- Сочинения
- По литературе
- Носов
- План рассказа Огурцы Носова
План рассказа Огурцы Носова
План
- Кража огурцов с огорода
- Наказание от мамы
- Возвращение на огород
- Встреча со сторожем
- Прощение от сторожа
Краткое содержание
Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород и набрали много огурцов. Пока они прятали огурцы в карманы, их неожиданно заметил смотритель. Он им свистнул в свисток. Павлик и Котька испугались и быстро побежали к дому.
По дороге Павлик решил, что мама может его наказать за лазание по чужим участкам и за кражу. Подумав, он оставил все свои огурцы Косте. И Котька счастливый вернулся домой, ведь у него было много огурцов: и в карманах, за пазухой, и еще пара в руках. Он думал, что мама обрадуется такому количеству. Когда мама увидела Костика с огурцами, она его отругала за то, что он взял чужое и без разрешения. И велела отнести все украденные огурцы обратно на колхозный огород. Но Котька заупрямился, и хотел их просто выбросить. Мать не разрешила этого сделать, сказав, что он не выращивал, за ними не ухаживал, и он не имеет права их выбрасывать. Котька помнил сторожа и очень боялся повторной встречи с ним. Он решил, что дедушка сторож убьет его из ружья. После разговора с матерью Котька понял, что поступил неправильно. И, несмотря на свой страх, пошел обратно на огород.
Придя к шалашу сторожа, он заплакал. Его плач услышал сторож и вышел из шалаша. Костик вернул огурцы. Он страшно переживал, что дедушку накажут за воровство, так как одного огурца все-таки не хватает. Потому что Котька его съел. Дедушка успокоил Котьку, сказав, что он поступил правильно, вернув украденное. А из-за одного огурца его ругать никто не будет. Константин был очень счастлив. Он запомнил этот случай на всю жизнь и больше даже не думал что-нибудь украсть.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Огурцы Носова
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Швабрина в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
Алексей Иванович Швабрин представляется нам одним из неблагоприятных героев этого сочинения. Он молодой человек из состоятельной семьи благородного рода. Когда он был офицером
- Легенда и действительность в Старухе Изергиль
Максим Горький написал свое произведение «Старуха Изергиль» в 1895 г. Работа считается ранней, и автор его насытил романтизмом. В повествовании присутствует увлекательная комбинация, в которую входит три отрывка.
- Гранатовый браслет. История создания повести Куприна
Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе
- Сочинение Знание — сила (рассуждеие)
Знание — мощная сила. Мудрецы с древних времен до наших дней определяют стремление к познанию среди естественных качеств человека, что помогает ему развивать свои способности, идти вперед и достигать своих целей.
- Диалектика души Толстого в повести Юность сочинение
Тема души и её интерпретации волновала, и волнует, по сей день людей с незапамятных времён. Почти с самого начала существования религии люди начали бурно обсуждать душу и её значение, материальную форму и так далее.
0
Как составить план рассказа «Огурцы» Н. Носов?
план для пересказа «Огурцы» Н. Носов
1 ответ:
1
0
Рассказ «Огурцы» Н. Носов план рассказа
1 Как Павлик и Котька нарвали чужих огурцов.
2 Котька понимает, что украл огурцы
3 Разговор с мамой.
4 Мама непреклонна. Котька боится.
5 Страхи Котька.
6 Котька разговаривает со сторожем
7 Что такое воровство?
8 Подарок от сторожа.
Психологический портрет героев рассказа «Огурцы» Н. Носов
Павлик хитрый и трусливый парень, Павлик подлый.
Котька уважает старших, немножко боится взрослых, но у него находится мужество исправить плохой поступок
Мама Котьки любит Котьку и потому она заставляет сына вернуть чужие огурцы. Она сама работает и понимает, как тяжело в жизни все достается.
Сторож мудрый человек.
Читайте также
Есть такой методический прием, когда у ребенка развивается интерес к чтению из-за его любопытства. Необходимо для чтения брать интересную ему, но неизвестную ребенку сказку или рассказ, читать ему эту сказку или рассказ, но не до конца, а до самого любопытного места в сказке (рассказе). Остановиться на интересном месте и сказать ему, в следующий раз мы узнаем, что было дальше, скажем вечером или завтра? Если ребенок очень просит почитать дальше, умоляет, надо сказать ему, мои глаза устали читать, попробуй сам почитать по слогам — у тебя получиться, а я тебе помогу, где будет трудно, давай! Но до этого момента ребенку уже должны были показать букварь и объяснить,что такое слог, состоящий из нескольких букв, он должен уметь произносить слоги и знать буквы, соотносить картинки со слогами. Попробуйте, на моем опыте, этот прием срабатывал!
