Автор: Носов Н.Н.
Название: “Огурцы”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Котька. Маленький мальчик. Любит проказы, озорство, но боится наказания, трусоват. Однако сумел преодолеть свой страх, и проявил настоящее мужество и честность.
Старик-сторож. Мудрый и добрый. Умеет прощать.
Мама. Строгая, справедливая, заботливая.
Павлик. Друг Котьки. Трусливый озорной мальчишка.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Мальчик Котька своровал огурцы на колхозном поле, потому что не знал, что так поступать нельзя. Ему было страшно, но он исправил свой проступок.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
Павлик подбивает Котьку залезть за огурцами, но их гонит сторож.
Котька приносит домой огурцы, и мама строго отчитывает его, узнав, что огурцы ворованные.
Мама отправляет Котьку вернуть огурцы, и мальчик сперва хотел выкинуть злополучные овощи.
Но он приносит огурцы сторожу, так как не хочет, чтобы из-за него сторож пострадал.
Сторож прощает Котьку и успокаивает мальчика, говоря, что съеденный им огурец можно считать подарком.
Котька радуется, испытывает облегчение и бегом возвращается домой.
Понравившийся эпизод
Мне
понравилось, как повела себя в этой ситуации мама. Ей, конечно же, было страшно
отправлять сына обратно на поле, ночью, одного, плачущего. Но она хотела, чтобы
ее сын вырос честным человеком, а честный человек никогда не ворует, а если
совершит ошибку, то всегда исправляет ее.
План произведения для пересказа
На речке
Мальчики воруют огурцы
Котька и его мама
Тяжелый путь на поле
Извинения Котьки
Решение сторожа
Большая радость
Главная мысль
Каждый
человек может совершить ошибку, но каждый человек должен свои ошибки
исправлять.
Чему учит эта книга
Рассказ
учит честности, открытости, мужеству. Учит уметь признавать свои ошибки и уметь
их исправлять. Учит никогда не брать чужое и не слушать дурных советов друзей,
которые друзьями не являются.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне
понравился этот рассказ и больше понравился мальчик Котька. Он поступил плохо,
осознал это и нашел в себе мужество исправиться. Котька очень сильно трусил, но
сумел пересилить свой страх, не искал легкого, но нечестного пути. Мальчик
показал себя с самой лучшей стороны.
Новые слова и выражения
Ишь ты —
междометие, выражающие недоумение, удивление.
Пословицы к произведению
Друг познается
в беде.
Заработанный
ломоть, лучше краденного каравая.
Лучше быть
честным бедняком, чем богатым подлецом.
Повинную
голову меч не сечет.
Была вина, да прощена.
Назад к содержанию
- Сочинения
- По литературе
- Носов
- Анализ рассказа Огурцы
Сочинение Анализ рассказа Огурцы Носова
Одним из лучших писателей для детей стал Николай Николаевич Носов. В его творчестве преобладают рассказы сатирической и поучительной направленности. Писатель в своих произведениях доступным языком учит детей никогда не врать, ценить настоящую дружбу, уметь признавать ошибки и не бояться исправлять плохие поступки. Приводя в пример разное поведение своих маленьких героев писатель показывает таким же маленьким читателям, как следует поступать в определенных ситуациях.
Рассказом «Огурцы» автор осуждает воровство, призывает детей к честности и крепкой дружбе. Двое хороших друзей Павлик и Котька постоянно проводили время вместе, ходили на рыбалку, гуляли и играли. И вот как-то проходя мимо чужого огорода, решили они огурцов нарвать. Даже сторож их приметил, начал свистеть, а они повели себя, как настоящие хулиганы, наворовали огурцов и убежали. Сторож был стар и ему не далось догнать ребят.
Павлик на пути домой сообразил, что они поступили не хорошо и решил отдать наворованные огурцы другу, тем самым избавляя себя от вины. А Котька не понимая до конца, какой же плохой поступок они совершили, с радостью принял огурцы. Но по возвращению домой тут же понес наказание и был выставлен за дверь мудрой мамой, которая объяснила сыну, что брать чужое — значит воровать, а воровать очень плохо и недопустимо, поэтому все взятое без спроса следует вернуть обратно.
Пришлось Котьке признать ошибку и отвечать за свой непутевый поступок. Когда шёл он обратно чувство страха пересиливало и возникало желание выкинуть огурцы в яму, но все таки ему стало жалко невиновного сторожа, которому пришлось бы нести наказание за чужие выходки и собравшись с силами духа и отважившись он дошёл до огорода. Плачь мальчика символизировал его раскаяние и сторож не стал наказывать озорника. Мальчик с чувством стыда перед старым сторожем даже признался, что успел съесть один огурец.
