Носов лоскутное одеяло сочинение

  • Краткое содержание
  • Носов Евгений
  • Лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло — краткое содержание рассказа Носова

Мальчик на каникулы приехал в деревню, погостить, к бабушке и дедушке. Он всегда с большим удовольствием приезжал к бабушке, ее вкусная сдоба и душевные рассказы всегда нравились мальчугану.

Бабушка Варвара Ионовна допоздна занималась работой по дому. Дедушка работал сторожем и ушел на смену. Внук удобно расположился в кровати и ждал, когда бабушка закончит с делами и продет к нему.

Мальчик любил перед сном слушать рассказы бабушки, которые происходили у них в семье на протяжении всей жизни. Бывая в гостях у бабушки, внук всегда укрывался своим любимым лоскутным одеялом. Каждый лоскуток, которого хранил в себе воспоминания и напоминал бабушке определенный фрагмент ее жизни.

И вот освободившись от дел, бабушка легла на кровать, и продолжила свой рассказ. Она рассказала, про мамино детство, что жизнь была трудная, денег совсем нахватало. Одежду приходилось перешивать уже из старых, поношенных вещей. Когда мама захотела нарядное платье, Варвара Ионовна купила отрез ситца с голубыми колокольчиками и сшила дочери платье. А после того как платье пришло в негодность, бабушка использовала лоскутки для пошива одеяла.

Другой лоскуток был из рубашки дедушки. В период войны он сильно поранил ногу. Когда его привезли в Питер, произошла революция. И дед был выбран для работы в комитете. Но нога так и не проходила, и его отправили домой. Внуку, конечно, стало обидно, что его дед не герой, из-за больной ноги он даже не смог участвовать в штурме Зимнего дворца. Но бабушка объяснила, что конечно он не герой, но зато очень добрый и хороший человек.

Когда бабушка посмотрела на белый лоскуток, то сразу замолчала, задумалась, и было видно, как из глаз покатилась слеза. Внук стал расспрашивать бабушку, что же случилось. Варвара Ионовна с болью в душе, сказала, что когда-то у нее была еще одна дочь, и сейчас ее нет. На этой печальной фразе она сказала, что уже поздно и пора спать.

Лоскутное одеяло хранит в себе множество тайн и секретов.

Также читают:

Рассказ Лоскутное одеяло (читательский дневник)

Лоскутное одеяло

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Похождения бравого солдата Швейка Гашека

    По жанровой направленности произведение относится к незаконченному сатирическому роману, основная тематика которого заключается в изображении событий, происходящих во время военных действий в начале двадцатого века.

  • Краткое содержание сказки Три медведя Толстого

    Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

  • Скребицкий

    Книги Г. А. Скребицкого – это кладезь интересных рассказов о природе, которые остаются востребованными во все времена.

  • О корени происхождения Глуповцев — краткое содержание Салтыкова-Щедрина

    В древние времена на земле существует племя, называемое головотяпами, получившими данное прозвище по причине наличия у них крепкой головы, которая постоянно куда-то стучит.

Урок литературы

Тема: «Чтоб душа не оскудела»

(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
  1. Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
  1. На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.

Оборудование:

  1. Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
  1. На листах напечатать высказывания:

— «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)

— «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)

— «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

  1. На доске драпировка – лоскутное одеяло.
  1. Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
  1. Коллаж «Бабушка».
  1. Музыкальное сопровождение.
  1. Портрет Е. Носова
  1. Словарик просторечий:

— печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;

— вязёнка – пуховой платок;

— застя – заслонив;

— наперво – сначала;

— рушник – полотенце.

  1.  Творчески оформленная родословная ученика.

                                                    Ход урока:

  1. Интегрирующее начало урока.

Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»

— Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?

— А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

  1. Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве  эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

  1. Решение проблемы. Исследование.

— Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).

— Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).

— Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

— Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

— Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).

— Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

— Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).

— Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).

Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).

— Итак, сделаем первый вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)

-Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

— На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

— Каковы временные рамки эпизода? (около часа)

— Повествование ведется от 1 лица (внука)

— С каким чувством внук говорит о бабушке?  Прочитайте. (третий абзац).

— Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

— Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).

— Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).

— Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).

— Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).

— Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

— О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом.  Революция… потеря родных…)

— Как зовут бабушку? (Ионовна)

— По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

— Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)

— «Была у меня девочка…», — говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

— Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)

— Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)

— Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)

— Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)

— С какой целью? (Автор приглашает к задушевному разговору, как в русских народных сказках «Жили-были»…)

— Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

— Опишите бабушку словами автора. (Тихий, умиротворенный голос; косица, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы; впалая грудь; тонкая, как плеть, голубоватая рука с темной, словно из корья, кистью)

— Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).

— Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)

— Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

— Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).

— А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

— Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

— Зачем? (достоверный речевой портрет).

— Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

— Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)

«Истово» — короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

— Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

                       Физкультминутка. (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).

— Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

— И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу.

Общий вывод: действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

— Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.

Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».

( музыкальное сопровождение).

Я тебя часто вижу во сне

Такой дорогой, безмолвной, смиренной.

Ты слегка улыбаешься мне,

Освобождая от горестей бренных.

Я с тоскою гляжу на тебя,

Вижу темные впалые веки,

Тереблю твои руки любя,

Хочу образ запомнить на веки.

Медный крест у тебя на груди…

И белесых волос уже мало.

Лучшей бабушки мне не найти!

Жаль, при жизни тебе не сказала…

  1. Социализация

— Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.

Нравственные заповеди:

«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.

  1. Люби и охраняй родную природу.
  2. Люби родных своих. Составь родословную.
  3. Почитай старших.
  4. Знай историю села, страны.
  5. Береги родную речь.
  6. Храни национальные традиции.
  7. Читай русскую литературу.
  1. Рефлексия.

— Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

— Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».

— Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

— Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.

  1. Домашнее задание.
  1. Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
  1. Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».

Краткое содержание — Лоскутное одеяло. Русский язык и литература

Бабушка героя была мастерицей: могла сшить удивительные вещи для взрослых и детей. Обрезки, которые оставались от готовой одежды служили материалом для лоскутного одеяла. Это одеяло было разноцветное и веселое.

Бабушка вставала рано с петухами. Ее день был насыщенный, работы было вдоволь. Время было позднее, внук лежал, ждал ее под лоскутным пуховым одеялом. Но, казалось, что дела бабушки не закончатся. Вскоре, она управилась со всей работой и зажгла каганец, подошла к образу Николы и начала молиться. Бабушка была в белом одеянии, на голове красовалась седая коса. Закончив свою молитву, она укуталась в лоскутное одеяло и начала рассказывать историю создания каждого лоскута внуку.

Рассказ о его матери, которая в детстве просила купить бабушку первое платье, был знаком мальчику. Другой лоскуток был от дедушкиной рубашки, которую тот привез с германской войны. Дед мальчика на войне истер сильно ногу так, что она раздулась. Вместе с другими ранеными его отправили в Питер. После революции его избрали в комитет, но от счастья он так прыгал, что чуть не лишился ноги. В итоге его выслали домой. Мальчик был разочарован, что его деда выслали из Питера. Бабушка сказала, что помимо этого лоскута у дедушки остался солдатский башлык в память о военном времени. Мальчик с нетерпением ждал возвращения дедушки с ночной смены из конюшни.

Следующий светлый лоскуток треугольной формы заставляет бабушку плакать. Этот лоскуток принадлежал ее дочери, которой уже нет в живых. На этом воспоминании бабушка и внук засыпают.

Рассказ Н. Носова «Лоскутное одеяло», несмотря на свой маленький объем, очень поучительный. В первую очередь автор поднимает проблему памяти. Для каждого человека какой-то предмет ассоциируется с важным воспоминанием. Возможно, для нас это старая вещица, недостойная внимания, но для другого человека это окно в счастливое прошлое. Не спешите выбрасывать такой предмет, обратитесь к хозяину с просьбой рассказать вам историю этой вещицы. Несомненно, вы будете удивлены.

Следующая проблема, которая достойна нашего внимания – это связь с предыдущим поколением. В своем рассказе автор описывает теплые отношения бабушки и внука. Очень важно сохранять хорошие отношения между близкими и родными людьми, тем более старшего поколения. Взрослые люди с радостью поделятся с вами своим опытом.

Все произведения

  1. Краткие содержания
  2. Носов Евгений
  3. Лоскутное одеяло

Краткое содержание рассказа Лоскутное одеяло Носова

Бабушка героя была мастерицей: могла сшить удивительные вещи для взрослых и детей. Обрезки, которые оставались от готовой одежды служили материалом для лоскутного одеяла. Это одеяло было разноцветное и веселое.

Бабушка вставала рано с петухами. Ее день был насыщенный, работы было вдоволь. Время было позднее, внук лежал, ждал ее под лоскутным пуховым одеялом. Но, казалось, что дела бабушки не закончатся. Вскоре, она управилась со всей работой и зажгла каганец, подошла к образу Николы и начала молиться. Бабушка была в белом одеянии, на голове красовалась седая коса. Закончив свою молитву, она укуталась в лоскутное одеяло и начала рассказывать историю создания каждого лоскута внуку.

Рассказ о его матери, которая в детстве просила купить бабушку первое платье, был знаком мальчику. Другой лоскуток был от дедушкиной рубашки, которую тот привез с германской войны. Дед мальчика на войне истер сильно ногу так, что она раздулась. Вместе с другими ранеными его отправили в Питер. После революции его избрали в комитет, но от счастья он так прыгал, что чуть не лишился ноги. В итоге его выслали домой. Мальчик был разочарован, что его деда выслали из Питера. Бабушка сказала, что помимо этого лоскута у дедушки остался солдатский башлык в память о военном времени. Мальчик с нетерпением ждал возвращения дедушки с ночной смены из конюшни.

Следующий светлый лоскуток треугольной формы заставляет бабушку плакать. Этот лоскуток принадлежал ее дочери, которой уже нет в живых. На этом воспоминании бабушка и внук засыпают.

Рассказ Н. Носова «Лоскутное одеяло», несмотря на свой маленький объем, очень поучительный. В первую очередь автор поднимает проблему памяти. Для каждого человека какой-то предмет ассоциируется с важным воспоминанием. Возможно, для нас это старая вещица, недостойная внимания, но для другого человека это окно в счастливое прошлое. Не спешите выбрасывать такой предмет, обратитесь к хозяину с просьбой рассказать вам историю этой вещицы. Несомненно, вы будете удивлены.

Следующая проблема, которая достойна нашего внимания – это связь с предыдущим поколением. В своем рассказе автор описывает теплые отношения бабушки и внука. Очень важно сохранять хорошие отношения между близкими и родными людьми, тем более старшего поколения. Взрослые люди с радостью поделятся с вами своим опытом.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Лоскутное одеяло. Читательский дневник

Лоскутное одеяло

Советуем почитать

  • Краткое содержание книги Когда падают горы Айтматова (Вечная невеста)

    Великие годы перемен. Страна активно двигается в сторону капитализма, преображает все общественные сферы жизни общества. Устои, которые пользовались огромной значимостью в прошлом

  • Медея — краткое содержание пьесы Еврипида

    Предыстория о Медее и Ясоне: Ясон, бывший правитель города Иолк, чтобы вернуть себе власть, вынужден был отправиться на корабле Арго на поиски золотого руна в далекие земли Колхиды.

  • Краткое содержание книги В прекрасном и яростном мире Платонова

    Александр Васильевич Мальцев был паровозным машинистом. Несмотря на молодой возраст, герою было всего 30 лет, он уже имел квалификацию первого класса. Сначала помощником Александра Васильевича был старый слесарь Драбанов

  • Военная тайна — краткое содержание повести Гайдара

    В данной повести речь пойдет о Натке Шегаловой, которой поручено комсомолом задание — поработать пионервожатой в пионерлагере. Ей, конечно же, сильно не хотелось быть в этой роли, но позже она решила

  • Сказание о гордом Аггее — краткое содержание рассказа Гаршина

    В одной стране был правитель по имени Аггей. Был он сильный, властный, все враги его боялись, а друзей не имел. Однажды Аггей в церкви услышал, что протопоп прочел, богач станет нищим, а бедняк разбогатеет

  • Носов затейники чему учит рассказ
  • Носов затейники картинки к рассказу
  • Носов заплатка пословица к рассказу
  • Носов заплатка картинки к рассказу
  • Носов заплатка иллюстрации к рассказу