Книгу не читала, но уверена, если она Вам попала в руки, значит что-то для Вас там точно есть. В каждой книге, фильме и т.д. содержится информация необходимая каждому человеку, и каждый из одной и той же книги возьмет именно то, что принадлежит ему. Любая информация есть не что иное как ключ/пазла для нового открытия и нового процесса в жизни человека. Среди моря лжи, есть капля истины для другого и наоборот, кому что на данный момент разрешено и кто готов принять, тот и готов понять и осознать.
Читаются легко, но мне понравились не все. Рекомендую прочитать «Старьевщица», сюжет этой книги я хорошо запомнила и прочитала буквально за три дня. «Сценарий собственных ошибок» тоже очень неплохо. Те, кто любят сентиментальную прозу, обязательно оценят.
Олег Рой просто уникальный писатель — заходишь в детскую библиотеку, там его сказки для маленьких, заходим вместе со старшим в подростковую — там тоже произведения этого автора. Попробуйте начать с этих двух книжек — вы сразу поймете, если это не ваше.
Сказ «Чугунная бабушка» повествует о каслинском литье, которое славится во всем мире. Изначально модели для отливки делали французские и немецкие художники, каслинским мастерам это не нравилось. Однажды формовщик Василий Тороков решил сам сделать фигурку, которая я была ближе к обыденной жизни. Так появилась чугунная бабушка — портрет простой старушки с веретеном. Фигурка понравилась начальству, наладился массовый выпуск, другие мастера завода тоже стали лепить фигурки. Однако потом Василия Торокова решили выгнать с завода, а его чугунную бабушку снять с производства. Дело в том, что хозяином завода тогда был немец, которого вырастила тетка Каролина. Каролине не понравилась идея изображать в литье сцены из обычной жизни. Однако немного позже производство возобновилось, т.к. выручки завода упали. В конце произведения рассказчик делает вывод о долговечности результатов человеческого труда.
План пересказа:
- Каслинское литье, его сравнение с литьем других заводов.
- Традиционные формы для литья, сдалнные иностранными мастерами.
- Василий Тороков решает сделать свою фигурку.
- Налаживается производство фигурок, изображающих простую жизнь.
- Запрет. Объяснение запрета недовольством тетки хозяина Меллера Каролины.
- Убытки.
- Возобновление производства.
- Вывод о долговечности результатов человеческого труда.
А вот, собственно, как выглядит чугунная бабушка:
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» план сказки
Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:
А теперь план для пересказа:
1). Помещик молится Богу, чтобы тот избавил его от мужика.
2). Помещик замучил крестьян штрафами.
3). Крестьяне взмолились от такого житья Богу.
4). Помещик дышит чистым воздухом и живет один.
5). Кто не приезжает к помещику, все считают его дураком.
6). Мечты и сны помещика.
7). Исправник требует налоги с помещика за мужика.
8). Помещик испугался, но стоит твердо на своей свободе.
9). Помещик одичал и завел дружбу с медведем.
10). Крестьян вернули, помещика отловили и вернули к прежней жизни.
Урок литературного чтения в 3 классе
по УМК «Перспектива»
тема: Н. Носов «Огурцы»
Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Автор: учитель начальных классов Николаева А.В.
Класс: 3
Учебник: Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.
Тема: Н.Носов «Огурцы».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: презентация, выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу, карточки с заданиями
Цели урока:
- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;
- желание читать художественные произведения о дружбе.
- Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации;
- подбирать пословицы к содержанию текста;
- читать рассказ по ролям;
- формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
создать условия для выразительного чтения;
способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
воспитание нравственных чувств и этического сознания: уважение к пожилым людям, любовь и бережное отношение к чувствам близких.
уважение к труду других людей, осознание ценности быть честным; отрицательное отношение ко лжи.
