является индивидуальной, работы от коллектива авторов на конкурс не принимаются.
  • Основой для работы могут служить не более двух литературных произведений.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла в формате DOC, DOCX. Объем 5 000–10 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
  • Работы, содержащие менее 60 процентов оригинального текста автора работы, не соответствующие номинации и тематическим направлениям к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. Почему «скупой платит дважды»?

Стремление сэкономить, заплатить меньше, а получить больше — признак рационального финансового поведения. Но всегда ли это стремление приводит к правильным решениям? На примере литературных героев покажите, на что стоит обращать внимание, рассматривая дешевые или «бесплатные» варианты?

2. Копить нельзя тратить. Где ставить запятую?

При управлении личными финансами очень часто возникает необходимость выбора между текущим и будущим потреблением: что потратить сегодня, а что отложить и сберечь на завтра. Как для себя решают этот вопрос литературные герои: какие совершают ошибки, какие их решения можно признать удачными и грамотными?

3. Почему герою удается или не удается жить по средствам?

Попробуйте разобраться в том, почему одни литературные герои, даже если их доходы невелики, удовлетворяют свои жизненные потребности и не тонут в долгах, а другие — и вовсе не обязательно природные бедняки — не могут «свести концы с концами»?

4. Хороший план – половина дела?

На примере героев литературных произведений порассуждайте о том, всегда ли финансовое планирование является залогом успеха задуманного предприятия или лучше, по известному выражению, «ввязаться в бой», а дальше — действовать по обстоятельствам? Стоит ли менять кажущийся хорошим план, если что-то идет не так? И вообще — что такое «хороший» план?

5. Я сам обманываться рад…

Хотя это и самое простое объяснение, не всегда дело только в том, что жертва мошенника — финансово неграмотный простофиля, а мошенник — ловкий хитрец. Необходимо внимательно разобраться, как и почему литературный герой попался в ловушку мошенника, и главное — какой жизненный урок из этой истории можно извлечь для себя.

6. Как рационально использовать свои ресурсы?

Природные богатства, блага, созданные людьми, деньги, связи, информация, знания и умения, а также время — ресурсы, которые доступны человеку в ограниченном объеме. Всегда ли эффективно литературные герои используют эти ресурсы для решения своих жизненных задач? Какие они находят удачные решения? Какие уроки можно извлечь из их опыта?

7. Личная свобода и финансовая независимость

Зависит ли личная свобода от финансового благосостояния? А если зависит, то каким образом? И вообще — всегда ли «богатый» значит «свободный»? Поищите ответы на эти вопросы, проанализировав поступки и взгляды литературных героев.

Номинация «Свободная литературная форма»

Требования к конкурсной работе

  • Номинация является индивидуальной, работы от коллектива авторов на конкурс не принимаются.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла в формате DOC, DOCX. Объем 5 000–10 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3  к Положению о Конкурсе).
  • Работы, содержащие менее 80 процентов оригинального текста, не соответствующие номинации и тематическим направлениям к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. По рассказу А.П. Чехова «Размазня»

А как бы повела себя героиня в следующий раз, на следующем месте службы?

Придумайте продолжение.

2. По повести В.Г. Распутина «Деньги для Марии»

А могло ли все быть по-другому?

Придумайте свой вариант история Кузьмы и Марии в заданных обстоятельствах.

3. По рассказу К. Саймака «Денежное дерево»

А что было бы, если бы последний ролла не сбежал, а остался с Дойлом и продолжал выращивать «денежные» деревья?

Придумайте продолжение.

4. По роману И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»

А если бы великому комбинатору удалось пронести свои драгоценности через границу?

А если нет, остановился бы он в своих аферах, «переквалифицировавшись в управдомы»?

Напишите одно или два продолжения истории.

5. По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Как сложилась дальнейшая судьба Симеонова-Пищика?

Как сложилась судьба вишневого сада под управлением Лопахина?

Выберите одну из тем и придумайте продолжение.

6. По повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

А если бы Германн выиграл?

Придумайте продолжение истории.

7. Самостоятельный выбор произведения

Напишите продолжение или альтернативную историю персонажа, попавшего на страницах книги в ситуацию финансового выбора.

