Нормы оценки знаний, умений, навыков
учащихся по русскому языку.
Объём диктанта устанавливается:
Для 5 класса — 90-100 слов.
Для 6 класса — 100-110 слов.
Для 7 класса — 110-120 слов.
Для 8 класса — 120-150 слов.
Для 9 класса — 150-170 слов.
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Для 5 классов.— 15 — 20.
Для 6 классов — 20 — 25.
Для 7 классов — 25 — 30.
Для 8 классов — ЗО — 35.
Для 9 классов — 35 — 40.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:
В 5 классе — 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы.
В 6 классе — 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм.
В 7 классе — 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм;
В 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.
В 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В диктантах должно быть:
В 5 классах — не более 5 слов,
В 6-7 классах — не более 7 слов,
В 8-9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на ещё не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо — работает), «дулпо» (вместо —дупло), «мемля» (вместо — земля).
При оценке диктанта важно также учитывать характер ошибки. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании Ы и И после приставок; б) в случаях трудного различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не… ; не что иное, как.) ; 7) в собственных именах нерусского происхождения; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
ЗАМЕЧАНИЕ. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или при отсутствии орфографических ошибок, но при 4 пунктуационных. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 Пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является дня оценки «4» — 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
При оценке контрольного словарного диктата рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» — за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» — если допущены 1-2 ошибки.
Оценка; «3» — если допущены 3-4 ошибки.
Оценка «2» — если допущено до 7 ошибок.
«1» — при большем количестве ошибок.
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения:
В 5 классе — 100-150 слов.
В 6 классе — 150-200 слов.
В 7 классе — 200-250 слов.
В 8 классе — 250-350 слов.
В 9 классе — 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.
В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.
В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.
В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.
В 9 классе — 3,0 — 4,0.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая—за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок— орфографических, пунктуационных и грамматических. Так, для оценки «5»-допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка; «4»-допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки; «3»-допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе — 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки; «2»-допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок; «1»-имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, 7 грамматических ошибок.
Основные критерии оценки за содержание и речь.
Оценка «5»: Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Оценка «4»: Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Оценка «3»: В работе допущены существенные отклонения от темы.• Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Оценка «2»: Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Оценка «1»: В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы… При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
Критерии оценки
сочинений и изложений
Сочинения и изложения
– основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли,
уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся
в соответствии с требованиями раздела программы «развитие навыков связной
речи».
Примерный объект текста для подробного
изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 4 классе – 150-200 слов, в 7 классе
–200 –250 слов, в 8 классе – 250-350, в 9-350-450 слов
Объем текстов итоговых контрольных подробных
изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на
таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный
объем классных сочинений:
К указанному объему сочинений учитель должен
относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1). Умение раскрывать тему; 2). Умение использовать языковые средства в
соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3). Соблюдение языковых
норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых
норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев,
когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом
случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается
по следующим критериям:
—
соответствие работы
ученика теме и основной мысли;
—
полнота раскрытия темы;
—
правильность фактического
материала;
—
последовательность
изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и
изложений учитывается:
—
разнообразие словаря и
грамматического строя речи;
—
стилевое единство и
выразительность речи;
—
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником
ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
— Содержание работы полностью соответствует теме — Фактические ошибки отсутствуют — Содержание излагается последовательно — Работа отличается богатством словаря, — Достигнуто стилевое единство и выразительность — В целом в работе допускается 1 недочет в |
Допускается: — орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 |
«4» |
— Содержание работы в основном соответствует теме — Содержание в основном достоверно, но имеются — имеются незначительные нарушения — лексический и грамматический строй речи достаточно — Стиль работы отличается единством и достаточной — В целом в работе допускается не более 2 недочетов |
Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 |
«3» |
— В работе допущены существенные отклонения от темы — Работа достоверна в главном, но в ней имеются — Допущены отдельные нарушения последовательности изложения — Беден словарь и однообразны употребляемые -Стиль работы не отличается единством, речь В целом в работе допускается не более 4 недочетов в |
Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 |
«2» |
— Работа не соответствует теме — Допущено много фактических неточностей — Нарушена последовательность изложения мыслей во — Крайне беден словарь, работа написана короткими — Нарушено стилевое единство текста В целом в работе допущено более 6 недочетов в |
Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 |
Примечания.
1.
При оценке сочинения
необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического
сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку
за сочинение на один балл.
2.
Если объем сочинения в
полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы
следует исходить их нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при
трех орфографических, двух пунктуационных и двух грамматических ошибках или при
соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6.
при выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3.
Первая оценка (за
содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.