Планируемые результаты
Предметные умения:
— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
— читать текст по ролям;
— составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
— пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
— проявлять желание читать произведения о детях;
— проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
— выполнять учебное задание по алгоритму;
— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
— определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
– подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Средства обучения:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение,3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2013.
С.В.Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: «ВАКО» 2014
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
— Начинаем урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком весёлым и доброжелательным. Начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
2. Речевая разминка. Проверка дом. задания.
( слайд)
— Доброе дело крепко.
— Доброму добрая память.
— Не устоять худу против добра.
— На свете не без добрых людей.
— Прочитайте глазами. Что вы прочитали?
-Прочитайте шёпотом. Прочитайте шёпотом и медленно. Прочитайте громко и медленно. Прочитайте выразительно, делая акцент на главном слове.
— Что объединяет эти пословицы? (они о добре)
— Проверим, как вы выполнили задание в «Творческой тетради»?
(дети читают пословицы)
Оценивают себя на листе оценивания.
- Актуализация знаний.
Рассмотрите иллюстрации к произведениям одного замечательного автора.(слайд)
Кто узнал эти произведения? Назовите. ( «Огурцы» «Заплатка» «Мишкина каша»)
— Кто автор этих произведений? Что вы о нём знаете?
— Перед вами выставка книг Н.Носова. Какие его произведения вам знакомы?
— Ученик готовил сообщение о Н.Н.Носове. (презентация) Оцени себя.
4. Тема и цель урока.
— Отгадайте загадку. Назовите тему урока.
Я забрался в огород,
Зонт зелёный там растёт,
Кто-то хитрый под зонтом
Отыскал тенистый дом.
Вот он! Вот он! Мой хитрец-
Вкусный, спелый …..(огурец)
— Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?
— Какую цель вы перед собой поставите?
5. Работа по теме урока.
А) Первичное чтение. Читает выразительно учитель.
— К какому жанру относится произведение? Почему?
— Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. (Дети в паре работают на карточке)
1. Куда ходили Павлик и Котька?
А) на рыбалку
Б) на огород
В) в лес
2. В каком настроении пришёл Котька домой?
А) грустном
Б) радостном
В) задумчивом
3. Как встретила сына мама?
А) просила вернуть огурцы
Б) засолила огурцы
В) отдала огурцы соседям
4. Почему Котька не хотел возвращаться на огород?
А) было стыдно
Б) было далеко идти
В) боялся сторожа
5. Как повёл себя сторож с мальчиком?
А) отругал, накричал
Б) спокойно поговорил
В) ничего не сказал
6. Какое душевное состояние было у Котьки по пути домой?
А) грустное
Б) безразличное
В) радостное
— Проведите самопроверку. (слайд)
( А, Б, А, В, Б, В)
— Оцените свою работу.
- Физминутка.
(под музыку дети повторяют движения героев на доске)
- Продолжение работы над произведением.
— Читаем рассказ ещё раз. А чтобы не было затруднений при чтении, потренируемся. Читайте целыми словами. (слайд)
место – поместил – поместились
— Читайте первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился
— Читайте внимательно.
соврал – сорвал совать – соврать
нарвали – наврали выпрошу — выброшу
— Читаем до слов «Ну, и я взял» (оцениваем чтение ученика)
— Что вы узнали о двух друзьях?
— Как вы относитесь к поступку Павлика? А с вами когда- нибудь такое было?
Как мама оценила поступок Котьки?
— Как можно озаглавить эту часть? (каждый пункт плана появляется на слайде)
(«Котька пришёл домой радостный»)
— Читаем до слов «Котька повернулся и медленно пошёл по улице».
— Как Котька отреагировал на требование мамы отнести огурцы на грядку?
Какие серьёзные слова сказала мама? О чём они говорят? Какие чувства были у мамы в тот момент?
— Как озаглавим эту часть?
(«Пусть лучше у меня не будет сына»)
— Прочитаем этот диалог по ролям выразительно.
— Читаем далее до «…стоит и плачет всё громче и громче»
— Что чувствовал Котька, когда шёл по улице? Какие черты характера проявились у Котьки? Каким изобразил его автор? Что ещё можно сказать о Котьке?
— Как озаглавим эту часть?
(«Шёл по улице и плакал»)
— Читаем до слов «Иди, иди, сынок»
-Как сторож оценил раскаяние Котьки? Каким был дедушка-сторож? В чём вы почувствовали его строгость? В чём проявилась доброта? Как нужно читать слова героев?