Номинация «Иллюстрация»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются только индивидуальные авторские работы.
  • Работа должна быть подготовлена на основе финансовой истории из выбранного литературного произведения. Литературную основу для работы участник Конкурса выбирает самостоятельно.
  • Работа предоставляется на Конкурс в виде копии изображения в электронном виде. Должно быть указано название работы и литературное произведение, на основе которого выполнена работа. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
  • К работе должен быть приложен текстовой файл в формате DOC, DOCX. Объем 500–2 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный, в котором кратко описан замысел работы.
  • Работы, представляющие собой копии или компиляции существующих (чужих) изображений к Конкурсу не допускаются.

На Конкурс принимаются работы по следующим тематическим направлениям:

1. Комикс

Законченная графическая история (от двух до шести рисунков) на основе финансовой ситуации из литературного произведения.

2. Плакат

Реклама финансового начинания литературного героя; приглашение принять участие в деловом начинании героя; предупреждение о финансово опасной ситуации, описанной в литературном произведении. С использованием короткой выразительной текстовки, собственных рисунков и/или фотографий.

3. Презентация

Если бы литературный герой решил представить свою бизнес-идею или бизнес-план другим — презентация делового начинания литературного героя в формате PDF с использованием цитат из произведения, собственных рисунков и/или фотографий участника конкурса.

Специальная номинация «КиноПАКК»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются только индивидуальные авторские работы.
  • Конкурсная работа представляется в виде текстового файла в формате DOC, DOCX. Объем 4 000–10 000 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал — одинарный. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3 к Положению о конкурсе).

В 2019-2020 года были сняты три сериала по финансовой грамотности для учащихся разных возрастных групп:

— «Сказка о деньгах» (5-7 классы)

— «Моя семья и другие проблемы» (8-9 классы)

— «Любовь. Дружба. Экономика» (10-11 классы)

Эти сериалы можно посмотреть на канале YouTube «Образовательные проекты ПАКК» и официальном сайте https://edu.pacc.ru/kinopacc/

Задача участника конкурса — написать оригинальный законченный сценарий одной серии для одного из этих сериалов с сохранением характеров главных героев и основных обстоятельств их жизни. В сценарии должна быть отражена проблемная финансовая ситуация, в которую попадают герои, в которой они разбираются и получают необходимые знания по финансовой грамотности.

Специальная номинация Института ЭМИТ РАНХиГС «Инфографика»

Требования к конкурсной работе

  • К участию в данной номинации допускаются только индивидуальные авторские работы.
  • Работа должна состоять не более чем из четырех слайдов. Каждый слайд должен представлять собой сочетание графического изображения и текста (высказываний, дат, цифровых данных, кратких описательных элементов). Должны быть указаны название работы и литературное произведение, на основе которого выполнена работа.
  • Работа представляется в формате «PowerPoint» или любом другом формате, позволяющем совмещение текстовой и графической информации. Титульный лист оформляется по образцу (см. Приложение 3).

Задача участника конкурса — изложить проблемную финансовую историю из литературного произведения в виде инфографики. Инфографика — это графический способ подачи информации, визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.

Объявлен всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» 2022 года. Школьный этап до 30 января 2022 года. Федеральный этап до 27 марта 2022 года.

Организаторы: Конкурс проводится Минпросвещения России совместно с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный оператор – Московский педагогический государственный университет.

Конкурс проходит среди обучающихся образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, в 2021/22 учебном году

В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве волонтёров, членов поискового движения.

