Новая жизнь русских сказок к г паустовский дремучий медведь

Родная
литература (русская)

Аметова
Ф.Р.

22.09.2022
г.

У р о к 4 . Новая жизнь русских сказок. К.Г.
Паустовский. Сказка «Дремучий медведь»

Цели: 
развитие навыков работы с
крупнообъемным произведением.

Планируемые
результаты:
 знание
понятий фольклор, устное народное творчество; знание основных жанров и
особенностей русского фольклора; понимание русских пословиц и поговорок  как
отражения русской жизни; умение применять русские пословицы и поговорки в речи;
умение описывать произведения живописи; умение работать в группе.

Оборудование: учебник
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Закрепление понятия фольклор, сказки, виды сказок.

 III. Работа по
теме урока

Побуждение

— Наш рабочий день продолжается и сегодня
на уроке мы должны закончить работу над произведением К. Паустовского «Дремучий
медведь».

Пересказ текста по перепутанным ключевым
терминам

– Сейчас ещё раз поработаем с текстом,
чтобы убедиться в том, что вы действительно хорошо  изучили 
произведение

Начинаю читать текст, ученики должны найти
нужный отрывок и продолжить чтение.

ОСМЫСЛЕНИЕ

1.     
К какому литературному жанру относится данное произведение?

– Чем
отличается  литературная сказка от  народной?

2.      – 
Составьте  Т- таблицу, в которой укажите, что сказочное, а что
реальное  вы встретили в данной сказке

   
Ответы учащихся

    –
При помощи какого  литературного приема автор придал
сказочность   произведению?

3.     
Могла ли эта история произойти в реальности? Попробуйте рассказать её, не
используя олицетворения

 Рассказы 
учащихся

IV.
Закрепление изученного материала

4.  Работа в группах

– Я
предлагаю вам перевоплотиться в героев произведения и высказать их точку зрения
на эту историю. Мы с вами говорили  о птицах, о  растениях, и даже о
реке. О ком  мы еще не говорили? Верно, о телятах

1
группа – рассказ от имени телят.

  –
Кто высказал главную мысль  произведения? Подумайте , может за её смехом
скрывается ещё что-нибудь?

 2
группа  – рассказ от имени  бабки Анисьи

 –
Третья группа будет говорить от имени медведя. Рассмотрите его роль не только с
отрицательной стороны, может быть, он   не так уж плох,  и были
причины для такого его поведения?

 3
группа  – рассказ  от имени медведя
 

4       
группа – рассказ от имени  Пети

5.Презентация
от каждой группы

Интересно было слушать рассуждения 
ребят , которые говорили от имени героев. 

Глупые телята  говорили, что
ничего  и не боялись, ведь они могли бы  забодать или лягнуть медведя

     
Бабка Анисья, хоть и смеялась, но страх за жизнь внука был, она очень
переживала за него.

      
А что же делать медведю, если есть  очень хочется – такую мысль высказала
3 группа, ведь он тоже борется за свою жизнь   

Работа
в тетради

1)
— Композиция: запись предложений по каждой части.

2) — –
Как бы вы закончили эту сказку? Какова, по вашему  мнению, дальнейшая
судьба героев

V. Подведение итогов урока
VI.Домашнее
задание

С. 26 ответить на вопросы 5

Родная русская литература. 5 класс

У р о к 3. Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Дремучий медведь»

дремучий медведь
PPTX / 3.11 Мб

Цели: развивать представления об особенностях жанра литературной сказки; показать, как отражаются представления о справедливом и добром отношении к природе в литературных сказках; развивать навыки пересказа, анализа текста, в том числе сопоставительного; развивать навыки монологической речи; прививать интерес к литературным сказкам, к живописи; развивать навыки описания произведений живописи.

Планируемые результаты: понимание связи литературной и фольклорной сказок; понимание соотношения реальности и вымысла в сказках; владение элементами анализа произведения; умение выразительно читать и пересказывать сказки; умение анализировать произведения живописи.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Четвертое лишнее: (слайды 2-7)

1) «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Марья-Моревна».

2) «Волшебник изумрудного города», «Волк и семеро козлят», «Королевство кривых зеркал», «Цветик-семицветик».

3) Шарль Перро, Корней Чуковский, Александр Волков, Евгений Шварц.

О чем пойдет речь на нашем уроке?