— Прочитаем отрывок по ролям.
— Как озаглавим эту часть?
(«Сам понимать должен»)
— Прочитайте последние три строчки. Чему радовался Котька?
-Как озаглавим?
(«На душе у него было радостно»)
Мы разобрали весь рассказ и составили план. (слайд)
Он поможет вам дома подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы вы его не забыли, я напечатала план на карточках, которые вы возьмёте домой.
-Какой поступок совершил Котька в конце рассказа? Можно ли его поступок назвать благородным?
Прочитайте пословицы на доске. Соотнесите их с текстом. (слайд)
На обмане далеко не уедешь.
За правое дело стой смело.
Кто выбрал пословицу 1 отметьте себя.
— Найдите в рассказе предложение, в котором заключена основная мысль.
(«А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен»)
— Сделайте вывод. (выносится на доску) слайд
-Какой жизненный урок преподала мама сыну?
Чему учит нас история с Котькой? (честности, чувству товарищества, обдумывать свои поступки)
— Почему свой рассказ Н.Носов назвал «Огурцы»?
- Рефлексия
— Что же почерпнули из этого урока? Начните свой ответ словами:
Я никогда не думал, а теперь понял…
Я понял, что за плохой поступок …
— Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Посмотрите в свои листы самооценки. Поднимите руку у кого более трёх «!» Вы получаете пятёрку. У кого два – четыре.
9. Домашнее задание.
Пересказ рассказа Н.Носова «Огурцы» по плану. По желанию сделать свои иллюстрации к рассказу.
Цели: Развитие у детей способности
полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное; развитие
скорочтения, освоение форм драматизации.
Задачи:
- Формирование умения определять и анализировать
композицию произведения; - Умение анализировать характер и поступки
героев; - Умение составлять план рассказа.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать
выводы; - Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
- Портрет писателя Н.Н. Носова
- Выставка книг писателя
- Набор карточек с названиями его произведений
- Отрывки из произведений для чтецкой разминки
- Карточки с пословицами, словами синонимами для
тренировки многосложных слов из рассказа - “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
- Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для
физкультминутки
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок
литературного чтения немного иначе, чем всегда.
Давайте отправимся с вами в театр, где вы
попробуете проявить себя в роли актёров.
Все уселись на свои места, настроились на
работу. С каким настроением вы пришли? Покажите
мне его при помощи “маленького человечка”.
Обозначьте своё настроение.
2. Проверка домашнего задания
– Давайте проверим, все ли готовы к нашему
путешествию. Посмотрим, как вы выполнили
домашнее задание.
– На прошлом уроке мы познакомились со
шведской сказкой “Принцесса-лгунья”
- Найдите и прочитайте, за что принцесса
полюбила пастуха. - Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
- Кто из героев сказки принадлежит чудесному
миру? - Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду,
какой вы её себе представляете? (рис. на доске). - Какая идея этой сказки?
- Какая пословица подходить больше всего к нашей
сказке?
- Слово пуще стрелы разит.
- Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
- “Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
- Прочитайте пословицу медленно.
- Подумайте, о чём говориться в скороговорке
- Проговорите пословицу несколько раз: сначала
медленно, а затем всё быстрее и быстрее. - Произнесите пословицу несколько раз вслух в
быстром темпе. - Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
- Произнесите пословицу с разной интонацией:,
выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с
! , с ?. интонацией. - Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово
ударение.
3. Подготовка к восприятию текста
– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и
мы можем отправляться в театр. Закройте все
глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
(На доске – рисунок театра.)
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а
главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня
мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте
главного актёра театра.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный
персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы
меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто
придумал меня и всех моих друзей из Цветочного
города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но
он писал книги не только о нас – сказочных
человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда
самые потрёпанные. Как вы думаете, почему?
Правильно, их читают, они никогда не залеживаются
на полках.
Незнайка: Ребята, а что вы знаете о
самом писателе Н.Н.Носове?
(Свободные высказывания детей.)
На доске портрет Н. Носова.
Биографические сведения о Н.Н.Носове.
Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем
мне захотелось потому, что у меня была интересная
жизнь и у меня было много о чём порассказать
людям”.
Ученица: Он много знал и обладал от природы
разнообразными талантами, и многое в жизни ему
пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось
быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и
рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и
фотографией, учился играть на скрипке и
мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный
журнал “Икс”. А потом поступил в Московский
институт кинематографии и стал работать в кино,
снимать разные учебные, научные и
мультипликационные фильмы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов
сначала сочинял сказки и рассказы просто так –
для своего маленького сынишки. А потом один свой
рассказ “Затейники” он отнёс в журнал
“Мурзилка”. Это было в 1938 году.
Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.
Учитель: Н.Н.Носов – автор таких
произведений как “Мишкина каша”, “Живая
шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом
последовали другие. Посмотрите на нашу выставку
книг. Широкую известность принесли автору
повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”,
“Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и
дома”, а также целая серия романов – сказок
“Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка
в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”.
Персонажи этих книг полюбились не только нашим,
но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии,
Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии,
Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии.
Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в
нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего
времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка
Незнайка: А сейчас объявляется
антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение
– Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый
огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “
Огурцы” (Звучит фонограмма.)
– Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров,
задание: отработать чтение “трудных” слов.
6. Подготовка к восприятию
(стр. 115 учебника.)
а) читай целыми словами.
место – поместил – поместились.
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем –
целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился
в) Читай внимательно.
Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.
7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова
– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному
чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
предложений.
а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька
начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше с
Котькой?
(Ответы 1–2 учеников.)
– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой
радостный.)
б) Выразительное чтение учащихся до слов:
“Котька повернулся и медленно – медленно пошёл
по улице”.
Автор; мама; Котька:
Это I часть – вступление, из которого мы
узнали, в какой обстановке будет развиваться
действие.
– Что мы узнали о двух друзьях?
– Как вы относитесь к поступку Павлика?
– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти
слова вывешиваются на доске.)
– Каким вы представляете Котьку? (Глупый,
доверчивый.)
– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама?
В чём проявляется её строгость? Справедливость?
Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её
любовь к сыну?
– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не
будет сына.)
в) Чтение II части до слов: “ Котька
побежал домой…”
– Это Кульминация – наивысшая точка
развития сюжета, в которой конфликт максимально
обострён и требует немедленного разрешения. Что
думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)
– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду,
печаль, тревогу, волнение, страх.)
– Какие черты характера проявились здесь у
Котьки?
– Каким изобразил его автор?
– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый,
честный.)
– Каким был дедушка-сторож? (Честным,
трудолюбивым.)
– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать:
“А ты на Павлика не смотри…”)
– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый –
не кричал, не наказал.)
– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой –
сторожем)
г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка –
логическое заключение).
– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами
характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
– Почему дедушка так обращается к мальчику?
Чему радовался Котька в конце рассказа?
Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение
дедушки.)
– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам
герой рассказа? Почему?
– Найдите в этом рассказе предложение, в
котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика
не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.
Вывод: Вот, что бывает с человеком,
когда он совершает необдуманный поступок.
– От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать
этот рассказ.
Озвучим эти картины.
Автор; Мама; Котька; Сторож.
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания
текста и понимания поступка и характера героя
рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
(Необходимо выразить возмущение, строгость.)
– Какую интонацию используем в репликах Котьки
на протяжении всего рассказа:
- Радость
- чувство удивления
- досады
- растерянности
- плач
8. Проверка знания текста
На доске приготовлены листочки. Необходимо
последовательно их распределить.
- Котька пришёл домой радостным.
- Всё равно они уже расти не будут.
- Пусть лучше у меня не будет сына…
- Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
- А ты на Павлика не смотри, сам…
- На душе у него было радостно.
(На доске запись этих предложений.)
– Молодцы! Справились!
Из трёх пословиц выберите одну, которая
выражает главную мысль этого произведения:
- Стыдно сказать, а грех утаить.
- Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести
нет. - Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так
почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы
были испытанием для Котьки. Из всего
случившегося он вышел достойно.)
9. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на
уроке вы показали себя настоящими актёрами:
выразительно читали, работали над текстом,
инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы
подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать
в любой театр.
– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
– Какую оценку поставите?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Покажите мне его при помощи “маленького
человечка”.
– На этом наше путешествие закончено. Всем
спасибо за урок.
10. Домашнее задание
стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.
Оценка класса.