Кто может участвовать:
  • школьники 5–7-х классов
  • школьники 8–9-х классов
  • школьники 10-11(12) классов
  • студенты образовательных организаций системы СПО
Тема конкурса сочинений «Без срока давности» 2022:

Конкурс посвящен сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов:

  • военные преступления нацистов и их пособников против мирных жителей на оккупированной территории города, села, района, региона в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • мемориалы и музеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как память о геноциде мирных советских граждан
  • архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса
  • потери среди мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании
  • преступления японских милитаристов против граждан СССР
  • дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • подвиг педагога в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • биография жителей оккупированных территорий, эвакуированных семей, строителей оборонительных сооружений и работников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • полевая почта как форма связи между тылом и фронтом
  • произведения музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства как память о жертвах геноцида мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
  • деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Наша официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru, наш телеграмм

Жанры конкурсных работ:
  • Рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная экскурсия, рецензия, путевые заметки
Рекомендации по объёму сочинения:
  • школьники 5–7-х классов 2-4 страницы
  • школьники 8–9-х классов 3-5 страниц
  • обучающиеся 10-11(12) классов и обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования 4-6 страниц
Алгоритм написания конкурсного сочинения
  • 1 шаг Выбор тематического направления
  • 2 шаг Определение и формулировка темы
  • 3 шаг Выбор жанра написания конкурсного сочинения
  • 4 шаг Отбор информации в соответствии с выбранным тематическим направлением и жанром
  • Завершающий шаг. Написание текста в соответствии с рекомендациями, критериями оценивания
Критерии оценивания

Федеральный этап

  • содержание сочинения
  • жанровое и языковое своеобразие сочинения
  • грамотность сочинения
  • общее читательское восприятие текста сочинения

Школьный, муниципальный и региональный этапы

  • содержание сочинения
  • жанровое и языковое своеобразие сочинения
  • грамотность сочинения
Особые номинации конкурса сочинений «Без срока давности» 2022:
  • за активную гражданско-патриотическую позицию
  • за поиск и привлечение в качестве источников архивных документов
  • за осуществление музейной и краеведческой деятельности
  • за участие в деятельности поисковых отрядов
  • за поддержку мероприятий по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
  • за вклад в проведение мероприятий по популяризации российских культурных, нравственных и семейных ценностей
  • за оригинальность сюжета конкурсного сочинения
  • за богатство и выразительность русского языка, за своеобразие жанра конкурсного сочинения
  • за уважение и внимание к миссии педагога
Призы конкурса:
  • Абсолютными победителями станут четыре финалиста федерального этапа, набравшие максимальное количество баллов.
  • Абсолютным победителям, призёрам и победителям в номинациях Конкурса вручаются дипломы.
  • Дипломами и благодарственными письмами также награждаются педагоги-наставники – педагогические работники, осуществлявшие подготовку участников Конкурса, ставших его финалистами.
  • Награждение проводится Министерством просвещения на торжественной церемонии в Москве.
  • По итогам конкурса будет издан сборник сочинений абсолютных победителей, призёров и победителей в номинациях Конкурса с указанием их педагогов-наставников.

Сайт конкурса: https://memory45.su/

У этого термина существуют и другие значения, см. Номинация.

Содержание

  • 1 Предмет номинации
  • 2 Структура и функции номинации
  • 3 Средства номинации
  • 4 Автономная и неавтономная номинация
  • 5 Первичная и вторичная номинация
  • 6 Косвенная номинация
  • 7 Субъективно-модальный компонент
  • 8 Распространение
  • 9 Литература

Номина́ция (лат. nominatio — называние, именование).

1) Образование языковых единиц с номинативной функцией, то есть служащих для:

  • именования и вычленения фрагментов действительности,
  • формирования соответствующих понятий о них в форме слов, словосочетаний, фразеологизмов, предложений.

В этом смысле, термином «номинация» обозначают также результат процесса номинации — значимую языковую единицу.

2) Совокупность проблем при изучении актов именования, рассматриваемых в теории референции. В этом смысле противопоставляется семантике.

3) Общий комплекс лингвистических проблем, связанных с именованием, со словообразованием, полисемией и фразеологией в номинативном аспекте.

Некоторые ученые употребляют термин «номинация» для обозначения раздела языкознания, изучающего структуру актов наименования. В этом смысле номинация — то же что ономасиология, и противопоставляется семасиологии.

Предмет номинации

Предметом теории номинации как особой лингвистической дисциплины является:

  • изучение и описание общих закономерностей образования языковых единиц;
  • изучение взаимодействия мышления, языка и действительности в процессах именования; роли (прагматического) фактора в выборе признаков, лежащих в основе номинации;
  • исследование языковой техники номинации — ее актов, средств и способов;
  • построение типологии номинации, описание ее коммуникативно-функциональных механизмов.