Все разрешилось мирно. Сторож принял сорванные огурцы и простил маленького, несмышленого воришку. Котька с радостным чувством собственного достоинства побежал домой.
Эта история послужила поучительным уроком для Котьки на всю жизнь. У мальчика больше никогда не возникнет желание без спроса брать чужое.
Сочинение по рассказу Огурцы
Воспоминания о беззаботном детстве появляются вовремя чтения очередного рассказа детского писателя Николая Носова. В его произведении содержатся элементы воспитания и нравоучения, связанные с поучительными историями. Детские душевные переживания, последствия поступков персонажей учат вести себя правильно в различных ситуациях.
В рассказе «Огурцы» мы сталкиваемся с первой проблемой в жизни – Котька боится вернуть украденные огурцы. Они с другом Павликом проходили мимо колхозного поля и увидели множество огурцов. Их можно было легко сорвать, и они набрали по несколько штук. Им помешал сторож, который прогнал их с поля. Павлик отдал все плоды другу, а Котька, не подозревая подвоха принёс овощи домой и получил взбучку от матери. Мать отправила его назад и велела вернуть огурцы.
По тёмным улицам было страшно идти, и мальчик хотел сдаться и оставить их в ближайшей яме. Потом он представил бедного старика, что его могут выгнать с работы, стойко понёс на ночное поле. Его плач услышал сторож и вышел на встречу нашему герою. Паренёк отдал огурцы и пожаловался на друга, спокойно спящего дома. При этом умный пожилой мужчина сказал, что каждый должен сам думать и нести ответ за свои поступки, а не сваливать вину на другого человека. Старичок дружелюбно отнёсся к бедному парню. Он разрешил положить на место плоды. Однако, Котька вспомнил, что один плод был съеден и попросил простить за него старика. Сторож с пониманием простил мальчика и на детском сердце ему стало легче.
Жизнь меняется все идут в ногу с прогрессом. Но общие плоды остаются, например, на даче и очень трудно пройти мимо и не взять чужой урожай. В рассказе поставлен вопрос о том, что нельзя трогать чужое имущество, даже если его легко взять.
Урок мальчика Котьки должны усвоить ребята прочитавшие рассказ, чтобы не попасть в неудобное положение. За все свои поступки нужно отвечать. Сначала за детей несут ответственность родители, потом человек сам думает и отвечает. К повзрослевшим людям более суровые наказания. Тяжелее попросить за свой поступок прощение, чем совершить глупые и плохие поступки. Из маленьких проделок и шалостей, если не пресекать могут получиться более суровые и страшные результаты.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Огурцы
Популярные сегодня темы
- Сравнение Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых сочинение сравнительная характеристика
Так часто бывает, что дети, рожденные от одних родителей, являются антагонистами, и непросто разглядеть в них братское или сестринское сходство. Тургенев, играя на контрастах, показал двух людей,
- Главные герои произведения В списках не значился Васильева
Главным героем произведения является молодой девятнадцатилетний лейтенант. Юноша прибывает в Брестскую крепость для того, чтобы пройти весь путь наравне с рядовыми солдатами
- Тема любви в романе Капитанская дочка Пушкина
Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое способны немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина
- Анализ повести Портрет Гоголя
Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом
- Сочинение Образ Анны Алексеевны в рассказе О любви Чехова
Главной героиней рассказа А.П. Чехова «О любви» является Анна Алексеевна Луганович.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций[1].
Выделение проблемной ситуации – непростая задача, которая требует от педагога больших интеллектуальных усилий. С. А. Фролова пишет о выделении проблемной ситуации в рамках проблемного урока следующее[2]:
«Проблемная ситуация является основным понятием проблемного обучения. К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
Проблема должна быть доступной пониманию обучающихся.
Второе требование к выдвигаемой проблеме – это посильность выполнения.
Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся.
Немалую роль играет естественность постановки проблемы.»
Чтобы продемонстрировать приемы, посредством которых можно реализовывать метод проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, рассмотрим произведение, которое изучается в 3 классе УМК «Перспектива» – рассказ Николая Носова «Огурцы». Перед описанием приемов необходимо проанализировать произведение.
