Нравоучительный смысл и причудливый сюжет сказки а погорельского черная курица или подземные жители

Государственное
общеобразовательное учреждение

средняя
общеобразовательная школа № 90

Устюгова Татьяна Ивановна

(учитель русского языка и литературы)

нравоучительное
содержание и причудливый сюжет сказки антония погорельского «Чёрная курица, или
Подземные жители»

 (повторительно-обобщающий
урок)

Разработка урока

для учащихся 5 класса

Санкт-Петербург

2015

Нравственные
уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные
жители»

Цели:

Обучающие:

формирование
гуманного отношения друг
познакомить
с понятием «нравственные уроки» на материале произведения.

Развивающие:

развивать познавательные процессы и УУД.

Воспитательные:

формировать нравственные ориентации на распознание истинных и
ложных ценностей;

пробудить
чувства ответственности, долга, уважения;

формировать
правильное отношение
к родному городу.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные:
знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алёши (словесно рисовать
или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать
характеристику герою.

Личностные:
осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей,
выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников,
делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку;
осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные:
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции,
действует по плану.

Познавательные:
понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме,
использует ее для решения различных учебных задач.

Коммуникативные:
вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей
беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: урок
повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Оборудование урока:
учебник «Литература 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2012», I часть, ПК, мультимедийная установка, презентация
подготовленная учителем, презентация подготовленная учеником, карточки со
словами, называющими эмоции.

План урока:

I.         
Актуализация опорных знаний

II.         
Мотивация учебной деятельности, целеполагание

III.         
Словарная работа

IV.         
Физминутка

V.         
Работа в группах

VI.         
Беседа на выявление восприятия текста

VII.         
Словарная характеристика (работа в группах)

VIII.         
Рефлексия

IX.         
Подведение итогов, выставление оценок

X.         
Домашнее задание

Ход урока

      Здравствуйте! Когда люди
встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы
улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

      I.           
Актуализация опорных знаний  

На
доске записана тема нашего урока по сказке «Чёрная курица или подземные
жители», но первые слова закрыты. Чтобы их узнать, надо ответить на вопросы.

1.                
В чём различия между фольклорной и литературной сказкой?

2.                
Как звали на самом деле автора сказки «Чёрная курица…»

3.                
Кому Алексей Алексеевич Перовский посвятил сказку? (тема открыта
полностью)

   II.           
Мотивация учебной деятельности, целеполагание

Что такое нрав? (характер)

А нравственность? (мораль, ответственность
за свои поступки, способность быть честным, справедливым, благоразумным)

Что вы хотите узнать по теме урока,
сформулируйте, цель нашего урока.

Цель урока: показать, что нравственные
законы вечны и едины.

На доске записаны пословицы. Отметьте
среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят к содержанию сказки.

— Какую из них вы предложили бы для
эпиграфа урока?

1.    
Трудно найти, легко потерять.

2.    
Как прожил, так и прослыл.

3.    
Сам погибай, а друзей выручай.

4.    
Дал слово – держи его.

5.    
Что посеешь, то и пожнешь.

6.    
Учись на добро отвечать добром.

7.    
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

8.    
Добро век не забудется.

Эпиграф
урока. Учись на добро отвечать добром.
(Записать
в тетради)

– Вы доказали, что умеете определять идею
произведения, его главную мысль.

III. Словарная работа

– Как вы заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она
относится к началу 19 века. Я попросила ______________________________
поработать с незнакомыми словами. Он подготовил нам сообщение.

 (Презентация, рассказ ученика –
объяснение значения слов

Дортуар (общая спальня для учащихся в закрытых учебных заведениях),

Вакации (свободное от учения или службы время, каникулы),

Изразец (плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель)

Тупей (фр. to(u)p — прядь волос) причёска со взбитым хохлом и зачёсанными назад волосами.