В зависимости от отправной точки исследования различают ономасиологический подход к проблемам номинации (когда за исходное берется отношение реалия (денотация) — смысл (сигнификат) имени), или семасиологический, при котором смысл имени рассматривается как способ вычленения и называния реалии (или класса реалий, денотата).

Процессы и структуру актов номинации принято описывать исходя из трехчленного отношения (т. н. «семантического треугольника») «реалия — понятие — имя». Каждый компонент этого универсально-логического отношения номинации в ее конкретно-языковом воплощении обогащается признаками, характерными для определения мира в данном языке:

  • реалия предстает как денотат имени, то есть как совокупность свойств, вычлененных в актах номинации у всех обозначаемых данным именем реалий (класса объектов);
  • понятие, вбирая в себя категориальные признаки, выступает как сигнификат (смысл) имени, в который могут входить экспрессивные признаки;
  • имя осознается как звукоряд, расчленяемый в языковом сознании в соответствии с организацией конкретного языка.

Структура и функции номинации

Базовая структура номинации задается соотношением сигнификата и денотата имени; направлением этого отношения (в составе высказывания) от смысла имени к денотируемому объекту (реалии).

Результаты номинации, обозначающие элементы действительности, служат строительным материалом для предложения. В процессах номинации, элементы языка приспосабливаются к идентификации элементов действительности или к сообщению об их признаках.

К функции идентификации приспособлены:

  1. имена «естественных родов» — предметов и живых существ,
  2. имена артефактов — предметов, созданных человеком.

Семантика таких номинаций, воплощенных в форме конкретных существительных, отображает субстанциональный, чувственно ощутимый образ обозначаемого («куст», «забор», «песок», «соцветие»).

К функции предикации, или сообщения о свойствах субстанции, приспособлены:

  1. имена признаков, называющие субстанциональные или отвлеченные от субстанции свойства — признаки, качества, состояния, процессы (ср. «объемный» и «значительный», «худеть» и «скучать», «строить» и «творить»),
  2. имена абстрактных понятий, конструируемые человеком («совесть», «истина», «надежда»).

Номинация также служит для создания так называемых номинативных пространств, представляющих собой совокупность единиц с определенным значением.

Средства номинации

По типу средств номинации разграничиваются:

  1. словообразование как регулярный способ создания новых слов и значений;
  2. синтаксическая транспозиция, при которой морфологические средства указывают на смену синтаксической функции при сохранении лексического значения (ср. «друг», «дружить», «дружба»);
  3. семантическая транспозиция, при которой материальный облик переосмысляемой единицы не изменяется, но образуются многозначные слова и фразеологизмы различных типов.

Автономная и неавтономная номинация

По характеру указания имени на действительность различаются два типа номинации — автономная и неавтономная (косвенная).

Автономная номинация происходит на базе одного имени. Напр.: «кожа» — 1) наружный покров тела человека или животного, 2) оболочка некоторых плодов, кожура; «крутой» — 1) отвесный, обрывистый, 2) с резким внезапным изменением направления. Вторичные значения слов, обретая самостоятельную номинативную функцию, способны указывать на действительность автономно. Закономерности выбора и комбинации лексических единиц зависят только от присущего им значения (которое поэтому определяется как свободное).

Отличительным признаком неавтономной номинации является использование при образовании новой языковой единицы комбинаторной техники языка. Такая единица будет всегда соотноситься со своим обозначением косвенно — посредством семантически опорного для данной комбинации наименования. Например, в сочетаниях «крутой нрав», «крутые меры» прилагательное «крутой» соотносится с обозначаемым «суровый», «строгий» только при посредстве опорных наименований «нрав», «меры», без них теряя это значение; в сочетании «раб страстей» существительное «раб» обозначает носителя признака, названного опорным наименованием.