3. Актуализация знаний: слово учителя с элементами беседы.

-Литературная сказка — это литературный жанр, который имеет фантастический сюжет, действия происходят в настоящем или выдуманном мире, герои могут быть настоящими, а могут быть вымышленными. (Запись в тетрадях). (Слайд 8)

-В чем сходство и в чем разница между литературной и фольклорной сказками?

Уч-ся. Сходство: в обоих жанрах присутствует выдумка, небылица. Различия: литературная сказка — выдуманная писателем и написанная на бумаге; народная передается из поколения в поколение устно, каждый раз наверняка что-нибудь добавляется. Литературная сказка отличается и тем, что она имеет автора, который может поднимать в своем произведении различные социальные или нравственные вопросы.

-Литературная сказка имеет ряд специфических характеристик.

1) Отражает мировоззрение того периода, в котором она была создана.

2) Может содержать заимствования из фольклорной сказки.

3) Может сочетать в себе как придуманное, так и реальное.

4) В сказке прослеживается явная авторская позиция.

5) Сказка дает оценку героям, их поступкам, происходящим событиям.

— Как появилась литературная сказка? В 18 веке литературная сказка становится самостоятельным литературным жанром. Произошло это потому, что многие писатели, работающие в романтическом направлении, тяготели к народным традициям и народному творчеству. В это время известными сказочниками были Карло Гоцци («Король-олень», «Любовь к трем апельсинам»), Анн Клод Филипп де Леви Келюс («Восточные сказки»). В 19 веке авторские сказки набирают еще большую популярность. В этом жанре начинают работать такие великие писатели как Гете, Гофман, Андерсен.

4. Анализ сказки «Дремучий медведь»: беседа с элементами пересказа, выборочного пересказа, выборочного чтения.

Словарная работа

Хорониться-прятаться.

Семенить ( в нору)-спешить.

Пуд — русская мера веса, равная 16,38 кг, применявшаяся до введения метрической системы.

-Вы прочитали сказку К.Г.Паустовского. Что позволяет нам отнести ее к жанру литературной сказки?

-Почему, на ваш взгляд, сказка называется «Дремучий медведь»? Каково лексическое значение слова дремучий? Что означает выражение «дремучий, как медведь»?

1. Лес называют дремучим, если он густой и через него трудно идти.

2. Дремучим называют то, что густо, пышно растёт.

3. Дремучим называют отдалённое, глухое место.

4. Дремучим называют необразованного, духовно и интеллектуально не развитого человека.

5. Отрицательные качества или дурные чувства человека называют дремучими, если они проявляются в очень высокой степени и их сложно исправлять. (Слайд 9)

-В каком значении слово дремучий употребляется в сказке?

-Бабушка говорит Пете-маленькому: «Всё хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься». Как вы считаете, что имела в виду бабушка?

-За что звери полюбили Петю?

Уч-ся: Потому что он «не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью».

-Как менялось поведение зверей и птиц, когда они видели Петю? Что этим хочет сказать Паустовский своему читателю?

Уч-ся: все радовались появлению Пети: «рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой».

-Каким вы себе представляете Петю? Может быть, вам поможет репродукция картины В.Маковского «Пастушки». (Слайд 10)

t1656600721aa.jpg

В.Маковский. Пастушки.

-Как отреагировал Петя на появление медведя? Почему закричал и заплакал? Что значит фразеологизм «пересчитать кости»? (Запись в тетрадях: Сильно избить кого-либо).

-Почему медведю не удалось съесть теленка, как он мечтал? Как вы относитесь к медведю? Испытываете ли чувство жалости? Каким изображен медведь в сказке Паустовского?

-Почему звери заступились за Петю?

-Чему научила вас сказка «Дремучий медведь»?

Сказка учит, что очень важно иметь настоящих друзей, которые придут к тебе на помощь в самый трудный момент. Не нужно обижать животных, птиц и рыб и тогда они ответят тебе благодарностью. (Запись в тетрадях)

5. Подведение итогов урока

-Главная мысль — нужно жить в гармонии с окружающим миром, не причинять никому вреда, не стоит даже траву топтать без надобности. Ведь все вокруг — живое, все живет и чувствует. Петя очень любил природу и уважительно к ней относился. Поэтому, когда пришла беда (медведь хотел напасть на него и на его стадо) вся живность стала на его защиту, а медведю пришлось бежать так быстро, что он еле-еле спасся, забившись в свою берлогу.