Букли авитые локоны, пряди вьющихся волос, кудри. Во времена Павла I в армии были по прусскому образцу
введены солдатские твёрдые парики с буклями и косицей, которые полагалось, намочив
пивом или квасом, обсыпа́ть мукой)
.

Шиньон (причёска с использованием волос, собранных на затылке. Название причёски происходит
от французской фразы «chignon du
cou», означающей «задняя часть шеи», «затылок»)
.

Салоп (верхняя одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с
небольшими рукавами; скреплялась лентами
или шнурами. Салопы шили из
бархата, шелка, дорогого сукна; часто
на подкладке)
.

Фрак (мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди, с длинными узкими
фалдами (полами) сзади, брюки с
атласными лампасами)
).

– Спасибо за рассказ и яркую презентацию.
Теперь мы с вами будем знать значение этих слов и правильно употреблять их в
речи.

IV. Физминутка.

Ребята, цель поставлена, работа предстоит
напряженная. Давайте сначала немного разомнемся.

Раз! — Подняли руки вверх.

Два! — Нагнуться вниз.

Три-четыре-пять! — Прямо стать,

Будем снова начинать.

V. Работа в группах.

      Хочу заметить, что «Чёрная курица,
или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости
наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и
уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней
правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний
мир ребёнка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения,

ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского
органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Поэтому сейчас мы
подробнее поговорим о нашем герое, для этого необходимо выполнить следующие
задания по группам:

I группа Алёша в начале сказки.
Перескажите эпизод о том, как Алёша спас Чернушку, от первого лица, передавая
чувства и эмоции героя.

II группа Алёша
в подземном царстве
. Прочитайте по ролям диалог короля и Алёши. Какова роль
этого эпизода в сказке? Почему именно такое условие поставил король? Что значит
быть скромным?

III группа Жизнь Алёши после подарка.
Проследите, какие изменения произошли в нраве и поведении мальчика. Расскажите
об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

VI. Беседа на восприятие текста.

– Как вы думаете, почему Чернушка не
появлялась во время «славы» Алёши?

– Чем закончилось для Алёши это
восхождение?

– Почему испортился его нрав?

Ребята, а какие чувства вы  испытали к Алёше
по мере прочтения сказки?

Давайте проследим, как меняется наше
отношение к главному герою по мере развития действия сказки (когда учащиеся
правильно называют эмоцию, учитель прикрепляет на доску соответствующую
карточку)
:

Сочувствие – Алёше было грустно и
скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой.

Симпатию – Алёша добрый,
ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение – Не пожалел кухарке
империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство
мальчика), чтобы спасти свою любимицу – чёрную курицу; Алёша смелый, не
испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение
Алёша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не
трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.

Досаду – Из-за Алёшиного
непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность – Алёша попросил
подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал свой урок, какой бы ему ни
задали».

Сожаление – Характер Алёши начал
портиться, мальчик стал заносчивым. Шалил, мешал другим детям заниматься.

Разочарование – Алёша уже не
стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами.

Негодование, возмущение – Алёша
нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни
быть наказанным за неподобающее поведение.

Сострадание – Алёша всё же
осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие.

Надежду – Алёша хочет, может и
должен исправиться.

Радость – Все снова полюбили Алёшу.

      Ребята, посмотрите, пожалуйста, на
слова, записанные на доске: (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение,
досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение,
сострадание, надежда, радость
). Вот какие разные чувства испытываем мы,
читатели, по ходу развития сюжета сказки. Давайте все вместе сделаем вывод,
отчего же они меняются?

     Вывод: Наши
чувства напрямую связаны с изменением нрава главного героя.

Ребята,
а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Чёрная курица, или Подземные
жители» (волшебная сказка).

А
какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко,
помощник-даритель – чёрная курица, волшебное царство)

Теперь
давайте назовем главных героев сказки. (Алёша и Чёрная курица)

Ребята,
мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и
отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алёше и Чёрной курице? (Чернушка-положительный
герой, а Алёша и положительный, и отрицательный, противоречивый
).