На оценку сочинения и
изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также
о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
НЕДОЧЕТЫ В СОДЕРЖАНИИ
Ф — фактическая ошибка или неточность.
[ ] — Лишняя часть (лишнее слово, выражение)
V — Пропуск
Z — Не выделен абзац
Z — Не оправдано выделен абзац
— Нарушен порядок слов
< — Недостаточно сказано, надо расширить,
развернуть
# — Не соответствует основной мысли сочинения
—
Нарушена логическая
последовательность в изложении мыслей.
УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
С – недочеты в содержании
Р – речевые недочеты
I –
орфографические ошибки
V –
пунктуационные ошибки
Г- грамматические ошибки
Выставление оценок:
С-Р 0-2 «4»
I- V- Г
4-3-1 «3»
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Г1 – ошибочное словообразование (ветелинар,
раздумчивый взгляд)
Г2 – ошибочное формообразование (в кине пил кофей, нет
время).
Г3 – ошибка в согласовании (недорослями называют
молодых людей, плохо воспитанными родителями).
Г4 – нарушение видо – временной относительности
глагольных форм (мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки)
Г5 – ошибки в управлении (не дождусь до отъезда,
всматриваюсь на лицо)
Г6 – нарушение согласования между подлежащими и
сказуемыми (крестьянство страдали от гнета)
Г7 – ошибки в употреблении причастных оборотов (узкая
дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами).
Г8 – ошибки в употреблении деепричастных оборотов
(покатавшись на катке, болят ноги. На картинке изображен мальчик, широко
расставив ноги и упершись руками в колени)
Г9 – ошибки в построении предложений с однородными
членами (эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей)
Г10 – ошибки в построении сложного предложения (машина
пришла, то нужно ехать)
Г11 – ошибка в смешении прямой и косвенной речи (Игорь
сказал, что хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона)
Г12 – пропуски необходимых слов (Владик кое – как
прибил доску и побежал в волейбол)
Г13 – нарушение границ предложения (охотник положил
ружье, привязал собаку. И пошел к зверю).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ВИДИМЫ И СЛЫШИМЫ
Речевые недочеты
М – неправильное употребление местоимения (я вынула
книгу из сумки и положила ее на стол) (книгу или сумку?)
П — неоправданное повторение одного и того же слова
(недавно прочла интересную книгу. В этой книге рассказывается о подвиге
молодогвардейцев).
Л – неправильное употребление слова в несвойственном
значении (чтобы быть грамотным и с большим жаргоном словом, надо много читать)
Р1 – нарушение лексической сочетаемости (пожилая
лошадь, дешевые цены, коричневые глаза)
Р2 – употребление лишнего дублирующего слова
(плеоназм) (прилетели пернатые птицы, старый старик, молодой юноша)
Р3 – употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
(в рассказе «Муму» рассказывается)
Р4 – употребление слов иной стилевой окраски
(земляника подлизывается к ревизору)
Р5 – неудачное употребление экспрессивного,
эмоционально –окрашенного средства (у Олега Кошевого были дружки – Иван
Зелепухов и Сережа Пеголепин)
Р6 – неоправданное употребление диалектных и
просторечных слов. (на пришкольном участке мы выращиваем картофель, морковь и
бураки)
Р7 – смешение лексики разных исторических эпох (на
картине Васнецова богатыри одеты в кольчуги, брюки, варежки)
Р8 – бедность и однообразие синтаксических конструкций
(мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были
почти новые. Носки изъедены молью)
Р9 – неудачный порядок слов
(есть немало произведений, повествующих о детстве
автора в мировой литературе.)