Рассказ «Огурцы» Николая Носова – это короткая история мальчика Котьки, который вместе со своим приятелем Павликом крадёт несколько огурцов на колхозном огороде. Сторож замечает мальчишек за их кражей, однако Котьке и Павлику удаётся скрыться от преследований старого мужчины. Впоследствии Павлик, испугавшись наказания за кражу огурцов, передаёт свою часть Котьке, после чего тот приносит все украденные ими огурцы себе домой.
Мать Котьки начинает расспрашивать сына о происхождении принесённых им огурцов, а тот раскрывает ей правду – эти огурцы они украли на колхозном огороде. Мать расстроена откровением Котьки и требует от сына, чтобы он вернул украденное. Котька боится возвращать огурцы на огород, опасаясь сторожа.
Он говорит матери, что у сторожа есть ружьё и он может застрелить Котьку. Однако мать говорит, что ей не нужен живой сын, если он вор. Затем она требует от него вернуть огурцы, отказываясь признавать его своим сыном в ином случае.
Весь диалог Котьки с матерью переполнен всевозможными средствами художественной выразительности, с помощью которых автор глубже передаёт эмоции героев в той непростой ситуации, в которой они оказались. И мать, и сын выражают своё отношение к поступку Котьки с помощь, например, риторических вопросов: «Павлик брал, а мне нельзя, что ли?», «Хорошо будет?», «А брать не боялся?».
Кроме того, мать также передаёт своё отношение к поступку сына с помощью экспрессивных риторических восклицаний: «И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор» и «Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!». Этими словами мать даёт Котьке понять, что совершённый им проступок настолько тяжкий, что он способен перечеркнуть даже её материнскую любовь.
Котька всё же решается вернуть огурцы на огород, поначалу всё ещё опасаясь наказания со стороны сторожа. Поэтому он раздумывает над тем, чтобы выбросить огурцы в канаву, но всё-таки принимает ответственное решение – вернуть огурцы и принять наказание сторожа как должное. Во время его пути до огорода автор дважды использует лексический повтор, чтобы подчеркнуть настрой Котьки в этот момент: «Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице» и «Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче».
В конце концов, Котька приносит огурцы сторожу. Сначала старый мужчина не узнает самого Котьку и даже удивляется, когда тот признаётся перед ним в своей краже: «Вот оно какое дело! Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!».
Но одного не хватает – его мальчик съел по дороге. Он честно признаётся сторожу, что украл эти огурцы и что один из них он съел. Старый сторож прощает Котьку, поскольку тот, в конечном счёте, одумался и вернул украденное. Съеденный же им огурец сторож признаёт своим подарком мальчику, после чего Котька возвращается домой, искупив свою вину.
Основной темой этого короткого произведения является недопустимость воровства. Котька и Павлик крадут огурцы с колхозного огорода, и в конце концов Котька получает за этого достаточно жёсткое осуждение со стороны собственной матери. Таким образом, рассказ «Огурцы» учит детей тому, что брать чужое без спроса нельзя – это тяжкий проступок, который сложно искупить.
Но недопустимость кражи – это не единственный посыл, заложенный Николаем Носовым в его рассказе. Произведение учит тому, что мы всегда должны оценивать возможные последствия своих поступков. Мать, осуждая поступок Котьки, не просто говорит ему о недопустимости воровства, но также и указывает ему на то, что из-за его кражи проблемы могут быть у престарелого сторожа, который не сделал ничего плохого. Котька учится оценивать последствия своих поступков и в конце концов интересуется у сторожа: не будет ли у него проблем из-за того, что мальчик съел один из огурцов? Теперь он не относится равнодушно к тому, как его действия сказываются на судьбах других людей.
Но у коротенького рассказа Николая Носова есть и «второе дно» – это история о принятии ответственности. Павлик сразу же пугается возможной ответственности за свои действия, а потому отдаёт все свои огурцы Котьке. Котька, в свою очередь, не до конца осознаёт вес своего поступка и хвалится матери о том, как много огурцов смог он раздобыть.
Когда мать начинает осуждать сына за его поступок, он пытается оправдаться и не хочет брать на себя ответственность за кражу. Даже когда он всё же решается вернуть украденное на огород, он поначалу планирует выбросить огурцы в канаву, чтобы не сталкиваться со сторожем. Но и так он понимает, что не скроется от справедливого возмездия – его могут увидеть за этим занятием, и тогда наказания не избежать.
В финале рассказа Котька окончательно принимает весь груз ответственности за совершённое им, открыто признаваясь в своём преступлении тому, чьего наказания он более всего опасался – сторожу. И именно благодаря принятию Котькой ответственности за его проступок, сторож прощает его и даже не ругает за то, что один из украденных огурцов был им съеден. Это важный элемент повествования, ведь Котька мог принести сторожу все огурцы. Но Носов всё же пишет, что один из них Котька съел – он нанёс огороду не просто ущерб, но в некоторой степени непоправимый ущерб. Но его готовность держать ответ за случившееся становится для сторожа гарантом того, что мальчик усвоил урок и больше не будет так поступать.
По окончании анализа произведения можно переходить к описанию приемов реализации проблемного обучения на различных этапах урока. Работа с художественным текстом состоит из трех этапов:
Первичный синтез;
Анализ;
Вторичный синтез.
Перед первичным синтезом учащихся необходимо подготовить к восприятию произведения: это может быть рассказ учителя о жизни автора, о его трудах, показ презентации. Для того, чтобы подготовить учеников к чтению произведения можно задать вопрос:
— как вы думаете, о чем этот рассказ?
— почему автор назвал произведение именно так?
Затем производится первичный синтез произведения, то есть первичное восприятие текста. Для того, чтобы понять, ориентируются ли ученики в произведении, можно провести с ними беседу. Важно, чтобы атмосфера обсуждения спорных вопросов была дружелюбной. Каждый ученик должен иметь возможность высказать свою точку зрения, даже если кому-то она кажется ошибочной.
Учителю необходимо следить за ходом работы детей и отвечать на вопросы, которые ему задают учащиеся, а также прояснять и уточнять те места, которые остались для учеников непонятными.
На данном этапе можно задать следующие проблемные вопросы:
В чём состояла тяжесть проступка Павлика и Котьки? (Мальчики совершили кражу огурцов).
Почему Павлик отдал свои огурцы Котьке? (Потому что Павлик испугался ответственности и решил переложить всю вину на Котьку).
Почему мама Котьки так остро отреагировала на известие о том, что огурцы были её сыном украдены? (Мама не ожидала от своего сына такого поступка).
Как Котька пытается оправдаться перед мамой? (Котька сказал, что Павлик брал, а мне что нельзя?).
Как мама Котьки убеждает сына вернуть украденное на место? (Мама сказала Котьке, что ей не нужен сын-вор).
Почему Котька не хочет возвращать огурцы на огород? (Потому что Котька боялся сторожа).
Как Котька решает поступить с огурцами поначалу? (Котька хотел бросить огурцы в канаву).
Что убеждает Котьку изменить своё решение и вернуть огурцы на огород? (Котьке стало жалко старого сторожа, которого могли наказать).
Как сторож реагирует на возвращение Котькой украденных огурцов? (Сторож прощает поступок Котьки).
На этапе анализа, когда раскрываются композиция и замысел произведения, продуктивным будет приём побуждения учащихся к анализу фактов, поведения героев, обсуждение их поступков. Важно, чтобы на данном этапе ученики поняли главную мысль произведения, для этого можно задать следующие проблемные вопросы:
Что такое воровство? Хорошо ли это? (Воровство – это плохое качество у человека, когда люди берут чужие вещи без спроса).
Что такое ответственность? (Ответственность – это понимание последствий, которые могут повлечь любые действия).
Правильно ли поступил Павлик с Котькой? (Нет, потому что друзья должны держаться вместе и не подставлять друг друга в трудных ситуациях).
Последний этап – вторичный синтез, на котором ученики обобщают черты героев, выявляют идейную направленность произведения, а также оценивают художественное произведение.
На данном этапе можно задать следующие вопросы:
— Какой урок усвоил Котьку из истории с огурцами? (Котька усвоил, что брать чужое – это нехорошо).
— Хотел ли автор чему-то научить читателей? (Да, автор показал, что воровать – это плохо и нужно отвечать за свои поступки).
В данном случае в конце урока дети должны осознать суть понятия «ответственность» и недопустимость кражи. Важно, чтобы дети не восприняли это как просто нравоучение – они должны самостоятельно прийти к осознанию ценности личной ответственности. Так же, как к этому пришёл сам Котька.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, школы – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций. Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.
Список использованной литературы:
Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-vospriyatiya-hudozhestvennogo-teksta-kak-odno-iz-usloviy-sposobstvuyuschih-sovershenstvovaniyu-duhovno (дата обращения: 21.12.2019).
Фролова С.А. Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы // ИСОМ. 2015. №Приложение 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elementov-tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokah-literatury (дата обращения: 21.12.2019).
Урок по литературному чтению во 2 классе.