Вторичные значения этого типа не могут указывать на мир автономно, ср. «твердый» о консистенции предмета и «твердый» в значении «непоколебимый», которое реализуется только в сочетании со словами «характер», «воля», «решение» и т. п. Ср. также «приходить куда-либо» и «приходить в восторг»; «червь» и «червь сомнения»; «крушение» и «крушение надежд»; «черный» и «черный день».

Выбор слов, обладающих значением этого типа, зависит от выбора семантически ключевых для них слов, в сочетании с которыми первые реализуют закрепленное за ними значение (которое поэтому определяется как связанное). Формирование фразеологизмов-идиом протекает как семантическое переосмысление словосочетания в целом, и представляет собой особый случай вторичной неавтономной номинации. (Существуют и первообразные идиомы типа «скрутить в бараний рог», «после дождичка в четверг» и т. п.)

Первичная и вторичная номинация

Изначальные, или первичные процессы номинации в современных языках представлены редко (например, в коммерческой номинации). Номинативный инвентарь языка пополняется преимущественно посредством заимствований или вторичной номинации — то есть использования в акте номинации существующей единицы в качестве имени для нового обозначения.

Результаты первичной номинации осознаются носителями языка как первообразные: «мое», «пить», «моргать», «квас», «черный». Производность таких номинаций может быть раскрыта только при этимологическом или инструментальном анализе.

Результаты вторичной номинации воспринимаются как производные по морфологическому составу, или по смыслу. Способы вторичной номинации различаются в зависимости от языковых средств, используемых при создании новых имен, также от характера соотношения «имя — реальность».

В основе всех видов вторичной номинации лежит ассоциативный характер человеческого мышления. В актах вторичной номинации устанавливаются ассоциации по сходству или по смежности между некоторыми свойствами элементов внеязыкового ряда (такие элементы отображены в уже существующем значении имени) и свойствами нового обозначаемого (такое обозначаемое именуется путем переосмысления его значения).

Ассоциативные признаки, актуализируемые в процессе вторичной номинации, могут соответствовать 1) компонентам переосмысляемого значения, 2) таким смысловым признакам, которые, не входя в состав дистинктивных признаков значения, соотносятся с фоновым знанием носителей языка о данной реалии или о внутренней форме значения.

Переосмысление значений в процессах вторичной номинации протекает в соответствии с логической формой тропов (метафоры, метонимии и т. п.) и функционального переноса. Например: «ручка» (для письма), «вершина» (счастья), «острый» (о восприятии), «белая ворона» — метафора, «класс» (об учениках), «глупый» (вопрос, поступок), «до петухов» — метонимия, «гореть» (о лампочке) — функциональный перенос и т. д.

Смысловые компоненты, переходящие при переосмыслении имени во вторичное значение, образуют внутреннюю форму этого значения. В зависимости от сохранения или забвения внутренней формы различают мотивированные или немотивированные значения слов или фразеологизмов. (Ср. стершуюся внутреннюю форму слов «узы», «волновать», сочетаний «красный товар», «точить лясы» и еще живую — в «спутник», «притеснять», «точить зубы»).

Вторичная номинация характерна не только для лексического состава языка, но также для аффиксальных средств и синтаксических конструкций. Она существует везде, где произошло переосмысление языковой сущности — автономной или неавтономной.

Косвенная номинация

Особый случай номинации представляет собой косвенная номинация в т. н. косвенных, или интенсиональных контекстах (например, в предложениях, вводимых союзом «что»: «Он сказал/поверил/сомневался, что…»). Этот вид номинации исследуется в теории референции.

Субъективно-модальный компонент

Отображение при номинации не только элементов объективной действительности, но и прагматического, субъективного отношения именующего создает экспрессивную окраску языковых единиц за счет субъективно-модального компонента значения.

Акты номинации могут происходить при непосредственном взаимодействии с прагматическими факторами. Эти факторы оставляют след также в сигнификате — как то или иное отношение именующего к обозначаемому:

  1. эмоциональное (ср. «солнце» и «солнышко», «маленький» и «малюсенький»);
  2. оценочное («главарь», «кляча», «тащиться»);
  3. ориентацию именующего на социальные условия речи или формы существования языка, его социально-стилистическую дифференциацию (ср. пометы в специальных словарях типа «прост.», «спец.», «торж.», «поэт.» и др.).

По мере отвлечения от субстанциональных свойств возрастает степень абстрактности номинаций (ср. «тяжелый» и «весомый», «идти» и «двигаться», «стройка» и «строительство»). Наибольшая отвлеченность присуща номинациям, обозначающим време́нные, причинно-следственные, условные и т. п. отношения; служебным и строевым средствам («причинять», «по мере того», «как», «дом» в сочетаниях типа «дом обуви» и т. п.). Признаковые имена имеют форму прилагательных, глаголов, наречий и существительных с абстрактным значением.

Характерной чертой таких имен является наличие в их значении семантических валентностей, синтаксически заполняемых в речи именами носителей признака — субъекта, объекта, орудия. Например: «грузный» кто / что (лицо / предмет); «строгать» кто (лицо) / что (предмет) / чем (орудие); «надежда» чья (лицо) / на (событие) и т. п.

Промежуточное положение между именами предметов и признаков занимают функциональные и реляционные имена лиц, обозначающие их по роду занятий, отношений к другим лицам, предметам («учитель», «внук» «хозяин»); общие имена («человек», «вещь»); имена результатов процессов или состояний («открытие», «разруха», «землетрясение»).

Распространение

Номинации, соответствующие внутренним закономерностям развития языка и удовлетворяющие потребности языкового коллектива в новых номинативных средствах, обычно входят в общеупотребительный словарный запас. За его пределами остаются номинации, возникающие для нужд узкоспециальной терминологии, в социально замкнутых коллективах (жаргонные и т. п. номинации), в индивидуально-авторском языковом творчестве.

Анализ номинации и номинативного аспекта значения языковых единиц определяет закономерности их употребления в речи, так как в процессах номинации формируется и семантика языковых единиц, и их знаковые функции (то есть их способность указывать на элементы действительности в речевых актах).

Литература

  • Русская разговорная речь, гл 5. Номинация. М., 1973.
  • Маслова-Лашанская С. С. О процессе наименования. // В кн.: Скандинавский сб. XVIII. Тал., 1973.
  • Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975.
  • Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976, стр. 326—356.
  • Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. // В кн. Избранные труды.
  • Лексикология и лексикография. М., 1977.
  • Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977.
  • Языковая номинация, [кн. 1—2]. под ред. Серебренникова Б. А.,- М., 1977.
  • Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.
  • Шмелев Д. Н.,Журавлёв А. Ф.,Ермакова О. П. Способы номинации в современном русском языке. М., 1982.
  • Телия В. Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990. — С. 336—337.

9 декабря 2022 года стартовал Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности». Конкурс посвящен сохранению исторической памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, а также установлению обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.

Для своей работы участник Конкурса сможет выбрать по своему усмотрению одну из предложенных в Положении о Конкурсе тем (тематическое направление), связанных с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР в период Великой Отечественной войны:

места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов
и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР;

преступления против детства в годы Великой Отечественной войны
1941–1945 годов;

произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа
в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов;

чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Помимо абсолютных победителей и призеров Конкурса на федеральном этапе Положением предусмотрено дополнительное награждение финалистов, чьи работы будут лучшими в соответствующих номинациях:

За представленный опыт работы с архивными материалами проекта «Без срока давности».

Чтобы быть отмеченным в этой номинации, нужно проявить себя в поиске и анализе архивных документов. Эту работу можно начать с изучения материалов раздела «Работа с архивами» https://безсрокадавности.рф/deyatelnost/rabota-s-arhivami/ сайта безсрокадавности.рф.

В разделе в свободном доступе представлены архивные документы, исследования и публикации о преступлениях нацистов и их пособников, подтверждающие факт геноцида против мирного населения на оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

За использование писем времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, свидетельствующих о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских граждан.

События самой кровопролитной в истории человечества войны описаны в мемуарах и исторических трудах, отражены во множестве документов. Но ничто не трогает наше сердце больше, чем письма. Они еще раз заставляют нас переживать и задумываться об итогах и уроках войны. Если у вас дома не сохранились семейные письма военных лет, коллекции писем можно найти в музейных собраниях вашего региона, населенного пункта. Кроме того, можно обратиться к сайту Министерства обороны Российской Федерации https://stat.mil.ru/winner_may/heroes/letters.htm.

За гражданскую активность и поддержку мероприятий проекта «Без срока давности».

В данной номинации будут определены творческие работы, отражающие собственную активную жизненную позицию по сохранению памяти о войне, трагедии мирного населения, по противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны. Важно отразить в работе деятельность в социальных сетях, социальную и волонтёрскую поддержку, участие в работе общественных организаций детей и молодёжи (Российское движение школьников, ВВПОД «Юнармия», ВОД «Волонтёры победы» и др.), направленную на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. С анонсами мероприятий по сохранению исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны можно ознакомиться на сайтах образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» https://memory45.su и сайте проекта «Без срока давности» https://безсрокадавности.рф/deyatelnost/sobytiya/, а также на сайтах и в социальных сетях партнеров мероприятий проекта «Без срока давности».

За участие в деятельности поисковых отрядов.

Активисты поискового движения работают в регионах России, которые были оккупированы фашистами в годы Великой Отечественной войны. Цель поисковиков — поиск гражданских захоронений с останками жертв нацистов: стариков, женщин и детей. Ежегодно активисты находят заброшенные и ранее неизвестные захоронения, чтобы предать останки земле. Для того, чтобы стать победителем в этой номинации, необходимо творчески представить в своей работе или личный опыт участия в поисковом движении, или поддержку деятельности поисковиков. Подробнее узнать о поисковом движении можно на сайте ООД «Поисковое движение России» https://rf-poisk.ru, а также в разделе «Поисковые работы» проекта «Без срока давности» https://безсрокадавности.рф/deyatelnost/poiskovye-raboty/.

За осуществление деятельности по сохранению «мест памяти» геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Изучение страниц «Виртуальные экскурсии по памятным местам геноцида», «Создание памятных мест» сайта безсрокадавности.рф ориентирует участников Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» на знакомство с деятельностью поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи на всероссийском, региональном и местном уровнях. Где находятся «места памяти»? Как осуществляется политика по сохранению мест памяти? Какова роль в этом процессе общественных организаций? Об этом рассказывает раздел «Виртуальные экскурсии по памятным местам геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны на территории РСФСР» https://вэ.безсрокадавности.рф/. Для того, чтобы быть попасть в эту номинацию, лучше всего отразить в своей работе активную личную позицию, поддержку или даже собственный опыт по созданию и уходу за мемориалами и захоронениями мирных жителей времен войны, восстановлению и сохранению мест памяти.

За умение сравнивать исторические события, явления, процессы на различных исторических этапах нашей страны.

На сайте проекта «Без срока давности» в разделе «Судебные процессы» https://безсрокадавности.рф/deyatelnost/sudebnye-proczessy/ освещаются дела о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на территориях Новгородской, Псковской, Ростовской, Брянской, Орловской, Ленинградской областей, Республики Крым, Краснодарского и Ставропольского краёв, Санкт-Петербурга. Для этой номинации важным будет представление в работе сравнительного анализа описываемых событий с материалами судебных процессов над нацистами, прошедшими в СССР и в современной России.

За оригинальность сюжета конкурсного сочинения, за богатство и выразительность русского языка.

Эта номинация – одна из самых постоянных в Конкурсе. Не будем забывать, что сочинение – это рассуждение на заданную тему, изложение своих мыслей и эмоций. И здесь можно использовать все богатство и образность русского языка. Ведь одно и то же событие может зазвучать совершенно по-иному, максимально воздействовать на читателя, если подобрать нужные слова.

За проявленные знания истории России.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о качестве знаний истории подрастающим поколением. Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи заставляет искать новые пути и подходы к популяризации изучения истории родной страны. Данная номинация поможет отметить лучшие работы в этом направлении и привлечь к ним внимание.

За уважение и внимание к миссии педагога.