Домашнее задание: прочитать стихотворение Михаила Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» Выписать незнакомые слова, указать их лексическое значение.

Использованная литература

1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому родному языку. 5 класс. К учебнику Александровой. Пособие для учителя. -М.: ВАКО, 2022.-143 с.

2. Родная русская литература. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М.: Просвещение, 2021. — 144 с.

Время чтения: 17 мин.

Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Пети-большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года, и Петя-маленький ее совсем позабыл, какая она была.

– Все тормошила тебя, веселила, – говорила бабка Анисья, – да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в нее. Только она была говорливая, а ты у меня дичок. Все хоронишься по углам да думаешь. А думать тебе рано. Успеешь за жизнь надуматься. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтешь.

Когда Петя-маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.

Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые. Только один, по имени Мужичок, бил Петю шерстистым лбом в бок и брыкался. Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен-чаевник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.

А река была такая, что лучше, должно быть, не найдешь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревах. И каких только дерев не было на Высокой реке! В иных местах даже в полдень было пасмурно от старых ив. Они окунали в воду могучие свои ветви, и ивовый лист – узкий, серебряный, вроде рыбки уклейки дрожал в бегучей воде. А выйдешь из-под черных ив – и ударит с полян таким светом, что зажмуришь глаза. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семен-чаевник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Потому что бобер зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой. Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.

Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. Петя засмеялся, а бобер оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят эти самые бобры и жуют ольховую кору. Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру.

В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно: Там хлопотали разные птицы, а дятел, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича – такой же остроносый и с шустрым черным глазом, – колотил и колотил со всего размаху клювом по сухому осокорю. Ударит, отдернет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит. Петя все удивлялся: до чего крепкая голова у дятла! Весь день стучит по дереву – не теряет веселости.

«Может, голова у него и не болит, – думал Петя, – но звон в ней стоит наверняка здоровый. Шутка ли – бить и бить целый день! Как только черепушка выдерживает!»

Пониже птиц, над всякими цветами – и зонтичными, и крестоцветными, и самыми невидными, как, скажем, подорожник, – летали ворсистые шмели, пчелы и стрекозы.

Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налета, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

И в воде тоже было хорошо. Смотришь на нее с берега – и так и подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.

Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.

Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

– Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. – Здравствуйте!

– Дра! Дра! – отвечала за всех ворона. Никак она не могла выучить до конца такое простое человеческое слово, как «здравствуйте». На это не хватало у нее вороньей памяти.

Все звери и птицы знали, что живет за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в желтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле. И хоть старый это был медведь и кое-где даже седой, но глаза у него горели, как светляки, – зеленые, будто у молодого.

Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была холодная – со дна реки били ледяные ключи, – и медведь раздумал переплывать реку. Не хотелось ему мочить шкуру.

Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья – шуметь, рыбы – бить хвостами по воде, шмели – грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.

А Петя удивлялся и смотрел на небо: не обкладывает ли его тучами, не к дождю ли раскричались звери? Но солнце спокойно плыло по небу. И только два облачка стояли в вышине, столкнувшись друг с другом на просторной небесной дороге.

С каждым днем медведь сердился все сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло – одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь – так и там одна только пыль.

– Беда-а-а! – рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и березки. – Пойду задеру телка. А пастушок заступится, я его придушу лапой – и весь разговор!

От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом – только и дела, что переплыть каких-нибудь сто шагов.

«Неужто не переплыву? – сомневался медведь. – Да нет, пожалуй, переплыву. Мой дед, говорят, Волгу переплывал, и то не боялся».

Думал медведь, думал, нюхал воду, скреб в затылке и, наконец, решился прыгнул в воду, ахнул и поплыл.

Петя в то время лежал под кустом, а телята – глупые они еще были – подняли головы, наставили уши и смотрят: что это за старый пень плывет по реке? А у медведя одна морда торчит над водой. И такая корявая эта морда, что с непривычки не то что телок, а даже человек может принять ее за трухлявый пень.

Первой после телят заметила медведя ворона.

– Карраул! – крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. – Звери, воррр!