«Н.Н. Носов «Огурцы»
учителя начальных классов,
Серёгиной Татьяна Николаевны
Цель: создать условия для чтения произведения с использованием звукового ориентира.
Задачи: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Н.Носова;
создать условия для усвоения содержания рассказа;
способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса, привить интерес к чтению книг.
Оборудование: портрет Н.Н.Носова, выставка книг, раздаточный материал для работы в парах, карточки со словарными словами, тренажёр для глаз на каждого ученика, красный предмет, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент. (Проверить готовность к уроку)
— Приветствие.
— Пусть этот урок принесёт вам радость общения с книгой, пусть каждый из вас на уроке сделает для себя хоть одно маленькое открытие.
2. Введение в тему
— Нам предстоит знакомство с творчеством писателя Николая Николаевича Носова (портрет на доске).
— Кто из вас слышал о таком писателе?
Николай Носов родился более ста лет назад. В детстве увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже химией. Когда вырос, стал режиссером-постановщиком мультипликационных и научных фильмов. После рождения сына стал писать рассказы для детей.
— Какие рассказы Носова вы уже читали? («Заплатка», «Леденец»)
— Книги Носова представлены у нас на книжной выставке.
— Сегодня на уроке прочитаем новый рассказ. Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку. Прочитайте ее про себя.
Зелёные телятки привязаны к грядке. (Огурцы)
— Попробуйте предположить, о чём может быть рассказ с таким названием?
3. Речевая разминка
— Прочитаем загадку с разной интонацией. 1 вариант – читает с вопросительной интонацией, 2 вариант – читает с утвердительной интонацией. (Логическое ударение ставят на указанном магнитом слове).
4. Словарная работа
— Перед чтением познакомимся со словами, которые могут быть непонятными. Прочитайте их за мной.
Котька канава
за пазухой колхозный огород
— Давайте, объясним значение этих слов.
За пазухой – между грудью и одеждой.
Канава – длинная и узкая яма для потока воды.
5. Работа с тренажёрами для глаз «Пирамидка»
6. Чтение
— Преступаем к чтению, будьте внимательными. После чтения будет проведён экспресс- опрос по содержанию.
— чтение учителя
— жужжащее чтение
— синхронное чтение
Динамическая физминутка. Красная точка.
— Продолжаем чтение рассказа.
7. Контроль знаний. Экспресс – опрос по содержанию.
— Что в тексте осталось непонятным?
— Приступаем к экспресс — опросу.
— Объяснить, что делать на листочках.
1. Павлик и Котька отправились ловить рыбу?
2. На обратном пути мальчики забрались в колхозный сад? (Огород)
3.Мальчики набрали полные карманы огурцов?
4. Мальчики убегали от сторожа?
5. По дороге домой Павлик выбросил свои огурцы? (Отдал Котьке)
6. Мама Котьки обрадовалась, когда сын принёс огурцы? (Рассердилась)
7. Мама выбросила огурцы? (Заставила отнести огурцы обратно)
8. Котька нес огурцы обратно и плакал от страха?
9. У Котьки не хватало одного огурца, потому что он его потерял? (Съел)
10. Домой Котька возвращался радостный?
8. Самопроверка экспресс – опроса «Сверь с образцом»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
— |
— |
+ |
— |
+ |
9. Анализ результатов. Исправление допущенных ошибок.
10. Характеристика героев.
— Назовите героев рассказа.
(Павлик, Котька, мама, сторож – на доску слова)
— Составим их характеристики. На партах лежат слова. Прочитайте и обсудите с товарищем по парте, у какого героя проявилась такая черта. Прикрепите карточку к доске.
Павлик Котька мама сторож
хитрый доверчивый строгая добрый
трусливый добрая ответственный
справедливая
(Ловушка: хвастливый, ленивый)
— Кто главный герой рассказа? (Котька)
— Давайте понаблюдаем за изменением настроения Котьки (интерактивное задание, платформа МЭШ).
Радость – огорчение – страх – стыд – облегчение и радость.
(слова на доске дети располагают в нужной последовательности)
11. Отношение к прочитанному. Итог.
— Какой рассказ мы читали? Кто его автор?
— Понравился ли вам прочитанный рассказ?
— Чему он вас научил? О чём заставил задуматься?
12. Рефлексия.
— Обратите внимание на таблички на стенах нашего кабинета. Прочитайте их. Подумайте, за кого из героев вы больше всего переживали.
Надписи: — Павлик.
— Котька.
— Мама.
— Сторож.
Краткое обсуждение выбора детей.