Ещё
раз вернёмся к содержанию сказки и вспомним, о чём просит Чернушка Алёшу перед
путешествием в Подземное царство? (Быть скромным).

А
что значит «быть скромным» в данном тексте? (Никому не рассказывать о том,
что он увидит во время путешествия
).

Молодцы.
Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть
скромным
 «уметь хранить тайну».

Ребята,
а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алёша попросил в
подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным
учеником, не прилагая для этого никаких усилий? (Он забыл, что всё даётся
человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним
навсегда, приносят польз
у).

Что
случилось с характером Алёши, получившим волшебное зернышко? (Он становится
капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его
успехи — это заслуга волшебного зёрнышка. Потеряв зернышко, Алёша оказывается
хуже самого последнего ученика
).

VII.
Словесная характеристика (работа в парах).

      Итак, Алёша получил волшебное
зернышко, и жизнь его изменилась, да и сам он изменился. Давайте дадим
характеристику Алёше до получения зёрнышка и после получения зёрнышка.

      На интерактивной доске находятся
слова, распределите эти слова в два столбика (учащиеся выполняют задание
письменно
).

Добрый Ласковый Упрямый Любознательный
Общительный Дерзкий Гордый Непослушный Скромный Самолюбивый Жестокий
Застенчивый

До получения зёрнышка

Имея зёрнышко

Добрый

Жестокий

Ласковый

Упрямый

Общительный

Непослушный

Скромный

Самолюбивый

Застенчивый

Гордый

Любознательный

Дерзкий

– Какой из героев вам нравится больше: до
или после? Почему?

– Если так трагично заканчивается сказка (жители подземного
королевства ушли; Алёша наказан; предательство
), то можно ли говорить, что
конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает. Потому что Алёша стал
прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком, он получает урок
нравственности
).

VIII. Рефлексия

      А теперь давайте составим синквейн, который станет финалом
нашего сегодняшнего разговора об Алёше. Напоминаю его строение:

1 строчка – одно существительное,
обозначающее тему;

2 строчка – два глагола; раскрывающие
действия, воздействия свойственные данному предмету, явлению;

3 строчка – три прилагательных,
раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки, явления предмета,
заявленного в теме синквейна;

4 строчка — фраза – раскрывающая суть
явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки;

5 строчка – существительное, выступающее
как итог, вывод.

Алёша

Добрый, отзывчивый

Спасает, предает, раскаивается

Он сделался  примером для
ребят.

Совесть.

IX. Подведение итогов урока.

-Какой
же нравственный урок вы получили?

Сегодня на уроке я
узнал……
(Что ценится в жизни  лишь то, что достается
трудом, только в  этом случае оно принесет радость и счастье
).

                             
я хочу узнать………….

Выставление оценок учащимся за работу на
уроке.

X. Домашнее задание

      Напишите сочинение-миниатюру
«Если бы у меня было волшебное семечко».

Спасибо за работу.

Слайд 1

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки Презентация выполнена учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка Выб оргского района Санкт-Петербурга Канунниковой Светланой Фёдоровной 1

Слайд 2

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители » 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Биография писателя Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа А. К. Разумовского. Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет. 1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности. Один из образованнейших людей России. Участник войны 1812года. В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним. 4

Слайд 5

Сказка «Черная курица, или Подземные жители» была впервые напечатана в 1829году. Волшебная повесть, как определил жанр произведения сам автор,«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» была написана для десятилетнего племянника Алеши, который станет поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. 5

Слайд 6

Алексей Алексеевич Перовский Алексей Константинович Толстой 6

Слайд 7

«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. 7

Слайд 8

«Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии жил- был содержатель мужского пансиона…» 8

Слайд 9

Найдите на карте Васильевский остров . Линия – название стороны улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием. 9 Васильевский остров ва

Слайд 10

«В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко не был таким , каков теперь…» 10

Слайд 11

«Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели теперь…» 11

Слайд 12

«…да и сама площадь Исаакиевская вовсе не такова была.» 12

Слайд 13

«Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою…» 13

Слайд 14

« Адмиралтейство не было обсажено деревьями…» 14

Слайд 15

15

Слайд 16

«… манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом…» 16

Слайд 17

17

Слайд 18

«…одним словом, Петербург тогдашний не тот был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…» 18

Слайд 19

«В нынешние времена вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…» 19

Слайд 20

Главный герой сказки – Алеша Сколько Алеше лет? Почему Алеше одиноко? Что помогает Алеше справиться со скукой? 20

Слайд 21

Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица. . 21

Слайд 22

Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти? Империал – золотая монета. 22

Слайд 23

Описание праздничного обеда . 1. Найдите в тексте и прочитайте описание праздничного обеда. 2.Что вас поразило? 3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? Описание одежды Описание причесок Убранство стола 23

Слайд 24

Но Алеше все это не интересно. Ему показалось, что его позвала черная курочка. «Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…» Что произошло ночью? 24

Слайд 25

Алеша и подземные жители Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка. В каком значении употреблено слово скромный? Нескромность – неумение хранить тайну. 25

Слайд 26

Алеша перед подземным королем Какое желание просит исполнить Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? 26

Слайд 27

Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять. 27

Слайд 28

Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? 28

Слайд 29

Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица? 29

Слайд 30

Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? 30

Слайд 31

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде. 31

Слайд 32

Как закончилась сказка? 32

Слайд 33

В чем мудрость сказки? Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость. 33

Слайд 34

Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? Сказочный зачин — ЖИЛ-был Волшебное средство – семечко Помощник, даритель – Черная курица Подземное царство 34

Слайд 35

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? Безделье Гордыня Предательство 35

Слайд 36

Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. 36

Слайд 37

Задание на дом: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители». 37

Слайд 38

38 Спасибо за урок!

  Тема урока Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки А. Погорельского « Черная курица, или Подземные жители»

Тема урока

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки А. Погорельского « Черная курица, или Подземные жители»

 Цели урока:   1. Обучение приемам анализа характера главного героя сказки 2. Формирование умений ориентироваться в пространстве художественного произведения 3. обогащение речи и развитие умений обобщать материал 4.духовно- нравственное воспитание на примере героя сказки

Цели урока:

1. Обучение приемам анализа характера главного героя сказки

2. Формирование умений ориентироваться в пространстве художественного произведения

3. обогащение речи и развитие умений обобщать материал

4.духовно- нравственное воспитание на примере героя сказки

 Биография писателя Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа А. К. Разумовского. Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет. 1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности.  Один из образованнейших людей России. Участник войны 1812года.  В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним.

Биография писателя

Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа

А. К. Разумовского.

Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет.

1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности.

Один из образованнейших людей России.

Участник войны 1812года.

В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним.

 Сказка «Черная курица, или Подземные жители» была впервые напечатана в 1829году. Волшебная повесть, как определил жанр произведения сам автор,«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» была написана для десятилетнего племянника Алеши, который станет поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

  • Сказка «Черная курица, или Подземные жители» была впервые напечатана в 1829году.
  • Волшебная повесть, как определил жанр произведения сам автор,«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» была написана для десятилетнего племянника Алеши, который станет поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

 Алексей Алексеевич Перовский Алексей Константинович Толстой

Алексей Алексеевич Перовский

Алексей Константинович Толстой

 «Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии жил- был содержатель мужского пансиона…»

«Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии жил- был содержатель мужского пансиона…»

ва   Найдите на карте Васильевский остров.   Васильевский остров Линия – название стороны улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием.

ва

Найдите на карте Васильевский остров.

Васильевский остров

Линия – название стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион – школа с общежитием.

 «В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко не был таким , каков теперь…»

«В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко не был таким , каков теперь…»

 «Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели теперь…»

«Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели теперь…»

«…да и сама площадь Исаакиевская вовсе не такова была.»

«…да и сама площадь Исаакиевская вовсе не такова была.»

«Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою…»

«Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою…»

« Адмиралтейство не было обсажено деревьями…»

« Адмиралтейство не было обсажено деревьями…»

 «… манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом…»

«… манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом…»

«…одним словом, Петербург тогдашний не тот был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…»

«…одним словом, Петербург тогдашний не тот был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…»

   Главный герой сказки – Алеша    Сколько Алеше лет?  Почему Алеше одиноко?  Что помогает Алеше справиться со скукой?

Главный герой сказки – Алеша

Сколько Алеше лет?

Почему Алеше одиноко?

Что помогает Алеше справиться со скукой?

.  Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество?   Чернушка – ласковая, хохлатая курица.

.

Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица.

Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?  Империал – золотая монета.

Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?

Империал – золотая монета.

 Но Алеше все это не интересно. Ему показалось, что его позвала черная курочка.  «Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…» Что произошло ночью?

Но Алеше все это не интересно. Ему показалось, что его позвала черная курочка. «Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…»

Что произошло ночью?

 Алеша и подземные жители Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка.  В каком значении употреблено слово скромный?   Нескромность – неумение хранить тайну.

Алеша и подземные жители

  • Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка.

В каком значении употреблено слово скромный?

Нескромность – неумение

хранить тайну.

Алеша перед подземным королем  Какое желание просит исполнить Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий?

Алеша перед подземным королем

  • Какое желание просит исполнить Алеша?
  • Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий?

 Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания.  Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.

Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.

 Почему стал изменяться характер Алеши?   Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

                          Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки?       Предал ли подземных жителей?   Почему пострадал именно министр Черная курица?

Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки?

Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица?

 Всегда страдает тот, кто любит.  Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он.   Упрекает ли,  обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде.

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде.

 Как закончилась сказка?

Как закончилась сказка?

В чем мудрость сказки?  Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость.

В чем мудрость сказки?

Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость.

 Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? Сказочный зачин - ЖИЛ-был   Волшебное средство – семечко Помощник, даритель – Черная курица Подземное царство

Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении?

Сказочный зачин — ЖИЛ-был

Волшебное средство – семечко

Помощник, даритель – Черная курица

Подземное царство

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются?  Безделье Гордыня Предательство

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются?

  • Безделье
  • Гордыня
  • Предательство

Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать.  А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.

Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.

Задание на дом:   напишите сочинение-миниатюру  «Чему научила меня волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители».

Задание на дом: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители».

 Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Цель урока:

1) Развитие навыков беглого выразительного чтения.
2) Развитие умений грамотно и полно давать ответы на вопросы
3) Развитие умений обобщать проанализированный материал.
4) Учить определять главную мысль произведения.
5) Делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки.

Термины: сказка, псевдоним, идея.

Задание: перед уроком всем прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского (индивидуальное задание).

Ход урока

Слово учителя

Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века.

Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть….. Мы с вами прочитали много замечательных книг: это сказки Жуковского, сказки Пушкина и Ершова Сегодня мы познакомимся ещё с одним писателем и его произведением.

Рассказ о писателе (индивидуальное задание).

 Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836), русский писатель. Сборник романтических повестей и рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), сказка «Черная курица, или Подземные жители» (1829), роман «Монастырка» (1830-33). Алексей Алексеевич Перовский взял себе имя Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России, участником Отечественной войны 1812 года. Его сказка «Черная курица, или Подземные жители» была написана в 1829 г. (2009-180 лет).

Тест

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва
б) Петербург
в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг
б) прогулка по двору
в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты
б) драгоценный камень
в) золотая монета

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) король
б) министр
в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга
б) конопляное семечко
в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза
б) четыре раза
в) шесть раз

Эта сказка волшебная. Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Объясним:

Санкт-Петербург.
Васильевский остров.
Линия.
Пансион.

Санкт-Петербург. Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, — 13 (27) мая 1703 года — принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.

Васильевский остров, самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Линия — название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.)

Это все, правда. А что здесь сказочного? (Только « жил-был»)

Читаем описание старого Петербурга. (Показать иллюстрации города). Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему?

Кто такой Алёша?

Рассказ о главном герое сказки (индивидуальное задание).

Класс разбивается на группы. Каждой группе дается задание.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
2) Спасение Чернушки.
3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

4 группа. Характер Алёши.

1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши
2) Меняется ли характер Алёши?

Обобщение. Совместная работа всех групп.

Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Приносят ли Алёше радость успехи, к достижениям которых он не прикладывает никаких усилий? (Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Они ему на пользу.)

Как закончилась сказка? (Алеша возвращается к жизни, к самому себе.)

Какой урок усвоил Алёша из этой истории? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье.)

История Алёши и курицы Чернушки (министра подземного королевства) поучительна.
Но достоинство сказки не только в её нравоучительном сюжете, но и в поэтичности того очаровательного мира, куда попадает мальчик.

Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь? (Волшебное средство – семечко; помощник даритель – Черная курица; Подземное царство и его жители.)

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему: «Самый сильный и мудрый урок».

Список литературы

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. учебник «Литература 5 класс» Москва «Просвещение», 2007.

2. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В. Литература в 5 классе. Книга для учителей; Москва «Русское слово», 2000.

3. Шаталова О. В. Дидактические материалы по литературе; к учебнику «Литература. 5 класс» В. Я. Коровина и др. (М.: Просвещение) — Издательство «Экзамен» Москва-2007.

Loading…

Доброе утро, ребята! Сегодня мы продолжаем работать со сказкой «Черная курица, или подземные жители» А. Погорельского.

·        В сказке представлено два плана: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Два мира соединяет образ Чернушки, которая в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр. С волшебной сказкой произведение роднит и наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора.

·        Король сказочной страны за спасение своего главного министра Чернушки – предлагает Алёше загадать желание. И с этого момента начинается череда ошибок мальчика, которая и приводит к печальным последствиям. Алёша загадывает, чтобы всегда знать урок свой, не прикладывая к этому усилий. Король опечален таким неблаговидным желанием, но всё-таки он исполняет своё обещание, вручив мальчику волшебное конопляное семечко. Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь урок этот не стоит ему никакого труда.

·        Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

·        Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера. Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

·        Автор противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится послушным, добрым, скромным и прилежным.

·        Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, пансион, в котором учился Алёша, быт того времени, и так же ярко изображены: волшебное государство и чёрная курица, которая была подземным министром.

·        Мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил её рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление.  Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен «свободный и изящный» слог сказки. Известны положительные отзывы В. А. Жуковского: «У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка «Чёрная курица».

·        Сказка раскрывает внутренний мир ребёнка, особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в детстве очень большое впечатление.

·        Домашнее задание: стр.148-149, ответить на вопросы 1-7 (устно)

Видео

Дата публикации — 12.11.2021

Урок литературы в 5 классе

Тема: «А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»;  развитие   навыков   выразительного   чтения.   Сказочное   и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

— показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

— повторить знания учащихся о сказке;

— развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

— развивать умение обобщать проанализированный материал;

— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

— духовно – нравственное воспитание учащихся.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С. Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать? В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)

  1. Актуализация знаний.

Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

  • Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что вы знаете об авторе этой сказки?

5. Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
      Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829 году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же  главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью  иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем  в группах.

1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

  1. Расскажите о любимых занятиях Алеши.

  2. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

  3. Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

  1. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

  2. Куда Чернушка повела Алешу?

  3. Кого испугался Алеша и почему?

  4. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

  5. Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном городе»

  1. Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

  2. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

  3. Что увидел мальчик в подземном царстве?

  4. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

  5. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

  6. Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

  7. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители Подземного города»

  1. Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

  2. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

  3. На кого охотятся в Подземном царстве?

  4. Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

  5. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»

  1. Как  ведёт себя Алёша  после подарка короля?

  2. Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

  3. Как был наказан мальчик?

  4. Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

  5. Что произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

 Это литературная сказка

Ребята, еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
            — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.

Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.

Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.

Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.

Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.

Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.

Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.

2 вариант

Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие. Первый мир – это реальность, здесь Алеша проходит свое обучение. Второй мир – это волшебное подземное царство. Эти миры взаимодействуют друг с другом. Чернушка в реальном мире является обыкновенной курицей, в волшебном измерении она представляется нам в образе заслуженного министра. В произведении главный герой должен преодолеть массу испытаний. На его пути встретятся различные волшебные персонажи и предметы.

Главным действующим персонажем произведения является мальчишка по имени Алеша. Он живет в городе Санкт-Петербурге. Обучается он в том же городе в пансионате. С самого начала мальчика можно охарактеризовать как любознательного и умного парня. Ему нравится учиться и познавать новое. У него много друзей. Алеша с нетерпением ждет выходных, чтобы получить весточку от родителей. Мальчик по своей натуре очень добрый. Он постоянно кормит куриц во дворе, а когда узнает, что Чернушку хотят зарезать начинает защищать ее. Алеша ради спасения курицы отдал кухарке золотой империал.

За такой поступок Чернушка решила отблагодарить мальчика. Она поведала Алеше про подземное царство. Она думала, что там он не будет чувствовать себя одиноко. С этого момента жизнь парня изменилась в лучшую сторону и стала интереснее. В волшебном мире Алеша встретился с рыцарями, успел пообщаться с королем. В новой реальности все другое и необычное. Мальчику нравится сад том много необыкновенных деревьев и цветов. Здесь много диких зверей прикованных цепями. Чернушка рассказала ему все о подземном царстве.

Там ему преподнесли подарок – это конопляное семечко. Благодаря ему он смог отвечать на любой вопрос учителя доже, если не готов. С этого момента он стал получать хорошие оценки просто так.

Вскоре мальчик зазнался и стал вести себя высокомерно по отношению к своим товарищам. В конце у мальчика не осталось друзей. Погорельский таким поведением мальчика хотел показать читателю, что в любом человеке борется добро и зло, но чаще всего побеждает плохая сторона. Мальчик, получив конопляное семечко из доброго и отзывчивого превратился в эгоиста. Произведение показывает читателям, что нужно трудиться, учиться и развиваться. Легкая слава приводит к разрушению личности.

Анализ 3

Воспитательное значение

Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих — все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой.  Достигать своих целей нужно самому.

Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.

Черты стиля

Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения, помогло автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».

Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц — Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.

В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Популярные сегодня темы

  • Главные герои Сказки о мертвой царевне Пушкина

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

  • Анализ рассказа Бирюк Тургенева

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк», написанном в 1848 году, описывается порядок действий, которые как нельзя лучше раскрывают характер героев. Здесь в большей степени акцентируется внимание на чувствах героев

  • Сочинение Большов в пьесе Свои люди — сочтемся! Островского

    Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал.

  • Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)

    Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.

  • Лермонтов

    Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.

Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Жанр и направление

«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.

Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Смысл названия

Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка. 

Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе. 

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал. 

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Темы

Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!

  1. Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
  2. Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
  3. Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.

Проблемы

Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

Смысл

Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу. 

Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.

Чему учит?

Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.

Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.

Критика

Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.

О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»

А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».

Автор: София Яковлева

  • Нравоучительный рассказ или стихотворение это какой жанр
  • Нравоучительный рассказ или стихотворение что это
  • Нравоучительный рассказ или стихотворение как называется
  • Нравоучительный рассказ или стих
  • Нравоучительные рассказы для детей