Всполошились все звери. Петя вскочил, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в траву: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А телята подошли уже к самому крутояру, вытянули шеи и смотрят.

Закричал Петя, заплакал, схватил длинный свой кнут, размахнулся. Кнут щелкнул, будто взорвался ружейный патрон. Да не достал кнут до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал:

– Погоди, сейчас вылезу на бережок – все кости твои пересчитаю. Что выдумал – старика кнутом бить!

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Петя оглянулся, крикнул: «Подсобите!» – и видит: задрожали все осины и ивы и все птицы поднялись к небу. «Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» – подумал Петя. А людей, как назло, никого рядом нету.

Но не успел он это подумать как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит: «Не-ет, брат, шутишь!»

Старая ива наклонила самую могучую ветку и начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам.

– Это что ж такое? – зарычал медведь. – Бунт? Я с тебя все листья сдеру, негодница!

А ива все хлещет его и хлещет. В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился – и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах и жар прошел от носа до самого кончика хвоста. Взвыл медведь, испугался насмерть, воет и собственного воя не слышит, слышит один хрип. Что такое? Никак медведь не догадается, что это шмели залезли ему в ноздри, в каждую по три шмеля, и сидят там, щекочут. Чихнул медведь, шмели вылетели, но тут же налетели пчелы и начали язвить медведя в нос. А всякие птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском. Медведь начал кататься по земле, отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.

Ползет, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.

– Братцы! – заорал медведь, пуская пузыри. – Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!

– Вот хлебнешь бочку воды, тогда не придешь! – прохрипел окунь, не разжимая зубов. – Уж я ли тебе поверю, Михайлыч, старый обманщик!

Только хотел медведь пообещать окуню кувшин липового меда, как самый драчливый ерш на Высокой реке, по имени Шипояд, разогнался, налетел на медведя и засадил ему в бок свой ядовитый и острый шип. Рванулся медведь, хвост оторвался, остался у окуня в зубах. А медведь нырнул, выплыл и пошел махать саженками к своему берегу.

«Фу, думает, дешево я отделался! Только хвост потерял. Хвост старый, облезлый, мне от него никакого толку».

Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали ее грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.

Подгрызли ольху, стали на задние лапы и ждут. Медведь плывет, а бобры смотрят – рассчитывают, когда он подплывет под самый под удар этой высоченной ольхи. У бобров расчет всегда верный, потому что они единственные звери, что умеют строить разные хитрые вещи – плотины, подводные ходы и шалаши.

Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобер крикнул:

– А ну, нажимай!

Бобры дружно нажали на ольху, шпенек треснул, и ольха загрохотала обрушилась в реку. Пошла пена, буруны, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.

«Ну, теперь крышка!» – подумал медведь. Он рванулся под водой изо всех сил, ободрал бока, замутил всю реку, но все-таки как-то вывернулся и выплыл.

Вылез на свой берег и – где там отряхиваться, некогда! – пустился бежать по песку к своему лесу. А позади крик, улюлюканье. Бобры свищут в два пальца. А ворона так задохнулась от хохота, что один только раз и прокричала: «Дуррак!», а больше уже и кричать не могла. Осинки мелко тряслись от смеха, а ерш Шипояд разогнался, выскочил из воды и лихо плюнул вслед медведю, да недоплюнул – где там доплюнуть при таком отчаянном беге!

Добежал медведь до леса, едва дышит. А тут, как на грех, девушки из Окулова пришли по грибы. Ходили они в лес всегда с пустыми бидонами от молока и палками, чтобы на случай встречи со зверем пугнуть его шумом.

Выскочил медведь на поляну, девушки увидали его – все враз завизжали и так грохнули палками по бидонам, что медведь упал, ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки, понятно, убежали, только пестрые их юбки метнулись в кустах.

А медведь стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в свое логово. Залег с горя спать на осень и зиму. И зарекся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.

Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом.

Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.

– Спасибо вам! – сказал Петя.

Но никто ему не ответил.

Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.

Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:

– Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша! Так, говоришь, окунь ему хвост начисто оторвал? Вот грех-то какой! Вот грех!

Бабка Анисья сморщилась, засмеялась и уронила варежку вместе с деревянным вязальным крючком.

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь».

Цель: Обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.
Задачи: Формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;
— учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;
— развивать речь;
— воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:
1. Психологический настрой – знакомство.
Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.
Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести эта мелодия? (ответы детей).
Составление кластера «Природа». Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.


Самостоятельная работа детей в течение 3 минут.

Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.
Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу.

-Кого нет на нашей картине?

-Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему?

Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь.

— Как же нужно строить отношения с природой?

— Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского. Какие рассказы этого автора вы читали?

3.Реализация
К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя.

-Чему посвящены рассказы Паустовского?

— А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения?

— Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.
Название рассказа состоит из двух слов. Я предлагаю группам подобрать недостающее слово. Если это существительное, то подберите эпитет, если прилагательное, то понятие.

Дети работают по составлению словосочетаний: …….медведь, дремучий……

А вот Паустовский назвал рассказ «Дремучий медведь».

-Какое толкование этого словосочетания вы можете предложить?

-Как называется этот приём? (метафора)

-О ком может быть этот рассказ?

-Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения.

— Какие части в рассказе мы можем выделить?(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.
Крутоя´р — крутой, обрывистый берег.
Осоко´рь – вид тополя
Шпенёк — тонкий стержень

Прослушивание сказки. Первичное чтение.


Чтение с остановками. (объяснение стратегии)
Итак, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.
-Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?


Отрывок 1 Самостоятельное чтение.

Когда Петя- маленький подрос, бабка Анисья определила его пасти колхозных телят.
Телята были как на подбор, лопоухие и ласковые… Петя гонял телят пастись на Высокую реку. Старый пастух Семен – чаёвник подарил Пете рожок, и Петя трубил в него над рекой, скликал телят.
А река была такая, что лучше, должно быть, не найдёшь. Берега крутые, все в колосистых травах, в деревьях.
Ежевика на крутоярах так крепко хватала Петю за ноги, что он долго возился и сопел от натуги, прежде чем мог отцепить колючие плети. Но никогда он, осердясь, не хлестал ежевику палкой и не топтал ногами, как все остальные мальчишки.

-Что же произошло с Петей?

— Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

-Кто может жить на берегах реки?

Отрывок 2. Часть1. (Чтение вслух.)

На Высокой реке жили бобры. Бабка Анисья и Семён-чаёвник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам. Потому что бобёр зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой. Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.
В густоте листьев над Высокой рекой всегда было беспокойно. Там хлопотали разные птицы, а дятел колотил иколотил со всего размаху клювом по сухому осокорю*. Ударит, отдёрнет голову, поглядит, примерится, зажмурит глаза и опять так ударит, что осокорь от макушки до корней загудит.
Пониже птиц, над всякими цветами, летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы.
Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться?

Ответы на вопросы:

-Так кто жил на берегу реки?
-Как животные и растения могут относиться к Пете?

-А как мальчик может относиться к ним?

Часть 2 (чтение вслух)

Постепенно и звери, и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.
Деревья тихонько шумели навстречу Пете — помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.
Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щёлкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пёстрой чешуёй, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.
— Вот и я! — говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щёки. — Здравствуйте!

-Как животные и растения относились к Пете?

-Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? -Почему он это делает?

— Какие черты характера мальчика мы можем назвать?

— Какие чувства у вас возникают?

-Каким цветом вы их обозначите?
-Что произойдет дальше?

Часть 3 (Самостоятельное чтение про себя)

Все звери и птицы знали, что живёт за рекой, в большом лесу, старый медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в жёлтых сосновых иглах, в давленой бруснике и смоле.
Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу.
Когда приходил медведь, птицы начинали отчаянно хлопать крыльями, деревья — шуметь, рыбы — бить хвостами по воде, шмели — грозно гудеть, даже лягушки подымали такой крик, что медведь зажимал уши лапами и мотал головой.
С каждым днем медведь сердился всё сильнее. Он голодовал, брюхо у него совсем отвисло — одна кожа и шерсть. Лето выпало жаркое, без дождей. Малина в лесу посохла. Муравейник разроешь — так и там одна только пыль.
-Беда-а-а! — рычал медведь и выворачивал от злости молодые сосенки и берёзки. – Пойду, задеру телка. А пастушок заступится, я его придушу лапой — и весь разговор!
От телят вкусно пахло парным молоком, и были они совсем рядом — только и дела что переплыть каких-нибудь сто шагов.

Выборочное чтение.

Какое чувство у вас возникло?

-Каким цветом вы бы его обозначили?

-Каким был медведь?

— Почему его назвали дремучим?

-Чего он хотел?

-Почему медведь был сердитым?

— Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

Физминутка.
Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит,
Находит в дуплах мед И в рот себе кладет.
Облизывает лапу Сластена косолапый,
А пчелы налетают, Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:
— Не ешь наш мед, воришка!
Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает И пчелок вспоминает.

Ответьте на вопрос: как поступит медведь?
Действительно, медведь поплыл через реку. Первыми его увидели телята, но приняли за трухлявый пень, плывущий по реке. Потом его заметила ворона. Она и подняла тревогу. Как же должен поступить Петя? Справится ли он с медведем?

Чтение учителем начала отрывка 3.

Подплыл медведь к берегу, полез на крутояр к телятам, облизывается. Петя оглянулся, крикнул: «Подсобите!» — и видит: задрожали все осины и ивы, и все птицы поднялись к небу. «Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» — подумал Петя. А людей, как назло, никого рядом нету.

-Неужто все испугались и никто не поможет?

Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? -Как же она это сделает?

Чтение вслух.

Но не успел он это подумать, как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит:
— Не-ет, брат, шутишь!
В это время дятел слетел с дерева, сел на медвежью голову, потоптался, примерился и как долбанет медведя по темени! У медведя позеленело в глазах, и жар прошёл от носа до самого кончика хвоста. А всякие птицы тучей вьются кругом и выщипывают у него шкуру волосок за волоском. Медведь начал кататься по земле, отбиваться лапами, закричал истошным голосом и полез обратно в реку.
Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.
— Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!
— Вот хлебнёшь бочку воды, тогда не придёшь! — прохрипел окунь, не разжимая зубов. — Уж я ли тебе поверю, Михайлыч, старый обманщик!
Рванулся медведь, хвост оторвался, остался у окуня в зубах. А медведь нырнул, выплыл и пошёл махать сажёнками к своему берегу.
— Фу, — думает, — дёшево я отделался! Только хвост потерял. Хвост старый, облезлый, мне от него никакого толку.
Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали её грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.
Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобёр крикнул:
— А ну, нажимай!
Бобры дружно нажали на ольху, шпенёк треснул, и ольха загрохотала — обрушилась в реку. Пошла пена, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.
«Ну, теперь крышка!» — подумал медведь. Он рванулся под водой изо всех сил, ободрал бока, замутил всю реку, но всё-таки как-то вывернулся и выплыл.

Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» 4 отрывка.

Вылез на свой берег и — где там отряхиваться, некогда! — пустился бежать по песку к своему лесу.
Добежал медведь до леса, едва дышит. Стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово. Залёг с горя спать на осень и зиму. И зарёкся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.

Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение 2 части 4 отрывка.

Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом. 
Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.
— Спасибо вам! — сказал Петя.
Но никто ему не ответил.
Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.
Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:
— Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша!

Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?
В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

4.Рефлексия
Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?
Давайте выстроим композиционную линию рассказа. ( Работа в группах).
Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.
Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.
Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.
Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.
Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.
Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?
Домашнее задание. Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка.Докажите свою точку зрения.

Краткосрочный план урока по литературному чтению

Дата: «18» января 2017г. Учитель: Коваленко Е.Н.

Тема урока:

К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

Анализ литературного произведения с точки зрения построения композиции

Развитие

навыков

Развитие речи.

Учимся чувствовать и понимать язык художественного произведения.

Воспитываем бережное, уважительное отношение к природе.

Критерии успеха

Все учащиеся смогут:

Назвать элементы композиции.

Слушать и слышать собеседника, работая в паре, группе. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Большинство учащихся смогут:

Выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения

Находить основную мысль в тексте.

Некоторые учащиеся смогут:

Находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие его структурным компонентам.

Анализировать текст, понимать красоту речи в произведении,

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Навыки

использования

ИКТ

На этом уроке не используется ИКТ

Языковая цель

Используемый язык для диалога на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

I Орг. Момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Мы с вами знакомы, но для тех, кто вдруг забыл, меня зовут Елена Николаевна. Вы уже обратили внимание на то, что к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и начнём урок.

1. Эмоциональный настрой.

А теперь закройте глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев, сверкающих снежинок. Откройте свои глаза.