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
- 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- 2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка письменных работ по русскому языку
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Таблица 1 Требования к тексту диктанта
Класс |
Количество в контрольном диктанте |
Количество слов в словарном диктанте |
|||
Слов (самост. служебных) |
орфограмм |
пунктограмм |
слов снепроверяемыми орфограммами |
||
5 |
90-100 |
12 |
2-3 |
5 |
15-20 |
6 |
100-110 |
16 |
3-4 |
7 |
20-25 |
7 |
110-120 |
20 |
4-5 |
10 |
25-30 |
8 |
120-150 |
24 |
10 |
10 |
30-35 |
9 |
150-170 |
24 |
15 |
10 |
35-40 |
Примечание: в текст контрольного диктанта могут включаться только те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
Таблица 2 Нормы оценивания диктантов
Нормы оценок (количество ошибок) |
||||
Вид диктанта |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Контрольный |
1 негрубая орфографи-ческая +1 негрубая пунктуации- онная 11 |
• 2 орфографические + 2 пунктуационные; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные; • 0 орфографических + 4 пунктуационные 22 13 04 |
• 4 орфографическая + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфогра фические и пунктуационные) 44 35 07 66 |
• 7 орфограф +7 пунктуационных • 6 орфограф +8 пунктуационных; • 5 орфограф+9 пунктуационных; • 8 орфограф +6 пунктуационных 77 6 59 86 |
Словарный |
0 |
1-2 |
3-4 |
до 7 |
Примечания:
-
при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
-
при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;
-
отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;
-
при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
-
в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
-
учитывает однотипные ошибки как обычные;
-
все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
-
учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
-
оценка не снижается за многочисленные исправления;
-
все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении верти (триместра, полугодия) оценены на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
-
описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
-
ошибка на правило, неизучаемое в школе;
-
ошибка в переносе слова;
-
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
-
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
-
Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
-
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
-
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
предлогами, правописание которых не регулируется правилами; -
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
-
в написании ы и и после приставок;
-
в случаях трудного различения не и ни;
-
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
-
з случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
-
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
-
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
уровень выполнения задания |
Все задания выполнены верно |
Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий |
Правильно выполнено не менее 1/2 заданий |
Не выполнено более половины заданий |
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
-
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
-
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
-
навыки правописания— орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице 4.
Примерный объем текста |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Подробное изложение (количество слов | |
100-150 |
150-200 |
200-250 |
250-350 |
350-450 |
Классное сочинение (количество страниц) |
0,5-1 |
1-1,5 |
1,5-2 |
2-3 |
3-4 |
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе. В 10-11 -х классах обе отметки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Таблица 5 Критерии оценивания сочинений и изложений
Содержание |
Речевое оформление |
Грамотность |
— соответствие содержания работы заявленной теме; — полнота раскрытия темы; — наличие фактических ошибок; — последовательность изложения |
— разнообразие лексики и грамматического строя речи; — стилевое единство и выразительность речи; — число речевых недочетов |
Число допущенных ошибок — орфографических; — пунктуационных; — грамматических |
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
Ошибка— это нарушение требований к правильности речи нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет— эо скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задач речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношен автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочетами можно считать:
-
повторение одного и того же слова;
-
однообразие словарных конструкций;
-
неудачный порядок слов;
-
различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице 6.
Таблица 6 Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки |
Логические ошибки |
В изложении: неточности, искажения текста в обозначе-нии времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат |
неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица |
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою
очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
-
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;
реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; -
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не дол
жен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; -
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
-
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
-
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней,
и терпеливо ждет конца (о стрижке); -
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
-
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два
парня: Левин и Вронский; -
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, напри
мер: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
-
смешение лексики разных исторических эпох;
-
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
-
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
-
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел
в карету, Гринев долго смотрел ему вслед; -
стилистически неоправданное повторение слов:
-
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности,
двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула; -
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка-(например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
• Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи
(писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях;
ихний улыбающт ребенок: ложит и тд.)
а) Ошибки в структуре отавосочетанмй, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих
закон; жажда к славе:
б) ошибки в структуре простого предложения:
-
нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето;
это было моей единственной книгой в дни войны; -
нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
-
разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
-
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
-
пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
-
смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
-
отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простое прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Таблица 7 Нормы оценивания сочинений и изложений
оценка |
Основные критерии оценки |
|
Содержание и речь |
Грамотность |
|
«5» |
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно.4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании |
Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» |
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов |
Допускаются: •2 2 3 1 3 3 0 4 3 г. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических бок одна является негрубой, то допус-кается выставление отметки «4» |
«3» |
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов |
Допускаются: 0 57 1 4-7 4 2 3-64 4 4 4 3 5 4 |
«2» |
1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов |
Допускаются: 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; — 8 и более пунктуационных ошибок (с учетомповторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических |
«1» |
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов |
Имеется по 7 и более орф. пункт. и грам. |
Примечания:
-
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
-
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
-
Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
-
На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. (см. раздел ‘Оценка диктантов»).
7
Обязательное количество сочинений по литературе в течение года
класс |
Общее |
Количество |
Количество |
сочинений |
классных |
домашних |
|
5 |
4 |
4 |
— |
6 |
4 |
3 |
1 |
7 |
4 |
2 |
2 |
8 |
5 |
2 |
3 |
9 |
6 |
3 |
3 |
10 |
7 |
4 |
3 |
11 |
7 |
4 |
3 |
Рекомендуемый
объём сочинений
5 |
1 |
6 |
1,5-2 |
7 |
2 |
8 |
2,5 |
9 |
3-4 |
10 |
4-5 |
11 |
5-7 |
Уменьшение/увеличение
объёма сочинения не влияет на оценку.