Наставник помогает сформировать правильную жизненную позицию, морально-нравственные ценности у подрастающего поколения. Учитель всегда был и остается для своих учеников образцом для подражания. Тему подвига педагога в годы Великой Отечественной войны в прошлом году выбрали 88 875 обучающихся, что говорит о высоком статусе учителя в нашем обществе, о важности его работы. Надеемся, что в Год педагога и наставника многие участники Конкурса обратятся к  теме подвига учителя в своих сочинениях.

Перед началом работы целесообразнее ознакомиться с работами победителей Конкурса прошлых лет в разделе «Работы победителей» на официальном сайте Конкурса https://ec.memory45.su .

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» учреждён Министерством просвещения
Российской
Федерации в рамках просветительского проекта «Без срока давности», инициированного
Президентом России
Владимиром Путиным и направленного на сохранение у современников памяти о Великой
Отечественной войне. В рамках
проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские
акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве
волонтёров, членов поискового движения.

Участники

5-7

школьники 5–7-х классов

8-9

школьники 8–9-х классов

10-11
(12)

школьники 10-11(12) классов

студенты образовательных организаций
системы СПО

К участию приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования:

обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации,

российские граждане, обучающиеся в специализированных
структурных образовательных подразделениях загранучреждений МИД России,

обучающиеся образовательных организаций Республики Беларусь, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Календарь

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

с 9 декабря 2022 года
по 30 января 2023 года

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

с 31 января
по 10 февраля 2023 года

Региональный ЭТАП

с 11 февраля
по 28 февраля 2023 года

Федеральный ЭТАП

с 1 марта
по 25 марта 2023 года

На федеральный этап Конкурса от каждого субъекта Российской Федерации принимается по одному конкурсному сочинению по каждой категории участников Конкурса, набравших по результатам оценивания в субъекте Российской Федерации максимальное количество баллов.

Организаторы

Конкурс проводится Минпросвещения России совместно
с руководителями
высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Тематические направления

В конкурсных сочинениях участники рассматривают по своему выбору следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о трагедии мирного населения СССР, жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов:

места памяти геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

уничтожение мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании, в местах массового силового заключения и содержания граждан СССР

преступления против детства в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

произведения литературы, музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

деятельность поисковых отрядов, общественных организаций и движений молодежи по сохранению и увековечению памяти о геноциде советского народа в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

чему нас учит история: трибуналы и судебные процессы по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Жанры конкурсных работ

Рассказ, притча, письмо, сказка, дневник, очерк, репортаж, интервью, эссе, заочная
экскурсия, рецензия, путевые заметки

Рекомендации по объёму сочинения

школьники 5–7-х классов

2-4 страницы

школьники 8–9-х классов

3-5 страниц

обучающиеся 10-11(12) классов и обучающиеся по
образовательным программам среднего профессионального образования

4-6 страниц

Алгоритм написания конкурсного сочинения

1 шаг

Выбор тематического направления

2 шаг

Определение и формулировка
темы

3 шаг

Выбор жанра написания конкурсного
сочинения

4 шаг

Отбор информации в соответствии
с выбранным тематическим направлением и жанром

Завершающий шаг
5

Написание текста в соответствии
с рекомендациями, критериями оценивания

Критерии оценивания

Федеральный этап

жанровое и языковое своеобразие сочинения

общее читательское восприятие текста сочинения

Школьный,
муниципальный и региональный этапы

жанровое и языковое своеобразие сочинения

Особые номинации

за представленный опыт работы с архивными материалами проекта «Без срока давности»

за использование писем времен Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, свидетельствующих о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирных советских граждан

за гражданскую активность и поддержку мероприятий проекта «Без срока давности»

за участие в деятельности поисковых отрядов

за осуществление деятельности по сохранению «мест памяти» геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

за умение сравнивать исторические события, явления, процессы на различных исторических этапах нашей страны

за оригинальность сюжета конкурсного сочинения, за богатство и выразительность русского языка

за проявленные знания истории России

за уважение и внимание к миссии педагога

  • Номинация сочинение о своей культуре на русском языке
  • Номинал или наминал как правильно пишется
  • Номинал или наминал денег как пишется
  • Номер телефона мойдодыра в сказке чуковского
  • Номер телефона лесная сказка