Музыка.

Работа в парах.

2. Актуализация.

Составление понятийного колеса «Природа»

— Как можно назвать одним словом, всё, что я перечислила сейчас? (природа).

Составьте понятийное колесо с этим словом.

Дети составляют понятийное колесо, затем его защищают.

Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой?

Эту проблему затрагивают многие писатели в своих произведениях. С одним из таких писателей вы познакомились на прошлом уроке. Назовите его имя (К.Г. Паустовский)

Что же мы знаем о нём?

Бумага, фломастеры.

Середина урока

Работа в группах

Работа в парах

Коллективная работа

Реализация. Проверка домашнего задания.

Приложение 1.

2. «Лови ошибку». Работа с текстом.

Приложение 2.

Учитель раздаёт отрывки из произведения, в которых допущены ошибки. Дети сообща читают текст, находят ошибки, зачитывают в исправленном виде.

За каждую найденную ошибку получают смайлик.

3. Физ. минутка.

К какому литературному жанру относится это произведение?

Чем отличается литературная сказка от народной?

Запишите в таблицу, что сказочное, а что реальное вы встретили в данной сказке.

Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать это произведение?

Проверка.

Одна из пар читает, другие слушают, дополняют.

Вспомним, правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе можем выделить?

(Вывешивание слов на доску: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка вразброс).

Дети устанавливают части композиции по порядку.

Затем находят части композиции непосредственно в произведении.

Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

Завязка — между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

Развитие — Но в лесу живет злой и голодный медведь. Дремучий, который хочет съесть телят.

Кульминация – природа защищает своего доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.

Развязка – медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

Как же нужно строить отношения с природой? Какая же важнейшая мысль творчества К.Паустовского?

(Мысль о красоте и поэзии человеческой души, стремления открыть для всех и каждого «ключ к прекрасному», обогатить человека эмоционально и эстетически: «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.» Каким видит любимого героя сказок и рассказов Паустовского?

Человек отзывчивый, чуткий, способный в обыденном видеть необыкновенное).

Дети рассказывают биографию К. Г. Паустовского

(2 человека)

Дескриптор:

1. Выразительно читают текст.

2. Находят в тексте ошибки.

Приложение 1.

Конец урока

4.Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

Слово для соседа:

— Ты молодец!

— Ты сегодня не плохо работал

— Ты мог бы работать и лучше

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Более успешные ученики работают с текстом, отвечают на дополнительные вопросы

Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов.

Приложение 1.

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Кроме него, в семье было еще трое детей – два брата и сестра. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Мать Паустовского была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась «твердых взглядов», сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Его отец служил в управлении железной дороги, был неисправимым мечтателем. Когда из семьи Паустовских ушел отец, Костя, чтобы окончить гимназию, должен был зарабатывать себе на жизнь. В то время Паустовский пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом литературном журнале. Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.

С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме, она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором». Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капита­ном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов. Все мечты маленького Кости сбылись.

Встав взрослым, он много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Константин Георгиевич учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. Его книги помогают почувствовать «сказку жиз­ни»

Приложение 2.

1 группа.

Сын бабки Акулины, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Петя -большого – Петя -маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было четыре года, и Петя-маленький ее совсем позабыл, какая она была.

— Все тормошила тебя, — говорила бабка Акулина, — да, видишь ты, застудилась осенью и померла. А ты весь в нее. Только она была мочаливая, а ты у меня весельчак. Все веселишься да веселишься. А тебе думать надо. Жизнь долгая, в ней вон сколько дней! Не сочтешь.

Когда Павел-маленький подрос, бабка Акулина определила его пасти соседских овец.

2 группа
Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. Петя свистнул, а бобер оглянулся на него, зашипел и спрятался в нору.
А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку молодая берёза. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы. Петя подбежал к берёзе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках берёзы сидят эти самые бобры и жуют берёзовую кору. Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру. 

В густоте листьев над Высокой рекой всегда было спокойно: Там спали разные птицы, а удод, похожий на сельского почтаря Ивана Афанасьевича — такой же остроносый и с шустрым черным глазом, — колотил и колотил со всего размаху ножками по сухому осокорю.

3 группа

И в воде тоже было интересно. Смотришь на нее с лодки — и так и подмывает уйти и не смотреть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну черепаха величиной с бабкино корыто, растопырила лапы , а рыбы пятятся от неё, помахивают хвостами. 
Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его флейта? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал бабочек за лапки ниткой, не швырял в бобров палками и не травил рыбу едучей известью. 

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу убегали зайцы, кузнечики взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», белки выскакивали из дупла, чтобы похвастаться перед Петей своими шубками, дятел так ударял по осокорю, что бобры зажимали уши и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

4 группа

Все звери и птицы знали, что живет за горой, в большой берлоге, молодой медведь и прозвище у того медведя Дремучий. Его шкура и вправду была похожа на дремучий лес: вся в желтых еловых иглах, в давленой малине и смоле. И хоть молодой это был медведь и кое-где даже шустрый, но глаза у него горели, как светляки, — зеленые, будто у старого. 
Звери часто видели, как медведь осторожно пробирался к реке, высовывал из травы морду и принюхивался к телятам, что паслись на другом берегу. Один раз он даже попробовал лапой воду и заворчал. Вода была тёплая — со дна реки били чистые ключи, — но медведь раздумал переплывать реку. Не хотелось ему встречаться с пастушком

С каждым днем медведь злился все сильнее. Он ревел, брюхо у него совсем отвисло — одна кожа и шерсть. Лето выпало дождливое, без тепла.

5 группа

 Первой после бобров заметила медведя сорока. 
— Карраул! — крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. — Люди, воррр! 
Звери не обратили внимания. Петя заплакал, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в воду: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А овцы подошли уже к самому озеру , вытянули шеи и смотрят. 
Закричал Петя, заплакал, схватил камень и бросил в медведя. Да не достал до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал: 
— Погоди, сейчас вылезу на траву — все кости твои пересчитаю. Что выдумал — старика бить! 

«Неужто все испугались и никто мне теперь не поможет?» — подумал Петя.

Приложение 3.

Реальное

Сказочное

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Цель: обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.

Задачи:

— формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;

— учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;

— развивать речь;

— воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:

1. Психологический настрой.

— Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.

— Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести нас эта мелодия?

3. Составление кластера «Природа».

— Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.

4. Самостоятельная работа (3 минуты).

— Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.

(Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу)

— Кого нет на нашей картине? Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему? Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского.

3. Биографическая справка о писателе (сообщение детей).

— К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя. Чему посвящены рассказы Паустовского? А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.

— Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?

(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

4. Словарная работа.

— Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.

Крутоя´р — крутой, обрывистый берег.

Осоко´рь – вид тополя

Шпенёк — тонкий стержень

5. Чтение с остановками (объяснение стратегии).

— И так, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.

— Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?

Самостоятельное чтение (отрывок 1)

— Что же произошло с Петей? Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

— Кто может жить на берегах реки?

Чтение вслух (отрывок 2; часть 1)

— Так кто жил на берегу реки?

— Как животные и растения могут относиться к Пете? А как мальчик может относиться к ним?

Чтение вслух (часть 2)

— Как животные и растения относились к Пете? Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? Почему он это делает? Какие черты характера мальчика мы можем назвать? Какие чувства у вас возникают? Каким цветом вы их обозначите?

— Что произойдет дальше?

Самостоятельное чтение про себя (часть 3)

— Какое чувство у вас возникло? Каким цветом вы бы его обозначили? Каким был медведь? Почему его назвали дремучим? Чего он хотел? Почему медведь был сердитым? Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

6. Физминутка (театрализация стихотворения)

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

— Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Чтение учителем (начало отрывка 3).

— Неужто все испугались и никто не поможет? Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? Как же она это сделает?

Чтение вслух.

— Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» (4 отрывка).

— Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение (2 часть; 4 отрывок).

— Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?

— В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

7.Рефлексия.

— Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?

— Давайте выстроим композиционную линию рассказа.

8. Работа в группах.

Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.

Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.

Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

— Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?

9. Домашнее задание.

— Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка. — Докажите свою точку зрения.

Урок литературы.

Тема: К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Автор-составитель: Мусабекова С. В.

КГУ «Школа-лицей п. Жезкент»

2013-2014 учебный год

  • Новая жизнь рассказ в дзене
  • Новая волна как пишется
  • Новаторство поэтов футуристов сочинение
  • Новаторство комедии горе от ума сочинение
  • Новаторство драматургии а п чехова сочинение