Сроки
проверки сочинений учителем
5-8
класс — 1 неделя 9-11 класс — 10 дней
Порядок
ведения тетрадей по литературе
В
5 классе рабочая тетрадь по литературе
ведётся / не ведётся по усмотрению
учителя. Тетрадь для сочинений по
литературе обязательна. Начиная с 6
класса обязательны 2 тетради по
литературе:
-
рабочая;
-
тетрадь
для сочинений.
Проверка
рабочих тетрадей по литературе
осуществляется учителем в 6-9 классах
не реже 2-х раз в месяц, а в 10-11 классах
не реже 1
раза в меся
Нормы
техники чтения
-
класс
-
класс
-
класс
100-110
слов/мин 110-120 слов/мин 120-130 слов/мин
От
учащихся требуется осмысленное,
выразительное
чтение. В 5 классе при необходимости
технику чтения проверяют 1 раз в месяц.
В 6 классе — 1 раз в четверть. Начиная с
7 класса — эпизодически, выборочно у
отдельных учащихся. Весь класс проверяется
1 раз в год.
Рекомендации
по организации проверки техники чтения
-
В
самом начале проверки следует объяснить
детям, почему именно такое количество
слов является нормой.
Для
этого нужен пример хорошо читающего
ученика. При подсчёте прочитанных им
слов в минуту окажется, что это хорошее
и понравившееся всем чтение и есть
норма.(Осмысленное, выразительное
чтение — это и есть приблизительно 110
— 130 слов в минуту.)
-
Желательно
не вызывать детей к учительскому
столу, пусть ребята читают с места —
это снимет эмоциональное напряжение
ученика. -
Лучше
читать текст по учебнику, который есть
у всех. -
Для
чтения лучше выбирать увлекательный
текст (сказку, фантастику), который
еще не изучался на уроках. -
Учитель
сам засекает время и делает отметки
в своей книге. -
При
хорошей дисциплине в классе ребята
могут читать текст «по цепочке». -
При
плохой дисциплине лучше вызывать
учеников «в разброс». -
Можно
засекать время несколько большее, чем
минута, чтобы дать возможность ребёнку
успокоиться и набрать темп. -
Дома
учитель подсчитывает результаты
каждого ученика и объявляет их на
следующем уроке. -
Подсчитываются
все слова, включая союзы и предлоги.
.!!
При систематической тренировке техника
чтения растёт очень быстро => учитель
может и должен требовать от родителей
интенсивных занятий с детьми.
Виды
письменных работ учащихся
-
сочинение
-
отзыв
о прочитанной книге -
письменный
ответ на вопрос -
план
характеристики героя -
конспект
первоисточника -
рефераты
(8-11 классы) с элементами самостоятельного
анализа текста -
доклады,
сообщения
Оценка
сочинений
Учитель
отмечает следующие виды ошибок:
-
фактические
(на полях Ф) -
логические
( JI) -
речевые
( Р ) -
орфографические
(I — палочка) -
пунктуационные
(V — галочка) -
грамматические
( Г )
По
совокупности количества фактических,
логических и речевых ошибок выставляется
первая оценка за содержание сочинения.
По
совокупности орфографических,
грамматических и пунктуационных ошибок
— вторая оценка за грамотность.
Иногда
фактические и логические ошибки не
различаются и объединяются как ошибки
в содержании, обозначаясь буквой «С»
на полях.
Внизу,
под сочинением, учитель выносит количество
ошибок в следующем порядке:
(2-1-4)
(3-4-2)
4/3
Ф-Л-Р
Орфографические
— пунктуационные -грамматические
Итоговая
оценка в этом случае будет
К
фактическим
ошибкам относятся следующие:
-
неправильное
написание имени автора, героя; -
отступление
от литературного источника;
I
ошибки в датах, названиях исторических
событий;
-
нарушение
жизненной правды и т.д.
К
логическим
ошибкам относятся следующие:
-
нарушение
чёткого порядка мыслей; -
внутреннее
отсутствие плана; -
неуместное
и навязчивое повторение одной и той же
мысли; -
невыделение
абзаца (на месте нужного абзаца учитель
ставит знак Z); -
лишний
абзац (ставится знак Z
и
перечёркивается): I неумелый переход
от одной мысли к другой и т. д.
Речевые
ошибки (недочёты) и их разновидности
Разновидности |
Примеры |
1. |
11 |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
6. |
6. |
7. |
7. |
8. |
8. |
9. |
9. |
10. |
10. |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #